СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПОЛИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
IMPROVING INDIVIDUAL PREVENTIVE POLICE WORK IN MODERN CONDITIONS
УДК 342.951:351.82
М.Ю. ВОДЯНАЯ,
кандидат юридических наук (Омская академия МВД России, Россия, Омск) [email protected]
К.Е. ШИЛЕХИН
(Омская академия МВД России, Россия, Омск) [email protected]
MARIYA.YU. VODYANAYA,
Candidate of Law (Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Omsk, Russia)
KONSTANTIN E. SHILEKHIN
(Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Omsk, Russia)
Аннотация: объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением профилактики противоправности органами внутренних дел, прежде всего полицией. Анализируется современное состояние профилактической работы, факторы, оказывающие влияние на ее ход и результат. Авторы обращают внимание, что динамичное развитие общественных отношений на протяжении последних лет ставит перед правоохранительными органами новые вызовы, побуждает разрабатывать формы и методы деятельности, не востребованные ранее. Вместе с тем испытанные и проверенные временем методы и приемы работы требуют корректировки и модернизации, поскольку более не способны эффективно противодействовать индивидуальным проявлениям противоправности. Обосновывается необходимость формирования правового института профилактического воздействия в отношении осужденных граждан, помилованных в связи с участием в специальной военной операции. Рассматривая особенности профилактической деятельности с лицами, злоупотребляющими алкогольными напитками, употребляющими наркотики, психотропные вещества и их аналоги, авторы приходят к выводу о необходимости выработки стандартов профилактики с данными категориями граждан, включающих в себя применение мер поддержки, стимулирования и создания условий законопослушного поведения. Уделяя внимание институту административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предлагается передать полномочия по контролю за поведением лиц, состоящих под административным надзором, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Ключевые слова: профилактика, полицейский надзор, административный надзор, индивидуальная профилактика, полиция, убеждение.
Для цитирования: Водяная М.Ю., Шилехин К.Е. Совершенствование индивидуальной профилактической работы полиции в современных условиях // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2024. - № 2. - С. 23-32.
Abstract: the object of the study is the social relations that arise in connection with the implementation of the prevention of illegality by internal affairs bodies, primarily the police. The current state of preventive work, factors influencing its progress and results are analyzed. The authors point out that the dynamic development of public relations over recent years poses new challenges for law enforcement agencies and encourages them to develop forms and methods of activity that were not previously in demand. At the same time, tried and tested methods and techniques of work require adjustment and modernization, since they are no longer able to effectively counteract individual manifestations of illegality. The necessity of forming a legal institution of preventive influence in relation to convicted citizens pardoned in connection with participation in a special military operation is substantiated. Considering the features of preventive
activities with persons who abuse alcoholic beverages, use drugs, psychotropic substances and their analogues, the authors come to the conclusion that it is necessary to develop prevention standards with these categories of citizens, including the use of measures to support, stimulate and create conditions for law-abiding behavior. Paying attention to the institution of administrative supervision over persons released from places of deprivation of liberty, it is proposed to transfer the powers to control the behavior of persons under administrative supervision to the federal executive body, which carries out the functions of developing and implementing state policy and legal regulation in the field of execution of criminal punishments.
Keywords: prevention, police supervision, administrative supervision, individual prevention, police, persuasion.
For citation: Vodyanaya M.Yu., Shilekhin K.E. Improving individual preventive police work in modern conditions // Problems of Law Enforcement Activity. - 2024. - № 2. - P. 23-32.
Изучая функциональные связи между полицией и обществом, многие современные исследователи отмечают, что деятельность этого государственного органа может быть лаконично названа полицейским надзором. Термином «надзор» охватываются не только систематические проверки и мониторинг законности деятельности объекта управления, оценка соответствия каких-либо действий законодательству, но и вмешательство в ситуации, связанные с правонарушениями, в целях их пресечения, в том числе с применением силы, а также любые действия, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, собственности [1, с. 137-138]. Соглашаясь с высказанной позицией, мы вынуждены обратить внимание на присущую всем абстрактным понятиям некую сухость содержания. Для полного понимания полицейского надзора необходимо изучить содержание таких дефиниций, как «систематические проверки»; «мониторинг законодательства»; «вмешательство в ситуации», понять характер «любых действий, непосредственно связанных с защитой жизни и здоровья». Таким образом, от абстрактного понятия необходимо перейти к понятиям более конкретным, наполненным содержанием. К сожалению, представить полную картину восхождения от абстрактного полицейского надзора к многообразию его конкретных форм и содержания возможно только в рамках объемного научного исследования монографического характера. Предметом настоящего исследования являются лишь отдельные стороны общественных отношений, складывающиеся при реализации полицейского надзора посредством убеждения.
Не является научным открытием констатация того факта, что одна из задач убеждения -это предупреждение противоправных поступков (преступлений и правонарушений). Однако прежде чем перейти к детальному рассмотрению механизмов выполнения такой задачи,
следует обратить внимание на идеалистические представления мыслителей прошлого и их современных последователей. Приверженность утверждениям, речь о которых пойдет далее, делает затруднительным выполнение задачи предупреждения противоправных поступков, поскольку превращает ее в бесконечный и малоэффективный воспитательный процесс.
Речь идет о гипотезе наличия негативных черт русского менталитета. Эта мысль в кристаллизованном виде представлена в словах философа Бердяева Н.А. Говоря о соотечественниках, он пишет, что они «лишены правосознания и даже достоинства, не хотят самодеятельности и активности, всегда полагаются на то, что другие все за них сделают» [2, с. 24]. Утверждение Бердяева Н.А. и авторов, разделяющих его точку зрения по этому вопросу [3, 4], полагаем ошибочным. Каждый школьник, пускай даже поверхностно знакомый с отечественной историей, приведет немало примеров самостоятельной активности соотечественников, занимающих различное социальное положение во всевозможных системах социальной иерархии при разнообразных формах правления и политических режимах. Летописная непокорность древлян, пусть и жестоко наказанная, бесчисленные крестьянские восстания, бунты и войны, дворцовые перевороты, восстание декабристов, Февральская и Октябрьская революции 1917 года - список можно продолжать бесконечно - все эти, а также неупомянутые события свидетельствуют о том, что «самодеятельность» и «активность» присущи нашим соотечественникам, они с готовностью берутся обустраивать свою жизнь и судьбу. Однако субъективная оценка объективных факторов не всегда верна, стратегия и тактика действий может быть ошибочной, а объективные условия могут не позволить достичь поставленных целей. В этой связи сетования на безалаберность, леность и другие негативные
черты русского характера являются не более чем заблуждениями исследователя, который не может видеть всего многообразия форм общественной жизни. Не стоит, однако, вдаваться в другую крайность и полностью отрицать указанные черты. Мысли Бердяева Н.А. и вторящих ему авторов возникли не случайно - указанные черты характера присутствуют в каждом человеке. Поэтому главным является вопрос не о выявлении особенностей характера того или иного человека или нации, а вопрос об условиях, в которых они развиваются. Леность, безвольность, пассивность и т.д. присущи человеку наравне с активностью, ответственностью, целеустремленностью и прочими. То, какие черты характера возобладают при формировании человеческой личности, зависит в первую очередь от условий, в которых человек формируется и развивается, и лишь во вторую - от субъективных факторов и усилий самого человека.
Таким образом, если мы принимаем указанную точку зрения, то есть поддерживаем априорность наличия негативных черт каждой отдельной личности или нации, игнорируя конкретные объективные условия и обстоятельства жизни человека и целого народа, то мы исключаем эти условия и обстоятельства из сферы целенаправленного воздействия. Воспитание отдельной личности, без учета условий и факторов формирования этой личности, превращается в бессмысленную деятельность, не способную привести к общественно значимому результату. Основным содержанием профилактической работы должно стать формирование среды, исключающей необходимость совершения противоправных поступков. Коль скоро противоправность - явление социальное, то и «вылечить» эту «болезнь» можно только социальными мерами. В то же время необходимость «лечения» причин пра-вонарушаемости не исключает необходимости противодействия отдельным «симптоматическим» проявлениям - конкретным противоправным деяниям.
Подводя промежуточные итоги, отметим, что, во-первых, полицейский надзор представляет собой разнообразную деятельность, одним из ключевых методов которой выступает убеждение. Во-вторых, убеждение может быть направлено как на отдельную личность, так и на социальную общность. В-третьих, вне зависимости от направленности убеждения ключевым условием его результативности является соответствие между приемами убеждения и их фактическим воплощением в объективной реальности. Иначе говоря, убеждение не должно превращаться в морализаторство.
Анализ современных форм и методов полицейского убеждения позволяет выделить ряд проблем и недостатков.
Прежде всего это небогатый арсенал методов воспитательного воздействия, имеющийся у полиции, ограниченный в основном проведением индивидуальных профилактических бесед. По указанным выше причинам полагаем, что такие методы имеют преимущественно информационные (ознакомительные) возможности. Однако качественное решение проблемы правонарушаемости возможно только путем кардинального пересмотра места полиции в обществе и модели взаимодействия общества и государства. Когда в обществе сформируются объективные условия и на их базе возникнет запрос на подобные изменения, тогда будет уместно переосмыслить указанные отношения. До тех пор полагаем необходимым решить ряд частных проблем индивидуальной профилактической работы.
Современная ситуация в сфере профилактики правонарушений и преступлений характеризуется рядом факторов. Во-первых, в России создан правовой механизм снятия судимости с лиц, участвующих в специальной военной операции на Украине (далее - СВО). Несмотря на то что правовые нормы, позволяющие осуществить помилование, известны давно, количество граждан, таким образом освободившихся от негативных последствий своих деяний, было невелико, а само помилование осуществлялось путем скрупулезного изучения личности осужденного и оценки последствий такого решения. На текущий момент практика помилований приобрела широкий характер и свелась, по сути, к оценке всего одного показателя. Во-вторых, обострение социально-экономических проблем российского общества приводит к обострению ранее нерешенных проблем в сфере профилактики.
Рассмотрим эти факторы подробнее.
Официальной статистики, отражающей число помилованных участников СВО, нет1. В средствах массовой информации фигурируют цифры от 5 тыс. до 32 тыс. человек2. В поле
1 Названо количество отслуживших в ЧВК «Вагнер» и помилованных заключенных [Электронный ресурс]. - URL: https://lenta.ru/news/2023/03/25/vagner/
2 См.: Помилованных за СВО заключенных рекрутируют на службу в Росгвардию [Электронный ресурс]. - URL: https:// lenta.ru/news/2023/03/25/vagner/ https://newizv.ru/news/2023-09-21/vecher-v-hatu-pomilovannyh-za-svo-zaklyuchennyh-rekrutiruyut-na-sluzhbu-v-rosgvardiyu-419523; Пригожин сообщил о 32 000 вернувшихся из зоны «спецоперации» осужденных [Электронный ресурс]. - URL: https://lenta.ru/ news/2023/03/25/vagner/ https://www.forbes.ru/society/491136-prigozin-soobsil-o-32-000-vernuvsihsa-iz-zony-specoperacii-osuzdennyh
зрения журналистов попадают и получают огласку отдельные случаи помилования осужденных за совершение тяжких и резонансных преступлений.
Несмотря на то что участие осужденных в СВО воспринимается российским обществом весьма сдержанно, помилование таких граждан осуждается, о чем свидетельствуют социологические опросы3.
Судебная и правоприменительная практика богата примерами того, как помилованные граждане вновь совершают преступления, в том числе тяжкие и особо тяжкие4. Напрашивается вполне очевидный вывод о том, что само по себе участие в СВО не оказывает воспитательного и превентивного воздействия на поведение и психику таких граждан. Пребывание на фронте, боевые действия в составе штурмовых групп и подразделений, агитационная и пропагандистская работа командиров, награждение государственными наградами и т.д. недостаточны для профилактики «рецидивной» преступности и не могут являться заменой отбыванию наказания в полном объеме.
В этой связи мы считаем необходимым формирование правового института профилактического воздействия в отношении помилованных граждан - участников СВО. Изложенные в дальнейшем предложения следует рассматривать прежде всего как приглашение к дискуссии, адресованное отечественному юридическому сообществу, сотрудникам правоохранительных органов, представителям общественности и всем заинтересованным лицам.
Для начала необходимо выделить ряд принципов, на которых следует основываться при построении системы профилактики преступлений и правонарушений в отношении указанных лиц.
Вторым шагом должен явиться дифференцированный подход. Акт помилования, в отличие от акта амнистии, не носит нормативного характера и является актом правоприменения, действие которого распространяется на конкретно указанных в нем лиц. Помилование осуществляется только в отношении осужденных, т.е. лиц, для которых обвинительные приговоры с назначением уголовного наказания вступили в законную силу.
3 Отношение россиян к помилованию за участие в СВО [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kommersant.ru/ doc/6409317
4 См.: Апелляционные постановления Московского городского суда: от 2 ноября 2023 г. по делу № 10-23257/2023; от 13 июля 2023 г. по делу № 10-14882/2023; от 27 сентября 2023 г. по делу № 10-20776/2023 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
Помилование может повлечь для осужденного следующие правовые последствия:
• освобождение от дальнейшего отбывания наказания;
• сокращение или замену наказания более мягким видом;
• снятие судимости.
Данные последствия могут наступать как в совокупности, так и по отдельности.
Таким образом, профилактические меры могут быть различными и учитывать, помимо судимости гражданина, степень общественной опасности ранее совершенного преступления, характер и условия отбывания назначенного наказания.
Третьим важным моментом должен явиться комплексный подход. Не следует забывать, что преступность имеет прежде всего социально-экономические причины. Любые меры профилактики окажутся бесполезными, если не устранять причины преступности. Нормы права только тогда окажут влияние на общественные отношения, когда для этого будут созданы материальные (экономические) и социальные условия. Таким образом, субъектами профилактики должны выступать различные государственные органы и общественные организации.
И, наконец, крайне важна всесторонность защиты прав и законных интересов человека и гражданина и соблюдение баланса частных и публичных интересов. Участие осужденного в СВО и его помилование не должны нарушать права и законные интересы других лиц, прежде всего потерпевших от ранее совершенных преступлений. Обязательства гражданско-правового характера, возникшие в связи с вынесением обвинительного приговора, должны исполняться в полном объеме, несмотря на помилование.
В то же время недопустимы нарушение прав и свобод участника СВО, применение право-ограничений сверх меры, достаточной для достижения целей частной превенции. Профилактические меры должны осуществляться открыто и публично от имени государства, которое, с одной стороны, обязано открыто признавать заслуги и значение личного вклада каждого участника в проведении СВО, а с другой - не подменять таким признанием последствий прошлой противоправной деятельности. Участие в СВО не должно рассматриваться как акт, влекущий всепрощение. Заслуги перед государством не отменяют проступков перед обществом и гражданами. Таким образом, гражданину, получившему помилование, необходимо осознавать, что участие в боевых действиях не исключает определенных правоограничений после возвращения к мирной жизни. Условием снятия
таковых правоограничений может стать только законопослушное поведение и стойкое непринятие криминального образа жизни.
Представляется, что профилактическая работа с такой категорией лиц может осуществляться в форме профилактического учета в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Основным субъектом профилактики со стороны правоохранительных органов следует рассматривать полицию. По ряду причин, в основном кадрового характера, полагаем, что профилактическую работу с указанной категорией граждан необходимо поручать наиболее опытным и профессионально подготовленным сотрудникам. Например, старшим участковым уполномоченным, старшим оперуполномоченным и руководителям среднего звена.
В качестве мероприятий, проводимых в рамках профилактического учета, следует рассматривать следующие:
- сбор и анализ информации о поведении (опросы совместно проживающих лиц, соседей, коллег по работе, получение информации из баз данных и т.д.);
- социальную адаптацию (помощь в трудоустройстве, оказание содействия в решении бытовых проблем, применение медико-социальных мер поддержки и т.д.);
- ресоциализацию (содействие восстановлению утраченных социальных связей и социального статуса; возвращение к самостоятельной общепринятой социально-нормативной жизни в обществе и т.д.) [5];
- социальную реабилитацию (психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь);
- контроль исполнения приговора в части гражданско-правовых последствий.
Предлагаемые меры потребуют внесения изменений в действующее законодательство и подзаконные нормативные правовые акты.
Резюмируя, можно констатировать, что в современном российском обществе сложилась уникальная социально-правовая ситуация, обусловленная недостатками правового регулирования последствий принятия актов помилования в отношении отдельных граждан. Государству и уполномоченным органам власти необходимо разработать принципиально новую модель взаимодействия общества и лиц, помилованных в связи с участием в СВО, предусмотрев компенсационный механизм как для граждан, потерпевших от совершенных ранее преступлений, так и для защиты публичных
интересов в сфере профилактики преступлений и правонарушений.
Еще одним фактором выступают недостатки нормативно-правового и организационного характера в работе с лицами, злоупотребляющими алкогольными напитками, употребляющими наркотики, психотропные вещества и их аналоги.
Следует отметить, что полиция практически лишена рычагов воздействия на поведение и образ жизни этих граждан, ограничиваясь работой только с теми из них, кто признан больным алкоголизмом (наркоманией), и только путем проведения профилактических бесед и вынесения официального предостережения.
С февраля 2024 года указанные граждане перестали подвергаться индивидуальной профилактической работе и перешли в категорию объектов контроля. Предпосылки к ослаблению профилактического воздействия очевидны: кадровый «голод» в полиции, особенно остро проявляющийся в первичном звене, в том числе в службе участковых уполномоченных полиции; неурегулированность мер индивидуальной профилактики, отсутствие конкретных методик и стандартов профилактики; социально-экономический характер причин алкоголизации. Полиция фактически капитулировала перед указанной «неразрешимой» проблемой, предоставив ее решение иным социальным институтам.
Вместе с тем проблема злоупотребления спиртными напитками как причина совершения преступлений и правонарушений никуда не исчезает и требует решения. Статистика упрямо доказывает высокий процент совершения преступлений в состоянии опьянения5. Значительное количество таких преступлений относится к категории тяжких и особо тяжких. В этой связи представляется необходимой прежде всего выработка конкретных стандартов профилактики правонарушений среди указанных граждан. Такие стандарты должны в первую очередь определять фактические и юридические основания вмешательства полиции в частную жизнь лица, а также пределы такового вмешательства. Так, в качестве юридического основания применения мер полицейского реагирования может быть заявление граждан или юридических лиц, сообщение государственных или муниципальных органов власти о происшествии с участием лица в состоянии опьянения. Если в ходе дальнейших проверочных мероприятий будет установлено, что лицо совершило преступление
5 См.: Состояние преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2023; Состояние преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2022 [Электронный ресурс] // Портал правовой статистики. - URL: http://crimestat. ru/offenses_map
или правонарушение на фоне алкогольного или иного опьянения, то к нему следует применять меры воздействия, содержание которых следует варьировать в зависимости от личности правонарушителя. Полагаем, что категорирование правонарушителей необходимо производить на основе медико-социальных критериев, но без проведения советующих экспертиз.
В самом общем виде схема работы может быть представлена следующим алгоритмом:
1. Сотрудник полиции получает заявление или сообщение о происшествии.
2. Он осуществляет проверку этого заявления (сообщения).
3. Если установлено, что правонарушитель совершил деяние в состоянии алкогольного или иного опьянения, вне зависимости от юридической оценки его деяния, необходимо:
а) собрать характеризующий материал по месту жительства, работы, учебы лица;
б) доставить лицо, при необходимости применяя меры государственного принуждения, к врачу для оценки состояния здоровья.
4. На основе характеризующего материала, мнения врача и заявления потерпевшего (при наличии) принять решение о применении в отношении лица мер профилактического воздействия и составить индивидуальный план профилактики. Важно отметить, что профилактическое воздействие должно осуществляться даже в ситуации отсутствия признаков состава преступления или правонарушения. Таким образом, сотрудник полиции, ответственный за профилактику правонарушений, при выработке мер воздействия не должен быть связан решениями должностных лиц полиции, органов дознания или следствия.
Меры воздействия:
1. Профилактическая беседа.
2. Привлечение к общественно полезному труду. Данная мера аналогична административному наказанию в виде обязательных работ. Но, в отличие от последнего, не является административным наказанием. Процедура применения этой меры в самых общих чертах видится нам следующим образом. Сотрудник полиции, ответственный за профилактическую работу, готовит начальнику территориального органа МВД России на районном уровне представление, в котором обосновывает необходимость привлечения конкретного лица к общественно полезному труду. Начальник территориального органа согласовывает с органами местного самоуправления, заинтересованными органами и учреждениями время, формы и условия осуществления такой работы в соответствии с трудовым законодательством. Несомненно,
это потребует повышения качества взаимодействия органов внутренних дел и органов власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.
3. Содействие трудоустройству в рамках Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» путем информационного взаимодействия органов внутренних дел с государственной службой занятости. Конкретными формами такого взаимодействия могут стать: передача сведений о лицах, не имеющих места работы в службу занятости; информирование профилактируемых лиц о наличии вакансий, курсов повышения квалификации, способах получения востребованных на рынке труда компетенций.
4. Направление в медицинские организации для добровольного лечения, а также организация взаимодействия с органами здравоохранения по информированию лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками и употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, о необходимости лечения и способах преодоления зависимости.
5. Привлечение представителей религиозных организаций [6].
Указанные меры могут применяться как в комплексе, так и по отдельности, с учетом личности профилактируемого. Кроме того, применение указанных мер не исключает применение административных или уголовных наказаний. Предназначение указанных мер - ликвидировать вакуум правового регулирования, когда деяния лица не образуют состав правонарушения из-за отсутствия отдельных элементов, необходимых для привлечения к юридической ответственности. Таким образом, мы предлагаем расширить сферу правового вмешательства государства в отдельные сферы жизнедеятельности человека, но не путем введения новых составов преступлений или правонарушения, а путем выделения новой группы деяний, совершение которых повлечет применение мер поддержки, стимулирования и создания условий законопослушного поведения в административном порядке вне системы отправления правосудия.
Предложенные меры носят по своей сути чрезвычайный характер, то есть являются немедленной реакцией на общественную проблему и не способны решить ее полностью. Напомним, что, по данным Росстата, количество больных алкоголизмом и наркоманией на конец 2022 г. из расчета на 100 тыс. жителей составляет 717,9 и 146 человек соответственно, что ниже уровня 2016 г. на 26,6 и 17,9% со-
I- ■ ш И №1Ü
■ || I и и и t
п
ответственно. Однако, по данным Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками, реализация алкогольной продукции за аналогичный период времени выросла с 22 571 529,29 до 33 038 567,45 декалитров -на 46%. Таким образом, потребление алкоголя растет, но многие граждане, злоупотребляющие им, не подпадают в поле зрения медицинских учреждений.
Ожидаемый эффект применения указанных мер заключается в частичном снятии остроты проблемы бытового алкоголизма и потребления наркотических средств. Окончательное решение этой проблемы возможно только путем формирования общественной среды, исключающей необходимость таких проявлений антисоциального поведения.
Важным направлением профилактической работы государства является административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. В конце 2022 года в Российской Федерации административный надзор был установлен в отношении 117 994 лиц. За прошедшее десятилетие количество поднадзорных в нашей стране практически утроилось (2012 г. - 42 080 поднадзорных лиц) (см. рис. 1).
Вместе с тем результаты исследований [7] показывают стабильно высокий уровень (60%) рецидивной преступности в структуре расследованных преступлений. Исследователи отмечают тенденцию к росту всех основных показателей рецидивной преступности (количество преступлений, совершенных лицами, имеющими судимость; удельный вес таковых преступлений и т.д.) [8], которая наблюдается на протяжении десятилетия.
Официальная статистика МВД России о лицах, совершивших преступления, отражает стагнацию противодействия рецидивной пре-
ступности (см. табл. 1). Последние шесть лет среди лиц, совершивших преступления, преобладают те, кто ранее подвергался уголовной ответственности. Более того, анализ данных позволяет заметить, что удельный вес таких граждан растет. Аналогичная ситуация наблюдается и среди лиц, имеющих неснятую и непогашенную судимость6. Стабильна и доля преступлений, совершенных при опасном и особо опасном рецидиве.
Таким образом, можно утверждать, что административный надзор не достигает цели и не способствует снижению рецидивной преступности. Несмотря на положительную динамику в отношении отдельных поднадзорных, общая картина состояния рецидивной преступности остается негативной. Безусловно, административный надзор никогда не рассматривался как универсальный способ противодействия рецидивной преступности. По смыслу соответствующего закона и с учетом лиц, подпадающих под данный вид надзора, можно было ожидать снижения уровня опасного и особо опасного рецидива, но за рассматриваемый период времени этого не наблюдается. Полагаем, что административный надзор исчерпал возможности для снижения уровня рецидивной преступности, особенно опасного и особо опасного уровня, и дальнейшее противодействие этому социальному явлению необходимо осуществлять в других формах и другими методами. Очевидно, что административный надзор в своем настоящем виде не способствует снижению общего уровня рецидивной преступности.
Исследователи, изучающие общественные отношения, возникающие в связи с осущест-
6 Состояние преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2019-2021 гг. [Электронный ресурс] // Портал правовой статистики. - URL: http://crimestat.ru/offenses_map
Таблица 1. Характеристика лиц, совершивших преступления в России
2023 г. 2022 г. 2021 г. 2020 г. 2019 г.
Тыс. Доля, Тыс. Доля, Тыс. Доля, Тыс. Даля, Тыс. Доля,
чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %
Всего лиц: 750,4 100 818,9 100 848,3 100 852,5 100 834,6 100
ранее совершавших
преступления. 439,5 58,5 4ЁЗ,б 59 493,8 58,2 492,1 57,7 504,4 57,0
из них: ранее судимых
за преступления 234,4 31,2 252,1 30,7 255,5 30,1 255,2 29,9 261,9 29,6
Совершивших
преступления,
признанные опасным
или осооо опасным
рецидивом 16.2 2Д П2 2,1 18.6 2Л 19 2Д 19.5 2,2
влением административного надзора, отмечают и ряд других проблемных моментов. Так, обращается внимание на недостатки межведомственного взаимодействия [9], отсутствие конкретных программ ресоциализации осужденных [10], частные недостатки правоприменительной практики [11, 12], слабость правового регулирования [13] и другие. Подробное их рассмотрение возможно только в рамках отельного исследования.
Важно отметить, что правоотношения, составляющие сущность административного надзора, не являются полицейскими в строгом смысле слова. Обязательными условиями возникновения таковых отношении является, во-первых, наличие судимости, во-вторых, реальное отбывание наказания в виде лишения свободы. Таким образом, отношения, лежащие в основании административного надзора, являются уголовно-правовыми. Действующее законодательство выводит, по сути, уголовно-правовые отношения за рамки сложившихся форм уголовно-исполнительной деятельности. Полагаем, что административный надзор является логическим продолжением правоотношений, возникших в момент вынесения обвинительного приговора и фактического начала отбывания лишения свободы.
Опыт законодателей Германии [14], Дании7, Швейцарии [15] и ряда других стран континентальной правовой семьи свидетельствует об уголовно-правовой природе правоотношений административного надзора, хотя в указанных странах эти отношения имеют другое название: «меры безопасности», «меры исправления и безопасности», «иные правовые последствия
7 Уголовный кодекс Дании [Электронный ресурс]. - URL: https://www.retsinformation.dk/eli/lta/2022/1360
наказуемого деяния».
Предназначение полиции - это защита жизни, здоровья, прав и свобод человека, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности. Профилактика преступлений лишь косвенно входит в сферу задач полиции, поскольку создает условия для успешного достижения указанных целей. Профилактика же рецидива преступлений и социализация осужденных представляются особыми задачами, решение которых полицейскими методами невозможно, а наделение полиции дополнительными полномочиями в этой сфере - избыточно. Иными словами, полиция, по нашему мнению, является в первую очередь орудием оперативного реагирования на преступления и правонарушения в целях, указанных в ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции». И лишь во вторую очередь она оказывает содействие другим органам власти в осуществлении их полномочий. Профилактика рецидивной преступности относится именно к вопросам оказания содействия, то есть это сфера ответственности иных органов власти, но не полиции. Полагаем, что административный надзор, по смыслу Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», является частным случаем пробации. Следует расширить полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, передав правовые, организационные, кадровые, материально-технические и иные инструменты контроля поведения лиц, состоящих под административным надзором ор-
ганов внутренних дел в настоящее время.
Реализация этого предложения может иметь ряд положительных моментов. Централизация и концентрация всех полномочий в одном органе власти поспособствует, на наш взгляд, формированию единых подходов, практик и методик профилактической работы. Подчас разнонаправленные и слабо организованные действия иных государственных и муниципальных органов власти, общественных объединений и организаций смогут быть канализированы в одном направлении и подчинены решению конкретной задачи. Иными словами, мы полагаем, что успешное решение проблемы профилактики рецидивной преступности возможно на базе ясного и конкретного плана, реализация которого поручена одному исполнителю при повсеместной поддержке всеми другими субъектами.
Завершая исследование, нельзя не отметить ряд ключевых моментов.
Эффективная профилактика девиантного, в том числе преступного, поведения возможна лишь путем изменения всей совокупности общественных отношений, поскольку именно современные общественные отношения являются причиной такого поведения. Бесплодны и неубедительны попытки различных авторов найти причину правонарушаемости, лежащую вне общественного бытия. Слабости и пороки личности проявляются поступками тогда, когда для этого создаются условия средой, в которой личность находится, т.е. обществом и господствующими в нем отношениями.
Правоохранительные органы могут и обязаны противодействовать всем формам противоправного поведения. В то же время компетенция отдельных правоохранительных органов должна быть четко определена. Полиция является тем органом власти, который предназначен прежде всего для оперативной борьбы с конкретными проявлениями противоправности в форме преступлений и административных правонарушений. Особенности текущего исто-
рического момента ставят вопрос о необходимости контроля поведения лиц, освобожденных от уголовно-правовых последствий совершенных ранее преступлений. Только практика покажет, насколько верными или ошибочными окажутся предположения, высказанные нами в рамках настоящей статьи. Тем не менее в настоящее время мы видим ряд свидетельств, в том числе отраженных в судебных решениях, складывающихся в тенденцию, которая образует серьезную общественную проблему.
Полиция на текущий момент находится в кризисном состоянии, вызванным кадровым некомплектом и нерешенностью ряда организационных проблем. На этом фоне принимаются решения, последствия которых оценить сложно и которые не способствуют преодолению насущных общественных проблем. Рост потребления алкогольных и спиртосодержащих напитков ожидаемо приводит к росту числа противоправных деяний. Полиция, по нашему мнению, должна обладать правовым инструментарием противодействия алкоголизму, даже в тех случаях, когда в отношении лица не установлен диагноз «алкоголизм» или «наркомания».
Наконец, институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, очевидно требует реформирования. Административный надзор следует преобразовать в стадию (этап) исполнения приговора. Каждый осужденный, проходя через эту стадию, будет подвергаться правоограничениям с учетом всех общественно значимых характеристик своего деяния и своей личности. Однако не столько ограничения в правах повысят эффективность нового административного надзора, сколько оказание реальной социальной помощи человеку. Применение программ ресоциализации, социальной адаптации и т.д. с использованием возможностей всех государственных и муниципальных органов власти, организаций и учреждений позволит снизить вероятность рецидива.
Литература
1. Бекетов О.И. Полицейский надзор: теоретико-правовое исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. - Омск, 2011. - 319 с.
2. Бердяев Н.А. Судьба России. Самопознание. - Ростов на Дону: Феникс, 1997. - 544 с.
3. Тимко С.А. Пропаганда и агитация в виктимологической профилактике преступлений // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2023. - Т. 29. - № 4 (91). - С. 308-312.
4. Шаповалов И.А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания // Государство и право. - 2005. - № 4. - С. 84-90.
5. Дизер О.А. Ресоциализация как элемент комплексной реабилитации больных наркоманией / Профилактика наркомании в молодежной среде: актуальные вопросы теории и практики: сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции (г. Белгород, 22 июня 2023 г.) / сост. В.И. Борисовский; под общ. ред. С.Н. Глаголева. - Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2023. С. 21-27.
6. Дизер О.А. Развитие законодательства Российской Федерации о ресоциализации лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2023. - № 1. - С. 4-10.
7. Филиппова О.В. Состояние рецидивной преступности в Сибирском федеральном округе // Сибирский юридический вестник. - 2023. - № 1 (100). - С. 72-79.
8. Филиппова О.В. Криминологическая характеристика рецидивной преступности // Вестник Томского госуниверситета. Право. - 2020. - № 38. - С. 87-100.
9. Бокова И.Б. К вопросу об эффективности реализации административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы / Правовые проблемы укрепления российской государственности: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (г. Томск, 30 января 2020 г). Ч. 84. - Томск: Издательство Томского государственного университета, 2020. С. 63-64.
10. Вележев С.И., ЖнейкинаВ.О. Проблемы осуществления административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы / Юридическая наука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России (г. Самара, 30 сентября 2019 г.). Т. 7 (ч. 2). - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2019. С. 46-48.
11. Хуснутдинова Р.Р., ЯроцкаяЯ.О., Реуф В.М. Некоторые особенности и проблемы осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Синергия Наук. - 2018. - № 30. - С. 1374-1378.
12. Ригульская К.В. Проблемы, возникающие при осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Молодой ученый. - 2020. - № 16 (306). - С. 120-122.
13. Шапошников С.Г. Проблемы реализации административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Практический взгляд // Пробелы в российском законодательстве. - 2020. - № 2. - С. 239-243.
14. Головненков П.В. Уголовное уложение Федеративной Республики Германия. Научно-практический комментарий и перевод текста закона. - Потсдам, 2021. - 494 с.
15. Серебренникова А.В. Уголовный кодекс Швейцарии. - Санкт-Петербург: Юридический центр - Пресс, 2002. - 366 с.
References
1. Beketov O.I. Politseiskii nadzor: teoretiko-pravovoe issledovanie: dis. ... d-ra yurid. nauk. - Omsk, 2011. - 319 s.
2. Berdyaev N.A. Sud'ba Rossii. Samopoznanie. - Rostov na Donu: Feniks, 1997. - 544 s.
3. Timko S.A. Propaganda i agitatsiya v viktimologicheskoi profilaktike prestuplenii // Nauchnyi vestnik Omskoi akademii MVD Rossii. - 2023. - T. 29. - № 4 (91). - S. 308-312.
4. Shapovalov I.A. Nekotorye teoreticheskie aspekty formirovaniya rossiiskogo pravosoznaniya // Gosudarstvo i pravo. -2005. - № 4. - S. 84-90.
5. Dizer O.A. Resotsializatsiya kak element kompleksnoi reabilitatsii bol'nykh narkomaniei / Profilaktika narkomanii v molodezhnoi srede: aktual'nye voprosy teorii i praktiki: sbornik dokladov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (g. Belgorod, 22 iyunya 2023 g.) / sost. V.I. Borisovskii; pod obshch. red. S.N. Glagoleva. - Belgorod: Belgorodskii gosudarstvennyi tekhnologicheskii universitet im. V.G. Shukhova, 2023. S. 21-27.
6. Dizer O.A. Razvitie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii o resotsializatsii lits, dopuskayushchikh nemeditsinskoe upotreblenie narkotikov // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni I.D. Putilina. - 2023. - № 1. - S. 4-10.
7. Filippova O.V. Sostoyanie retsidivnoi prestupnosti v Sibirskom federal'nom okruge // Sibirskii yuridicheskii vestnik. -2023. - № 1 (100). - S. 72-79.
8. Filippova O.V. Kriminologicheskaya kharakteristika retsidivnoi prestupnosti // Vestnik Tomskogo gosuniversiteta. Pravo. -2020. - № 38. - S. 87-100.
9. Bokova I.B. K voprosu ob effektivnosti realizatsii administrativnogo nadzora za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody / Pravovye problemy ukrepleniya rossiiskoi gosudarstvennosti: sbornik statei Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (g. Tomsk, 30 yanvarya 2020 g.). Ch. 84. - Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020. S. 63-64.
10. Velezhev S.I., Zhneikina V.O. Problemy osushchestvleniya administrativnogo nadzora za litsami, osvobodivshimisya iz mest lisheniya svobody / Yuridicheskaya nauka i praktika: al'manakh nauchnykh trudov Samarskogo yuridicheskogo instituta FSIN Rossii (g. Samara, 30 sentyabrya 2019 g.). T. 7 (ch. 2). - Samara: Samarskii yuridicheskii institut FSIN Rossii, 2019. S. 46-48.
11. KhusnutdinovaR.R., Yarockaya Ya.O., ReufV.M. Nekotorye osobennosti i problemy osushchestvleniya administrativnogo nadzora za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody // Sinergiya Nauk. - 2018. - № 30. - S. 1374-1378.
12. Rigul'skaya K.V. Problemy, voznikayushchie pri osushchestvlenii administrativnogo nadzora za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody // Molodoi uchenyi. - 2020. - № 16 (306). - S. 120-122.
13. Shaposhnikov S.G. Problemy realizatsii administrativnogo nadzora za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody. Prakticheskii vzglyad // Probely v rossiiskom zakonodatel'stve. - 2020. - № 2. - S. 239-243.
14. Golovnenkov P.V. Ugolovnoe ulozhenie Federativnoi Respubliki Germaniya. Nauchno-prakticheskii kommentarii i perevod teksta zakona. - Potsdam, 2021. - 494 s.
15. Serebrennikova A.V. Ugolovnyi kodeks Shveitsarii. - Sankt-Peterburg: Yurid. tsentr - Press, 2002. - 366 s.
(статья сдана в редакцию 06.06.2024)