Свеженцева И.Н.
Совершенствование инфраструктуры рынка банковских платежных карт региона
На протяжении последнего десятилетия организация работы с банковскими картами российскими банками рассматривается в качестве перспективного направления банковского бизнеса. Проблема развития и совершенствования инфраструктуры рынка банковских карт является одной из ключевых проблем современного этапа экономического развития региона. В связи с этим целью данной работы является выявление особенностей развития инфраструктуры, предназначенной для совершения операций с использованием банковских платежных карт на региональном рынке банковских услуг в Курской области в условиях трансформирующейся экономики.
В настоящее время участниками рынка банковских карт являются 19 из 23-х кредитных организаций и филиалов, действующих на территории Курской области [2, с. 133].
В условиях конкуренции на региональном рынке банковских услуг кредитные организации в борьбе за потребителя анализируют перспективы развития эквайринговой деятельности, возможности расширения инфраструктуры по обслуживанию карт, вводят новые более выгодные тарифы и условия на обслуживание операций с использованием банковских карт.
Основным эмитентом и эквайрером на рынке банковских карт региона является Курское ОСБ
№8596. Количество эмитируемых им банковских карт различных платежных систем, а также объемы проводимых с их использованием операций зачастую оказывают определяющее влияние на показатели, характеризующие состояние рынка банковских карт региона.
На рис. 1 наглядно отражена динамика общего количества эмитированных банковских карт в Курской области 2001-2006 гг.
Развитие карточного бизнеса в регионе привело к тому, что основная часть населения имеет хотя бы одну карту на человека. Численность населения Курской области составила в 2006 году 1 183 884 человек [3, с. 18]. В идеале - это потенциал рынка платежных карт, имея в виду, что даже каждый младенец может иметь банковскую карту, на которую поступают накопления родителей для построения будущей жизни, осуществляются расчеты, связанные с рождением и воспитанием детей (детский сад, обучение в школе и др.).
Учитывая численность трудоспособного населения в Курской области 718 311 человек или 60,7% общей численности населения, можно предположить, что продвижение банковских карт получит дальнейшее развитие. В 2006 году на 1 жителя в трудоспособном возрасте приходилось 0,59 карты.
Рис. 1. Динамика роста банковских карт в Курской области в 2001-2006 гг.
В настоящее время держателем банковской карты является каждый четвертый житель региона, включая пенсионеров и детей. На самом деле эта цифра еще выше, так не учитывает выданные жителям области кредитные карты таких банков, как "Русский стандарт" и "Альфа-Банк" [2, с. 39]. Рост количества держателей банковских карт в 2006 г. составил 48,7%.
За 2006 год на региональном рынке держателями карт - клиентами кредитных организаций области совершено 7 739 721 сделок с использованием карт по получению наличных денежных средств на общую сумму 18 090 833 тыс. рублей, а это на 7 052 717 тыс. рублей больше чем в предыдущем году [4]. Происходит изменение динамики, как по количеству, так и по объему операций, совершаемых с картами международных и российских платежных систем. Так, если в 2002 году количество операций, совершаемых с картами международных платежных систем, составило 286 224 ед., то к 2006 году оно увеличилось на 4 935 515 ед. или 18,2% и достигло 5 221 739 единицы. По картам российских платежных систем в 2002 году было совершено 1 004 152 операций, к 2006 году их количество увеличилось на 951 739 ед. или 1,9% и составило 1 955 891 единицы. Однако, несмотря на положительную динамику по количеству операций, совершаемых с картами как российских, так и международных платежных систем, явно превышают последние. Объем операций по картам международных платежных систем к 2006 году увеличился на 11 109 228 тыс. руб. и составил 11 587 359 тыс. руб., по картам российских платежных систем объем увеличился в 4 раза и составил 5 276 239 тыс. руб. Возросший интерес к картам международных платежных систем подкреплен возможностью их использования, как на территории России, так и за ее пределами.
Стоит отметить, что данные показатели выросли как по количеству, так и по сумме совершаемых операций.
Однако, несмотря на значительное увеличение, существует ряд, как проблем, так и положительных тенденций, которые отражаются в следующем:
1. Превалируют операции по снятию наличных денег - доля операций по получению наличных денежных средств, в общем количестве совершаемых операций по платежным картам в Курской области, в отчетном периоде составила 88,8%, в общем объеме операций, совершенных с использованием платежных карт - 96,5% [4].
Несмотря на постоянное увеличение удельного веса операций с использованием банковских карт, связанных с оплатой товаров, работ и услуг, по-прежнему, банковские карты не в полной мере выполняют функцию средства платежа. Это может объясняться недостаточной популярностью в народе безналичной формы расчетов, привычкой пользоваться бумажными деньгами, даже имея на руках "пластик".
2. На региональном рынке недостаточно развита инфраструктура, предназначенная для осуществления операций с использованием платежных карт. Несмотря на положительную динамику развития карточной инфраструктуры: роста количества пунктов выдачи наличных; количества организаций торговли и услуг, с которыми кредитные организации заключили договор на обслуживание банковской карты; количества банкоматов; количества электронных терминалов и импринтеров, наблюдается отставания от темпов эмиссии банковских платежных карт на уровне региона.
3. Конкуренция осуществляется не только между банками, но и фактически между различными платежными системами. Кредитные организации региона осуществляют выпуск карт как российских, так и международных платежных систем, при этом удельный вес карт российских систем в общем объеме эмиссии карт сокращается за счет опережающего темпа роста выпуска платежных карт международных систем.
По количеству эмитированных банковских карт в Курской области преобладают карты международных систем расчетов: Visa International и Master Card Int. На 1 апреля 2006 года на их долю приходилось 42,2 % (годом ранее - 37,9%) и 26,1% (21,8%) соответственно от общего количества эмитированных в регионе карт [4].
Практически все кредитные организации -участники рынка платежных карт региона обслуживают карты международных платежных систем, в то время как эквайрингом банковских карт российской платежной системы UnionCard занимаются пять из 19, STB-Card - четыре, по одной кредитной организации обслуживают карты платежной системы "Золотая Корона", а карта АС Сберкарт является локальной .
Среди российских платежных систем наиболее востребованными являются карты системы UnionCard. Их количество на региональном рынке с 2001.г. возросло на 40 558 ед. или на 34% и к концу 2006 г. составило 61 465 ед. Основным эмитентом UnionCard в Курской области является
Курскпромбанк, эмитировавший по состоянию на 2005 год 55 700 шт. карт. По итогам 2006 года их количество сократилось и составило 50 000 шт. Возможно такое сокращение связано с начатой деятельностью банка по эмиссии карт международных платежных систем. В 2006 г. Курскпромбанк выпустил в обращение 12 500 шт. карт платежной системы Visa.
Создание оптимальной инфраструктуры обслуживания клиентов - владельцев пластиковых карт - важная задача развития соответствующего сегмента рынка банковских услуг.
В целом динамика развития в регионе инфраструктуры, предназначенной для осуществления операций с использованием банковских карт, на протяжении ряда лет носит позитивный характер. Рост количества банкоматов, расширение сети электронных терминалов, позволяющих проводить авторизацию в автоматическом режиме, а также рост количества импринтеров, используемых кредитными организациями при совершении операций с помощью банковских карт, свидетельствует о качественных изменениях в инфраструктуре. В табл. 1 представлены сведения о состоянии инфраструктуры, предназначенной для осуществления операций с использованием банковских карт в Курской области.
На основе данных табл. 1, свидетельствующей о положительной динамике в развитии инфраструктуры предназначенной для осуществления операций с использованием банковских карт на региональном рынке очевидны более стремительные темпы увеличения количества электронных терминалов и количества организаций торговли и услуг, принимающих к оплате банковские карты.
В целом наиболее интенсивное увеличение количества пунктов выдачи наличных, организаций торговли и услуг, принимающих к оплате банковские карты, количества банкоматов, электронных терминалов и импринтеров наблюдается именно в 2005-2006 г.г. Если в 2001 г. их общее количество составляло 226 ед., то к 2006 г. оно увеличилось на 2 630 ед. и составило 2 856 ед.
На конец 2006 года количество банкоматов, обслуживающих карты Visa International и Master Card Int., составило 158 единиц, ближайшие конкуренты среди российских платежных систем: Union Card и АС Сбербанк - 66 и 48 банкоматов соответственно; торгово-сервисных точек, принимающих к оплате карты международных платежных систем - 653 единицы, у платежной системы АС Сбербанк - 115 единиц, у Union Card - 38 единиц.
В настоящее время отмечено относительно новое явление в развитии инфраструктуры. Число торгово-сервисных точек в Курской области принимающих карты при оплате товаров и услуг постоянно растет и в 2006 г. их количество составляет 958 ед.
Лидирующую позицию по количеству обслуживаемых торговых предприятий на региональном рынке занимает филиал "Москомприватбанка" -311 ТСТ, у Курского отделения Сберегательного банка РФ их 115, филиал ОАО АКБ "Росбанк" и ОАО "Курскпромбанк" обслуживают 50 и 22 торговых предприятий, соответственно.
В целом, выделяя положительные тенденции в развитии сети приема банковских карт, следует отметить, что сегодня она все же не обеспечивает достаточной возможности для широкого повседневного использования населением банковских карт. Причина может крыться в том, что терминалами по обслуживанию карточек оснащаются в первую очередь гостиницы, рестораны, дорогие престижные магазины, казино, то есть сфера услуг, доступная далеко не каждому держателю карты и относительно общего количества карт редко используемая.Также следует отметить, что в настоящее время терминалы для обслуживания операций с использованием платежной карты устанавливают в основном в центре города. В районных центрах получить наличные деньги с помощью карт можно преимущественно в филиалах Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ, поскольку он имеет более развитую сеть обслуживания.
В связи с этим институты банковского сектора экономики региона проводят мероприятия по развитию инфраструктуры рынка банковских карт, выявляют наиболее выгодные места для установки электронных терминалов (на автозаправочных станциях, на рынках, в продуктовых магазинах и т. д.) и при этом уделяют внимание решению проблемы обеспечения качества и скорости обслуживания клиентов.
На региональном рынке банковских карт одной из важных отрицательных черт качества обслуживания - возникновение очередей у банкоматов. Более того, регулярное наличие очередей весьма отрицательно влияет на величину среднедневных остатков на карточных счетах и, соответственно, понижает экономическую эффективность работы платежной системы. Целесообразно для анализа сложившейся или предполагаемой ситуации использовать элементы теории массового обслуживания (ТМО). Объектами, стоящими в
Таблица 1
Динамика развития инфраструктуры, предназначенной для осуществления операций с использованием банковских карт в Курской области
Сведения об инфраструктуре, предназначенной для осуществления операций с использованием банковских карт по состоянию на конец указанного периода (единиц) 2002 Уд. Вес % Темп роста к 2001г., % 2003 Уд. Вес % Темп роста к 2002 г., % 2004 Уд. Вес % Темп роста к 2003 г., % 2005 Уд. Вес % Темп роста к 2004 г., % 2006 Уд. Вес % Темп роста к 2005 г., % 2006 к 2005 г. (+;-) | %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 28
Количество пунктов выдачи наличных 56 19.8 114,3 76 20,4 135.7 102 12.6 134.2 117 7.4 114.7 129 4.5 110.3 80 263.3
Количество организаций торговли и услуг, с которыми кредитные организации заключили договоры 56 19.8 133,3 66 17,7 117.9 193 23.9 292.4 515 32.6 266.8 958 33.5 186 916 2281
Количество банкоматов, из них используемых 45 15.9 128,6 77 20,6 171 115 14.2 149.4 179 11.3 155.7 276 9.7 154.2 241 788.6
для выдачи наличных денег 45 15.9 128,6 77 20,6 171 115 14.2 149.4 179 11.3 155.7 276 9.7 154.2 241 788.6
для оплаты товаров и услуг * * * * * * 29 - * 101 6.4 348.3 263 9.2 260.4 * *
Количество электронных терминалов, из них используемых 105 37.1 134,6 130 34,9 123.8 376 46.5 289.2 758 47.9 201.6 1 464 51.3 193.1 138.6 1876.9
для выдачи наличных денег 57 20.1 116,3 71 19 124.6 120 14.8 169 150 9.5 125 185 6.5 123.3 13.6 377.6
со со
Окончание табл. 1
Сведения об 1шфраструктуре, предназначенной дня осуществления операции с использованием банковских карт по состоянию на конец указанного периода (единиц) 2002 Уд. Вес % Темп роста к 2001г., % 2003 Уд Вес % Темп роста к 2002 г., % 2004 Уд Вес % Темп роста к 2003 г., % 2005 Уд. Вес % Темп роста к 2004 г., % 2006 Уд. Вес % Темп роста к 2005 г., % 2006 к 2005 г. (+;-) | %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 28
для оплаты товаров и услуг 48 16.9 165,5 59 15,8 123 256 31.6 434 608 38.4 237.5 1 279 44.8 210.4 1250 4410.3
Количество им-принтеров, из них используемых 21 7.4 95,5 24 6,4 114.3 23 2.8 95.8 13 0.8 56.5 29 1 223.1 7 131.8
для выдачи наличных денег 10 3.5 111 13 3,5 130 13 1.6 100 13 0.8 100 15 0.5 115.4 6 166.7
для оплаты товаров и услуг 11 3.9 84,6 11 2,9 100 10 1.2 91 0 - 0 14 0.5 - 1 107.7
Еош 283 100.00 373 100.00 809 100.00 1582 100.00 2856 100.00
05 <
X I
0
н 05 X
1 s
X
05 О
S
05 00 05 13 О
О
о
О =1 о* —1
=1 <
СТ5 IV)
о о со
со
7\
о л
о
-С
05
о
7\
л
05 <
7\
очереди, являются клиенты - владельцы банковских платежных карт. Компоненты сети обслуживания - банкоматы, торговые терминалы, допофисы, операционные кассы. Данная теория именуется также теорией очередей. Специфика массового обслуживания заключается в случайности моментов времени, когда объекты, абоненты либо клиенты потребуют предоставления услуг. Движение требований, которые при поступлении в систему обслуживания застают все компоненты в состоянии уже осуществляемого обслуживания, определяются с помощью задания типа системы обслуживания. Тип системы обслуживания в нашем случае - это система с ожиданием, т.е. возможно ожидание для любого числа требований, которые не могут быть обслужены сразу. Они составляют очередь. Одним из требований применяемости методов ТМО является пуассоновский характер распределения потока клиентов, т. е.
F(t) = кеш (1)
где t - время, к - некий коэффициент, характеризующий поток.
Для описания модели обслуживания клиентов введем некоторые показатели: г - текущая загрузка банкомата, количество клиентов приходящих в единицу времени; 5 - пропускная способность банкомата; z = г / 5 - процент текущей загрузки: l - средняя длина очереди.
Длина очереди одного обслуживающего устройства (банкомата) в зависимости от процента загрузки определяется следующим образом:
I = z2/l - z (2)
Проведенный хронометраж показал, что время обслуживания у банкомата составляет приблизительно 70-80 секкунд [1, с. 8].
Использование приведенной выше формулы показывает, что при переходе для обслуживания сорока клиентов в час средняя очередь будет составлять из четырех человек. Результаты расчета длины очереди при различной интенсивности потока владельцев банковских платежных карт приведены в табл. 2.
С учетом таких факторов, как неравномерность нагрузки в течение месяца, связанная с
фиксированными днями выдачи заработной платы, начислением пенсий, субсидий, стипендий; неравномерность нагрузки в течение дня (час пик), определяемая режимом работы наиболее активной части клиентов; праздничные дни, требующие значительных трат от клиентов, количество банкоматов в регионе не кажется чрезмерным. Для банка является важным исключение возможности возникновения дефицита наличности необходимой для обеспечения банкоматных операций.
Одним из эффективных путей достижения равномерности загрузки банкоматов является правильная организация клиентского пространства путем размещения банкоматов по городу. При установке банкоматов следует руководствоваться принципом максимальной доступности пунктов выдачи наличных для клиентов. Очевидно, что клиенту удобно получать денежные средства без дополнительных транспортных издержек.
В силу социальной памяти, присущей большинству российских граждан, длинные очереди у банкоматов резко понижают положительный имидж банка в глазах клиентов и отрицательно влияют на среднедневные остатки на картсчетах.
Важно отметить, что активное использование банкоматов не только для выдачи денег, но и как киосков самообслуживания, в которых можно оплачивать различные услуги является одним из приоритетных направлений в развитии рынка платежных карт региона.
Тенденции развития рынка банковских карт региона свидетельствуют, что увеличение привлекательности банковских карт для держателей напрямую зависит от двух факторов: от объема эмиссии и развитости инфраструктуры.
Таким образом, в условиях трансформирующейся экономики, коммерческим банкам чтобы сохранить свои позиции на рынке банковских карт приходится все больше уделять внимания проблемам, сдерживающих его развитие.
В целом можно сказать, что рынок банковских пластиковых в Курской области находится в рам-
Таблица 2
Средняя длина очереди у банкомата
г 45 42 39 36 24
z 0,9375 0,875 0,8125 0,75 0,5
l 14 6 3,5 2,25 0,5
Показатель Значения показателя
ках общероссийских тенденций, немного отставая от него. При этом современный этап развития рынка банковских платежных карт региона пере-
живает этап перехода от количественных изменений к качественным, важную роль при этом играет совершенствование его инфраструктуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Манзанов Ю.Е. Полнота инфраструктуры платежной системы // Финансы и кредит. 2006. № 3, с. 6-11.
2. Методы совершенствования деятельности коммерческих банков на рынке банковских услуг региона: монография / Под ред. Т. А. Световцева; Курск. гос. техн.
ун-т. Курск, 2007. 152 с.
3. Социально-экономическое положение Курской области: стат. сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курск, 2006. 90 с.
4. Официальный сайт Банка России // www.cbr.ru.
Юдаков С.Г.
влияние слияний и поглощений на стоимость акций компаний
Сделки по слиянию и поглощению оказывают существенное влияние на деятельность компаний, участвующих в них, а, следовательно, на стоимость ценных бумаг данных компаний. Для проведения исследования непосредственного влияния сделок по слиянию и поглощению на стоимость ценных бумаг необходимо рассмотреть суть подобных сделок, предпосылки их проведения.
Основой слияний и поглощений всегда выступает конкурентная среда, а точнее, ее изменения. Они становятся все более существенными и стремительными по мере развития экономики. Глобализация, диверсификация, технологический прогресс, либерализация рынков - каждый из этих факторов постоянно воздействует на оценку активов компании и прогнозы ее функционирования. Волны слияний и поглощений связаны, так или иначе, с указанными факторами. Пики сделок слияния и поглощения приходятся на периоды структурных изменений, промышленных кризисов и подъемов, инфляции, технологических революций, когда происходит существенная организационная перестройка экономики и переоценка ее активов. Прибегая к слияниям и поглощениям в подобных условиях, компании могут преследовать всевозможные цели:
— защитные: приобретение дополняющих активов, усиление позиции на рынке, избавление от конкурентов путем покупки их активов и захвата соответствующей доли рынка, диверсификация деятельности;
— инвестиционные: размещение свободных средств, участие в прибыльном бизнесе, скупка недооцененных активов;
— информационные: получение информации о контрагентах.
Наиболее часто слияния и поглощения проводятся ради достижения синергетического эффекта, в том числе на основе доступа к высоким технологиям и хорошо налаженным организационно управленческим навыкам, что проявляется в экономии операционных расходов, вертикальной интеграции, повышении эффективности корпоративного управления.
Для поведения подобных сделок должны быть соответствующие макроэкономические предпосылки, указанные выше. Хорошим показателем для оценки ситуации являются фондовые индексы. Логично предположить, что в периоды пика сделок по слиянию и поглощению индексы будут находиться на максимальных уровнях, в периоды снижения активности - на минимальных уровнях.
В 2006 году количество сделок по слияниям и поглощениям (М&А) достигло 4000 млрд. долларов США, что превысило рекорд, установленный в 2000 году. Также стоит обратить внимание на график индекса S&P500 за аналогичный период (рис. 1). Хорошо видно, что пики сделок по слиянию и поглощению совпадают с периодами, когда индекс находится на высоких уровнях. Это подтверждает предположение о зависимости количества и объема сделок от макроэкономической ситуации.
Однако при этом необходимо отметить, что и сами сделки могут влиять на фондовый индекс непосредственно через стоимость ценных бумаг