DOI https://doi.org/10.46845/2541 -8254-2021-1(28)-18-18 УДК 614.841.31
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАТЕГОРИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ В РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ В ПРАКТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА
Т.С. Станкевич, канд. техн. наук, доц. кафедры «Техносферная безопасность» e-mail: tatiana. stankevich@klgtu. ru ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический
университет»
В работе выполнен анализ статистических данных по пожарам в Российской Федерации за трехлетний период (2017-2019 гг.). Изучены итоги правоприменительной практики МЧС России в области исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности с момента внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность органов государственного пожарного надзора с 2017 по 2019 г. Исследованы особенности подхода к оценке категории риска объекта в рамках риск-ориентированного подхода и сформулированы предложения, направленные на совершенствование методики оценки.
Ключевые слова: пожарный надзор, риск-ориентированный подход, пожар, статистические данные, категория риска
ВВЕДЕНИЕ
В течение последнего десятилетия органы государственной власти уделяют особое внимание обеспечению эффективного исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (ПБ). Государственная политика в области ПБ в настоящее время направлена на снижение избыточности административных барьеров и высоких издержек юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора.
Так, предложен и внедрен в практику государственного контроля и надзора риск-ориентированный подход. Впервые понятие «риск-ориентированный подход» (РОП) введено Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 246-ФЗ [1], который внес соответствующие изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ [2]. В 2016 г. утверждено Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806 [3], внедрившее РОП в осуществление федерального государственного пожарного надзора (ГПН).
Суть данного подхода заключается в переходе от тотального контроля над всеми объектами к категорированию объектов и осуществлению комплекса надзорных мероприятий исходя из категории опасности. Как указано в приказе МЧС России от 30.11.2016 г. № 644 [4], периодичность плановых проверок (ПП) зависит от присвоенной объекту категории риска. При этом определено, что объекты, которым присвоена низкая категория опасности, не подлежат ПП в области ПБ.
В 2019 г. Постановление Правительства РФ от 09.10.2019 г. № 1303 [5] внесло существенные изменения в РОП. Так, в рамках ГПН появилась новая категория риска -чрезвычайно высокий риск, изменена периодичность ПП объектов (рисунок).
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования является исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований ПБ МЧС России.
Рисунок - Зависимость периодичности планирования и организации плановых проверок
от категории риска объекта
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель работы - проведение анализа эффективности применения РОП в служебной деятельности органов ГПН.
В процессе работы решались следующие задачи:
- анализ статистических данных по пожарам;
- анализ правоприменительной практики МЧС России в области исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований ПБ;
- анализ порядка определения категорий риска в рамках РОП и формулирование предложений, направленных на совершенствование рассматриваемой методики.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе применялись следующие методы: статистический анализ; статистический метод оценки категории риска.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выполнен анализстатистических данных по пожарам за период с 2017 по 2019 г. на территории РФ, данные получены из сборников [6-8]. Результаты распределения значений показателей обстановки с пожарами в зависимости от категории риска объектов пожаров представлены в табл. 1-3.
Таким образом, сделан вывод, что чаще всего пожары возникают на объектах низкого риска и на объектах, которые не подлежат категорированию. Наибольшая относительная частота гибели людей характеризует объекты умеренного и низкого риска, такая же тенденция наблюдается для травмирования людей. При этом необходимо отметить, что категория «чрезвычайно высокий риск» введена впервые в 2019 г., поэтому данные за 2017 и 2018 гг. отсутствуют. Также следует учесть, что с 2019 г. изменен порядок учета пожаров и их последствий [9]. Изменения предусматривают учет всех случаев неконтролируемого горения, в том числе загораний, которые до изменений не подлежали учету. Также установлен тридцатидневный срок для учета травмированных и погибших на пожаре (ранее учету подлежали только погибшие непосредственно на пожаре). С 1 января 2021 г. вступает в действие приказ МЧС России от 17 ноября 2020 г. № 848 [10], вносящий новые изменения в порядок учета пожаров и их последствий.
Выполнен анализ правоприменительной практики МЧС России в области исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований ПБ, данные получены из итоговых отчетов [11-13]. Результаты представлены на табл. 4.
Таблица 1 - Относительная частота возникновения пожара на объекте в зависимости от категории объекта
Год Категория объекта
чрезвычайно высокий высокий значительный средний умеренный низкий не подлежат категорированию
2017 - 2,30П10"3 6,91 П10"3 4,59П10"2 0,20 0,55 0,19
2018 - 2,77 П10"3 7,06 П10"3 4,71 ПШ"2 0,20 0,56 0,18
2019 1,06П10-5 1,13П10-3 2,21 П10"3 1,95 ПШ"2 0,07 0,21 0,70
Таблица 2 - Относительная частота гибели людей на пожаре на объекте в зависимости от категории объекта
Год Категория объекта
чрезвычайно высокий высокий значительный средний умеренный низкий не подлежат категорированию
2017 - 7,68 П10"4 3,97П10"3 3,48 П10"2 0,23 0,69 3,90П10"2
2018 - 7,71 П10"3 2,78 ПШ"3 3,28 П10"2 0,22 0,70 3,19П10"2
2019 1,17ПШ"4 1,87П10"3 4,09П10"3 4,48 П10"2 0,21 0,69 5,62 П10"2
Таблица 3 - Относительная частота травмирования людей на пожаре на объекте в зависимости от категории объекта_
Год Категория объекта
чрезвычайно высокий высокий значительный средний умеренный низкий не подлежат категорированию
2017 - 3,31 П10"3 1,03 П10"2 6,67П10"2 0,30 0,42 0,20
2018 - 9,96 П10"3 9,85 П10"3 7,77П10"2 0,30 0,43 0,18
2019 6,34 П10"4 1,80П10"3 9,51 П10"3 6,97П10"2 0,27 0,43 0,22
Таблица 4 - Динамика правоприменительной практики МЧС России в области исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности
Год Количество объектов Количество проверок / количество плановых проверок Количество выявленных нарушений требований пожарной безопасности
2017 3978677 176096 / 78058 755742
2018 227867 225808 / 76282 981899
2019 2855055 267478 / 114388 1121021
На основании данных, представленных в табл. 4, можно сделать вывод, что хотя введение РОП предполагало сокращение количества объектов надзора, снижение надзорной нагрузки и исключения чрезмерных штрафных санкций в области ПБ, в настоящее время наблюдается рост количества объектов надзора и проверок, в том числе 1111.
С 2021 г., как указано в [14], внесены значительные изменения в порядок категорирования объектов в области ПБ. Так, определение категории риска только исходя из функциональной принадлежности объекта отменено, введен в действие статистический метод оценки риска, использующий сведения единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий и сведения статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики.
Выполнен анализ порядка определения категорий риска в рамках РОП. В ходе анализа методики категорирования объектов предложены следующие мероприятия, направленные на совершенствование рассматриваемого подхода категорирования:
- использовать многолетний статистический ряд значений, не ограничиваясь пятилетним временным отрезком для определения параметров Qc, фсдоп и Кг.т.;
- формировать многолетние статистические ряды для всех значений, а не только для параметров Qc, ^сдоп и Кг.т.;
- при реализации федерального государственного пожарного надзора федеральными органами исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизацииперейти от метода оценки риска по функциональному назначению объектов к статистическому;
- отсутствие сведений об установке системы противопожарной защиты более 10 лет назад и капитальном ремонте трактовать как «да»;
- отсутствие сведений о монтаже электропроводки более 10 лет назад и капитальном ремонте трактовать как «да».
Также предлагается выполнить автоматизацию расчета категорий риска объектов посредством разработки программного продукта. В качестве алгоритма программы следует использовать методику категорирования объектов из [14]. Для анализа статистических данных предлагается использовать возможности языка программирования Python.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе выполнен анализ статистических данных по пожарам (2017-2019 гг.), анализ правоприменительной практики МЧС России в области исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований ПБ за трехлетний период (2017-2019 гг.).
Подробно изучен порядок определения категорий риска в рамках РОП. На основании анализа методики категорирования объектов разработаны предложения, направленные на совершенствование рассматриваемой методики, а именно:
- использовать многолетний статистический ряд значений, не ограничиваясь пятилетним временным отрезком для определения параметров Qс, Qсдоп и Кг т.;
- формировать многолетние статистические ряды для всех значений, а не только для параметров Qc, Фсдоп и Кг.т.;
- при реализации федерального государственного пожарного надзора федеральными органами исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизацииперейти от метода оценки риска по функциональному назначению объектов к статистическому;
- отсутствие сведений об установке системы противопожарной защиты более 10 лет назад и капитальном ремонте трактовать как «да»;
- отсутствие сведений о монтаже электропроводки более 10 лет назад и капитальномремонте трактовать как «да».
Для оптимизации процесса категорирования объектов защиты с целью сокращения временных затрат предложено разработать программный продукт, выполняющий расчет категории.
Совершенствование РОП позволит достигнуть тех целей, для которых указанный подход был разработан: снизить бремя административной ответственности на бизнес; усилить контроль над объектами, характеризующимися высоким риском.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 13.07.2015 № 246-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182622/ (дата обращения: 31.01.2021).
2. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (дата обращения: 31.01.2021).
3. Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 (ред. от 05.11.2020) «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности») [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203819/ (дата обращения).
4. Приказ МЧС России от 30.11.2016 № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_211005/ (дата обращения: 31.01.2021).
5.Постановление Правительства РФ от 09.10.2019 № 1303 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335261/ (дата обращения: 31.01.2021).
6. Пожары и пожарная безопасность в 2017 году: стат. сб. / под общ.ред.Д.М. Гордиенко. - Москва: ВНИИПО, 2018. - 125 с.
7. Пожары и пожарная безопасность в 2018 году: стат. сб. / подобщ.ред.Д. М. Гордиенко. - Москва: ВНИИПО, 2019. - 125 с.
8. Пожары и пожарная безопасность в 2019 году: стат. сб. / под общ.ред. Д. М. Гордиенко. - Москва: ВНИИПО, 2020. - 80 с.
9. Приказ МЧС России от 8 октября 2018 г. № 431 «О внесении изменений в Порядок учета пожаров и их последствий, утвержденный приказом МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714» [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/72125364/ (дата обращения: 31.01.2021).
10. Приказ МЧС России от 17 ноября 2020 г. № 848 «О внесении изменений в Порядок учета пожаров и их последствий, утвержденный приказом МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372160/ (дата обращения: 31.01.2021).
11. Доклады с обобщением и анализом правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований (утв. МЧС России 17.04.2019) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330030/ (дата обращения: 31.01.2021).
12. Доклады с обобщением и анализом правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований (утв. МЧС России 17.04.2020) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355636/#dst0 (дата обращения: 31.01.2021).
13. Доклады по результатам обобщения правоприменительной практики органов государственного надзора МЧС России с руководством по соблюдению обязательных требований за 2017 год (утв. МЧС России 20 апреля 2018 г.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71836954/ (дата обращения: 31.01.2021).
14. Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре») [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128492/ (дата обращения: 31.01.2021).
IMPROVEMENT OF THE CATEGORATION OF FACILITIES IN THE RISK-BASED APPROACH IN THE PRACTICE OF STATE FIRE SUPERVISION
T.S. Stankevich, PhD, AssociateProfessor of Technosphere Safety Department e-mail: [email protected] Kaliningrad State Technical University
This article analyzes statistical data on fires in the Russian Federation for a three-year period (2017-2019). The results of the law enforcement practice of the Ministry of Emergency Situations of Russia in the field of state fire supervision since the introduction of the risk-based approach in 2017 to 2019 have been studied.The features of the approach to assessing the risk category of anfacility within the framework of the risk-oriented approach were investigated and proposals were formulated aimed at improving the assessment method.
Key words: fire supervision, risk-based approach, fire, statistical data, risk category