Оценка природных ресурсов и объектов недвижимости
УДК 519.072
DOI 10.23947/2413-1474-2017-4-45-53
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ
В.В. Поляков, Е.А. Корзунова, М. Ф. Руссу Донской государственный технический университет
IMPROVEMENT OF THE MECHANISM OF FORMATION REAL ESTATE OBJECTS
Рассмотрены мероприятия по оптимизации механизма формирования линейных объектов. В процессе оформления земельных участков для строительства линейных объектов возникает ряд трудностей, вызванных отсутствием эффективного и универсального нормативно-правового их регулирования, что существенно затрудняет градостроительные и земельно-имущественные отношения. Анализ действующего в настоящее время законодательства позволяет выработать несколько вариантов решения проблем, связанных с оформлением земельных участков для строительства линейных объектов, направленных на оптимизацию и упрощение процедуры оформления линейных объектов на уровне федерального законодательства и субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: линейный объект, протяженность, земельный участок, государственный кадастровый учет, право собственности, правоустанавливающие документы, сервитут.
Actions for optimization of the mechanism of formation of linear objects are considered. In the course of registration of the land plots for construction of linear objects there is a number of the difficulties caused by lack of effective and their universal standard and legal regulation that significantly complicates the town-planning and land and property relations. The analysis of the legislation existing now allows to develop several versions of the solution of the problems connected with registration of the land plots for construction of the linear objects directed to optimization and simplification of the procedure of registration of linear objects at the level of the federal legislation and territorial subjects of the Russian Federation.
Keywords: linear object, extent, land plot, state cadastral registration, property right, documents of title, easement.
Введение. В рамках земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации вопросы, связанные с линейными объектами, относятся к категории сложных задач, выполнение которых требует решения возникающих нюансов нормативно-правового регулирования. Сложность решения вопросов в отношении
V.V. Polyakov, E.A. Korzunova, M.F. Russu Donskoy state technical university
линейных объектов возникает ввиду неэффективности или отсутствия универсального нормативно-правового регулирования в этой области. В действующем законодательстве такое понятие как «линейный объект» на сегодняшний день отсутствует. Данное понятие можно раскрыть путем использования и перечисления различных нормативно-правовых актов, так как четкого и конкретного юридического формулирования линейного объекта, называющего его виды и признаки, отсутствует. Именно отсутствие четкой универсальной формулировки понятия «линейный объект» является основной проблемой действующего законодательства, в связи с чем возникает ряд проблем как технологического, так и правового характера. Анализ существующих законов в сфере земельных отношений позволяет найти различные варианты решения проблем, возникающих во время оформления земельных участков под строительство линейных объектов. Решение этих проблем направлено на оптимизацию и упрощение процедуры оформления линейных объектов на уровне Федерального законодательства и субъектов Российской Федерации.
Действующие нормы и правила при формировании объектов недвижимости. Линейные объекты в земельном и градостроительном законодательстве Российской Федерации являются сложными объектами, при формировании которых возникает ряд вопросов, требующих решения на уровне нормативно-правового регулирования земельно-имущественных отношений. Затруднения земельно-имущественных и градостроительных отношений при формировании линейных объектов вызваны отсутствием универсального и эффективного нормативно-правового регулирования в отношении линейных объектов. Если рассматривать само понятие «линейный объект», то можно отметить отсутствие четкой формулировки. Определение линейного объекта как отдельного понятия складывается исходя из нескольких характеристик, основанных на нормативно-правовых актах:
1. Протяженность объекта — длина объекта превышает его ширину.
2. Всегда сооружение. Сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, которая имеет наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в некоторых случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов [1].
3. Связь с землей. В зависимости от связи с землей можно выделить надземные (воздушные), наземные (поверхностные) и подземные линейные объекты.
4. Назначение. В зависимости от назначения линейные объекты подразделяются на транспортные коммуникации (железные дороги, автомобильные дороги, троллейбусные линии), электрические сети, канализационные и ливневые коллекторы, линии связи, водоводы и водопроводы, газопроводы, нефтепроводы, водоводы, коллекторы, каналы, мелиоративные канавы [2]. В ряде нормативно-правовых актов понятие линейного объекта используется в рамках действующего законодательства. Использование этого понятия имеет ряд особенностей:
1) отсутствие определенного законодательного акта в рамках федерального закона, который определяет весь комплекс для создания и функционирования линейных объектов;
2) отсутствие четко сформулированного определения линейного объекта, раскрывающего его основные виды и признаки. На сегодняшний день линейный объект рассматривается в законодательстве как объект, который носит характер перечисленных видов линейных объектов в различных вариациях.
Ввиду несовершенства определения понятия линейного объекта возникает ряд технологических и правовых проблем в процессе формирования этих объектов в рамках земельно-имущественных отношений. В процессе проведения кадастровых работ в отношении линейных объектов необходимо использовать основные нормативно-правовые
акты, которые регламентируют кадастровую деятельность. Помимо нормативно-правовых актов, рекомендовано также использовать в работе кодексы:
1. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017).
2. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ. (ст. 89, 90, 91) (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017).
3. Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 01.07.2017).
4. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017).
5. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017), (ст. 133 и 134);
федеральные законы:
1. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
2. Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
3. Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О землеустройстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
В зависимости от назначения объекта необходимо знать и другие подзаконные
акты.
Согласование границ земельного участка, постановка его на кадастровый учет, оформление права собственности, установление размеров границ земельных участков, выделенных под строительство и для размещения объекта, формируются в соответствии со строительными нормами и правилами на определенный линейный объект, учитывая его назначение и в соответствии с рядом нормативно-правовых актов.
Классификация линейных объектов по характеру оформления земельного участка условно делит их на две группы:
1) линейные объекты, требующие оформление разрешения на строительство в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) [3];
2) линейные объекты, требующие оформления земельного участка в пределах, утвержденных документацией по планировке территории. К ним относятся:
— автомобильные дороги;
— железнодорожные линии;
— надземные и подземные линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, 10 кВ и
более;
— надземные и подземные газопроводы высокого давления с давлением свыше 1,2 мПа;
— надземные тепломагистрали высоких параметров с температурой среды свыше
150°С;
— надземные пульпопроводы;
— надземные (обвалованные) водоводы, каналы, акведуки.
Если линейный объект является самостоятельным линейным объектом, то для правильности процедуры формирования земельного участка для его размещения необходимо определить, относится ли он к объектам федерального, регионального или местного значения (пункты 18, 19 и 20 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с ч.3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения [4].Таким образом, в случае, если линейные объекты отображены в генеральных планах, то образование земельных участков для строительства, реконструкции данных объектов производится в соответствии с проектом межевания территории. До утверждения генеральных планов либо в случаях, если
линейные объекты не включены в генеральный план, образование земельных участков для строительства, реконструкции подобных объектов возможно в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с частью 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется исключительно в соответствии с проектом межевания [4].
В связи с тем, что часть 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ не предусматривает в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка образование земельных участков в соответствии с проектом межевания, то представляется возможным утверждение органами местного самоуправления схемы расположения земельного участка на КПТ для строительства линейных объектов федерального, регионального и местного значения.
В этом случае в целях недопущения нарушения части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации в решении об утверждении схемы расположения земельного участка:
— местоположение границ земельного участка для размещения линейного объекта федерального, регионального и местного значения определяется проектом межевания территории;
— до утверждения проекта межевания территории для размещения линейного объекта федерального, регионального и местного значения настоящее распоряжение не является основанием для включения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке и присвоении ему кадастрового номера.
В случае, если линейный объект является самостоятельным объектом недвижимости и не относится к объектам федерального, регионального или местного значения, то формирование земельного участка возможно осуществить на основании подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Если территория фактически застроена, определены территории общего пользования, а также границы земельных участков, в пределах которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), автомобильные дороги, трубопроводы, железнодорожные линии и тому подобные сооружения, то схема расположения земельного участка утверждается с учетом границ данных территорий.
Если территория не застроена, красные линии не утверждены, либо земельный участок, который формируется для размещения линейного объекта будет иметь линии пересечения с территориями общего пользования, рекомендовано осуществлять подготовку проекта планировки территории с дальнейшим утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, либо осуществлять подготовку проекта планировки с проектом межевания территории, учитывая то обстоятельство, что с 1 января 2016 года для строительства линейного объекта не допускается выдача градостроительного плана земельного участка [3].
Оформление земельных участков под строительство имеет следующий алгоритм:
1. Для начала необходимо согласовать, оформить и утвердить акт о выборе земельного участка, который находится в государственной и муниципальной собственности, с разбивкой по категориям земель, т.к. распоряжаться данными землями могут уполномоченные органы, относящиеся к различным категориям.
2. Подготавливается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ).
3. После утверждения схемы на КПТ происходит подготовка межевого плана ввиду образования земельного участка, далее выполняется постановка его на государственный кадастровый учет (ГКН).
4. Затем земельный участок предоставляется в аренду.
Процесс оформления земельного участка под строительство линейного объекта на земельных участках, которые находятся в частной собственности или в аренде (на правах третьих лиц), значительно отличается от вышеизложенного: формируется часть земельного участка для передачи в аренду путем составления предварительного договора аренды с согласия собственника, где указывается площадь участка, для каких целей он формируется и где расположен.
Об особенностях подготовки межевого плана и кадастрового учета линейного объекта написано множество рекомендательных писем, в приказе Минэкономразвития РФ от 8 декабря 2015 г. № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» посвящен этой теме специальный раздел.
В процессе оформления прав на линейный объект как объект капитального строительства, помимо документов на земельный участок, существует необходимость подготовки еще двух основных документов:
1) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (разрешение на ввод);
2) кадастровый паспорт сооружения.
С момента получения разрешение на ввод объекта в эксплуатацию возникает необходимость доработать технический план, т.е. разрешение на ввод необходимо приложить как документ-основание, также может возникнуть потребность в корректировках по составу и дополнительным характеристикам [5].
Разработка мероприятий по оптимизации механизма формирования объектов недвижимости. Анализ существующих законов в сфере земельных отношений позволяет найти различные варианты решения проблем, возникающих во время оформления земельных участков под строительство линейных объектов. Решение этих проблем направлено на оптимизацию и упрощение процедуры оформления линейных объектов на уровне федерального законодательства и субъектов Российской Федерации. С этой целью необходимо предпринять следующие шаги:
1. Внести изменения в федеральное законодательство для усовершенствования процедуры оформления разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также права собственности на линейные объекты, предусмотрев выдачу разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также регистрацию права собственности на линейный объект без предоставления на земельный участок правоустанавливающих документов.
2. Выявить иные случаи на уровне субъектов Российской Федерации, кроме указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации, когда выдача разрешения на строительство не требуется. Строительство сетей инженерно-технического обеспечения можно отнести именно к таким случаям.
3. Предоставить возможность оформления права ограниченного пользования земельными участками (сервитута) в соответствии со ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации [6].
4. Сделать процедуру оформления земельных участков под строительство линейных объектов аналогичной процедуре оформления земельных участков под строительство объектов недвижимости в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обозначились и проблемы, связанные с невозможностью осуществления регистрации права собственности в связи с отсутствием всех необходимых документов. Так как линейные объекты относятся к недвижимому имуществу, регистрирующие органы указывают на то, что оформление права собственности на такие объекты требует соблюдения норм, что и при оформлении любого объекта недвижимого имущества. Чтобы исключить признание построенных объектов самовольной постройкой, регистрирующие органы требуют предоставление документов, в которых подтверждается отвод земельного участка для строительства линейного объекта в соответствии с нормами земельного законодательства; разрешение на строительство, а также разрешение на ввод объекта в
эксплуатацию, полученные в соответствии с нормами законодательства о градостроительной деятельности.
При этом нельзя не отметить, что вопрос о необходимости получения и предоставления на государственную регистрацию права собственности на вновь созданные линейные объекты документов об отводе земельного участка для их строительства остается до настоящего времени дискуссионным у чиновников территориальных органов управления Федеральной регистрационной службы.
Позиция регистрирующих органов, требующих предоставления таких документов, понятна, поскольку они исходят из того, что действующим законодательством не установлено каких-либо исключений для линейных объектов, равно как и особого порядка землепользования при осуществлении строительства и ввода в эксплуатацию построенных линейных объектов.
Однако такие документы не всегда оформлялись собственниками линейных объектов. Это объясняется, в том числе, и значительной протяженностью линейных объектов и прохождением их по нескольким земельным участкам, которые имеют различных собственников и различный правовой режим.
Иногда для строительства линейного объекта получались такие документы, как разрешение на вскрытие земляной поверхности, разрешение на разрытие и другие, что не соответствует положению земельного законодательства о предоставлении земельных участков для строительства. Это обстоятельство предоставляет дополнительные сложности при оформлении права собственности на построенные линейные объекты.
По-прежнему остается весьма актуальным и однозначно законодательно не разрешенным вопрос оформления землепользования под уже построенными и находящимися в эксплуатации линейными объектами. Земельный кодекс РФ предоставляет право собственникам зданий, строений и сооружений приобретать земельные участки под указанными объектами в собственность или в аренду. ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предусматривает, что юридические лица имеют возможность оформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с расположенными на них линейными объектами, а также на приобретение в аренду таких земельных участков или оформление таких земельных участков в собственность [7]. Но ввиду особенностей линейных объектов, таких как значительная протяженность, принадлежность земельных участков различным собственникам и владельцам, невозможность использования таких участков для иных целей возникает вопрос о целесообразности выкупа таких земельных участков или же оформления права аренды на них.
Целесообразно приобрести права аренды или права собственности на линейные объекты, расположенные на отдельных участках. Объединение таких небольших по площади участков (обособленных участков) имело ранее определение единого землепользования. В настоящее время подобные участки называются многоконтурными земельными участками. Границы всех контуров таких участков при этом должны располагаться на территории одного муниципального образования или на территории одного населенного пункта (при этом нахождение участка в разных кадастровых кварталах допускается). Образованные таким порядком многоконтурные земельные участки под указанными составляющими линейных объектов можно приобретать в собственность или оформлять в аренду.
Но в связи с тем, что в указанной ситуации имеет место частичное ограничение прав собственников земельных участков в их использовании, представляется, что право землепользования собственникам линейного объекта надлежит оформлять с использованием сервитута (права ограниченного пользования земельным участком). Так, в п. 28 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2000 № 878 «Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей» говорится, что для обеспечения доступа в охранную зону газораспределительной сети эксплуатационная организация при
необходимости заключает в установленном порядке с собственниками, владельцами или пользователями смежных земельных участков договоры временного пользования земельными участками или договоры установления сервитута [8].
Действующее законодательство предусматривает установление частного и публичного сервитута. Так, частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а публичный сервитут устанавливается в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без процесса изъятия земельных участков.
Публичные сервитуты также устанавливаются для использования земельного участка при проведении ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры.
Установление публичного сервитута возникает после проведения общественных слушаний.
Частный сервитут устанавливается по взаимному соглашению между лицом, которое требует установления сервитута, и собственником соседнего участка. Регистрация осуществляется в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Частный сервитут устанавливается в целях обеспечения прохода или проезда через соседний земельный участок, при возникновении необходимости прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, водопроводов и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитуты на сегодняшний день не нашли должного применения. Причиной, делающей процесс оформления сервитутов практически невыполнимым, в ряде случаев является то, что установление частных сервитутов предполагает заключение соответствующих договоров с конкретными лицами, но ввиду очень большой протяженности линейных объектов они зачастую проходят по землям множества собственников земельных участков, поэтому процесс установления сервитутов может занять довольно много времени, при этом с кем-то из собственников возможно не удастся прийти к соглашению, что потребует разрешения вопроса в судебном порядке. Кроме того, отсутствие зарегистрированного права собственности на земельные участки, на которые предполагается установление сервитута, также сдерживает процесс оформления сервитутов.
Заключение (выводы). Вопрос правового регулирования линейных объектов всегда был и до сих пор является одним из самых сложных в российском земельном и градостроительном законодательстве. В последнее время принят ряд федеральных законов, существенно поднимающих на другой уровень вопрос правового регулирования размещения линейных объектов. Вместе с тем проблемы, возникающие при определении правового режима земельных участков, на которых расположены линейные объекты, при установлении охранных зон, а также при последующих эксплуатации, реконструкции, ремонте таких объектов требуют законодательного решения.
Представленные выше сведения о проблеме линейных объектов, в том числе действующие нормы и правила в сфере недвижимости, сформулированные предложения по улучшению процесса формирования объектов недвижимости, должны быть приняты во внимание при организации рационального и эффективного использования земель и земельных участков для размещения линейных объектов. При этом будут учтены общественные и отраслевые потребности, а также требования к развитию территорий.
Библиографический список
1. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений : федер. закон : [принят Гос. Думой 23 декабря 2009 года, одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года ] [Электронная версия] / Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ. — Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-30122009-n-384-fz-tekhnicheskii/ (дата обращения: 19.09.17).
2. Шмакова, Д. А. Линейные объекты: понятие и виды / Д. А. Шмакова [Электронный ресурс] // Политика, государство и право. — Режим доступа: http://politika.snauka.ru/2016/04/3804 (дата обращения: 28.09.17).
3. Градостроительный кодекс РФ : [принят Государственной Думой
22 декабря 2004 года, одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года] [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. — Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 51040// (дата обращения: 12.10.17)
4. Земельный кодекс РФ (ред. от 29.07.2017) : [принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года, одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года] [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (дата обращения: 15.08.17).
5. Корякин, В. И. Новое в правовом регулировании размещения линейных объектов / В. И. Корякин [Электронная версия] / Отрасли права. Аналитический портал. — Режим доступа: http://xn—7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/19704 (дата обращения: 23.10.17).
6. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Гражданский кодекс РФ. Статья 274 (ред. от 29.07.17) [Электронная версия] / КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142 (дата обращения: 23.10.17).
7. О введении в действие Земельного кодекса РФ: федер. закон :[принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года, одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года] [Электронная версия] / Правовой центр Логос. — Режим доступа: http://logos-pravo.ru/federalnyy-zakon-n-137-fz-o-vvedenii-v-deystvie-zemelnogo-kodeksa-rf (дата обращения: 23.10.17).
8. Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей : [постан. Правительства РФ от 20 ноября 2000 года (ред. от 17.05.2016)] [Электронная версия] / Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ. — Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-20112000-n-878/ (дата обращения: 19.09.17).
Bibliography
1. Technical regulations about safety of buildings and constructions: feeder. law: [it is accepted State. The Duma on December 23, 2009, it is approved by the Federation Council on December 25, 2009] [The electronic version] / Laws, codes and normative legal acts of the Russian Federation. — Access mode: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-30122009-n-384-fz-tekhnicheskii/ (date of the address: 19.09.17).
2. Shmakova, D.A. Linear objects: concept and types / D.A. Shmakova [An electronic resource]//Policy, state and right. — Access mode: http://politika.snauka.ru/2016/04/3804 (date of the address: 28.09.17).
3. Town-planning code of the Russian Federation: [it is accepted by the State Duma On December 22, 2004, the electronic resource] / ConsultantPlus is approved by the Federation Council on December 24, 2004] [. — Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 51040//(date of the address: 12.10.17)
4. The land code of the Russian Federation (an edition from 7/29/2017): [it is accepted by the State Duma on September 28, 2001, the electronic resource] / ConsultantPlus is approved by the Federation Council on October 10, 2001] [. — Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (date of the address: 15.08.17).
5. Koryakin, V.I. Novoye in legal regulation of placement of linear objects / V.I. Koryakin [The electronic version] / Branches of the right. Analytical portal. — Access mode: http://xn—7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/19704 (date of the address: 23.10.17).
6. Right of limited use of others land plot (easement). Civil Code of the Russian Federation. Article 274 (edition of 29.07.17) [Electronic version] / ConsultantPlus. — Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142 (date of the address: 23.10.17).
7. About enforcement of the Land code of the Russian Federation: feeder. law: [it is accepted by the State Duma on September 28, 2001, approved by the Federation Council On October 10, 2001] [Electronic version] / Legal center Logos. — Access mode: http://logos-pravo.ru/federalnyy-zakon-n-137-fz-o-vvedenii-v-deystvie-zemelnogo-kodeksa-rf (date of the address: 23.10.17).
8. About the approval of Rules of protection of gas-distributing networks: [nocraH. The Governments of the Russian Federation of November 20, 2000 (an edition from 5/17/2016)] [The electronic version] / Laws, codes and normative legal acts of the Russian Federation. — Access mode: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-20112000-n-878/ (date of the address: 19.09.17).
Вячеслав Владимирович Поляков - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика природопользования и кадастра» Донского государственного технического университета.
Vyacheslav Vladimirovich Polyakov - is Candidate of Economic Sciences, the associate professor «Economy of environmental management and the inventory» of the Don state technical university.
Екатерина Александровна Корзунова - магистрант кафедры «Экономика природопользования и кадастра» Донского государственного технического университета.
Ekaterina Aleksandrovna Korzunova - the undergraduate of "Economy of Environmental Management and Inventory" department of the Don state technical university.
Мария Федоровна Руссу - магистрант кафедры «Экономика природопользования и кадастра» Донского государственного технического университета.
Maria Fiodorovna Russu - the undergraduate of "Economy of Environmental Management and Inventory" department of the Don state technical university.
344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1 344000, Rostov-on-Don, Gagarin Square, 1 Тел.: +7(863) 201-91-66; e-mail: [email protected]