© Аминев Р.А., 2014
УДК 614.2:616-074/-078:061.6]:008(470.57)
Аминев Р. А.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет" Минздрава России, 450000, Уфа, Россия
В статье проведен анализ организационных аспектов лабораторной службы Республики Башкортостан. Для изучения мнений о работе частных лабораторий проведено анонимное анкетирование 200 пациентов, обратившихся в клинико-диагностическую лабораторию "МедиаЛаб". Выявлен ряд проблем, решение которых будет способствовать совершенствованию лабораторной службы.
Ключевые слова: лабораторная служба; модернизация здравоохранения; клинико-диагностические лаборатории.
Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014; 6: 49—51.
Aminev R.A.
THE DEVELOPMENT OF LABORATORY SERVICE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN IN CONDITIONS OF HEALTH CARE MODERNIZATION
The Bashkir state medical university of Minzdrav of Russia, 450000, Ufa, Russia The article presents the analysis of organizational aspects of laboratory service of the Republic of Bashkortostan. The investigation of public opinions concerning functioning of private laboratories was organized using technique of anonymous questionnaire survey. The sampling included 200 patients visiting clinical diagnostic laboratory "MediaLab". The .survey established several issues to be resolved to assist development of laboratory service. Key words: laboratory service; health care modernization; clinical diagnostic laboratory For citation: Problemi socialnoii gigieni, zdravoochranenia i istorii medicini. 2014; 6: 49—51.
Среди медицинских услуг служба клинической лабораторной диагностики (КЛД) является наиболее востребованной для всех групп населения [1]. Согласно данным ВОЗ, удельный вес лабораторных анализов составляет 75—90% от общего числа различных видов исследований, проводимых больным в лечебных учреждениях [2]. Более 90 тыс. сотрудников, работающих в клинико-диагностических лабораториях (КДЛ), численность которых превышает 9600, в течение года выполняют свыше 3,6 млрд анализов [1]. На сегодняшний день КДЛ поставляет практическому здравоохранению около 80% объема объективной диагностической информации, необходимой для постановки диагноза и выбора контрольных лечебных мероприятий, обеспечивающих эффективность лечения [3].
Среди существующих проблем лабораторной службы на современном этапе модернизации здравоохранения следует выделить: недостаточное обеспечение качества (достоверности) лабораторных исследований на всех этапах (преаналитическом, аналитическом и постаналитическом); некорректную оценку лабораторных показателей, обусловленную отсутствием комплекта стандартов, соответствующих референсным значениям (в настоящее время отсутствуют государственные стандартные образцы для проверки единства измерений лабораторных исследований) [4].
Международной организацией стандартизации (ISO) и Международной федерацией клинической химии и лабораторной медицины (IFCC) была выработана общая платформа стратегии в области стандартизации методов лабораторных исследований. Итогом взаимодействия ISO и IFCC явились международные стандарты. Основными положениями этой платформы являются разработка референсных методов и материалов исследований, аккредитация лабораторий, использующих референсную систему измерений [1]. В 2009 г.
в РФ вступил закон ФЗ-102 "Об обеспечении единства измерений", который в значительной степени гармонизирован с аналогичным международным законодательством [5]. Непременным условием достижения для всех КДЛ единства результатов измерений является доступность полноценной эталонной базы. В странах Европы за метрологическое обеспечение точности измерений несут ответственность производители оборудования. В России, как и в некоторых других странах, такой базы для лабораторных исследований пока не создано [6]. Тем не менее даже при отсутствии метрологического обеспечения лабораторных исследований в РФ имеется возможность получения сопоставимых результатов за счет внедрения стандартизированных методик, вну-трилабораторного контроля качества и внешней оценки качества [7]. Утвердив порядки и стандарты, здравоохранение РФ подойдет к этапу, когда на практике можно будет внедрять элементы аудита качества. Перечисленные проблемы послужили основанием для проведения специальных исследований.
Цель настоящих исследований — на основании анализа организационных аспектов лабораторной службы Республики Башкортостан (РБ) разработать и предложить комплекс мероприятий по ее совершенствованию.
Исследование показателей деятельности лабораторной службы было проведено на основании анализа данных, полученных из статистического управления (Баш-кортостанстат), ежегодных статистических отчетов Медицинского информационного аналитического центра РБ и отчетных форм медицинской документации КДЛ. Для изучения мнений о работе КДЛ было проведено анонимное анкетирование 200 пациентов, обратившихся в частную КДЛ "МедиаЛаб". Статистическую обработку данных проводили с использованием пакета программ Microsoft Office Excel.
Для корреспонденции: Аминев Рустам Айратович, [email protected].
В соответствии с Концепцией развития и реформирования системы здравоохранения и медицинской науки в РБ проводится планомерная реорганизация лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) на основе развития ресурсосберегающих технологий. Основной задачей при проведении структурных модификаций в сети здравоохранения РБ определена концентрация материальных и кадровых ресурсов в целях рационального и эффективного их использования для наиболее полного обеспечения жителей республики доступной и квалифицированной медицинской помощью. В соответствии с этой задачей было реорганизовано 40% больниц, 30% коечного фонда. В то же время существующий дисбаланс распределения учреждений по уровню оказания медицинской помощи не преодолен [8]. В учреждениях здравоохранения РБ продолжается работа по осуществлению всех направлений национального проекта "Здоровье", решаются вопросы доосна-щения ЛПУ в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи [10].
Лабораторная служба РБ функционирует в составе больниц, поликлиник, диспансеров и других учреждений здравоохранения на правах их отделений. В республике есть КДЛ, сочетающие в себе функции централизованных и специализированных лабораторий. КДЛ осуществляют свою деятельность в соответствии с планом работы, особое внимание уделяя контролю качества выполняемых лабораторных исследований (проверяется состояние аналитической аппаратуры, проводится ее дополнительная калибровка, исследуются контрольные сыворотки). Система контроля качества КДЛ в РБ базируется на федеральных и республиканских приказах и постановлениях Минздрава. Внедряются новые лабора-торно-диагностические технологии. Однако не все КДЛ РБ участвуют в Федеральной системе внешней оценки качества лабораторных исследований (ФСВОК). Недостаточное качество лабораторных исследований является одной из основных проблем, препятствующих обеспечению населения доступной и качественной медицинской помощью в условиях модернизации здравоохранения.
По состоянию на 2012 г. в РБ насчитывается 425 лабораторий, из них 24 бактериологические (в том числе
7 централизованных), 9 иммунологических (в том числе 4 централизованные), 3 цитологических (в том числе 1 централизованная), 393 клинико-диагностических, 4 патоморфологических, 1 химико-токсикологическая. В 2010 г. количество лабораторий составляло 379. В целом в медицинских учреждениях РБ за 2012 г. выполнено более 131,7 млн лабораторных исследований, в том числе общеклинических около 31,5 млн, гематологических 37,7 млн, биохимических 23,9 млн, иммунологических 9,7 млн, цитологических 1,4 млн, бактериологических 3,1 млн, коагулологических 4,8 млн. Численность обслуживаемого населения составила 5,4 млн, число посещений ЛПУ — 92,2 тыс. Число лабораторных исследований на 1 жителя РБ примерно составляет 24,4 (142,8 анализа на 100 посещений ЛПУ). Эти данные сопоставимы с соответствующими данными по России: 22,4 лабораторного исследования на 1 жителя (Меньшиков В.В., 2011).
На данный период времени штат специалистов КДЛ в РБ составляет 898 врачей КЛД, 152 бактериолога,
8 лабораторных генетиков, 790 лаборантов клинических лабораторий, 2158 медицинских лабораторных техников. На одного специалиста приходится около 32 800 лабораторных исследований в год. В республике количество специалистов с высшим немедицинским (главным образом биологическим) образованием, рабо-
тающих в КДЛ составляет 661, специалистов с высшим медицинским образованием — 239, со средним медицинским образованием — 179.
Деятельность лабораторной службы существенно зависит от уровня и структуры заболеваемости, а также от численности населения. В последние годы наблюдается рост заболеваемости населения РБ. Увеличение числа больных потребует повышения объема оказываемой медицинской помощи и будет способствовать усилению нагрузки на КДЛ. Анализ статистической отчетности показал, что уровень первичной заболеваемости взрослого населения Уфы в динамике в 2002—2012 гг. повысился с темпом роста около 107%. Такая динамика, возможно, была обусловлена реализацией направлений Национального проекта "Здоровье" по организации дополнительных медицинских осмотров. В глобальном масштабе ожидается, что доля лиц в возрасте старше 60 лет значительно увеличится. К 2050 г. в некоторых странах число пожилых людей будет превышать число детей более чем в 2 раза [9]. По данным ООН, к 2050 г. число пожилых людей приблизится к 1,5 млрд, что будет соответствовать 14,7% общей популяции. Все перечисленные факторы будут влиять на изменение потребности в медицинской помощи и соответственно в лабораторных услугах.
При выполнении исследований был проведен анализ возрастного состава пациентов, обратившихся в частную лабораторию "МедиаЛаб". Установлено, что наибольшее количество обследуемых было в возрасте 20—29 лет (35,5%), меньшую долю составили пациенты 30—39 лет (29,3%); 40—49 лет (14,7%); 50—59 лет (16,8%) и самой малочисленной группой были лица старше 60 лет (3,7%). Среди обратившихся в лабораторию отмечено преобладание женщин, доля которых составила 67,3%, соответственно мужчин — 32,7%.
Важным аспектом модернизации лабораторной службы РБ является расширение спектра исследований и внедрение высокотехнологичных методов. На сегодняшний день вопросы централизации лабораторной службы и аутсорсинга находятся на стадии разработки в Министерстве здравоохранения РБ.
Существует ряд нерешенных проблем в обеспечении качества и достоверности лабораторных исследований. Известно, что наибольшая доля (70—80%) погрешностей, с которой сталкивается КДЛ, возникает на внеаналитическом этапе исследований, особенно при проведении преаналитических процессов, где невозможно исключить влияние человеческого фактора [6]. Значительная часть ошибок связана с нарушениями в системе подготовки пациента — при сборе биоматериала часто происходит загрязнение образцов. Анализ погрешностей, возникающих при проведении общего анализа крови на разных гематологических анализаторах у пациентов, обратившихся в частную лабораторию "Медиалаб", показал, что у 39% из 93 обследуемых результаты исследований различались более чем на 10%.
До настоящего времени остается неясным вопрос о том, "несет ли ответственность назначивший исследование врач за организацию преаналитического этапа (взятие, хранение и доставку биоматериала)". Анонимное анкетирование показало, что на вопрос "кто объяснил правила подготовки к лабораторным исследованиям?" ответы респондентов распределились следующим образом: лечащий врач — 50,1%, персонал лаборатории — 28,3%, информация была взята из интернета — 4,7%, объяснили друзья, коллеги — 8,7%, никто не объяснил — 8,2%. При этом подготовились к лабораторным исследованиям в соответствии с полученными рекомендациями 87,5% респондентов.
Участникам социологического исследования было предложено оценить качество работы лабораторной службы РБ. Субъективная оценка пациентами результатов лабораторных анализов показала, что 67,9% респондентов сочли их достоверными и были удовлетворены организацией работы КДЛ.
Также было проведено исследование критериев выбора пациентами медицинской организации для сдачи анализов. Ответы респондентов распределились следующим образом: качество лабораторных исследований — 40,5%; близость к месту работы, жилья — 28,1%; сервис предоставляемых услуг (общение персонала, комфорт медицинской услуги) — 9%; другие причины — 22,4%.
Заключение
В настоящее время осуществляется модернизация лабораторной службы РБ. Существует ряд нерешенных проблем, касающихся обеспечения качества и доступности лабораторных услуг населению. Введение метрологического обеспечения лабораторных исследований является одной из значимых задач, способствующих успешной модернизации лабораторной службы РБ в рамках модернизации здравоохранения РФ.
Регулярное проведение анкетирования пациентов, обратившихся за медицинской помощью в КДЛ, будет способствовать совершенствованию системы организации клинико-диагностических лабораторий и повышению эффективности их деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Меньшиков В.В. Зачем клинической лаборатории нужна стандартизация и как ее применить на практике? Учебно-методическое пособие. М.: "Лабора"; 2012.
2. Кишкун А.А., Арсенин С.Л. Организационные аспекты лабораторной диагностики неотложных состояний (лекция). Клиническая лабораторная диагностика. 2012; 1: 19—25.
3. Лунева А.Г., Абди М.Ш. Опыт совершенствования организационной структуры и реформы деятельности медицинских лабораторий во Франции. Лабораторная диагностика. Восточная Европа. 2013; 2 (06): 7—11.
4. Долгих Т.И. Проблемные вопросы лабораторной медицины в условиях модернизации здравоохранения. Клинико-лабораторный консилиум. 2012; 2 (42): 4—7.
5. Эммануэль В.Л., Суворов В. И., Евсеенко О. В. Метрологическое обеспечение деятельности медицинской лаборатории. Клиническая лабораторная диагностика. 2013; 2: 34—7.
6. Клиническая лабораторная диагностика: Национальное руководство: в 2 т. / Под ред. В.В. Долгова, В.В. Меньшикова. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2012.
7. Мазитов М.Р., Шулаев А.В. Научно-методическое обоснование системы управления качеством лабораторных исследований. Здравоохранение Российской Федерации. 2011; 3: 18—20.
8. Министерство здравоохранения Республики Башкортостан. Официальный сайт. mzrb.bashmed.ru.
9. Салагай О.О. Ожидание медицинской помощи: международные подходы и отдельные меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации. Здравоохранение Российской Федерации. 2011; 3: 3—7.
10. Указ Президента Республики Башкортостан № 65 от 06.02.2006 г. "О мерах по реализации в Республике Башкортостан приоритетных национальных проектов". Уфа; 2006.
Поступила 29.04.2014
REFERENCES
1. Men'shikov V.V. Why Standardization and How to Put it into Practice is Necessary to Clinical Laboratory? Uchebno-metodicheskoe posobie. Moscow: Labora; 2012. (in Russian)
2. Kishkun A.A., Arsenin S.L. Organizational aspects of laboratory diagnostics of medical emergencies (lecture). Klinicheskaya labora-tornaya diagnostika. 2012; 1: 19—25. (in Russian)
3. Luneva A.G., Abdi M.Sh. Experience of improvement of organizational structure and reform of activity of medical laboratories in France. Laboratornaya diagnostika. Vostochnaya Evropa. 2013; 2 (06): 7—11. (in Russian)
4. Dolgikh T.I. Problem questions of laboratory medicine in the conditions of health care modernization. Kliniko-laboratornyy konsilium. 2012; 2 (42): 4—7. (in Russian)
5. Emmanuel' V.L., Suvorov V.I., Evseenko O.V. Metrological ensuring activity of medical laboratory. Klinicheskaya laboratornaya diag-nostika. 2013; 2: 34—7. (in Russian)
6. Clinical Laboratory Diagnostics: National Management in 2 v. / Eds V.V. Dolgov, V.V. Men'shikov. Moscow: GEOTAR-Media; 2012. (in Russian)
7. Mazitov M.R., Shulaev A.V. Scientific and methodical justification of a control system by quality of laboratory researches. Zdra-vookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2011; 3: 18—20. (in Russian)
8. [Ministerstvo zdravookhraneniya Respubliki Bashkortostan]. mzrb. bashmed.ru Ufa. (in Russian)
9. Salagay O.O. Expectation of medical care: international approaches and separate measures for improvement of the legislation of the Russian Federation. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2011; 3: 3—7. (in Russian)
10. Ukaz Prezidenta Respubliki Bashkortostan № 65 ot 06.02.2006 g. "About Measures for Realization in the Republic of Bashkortostan Priority National Projects". Ufa; 2006. (in Russian)
Received 29.04.2014