Научная статья на тему 'Совершенствование механизма оценки инвестиционной привлекательности автотранспортных организаций (часть 2)'

Совершенствование механизма оценки инвестиционной привлекательности автотранспортных организаций (часть 2) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / INVESTMENTATTRACTIVENESS / ROADTRANSPORT / METHODS FOR ASSESSING INVESTMENT ATTRACTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Думина С. С.

Существующие на сегодняшний день наиболее проработанные методики оценки инвестиционной привлекательности, главным образом, применимы к промышленным предприятиям. Оценка инвестиционной привлекательности субъектов автотранспортного сектора экономики нуждается в совершенствовании методологических принципов, особенно в части более полного учета влияния факторов на макро имезоуровнях. На основании анализа существующей практики оценки инвестиционной привлекательности предприятий в статье рассмотрена методологическая база совершенствования оценочной технологии автотранспортных организаций.В статье рассмотрена методологическая база совершенствования оценочной технологии автотранспортных организаций. В данной статье наиболее подробно рассматривается метод оценки инвестиционной привлекательности автотранспортных организаций как совокупности потенциалов функционирования субъектов автотранспортного бизнеса, где каждый из потенциалов в свою очередь представляет взвешенную интегральную оценку наиболее существенных показателей инвестиционной привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Думина С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE MECHANISM FOR EVALUATING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE MOTOR TRANSPORTATION ORGANIZATIONS (PART TWO)

Existing to date the most developed methods for assessing investment attractiveness are mainly applicable to industrial enterprises. The evaluation of investment attractiveness of motor transport sector of economy requires the improvement of methodological principles by taking into account the influence of factors at macro and meso levels. The article describes the methodologicalframework of improving the evaluation of motor technology organizations.The article considers method of evaluating investment attractiveness of road transport organizations as a set of potentials for functioning of motor transport business subjects.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма оценки инвестиционной привлекательности автотранспортных организаций (часть 2)»

Коэффициенты бета, публикуемые для крупных компаний отражают структуру их капитала, поэтому для получения адекватных сопоставимых результатов рекомендуется рассчитывать безрычажные бета (без учета финансового рычага конкретной компании).

где ^^ - доля заемного капитала в общей его структуре, либо стоимость заемного капитала; №

- доля собственного капитала в общей его структуре, либо стоимость собственного капитала.

После определения безрычажных бета следует сопоставить уровни заемных источников финансирования всех оцениваемых

компаний, и на основе их предполагаемых структур капитала рассчитать новые коэффициенты бета.

Представленная методология оценки инвестиционной привлекательности автотранспортных организаций достаточна проста и не требует существенных трудозатрат, вместе с тем основана на реальных рыночных данных. Однако, сложность ее применения на сегодняшний день заключается в неразвитости фондового рынка в целом и отсутствии большинства автотранспортных операторов на открытых фондовых биржах. Эти обстоятельства, существенным образом тормозят развитие подотрасли и препятствуют повышению инвестиционной привлекательности автотранспортной организации. Таким образом, методология оценки инвестиционной привлекательности в условиях нестационарной российской методологии требует учета скорее не систематических рисков, а несистематических, специфических для отечественного автотранспортного бизнеса.

УДК 338

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ЧАСТЬ 2)

Думина С.С., аспирант кафедры «Экономика автомобильного транспорта» ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ), e-mail: [email protected]

Существующие на сегодняшний день наиболее проработанные методики оценки инвестиционной привлекательности, главным образом, применимы к промышленным предприятиям. Оценка инвестиционной привлекательности субъектов автотранспортного сектора экономики нуждается в совершенствовании методологических принципов, особенно в части более полного учета влияния факторов на макро и- мезоуровнях. На основании анализа существующей практики оценки инвестиционной привлекательности предприятий в статье рассмотрена методологическая база совершенствования оценочной технологии автотранспортных организаций.В статье рассмотрена методологическая база совершенствования оценочной технологии автотранспортных организаций. В данной статье наиболее подробно рассматривается метод оценки инвестиционной привлекательности автотранспортных организаций как совокупности потенциалов функционирования субъектов автотранспортного бизнеса, где каждый из потенциалов в свою очередь представляет взвешенную интегральную оценку наиболее существенных показателей инвестиционной привлекательности.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, автомобильный транспорт, методики оценки инвестиционной привлекательности.

IMPROVING THE MECHANISM FOR EVALUATING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE MOTOR TRANSPORTATION ORGANIZATIONS (PART

TWO)

Dumina S., the post-graduate student, Economy of motor transport chair, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the

name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT), e-mail: [email protected]

Existing to date the most developed methods for assessing investment attractiveness are mainly applicable to industrial enterprises. The evaluation of investment attractiveness of motor transport sector of economy requires the improvement of methodological principles by taking into account the influence of factors at macro and meso levels. The article describes the methodological framework of improving the evaluation of motor technology organizations.The article considers method of evaluating investment attractiveness of road transport organizations as a set ofpotentials for functioning of motor transport business subjects.

Keywords: investmentattractiveness, roadtransport, methods for assessing investment attractiveness

Оценка инвестиционной привлекательности автотранспортных организаций на основе рыночной стоимости или оценки общерыночных рисков, представленная в первой части статьи, безусловно, является обоснованной, так как базируется на фактических результатах функционирования субъектов бизнеса, состоянии инфраструктуры фондового рынка и учитывает эффективность и развитость всей отрасли и экономики в целом. Вместе с тем, не редки случае, когда в определенные моменты времени рыночные оценки компаний не соответствуют их фактическим уровням. Кроме того, следует иметь в виду, что фактически у каждой компании в отдельно взятые моменты времени существуют активы, не участвующие в операционной деятельности, а также экономическая и управленческая системы бизнеса, зачастую могут быть недооценены рынком. Исходя из этого, а также общеотраслевых и общеэкономических проблем и особенностей функционирования операторов автомобильного транспорта, для получения адекватных значений уровней инвестиционной привлекательности автотранспортных организаций, рекомендуется упор делать на интегральную взвешенную оценку инвестиционных качеств компаний.

Данная интегральная взвешенная оценка, по-нашему мнению, должна учитывать совокупность потенциалов функционирования субъектов автотранспортного бизнеса:

• привлекательность услуг;

• инновационная привлекательность;

• кадровая привлекательность;

• финансовая привлекательность;

• территориальная привлекательность;

• диверсификационная привлекательность;

• социальная привлекательность;

• экологическая привлекательность.

Каждый из потенциалов в свою очередь должен представлять взвешенную интегральную оценку наиболее существенных показателей инвестиционной привлекательности.

Привлекательность услуг

Оценка привлекательности услуг автотранспортной организации является ключевым параметром инвестиционной привлекательности компании если речь идет о интересе действующего бизнеса и не связана с диверсификационной или территориальной привлекательностью. Система показателей оценки привлекательности услуг автотранспортных организаций должна учитывать все аспекты конкурентоспособности фирмы на рынке, в том числе качественные характеристики работы подвижного состава, уровень удовлетворенности клиентуры и ее прирост, технико-эксплуатационные и организационные показатели работы парка, уровень цен и позицию компании на рассматриваемом сегменте/(ах) рынка. Исходя из вышеизложенного, предлагается использовать следующие показатели для оценки привлекательности услуг автотранспортных организаций (табл.1):

Таблица 1 - Показатели привлекательности услуг

Показатель

Формула расчета

Коэффициент уровня цен

_ у-.

Г lTKtt

-

- среднерыночный тариф за 1 ткм

т 1ткн

- средний тариф организации за 1ткм по видам груза

Коэффициент скорости доставки груза

Ке =

где Р111"- - взвешенное среднерыночное время доставки груза по направлениям, в которых осуществляет свою деятельность автотранспортная организация.

'рын ^ ' ^рык * ¡ = 1

TJ,

- среднерыночное время сообщения в ¡-том направлении (норматив времени доставки груза в ¡-том направлении);

-

доля объемов перевозки груза автотранспортной организации в ¡-том сообщении.

п

Тгаи — ^ ' ^к-аи * ¡ = 1

I - среднее время доставки груза компанией в ¡-том направлении.

Доля постоянных клиентов (темп прироста постоянных клиентов)

где

И

ОС-

количество постоянных клиентов автотранспортной организации;

N

С - общее количество клиентов за рассматриваемый период.

dcc -

N

гйп

и ;г

где СС - количество заказов, оформленных постоянными клиентами за рассматриваемый период.

тШР = трсс » 100% -100%, но

гСС

количество постоянных клиентов автотранспортной организации в отчетном периоде;

■ количество постоянных клиентов автотранспортной организации в базисном периоде.

■rLL _

Ш ~ N*

- 100% - 100%,

к;

где СС1 - количество заказов, оформленных постоянными клиентами в текущем периоде;

Nr

- количество заказов, оформленных постоянными клиентами в базисном периоде.

Индекс выполнения заказов в срок

N

СфШ

где " - количество заказов, выполненных в установленные сроки; - общее количество заказов за рассматриваемый период.

Коэффициент утраты, повреждения или порчи груза

KLOS - '

Oda

где QlüS _ объем груза, утраченного, поврежденного или испорченного в результате перевозки груза за рас-

сматриваемый период;

Q

абж _ общий объем перевезенных грузов авт|£ = организацией за рассматриваемый период.

405

где - стоимость груза, утраченного, поврежденного или испорченного в результате перевозки груза за

рассматриваемый период;

- общая стоимость перевезенных грузов автотранспортной организацией за рассматриваемый период.

Коэффициент среднего возраста подвижного состава где Ш - средний возраст парка подвижного состава автотранспортной организации. —- Т; * Асш X- Где 1 - возраст 1-той группы парка подвижного состава; ■■-■■■ - списочная численность подвижного состава ¡-той возрастной группы.

Доля компании на рынке (сегменте рынка) где ^ к'ян - объем перевозки грузов автотранспортной организацией за рассматриваемый период; - объем перевозки грузов на рынке (сегменте) в целом.

Интегральный коэффициент эффективности состояния и использования парка подвижного состава (альфа, гамма, бета) /¡ГТЕ = * У' где аЕ - коэффициент выпуска автомобилей на линию; ^ - коэффициент использования пробега; ' - коэффициент использования грузоподъемности.

Инновационная привлекательность Оценка инновационной привлекательности как составной части инвестиционной привлекательности автотранспортных организаций имеет особое значение. Это связано, прежде всего, с постоянно возрастающими требованиями к оказанию транспортных услуг: повышению скорости доставки, безопасности, информационному обеспечению, экологичности, комплексности услуг - все это предопределяет ключевую роль инноваций на автомобильном транспорте. В методике мы предлагаем рассматривать в качестве ключевых показателей инновационной привлекательности автотранспортных организаций следующие показатели (табл.2):

Таблица 2 - Показатели инновационной привлекательности

Показатель Формула расчета

Коэффициент обновления парка подвижного состава (коэффициент обновления основных фондов) где ^NBW _ количество новых автотранспортных средств, принятых на баланс в текущем году; БЩ - общее количество автотранспортных средств организации. ,, VjiEW %BW - и ^ОЖЦ где ^ NE'V - стоимость транспортных средств, поступивших на баланс в отчетном году; ^ОЕЩ _ общая стоимость транспортных средств организации. „ anew "ИТ - , где L" Г7 _ количество выбывших автотранспортных средств за отчетный период по всем причинам. „ NEW "[NT - VQUIT где U Г7 _ стоимость выбывших автотранспортных средств за отчетный период по всем причинам.

Коэффициент роста объемов перевозок где^1 - объем перевозок груза в отчетном периоде; ■ - объем перевозок груза в базисном периоде.

Доля затрат на инновации (доля чистой прибыли, направляемой на техническое перевооружение) где ^' - затраты, направляемые на инновационное развитие; ^и - общая сумма затрат организации. _ ' ' где11 1 - часть чистой прибыли организации, направляемая на инновации; - - — - общая чистая прибыль организации за отчетный период.

Коэффициент инновационной экономии Г где 1- - затраты времени или финансов после внедрения инновационных систем (в отчетном периоде); " ■ - затраты времени или финансов до внедрения инновационных систем (в базисном периоде)

Рентабельность инвестиций

где - прирост прибыли в результате инвестиций на инновации; - вложенные средства на инновации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициент роста ресурсоот-дачи материально-технической базы где"'1'' - ресурсоотдача (оборачиваемость активов) в отчетном периоде; что " 1 г - ресурсоотдача (оборачиваемость активов) в базисном периоде. я, где 1 - выручка автотранспортной организации в отчетном периоде; - среднегодовая балансовая стоимость активов организации.

Коэффициент автоматизации (коэффициент трудового участия) где - суммарное время работы технических устройств, необходимых для осуществления основных и сопутствующих услуг за год; у - общее годовое время, затраченное на осуществление перевозочного процесса с учетом сопутствующих операций.

Кадровая привлекательность Учитывая специфику работы автотранспортных организаций в среде автомобиль-водитель-дорога, ключевую роль в эффективности функционирования работы фирмы осуществляет персонал и прежде всего водители. Таким образом, оценка кадровой привлекательности имеет большое значение при определении инвестиционной привлекательности автотранспортной организации. При оценке кадровой привлекательности ключевыми факторами должны являться уровень квалификации, стаж водителей, производительность труда, а также оценка менеджмента. В качестве показателей подобной оценки нами предлагаются следующие (табл. 3):

Таблица 3 - Показатели кадровой привлекательности

Показатель Формула расчета

Коэффициент обновления кадров где - численность принятых работников за отчетный период; Ч □ Г7 _ численность уволенных работников за отчетный период; ^ - среднесписочная численность работников организации.

Коэффициент кадровой стабильности с где - средний стаж работников организации - дн^ьш' Доля водителей со стажем работы не менее 5/10 лет где" " - списочная численность водителей со стажем работы более 5/10 лет; - общая списочная численность водителей.

Коэффициент роста производительности труда водителей рр 1 где производительность труда водителей в отчетном периоде; РЕ" - производительность труда в базисном периоде.

Коэффициент ДТП где "Д™ - количество ДТП с подвижным составом автотранспортной организации по вине водителей за отчетный период.

Оценка качества менеджмента, по-нашему мнению, является не менее важным фактором, чем представленные в таблицы, однако ее адекватная оценка требует существенных трудозатрат и поиску внутренней информации, которая представляет собой коммерческую тайну организаций. Таким образом, оценку качества менеджмента в системе кадровой привлекательности автотранспортной организации рекомендуется осуществлять только для крупных компаний, и для сравнительного анализа привлекательности она не подходит, так как требует проведения соответствующих опросов персонала компании, либо доступа к структуре затрат. Еще одна сложность применения оценки качества управления на практике связана с зависимостью эффективности системы управления с производственной деятельностью организации, социальной средой, финансовыми результатами деятельности компании, экономическим развитием и т.д. В этой связи оценка качества менеджмента автотранспортной организации выступает как сложная система, учитывающая разные аспекты внешней и внутренней среды бизнеса, и, по сути, частично уже отражает в себе уровень инвестиционной привлекательности. Наибольший интерес оценки качества менеджмента представляют два методологических подхода, которые хотелось бы привести:

1. Первый подход предлагает в качества показателя оценки качества менеджмента использовать рентабельность менеджмента:

м

е

СМ

MVA

где - управленческая добавленная стоимость;

- издержки на управление.

MVA = BVA - AVA -СО- СМ,

где ^^ _ добавленная бизнесом стоимость;

AVA

- добавленная акционерами стоимость;

СО

- операционные издержки.

Добавленная бизнесом стоимость представляет собой разницу между выручкой организации и общей суммой затрат и налогов.

Добавленная акционерами стоимость - это величина дохода, который могли получить акционеры при альтернативном инвестировании собственного капитала. Объём такой стоимости может выражаться банковской процентной ставкой, умноженной на величину собственного капитала.

2. Второй подход предполагает экспертную балльную оценку системы менеджмента организации. В качестве примеров можно привести систему, разработанную Европейским фондом управления качеством (EFQM) и Европейской организацией по качеству (EOQ) или методику Малькольма Болдрижа (США). Методика Болдриджа оценивает успешность и совершенство менеджмента компании по 1000-балльной шкале на основе 7 индикаторов.

Финансовая привлекательность

Финансовая устойчивость и стабильность является центральным звеном инвестиционной привлекательности автотранспортной организации и целью как большинства инвесторов, так и самих компаний. В качестве показателей, формирующих этот частный блок инвестиционной привлекательности следует выбирать те, которые характеризуют структуру капитала, эффективность развития компании и оказываемых услуг, а также финансовую защищенность. Кроме того, как уже отмечалось ранее, при выборе показателей следует ориентироваться на применение таких показателей, которые бы не учитывали особенности учетной, налоговой, дивидендной и т.п. политик компании, а были бы универсальными для организаций разных организационно-правовых форм и систем налогообложения. К показателям, характеризующим финансовую привлекательность следует отнести следующие (табл 4.):

Таблица 4 - Показатели финансовой привлекательности

Показатель Формула расчета

Рентабельность перевозок EBIT где - прибыль до выплаты налогов и процентов; С - себестоимость услуг.

Коэффициент роста прибыли ЕВ1Та' ЕБ1Т где 1 - прибыль до выплаты налогов и процентов в отчетном периоде; - прибыль до выплаты налогов и процентов в базисном году.

Коэффициент текущей ликвидности ^ BF+ЛР+ОС' где CA - стоимость оборотных активов (стр. 1200 бухгалтерского баланса); FI - финансовые вложения (стр. 1170 бухгалтерского баланса); BF - заемные средства (стр. 1510 бухгалтерского баланса); AP - кредиторская задолженность (стр. 1520 бухгалтерского баланса); OC - прочие краткосрочные обязательства (стр. 1550 бухгалтерского баланса).

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности Rap/ПЕС = где REC - дебиторская задолженность (стр. 1230 бухгалтерского баланса).

Коэффициент обеспеченности собственным оборотном капиталом где OWC - собственный оборотный капитал (стр. 1300-стр.1100 бухгалтерского баланса); RC - запасы и затраты (стр. 1210 бухгалтерского баланса).

Коэффициент финансирования 5T\+LTL' где OF - собственные средства (стр. 1300 бухгалтерского баланса); STL - краткосрочные обязательства (стр. 1500 бухгалтерского баланса); LTL - долгосрочные обязательства (стр. 1400 бухгалтерского баланса).

Территориальная привлекательность

Территориальная привлекательность автотранспортных организаций усматривается в стратегическом расположении материально-технической базы относительно терминально-складских объектов, основных клиентов, крупных транспортных магистралей, объектов инфраструктуры, а также с учетомстоимости земли и размеров самой фирмы. Таким образом, принимая во внимание особенности автотранспортных услуг в части невозможности их накопления и неотрывности от производственной деятельности, пространственное расположение автотранспортных операторов выступает одним из ключевых факторов инвестиционной привлекательности, так как геопространственное положение субъекта автотранспортного бизнеса определяет и влияет на потенциальную емкость рынка транспортных услуг, спрос на них, долю транспортной составляющей в цене готовой продукции и т.п. В качестве показателей оценки территориальной привлекательности предлагается использовать следующие (табл. 5):

Таблица 5 - Показатели территориальной привлекательности

Показатель Формула расчета

Коэффициент использования пробега где " с - пробег с грузом; " - - — - общий пробег парка подвижного состава.

Индекс стоимости земли (арендной платы) ^ _Р(ВЕЯГу1 Р Р{ВЕЯГ)ц' P(RENT\ где ' L - цена или арендная плата в районе оцениваемой автотранспортной организации; " ■ ' - средняя цена или арендная плата в городе (регионе).

Индекс густоты транспортной сети ^GTS = рЁШ-1 где ^"TS - протяженность автодорог общего пользования в городе (регионе) нахождения автотранспортной организации; Лщ - общая протяженность автодорог общего пользования в регионе (стране).

Диверсификационная привлекательность Диверсификационную привлекательность автотранспортных организаций можно рассматривать как с позиции инвестора с целью расширения территориальных границ рынков собственных товаров, ассортимента оказываемых услуг, интегрированности различных видов транспорта в процессе перевозок (мультимодальные перевозки), а также с точки зрения обслуживания товаропотоков различных отраслей народного хозяйства. Оценку данной привлекательности рекомендуется осуществлять на основе следующих количественных показателях (табл. 6):

Таблица 6 - Показатели диверсификационной привлекательности

Показатель Формула расчета

Доля универсального подвижного состава л где V - списочная численность универсального подвижного состава.

Коэффициент роста дохода от сопутствующих услуг (ответственное хранение, экспедирование и т.п.) /1- где в- доход от сопутствующих услуг в отчетном периоде; Гг. - доход от сопутствующих услуг в базисном периоде.

Доля мультимодальных перевозок где - объем перевозок груза в мультимодальном сообщение.

Индекс энтропии где - доля объемов перевозок (стоимости) груза ¡-той отрасли (сектора экономики); п - количество отраслей, с которыми работает автотранспортная организация.

Социальная привлекательность

Социальная привлекательность автотранспортных организаций направлена на оценку уровня и качества условий труда, обеспеченности кадрового состава, а также выплат стимулирующего характера. Оценка социальной привлекательности позволяет сделать вывод об уровне конкурентоспособности компании. Согласно разработанной методики оценки инвестиционной привлекательности рекомендуется при определении социальной привлекательности учитывать следующие критерии (табл. 7):

Таблица 7 - Показатели Социальной привлекательности

Показатель Формула расчета

Индекс средней заработной платы где ^ 1- - средняя заработная плата в автотранспортной организации в отчетном периоде; - - средняя заработная плата по отрасли, в регионе, в стране и т.п.

Коэффициент роста заработной платы где - средняя заработная плата в базисном периоде. ■ЛИР Т^п1 где Р - темп прироста заработной платы за рассматриваемый период; - уровень инфляции за аналогичный период.

Коэффициент роста рабочих мест где ^П'ОЯИ - количество рабочих мест в отчетном периоде (количество полных ставок); № - количество рабочих мест в базисном периоде.

Коэффициент своевременной оплаты труда где " _ выплаты из фонда оплаты труда, осуществляемые в заявленные сроки; £ СК - общий фонд оплаты труда.

Коэффициент развитости социальной и корпоративной инфраструктуры где - выплаты материального характера и денежный эквивалент натурального стимулирования и премирования работников автотранспортной организации (в виде дополнительного медицинского обеспечения, компенсации туристических путевок, спортзалов, доп. пенсионного обеспечения и т.п. в соответствии с корпоративными правилами); - средняя заработная плата.

Экологическая привлекательность Принимая во внимание, что автомобильный транспорт является одним из ведущих по уровню загрязнения окружающей среды, оценка экологической привлекательности субъектов автотранспортного бизнеса должна являться неотъемлемой частью инвестиционной привлекательности. Важное значение показатели экологического состояния оказывают и на другие частные составляющие инвестиционной привлекательности: территориальную, социальную, кадровую, финансовую, привлекательность услуг и инновационную. В число показателей, позволяющих количество оценить уровень экологической привлекательности автотранспортной организации, по-нашему мнению, должны войти следующие (табл. 8):

Таблица 8 - Показатели экологической привлекательности

Показатель Формула расчета

Доля транспортных средств, соответствующих экологическим стандартам не ниже ЕВРО 4 (5) _ ^EUHU где '''EURO - списочная численность подвижного состава, соответствующая экологическим стандартам не ниже EURO 4(5).

Коэффициент экологических налогов и платежей ^ECO = 1 — ^ЕСО' где ^ЕСО - уровень платежей за выбросы загрязняющих веществ в установленном лимите и сверхнормативного объема к чистой прибыли.

Коэффициент ресурсосбережения где с - доля затрат на электроэнергию и водоснабжение и отведение в себестоимости 1 ткм.

Доля чистой прибыли, направляемая на экологизацию транспортных услуг ЕС где - часть чистой прибыли, направляемая на экологизацию автотранспортных услуг; NP - чистая прибыль.

Следует отметить, что представленная в методическом подходе система показателей оценки инвестиционной привлекательности не является законченной и полной, она может быть дополнена рядом показателей, отражающим динамику роста стоимости компании, экономической добавленной стоимостью организации, показателями, отражающими уровень качества и сервиса транспортных услуг. Эти показатели не вошли в разработанный методический подход оценки инвестиционной привлекательности на данный момент по причине недостаточности и неразвитости информационной базы для их расчета, закрытости отечественного бизнеса, а также в силу системных причин уже озвученных выше.

Кроме того, система может быть дополнена и частью системы ключевых показателей эффективности (КР1), разработанных научным сообществом совместно с бизнес средой, представленных на сайте некоммерческой международной организации Ассоциация операционного менеджмента АР1С8 (http://www.apics.org/). охватывающие всю систему управления цепочкой поставок.

Однако, не стоит излишне нагружать методику, так как расчет большого числа показателей существенно усложнит и приведет к удорожанию процедуры оценки (за счет временных затрат). Кроме того, излишние количество показателей или их диспропорции по потенциалам могут исказить реальную инвестиционную привлекательность за счет частичного дублирования факторов. В этой связи, по-нашему мнению, представленная в статье методика оценки инвестиционной привлекательности может являться достаточной основой для принятия инвестиционных решений.

Для определения признаков-весов факторов оценки инвестиционной привлекательности автотранспортных организаций по-нашему мнению следует применять метод парных сравнений. Для определения степени значимости параметров в методическом подходе определялась итерированная сила 5-ого порядка.

В качестве экспертных оценок использовались оценки, данные 50 специалистами научного и бизнес сообщества, среди которых сотрудники Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), Государственного университета управления, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Всероссийской академии внешней торговли, Научно-исследовательского университета автомобильного транспорта, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, ООО «Ма]огСа^о8егуюе», , ОАО « ФПК Сатори», ГК «Деловые линии», ООО «ПЭК» Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СИБАДИ) и др.

Из полученных коэффициентов весомости параметров и частных потенциалов была определена средняя величина, которая после нормирования и принималась за средний признак-вес. Расчетные значения представлены в табл. 9:

Таблица 9 - Нормированные средние признаки-веса параметров инвестиционной привлекательности автотранспортных организаций

Инвестиционная привлекательность Уровень значимости группы Показатели привлекательности Признаки веса

Привлекательность услуг 0,2263 Коэффициент уровня цен 0,1861

Коэффициент скорости доставки груза 0,1009

Доля постоянных клиентов (темп прироста постоянных клиентов) 0,1550

Индекс выполнения заказов в срок 0,1707

Коэффициент утраты, повреждения или порчи груза 0,0861

Коэффициент среднего возраста подвижного состава 0,0249

Доля компании на рынке (сегменте рынка) 0,2533

Интегральный коэффициент эффективности состояния и использования парка подвижного состава (альфа, гамма, бета) 0,0231

Инновационная привлекательность 0,1627 Коэффициент обновления парка подвижного состава (коэффициент обновления основных фондов) 0,2091

Коэффициент роста объемов перевозок 0,2817

Доля затрат на инновации (доля чистой прибыли, направляемой на техническое перевооружение) 0,0205

Коэффициент инновационной экономии 0,1326

Рентабельность инвестиций 0,1684

Коэффициент роста ресурсоотдачи материально-технической базы 0,1362

Коэффициент автоматизации (коэффициент трудового участия) 0,0515

Кадровая привлекательность 0,0749 Коэффициент обновления кадров 0,1789

Коэффициент кадровой стабильности 0,2565

Доля водителей со стажем работы не менее 5/10 лет 0,1352

Коэффициент роста производительности труда водителей 0,2944

Коэффициент ДТП 0,1351

Финансовая привлекательность 0,2698 Рентабельность перевозок 0,4910

Коэффициент роста прибыли 0,2586

Коэффициент текущей ликвидности 0,0602

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности 0,0336

Коэффициент обеспеченности собственным оборотном капиталом 0,0927

Коэффициент финансирования 0,0640

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Территориальная привлекательность 0,0905 Коэффициент использования пробега 0,7315

Индекс стоимости земли (арендной платы) 0,0988

Индекс густоты транспортной сети 0,1697

Диверсификационная привлекательность 0,0634 Доля универсального подвижного состава 0,2532

Коэффициент роста дохода от сопутствующих услуг (ответственное хранение, экспедирование и т.п.) 0,2054

Доля мультимодальных перевозок 0,2590

Индекс энтропии 0,2824

Социальная привлекательность 0,0834 Индекс средней заработной платы 0,2564

Коэффициент роста заработной платы 0,1042

Коэффициент роста рабочих мест 0,2785

Коэффициент своевременной оплаты труда 0,1235

Коэффициент развитости социальной и корпоративной инфраструктуры 0,2374

Экологическая привлекательность 0,0291 Доля транспортных средств, соответствующих экологическим стандартам не ниже ЕВРО 4 (5) 0,5745

Коэффициент экологических налогов и платежей 0,1203

Коэффициент ресурсосбережения 0,0209

Доля чистой прибыли, направляемая на экологизацию транспортных услуг 0,2844

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.