УДК 332.133.4(470) ББК У049(2Рос)431
И.Н. УРУСОВА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ РЕГИОНА
Ключевые слова: институты, рынки ресурсов, специализация, государственное регулирование.
Целью работы является оценка воздействия сформировавшейся институциональной системы на экономическое развитие отраслей специализации региона. В статье изложены результаты исследования функций институтов в использовании регионом ресурсов труда, земли, капитала в процессе развития отраслей и их специализации. Обосновано несовершенство функционирующих институтов, выявлены его причины. Определены направления их совершенствования путем системного воздействия разными методами. Результаты исследования целесообразно использовать в процессе совершенствования институциональной системы и ее взаимодействия с отраслями специализации региона в целях восстановления нормального воспроизводства.
I. URUSOVA
UPGRADING INSTITUTIONS PROVIDING THE DEVELOPMENT OF REGIONAL INDUSTRIES SPECIAL SEGMENTS Key words: institutions, resource markets, specialization, government control.
The author aims to evaluate the impact of the available institutional system on the economic development of the regional industries special segments. The article presents the results of studying the functions of institutions in the region's use of labour, land, and capital resources in the process of developing and specializing its industries. The author shows and reasons the imperfection of the functioning institutions and defines the directions for their improvement by use of different systematic methods. It is reasonable to use the results of the research in the process of updating the institutional system and its interaction with the regional industries special segments with the view of restoring a regular reproduction.
Экономические интересы и институциональное развитие: противоречия и проблемы. Выбор отраслей специализации и векторов экономического роста региона является важнейшим условием выхода из спада и восстановления нормального воспроизводства. Если выбрать отрасли, предприятия которых смогут работать преимущественно на местном сырье, то в нашем регионе это - аграрный сектор, пищевая и легкая промышленность. Такая специализация позволяет обеспечить оптимальную аллокацию ресурсов региона и занять всю цепочку создания добавленной стоимости на предприятиях этих отраслей.
Однако для того, чтобы это осуществить, необходимо добротное институциональное обеспечение, поскольку многие ключевые позиции на рынке ресурсов контролируются институтами формализованной и неформальной сферы. От них зависят оплата вклада каждой группы ресурсов, их конечная отдача.
Поэтому тут очень многое предопределяет регулирующая политика региональных и центральных органов управления. В рыночных условиях как в экономике конкретных регионов, так и в стране целом обращение, использование факторов производства не всегда соответствует экономической и социаль-
ной целесообразности. В этой сфере наблюдается множество провалов рынка. Поэтому исследование направлений и механизмов институционального обеспечения этого процесса является весьма актуальным.
Чувашия все еще является трудоизбыточным регионом. К ресурсам, оказывающим решающее воздействие на ее специализацию, относится рабочая сила. Рациональное использование этого факторного преимущества требует четкой работы региональных и центральных институциональных структур. Институты центра обеспечивают правовой базой общее функционирование рынка труда, регулируют миграцию, устанавливают минимальные размеры оплаты труда, ведут фискальную политику, задают нормы найма и увольнения работников, условий труда, техники безопасности. Региональные институты контролируют выполнение этих заданных норм и в целом соблюдение трудового законодательства. Региональным институтам управления необходимо, кроме того, контролировать подготовку кадров в высших и средних заведениях профессионального образования по соответствующим специальностям, а также в системе дополнительного образования и повышения квалификации. Институциональная система регулирования рынка труда представлена на рис. 1.
Рис. 1. Институциональная система регулирования рынка труда
В Чувашии рынок труда отличается тем, что средний уровень заработной платы в ней значительно ниже среднего уровня оплаты труда по России. В то же время высока неравномерность в уровне оплаты труда: средний дециль-ный коэффициент по совокупности предприятий в течение ряда лет держится на уровне около 20.
Низкий уровень оплаты труда характерен для аграрного сектора. Это тесно связано с ущербным положением его производителей на рынке, низкой рентабельностью предприятий, среди которых немало убыточных. В настоящее время в ряде регионов наблюдается тенденция образования агрохолдин-
гов, что может улучшить рыночное положение аграриев и позволит повысить уровень заработной платы отрасли. Механизмом государственной регулирующей политики в этой отрасли могут быть дотирование и субсидирование эффективно работающих предприятий, специализирующихся в льноводстве, овощеводстве закрытого грунта, возделывании бобовых культур. В рамках импортозамещения в настоящее время весьма актуально развитие производства молока и молочных изделий.
На рынке земельных ресурсов положение меняется в лучшую сторону, но медленно. Налицо их неполное и неэффективное использование. Значительные площади сельскохозяйственных угодий не используются. Немало площадей сельскохозяйственных земель отводится под жилищное строительство и выводится из производственного оборота. Явно вырисовывается необходимость эффективнее использовать сельскохозяйственные угодья в аграрном производстве. В первую очередь их целесообразно отводить на возделывание культур, способных обеспечить сырьем отрасли специализации региона. Для данной модели специализации, ориентированной на пищевую и легкую промышленность, необходимо увеличить производство фруктов, бобовых и кормовых культур, выращивание овощей в закрытом грунте. Одним из направлений поддержки региональных институтов управления производителей этой продукции может быть в первый период оставление в их распоряжении всей земельной ренты посредством освобождения от арендной платы либо через налогообложение по льготным условиям.
Институтам управления как на федеральном, так и на региональном уровне нельзя ограничиваться регулированием рынка земли. Под их контролем должен быть широкий спектр механизмов, осуществляющих ее аллокацию и использование. Это позволит построить эффективную систему земельно-имущественных отношений. В функционировании и обращении земли как фактора производства важнейшей проблемой является институционально-правовое регулирование отношений собственности на землю, арендных отношений, а также развитие и обеспечение инфраструктуры экологической безопасности (рис. 2).
Рис. 2. Институциональная система регулирования рынка земли
В регион, обладающий благоприятными условиями для реального производства, приток инвестиционного капитала довольно вялый. Предприятия, способные производить обладающие спросом импортозамещающую продукцию, в настоящее время не могут кредитоваться по разумной процентной ставке. Это - ненормально.
Стратегию банков нетрудно понять. Факторы неопределенности и риска высоки. Однако то, что при кредитовании предприятий за счет бюджетных средств весь риск распределяется между предприятием и государством, не совсем корректно. Было бы справедливо, если часть риска возьмет на себя кредитная организация. Но они отказываются от него полностью. Проблема кредитования должна стать предметом тщательного рассмотрения как на федеральном, так и на региональном уровне. Соответствующим институтам необходимо создать условия для предоставления гарантий кредиторам (рис. 3).
Рис.3. Институциональная система регулирования движения кредитного и финансового капитала
Возможно формирование региональных гарантийных фондов, пополнение которых будет осуществляться за счет бюджетных средств и средств кредитных учреждений региона. Это позволит предоставлять гарантии на условиях долевого участия государства и соответствующих кредитных учреждений и, соответственно, повысит дееспособность системы кредитования.
В этой сфере были апробированы разные варианты поддержки. Действовала программа Министерства сельского хозяйства, по которой перерабатывающие предприятия получали льготные целевые кредиты на закупку сырья. Эта программа финансировалась из федерального и регионального бюджетов, но объемы были небольшие. В Татарстане на льготной основе кредитовались хозяйства-производители и предприятия-переработчики. Последние часть полученных средств авансировали сельскохозяйственным производителям на условиях своевременной поставки качественного сырья.
Широко распространенной формой государственной поддержки предприятий жизнеобеспечивающих отраслей, прежде всего - сельского хозяйства, стало субсидирование части процентной ставки по коммерческим кредитам. В целом сфера кредитования стала одним из важнейших направлений
деятельности институтов государственного регулирования, прежде всего - по поддержке жизнеобеспечивающих отраслей экономики региона.
Таким образом, институциональное обеспечение регулирования рынков факторов производства, важнейших для отраслей специализации региона, хотя в целом и налажено, совершенством не отличается. Немало проблем, требующих решения, накопилось на рынке труда. Рынок земли, институты собственности, управления земельными ресурсами, их использованием по назначению, а также другие аспекты земельных отношений требуют во многом доработки и совершенствования. Особую озабоченность вызывает рынок кредитного и финансового капитала. Конечно же, на нем работа институтов его регулирования не играет решающей роли. Это - сфера прямых экономических интересов субъектов рынка. Однако и совершенствование институтов может внести свой вклад в облегчение процесса кредитования предприятий отраслей специализации региона.
Литература
1. Доклад о мировом развитии 2008. Сельское хозяйство на службе развития: пер. с англ. / Мировой банк. М.: Весь мир, 2008. 424 с.
2. Тумаланов Н.В., Урусова И.Н. Воздействие экономических интересов и институциональных структур на экономическое развитие // Вестник Чувашского университета. 2014. № 1. С. 245-252.
3. Тумаланов Н.В. Влияние рыночных структур отраслей на специализацию региона/ Чуваш. гос. ун-т. Чебоксары, 2001. 11 с. Деп. в ИНИОН РАН 9.06.2001. № 56553.
References
1. Doklad o mirovom razvitii 2008. Sel'skoe hozjajstvo na sluzhbe razvitija [Report on world development 2008. Agriculture at Service of the Development. World Bank: Trans. Engl.] Moscow, Ves' mir [Entire World] Publ., 2008, 424 p.
2. Tumalanov N.V., Urusova I.N. Vozdejstvie jekonomicheskih interesov i institucional'nyh struktur na jekonomicheskoe razvitie [Impact of economic interests and institutional structures on economic development]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2014, no. 1, pp. 245-252.
3. Tumalanov N.V. Vlijanie rynochnyh struktur otraslej na specializaciju regiona [Influence of market structures on specialization of the regional industries]. Cheboksary, Chuvash State Univesity Publ., 2001, p. 11. Dep. v INION RAN 9.06.2001, no. 6553.
УРУСОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
URUSOVA IRINA - Ph.D. in Economics, Assistant Professor, Regional Economy and En-trepreneurship Department, Chuvash State University, Cheboksary, Russia.