# sarprod-seva@list.ru Илья Анатольевич Севостьянов,
кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Сергей Львович Кулюкин,
магистрант,
Саратовский социально-экономический институт (филиал)
УДК 347.7 РЭУ им. Г.В. Плеханова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Система привлечения налогоплательщика к ответственности за правонарушения в области налогообложения сложна и не является на данный момент достаточно эффективной. В отдельных случаях несовершенство данного механизма может приводить к невозможности применения соответствующих мер ответственности к недобросовестному налогоплательщику, а частые за последнее время законодательные изменения только усугубляют существующее положение. Среди основных препятствий, тормозящих применение имеющихся у налоговых и правоохранительных органов средств для раскрытия налоговых преступлений, следует отметить несопоставимость периодов, за которые проведена налоговая проверка, со сроками давности привлечения к уголовной ответственности, а также отказ в возбуждении уголовных дел ввиду невозможности достоверного определения в ходе проводимых экспертиз суммы сокрытых налогов по причине отсутствия первичных документов у недобросовестных налогоплательщиков. В этих условиях необходимо изменение функционирующих и установление принципиально новых элементов механизма привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности за налоговые преступления: синхронизация сроков проведения налоговых проверок и сроков давности привлечения к уголовной ответственности; повышение эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов и установление уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов.
Ключевые слова: налоговое преступление, привлечение к ответственности за налоговые преступления, налоговая проверка, срок давности привлечения к уголовной ответственности, определение налогов расчетным путем, уголовная ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов.
I.A. Sevostyanov, S.L. Kulyukin
IMPROVEMENT OF THE MECHANISM OF CRIMINAL PROSECUTION FOR TAX CRIMES
The system of prosecuting taxpayers for tax offenses is complex and it is not at the moment sufficiently effective. In some cases, the imperfection of this mechanism may lead to situations when it is impossible to take appropriate legal measures against unscrupulous taxpayers, and frequent recent legislative changes only aggravate the existing situation. It should be noted that the main obstacles hampering the use of measures available to tax and law enforcement agencies to investigate tax crimes are discrepancy between the period when tax audit is carried out and the limitation period for criminal prosecution and refusal to initiate criminal proceedings because of the lack of reliable evidence about the amount of concealed taxes due to the fact that unscrupulous taxpayers do not have primary documents. In this situation it is necessary to change the existing and introduce fundamentally new elements of the mechanism for prosecuting taxpayers for tax crimes: bringing into step the period for tax auditing and limitation period for criminal prosecution, improving the effectiveness of interaction between fiscal and investigative bodies, and establishing criminal liability for non-payment of insurance premiums.
Keywords: tax offence, prosecution of tax crimes, tax audit, limitation period for criminal prosecution, calculating taxes, criminal liability for non-payment of insurance premiums.
Ответственность за правонарушения в области налогообложения установлена в Уголовном кодексе РФ (в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности»), Налоговом кодексе РФ (в разделе IV «Налоговые правонарушения и ответственность за их
совершение»), а также в главе 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с действующим российским уголовным законодательством ответственность за неуплату налогов и сборов и другие основные правонарушения
в области налогообложения установлена следующими статьями:
- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ);
- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ);
- неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ);
- сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).
Ответственность за налоговые правонарушения предусматриваются главами 16 и 18 НК РФ. Согласно п. 3 ст. 32 НК РФ установлено, что, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные в требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ, для возбуждения уголовного дела.
В течение последних пяти лет дважды существенно менялся порядок возбуждения данной категории уголовных дел:
- в 2011 г. был принят Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», который предусматривал обязательность наличия соответствующих документальных материалов от ФНС для возбуждения уголовного дела в качестве единственного повода;
- с момента вступления в силу Федеральный закон от 22 октября 2014 г. № 308-Ф3 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» с конца 2014 г. возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях осуществляется без материалов, поступивших от налогового органа.
В настоящее время при поступлении сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198, 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью 7
настоящей статьи, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:
1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;
3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.
После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198, 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления [2, с. 2].
Таким образом, вновь установленный механизм имел своей главной целью устранить созданные процессуальные препятствия, связанные с возбуждением уголовных дел о налоговых преступлениях, повысить эффективность раскрытия налоговых преступлений и возможности применения в уголовном процессе результатов оперативно-разыскных мероприятий, проводимых органами внутренних дел в рамках борьбы с налоговой преступностью [4, с. 3].
Однако практика применения данного положения привела к неоднозначным результатам. Так, согласно Посланию Президента РФ к Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. в 2014 г. следственными органами возбуждено почти 200 тыс. уголовных дел по экономическим составам, до суда дошли 46 тыс. из 200 тыс., еще 15 тыс. дел развалилось в суде, т.е. приговором закончились лишь 15% дел; при этом 83% предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес [3, с. 6].
Таким образом, налоговые органы в настоящее время в значительно меньшей степени могут принимать участие в непосредственном принятии соответствующих решений, связанных с возбуждением уголовных дел и формированием доказательной базы по ним.
♦-
По данным ФНС России, в 2016 г. в следственные органы было направлено 6,01 тыс. материалов, содержащих признаки преступлений, предусмотренных статьями 198, 199.2 (в 2015 г. - около 7 тыс., снижение составило более 14%). Такое снижение количества материалов можно отчасти объяснить внесением изменений в УПК и УК РФ. Например, с середины 2016 г. были существенно увеличены суммы крупного и особо крупного ущерба для целей применения статей 198, 199.1 УК РФ, а также увеличены критерии крупного и особо крупного ущерба, установленные в процентном отношении.
За 2016 г. в результате взаимодействия налоговых и следственных органов возбуждено 1781 уголовное дело (в 2015 г. - 1826 уголовных дел, т.е. на 2,5% больше). Таким образом, в 2016 г. только по 29,6% материалам налоговых органов возбуждалось уголовное дело (в 2015 г. - по 26,1%). За последние 5 лет совместной работы налоговых и следственных органов данный показатель увеличился в 1,7 раза в сравнении с 2012 г. (1043 уголовных дела, в 2012 г. возбуждалось уголовное дело по каждому седьмому рассмотренному материалу, направленному налоговым органом).
Удельный вес отказов в возбуждении уголовных дел в 2016 г. снизился на 3,0 п.п. и составил 62,5% (в 2015 г. - 65,4%) [1, ^ 54-55].
Основными причинами отказов в возбуждении уголовных дел, как отмечает ФНС, являются следующие:
1. Истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности (ввиду несопоставимости периодов, за которые проведена налоговая проверка, со сроками давности привлечения к уголовной ответственности). Например, уклонение от уплаты налогов с физического лица, совершенное в особо крупном размере, или уклонение от уплаты налогов с организации, совершенное в крупном размере, относятся к преступлениям небольшой тяжести, поскольку максимальное наказание по данным статьям УК РФ в этих случаях не превышает трех лет лишения свободы. При этом лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения такого преступления истекли два года, что не всегда можно своевременно выявить в ходе налоговых проверок. Так, в соответствии со ст. 89 НК РФ установлено, что в рамках выездной налоговой проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором выносится решение о ее назначении. Кроме того, надо учитывать длительность проведения мероприятий налогового контроля. Например, максимальный срок проведения выездной налоговой проверки (с учетом приостановки) может составить до 1 года. Также необходимо принимать во внимание достаточно длительное время для последующих процедур обжалования (представление налогоплательщиком возражений по акту проверки) до принятия и вступления в силу окончательного решения по налоговой проверке (с учетом проведения возможных дополнительных мероприятий налогового контроля).
-♦
2. Налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в указанных случаях:
- воспрепятствование налогоплательщиком допуска должностных лиц ФНС для проведения на законных основаниях производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
- в течение более двух месяцев непредоставление налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствие учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Однако впоследствии следственные органы зачастую выносят постановления об отказе в возбуждении соответствующих уголовных дел в виду невозможности достоверного определения в ходе проводимых экспертиз суммы сокрытых налогов по причине отсутствия первичных документов, что позволяет недобросовестным налогоплательщикам уходить от ответственности.
Таким образом, в целях улучшения механизма привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления необходимы следующие меры:
1. Синхронизировать сроки проведения налоговых проверок согласно НК РФ и сроки давности привлечения к уголовной ответственности, установленные УК РФ.
2. Повысить эффективность взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения.
3. Учитывая передачу ФНС РФ права администрирования страховых платежей в государственные внебюджетные фонды путем введения в действие в 01.01.2017 г. главы 34 НК РФ «Страховые взносы», необходимо установить уголовную ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов, определив размер как крупного, так и особо крупного уклонения, по аналогии со статьями 198 и 199 УК РФ.
1. Доклад об осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2016 году. URL: https://www.nalog.ru/html/ sites/www.new.nalog.ru/docs/kontrol/doclad_kont16.pdf (дата обращения: 01.04.2017).
2. Назаров О.В. О проблемах, связанных с возбуждением уголовных дел о налоговых преступлениях // Адвокат. 2014. № 2.
3. Послание Президента Федеральному Собранию от 03.12.2015 г. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/ news/50864 (дата обращения: 01.04.2017).
4. Рябинин В.В. Направление налоговыми органами материалов в следственные органы // Налоговая проверка. 2015. № 5.