Научная статья на тему 'Совершенствование комплекса информационно-коммуникационного обеспечения ведения бизнеса как фактор получения конкурентного преимущества'

Совершенствование комплекса информационно-коммуникационного обеспечения ведения бизнеса как фактор получения конкурентного преимущества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
144
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ПРЕДПРИЯТИЕ / INFORMATION POTENTIAL / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPLEX / COMPETITIVE ADVANTAGE / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Квасницкий В. Н., Стреха А. А.

В статье рассматривается развитие сферы информационно-коммуникационных технологий через развитие информационного потенциала страны как ключевого элемента данной сферы. Показано, что развитие данного потенциала должно привести к необходимости совершенствования комплекса информационно-коммуникационного обеспечения конкурентного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING A COMPLEX OF INFORMATION AND COMMUNICATION PROVISIONING OF BUSINESS OPERATIONS AS A FACTOR OF OBTAINING A COMPETITIVE ADVANTAGE

The article considers the development of information and communication technologies sphere through the development of information potential of a country as a key element of this sphere. It is indicated that the development of such potential should lead to the necessity of development of a complex of information and communication provisioning of a competitive enterprise.

Текст научной работы на тему «Совершенствование комплекса информационно-коммуникационного обеспечения ведения бизнеса как фактор получения конкурентного преимущества»

мой управления. Важнейшими функциями, реализуемыми этой системой, являются прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование.

Управление связано с обменом информацией между компонентами системы, а также системы с окружающей средой. В процессе управления получают сведения о состоянии системы в каждый момент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Таким образом, любой системе управления экономическим объектом соответствует своя информационная система, называемая экономической информационной системой.

Экономическая информационная система (ЭИС) — это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Информационная система является системой информационного обслуживания работников управленческих служб и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и функционирует в регламенте, определенном методами и структурой уп-

равленческой деятельности, принятой на конкретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.

Литература:

1. Информационная экономика и динамика переходных процессов // Под ред. Е.А. Иванова, Р.В. Нижегородцева. - М.: Бизнес-Юнитек. 2003. - 300 с.

2. Веревченко А.П. Информационные ресурсы: определение, основные понятия, параметры, особенности открытого потока информации, помехи, возникающие в каналах поступления информации [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://elib.mubint.ru/lib/knigi/ Verevchenko_Inforesursi.pdf.

3. Львович Я.Е., Яковлев Д.С. К вопросу об управлении доступом к информационным процессам и ресурсам // Вестник Воронежского государственного технического университета, 2011. - Т. 7. - № 2. - С. 16-20.

4. Алиев В.С. Информационные технологии и системы финансового менеджмента: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2007. - 320 с.

5. Каратаев О.А., Ковылин А.Н. Информационные системы и технологии. - Орел: Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс, 2009. - № 5. - С. 66-74.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА КАК ФАКТОР ПОЛУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА

Квасницкий В.Н., д.т.н., профессор Стреха А.А., к.э.н.

В статье рассматривается развитие сферы информационно-коммуникационных технологий через развитие информационного потенциала страны как ключевого элемента данной сферы. Показано, что развитие данного потенциала должно привести к необходимости совершенствования комплекса информационно-коммуникационного обеспечения конкурентного предприятия.

Ключевые слова: информационный потенциал, информационно-коммуникационный комплекс, конкурентное преимущества, предприятие.

IMPROVING A COMPLEX OF INFORMATION AND COMMUNICATION PROVISIONING OF BUSINESS OPERATIONS AS A FACTOR OF OBTAINING A COMPETITIVE ADVANTAGE

Kvasnitsky V., doctor of technical sciences, professor Strekha A., candidate degree of economic sciences

The article considers the development of information and communication technologies sphere through the development of information potential of a country as a key element of this sphere. It is indicated that the development of such potential should lead to the necessity of development of a complex of information and communication provisioning of a competitive enterprise.

Keywords: information potential, information and communication complex, competitive advantage, enterprise.

Информация в рыночной экономике является одним из наиболее ценных ресурсов, обеспечивающих конкурентные преимущества, правильный выбор тактики и стратегии хозяйствования, эффективность государственной экономической политики.

Деятельность бизнес-структур мотивирована сознательными целями и интересами. Они складываются из объяснений и понимания событий прошлого, настоящего и предвидения будущего. Процесс формирования целей, намерений и мотивов поведения предприятий и организаций обусловлен доступной им информацией, ее качеством и своевременностью, т.е. знанием. Тезис «знать, чтобы предвидеть» становится условием эффективного хозяйствования. Знание (информация) объединяет интеллектуальный капитал в различных формах, который и определяет конкурентоспособность бизнес-структур на мировом рынке. Информационные технологии выступают как источник, питающий коммерцию. Ф. Уэбстер, автор известной работы «Теории информационного общества», указывал на то, что концепции информационного общества могут быть сведены к двум типам: для первого характерно понимание информационного общества как общества, демонстрирующего качественно новые параметры; второй тип отличается утверждением преемственности информационного общества. К теоретикам информационного общества можно отнести представителей постиндустри-

ализма (Д. Белл и др.), сторонников гибкой специализации (М. Пай-ор, Ч. Сейбл, Л. Хиршхорн и др.) и информационного способа развития (М. Кастельс и др.). Идеи социальной преемственности выдвигаются сторонниками регуляционной теории (М. Альетта, А. Лилиц и др.), теории гибкой аккумуляции (Д. Харви и др.), теории рефлексивной модернизации (Э. Гидденс и др.), теории публичной сферы (Ю. Хабермас, Н. Гарнэм и др.).

Бизнес-структуры имеют возможность повысить эффективность своей деятельности за счет уменьшения уровня неопределенности. В этом плане можно определить информацию как фактор уменьшения неопределенности (энтропии) у его получателя [1].

Интенсивное развитие бизнес-процессов в России возможно только на основе использования научно-технических достижений. На современном этапе развития на первый план выходит информатизация, являющаяся мощным рычагом, позволяющим осуществить развитие экономики скачкообразно. Об этом свидетельствует опыт развитых стран с рыночной экономикой.

Информация является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Рынки товаров и услуг не могут развиваться без достоверной и полной информации о товарах, услугах, ценах, условиях продаж, производителях. Отсутствие ее приводит к излишним затратам, снижает качество решений хо-

зяйствующих субъектов, увеличивает транзакционные издержки.

Управление информатизацией сегодня рассматривается как приоритетная задача социально-экономического развития, а информационные ресурсы определяются в качестве «потенциала и движущей силы развития страны в начале третьего тысячелетия» [2]. Под управленческой информацией понимается совокупность сведений о процессах, протекающих внутри фирмы и ее окружении, которые служат основой принятия управленческих решений.

Появление возможности широкого участия управляющих различного уровня в обработке информации с применением персональных компьютеров создало условия для внедрения новой информационной технологии управления. Это понятие включает в себя: новую технологию коммуникаций на основе создания локальных и глобальных информационных сетей, новую технологию получения и обработки управленческой информации с применением средств информационных систем, новую технологию выработки управленческих решений.

Наиболее общим понятием, связанным с новой, сформировавшейся лишь в последние десятилетия сферой общественного производства, занятой обработкой информации, по-видимому, может выступать понятие информационного потенциала страны, который характеризуется состоянием информационных ресурсов в сочетании со средствами их производства (воспроизводства) и эксплуатации.

Информационный потенциал можно определить как способность индустрии информации решать текущие и перспективные задачи информационного обслуживания бизнеса на уровне оптимальных возможностей, создаваемых достигнутым в данный период уровней развития ин-формационной технологии в мире.

Виды деятельности, связанные с воспроизводством информационных ресурсов и их эксплуатацией, принято объединять в составе информационной индустрии. Помимо категории информационной индустрии в литературе встречаются такие понятия как: информационный сектор национальной экономики (общественного производства, народного хозяйства), информационная сфера народного хозяйства; информационная инфраструктура; информационная инфраструктура общественного производства; информационные виды деятельности; индустрия обработки информации; индустрия переработки информации; информационные отрасли; сектор обработки информации.

Вместе с тем, по аналогии с топливно-энергетическим, аграрно-промышленным комплексом и т.п. правомерно говорить о комплексе информационно-коммуникационного обеспечения бизнеса, сущность которого можно определить как совокупность индустрии информации и всех смежных отраслей, например, обеспечивающих ее предметами и средствами труда, а также выполняющих информационные услуги в качестве сопутствующих результатов деятельности. Эффективное управление взаимодействием всех сопряженных элементов информационно-коммуникационного обеспечения бизнеса возможно на принципах системного подхода. Совокупность условий развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) отражена на рис. 1.

Для характеристики сферы народного хозяйства следует придерживаться такой схемы оценки ее деятельности, которая охватывает: цель, задачи, предмет труда, средства труда, процесс труда и его содержание; результат, место и роль деятельности в процессе общественного воспроизводства. Эта схема, конечно, может быть дополнена характеристиками организационно-институциональной

структуры деятельности, ее технологии, особенностями обращения ее результатов, взаимосвязей с другими видами деятельности по средствам и предметам труда и его результатам.

На практике под индустрией информации обычно понимается совокупность предприятий и организаций, преобладающим (по стоимости) продуктом которых являются информационные услуги [1]. При таком определении необходимо иметь в виду, что в случае, когда подготовка информационных услуг не является основной задачей деятельности предприятий и организаций или если услуги подготавливаются в организационно необособленном подразделении, не состоящим на самостоятельном балансе и не ведущим самостоятельного учета, эти предприятия и организации относятся к другим секторам народного хозяйства.

Основной целью и смыслом деятельности в индустрии информации является преобразование информации (переработка информационных ресурсов) для решения каких-либо задач потребителей и обеспечение условий для доступа потребителей к требуемой им информации [3]. Считать целью индустрии информации своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства в современной информации на основе применения новой вычислительной техники, средств связи, новой информационной технологии, форм и методов информационного производства, по-видимому, неточно.

Появление понятия информационной индустрии связано с распространением концепции постиндустриального общества, из которой следовало, что основные ресурсы развитых стран сегодня вовлечены в ин-формационный сектор экономики, информационные услуги и информация становятся одним из важнейших продуктов общественного производства, а современная экономика становится информационной экономикой. Процесс фундаментальных преобразований производительных сил общества, вызванный увеличением использования в общественном производстве знаний и ускоренным обновлением информационной технологии, еще в конце XX века получил название «информационной революции». Для оценки уровня развития информационной индустрии используются различные данные, прямо или косвенно отражающие масштабы и структуру производства и распространения информации [4].

Производительность труда в информационном секторе экономики становится ключевым фактором повышения эффективности общественного производства. Это ставит задачу резкого повышения эффективности труда по обработке информации, повышения производительности труда информационных работников на основе их оснащения новейшими средствами обработки данных.

Массовое использование персонального компьютера в качестве личного инструмента, аналогичного, например, авторучке, во всех сферах материального производства постоянно расширяет виды информационной деятельности за счет специализации и концентрации выполняемых информационных работ.

Информация представляет собой воспроизводимый ресурс жизнеобеспечения общества [5]. Вместе с тем для развития общества необходимо привлекать не только существующие, но и новые информационные ресурсы, заменять старые более перспективными. Чем больше и быстрее объем высококачественной информации (актуальных знаний и опыта) внедряется во все сферы бизнеса, тем выше научно-технический, экономический, политический и социальный потенциал страны. Несмотря на растущие роль и значение в общественном производстве, индустрия информации не является самостоятельной. Она обеспечивает эффективную работу других сфер деятельности и подразделений общественного произ-

Рис. 1. Комплекс условий развития информационной индустрии

водства (как самостоятельных, так и несамостоятельных), т.е. является инфраструктурной отраслью. В соответствии с обслуживаемыми и обеспечиваемыми видами деятельности в рамках информационной инфраструктуры можно выделить инфраструктуру научных исследований и разработок; развития, ведения и управления производством в целом и по отраслям; политического, социального и экономического управления; образования и т.п.

Нужно отметить, что все больше информационных услуг сближаются с продуктами материально-технического производства, хотя и сохраняют ряд особенностей. Технико-экономические характеристики этих услуг, используемые технологии, близкие к индустриальным методам производства, высокая и постоянно растущая фондовооруженность информационного производства, основывающаяся на применении большого парка технических средств, процессы интенсификации расширенного воспроизводства, протекающие в самой индустрии информации, сближают ее с материальным производством. Масштабы использования информационных услуг сегодня настолько велики, что их наряду с информационными ресурсами можно рассматривать как особый ресурс, важный и растущий в своем значении элемент производственного потенциала предприятия, отрасли, национального хозяйства в целом.

Для подготовки информационных услуг осуществляется такой вид обработки, как сортировка и, прежде всего, разделение и объединение информации (в том числе смысловое), выступающие основным технологическим процессом индустрии информации. В свою очередь, основные технологические процессы для успешного осуществления требуют реализации других процессов как на предшествующих стадиях (например, сбор и упорядочивание информации для последующей обработки), так и на последующих

(например, предоставление информации, ее воспроизведение в определенной форме и в необходимом количестве экземпляров, доставка потребителям).

В качестве предмета труда информационной деятельности выступают национальные и мировые информационные ресурсы. Средствами труда в информационной индустрии наряду с ЭВМ и другим оборудованием для обработки информации выступает полиграфическое и другое оборудование, средства оргтехники, непосредственно используемые для подготовки и предоставления информационных услуг. Средства труда можно охарактеризовать понятиями «информационная технология» и «средства информационной технологии».

Литература:

1. Могилев А.В., Листрова Л.Г. Средства информатизации. Телекоммуникационные технологии: Учебное пособие. - СПб: БХВ-Петербург. 2009. - 256 с.

2. Чоговадзе Л. Информация, общество, человек. - М: Дата+, 2003. - 320 с.

3. Егоров Ю.В. Информационный фактор повышения эффективности национальной экономики: Дисс. канд. экон. наук. - М., 2006 - 182 с.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. / Под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000. - 608 с.

5. Давыдова Е.Ю. Этапы эволюции систем управления информационными потоками на предприятии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2007. - № 45. - С. 70-73.

РАЗРАБОТКА ЕДИНОГО ПОРТАЛА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Галкин В.Е., д.э.н., профессор Журавлева Т.Б., д.э.н., профессор Стойлик Ю.Б., д.т.н., профессор

В статье рассмотрены проблемы, связанные с потребительской интерпретацией технических регламентов и стандартов. Показано, что наилучшим средством снижения информационной асимметрии рынков потребительских товаров является создание единого государственного портала информации в области технического регулирования и стандартизации. Данный портал должен соответствовать парадигме web 3.0 и включать в себя два основных элемента: структурированную базу данных о потребительски значимых характеристиках продукции, заданных в различных стандартах, и методах их проверок, а так же форумы для общения потребителей.

Ключевые слова: web 3.0, информационный портал, стандарты, потребители.

THE DEVELOPMENT OF A SINGLE PORTAL OF INFORMATION SUPPORT CUSTOMERS IN THE FIELD OF TECHNICAL REGULATION

Galkin V., doctorate degree in economic sciences, professor Zhuravleva T., doctorate degree in economic sciences, professor Stoyulik Y., doctorate degree in technical sciences, professor

The problems related to consumer interpretation of technical regulations and standards. It is shown that the best means of reducing information asymmetry consumer goods markets is to create a unified state information portal for technical regulation and standardization. This portal should meet web 3.0 paradigm and include two basic elements: a structured database of consumer-relevant product characteristics specified in various standards and methods of their checks, as well as forums for communication consumers.

Keywords: web 3.0, information portal, standards, consumers.

В настоящее время потребители сталкиваются с проблемой качества источников информации относительно товаров, работ и услуг. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О техническом регулировании», маркируется знаком обращения на рынке. Данные о соответствии продукции стандартам или ее выпуске в соответствии с техническими условиями (ТУ) отражаются, как правило, в текстовой форме на ее упаковке, кроме того, информация об этом может содержаться в рекламно-информационных материалах. Однако интерпретация этих сведений может вызвать у потребителя серьезные затруднения. Так, наличие знака обращения на рынке не дает полного ответа на вопрос, каким именно техническим регламентам соответствует товар.

Сведения о соответствии стандартам или ТУ, полученные поку-

пателем в процессе осмотра товара, требуют для своей интерпретации достаточно сложной последовательности действий. По большей части тексты стандартов и ТУ не размещены в свободном доступе в сети Интернет, кроме того, в ней можно найти устаревшие, недостоверные версии. Таким образом, пользователь, получивший информацию о соответствии продукции стандартам или ТУ, вынужден предпринимать самостоятельный творческий поиск, обработку и обобщение развернутых данных, позволяющих сделать вывод о потребительской ценности этого соответствия. При этом он рискует или не найти необходимой информации вовсе, или же найти заведомо недостоверную информацию. Проблема заключается в том, что, согласно Кодексу об административных правонарушениях, Федеральному закону «О рекламе» и ряду других нормативно-правовых актов производители и продавцы несут ответственность за непосредственное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.