Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная поддержка / государственное регулирование / зарубежный опыт / экономической рост / превосходство на международном рынке / state support / state regulation / foreign experience / economic growth / superiority in the international market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т О. Бадякина, Е В. Золотоног, С С. Садакова

Акцент на сельском хозяйстве обусловлен необходимостью гарантировать продовольственную безопасность и независимость, центральной ролью сельского хозяйства в народнохозяйственном комплексе и технологической спецификой сельскохозяйственного производства. Значение сельского хозяйства в экономике заключается в производстве продуктов питания как основы жизни человека и воспроизводства рабочей силы, а также в производстве сырья для других отраслей. Таким образом, уровень развития сельского хозяйства оказывает существенное влияние на экономическую безопасность страны. Роль сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности и независимости не зависит от политической системы или социально-экономической структуры. Даже во времена промышленных революций и крупномасштабной индустриализации в начале двадцатого века было отмечено, что политическое значение сельскохозяйственного сектора превышало его производственную ценность по сравнению с промышленностью. На современном этапе развития человеческой цивилизации вопросы, касающиеся доступа к продовольствию, остаются приоритетными в геополитике государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING STATE SUPPORT FOR AGRICULTURAL PRODUCERS BASED ON FOREIGN EXPERIENCE

The emphasis on agriculture is due to the need to guarantee food security and independence, the central role of agriculture in the economic complex and the technological specifics of agricultural production. The importance of agriculture in the economy lies in the production of food as the basis of human life and reproduction of labor, as well as in the production of raw materials for other industries. Thus, the level of agricultural development has a significant impact on the economic security of the country. The role of agriculture in ensuring food security and independence does not depend on the political system or socio-economic structure. Even during the industrial revolutions and large-scale industrialization in the early twentieth century, it was noted that the political importance of the agricultural sector exceeded its production value compared to industry. At the present stage of the development of human civilization, issues related to access to food remain a priority in the geopolitics of the state.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА»

Рисунок 1 - Алгоритм развития конкурентоспособности отрасли овцеводства в Республике Бурятия

(Источник: составлено авторами)

Будущее развитие отрасли также зависит от усиленной работы в сфере маркетинга и продвижения мясной продукции, что потребует сотрудничества между государственными органами, производителями и маркетологами. Важно также уделить внимание устойчивым практикам ведения хозяйства и улучшению условий для животных, что не только соответствует современным экологическим требованиям, но и способствует улучшению качества конечного продукта.

В итоге, республика Бурятия обладает всеми необходимыми условиями для того, чтобы стать одним из лидеров в области мясного производства овцеводства. Само производство имеет огромный потенциал, ввиду территориальных особенностей, в том числе огромные площади естественных кормовых угодий и благоприятные природно-климатические условия для овец, а также традиции самого населения республики Бурятии.

Источники:

1. Елаев, А. А. Республика Бурятия: 100 лет автономии и государственности: монография [Текст] / А. А. Елаев — 2-е изд., доп. и перераб.. — Улан-Удэ: БГУ, 2023 — 566 с. https://c.fractr.xyz/file/3999256/ (дата обращения: 22.11.2023).

2. Жилякова, Г. М., Билтуев, С. И., Ачитуев, В. А., Жамьянов, Б. В. Эффективность производства продукции овцеводства в республике Бурятия [Текст] / Г. М. Жилякова, С. И. Билтуев, В. А. Ачитуев, Б. В. Жамьянов // Сельскохозяйственный журнал. — 2017. — № 10. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/effektivnost-proizvodstva-produktsii-ovtsevodstva-v-respublike-buryatiya (дата обращения: 23.11.2023).

3. Агропромышленный журнал "МЯСНОЙ ВЕСТНИК". Технология производства продуктов из баранины. / Агропромышленный журнал "МЯСНОЙ ВЕСТНИК". [Электронный ресурс] // https://www.meatvestnik.ru/ : [сайт]. — URL: https://www.meatvestnik.ru/2015/11/blog-post_99.html (дата обращения: 23.11.2023).

4. Дамдинжапова, О. Бурят-монгольская кухня. / Дамдинжапова, О. [Текст] // 200 рецептов: сборник. — Улан-Удэ: НоваПринт, 2018. — С. 240.

5. Скурихина, И. М., Тутельяна, В. А. Химический состав российских пищевых продуктов / И. М. Скурихина, В. А. Тутельяна [Текст] // Справочник. - Улан-Удэ:ДеЛи Принт, 2002. - С. 236.

6. Статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия / Статистические данные [Электронный ресурс] // https://03.rosstat.gov.ru/ : [сайт]. — URL: https://03.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/IAM_cows_rb_2022.pdf (дата обращения: 25.11.2023).

7. Приказ Минсельхоза РФ от 10 августа 2011 г. № 267 «Об утверждении стратегии развития мясного животноводства в Российской Федерации до 2020 года Приказ Минсель-хоза РФ [Электронный ресурс] // https://www.garant.ru/ : [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/2075426/ (дата обращения: 25.11.2023).

8. Баженова, Б.А., Полозова Т.В., Забалуева Ю.Ю., Мерзляков А.А. состояние мясной отрасли в Республике Бурятия в 2018 году [Текст] / Б.А. Баженова, Т.В. Полозова, Ю.Ю. Забалуева, А.А. Мерзляков // Журнал Все о мясе. — 2019. — №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-myasnoy-otrasli-v-respublike-buryatiya-v-2018-godu (дата обращения: 25.11.2023).

9. Жамсаранов А.А., Никифорова Т. С. перспективы развития мясного рынка Республики Бурятия [Текст] / А.А. Жамсаранов, Т.С. Никифорова // Форум молодых ученых. — 2018. — №8 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-myasnogo-rynka-respubliki-buryatiya (дата обращения: 24.11.2023).

10. Рынок баранины в начале 2023 года: новые горизонты развития. [Электронный ресурс] // https://sfera.fm/ : [сайт]. — URL:https://sfera.fm/articles/myasnaya/rynok-baraniny-v-nachale-2023-goda-novye-gorizonty-razvitiya

EDN: UQMNON

Т.О. Бадякина - соискатель кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, Кубанский государственный аграрный университет, управление федерального казначейства по Краснодарскому краю, Краснодар, Россия,

T.O. Badyakina - applicant for the Department of Economics and Foreign Economic Activity, Kuban State Agrarian University, Department of the Federal Treasury for the Krasnodar Territory, Krasnodar, Russia;

Е.В. Золотоног - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

E.V. Zolotonog - student of the Economics Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

С.С. Садакова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

S.S. Sadakova - student of the Economics Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА IMPROVING STATE SUPPORT FOR AGRICULTURAL PRODUCERS BASED ON FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация. Акцент на сельском хозяйстве обусловлен необходимостью гарантировать продовольственную безопасность и независимость, центральной ролью сельского хозяйства в народнохозяйственном комплексе и технологической спецификой сельскохозяйственного производства. Значение сельского хозяйства в экономике заключается в производстве продуктов питания как основы жизни человека и воспроизводства рабочей силы, а также в производстве сырья для других отраслей. Таким образом, уровень развития сельского хозяйства оказывает существенное влияние на экономическую безопасность страны. Роль сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности и независимости не зависит от политической системы или социально- экономической структуры. Даже во времена промышленных революций и крупномасштабной индустриализации в начале двадцатого века было отмечено, что политическое значение сельскохозяйственного сектора превышало его производственную ценность по сравнению с промышленностью. На современном этапе развития человеческой цивилизации вопросы, касающиеся доступа к продовольствию, остаются приоритетными в геополитике государства.

Abstract. The emphasis on agriculture is due to the need to guarantee food security and independence, the central role of agriculture in the economic complex and the technological specifics of agricultural production. The importance of agriculture in the economy lies in the production of food as the basis of human life and reproduction of labor, as well as in the production of raw materials for other industries. Thus, the level of agricultural development has a significant impact on the economic security of the country. The role of agriculture in ensuring food security and independence does not depend on the political system or socio-economic structure. Even during the industrial revolutions and large-scale industrialization in the early twentieth century, it was noted that the political importance of the agricultural sector exceeded its production value compared to industry. At the present stage of the development of human civilization, issues related to access to food remain a priority in the geopolitics of the state.

Ключевые слова: государственная поддержка, государственное регулирование, зарубежный опыт, экономической рост, превосходство на международном рынке.

Keywords: state support, state regulation, foreign experience, economic growth, superiority in the international market.

Глобальная продовольственная проблема - широко распространенная проблема, характеризующаяся нехваткой адекватного и питательного продовольствия. Эта проблема тесно связана с проблемой роста населения. В развивающихся странах недостаточное обеспечение продовольствием не только препятствует прогрессу, но и создает социальную и политическую нестабильность.

Сельское хозяйство играет решающую роль в социально-экономической и политической жизни России, его основной целью является удовлетворение потребностей населения в продовольствии и обеспечение продовольственной безопасности страны. Для поддержания продовольственной независимости от внешнего рынка важно, чтобы отечественные продукты питания составляли не менее 70 % от общего объема потребления, при этом на внутреннее производство ключевых товаров, таких как зерно, мясо, растительное масло и молочные продукты, приходится 85-90 %. Современный агропромышленный комплекс характеризуется сложной структурой, в которую прямо или косвенно вовлечено около 80 отраслей национальной экономики на различных этапах производства.

России отводится значительная роль в обеспечении продовольственной безопасности Евразийского региона, которая обусловлена несколькими факторами:

- привлекательные рыночные возможности для сельскохозяйственной продукции в России позволяют странам Евразийского региона получать доход от поставок продуктов питания в Россию, тем самым повышая продовольственную безопасность в сельских районах [7];

- такие страны, как Армения, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан, зависят от импорта агропродо-вольственной продукции. Продовольственные товары, поставляемые из России, способствуют обеспечению продовольственной безопасности в этих странах. Это привело к заметному увеличению импорта агропродо-вольственных товаров из России в Евразийском регионе, что объясняется ценовой конкурентоспособностью российской продукции и эффективной логистикой поставок [7];

- россия играет ведущую роль в поставках в Казахстан, Армению, Беларусь, Таджикистан различных видов ресурсов и вспомогательных сельскохозяйственных средств, таких как семена, домашний скот, удобрения и оборудование. Эти ресурсы способствуют повышению ветеринарных и фитосанитарных стандартов, производительности сельского хозяйства и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции в Евразийском регионе [7];

- инвестиционное сотрудничество, особенно с российским капиталом, имеет ключевое значение для вышеупомянутых стран, которые сталкиваются со значительными экономическими и банковскими проблемами. Российский капитал способствует реализации крупномасштабных проектов развития инфраструктуры, энергетики, промышленности и сельского хозяйства в этих странах [7].

Сельское хозяйство исторически играло ключевую роль в формировании социально-экономического и политического ландшафта страны. В России сельское хозяйство охватывает ряд взаимосвязанных отраслей, в первую очередь ориентированных на производство сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности. Его доля в ВВП страны составляет примерно 4 %, при этом доля работающего населения в сельскохозяйственном секторе постепенно снижается и в настоящее время составляет 5,5 % (по сравнению с 15 % в 2000 году и 9,6 % в 2010 году) [1].

В таблице 1 рассмотрим сельское хозяйство в структуре ВВП России за 2020-2022 гг.

Таблица 1 - Структура ВВП России за 2020-2022 гг.

Показатели 2020 г. 2021 г. 2022 г. Абсолютное отклонение (+,-)

ВВП всего, млрд руб. 106 967,5 135 295,0 151 455,6 44 488,1

в том числе: сельское, лесное хозяйство, млрд руб. 2 742,0 5 235,3 5 973,1 3 231,1

добыча полезных ископаемых, млрд руб. 6 749,6 15 910,5 19 472,7 12 723,1

обеспечение электрической энергией, млрд руб. 1 820,5 2 981,5 3 195,1 1 374,6

Источник: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-01-2023.pdf

Из анализа данных таблицы 1 можно сделать вывод, что за рассматриваемый период ВВП Росси вырос на 44 488, млрд руб. Несмотря на то, что сельское хозяйство обладает не абсолютной долей в структуре ВВП России, оно занимает в ней значительное место.

Земля является основным и незаменимым средством производства в сельском хозяйстве, а сельскохозяйственные угодья в России составляют примерно 13 % от общего земельного фонда, хотя эта цифра постепенно уменьшается. Сельскохозяйственные угодья делятся на пахотные земли (59 %), пастбища (29 %), сенокосы (9,5 %) и другие виды земель. Распределение сельскохозяйственных угодий по России неравномерно, наиболее заметными являются Сибирский, Дальневосточный и Приволжский федеральные округа (рисунок 1).

Россия экспортирует сельскохозяйственную продукцию во многие страны мира, а ее вступление во Всемирную торговую организацию в 2012 году значительно расширило ее экспортный рынок.

Рисунок 1 - Структура земельного фонда сельскохозяйственного назначения по федеральным округам, 2022 г. [9]

Таблица 2 - Показатели экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров из России, 2019-2021 гг.

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. Абсолютное отклонение, (+,-)

Всего, тыс. дол. 6 678 959,4 7 323 968,6 8 602 096,1 1 923 136,7

в том числе: живые животные, тыс. дол. 51 325,7 56 770,7 52 816,7 1491

готовые продукты из мяса, рыбы, тыс. дол. 196 970,8 231 697,8 305 356,5 108385,7

масличные семена и плоды, тыс. дол. 1 015 365,8 1 634 050,9 1 240 310,6 224944,8

молочная продукция, тыс. дол. 280 055,8 303 565,0 381 639,1 101583,3

овощи и некоторые съедобные корнеплоды, тыс. дол. 470 629,5 458 325,7 767 611,6 296982,1

рыба и ракообразные, тыс. руб. 4 664 611,8 4 639 558,5 5 854 361,6 1189749,8

Источник: https://trendeconomy. ru/data/h2/Russia/TOTAL

Анализируя данные таблицы 2, можно сделать вывод, что экспорт России имеет тенденцию роста. Основные статьи экспорта включают зерно, рыбу, морепродукты, масличные культуры (семена подсолнечника, сои и рапса), мясо и бобовые. Основными импортерами российской сельскохозяйственной продукции являются Китай, Турция, Казахстан, Египет, Республика Корея, Беларусь и Нидерланды, причем только на Китай приходится 13 % всего российского сельскохозяйственного экспорта (рисунок 2) [1].

Структура стран, %

• Китай » Германия Нидерланды Турция

■ Республика Корей ■ Италия ■ США ■ Польша

• Франция ■ Япония ■ Прочие

А И* 5Х

Л ^^ 2% 2% 2%

58% 1

Рисунок 2 - Страны, импортируемые российское продовольствие, 2022 г. [10]

В 2023 году поддержка сельского хозяйства увеличена: на три сельскохозяйственные программы уже выделено 445,8 млрд рублей. Ожидается, что эта цифра еще больше увеличится с добавлением финансирования за счет экспортных пошлин. Большая часть денег будет инвестирована в промышленность, включая модернизацию предприятий и фермерских хозяйств, значительная сумма также будет направлена на переработку. Также будет оказана поддержка экспорту, на эти цели выделено более 40 миллиардов рублей. Кроме того, государство готово профинансировать инициативы в области сельского туризма в этом году [2].

В 2023 году усиленная поддержка оказывается племенному делу и мясному скотоводству, в то время как производители молока получат средства только в рамках стимулирующей субсидии. С 1 января 2023 года животноводы получают компенсацию расходов на содержание крупного рогатого скота в возрасте до двух лет. Государство покроет расходы на переработку мяса, независимо от того, осуществляется ли она самостоятельно или на специализированном предприятии. Эта поддержка животноводства основана на живом весе крупного рогатого скота. С 1 января 2023 года производители кормов для аквакультуры могут рассчитывать на частичную компенсацию своих производственных затрат, которая будет выплачена задним числом. Производители молочной продукции также получат компенсацию за расходы, связанные с оборудованием для «маркировки», что в настоящее время является юридическим требованием для компаний. С 2023 года требования к грантам для семейных ферм и сельскохозяйственных кооперативов были упрощены с точки зрения кадровой политики: на каждые инвестированные 10 миллионов рублей требуется только одно рабочее место [2].

Наиболее примечательно, что все виды субсидий, которые ранее были доступны только фермерам, теперь доступны самозанятым, включая тех, кто ведет частные фермерские хозяйства.

Также с 2023 года упрощен расчет страховых лимитов в компенсационной субсидии. Теперь каждый регион получает эту субсидию исходя из среднего размера страховой премии за последние три года. В компенсационной субсидии также указаны показатели для приобретения племенного скота. Начиная с 2023 года лимиты стимулирующей субсидии рассчитываются на основе отчетных показателей, а не плановых, с отменой ограничивающих коэффициентов. Средства теперь можно перераспределять между приоритетными направлениями не более двух раз. Также изменен принцип оценки грантов, в связи с увеличением производства по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, поддержка овощеводства исключена из всех программ субсидирования. Вместо этого производство картофеля и овощей было включено в специальный федеральный проект, на который было выделено пять миллиардов рублей [2].

Индивидуальные налоговые системы являются эффективным инструментом совершенствования сельскохозяйственной политики развитых зарубежных стран, поскольку они играют определенную роль в стабилизации доходов сельскохозяйственных производителей и способствуют совершенствованию системы земельных отношений между государством и сельскохозяйственными производителями.

Эти налоговые правила существенно различаются в разных странах из-за различных факторов, таких как объективные и субъективные особенности сельскохозяйственного производства, функционирование сельскохозяйственных рынков, национальные традиции и организационные формы управления сельским хозяйством.

Хотя сельское хозяйство, как правило, облагается налогом, как и другие секторы в ведущих экономических державах, льготный налоговый режим имеет решающее значение для обеспечения успешного функционирования сельского хозяйства. Различные аспекты льготной налоговой политики в разных государствах являются результатом различий в их налоговых системах. Во многих развитых странах не существует специальных налоговых режимов для сельскохозяйственных производителей, что означает, что все хозяйствующие субъекты подлежат равному налогообложению. Например, в Соединенных Штатах многочисленные налоговые преференции интегрированы в налоговый механизм, а налоговое законодательство включает около сотни налоговых льгот, которые влияют на научно-технический прогресс.

В Соединенном Королевстве (Великобритания) налоговое законодательство предусматривает правила вычетов по определенным видам налогов для сельскохозяйственных производителей.

В постсоветских странах, таких как Беларусь и Украина, в дополнение к льготам в рамках базового налогового режима для товаропроизводителей предусмотрены специальные налоговые режимы, которые оправданы сезонностью сельскохозяйственного производства и зависимостью от природных и климатических условий.

Сельскохозяйственное налогообложение в зарубежных странах обычно включает единую классификацию, льготные режимы уплаты, а объектом прямых налогов являются доходы, облагаемые подоходным или корпоративным налогом, а также имущество. Ставки и льготы по прямому подоходному налогу существенно различаются в зависимости от страны, при этом недавние налоговые реформы во многих странах привели к снижению ставок и упрощению процедур расчета. Например, ставка корпоративного налога в Великобритании колеблется от 5 % до 40 %, в Италии - от 12 % до 62 %, в Нидерландах - от 16 % до 72 %, а в США - от 15 % до 28 %, или 35 % для крупных компаний. Во Франции ставка корпоративного налога составляет 20,9 %, в Италии - 27,5 % в национальный бюджет и 3,9 % в региональный бюджет, а в Великобритании - 30 % для организаций с доходом свыше 1,5 млн фунтов стерлингов или 19 % для организаций с доходом ниже [3].

В дополнение к снижению налоговых ставок субъекты агробизнеса пользуются различными льготами, которые различаются в разных зарубежных странах. Основные льготы по налогу на прибыль включают:

1) в Польше доход от продажи сельскохозяйственной продукции и ее переработки не подлежит налогообложению в течение 5 лет с даты продажи, в то время как в Италии - 10 лет [3];

2) сельскохозяйственные и перерабатывающие кооперативы в Италии, США и других странах имеют не облагаемый налогом минимальный размер дохода, обычно индексируемый в зависимости от роста цен [3];

3) лицам, получающим доход от сельского хозяйства, могут быть сделаны вычеты для покрытия таких расходов, как выплаты в фонд социального страхования, профессиональное образование (Франция, Германия, Швеция, США), а также выручка от продажи земли, скота и оборудования, освобожденных от налогообложения при расчете налоговой базы [3];

4) сельскохозяйственные производители в США могут платить подоходный налог каждые три года исходя из средней суммы дохода, а во Франции фермеры с определенным уровнем дохода имеют право самостоятельно устанавливать свой производственный цикл и крайний срок уплаты [3];

5) кооперативам в США, Канаде и других странах разрешается платить налог только с чистого дохода, остающегося после вычета инвестиций [3];

6) процедуры налогового учета и расчета упрощены в таких странах, как Франция и Германия, где фермеры с низким доходом не обязаны вести бухгалтерский учет, а налоги рассчитываются исходя из общего дохода [3].

Китайская Народная Республика имеет уникальную систему налогообложения земель сельскохозяйственного назначения, которая эффективно контролирует целевое использование земельных ресурсов. Эта система взимает плату за нецелевое использование сельскохозяйственных земель в зависимости от количества земли на душу населения в регионе, в диапазоне от 5 до 50 юаней за квадратный метр. В отличие от традиционных налогов на землю, Китай не взимает налог на сельскохозяйственные земли [8].

В таблице 3 представлены основные статьи экспорта Китая в другие страны.

Таблица 3 - Показатели экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров из Китая,

2019-2021 гг.

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. Абсолютное отклонение, (+,-)

Всего, тыс. дол. 25 654 027,6 23 926 266 26 891 754,2 1 237 726,6

в том числе: живые животные, тыс. дол. 510 018,1 599 665,1 560 630,9 50 612,8

готовые продукты из мяса, рыбы, тыс. дол. 9 241 433,7 9 164 993,2 11 717 103,5 2 475 669,8

масличные семена и плоды, тыс. дол. 2 874 926,1 2 874 554,8 2 954 779,1 79 853

молочная продукция , тыс. дол. 560 622,4 576 249,9 621 573,1 60 950,7

рыба и ракообразные, тыс. руб. 12 467 027,9 10 710 803,0 11 037 667,6 -1 429 360,3

Источник: https://trendeconomy. ru/data/h2/Chine/TOTAL

Анализируя данные таблицы 3, можно сделать вывод, что экспорт сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров Китая увеличился за рассматриваемый период. За исключением рыбы и ракообразных, показатели основных статьей экспорта Китая выросли.

В России предлагается установить дифференцированные повышающие коэффициенты земельного налога за нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения, используя долю сельскохозяйственных угодий в общей площади в качестве основы для дифференциации.

В Соединенных Штатах регулирование прибыльности сельскохозяйственных предприятий достигается за счет сбора налога с продаж, который устанавливается в среднем для фермерской продукции по ставке 5-8 %, что ниже, чем для других видов деятельности. В европейских странах, таких как Франция, Италия, Германия и Чехия, НДС уплачивается по сниженным ставкам при продаже и покупке сельскохозяйственной продукции, а особые экономические условия еще больше снижают ставку налога. Например, в Германии стандартная ставка НДС в размере 19 % снижена до 7 % для сельскохозяйственной продукции и может снизиться еще больше при особых экономических условиях. В Италии аналогичным образом действует пониженная ставка НДС для сельскохозяйственных предприятий по сравнению с другими товарами, в то время как Франция предлагает различные ставки НДС для различных условий производства [3].

Субсидии в сельскохозяйственной отрасли - это государственные выплаты, используемые для поддержки уязвимых секторов. Они включают «компенсационные» и «стимулирующие» субсидии как часть мер поддержки сельского хозяйства. В 2022 году Министерство сельского хозяйства РФ выделило 26,7 млрд рублей на компенсационные субсидии и 31,8 млрд рублей на стимулирующие субсидии [5].

Животноводы получают субсидии для частичного покрытия затрат на выращивание крупного рогатого скота (в расчете на 1 килограмм живого веса для крупного рогатого скота в возрасте до 2 лет) и производство животноводческой продукции. Эти субсидии также поддерживают развитие малого бизнеса и регионов с низким социально-экономическим развитием. Стимулирующие субсидии стимулируют производство зерновых, бобовых, масличных культур, молока, специализированное мясное скотоводство, овцеводство, выращивание овощей открытого грунта, плодово-ягодных плантаций, льна-долгунца и винограда.

В 2024 году Министерство сельского хозяйства РФ планирует объединить две существующие субсидии. Основное внимание будет уделяться сохранению и поддержке производства при постепенном отказе от стимулирующих выплат [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сельскохозяйственные товаропроизводители могут запросить субвенции у государства, если им необходимо финансирование для решения конкретных задач. Важно отметить, что, если предприниматель потратит выделенные субвенции на расходы, отличные от заявленных, средства необходимо будет вернуть в бюджет. В противном случае сумма предоставляется бесплатно.

Субвенции также позволяют частично компенсировать затраты средств, затраченных на строительство или модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение предприятиями оборудования. Если строительство объекта было начато ранее, чем за три года до подачи заявления о компенсации, средства возвращены не будут. За компенсацию можно улучшить или построить помещения для хранения фруктов, овощей (включая картофелехранилища), молочные фермы, овцеводческие фермы, производство сухих молочных продуктов для детского питания, селекционно-семеноводческие центры (растениеводство), селекцион-но-питомниководческие центры (виноградарство), селекционно-генетические центры (птицеводство сельское хозяйство), а также предприятия по переработке льна и конопли.

Компенсация может составлять 20-25 % от стоимости строительства объекта или его модернизации [5].

К числу лиц, имеющих право на государственную помощь, относятся владельцы малого бизнеса, потребительские кооперативы, частные домовладельцы и самозанятые физические лица. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, как правило, осуществляет надзор за распределением грантов и субсидий для сельского хозяйства. Получатели должны соответствовать определенным критериям, чтобы претендовать на получение бесплатных средств, которые могут быть использованы для различных целей, таких как создание и расширение фермерских хозяйств, приобретение домашнего скота (за исключением свиней), покупка земли, приобретение оборудования возрастом менее трех лет и строительство.

Крайне важно придерживаться заявленных целей гранта, поскольку любые нарушения приведут к обязательству вернуть средства. Сумма гранта ограничена и варьируется в зависимости от региона. После присуждения средства распределяются частями в течение шести месяцев с уплатой налогов с каждого платежа. Начинающие фермеры, претендующие на получение гранта, должны представить подробное описание проекта и бизнес-план с изложением того, как будут использоваться средства, а также прогнозируемые расходы и бюджет [6].

Таким образом, уроки, извлеченные из опыта других стран в области обеспечения продовольственной безопасности, демонстрируют, что для успешного решения этой проблемы в России крайне важно создать и внедрить эффективную и конкурентоспособную систему государственного управления и поддержки сельскохозяйственного сектора с уделением основного внимания сельскому хозяйству как основе агропромышленного комплекса.

Стимулирование инновационного развития в сельскохозяйственном секторе особенно важно и требует использования эффективных инвестиционных стратегий. России необходим современный и действенный механизм регулирования инновационной и инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе. Однако проблема заключается в том, что теоретические, методологические и практические аспекты финансовой поддержки инновационной и инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий как со стороны государственных организаций, так и организаций частного сектора все еще недостаточно развиты.

Таким образом, тщательный анализ, индивидуальный подход и использование как успешного, так и неуспешного опыта зарубежных правительств позволят российскому правительству более эффективно и взвешенно решать наиболее важные стратегические задачи по развитию отечественного агропродовольственного сектора. Это, в свою очередь, создаст условия для повышения его эффективности и конкурентоспособности, а также значительно укрепит национальную продовольственную безопасность.

Источники:

1. Состав и значение АПК. Сельское хозяйство России; [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://foxford.ru/wiki/geografiya/sostav-i-znachenie-apk-selskoe-hozaistvorossii?ysclid=lpvbgkr8uz159244421&utm_referrer=https://yandex.ru/.

2. Просто и емко о господдержке в новом 2023 году; [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://svoefermerstvo.ru/svoemedia/articles/prosto-i-jomko-ogospodderzhke-v-novom-2023-godu?ysclid=lq0yyl7byv12586625.

3. Мировой опыт государственной финансовой поддержки агропромышленного комплекса; [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studref.com/484428/agropromyshlennost/ mirovoy_opyt_gosudarstvennoy_finansovoy_podderzhki_agropromyshlenno go_kompleksa?ysclid=lq110wgej5176463097

4. Компенсация части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов АПК; [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mcx.gov.ru/activity/state-support/measures/building-compensation/.

5. Меры поддержки АПК в 2023 году; [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sfera.fm/articles/selskoe-khozyaistvo/mery-gospodderzhki-apkv-2023-godu

6. Грант «Агростартап»; [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://мойбизнес.рф/support/grant-agrostaItap/.

7. Продовольственная безопасность РФ и фокусного региона; [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ecfs.msu.ru/napravleniya-rabotyi/ekonomicheskie-osnovyi-pishhevoj-bezopasnosti-rossijskoj-federaczii/prodovolstvennaya-bezopasnost-rf-i-fokusnogo-region.

8. Налог на занятие сельскохозяйственных земель; [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chinawindow.ru/china/legal-information-china/chinese-taxation/farmland-occupation-tax/.

9. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Доклад «О состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2020 году»; [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.mcxac.ru/upload/iblock/859/85939bcfcc1153e193246538bf900ea0.pdf?ysclid=lqe9dmymv6387126346

10. ФТС России: данные об экспорте-импорте России за январь 2022 года; [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://customs.gov.ru/press/federal/document/329649?ysclid=lqe9x8ym3n649022177

EDN: WHLOZX

Е.Е. Баркова - старший преподаватель кафедры «Экономика и стратегическое развитие», Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа, Россия, [email protected].

E.E. Barkova - senior lecturer of the department of economics and strategic development, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, Russia.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ИННОВАЦИЙ ДЛЯ ЭКОНОМИК С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ METHODOLOGY FOR DETERMINING THE TYPE OF INNOVATIONS FOR ECONOMIES WITH DIFFERENT LEVELS OF DEVELOPMENT

Аннотация. Инновации являются основным драйвером экономического роста и развития. Однако, не во всех странах поддержка и внедрение инноваций проходит успешно. Особенно заметна разница между развитыми и развивающимися странами. Во-первых, для эффективной коммерциализации инноваций необходимо опираться на уровень развития «экосистемы» внутри страны, которая поддерживает структурные меры по содействию реализации инноваций, включающие увеличение расходов на исследования и разработки (НИОКР) и инвестиции в образование, совершенствование инфраструктуры, законодательной базы и т.д. Во-вторых, следует обращать внимание и на тип внедряемых инноваций, проводить оценку готовности социально-экономических системы к внедрению инноваций, так как эффективное развитие и коммерциализация инноваций зачастую зависит от внутренней среды, способствующей или препятствующей инновационному развитию.

Abstract. Innovation is the main driver of economic growth and development. However, not all countries support and implement innovations successfully. The difference between developed and developing countries is especially noticeable. First, for the effective commercialization of innovations, it is necessary to rely on the level of development of the «ecosystem» within the country, which supports structural measures to promote the implementation of innovations, including increased spending on research and development (R&D) and investments in education, improvement of infrastructure, legislative framework, etc. Secondly, one should pay attention to the type of innovations being introduced and assess the readiness of the socio-economic system to implement innovations, since the effective development and commercialization of innovations often depends on the internal environment that promotes or impedes innovative development.

Ключевые слова: инновации, экономическое развитие, типы инноваций, развитые и развивающиеся страны.

Keywords: innovation, economic development, types of innovation, developed and developing countries.

Вот уже несколько десятилетий инновации являются основным двигателем экономических преобразований и развития. В большинстве исследований инновации рассматриваются не только как необходимые, но и как позитивные по своей сути изменения. Безусловно, инновации играют ведущую роль в решении глобальных (экономических, экологических и социальных) проблем, однако зачастую внедрение инновации приводит к нарушению или замене существующих процессов, институтов или бизнес-моделей, что порождает как положительные, так и отрицательные эффекты [4].

Создание и стимулирование инноваций уже давно считается основной стратегической целью экономической политики в более развитых странах и получает все большее внимание в развивающихся странах [2]. Инновации являются основой экономического роста и конкурентоспособности экономики, так как служат стимулом для долгосрочного роста, потому что:

1) они катализатор для инвестиций, которые помогают расширить границы производственных возможностей;

2) они стимулируют рост производительности из-за его влияния на технический прогресс;

3) инновации также создают спрос на новые продукты со стороны потребителей, например, в отраслях, где существующие продукты приближаются к концу своего жизненного цикла;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.