тем - научно-технической, экономической, социальной, экологической в рамках формирования и развития региональных агропромышленных кластеров.
При этом социальный аспект новой агро-продовольственной политики необходимо рассматривать как составную часть стратегии устойчивого развития агропродовольственных систем, обеспечивающей высокий уровень социального потенциала и профессиональную подготовку персонала на современном техноло-
гическом уровне и высоком уровне качества жизни сельского населения.
Важнейшим процедурным этапом такой политики является обоснование приоритетных субсидиарных стратегий кластерного регулирования системной активизации реализации социального потенциала агросистем, учитывающих эндогенный потенциал достижения целевых параметров и конкурентные преимущества со-циоэкономической эволюции сельских территорий.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ЗЕРНОВОЙ ОТРАСЛИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Зудочкина Т.А., мл. науч. сотр., Поволжского института экономики и организации АПК
На сегодняшний день страхование сельскохозяйственных рисков при выращивании зерновых культур одна из сложнейших проблем в сельскохозяйственном производстве. При страховании урожая за счет страховых выплат возмещаются в неблагоприятные годы затраты по выращиванию зерновых культур, обеспечивается возврат кредитов банков. Таким образом приобретается устойчивость всего цикла сельскохозяйственного производства. Развитие страхования сельского хозяйства одна из самых сложных, но необходимых условий перехода к стабильной экономике. Актуальность данной проблематики приобретает особую важность, поскольку одним из аспектов участия в сфере международных отношений является участие России в ВТО. Эффективному развитию важнейшего инструмента регулирования агропромышленного производства, страхования, способствует тот факт, что его государственная поддержка не оказывает негативного воздействия на результативность международной торговли. В основу действующей модели системы государственной поддержки сельскохозяйственного страхования положен принцип софи-нансирования, предусматривающий выделение средств из федерального и регионального бюджетов на компенсацию части затрат по оплате страховой премии хозяйствующими субъектами при заключении договоров.
Экономисты выделяют один из основных факторов, актуализирующих необходимость сельскохозяйственного страхования это: высокая степень рисков агропромышленного производства. Особенно это касается растениеводческой продукции, где результаты производства напрямую зависят от влияния погодно-климатических условий, которые периодически
ухудшают и без того тяжелое финансово-экономическое положение сельскохозяйственных предприятий. Международный опыт убеждает, что последствия таких рисков, каким подвержена сельскохозяйственная отрасль, могут быть успешно преодолены только при участии государства. Еще одним наиболее проблемным моментом в сложившейся на сегодняшний день системе страхования зерновых культур являются фиксированные страховые тарифы. Такая ситуация не является приемлемой, поскольку степень риска в каждом конкретном случае может сильно отклоняться от его среднего уровня по региону. По данным Министерства сельского хозяйства Саратовской области в соответствии с планом сельскохозяйственного страхования на 2013-2014гг. установлены предельные размеры ставок для расчета размера субсидий при сельскохозяйственном страховании урожая зерновых и зернобобовых культур. Предельные размеры ставок для расчета размера субсидий при страховании зерновых и зернобобовых культур в Саратовской области в 2013-2014 гг. представлены в табл. 1.
Размеры ставок утверждаются не позднее 30 апреля года предшествующего плановому году. Размер безусловной франшизы составляет 30%, что, по мнению аграриев области, является завышенным показателем. Таким образом, для Саратовской области на 2014 г. установлен тариф в размере 7,1% на зерновые культуры и 7,8% на зернобобовые культуры. Данная тарифная ставка не предполагает участия страхователя в риске. При увеличении доли страхователя в риске, размер тарифа снижается. Максимальный уровень франшизы установлен в размере 40%. Можно отметить, что по сравнению с 2013г. тарифные ставки не изменились.
Таблица 1. - Предельные размеры ставок для расчета размера субсидий при страховании зерновых и зернобобовых культур в Саратовской области в 2013-2014 гг.
Регион Предельные размеры ставок, %
без участия страхователя в риске с учетом доли участия страхователя в риске, %
5 10 15 20 25 30 35 40
Саратовская область 2013 г.
Зерновые культуры
7,1 5,6 5,0 4,4 3,7 3,1 2,5 1,9 1,4
Зернобобовые культуры
7,8 6,2 5,5 4,8 4,1 3,4 2,7 2,1 1,6
2014 г.
Зерновые культуры
7,1 5,6 5,0 4,4 3,7 3,1 2,5 1,9 1,4
Зернобобовые культуры
7,8 6,2 5,5 4,8 4,1 3,4 2,7 2,1 1,6
По данным сайта Министерства сельского хозяйства РФ, режим доступа http://www.mcx.ru/
Саратовская область отличается многообразием природно-климатических условий, в связи, с чем возрастает уровень рисков в ведении зернового производства. Проанализируем степень влияния погодных условий на уровень урожайности зерновых и зернобобовых культур в регионе. Для характеристики соотношения показателей влажности воздуха и температуры учеными Поволжского НИИ экономики и АПК были рассчитаны гидротермические коэффициенты (ГТК) учитывающие природно-климатические особенности микрозон Саратовской области. Для того чтобы установить величину взаимозависимости погодных условий в облас-
Для определения коэффициента линейной корреляции между средневзвешенной урожайностью зерновых и зернобобовых культур и величиной ГТК в Саратовской области использовался сервис «Мастер функций» в системе электронных таблиц Excel. Данная функция
ти, выраженных через величину гидротермического коэффициента (ГТК) и урожайности зерновых и зернобобовых культур, воспользуемся приемами корреляционного анализа. Установление зависимости между двумя признаками характерно для простой корреляции. Для проведения корреляционного анализа используем данные по средневзвешенной урожайности зерновых и зернобобовых культур. Средневзвешенная урожайность зерновых и зернобобовых культур по микрозонам Саратовской области, величина ГТК и значение коэффициента линейной корреляции за 2007-2012 гг. представлены в табл. 2.
возвращает коэффициент корреляции меду интервалами ячеек массив1 и массив2. Коэффициент корреляции используется для определения наличия взаимосвязи между двумя свойствами.
Синтаксис:
КОРРЕЛ (массив 1; массив 2)
Таблица 2 - Средневзвешенная урожайность зерновых и зернобобовых культур по микрозонам Саратовской области, величина ГТК и значение коэффициента линейной корреляции
за 2007-2012 гг.
Название микрозоны
1. Западная Правобережная
2. Центральная Правобережная
3. Северная Правобережная
4. Южная Правобереж-
5. Северная Левобережная
6. Центральная Левобережная
7. Юго-Восточная
Зерновые культуры
14,9
12,8
12
11,3
11,1
10,2
7,9
Величина ГТК
0,9
0,9
0,8
0,7
0,6
0,4
Значение коэффициента линейной корреляции, Px
0,880623
Зернобобовые культуры
6,3
,1
5,9
7,4
6,2
5,5
Величина ГТК
0,9
0,9
0,8
0,7
0,6
0,4
Значение коэффициента линейной корреляции, Px
0,698636
1
y
3
1
Массив 1 - это ячейка интервала значений.
Массив 2 -это второй интервал ячеек со значениями.
Если аргумент, который является массивом или ссылкой, содержит текст, логические значения или пустые ячейки, то такие значения игнорируются; однако ячейки, которые содержат нулевые значения, учитываются. Если массив 1 и массив 2 имеют различное количество точек данных, то функция КОРРЕЛ возвращает значение ошибки #Н/Д. Если массив 1 либо массив 2 пуст, или если о (стандартное отклонение) их значений равно нулю, то функция КОРРЕЛ возвращает значение ошибки #ДЕЛ/0!. Уравнение для коэффициента корреляции имеет следующий вид:
что также обусловливает высокую зависимость между признаками.
На основании вышеизложенного можно отметить, что Саратовская область отличается многообразием природно-климатических факторов, обусловливающих увеличение уровня рисков в ведении зернового производства. В связи с этим необходимо совершенствование государственного регулирования в системе страхования сельскохозяйственных рисков, для того чтобы максимально стабилизировать производство зерна в регионе с часто повторяющимися засухами, нивелировать последствия природных факторов, способствуя тем самым формированию стабильной продовольственной ситуации в регионе.
Px, y-
_^v( x, y)
где х и у — выборочные средние значения СРЗНАЧ (массив 1) и СРЗНАЧ (массив 2).
На основе полученных расчетных данных установлено, что коэффициент линейной корреляции урожайности зерновых культур и погодных условий в регионе составляет 0,880623, что свидетельствует об очень высокой связи между данными признаками. Коэффициент линейной корреляции урожайности зернобобовых культур и погодных условий равен 0,698636,
Источники
1. Вибе О.В. Проблемы развития агрострахования в России // Проблемы современной экономики. -2010. - № 2 - С. 451-454.
2. Крылатых Э.Н., Строкова О.Г. Аграрные аспекты вступления стран СНГ в ВТО. - М.: Энциклопедия российских деревень. 2002. - 165 с. (Научн. тр. ВИАПИ, вып. 6).
3. Черняев А.А., Полулях Ю.Г., Глазунов В.И., Адади-мова Л.Ю. Методика распределения бюджетных средств на развитие АПК по муниципальным районам и сельхозтоваропроизводителям Саратовской области. - г. Саратов: Саратовский источник, 2008. - 138 с.
4. Сайт Министерства сельского хозяйства РФ, режим доступа http://www.mcx.ru/
ПОДДЕРЖКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ И СТРАХОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА - ОСНОВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Ададимова Л.Ю., к.э.н., рук. сектора, Полулях Ю.Г., д.эн., ведущий науч. сотр., Брызгалин Т.В., мл. науч. сотр., Поволжского НИИ экономики и организации АПК, Косачев А.М., д.с.-х. н., проф. Саратовского государственного аграрного университета
имени Н.И. Вавилова
Весьма профессионально и своевременно на конференции поставлена проблема совершенствования методов и механизмов государственного регулирования уровня и устойчивости характеристик продовольственной безопасности. Именно так, т.е. совместно, нужно рассматривать регулирование и уровня, и устойчивости самого сельского хозяйства, которое в последствии сможет передать эти качества продовольственной безопасности. В настоящее время, особенно после вступления России в ВТО, в стране сформировалась разветвленная сеть государственной финансовой помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям. Но она не формирует единство цели - повысить уровень производства и придать ему устойчивый характер.
В первую очередь речь идет о растениеводстве, теснейшим образом связанном с колебаниями погодных факторов и изменением климата. В частности, более всего на повышение уровня производства оказывает так называемая "погектарная поддержка" доходов в области растениеводства, а компенсацию потерь от недополучения урожая должно обеспечить "агрострахование с государственной поддержкой". Казалось бы, эти две меры и должны представлять собой систему регулирования уровня и устойчивости растениеводства, как гаранта устойчивости всего сельского хозяйства, а при наличии страховых фондов зерна, кормов и т.д. в достаточных размерах, и продовольственной безопасности. Но, на самом деле, система существует лишь как намерение. От