Современное состояние и ресурсное обеспечение сфер образования и науки, неэффективность механизмов их управления во многом влияют на становление инновационной экономики в Российской Федерации. Недооценка ключевых составляющих представленной цепочки обусловливает существующие негативные проявления в инновационной экономике. Это касается и недостаточного финансирования таких сфер, как образование и наука. Медленные темпы роста экономики во многом определяются несоответствием заявленных стратегических задач перехода к инновационной экономике и имеющегося ресурсного обеспечения этих сфер.
Переход к новому технологическому укладу, научно-техническое развитие экономики
будут способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики, ее структурной перестройке. Поскольку российская экономика является сырьевой, выход ее из кризиса возможен только на основе построения инновационной экономики. Целенаправленный поиск, создание и практическая реализация инноваций и нововведений позволяют повысить экономическую эффективность производства, уровень удовлетворения общественных и личных потребностей и, в конечном счете, продолжительность и качество жизни человека.
Список литературы
Dennis L. Meadows. Limits to Growth: The 30-Year Update. New-York: Chelsea Green Publishing Company, 2004. 338 p.
БОРИСОВА Екатерина Валерьевна - аспирант. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Россия. Санкт-Петербург. E-mail: cath.borisova@gmail.com
BORISOVA, Ekaterina Valeryevna - Graduate. St. Petersburg State University of Economics. Russia. Saint Petersburg. E-mail: cath.borisova@gmail.com
УДК 338.24.021.8
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Е.Р. Борисова
Рассмотрены механизм реализации контрактной системы государственных закупок товаров, работ и услуг для удовлетворения государственных нужд, достигнутые результаты реализации контрактной системы, нововведения контрактной системы.
Ключевые слова: контрактная система; государственные закупки; государственные нужды; способы определения поставщика.
E.R. Borisova. IMPROVEMENT OF THE MECHANISM OF THE CONTRACT SYSTEM OF PUBLIC PROCUREMENT
The article deals with the mechanism of implementation of the contract system of public procurement of goods, works and services to meet state needs, the results of implementation of the contract system, the contract system innovations.
Keywords: contract system; public procurement; public needs; ways of determining supplier.
Современное состояние контрактной системы в Российской Федерации находится в тесной зависимости от российской экономики, характеризуется нестабильностью, изменением цен на основную номенклатуру товаров, работ, услуг Необходимы меры, чтобы смягчить негативные последствия влияния внешних и внутренних факторов, обусловливающих нестабильное развитие как экономики в целом, так и контрактной системы.
В рамках реализации антикризисного плана Правительства РФ будет предпринят еще ряд
мер в ближайшее время, в том числе на законодательном уровне. Такие инициативы прорабатываются и на уровне Правительства РФ, и на уровне Федерального Собрания РФ. Руководством страны поставлены задачи перед всеми ветвями власти реализовать нововведения в короткие сроки. В частности, изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ-44) должны быть внесены в первой половине 2015 г. [1].
Переход на контрактную систему государственных закупок, осуществленный в 2014 г, показал, что ее введение стало существенным фактором развития российской экономики и дало высокие результаты. В первую очередь, несмотря на негативные прогнозы некоторых экономистов, что в рамках контрактной системы государственных закупок по сравнению с механизмом, действовавшим в рамках Федерального закона от 21.07.2015 г № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ-94) [2], будет снижена эффективность государственных закупок, практика показала экономию бюджетных средств [2]. Так, эффективность расходования федерального и консолидированного бюджетов 2014 г в рамках контрактной системы возросла почти в два раза (рис. 1).
Единственный поставщик
С___1 V
более \
1,5 млн
закупок
около
0,5 млн
закупок
2013 г. (94-ФЗ)
2014 г. (44-ФЗ)
Рис. 2. Закупка продукции у единственного поставщика в 2013-2014 гг.
Запрос котировок как способ определения поставщика в 2014 г в рамках реализации контрактной системы хотя и перешел в конкурентные процедуры, однако, не является существенным инструментом экономии бюджетных средств, поскольку, как правило, в нем участвует небольшое количество участников. Если в 2013 г этим способом были заключены контракты на сумму около 0,8 млн руб., то в 2014 г. - только на 0,36 млн руб. (рис. 3).
2013 г. (94-ФЗ) 2014 г. (44-ФЗ)
Рис. 1. Эффективность расходования бюджетных средств в 2013-2014 гг.
При размещении заказов при реализации конкурентных процедур закупок продукции для государственных и муниципальных нужд по итогам 2013 г. экономия бюджетных средств составила около 424 млрд руб. (около 7% общего объема проводимых процедур), по итогам 2014 г текущая экономия оценивается в 891 млрд руб., или 15 % общего объема проводимых торгов.
Основной прирост экономии достигнут за счет возрастания конкурентных процедур. То есть те процедуры, которые ранее осуществлялись путем проведения запроса котировок или закупки у единственного поставщика до 100 тыс. руб. за счет умелого использования структурированной номенклатуры товаров, работ, услуг, заменены короткими аукционами, за счет которых получена достаточно хорошая экономия. Доля закупки у единственного поставщика с 1,5 млн руб. в 2013 г. снизилась на 67 % в 2014 г и составила около 0,5 млн руб. (рис. 2).
2013 г. (94-ФЗ) 2014 г. (44-ФЗ)
Рис. 3. Закупка продукции запросом котировок в 2013-2014 гг.
Сокращение закупок у единственного поставщика ведет к увеличению экономии бюджетных средств, поскольку при закупке продукции у единственного поставщика экономии не может быть в принципе, так как начальная цена и цена контракта совпадают. Экономия может быть получена только при использовании конкурентных процедур определения поставщика при заключении контракта по цене, уменьшенной от начальной (максимальной) цены контракта. К конкурентным процедурам
определения поставщика на сегодняшний день относятся: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, аукцион в электронном виде, запрос предложений, запрос котировок, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион. При фактической конкуренции, когда в процедуре закупки участвуют более семи поставщиков, может быть достигнуто значительное снижение от начальной (максимальной) цены контракта.
Итак, получение значительной экономии бюджетных средств является важнейшим достижением принятия федерального закона о контрактной системе.
Второй значимый результат получен по поддержке субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных предприятий и организаций. Для государственных и муниципальных заказчиков обязанность предоставления преференций указанным группам поставщиков является существенным бременем, поскольку неразмещение заданных объемов закупок продукции у названных субъектов влечет за собой административную ответственность должностных лиц заказчика.
Если в 2013 г. в рамках действия Закона о размещении заказов ФЗ-94 суммарный объем контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, по итогам специальных торгов составил 189 млрд руб., то по итогам 2014 г. прямые контракты, т.е. те контракты, которые непосредственно заключены заказчиками с названными поставщиками, составили порядка 308 млрд руб., непосредственная поддержка малого бизнеса возросла более чем на 62% (рис. 4).
Закупки у малого бизнеса
Прямые Прямые
контракты контракты
2013 г. (94-ФЗ) 2014 г. (44-ФЗ)
Рис. 4. Государственные закупки у субъектов малого предпринимательства в 2013-2014 гг.
Квоту закупок у малого бизнеса и социально-ориентированных организаций в соответствии с новым законом о контрактной системе можно достигать двумя способами: во-первых, специальные торги, в которых участниками могут быть только данные субъекты, и, во-вторых, привлечение их на субподряд. Объем субподрядных договоров, который был заключен с малым бизнесом и социально-ориентированными организациями, по итогам 2014 г. оценивается еще в 277 млрд руб. Таким образом, суммарный объем поддержки, который получил малый бизнес, возрос по сравнению с аналогичным периодом более чем в два раза. Это очень значительная поддержка, поскольку малый бизнес - это та сфера, которая наиболее уязвима в экономике при влиянии негативных факторов, с другой стороны, он является именно той сферой, которая особенно в кризисные периоды смягчает ту цикличность развития экономики, которая имеет место в текущем году.
Третье важное достижение контрактной системы - контрактная система стала не просто инструментом обеспечения государственных и муниципальных нужд, она стала важным инструментом импортозамещения, что в настоящее время является весьма актуальным. Те механизмы, которые содержатся в действующей контрактной системе: запрет на закупки иностранных товаров, работ и услуг, ограничения на импорт, ценовые преференции для отечественных товаропроизводителей - это тот инструментарий, который оперативно, в кратчайшие сроки, позволяет направить достаточно большие по объему бюджетные средства непосредственно на поддержку российских хозяйствующих субъектов. Такой инструментарий стимулирует спрос на отечественные товары, работы и услуги. Никакой другой механизм не позволяет в сжатые сроки так оперативно поддержать отечественный бизнес.
Надо отметить, что, несмотря на достигнутые успехи, при реализации ФЗ-44 правоприменительная практика потребовала его корректировки. Только в течение 2014 г. было принято семь федеральных законов, внесших существенные изменения в текст закона. В период с января по апрель 2015 г. внесены изменения в текст закона уже тремя федеральными законами: Федеральным законом от 08.03.2015 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»; Федеральным законом от 08.03.2015 г. № 48-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 06.04.2015 г. № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ».
Нововведения в контрактную систему государственных закупок связаны с тем, чтобы снизить те лишние издержки, которые возникают у участников контрактной системы в связи с ее применением. Предстоит дальнейшая законодательная работа по совершенствованию механизма реализации планирования, обоснования, нормирования закупок, определения поставщика и заключения с ним контрактов,
а также эффективного исполнения государственных и муниципальных контрактов для достижения основной цели контрактной системы - удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
Список литературы
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1652.
2. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30 (ч. 1), ст. 3105.
БОРИСОВА Елена Рафаиловна - кандидат экономических наук, доктор философских наук, профессор кафедры финансов, кредита и статистики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: elrafborisova@mail.
BORISOVA, Elena Rafailovna - Candidate of Economic Sciences, Doctor of Philosophy Sciences, Professor of the Department of Finance, Credit and Statistics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: elrafborisova@mail.com
УДК 658.14
ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ В XVI-XVII вв.
Н.С. Глоба
Рассматриваются особенности развития финансовой системы России в условиях формирования самодержавно-бюрократического государства, раскрываются особенности влияния организации финансового управления на развитие торговой, налоговой и таможенной деятельности.
Ключевые слова: финансовые органы государства; финансовое управление; развитие таможенного дела; развитие налоговых органов; приказы - органы центрального управления.
N.S. Globa. ORGANISATION AND DEVELOPMENT OF FINANCIAL MANAGEMENT IN RUSSIA IN THE XVI-XVII CENTURIES
The article deals with the features of the development of the Russian financial system in the conditions of formation of the autocratic-bureaucratic state. The peculiarities of the influence of financial management on the development of trade, tax and customs operations are revealed.
Keywords: state financial authorities; financial management; customs system development; tax authorities development; prikaz - a central administration body.
Особенности развития в XVI-XVП вв. финансов, торговли и таможенного дела в России определялись формированием централизованного, служилого, самодержавно-бюрократического государства с его обширным казенным хозяйством, запутанной финансовой системой, включавшей множество различных податей и
сборов, денежных и натуральных, внешних и внутренних, прямых и косвенных, с продажи товаров или только за их право.
В рассматриваемый исторический период органами центрального управления выступали приказы - специальные дворцовые учреждения, возникшие и развившиеся из великокня-