СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РФ
Чихачев Ю.А., соискатель Военного университета Министерства Обороны Российской Федерации
В статье раскрывается роль и функции инновационно-инвестиционного процесса в системе общественного воспроизводства в условиях глобализации, а также предлагаются основы разработки механизма данного процесса в рамках посткризисной экономики РФ.
Ключевые слова: инновационно-инвестиционный процесс; венчурное предпринимательство; посткризисная экономика; финансовокредитная политика; государственное стимулирование.
IMPROVEMENT OF INFRASTRUCTURE OF INNOVATIVE AND INVESTMENT PROCESS AS FACTOR OF ECONOMICS’ OF RUSSIAN FEDERATION DEVELOPMENT
Chikhachev Y., applicant of Military Universityof Ministry of Defence of Russian Federation
In the article the role and functions of innovative and investment process in the system ofpublic reproduction in the conditions of globalization are exposed, and also the founds of development of this mechanism in the bounds of the post-crisis economics in Russian Federation are offered.
Keywords: innovative and investment process; venture entrepreneurship; post-crisis economics; financial and credit politics; state stimulation.
В целях дальнейшего развития инновационно-инвестиционных процессов в системе общественного воспроизводства в условиях глобализации необходимо дальнейшее совершенствование как мак-ро-, так и микроэкономических подходов для перехода России на новый уровень экономического роста.
Экономический рост выступает как долгосрочный процесс роста реального общественного продукта, определяемый, прежде всего, увеличением объемов и совершенствованием качества используемых факторов производства. Качественная сторона данного макропроцесса характеризуется уровнем производительности труда, эффективностью производственных и управленческих технологий, квалификацией рабочей силы, а также сбалансированностью отраслевой и региональной структуры национальной экономики [2].
Основной задачей для экономического роста национальной экономики должностать внедрение инновационно-инвестиционного процесса в систему общественного воспроизводства в условиях общемировой глобализации.
В силу этого эффективность экономического роста должна оцениваться не только по темпам прироста валового внутреннего продукта и его доле в расчете на душу населения, а с позиций инновационного развития РФ.Поэтому оценки качества экономического роста, темпы роста квалифицируются нами не как результаты, а как усилия (затраты), которые должны быть направлены на достижение основных целей инновационно-инвестиционного процесса.
Динамика экономического роста и макроэкономические пропорции в посткризисный период определяются новыми объективно-субъективными регуляторами, к которым следует относить:
- новую архитектуру финансовых институтов как в мировом масштабе, так и в рамках отдельных государств, формирующих пропорции в развитии реального и финансового секторов;
- правовое обеспечение управления, планирования, прогнозирования и регулирования финансовых рынков в целях поддержки развития реального сектора экономики, восстановления его преимуществ в соревновании с виртуальным сектором;
- смещение ценностей общественного спроса от безудержного потребления материальных благ в сторону общего качества жизни и жизнеобеспечения к насыщению спроса постматериальными ценностями.
Развитию системы неорыночных, неолиберальных связей и отношений способствует диверсификация бизнеса в направлении перехода от однопродуктового производства к многопродуктовому, увеличение ассортимента и многообразия технически схожих изделий, имеющих общие технологические и технические принципы производства, что снижает риск функционирования и развития структур предпринимательства в условиях нестабильности и изменения потребностей населения.
Основныминаправлениями совершенствования механизмов инновационно-инвестиционной политики по развитию кластерных образований во взаимосвязи с инструментами рынка инноваций и технологий могут быть:
-научно-прогнозное обоснование Комплексной программы
научно-технического прогресса и ее социально-экономических результатов на 25-30 лет, а также разработка инвестиционнойгене-ральной схемы развития и размещения производительных сил на 15-20 лет, обеспечивающих сбалансированное развитие науки, инноваций, труда, привлечение ресурсов, частных и иностранных инвестиций;
- формирование российской научно-инвестиционной системы с механизмами государственно-частного управления, способной развивать инновационные циклы и коммерциализировать результаты инновационной деятельности, обеспечивать модернизацию основного капитала, накопление интеллектуального потенциала, производство конкурентоспособных машин, оборудования, товаров и услуг;
- обеспечение приоритетного финансирования и стимулирования фундаментальных и прикладных наукпри выделении для их развития не менее 4-5 % ВВП (осуществлять экономическое стимулирование государством проведения НИОКР с помощью налоговой и амортизационной политики;повысить заработную плату работникам науки, образования и НИОКР до уровней развитых европейских стран, прежде всего за счет доходов от природных ресурсов);
- восстановление восприимчивости производства к инновациям путем интеграции деформированных инновационно-инвестиционных циклов в наукоградах, корпоративных организациях на основе государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов и программ, а также с помощью выдачи государственного заказа на создание уникальных высоких технологий и технических систем, с привлечением венчурного бизнеса к их реализации на основе проведения инновационных конкурсов и предоставления квот на госинвестиции;
- интенсивное развитие венчурного предпринимательства и малых инновационных предприятий, в том числе путем организации государственно-частных региональных венчурных фондов, формирования некоммерческих венчурных ассоциаций по консалтинговому и юридическому обслуживанию венчурного предпринимательства;
- осуществление государственного стимулирования подготовки кадров и накопление интеллектуального потенциала, включая освобождение от налогов расходов частных и юридических лиц на образование, а также инвестиции на строительство жилья, социальных и культурных объектов для науки и научных работников, в том числе инвестиции на долевой основе и с помощью создания паевых инвестиционных фондов для этих целей;
- обеспечение национальной безопасности науки и государственной защиты научных идей и открытий, а также создание механизма ограничения «вывоза» интеллектуального капитала;
- развитие общероссийского рынка научных достижений, инноваций и технологий как национального рынка инноваций и технологий (РИТ).
Целью государственной инновационно-инвестиционной поли-
тики является повышение эффективности использования национальных интеллектуальных, природных и производственных ресурсов, их глобальная реаллокация [1], структурный маневр, учитывающий систему ценностей национальной экономики и обеспечивающий ее конкурентоспособность и устойчивый экономический рост. Увеличение инновационно-инвестиционной активности в государственном секторе экономики обеспечит возможность проведения структурных преобразований в экономике в целом [3].
Развитие инновационно-инвестиционного процесса в отечественной экономикецелесообразно проводить с обязательным соблюдением следующих условий и ограничений:
1. В стратегически важных отраслях и видах производств (ТЭК, сырьевые отрасли, оборонная промышленность, общегосударственный транспорт и связь, отдельные крупные объекты стратегического значения) приватизация не должна производиться вообще. Акционированные монополии необходимо национализировать, так как нужна государственная монополия на экспорт энергоносителей и сырья, соответственно, государству должна принадлежать абсолютно вся природная рента.
2. Приватизации предприятий отраслей инфраструктуры должна предшествовать аренда, в течение которой будущий собственник своей успешной работой подтвердит государству свою способность эффективно осуществлять производственно-хозяйственную деятельность.
3. Государству необходимо осуществлять трансформацию государственного сектора экономики, учитывая важность программ в области НИОКР и инвестиций в производственную сферу, при этом особым направлением развития госсектора нужно выделить обеспечение расширенного воспроизводства человеческого капитала, имея в виду, что трудовые ресурсы общества, высококвалифицированная рабочая сила являются главным фактором производства и научно-технического прогресса.
Активная финансово-кредитная политика предполагает широкое подключение коммерческих банков и всей предпринимательской деятельности к инновационному процессу. В России сейчас созданы инвестиционные фонды и банки. Но доля средств этих структур в инновационных проектах очень низка, так как в условиях недостаточной стабильности экономической ситуации вложения в долгосрочные проекты непривлекательны.
Государство должно содействовать и созданию эффективных механизмов финансирования широкомасштабных инновационных проектов, основанных на долевомучастии государственного, промышленного и банковского капитала. Основу такой модели должны составлять институты с мощным финансовым потенциалом. В первую очередь, к ним относятсяфинансово-промышленные группы, деятельность которых особенно эффективна для поддержания и ускорения научно-технического развития.
Всубъектах Российской Федерации возможно формирование инновационных систем посредством различных проектов, разработанных, исходя из инновационного потенциала регионов и, прежде всего, территориальной концентрации отраслей местной промышленности и способностей предприятий к осуществлению НИОКР, а также путем создания институциональных основ и среды для развития инноваций на локальном уровне. Кроме того, представляет интерес организация на местах ярмарок инноваций, способствующих распространению и взаимообмену передовыми знаниями и идеями, становлению соответствующей культуры и деловой практики.
Расширение инновационного потенциала регионов может осуществляться с помощью усиления инновационной направленности и конкурентоспособности локальных вузов как источников кадровой базы производства, усиления контактов между промышленными предприятиями, вузами, НИИ как основными участниками инновационного процесса.
Нарегиональном уровне целесообразно усиливать финансово-кредитную поддержку инновационного предпринимательства. Региональная кредитная поддержка субъектов инновационного предпринимательства реализуется по схеме:
- прямое (целевое) кредитование: выделение управленческой структурой ссуды непосредственно предприятию с условием возвратности средств. В данном случае администрация, как и коммерческий банк, устанавливает процентную ставку, срок и механизм возврата;
- долевое участие: местные органы власти через делегированные органы выступают долевым вкладчиком в проект, остальная
часть вклада осуществляется обычно коммерческими структурами; ставка процента определяется с учетом ставки рефинансирования
ЦБ;
- гарантии по кредитам: в этом случае предприятие получает кредит от коммерческой структуры, а правительство (администрация) через специализированные фонды выступает гарантом предприятия.
Характерной чертой региональной финансовой поддержки инновационного предпринимательства, учитывая хронический дефицит местных бюджетов, должна стать множественность каналов поступления средств. Источникамипоступлений могут быть целевые средства из бюджета соответствующего уровня, доходы от выпуска и размещениярегиональных и муниципальных займов,сред-ства страховых компаний, частных пенсионных и инвестиционных-фондов.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработанный в рамках исследования механизм инновационно-инвестиционного процесса с учетом лежащих в его основе принципов позволяет решить для отечественной экономики, следующие основные задачи. На макроуровне: реформировать структуру народного хозяйства, выйти на новый тип экономических отношений, отказавшись от модели экономики «сырьевого» типа. На микроуровне: выявить существующий конкурентный потенциал производственного сектора, более активно развивать инновации и технологии с учетомобнов-ления и модернизации отраслей и производств, осваивать новые формы инвестирования инновационных проектов.
Литература:
1. Некипелов А. Влияние глобализации на реаллокацию ресурсов в переходной экономике // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 2. - С. 10.
2. Рыжов И.В., Сахончик Е.Д. Анализ актуальных направлений привлечения инвестиций на отечественные предприятия // Финансы и кредит. - 2009. - № 4. - С. 39.
3. Ясин Е. Модели экономики и системы ценностей // Вопросы экономики. - 2003. - № 4. - С. 4.