Научная статья на тему 'Совершенствование инструментов формирования региональной инновационной системы'

Совершенствование инструментов формирования региональной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / НАУКОГРАДЫ / ЭКСПЕРТНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ / REGIONAL INNOVATION SYSTEM / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL POTENTIAL / MOSCOW REGION / SCIENCE CITIES (NAUKOGRADS) / EXPERT EVALUATION / QUESTIONNAIRE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тузкова Диана Константиновна

В статье дается анализ существующих механизмов оценки уровня научно-технического потенциала наукоградов. Существующие критерии не отражают реальный уровень потенциала, так как имеют обобщённый характер, а предлагаемая система сравнений (относительно мирового уровня) недостаточно ясна. Кроме того, действующие методики не отражают сущность заложенного в наукограды потенциала. Они позволяют оценить лишь либо одну из наиболее результативных сторон деятельности муниципального образования, либо опираются только на количественные параметры, которые не учитывают особенности организации управления наукоградами. В этой связи нами была разработана методика оценки, которая позволяет оценить вклад наукоградов в развитие региональной инновационной системы и на этой основе определить наукограды как базовые элементы региональной инновационной системы. Представляется, что оценку научно-технического потенциала наукограда целесообразно производить с помощью метода экспертных оценок посредством анкетирования. Для этой цели произведено шкалирование уровня развития потенциала, разработана типовая анкета для опроса экспертов. На основе разработанной методики на примере г. Жуковский Московской области произведена оценка уровня научно-технического потенциала наукограда, проанализировано влияние различных факторов сквозь призму количественной оценки. Анализ результатов анкеты показывает, что уровень развития потенциала в Жуковском можно оценить как средний при наличии необходимых ресурсов его развития. Использование данной методики позволило произвести качественную оценку потенциала с учётом социальных, производственных, образовательных и других факторов, учтён также уровень внутригородской кооперации и вклад наукограда в развитие региона. Применение методики позволяет выявить и сферы, нуждающиеся в повышенном внимании для сохранения и усиления их вклада в уже имеющийся потенциал. В статье предложены рекомендации по использованию разработанной методики как инструмента оценки потенциала региональной инновационной системы. Данную методику можно использовать для оценки потенциала других муниципальных образований, претендующих на получение статуса наукограда Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE INSTRUMENTS OF A REGIONAL INNOVATION SYSTEM

The article provides an analysis of existing mechanisms for assessing the level of scientific and technological potential of science cities (naukograds). Existing criteria do not reflect the real level of potential because they have a generic character, and proposed system of comparisons (with respect to the world level) is not sufficiently clear. In addition, existing methods do not reflect the essence of potential of science cities. They allow to evaluate only the most effective aspect of the municipality activities or rely only on quantitative parameters, which do not take into account the peculiarities of the organization of management in science cities. In this regard, we have developed an estimation methodology, which allows to estimate the contribution of science cities in the regional innovation system, and on this basis to determine the science cities as its basic elements. It seems that the assessment of scientific and technological potential of science city should be performed by the expert evaluation method by the survey. For this purpose, scaling of development level is made; a model questionnaire to interview experts is developed. Based on the developed methodology, the level of scientific and technical potential of a science city by the example of Zhukovsky in Moscow region is assessed. The influence of various factors through quantitative assessment is analyzed. The survey findings show that the development level of Zhukovsky can be assessed as medium in the presence of the necessary resources for its development. The use of this methodology has allowed to make a qualitative assessment of the potential taking into account social, occupational, educational and other factors and the level of intra-urban co-operation and contribution of science city to the region development. The methodology also identifies areas that need for more attention to preserve and enhance their contribution to the already existing potential. The article presents recommendations for using the methodology as a tool to assess the potential of a regional innovation system. This methodology may also be used to assess the capacity of other municipalities that claim the status of Russian science city (naukograd).

Текст научной работы на тему «Совершенствование инструментов формирования региональной инновационной системы»

УДК 338.27

Б01: 10.12737/ 21205

Совершенствование инструментов формирования региональной инновационной системы

Тузкова Диана Константиновна, аспирант кафедры государственного и муниципального управления, dianal306@ ramhler.rH

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,

Москва, Российская Федерация

В статье дается анализ существующих механизмов оценки уровня научно-технического потенциала наукоградов. Существующие критерии не отражают реальный уровень потенциала, так как имеют обобщённый характер, а предлагаемая система сравнений (относительно мирового уровня) недостаточно ясна. Кроме того, действующие методики не отражают сущность заложенного в наукограды потенциала. Они позволяют оценить лишь либо одну из наиболее результативных сторон деятельности муниципального образования, либо опираются только на количественные параметры, которые не учитывают особенности организации управления наукоградами. В этой связи нами была разработана методика оценки, которая позволяет оценить вклад наукоградов в развитие региональной инновационной системы и на этой основе определить наукограды как базовые элементы региональной инновационной системы. Представляется, что оценку научно-технического потенциала наукограда целесообразно производить с помощью метода экспертных оценок посредством анкетирования. Для этой цели произведено шкалирование уровня развития потенциала, разработана типовая анкета для опроса экспертов. На основе разработанной методики на примере г. Жуковский Московской области произведена оценка уровня научно-технического потенциала наукограда, проанализировано влияние различных факторов сквозь призму количественной оценки. Анализ результатов анкеты показывает, что уровень развития потенциала в Жуковском можно оценить как средний при наличии необходимых ресурсов его развития. Использование данной методики позволило произвести качественную оценку потенциала с учётом социальных, производственных, образовательных и других факторов, учтён также уровень внутригородской кооперации и вклад наукограда в развитие региона. Применение методики позволяет выявить и сферы, нуждающиеся в повышенном внимании для сохранения и усиления их вклада в уже имеющийся потенциал. В статье предложены рекомендации по использованию разработанной методики как инструмента оценки потенциала региональной инновационной системы. Данную методику можно использовать для оценки потенциала других муниципальных образований, претендующих на получение статуса наукограда Российской Федерации.

Ключевые слова: региональная инновационная система, научно-технический потенциал, Московская область, наукограды, экспертное оценивание, анкетирование

Переход страны на инновационный путь развития обозначает поиск наиболее инновационных активных точек роста. Очевидно, что для развития региональной инновационной системы требуется ускоренное развитие наукоградов - муниципальных

образований со статусом городского округа, имеющих высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.8 Для этого необходимо произвести оценку уровня их научно-технического потенциала. Однако, на наш взгляд, существующие методики не отражают сущность заложенного в наукограды Российской Федерации потенциала. Они позволяют оценить лишь либо одну из наиболее результативных сторон деятельности муниципального образования, либо опираются только на количественные параметры, которые не учитывают особенности организации управления наукоградами. В этой связи нами была разработана методика оценки, которая позволяет оценить вклад наукоградов в развитие региональной инновационной системы и на этой основе определить наукограды как базовые элементы региональной инновационной системы.

Современные концепции позволяют сделать вывод о том, что проблема инновационного развития на территориальном уровне не является новой. В отечественной и мировой практике имеются примеры развития территорий с использованием потенциала их инновационного роста. Вместе с тем вопросы государственной поддержки инновационного и социально-экономического развития наукоградов в рамках региональной инновационной системы с учётом ориентации экономики на инновационный тип развития в работах исследователей учтены не в полной мере. Слабая разработанность указанной проблемы объясняет и отсутствие практических рекомендаций по совершенствованию регионального механизма стратегического управления наукоградами [1, 4].

Несмотря на имеющиеся результаты, анализу наукоградов как базовых элементов в структуре региональной инновационной системы уделяется недостаточно внимания, что обусловливает необходимость проведения дополнительных исследований в данном направлении. Таким образом, актуальность проблемы и наличие широкого круга дискуссионных вопросов о роли наукоградов в региональной инновационной системе определили выбор темы работы.

Научная новизна заключается в совершенствовании механизма оценки уровня научно-технического потенциала наукограда на основе использования экспертного оценивания методом анкетирования.

Значимость и прикладная ценность полученных результатов заключается в возможности использования разработанной методики для проверки других

8 Федеральный закон от 07.04.1999 №70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148933 (дата обращения: 10.02.2016)

муниципальных образований, имеющих научно-производственный комплекс, на соответствие и другим критериям присвоения статуса наукограда Российской Федерации, а также рассмотрения их в качестве точек роста региональной инновационной системы.

В отечественной науке существует большое количество методик, в т.ч. адаптированных к российским условиям, оценки научно-технического (инновационного) потенциала территорий. К таким исследованиям можно отнести методику интегральной оценки научно-технического потенциала страны (Япония); методику комплексной оценки научно-технического потенциала страны (США); методику структурного анализа инновационной активности территории (С.В. Кортов); методику рейтингования регионов по уровню их инновационного развития (А.Б. Гусев) и др. [5, 8].

В России оценке уровня научно-технического потенциала также уделяется внимание. Так, например, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» под индексом научно-технического потенциала понимается агрегированный показатель состояние ресурсов (финансовых и кадровых) и результативность научных исследований и разработок. При этом в проведённом исследовании разводятся понятия научно-технический и инновационный потенциал [2, 11].

Наибольший интерес представляет методика оценки уровня научно-технического потенциала в наукоградах Российской Федерации. В Распоряжении Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»9 особое внимание уделяется вопросам развития наукоградов Российской Федерации и, главным образом, способам повышения степени использования потенциала их научно-производственных комплексов. От уровня потенциала зависит возможность проведения качественных и масштабных НИОКР и возможность инновационного развития муниципального образования. Необходимость оценки потенциала является обязательным условием создания системы постоянного мониторинга ресурсов, а также анализу муниципального образования с точки зрения его внутренних возможностей. Повышение качества принимаемых управленческих решений с последующим выбором

9 Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://base.garant.ru/70106124/ (дата обращения: 10.02.2016)

соответствующей стратегии инновационного развития, рост эффективности научно-технической и производственной деятельности могут быть обеспечены только посредством учёта имеющегося потенциала муниципальных образований [6].

В настоящее время не существует законодательно закреплённого определения понятия «научно-технический потенциал». Решением Совета глав правительств СНГ «О Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года» под научно-техническим потенциалом понимается совокупность располагаемых, привлекаемых и мобилизируемых кадров, различных ресурсов и возможностей общества для достижения поставленных целей научно-технологического развития.10

В постановлении Правительства РФ от 30.10.2014 № 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков» научно-технический потенциал субъекта Российской Федерации определяется количеством выпускников инженерных специальностей и объёмом НИОКР 11

В своей работе под научно-техническим потенциалом наукограда мы предлагаем понимать совокупность имеющихся ресурсов муниципального образования, располагаемых для реализации на его основе целей и задач развития муниципального образования как наукограда Российской Федерации. Он определяется, прежде всего, составом научно-исследовательских учреждений, а также имеющимися возможностями и созданными на его территории условиями для развития приоритетных направлений региональной инновационной политики [14].

В настоящее время уровень научно-технического потенциала любого наукограда оценивается на основе методических рекомендаций, утвержденных Минобрнауки России. Соответственно, уровень научно-технического потенциала муниципального образования признается высоким при выполнении двух или более требований.12

10 Решение Совета глав правительств СНГ «О Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года» (Принято в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011). URL: http://naviny.org/2011/10/18/by14057.htm (дата обращения: 11.02.2016)

11 Постановление Правительства РФ от 30.10.2014 № 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков». URL: http://base.garant.ru/70785652/ (дата обращения: 10.02.2016)

12 Методические рекомендации по подготовке документов о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации (утв. Минобрнауки России 31.07.2006). URL: http://lawru.info/dok/2006/07/31/n67669.htm. (дата обращения: 11.02.2016)

Основанием являются следующие параметры:

- проведение фундаментальных исследований мирового уровня;

- проведение прикладных исследований, направленных на создание научно-технической продукции (услуг), конкурентоспособной на отечественном и мировом рынке;

- производство научно-технической продукции (услуг), конкурентоспособной на отечественном и мировом рынке.

Мы считаем, что существующие критерии не отражают реальный уровень научно-технического потенциала. Перечисленные параметры имеют обобщенный характер, формулировка ряда словосочетаний не позволяет однозначно трактовать определение, и предлагаемая система сравнений (относительно мирового уровня) тоже недостаточно ясна. Таким образом, произвести качественно оценку уровня научно-технического потенциала не представляется возможным. В этой связи мы считаем, что оценку научно-технического потенциала наукограда целесообразно производить с помощью метода экспертных оценок посредством анкетирования [15].

Для целей качественной оценки уровня научно-технического потенциала наукограда (далее УНТП) предлагаем использовать метод экспертных оценок. Метод экспертных оценок - это метод анализа и оценки экономических процессов, выработки управленческих решений на основе мнения квалифицированных экспертов. Таким образом, эксперты проводят интуитивно-логический анализ проблемы, заключающийся в количественной оценке суждений. За решение проблемы принимается обобщённое мнение экспертов. В дальнейшем метод экспертного оценивания должен осуществляться поэтапно согласно следующей методике [3].

Формируется группа экспертов, которым раздаётся специальная анкета. Анкета содержит необходимую детализацию факторов, влияющих на УНТП. Затем эксперты проставляют оценки по каждому фактору по значению от одного до трёх. Значения интервальных показателей представлены в таблице. С помощью метода экспертных оценок получаем интегральный качественный показатель УНТП. УНТП в разрезе факторов влияния можно представить как среднюю от суммы оценок влияния этих факторов на потенциал муниципального образования. Здесь необходимо учитывать экономические, образовательные, социальные и другие факторы [7,10].

После разработки алгоритма оценки уровня потенциала рассмотрим его на примере наукограда Жуковский Московской области. Проведённый анализ показал, что УНТП в г. о. Жуковский можно оценить как средний при наличии необходимых

ресурсов для развития. Так, в наукограде на высоком уровне находится подготовка кадров, однако отсутствуют отдельные программные мероприятия по развитию инновационной инфраструктуры и привлечению инвестиций. Кроме того, низка степень производственной кооперации между предприятиями. Интегральный качественный показатель равен 1.86. Поскольку его значения больше 1.5, то это означает, что муниципальное образование обладает необходимыми и достаточными ресурсами для анализа его как потенциального наукограда Российской Федерации.

Таблица - Оценка уровня развития научно-технического потенциала наукограда

Интервал значения интегрального показателя «УНТП» Характеристика УНТП

2,1 - 3 если оцениваемый уровень потенциала большой

1,1 - 2 если уровень потенциала недостаточно высок, но есть ресурсы для его развития

0 - 1 если оцениваемый потенциал низкий

Источник: составлено автором на основе собственных расчётов

Таким образом, нами был произведён анализ уровня научно-технического потенциала наукограда с использование метода экспертного оценивания посредством анкетирования на примере наукограда Жуковский. На основе разработанной методики мы смогли не только оценить потенциал у наукограда, но и выявить те сферы, которые нуждаются в усиленном внимании для сохранения и упрочения их вклада в уже имеющиеся ресурсы. Так, Жуковский можно охарактеризовать как наукоград со средним уровнем развития научно-технического потенциала, что означает наличие сформировавшейся базы для его развития, но при этом имеющихся условий недостаточно для его развития. Кроме того, нами выявлено, что экономические и производственные факторы имеют низкий интегральный показатель, и это указывает на наличие ряда проблем в определённых отраслях [9, 12].

На основании использования адаптированной методики можно дать следующие рекомендации по развитию научно-технического потенциала в наукограде. Для развития производственных факторов (низкий интегральный показатель) необходимо создание координирующего органа, который смог бы наладить взаимосвязь между всеми участниками инновационного процесса в наукограде, а также активизировать работу муниципального образования с региональными органами власти в части разработки совместных планов мероприятий по повышению уровня научно-технического потенциала наукограда. В части развития экономических факторов возможна разработка механизмов поддержки субъектов малого и среднего

предпринимательства. Данные меры могут включать: оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в части предоставления движимого и недвижимого имущества; разработка и реализация программ обучения для них [13].

Разработанная методика оценки уровня научно-технического потенциала наукограда на основе анкетирования экспертов позволит подойти к анализу вклада наукограда в региональную инновационную систему с качественной точки зрения, а не только исходя из количественных ориентиров развития науки и техники в Российской Федерации. Так, в разработанной нами анкете для экспертов даётся оценка наукограда как муниципального образования, и поэтому внимание уделяется образовательным, научным, социальным и производственным факторам. Но что не менее важно, так это то, что предлагаемый нами механизм учитывает уровень внутригородской кооперации и вклад наукограда в развитие региона. Таким образом, мы получаем комплексную оценку уровня научно-технического потенциала. В результате данную методику можно будет использовать для оценки потенциала других муниципальных образований, которые также смогут приобрести статус наукограда Российской Федерации.

Литература

1. Агирречу Л.А. Наукограды России: история формирования и развития. М.: МГУ, 2009. 92 с.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2011.

3. Глазов Р.В. Формирование эффективных механизмов корпоративного управления в российском предпринимательстве. Дисс. ... канд. эконом. наук. М., 2011.

4. Глисин Ф.Ф. Наукограды в современной экономике России // Инновации. 2011. №2, С. 71-77.

5. Задумкин К.А. Кондаков И.А. Методика сравнительной оценки научно-технического потенциала региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 12. 2010. №4.

6. Моисеева Т.Ф. Методы и средства экспертных исследований. М.: МПСИ, Багира-2, 2006.

7. Михайлин О.И. Методологические аспекты разработки системы мониторинга инновационного развития на региональном уровне / Наука в информационном пространстве - 2012. Матер. VIII Межд. науч.-практ. конф. URL: http://confcontact.com/node/328 (дата обращения: 17.04.2016).

8. Названов С.В. Современные подходы к оценке уровня инновационного развития регионов / Наука, образование, инновации: пути развития. Матер. Второй Всероссийской науч.-практ. конф. (25-28 апреля 2011 г.). Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2011. Ч. II. 117 с.

9. Национальные инновационные системы в России и ЕС / под общ. ред. В. Иванова, С. Клесовой, П. Линдхольма и О. Лукши. М. ЦИПРАН РАН, 2006.

10. Панкова Л.А., Петровский А.М., Шнейдерман М.В. Организация экспертизы и анализ экспертной информации. М.: Наука, 1984. С. 120.

11. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 3 / под ред. Л.М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2015. 248 с.

12. Попадюк Н.К. Поиск социокультурных ресурсов инновационного и технологического развития моногородов / Регионы России: Стратегии и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития. Труды Восьмой Межд. науч.-практ. конф. / РАН ИНИОН, отд. научного сотрудничества и межд. связей; отв. ред. Ю.С. Пивоваров. М., 2012. Ч. 1. 646 с.

13. Жихарев К.Л. Проектное управление развитием региональной инновационной системы: монография. М.: Социум, 2011. 207 с.

14. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.

15. Тузкова Д.К. Актуальные вопросы социально-экономического развития наукограда Жуковский // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: http://www.science-education.ru/117-13404 (дата обращения: 20.03.2016)

IMPROVING THE INSTRUMENTS OF A REGIONAL INNOVATION SYSTEM Tuzkova Diana, PhD student, e-mail: [email protected]

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

The article provides an analysis of existing mechanisms for assessing the level of scientific and technological potential of science cities (naukograds). Existing criteria do not reflect the real level ofpotential because they have a generic character, and proposed system of comparisons (with respect to the world level) is not sufficiently clear. In addition, existing methods do not reflect the essence of potential of science cities. They allow to evaluate only the most effective aspect of the municipality activities or rely only on quantitative parameters,

which do not take into account the peculiarities of the organization of management in science cities. In this regard, we have developed an estimation methodology, which allows to estimate the contribution of science cities in the regional innovation system, and on this basis to determine the science cities as its basic elements. It seems that the assessment of scientific and technological potential of science city should be performed by the expert evaluation method by the survey. For this purpose, scaling of development level is made; a model questionnaire to interview experts is developed. Based on the developed methodology, the level of scientific and technical potential of a science city by the example of Zhukovsky in Moscow region is assessed. The influence of various factors through quantitative assessment is analyzed. The survey findings show that the development level of Zhukovsky can be assessed as medium in the presence of the necessary resources for its development. The use of this methodology has allowed to make a qualitative assessment of the potential taking into account social, occupational, educational and other factors and the level of intra-urban cooperation and contribution of science city to the region development. The methodology also identifies areas that need for more attention to preserve and enhance their contribution to the already existing potential. The article presents recommendations for using the methodology as a tool to assess the potential of a regional innovation system. This methodology may also be used to assess the capacity of other municipalities that claim the status of Russian science city (naukograd).

Keywords: regional innovation system, scientific and technological potential, Moscow region, science cities (naukograds), expert evaluation, questionnaire

References

1. Agirrechu L.A. Science cities in Russia: History of formation and development.-M.: MGU, 2009. -92 p.

2. Granberg A.G. Basics of the regional economy. -M.: GU VShJe, 2011

3. Glazov R. V. Corporate governance effective mechanisms in the Russian entrepreneurship. Candidate of Economics dissertation: author's abstract. Moscow, 2011. 155 p.

4. Glisin F.F. Science City in modern Russian economy // Innovations [Innovacii], 2011. №2. Pp.71-77

5. Zadumkin K.A. Kondakov I.A. The methodology of comparative assessment of the region's scientific and technical potential // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast [Eekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz].2010. №4. Vol. 12.

6. Moiseeva T.F. Methods and tools for expert research. M.: MPSI, Bagira-2, 2006.

7. Mihajlin O.I. Innovative development monitoring system at the regional level Methodological aspects // Science in the information space [Nauka v informacionnom prostranstve]. Materials of the VIII International scientific-practical. conf. URL: http://confcontact.com/node/328 (Accessed on 17.04.2016).

8. Nazvanov S.V. Current approaches to assessing the level of innovation development in the regions // Science, education, innovation: way of development: [Nauka, obrazovanie, innovacii: puti razvitija]. Materials of the II All-Russian scientific-practical. conf. (April 25-28, 2011). Petropavlovsk-Kamchatsky. KamchatGTU, 2011. Part. II. 117 p.

9. National systems of innovation in the EU and Russia/ Under editorship of V. Ivanov, S. Klesova, P. Lindhol'm i O. Lukshi. Moscow. CIPRAN RAN, 2006

10. Pankova L.A., Petrovskij A.M., Shnejderman M.V. Examination and analysis of expert information. M.: Nauka, 1984. 120 p.

11. Rating of innovative development of entities in the Russian Federation. Issue 3 / Under editorship of L.M. Gohberg. Moscow: NIU VShJe, 2015. 248 p.

12. Popadjuk N.K. Searching for the socio-cultural resources of innovation and technological development of single-industry cities // Russian Regions: Strategy and modernization mechanisms of innovation and technological development [Regiony Rossii: Strategii i mehanizmy modernizacii, innovacionnogo i tehnologicheskogo razvitija]: Proceedings of the Eighth Intern. scientific-practical. conf. Moscow. 2012. Part. 1. 646 p.

13. Zhiharev K.L. Design management of the regional innovation system development: a monograph. Moscow: Socium, 2011.207 p.

14. Rajzberg B.A., Lozovskij L.Sh., Starodubceva E.B. Modern Dictionary of Economics.. The 5st, revised and corrected edition. Moscow: INFRA-M, 2007.

15. Tuzkova D.K. Current issues of social and economic development in the science city Zhukovskiy // Modern problems of science and education. 2014. № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13404 (Accessed on 20.03.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.