Научная статья на тему 'Совершенствование государственного регулирования агропромышленного комплекса: региональный аспект'

Совершенствование государственного регулирования агропромышленного комплекса: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полушкина Т. М.

Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» будет продолжаться и в 2007 г. Появляются новые возможности по ул уч ш ен и ю ситуации в агропромышленном комплексе. В частности, в соответствии со ст. 47 Закона «О федеральном бюджете на 2007 г. » общая сумма кредитов, полученных гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, на срок до двух лет не должна пр евышать 300 тыс. руб., на срок до 5 лет -700 тыс. руб. Впереди большая работа по дальнейшему привлечению сельского населения для участия в реализации нацпроекта и развитию личных подсобных хозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF STATE REGULATION OF AGRICULTURE: REGIONAL ASPECT

The priority national project «Development of agriculture» will proceed and in 2007. There are new opportunities on improvement of a situation in agriculture. In particular, in conformity from item 47 of the Law «About the federal budget on 2007» the total sum of the credits received by citizens, leading a personal part-time farm, for the term of till two years should not exceed 300 thousand ruble, for the term of till 5 years 700 thousand ruble. Ahead greater work on the further attraction of agricultural population for participation in realization of the national project and to development of personal part-time farms.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственного регулирования агропромышленного комплекса: региональный аспект»

Рис. 7. Принцип использования проектного анализа инновационных проектов

Сравнительный анализ альтернатив содержит сопоставление альтернатив проектов. Для выбора приемлемой альтернативы, т.е. оптимального решения, необходима комплексная сравнительная оценка. Сравнительный анализ альтернатив проектов должен учитывать вза-

имодействие данного проекта с другими инвестиционными (инновационными) проектами. После выбора инновационных проектов они группируются по принципу общности в инновационные программы по предметным направлениям деятельности.

УДК 352.071

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Российский аграрный сектор обязан оставаться объектом государственной протекционистской политики. При этом государственный протекционизм должен восприниматься обществом как естественная компенсация неизбежных потерь аграрной сферы экономики в условиях рынка.

Необходимо искать оптимальные формы и методы воздействия государства на аграрный рынок, построения системы взаимодействия между властью, бизнесом и крестьянством. Меры государственного регулирования сельского хозяйства в России должны иметь комплексный характер, сообразуясь с федеративным устройством государства. В этой связи определенный интерес представляет опыт регулирования сельского хозяйства на региональном уровне, в частности в одном из регионов РФ, а именно - в Республике Мордовия.

В Республике Мордовия более 40% населения проживает в сельской местности, создавая более 20% валового внутреннего продукта. От состояния дел в агропромышленном комплексе Республики напрямую зависят уровень и качество их жизни.

В годы реформ сельское хозяйство Республики Мордовия, как и других регионов Российской Федерации, испытало значительный спад. Кризисные явления отразились на производстве всех без исключения видов продукции аграрного сектора, объемы выпуска которой серьезно сокращались на всем протяжении 1990-х гг.

Уже к середине 1990-х гг. в Республике в ответ на практическое бездействие федеральных властей начали предприниматься первые самостоятельные шаги по выравниванию ситуации в агропромышленном комплексе. На первом этапе сельскому хозяйству Республики был придан особый приоритетный статус, выработана достаточная законодательная база. В 2001 г принят закон Республики Мордовия № бЗ-З от 21.12.2001 г. «О государственной поддержке сельского хозяйства». Предусматривается следующее.

1. Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям - юридическим лицам и крестьянским фермерским хозяйствам. Сюда относятся субсидии:

Т.М. Полушкина,

доцент, докторант Мордовского государственного университета

ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)

- на компенсацию части затрат по производству и реализации молока;

- на компенсацию части затрат по содержанию, воспроизводству и реализации скота на мясо заготовительным и перерабатывающим предприятиям, зарегистрированным на территории Республики Мордовия, а также сельскохозяйственным производителям, ведущим откорм крупного рогатого скота;

- на компенсацию части затрат по содержанию первотелок, увеличению маточного поголовья, приобретению комбикормов;

- на реконструкцию животноводческих помещений;

- на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства, средства химизации, страхование посевов;

- на возмещение разницы в процентных ставках по полученным кредитам в кредитных организациях Российской Федерации.

2. Субсидии владельцам личных подворий. Сюда относятся субсидии:

- на компенсацию части затрат по приобретению зернофуража;

- на компенсацию части затрат по осеменению скота;

- на компенсацию части затрат по ветеринарному обслуживанию скота и зоотехническому обслуживанию скота;

- на закуп телок не старше 5 лет в сельхозпредприятиях и личных подворьях граждан для обновления дойного стада.

3. Пособия владельцам личных подворий. Сюда относятся пособия:

- за реализацию мяса крупного рогатого скота, свиней, молока заготовительным и перерабатывающим предприятиям, зарегистрированным на территории Республика Мордовия;

- за реализацию нетелей и телок юридическим лицам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для обновления дойного стада;

- за содержание в личных подворьях дойного стада и свиноматок сверх установленного минимума.

4. Иные социальные выплаты населению в целях поддержки сельского хозяйства, куда относятся доплата к государственной стипендии, ежемесячное денежное пособие молодым специалистам агропромышленного комплекса, единовременное денежное пособие гражданам, переселяющимся в сельскую местность.

Важной особенностью мер поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя на уровне Респуб -лики Мордовия является их стимулирующий характер к увеличению производства продукции и повышению его эффективности, поскольку получение субсидий становится возможным только после достижения определенного объема производства (молока на одну корову, сдаточного веса животных, количества припло -да и т.п.).

Следует отметить и еще одну особенность регулирующего воздействия регионального уровня: в Республике Мордовия всегда особое внимание уделялось поддержке сельских подворий.

Как результат продуманной политики региональных властей в отношении сельских подворий следует рассматривать тот факт, что по состоянию на 1 января 2006 г.

в Республике зарегистрировано 187,4 тыс. личных подсобных хозяйств населения, за которыми закреплено 70 тыс. га пашни. Из них 71 тыс. содержат скот.

Способствует увеличению производства сельскохозяйственной продукции сельскими подворьями и уникальная система межбюджетных отношений, действую -щая в Республике в последние годы. В составе доходов сельских поселений предусматривается финансовая помощь в виде дотаций из районного бюджета за поставленное с территории данного поселения сельскохозяйственное сырье для переработки на предприятиях перерабатывающей промышленности, расположенных на территории Республики Мордовия. При этом размер дотации определяется пропорционально доле поставленного на переработку молока и мяса в фактически уплаченной сумме налогов на прибыль и доходы физических лиц предприятиями промышленной переработки в республиканский бюджет.

Широкое применение нашло льготное кредитование. Так, в 2005 г. 10% выделенных из бюджета Республики средств было предоставлено предприятиям агропромышленного комплекса и гражданам в виде субсидий на частичное возмещение уплаченных процентов за пользование кредитами. Основой системы сельскохозяйственного кредита Республики долгое время были ГУП Республики Мордовия «Развитие села» и ГУ Республики Мордовия «Мордовская продовольственная корпорация». Незначительная роль в системе отводилась государственному инвестиционному кредитованию.

ГУП Республики Мордовия «Развитие села» выдает кредиты в виде материальных ресурсов (минеральными удобрениями, сельскохозяйственной техникой, строительными материалами, средствами защиты растений). Денежные средства могут быть выделены лишь на строительно-монтажные работы в пределах сметной стоимости, но при этом сумма выделяемых денежных средств не должна превышать 20% от стоимости строительных материалов. Кредит может быть погашен натуральной сельскохозяйственной или иной продукцией по ценам на момент заключения договора, а также денежными средствами. При этом, как правило, уплачиваемый процент за пользование кредитом соответствует ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Кроме этого, в Республике в целях улучшения условий жизни на селе принят ряд мер по активизации инвестиционной деятельности, направленных на восстановление и развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов.

Для развития сельских территорий в Республике Мордовия достаточно широкое применение нашел программ но-целевой метод. Реализуются следующие программы:

- «Социальное развитие села до 2010 г» (постановление Правительства Республики Мордовия от 31.12.2002 г. № 620);

- «Развитие физической культуры и спорта, туризма и формирование здорового образа жизни населения Республики Мордовия на 2002 - 2006 гг» (постановление Правительства Республики Мордовия от 27.11.2001 г. № 567);

- «Развитие средств телефонной связи в сельской местности Республики Мордовия в 2002 - 2006 гг.» (по-

становление Правительства Республики Мордовия от 28.06.2001 г. № 297);

- Республиканская целевая программа «Жилище» (постановление Правительства Республики Мордовия от 16.07.1997 г. № 298, продлена постановлением Правительства от 22.03.2001 г № 120);

- Программа развития образования Республики Мордовия на 2002 - 2006 гг (постановление Правительства Республики Мордовия от 4.03.2002 г.).

Еще одним инструментом регулирования сельскохозяйственного производства в Республике Мордовия яв -ляется стимулирование руководителей сельскохозяйственных предприятий. Данный инструмент ориентирован лишь на государственные унитарные предприятия.

Премирование руководителя государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия производится ежемесячно в зависимости от суммы дотаций, которая причитается сельскохозяйственному предприятию. Размер премии составляет 5% от суммы дотаций, которые получило предприятие в расчетном месяце. Основанием для начисления премии является поступление суммы причитающихся дотаций в распоряжение предприятия. По итогам работы за год руководителю пред -приятия также начисляется вознаграждение за прирост чистых активов предприятия.

С сентября 2005 г. Республика Мордовия активно включилась в реализацию приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса».

Основными направлениями приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комп -лекса» в Республике Мордовия на 2006 - 2007 гг. являются ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования и доступное жилье.

Реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в Республике Мордовия осуществляется на основании Соглашения о сотрудничестве по реализации приоритетного национального проекта от 20.02.2006 г, заключенного между Министерством сельского хозяйства РФ и Правительством Республики Мордовия.

В реализации первого направления национального проекта «Ускоренное развитие животноводства» принимают участие 56 сельхозпредприятий всех районов Республики, кроме двух. Разработаны 59 бизнес-планов на строительство, модернизацию и реконструкцию животноводческих комплексов (ферм).

В целях увеличения поголовья дойного стада и улуч -шения их качественных характеристик планируется приобрести через ОАО «Росагролизинг» 16 тыс. голов племенного крупного рогатого скота.

Росту производства мяса крупного рогатого скота призваны способствовать один проект по строительству животноводческого комплекса по откорму крупного рогатого скота на 200 голов в ООО «Купеческий двор» Коч-куровского района и три проекта на реконструкцию животноводческих помещений в Лямбирском и Ромоданов -ском районах.

Развитие свиноводства обеспечивается шестью проектами строительства свиноферм и станции искусственного осеменения свиней и организации племенного выращивания в ЗАО «Мордовский бекон-Ковыл-

кино» общей сметной стоимостью 1348 млн руб. Кроме того, принято к финансированию пять проектов по реконструкции свинарников, которая позволит увеличить откормочное поголовье свиней более чем на 20 тыс. голов.

В настоящее время заключено договоров на получение кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов в рамках реализации приоритетно -го национального проекта на 2519 млн руб., фактически привлечено на 21 декабря 2006 г. 1,2 млрд руб. На субсидирование процентной ставки в размере 2/3 ставки из федерального бюджета предусмотрено выделение 97,6 млн руб., из бюджета Республики Мордовия

- 48,8 млн руб.

Анализируя итоги реализации приоритетного национального проекта за 2006 г., следует отметить, что в сельхозпредприятиях Республики производство молока к уровню 2005 г увеличилось на 9%, его закупки - на 15%, производство мяса скота и птицы - на 16%, закупки - на 17%. Наибольший рост наблюдается в производстве яиц

- на 53%. В 2006 г. продуктивность дойного стада возросла на 318 кг по сравнению с 2005 г, или на 12%.

По объему производства мяса, молока и яйца на 1 жителя по итогам 11 месяцев 2006 г. Республика занимает 1-е место в Приволжском федеральном округе, производя соответственно 76,8 кг мяса, 415,3 кг молока, 600 штук яиц.

В реализации второго направления приоритетного национального проекта «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» в Республике Мордовия участвуют более 6 тыс. личных подсобных хозяйств, 70 крестьянских (фермерских) хозяйств. Для оказания комплекса услуг личным подсобным хозяйствам граждан и крестьянским (фермерским) хозяйствам в Респуб -лике создано 74 сельскохозяйственных потребительских кооператива. На конец 2006 г. малыми формами хозяйствования привлечено кредитных ресурсов на 815 млн руб., в том числе личными подсобными хозяйствами - 515 млн руб., крестьянские (фермерские) хозяйства по 90 договорам получили 146 млн руб., 34 сельскохозяйственных потребительских кооператива получили кредит в сумме 154 млн руб.

За счет полученной ссуды в личных подсобных хозяйствах ремонтируются надворные постройки, строятся новые помещения для содержания скота, приобретаются скот, техника, средства малой механизации, тем самым улучшаются быт и благосостояние селян.

Нужно отметить значение разъяснительной работы, проводимой среди сельского населения. В Республике много внимания уделяется информированию потенциальных участников проекта обо всех его положениях и порядках в самых мельчайших деталях. В средствах массовой информации постоянно публикуется текущая информация о первых результатах, успехах и неудачах при реализации приоритетного национального проекта в Республике Мордовия.

Все главы сельских поселений и их заместители прошли специальное обучение со сдачей экзамена по организации работы по реализации проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Сегодня они в состоянии помочь как при оформлении документов для получения кредитов, так и при их рациональном использова-

нии. Как правило, крестьяне в первую очередь при желании оформить кредит обращаются именно в сельскую администрацию.

95% кредитов личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства и кооперативы получили в Россельхозбанке. Следует отметить, что на начальном этапе филиал Россельхозбанка в Республике Мордовия не всегда успевал рассматривать заявки граждан на кредиты, поэтому пришлось подключать к ним в помощь работников управлений сельского хозяйства. На сегодняшний день более чем в 2 раза увеличено количество дополнительных офисов филиала Россельхозбанка на территории Республика Мордовия (они работают в 15 районах из 22).

В связи с тем что сельскохозяйственные потребительские кооперативы и крестьянские (фермерские) хозяйства испытывают недостаток собственной залоговой базы, для получения ими кредитных средств Правительство Республики Мордовия на конкурсной основе на недостающую сумму залога предоставляет залог имуществом казны Республики Мордовия. Размер средств, аккумулированных в республиканском залоговом фонде на обеспечение привлекаемых сельскохозяйственными предприятиями кредитов, составляет 2,7 млрд руб. Из них использовано в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам сельскохозяйственных потребительских кооперативов на сумму 58,9 млн руб., крестьянских (фермерских) хозяйств - 33,4 млн руб. Стоимость имущества муниципальных образований, предназначенного для передачи в залог по получаемым сельскохозяйственными товаропроизводителями кредитам, составляет 133,2 млн руб.

К сожалению, первые результаты от реализации второго направления приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в Республике Мордовия малоутешительны. В 2006 г. в личных подсобных хозяйствах населения не произошел рост поголовья животных, производства и реализации животноводческой продукции. Следует отметить, что спад производства продукции животноводства в личных подсобных хозяйствах начался в 2005 г и составил к уровню

2004 г по мясу скота и птицы 7%, молоку - почти 9% (за 2001 - 2004 гг прирост продукции составил соответственно 17% и 6%). Крестьянские (фермерские) хозяйства не играют в республике большой роли в производстве продукции сельского хозяйства. Их доля в общем объеме в

2005 г. составила 2,1%, оставаясь практически неизменной в последние 4 года.

Почему в последние 2 года наблюдается спад производства сельскохозяйственной продукции сельскими подворьями Республики? Как представляется, ответ очевиден: решить все проблемы селян только при помощи расширения доступности к кредитным ресурсам невозможно. Это всего лишь один из механизмов государственного регулирования, который необходим для развития аграрного производства, в том числе личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Для серьезного прорыва необходимо использовать все осталь-

ные механизмы в комплексе. По большому счету, чтобы сделать производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения, крестьянских фермерских хозяйствах рентабельным, в них необходимо принципиаль -но изменить технологию и поднять культуру производства. Нужно, чтобы на федеральном уровне были приняты решения о восстановлении паритетности обмена между городом и селом, т.е. необходима грамотная ценовая политика. Нужны малогабаритная техника, технологии, но главное - это цены. Во главу угла всех изменений в аграрной политике должен быть поставлен человек. Нужно, чтобы государство создало достойные условия жизни и работы на селе. Тогда молодые люди будут оставаться там жить и работать и возвращаться после окончания профильных учебных заведений не от безысходности, а по желанию. Там, где есть заинтересованность в труде, естественно будет повышаться и его эффективность.

Особое значение на селе имеет жилье для молодых семей, специалистов. Следует отметить, что за годы реформ произошло значительное снижение числа занятых в сельскохозяйственном производстве Республики. Если в 1990 г число занятых в сельском хозяйстве составляло 96 тыс. человек, то в 2005 г. их количество сократилось почти в 3 раза. Уровень обеспеченности трудовыми ресурсами (по данным Минсельхозпрода Республики Мордовия) в 2005 г составил 75%. Главные причины этого - низкая привлекательность сельского труда, неудовлетворенность условиями быта, проблемы с проведением свободного времени, которые способствуют миграции молодежи в город. За последние годы более 20 тыс. молодых людей переехали из сельской местности в город.

Квалифицированные кадры не устраивает в первую очередь низкий уровень заработной платы. Оплата труда в сельском хозяйстве в настоящее время ниже оплаты в любой из отраслей народного хозяйства. Среднемесячная оплата труда работников на предприятиях сельского хозяйства в 2005 г. составляла 2 451 руб., что составляет 64,8% минимального потребительского бюджета. Заработная плата работников сельского хозяйства на 41% ниже средней оплаты труда в Рес -публике.

Задачей национального проекта является не только развитие производства. Главное - позитивное изменение качества жизни людей на селе. Поэтому в Республике большое внимание уделяется реализации третьего направления приоритетного национального проекта «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».

На субсидирование строительства жилья на селе молодым специалистам (или их семьям), которых так не хватает в сельской местности, из федерального бюджета РФ предусмотрено выделение 54,3 млн руб. В 2006 г. профинансировано из федерального бюджета 54,3 млн руб., или 100%. Из бюджета Республики Мордовия на эти же цели выделено 76,4 млн руб. В 2006 г. в Республике будут улучшены жилищные условия 294 молодых семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.