СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
ЕКАТЕРИНА ЕВГЕНЬЕВНА СКЛЯРОВА Воронежский государственный промышленно -экономический колледж, г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА СТЕПИЧЕВА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается понятие институциональной среды инновационной экономики, авторами дано определение ее структуры. Отмечена роль государства в формировании структурных элементов институциональной среды инновационной экономики. Определена необходимость совершенствования государственного механизма формирования инновационной экономики как совокупности государственных систем, отвечающих за реализацию основных направлений государственной деятельности в области политики инновационного развития страны. Деятельность данного механизма должна быть направлена на формирование и развитие институциональной среды инновационной экономики, так как главная задача этой среды заключается в обеспечении непрерывности инновационного процесса и повышении его эффективности. При этом под институциональной средой инновационной экономики понимается совокупность институтов, расположенных на всех этапах инновационного процесса, и институтов инфраструктуры, связывающих эти этапы между собой в единое целое. В статье приводится ее примерная структура. Рассматривается авторский подход к структуре государственного механизма формирования инновационной экономики в России. Предлагается выделить три основных элемента: систему развития институциональной среды инновационной экономики, систему развития и поддержки МСП и его инновационной активности, систему оценки эффективности инновационного развития. Сформулированы ключевые направления его совершенствования, такие как: развитие институциональной среды инновационной экономики, совершенствование системы развития и поддержки МСП и его инновационной активности, реформирование государственного административного аппарата, отвечающего за реализацию государственной инновационной политики. Предложенные мероприятия позволят разрешить существующие противоречия в развитии инновационной экономики, сформировать все необходимые элементы ее институциональной среды, создать условия для эффективного развития и достичь синергетического эффекта.
Ключевые слова: инновационная экономика, государственный механизм, институциональная среда, национальная инновационная система.
На современном этапе развития российской экономики актуализируется вопрос создания на государственном уровне механизма, способствующего формированию благоприятных условий для развития инновационной экономики. Действие этого механизма должно быть направленно на формирование и развитие институциональной среды инновационной экономики, под которой, на наш взгляд, следует понимать совокупность институтов, способствующих производству новых знаний, превращению их в инновационные разработки, внедрению их в производство, трансферу и коммерциализацию полученных научно-технологических результатов с учетом интересов всех участников инновационного процесса. Главная
задача институциональной среды инновационной экономики заключается в обеспечении непрерывности инновационного процесса и повышении его эффективности.
Инновации затронули не только все структурные элементы производительных сил общества, но и обусловили необходимость изменения системы производственных отношений. Поэтому уровень развития инновационной экономики зависит от ряда взаимосвязанных факторов: системы социально-экономических отношений, сложившейся в данной экономический системе, традиций ее социально-политического развития, многомерности социально-культурных особенностей и т. д.
Сущность инновационной экономики раскрывается через присущие ей функции: воспроизводственную, экономическую, социальную, мотивационную, абсорбирующую, аккумулятивную, интегрирующую. Действие этих функций направленно на достижение общеэкономической цели (обеспечение личного и общественного благосостояния) и на формирование условий эффективного инновационного развития общества. Функции инновационной экономики определяются рядом ее основных черт, которые отражают специфику и характер данного явления: информатизация, глобализация, долгосрочная направленность, рост услуг интеллектуального характера, рост потребности в знаниях как основного фактора производства, ускорение распространения инноваций и информации, синергетический эффект и др. Установлено, что эффективность инновационной экономики обеспечивается соблюдением принципов: открытости, конкурентности, научности, сотрудничества, рациональности, эффективности, целостности, комплексности, согласованности, своевременности. Определено содержание этих принципов.
Характер любой системы определяется средой, в которой она находится и особенностями структурных связей между элементами этой системы. Такой средой для инновационной экономики является национальная инновационная система, рассматриваемая авторами как совокупность институтов, расположенных на всех этапах инно-
вационного процесса, и институтов инфраструктуры, связывающих эти этапы между собой в единое целое.
Понятие институциональной среды инновационной экономики тесным образом связанно с понятием национальной инновационной системы. По мнению Н. Ивановой, национальная инновационная система (НИС) - это совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ (мелкие и крупные компании, университеты, гослаборатории, технопарки и инкубаторы). В то же время НИС - комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности [1]. На наш взгляд, НИС является институциональной средой, состав которой и особенности структурных связей между ее элементами определяют характер инновационной экономики и модель инновационного развития экономической системы. С этой позиции НИС следует понимать как совокупность институтов, расположенных на всех этапах инновационного процесса, и институтов инфраструктуры, связывающие эти этапы между собой в единое целое. Примерная структура институциональной среды инновационной экономики может быть представлена следующим образом (рис. 1).
Институт государства __ і
Национальная инновационная система
Институты инновационного процесса
Институт научных исследований
Институт поддержки инновационных идей
Институт рынка сбыта инноваций
Этапы инновационного процесса (общая схема)
Институт трансфера и
коммерциализации
инноваций
Проведение поисковых НИР * 1
♦
Выполнение прикладных НИОКР 2
Производство инноваций 3
і
Коммерциализация инноваций 4
* Примечание: стадии жизненного цикла инноваций: 1 - стадия концепции и разработки; 2 - стадия внедрения (пром. образец, освоение производства); 3 - стадия производства и рост объема выпуска; 4 - стадия распространения и потребления инновации.
Институты
инфраструктуры
Институт кадрового обеспечения
Нормативно-правовой
институт
Институт венчурного финансирования
Институт информ. и програм. обеспечения
Институт мотивации иннов. активности
Институт поддержки и развития МСП
Рис. 1. Институциональная среда инновационной экономики
УЕ. УЕ. SKLYAROVA, O. Д. STEPICHEVA
Целесообразность выделения данных институтов и их деление на две группы обосновывается кругом выполняемых ими специфических функциональных задач. Первая группа институтов призвана обеспечить эффективность функционирования инновационного процесса на его отдельной стадии. Институты второй группы являются связующими элементами инновационного процесса, присутствуют на каждой его стадии. Следует отметить, что выделение предложенных групп является условным, так как все институты взаимосвязаны между собой.
Таким образом, институциональная среда инновационной экономики должна создаваться государством, которое так же выступает регулятором и координатором ее функционирования. В процессе создания и регулирования институциональной среды инновационной экономики на маркоуровне решаются следующие задачи: формируется НИС, создается благоприятный инновационный климат, разрабатываются и реализуются инновационная политика и инновационная стратегия страны. Государство выступает в роли регулирующего и управляющего органа и стремиться сформировать баланс интересов домохозяйств и фирм, соблюдая при этом принцип соотношения социальной справедливости и экономической эффективности. Государство формирует и реализует социально-экономическую политику, основной задачей которой является создание условий и побуждение фирм к долгосрочным инвестициям в инновации и формирование социальной ответственности бизнеса.
В настоящий момент наблюдается отсутствие четкого государственного механизма, обеспечивающего формирование инновационной экономики в стране, в развитии институциональной среды преобладает несистемный подход, основанный на реализации «точечных», обособленных мероприятий. Одним из способов устранения существующих недостатков является создание соответствующего государственного механизма в рамках совершенствования инновационной политики государства на современном этапе.
Государственный механизм формирования инновационной экономики следует рассматривать как совокупность государственных систем, отвечающих за реализацию основных направлений государственной деятельности в области политики инновационного развития страны. Деятельность таких систем должна быть направлена на создание, развитие и мониторинг институциональной среды инновационной экономики России. В основу функционирования данного меха-
низма должна быть заложена система общих и частных принципов, а именно: принципы социально-экономической целесообразности, соизмерения сил и возможностей с поставленными целями, адаптации, расстановки приоритетов, системного развития, эффективности, целевой направленности развития, а также принцип дифференцированного подхода и принцип стимулирования развития сектора МСП и его вовлечения в инновационный процесс.
Наиболее проблемным из всех формирующихся в России инновационных институтов является, на наш взгляд, институт поддержки и развития МСП, так как итогами его функционирования является отрицательная динамика в численности МСП в целом, снижение их инновационной активности. В то же время результаты методики анализа эффективности инновационной экономики [2; 3; 4] и силы влияния факторов, определяющих ее, показали важность этого фактора для инновационной экономики страны. Поэтому развитие МСП и стимулирование его инновационной активности должно стать одной из основных целей государственного механизма формирования инновационной экономики, а институциональная среда инновационной экономики должна стать одним из основных элементов государственного механизма развития и поддержки МСП. В связи с этим, на наш взгляд, в структуре государственного механизма формирования инновационной экономики следует выделить отдельную систему, отвечающую за формирование института развития и поддержки МСП и его инновационной активности.
С учетом вышеизложенного, государственный механизм формирования инновационной экономики должен включать следующие три основных элемента: систему развития институциональной среды инновационной экономики, систему развития и поддержки МСП и его инновационной активности, систему оценки эффективности инновационного развития.
Первый элемент государственного механизма - система развития институциональной среды инновационной экономики - включает определенную совокупность органов, осуществляющих комплекс мер по созданию, развитию и обеспечению эффективного функционирования всех институтов инновационной экономики (институтов инновационного процесса и институтов инфраструктуры), обеспечения их тесного взаимодействия и достижения синергетического эффекта от этого взаимодействия. В соответствии с
предложенной ранее структурой институциональной среды инновационной экономики данная система должна включать в себя две подсистемы, отвечающие за развитие соответственно институтов инновационного процесса (институтов научных исследований, поддержки инновационных идей, трансфера и коммерциализации инноваций, рынка сбыта инноваций) и институтов инфраструктуры (институтов кадрового обеспечения, венчурного финансирования, информационного и программного обеспечения, мотивации инновационной активности, нормативно-правового института).
Отдельное внимание следует уделить построению второго элемента, т. е. системе развития и поддержки МСП и его инновационной активности. В целях обеспечения эффективности ее функционирования следует предложить систематизировать весь комплекс решаемых этой системой задач по целям применения разрабатываемых и реализуемых мероприятий в этой области, что, в свою очередь, должно зависеть от этапа развития МСП, на котором будет активизировано то или иное направление. В этом случае процесс государственной поддержки МСП в условиях инновационной экономики следует определить как совокупность следующих основных пяти этапов: 1) формирование предпринимательской культуры и развитие предпринимательской инициативы; 2) развитие МСП в целом, и в особенности, в производственной сфере; 3) совершенствование и развитие системы поддержки МСП; 4. стимулирование его инновационной активности и развитие институциональной среды инновационной экономики; 5) оценка результатов по развитию сектора МСП и его инновационной активности и принятие корректирующих мер. На каждом из этих этапов устанавливаются определенные цели и задачи, решение которых требует разработки специальных целевых программ. Соответственно, за поддержку и развитие МСП на каждом из пяти указанных этапов должна отвечать соответствующая подсистема. При этом все пять подсистем должны тесным образом взаимодействовать с каждой подсистемой, отвечающей за развитие институциональной среды инновационной экономики.
Третий элемент - система оценки эффективности инновационного развития - является обяза-
тельным элементом государственного механизма обеспечения инновационного развития, позволяющим оценить качество и результативность функционирования этого механизма. Система оценки должна основываться на принципе многофакторности, позволяющем учесть вклад каждого фактора в конечный результат, оценить не только ресурсный потенциал страны, т. е. объемы ресурсов на входе в национальную инновационную систему, но и результаты инновационной деятельности, полученные на выходе из этой системы, оценить социально-экономические эффекты общества. По результатам оценки ресурсного потенциала может быть выбрано дальнейшее направление инновационного развития страны, а также выделен тот элемент институциональной среды инновационной экономики, реформирование которого будет являться приоритетной задачей для повышения эффективности функционирования всего механизма.
Предлагаемую структуру государственного механизма формирования инновационной экономики и взаимосвязь между его элементами можно представить в виде рисунка 2.
Таким образом, формирование государственного механизма является первым шагом совершенствования инновационной политики. Следующим шагом является разработка мер по непосредственному устранению выявленных проблем, сдерживающих формирование институциональной среды инновационной экономики. Ключевыми направлениями совершенствования государственной инновационной политики России на современном этапе, на наш взгляд, являются: 1) развитие институциональной среды инновационной экономики; 2) совершенствование системы развития и поддержки МСП и его инновационной активности; 3) реформирование государственного административного аппарата, отвечающего за реализацию государственной инновационной политики.
Таким образом, предложенный комплекс мероприятий поможет в разрешении проблем и противоречий на пути к созданию эффективной инновационной экономики России с рыночными основами хозяйствования в сочетании с государственным участием, позволит сформировать основные субъекты, механизмы их функционирования и взаимодействия, а также все другие необходимые инфраструктурные институты.
УЕ. УЕ. 8КЬУАКОУА, О. А. 8ТЕР1СЫЕУА
Рис. 2. Элементы государственного механизма формирования инновационной экономики и их взаимосвязь
Литература
1. Иванова Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. № 7. 2001. С. 61.
2. Склярова Е. Е. К вопросу исследования оценки эффективности инновационной экономики с учетом вклада малого и среднего предпринимательства // В мире научных открытий. 2012. № 6.1. С. 315-343.
3. Склярова Е. Е. Обоснование выбора методики оценки эффективности инновационной экономики с учетом вклада МСП в ее развитие // Актуальные вопросы современной науки. 2012. № 21-2. С. 196-210.
4. Склярова Е. Е. Теоретические основы оценки эффективности инновационной экономики // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия Экономика. 2012. № 5. С. 336-338.
5. Черковец В. Н. К вопросу об институциональной среде инновационного развития. URL: http://igpr.ru
References
1. Ivanova N. Natsionalniye innovatsionniye sistemy // Voprosy ekonomiki. № 7. 2001. S. 61.
2. Sklyarova Ye. Ye. K voprosu issledovaniya otsenki effektivnosti innovatsionnoy ekonomiki s uchyotom vklada malogo i srednego predprinimatel’stva // V mire naucnykh otkrytiy. 2012. № 6.1. S. 315-343.
3. Sklyarova Ye. Ye. Obosnovaniye vybora metodiki otsenki effektivnosti innovatsionnoy ekonomiki s uchyotom vklada SAB v yeyo razvitiye // Aktualniye voprosy sovremennoy nauki. 2012. № 21-2. S. 196-210.
4. Sklyarova Ye. Ye. Teoreticheskiye osnovy 5. Cherkovets V. N. K voprosy ob institutsional’noy
otsenki effektivnosti innovatsionnoy ekonomiki // Vestnik srede innovatsionnogo razvitiya. URL: http://igpr.ru INZHEKONa. Seriya Ekonomika. 2012. № 5. S. 336-338.
* * *
IMPROVEMENT OF STATE MECHANISM OF FORMATION OF INNOVATIVE ECONOMY IN RUSSIA
YEKATERINA YEVGENYEVNA SKLYAROVA Voronezh state industrial and economic college,
Voronezh, Russian Federation, e-mail: [email protected]
OLGA ALEKSANDROVNA STEPICHEVA Tambov state university of a name of G. R. Derzhavin,
Tambov, Russian Federation, e-mail: [email protected]
The article considers the concept of the institutional environment of innovative economy, authors gave definition of its structure and noted the state role in formation of structural elements of the institutional environment of innovative economy. Authors defined need of improvement of state mechanism of formation of innovative economy as sets of the state systems which are responsible for realization of the main directions to the state activity in the field of policy of innovative development of the country. Activity of this mechanism has to be directed on formation and development of the institutional environment of innovative economy as the main task of this environment consists in providing a continuity of innovative process and increase of its efficiency. Thus the institutional environment of innovative economy is a set of the institutes located at all stages of innovative process, and the institutes of infrastructure connecting these stages among themselves in a whole. The article gives approximate structure. Authors consider approach to structure of state mechanism of formation of innovative economy in Russia. They offers to allocate three basic elements: system of development of the institutional environment of innovative economy, system of development and support of SAB and its innovative activity, system of an assessment of efficiency of innovative development. They also formulated key directions of its improvement, such as: development of the institutional environment of innovative economy, improvement of system of development and support of SAB and its innovative activity, reforming of the state administrative facilities which are responsible for realization of the state innovative policy. The offered actions will allow to resolve existing contradictions in development of innovative economy, to create all necessary elements of its institutional environment, to create conditions for effective development and to reach synergetic effect.
Key words: innovative economy, state mechanism, institutional environment, national innovative system.
YE. YE. SKLYAROVA, O. A. STEPICHEVA