УДК 657 (075.8)
совершенствование функций учета расчетов с поставщиками и заказчиками
А.П.Соколов д.э.н., профессор УлгТУ, н.А. Богданова к.э.н., доцент УлгТУ,
В.В. Рассадин к.э.н., доцент УгСХА,
А.В. Рассадин, экономист ООО «Русь»
Важнейшей составной частью работы бухгалтерской службы является учет расчетов с поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками. Немаловажное и первостепенное значение при этом имеет осуществление контроля за ходом выполнения долговых обязательств сторон, возникающих при расчетах. Состояние расчетов по товарным операциям существенно влияет на финансовое положение предприятий (организаций), а также на использование денежных средств в обороте, величину прибыли и платежеспособность фирмы.
Можно иметь потенциально хорошие результаты от продажи продукции, от внереализационных и операционных доходов, но при существенном росте дебиторской и кредиторской задолженности все это потерять. В то же время необходимо своевременно возвращать свои долги, иначе возникает риск потерь, доверие поставщиков и покупателей, получить штрафные санкции, ослабить свои позиции на рынке.
Отсюда очевидно значение правильного учета и своевременного ведения расчетов с поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками.
Все расчеты предприятий и организаций можно разделить на две группы:
1. Платежи по товарным операциям, связанные с движением товара. Это именно те расчеты с поставщиками, подрядчиками, покупателями, заказчиками, комиссионерами и комитентами.
2. Расчеты по нетоварным операциям, то есть по операциям, не обусловленными движением товаров и связанных лишь с движением денежных средств. Это расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями, акционерами, работниками, доверителями и поверенными, кредитными организациями.
В соответствии с п.2 ст.861 Гражданского Кодекса РФ расчеты между юридическими
лицами осуществляются в безналичном порядке. Расчеты могут производиться и наличными деньгами, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, в платежном обороте предприятий выделяются безналичные и наличные платежи. Все платежи с юридическими лицами по товарным и финансовым операциям должны осуществляться преимущественно безналичным путем.
Интересы государства также требуют совершенства расчетов в безналичной форме, поскольку это облегчает контроль за законностью совершения сделок и учет хозяйственного оборота для целей налогообложения. Однако у нас в стране широко распространены расчеты наличными деньгами, что дает возможность во многих случаях хозяйственной практики уходить от уплаты налогов.
Наличные расчеты с юридическими лицами ограничены суммой, установленной Центральным Банком РФ. Предельная сумма расчетов наличными деньгами по одной сделке была установлена в 100 тыс.руб. Сегодня могут прийти контролеры, которые проверяют, рассчитывали ли вы на сумму 100 тыс. руб. по одному договору.
Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах. Каждая из них имеет специфические особенности в характере движения расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к которым относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.
В современных рыночных условиях поставщики, подрядчики, покупатели используют различные формы расчетов.
Выбор наиболее рациональной формы расчетов позлит сократить разрыв между временем получения покупателем товарноматериальных ценностей и совершением
платежа, ликвидировать образование необоснованной дебиторской задолженности.
Безналичные расчеты, проходящие через банк, создают реальные условия для всестороннего, действенного и повседневного контроля за деятельностью организаций со стороны банка, а также для организации взаимного контроля хозорганов и их вышестоящих звеньев. Возможность для осуществления такого контроля заложена в принципах организации безналичных расчетов и прежде всего в том, что все хозяйственные организации обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банке и осуществлять платежи только через банк.
Опираясь на эти принципы, банковский контроль способствует рациональной организации экономических связей между организациями, экономному расходованию средств плательщиков и банковского кредита, увеличению выпуска продукции высокого качества, содействует укреплению договорной и платежной дисциплины.
Банковский контроль начинается на исходной стадии организации безналичных расчетов, а именно при выборе определенных форм расчетов. Учреждение банка совместно с организациями должны рассматривать правомерность применения той или иной формы расчетов на основе анализа условий поставок, характера сложившихся хозяйственных связей и принимать меры к внедрению экономически целесообразных форм и способов расчетов. Учреждения банков осуществляют контроль по расчетам непосредственно в процессе совершения операций. При приеме документов для расчетов проверяются правильность их оформления, своевременность представления в банк.
Банк следит за законностью совершаемых операций, соблюдением правил проведения расчетов в соответствии с Положением о безналичных расчетах. Банк при приеме расчетных документов проверяет ссылку на номер и дату договора, на дату отгрузки и номера транспортных документов, т.е. на наличие обязательных реквизитов.
Контроль за состоянием платежной дисциплины осуществляется банком при проведении специальных проверок на местах. При этом анализируются причины образования и состав длительной дебиторской задолженно-
сти.
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.
Кроме банков контроль за состоянием расчетов осуществляют аудиторы.
Проверку состояния расчетов рекомендуется начинать с анализа материалов инвентаризации расчетов.
Инвентаризация расчетов заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах.
Учитывая, что сами предприятия в большинстве случаев проводят инвентаризацию расчетов с низким качеством (либо вообще не проводят), аудитор должен установить сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (согласно ст. 196 ГК РФ срок исковой давности составляет три года с момента возникновения задолженности).
В случае необходимости нужно провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами с составлением актов сверок. Для этой работы можно привлечь и сотрудников бухгалтерии проверяемого предприятия.
В настоящее время большое внимание уделяется учету расчетов с поставщиками и покупателями, поскольку правильно поставленный учет и контроль расчетов способствуют укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.
К основными задачам учета расчетов с поставщиками и покупателями, можно отнести:
- формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и покупателями, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;
- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и покупателями;
- своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.
Отношения между поставщиками и покупателями строятся на договорной основе. Очень часто договор является единственным документом, регулирующим взаимоотношения сторон. В договоре закрепляются права и обязательства сторон, между которыми заключен договор, содержание договоров соответствует экономическому смыслу совершенных сделок.
Гражданский кодекс определят понятие договора, как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Он считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Для облегчения и ускорения оформления договорных отношений применяется так называемая пролонгация, то есть продление договора. Однако в этом случае обязательно согласование ассортимента поставляемых товаров, которое оговаривается в спецификации, которая является приложением к договору заключенному между сторонами.
В данном случае интерес представляет рассмотрение порядка ведения учета и кон-
троля расчетных операций на примере ООО «Кристалл». Общество с ограниченной ответственностью «Кристалл» создано в июне 2003 года. Оно зарегистрировано в ИФНС России по Ленинскому району города Ульяновска. Основным видом деятельности ООО «Кристалл» является оказание услуг по ремонту зданий и сооружений.
Кроме того, общество занимается оптовой и розничной продажей сопутствующих товаров: цементных смесей, арматуры, отделочных материалов, фурнитуры, лакокрасочных материалов и т.д. Целью деятельности ООО «Кристалл» является получение прибыли.
По данным отчетности общества можно судить об увеличении масштабов расчетных операции, и показателей финансовохозяйственной деятельности. Если в 2003 году оборотные активы едва доходили до 84 000 рублей. Соответственно возросли краткосрочные обязательства (с 61 000 руб. до 600 000 руб.) и выручка от продажи товаров (с 534 000 руб. до 16 000 000 руб.).
Бухгалтерский учет в ООО «Кристалл» ведется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации. Поступление материальных ценностей от поставщиков и выполнение работ и услуг подрядчиками осуществляется на основании заключенных хозяйственных договоров (договора поставки, договора купли - продажи, договора аренды). В договорах оговариваются виды поставляемых материальных ценностей или услуг, условия поставки, сроки, объем поставок и порядок расчетов. В целом это представляет совокупность условий платежа. Порядок расчетов определяется в соответствии с Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации.
Для приобретения материальных ценностей выдается доверенность подотчетному лицу на право их получения. Эти доверенности регистрируются в момент выдачи в специальном журнале. Также используются такие документы, как товарная накладная, авансовый отчет доверенного лица, счет-фактура, квитанции, акты и т.д. Совершенствуется система использования векселей, функции бухгалтерского учета здесь различны, но они осуществляются в соответствии с требованиями и правилами, установленными законодательными актами.
В системе бухгалтерского учета немаловажное значение приобретает оценка системы первичного учета. Здесь всегда будет оправдано проведение аудиторских процедур: проверки достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно - материальных ценностей, проверки оперативности оприходования материалов (т.е. регистрации), проверки правильности списания дебиторской задолженности и т.д. Особое место занимает аудит налогообложения.
В ООО «Кристалл» существует внутренний контроль, который проводится собственными силами. Обнаружено, что риск средств контроля принимается в размере 30%, неотъемлемый риск равен 20%, а риск необ-наружения - 50%. В итоге размер аудиторского риска (т.е. риск составления аудитором неверного заключения) будет равен 3% (0,2 х 0,3 х 0,5 = 0,03).
Уровень существенности в данном ООО будет равен (в соответствии с методикой определения) 4 767 572 рублям. Отсюда следует заключить, все расчеты по проведению проверок, контроля и аудиторских процедур являются важнейшей составной частью рабочей документации.
Таким образом, функции учета расчетов и платежей реализуются в подготовке сведений для анализа платежеспособности предприятий, соблюдении финансовой дисциплины и управлении материально- денежными ресурсами. В конечном итоге это позволит укрепить финансовое положение организаций, более рационально использовать их материально-денежные ресурсы.
В целом прослеживается тенденция роста кредиторской задолженности на 95 %, что говорит о несвоевременности расчетов предприятия с поставщиками за поставленное ими сырье, товарно-материальные ценности и оказанные услуги.
Можно дать следующие рекомендации по взысканию задолженности с целью ускорения оборачиваемости денежных средств:
- создать стимулы своим клиентам без промедления платить по счетам, путем предоставления специальных скидок;
- создать систему оценки клиентов, установить формальные лимиты кредита каждому покупателю, которые будут определяться оценкой финансового положения конкретного
покупателя;
- сделать менеджеров по продажам ответственными за наблюдением и обновлением статуса покупателя;
- рассмотреть возможность продажи дебиторской задолженности банку.
- Предприятие для уменьшения расходов может следовать следующим рекомендациям по разграничению выплат кредиторам по степени приоритетности:
- разделить поставщиков на категории по степени их важности для деятельности и прибыльности компании, наладить сотрудничество с важными поставщиками;
- отложить осуществление платежей менее важным поставщикам;
- найти альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия сотрудничества, и использовать эту информацию для дальнейших переговоров с нынешними поставщиками.
Для эффективного управления финансовыми результатами предприятия ООО «Кристалл» необходимо выработать комплекс мероприятий по управлению кредитно-денежными отношениями предприятия, реализуемых в определенном порядке ответственной структурой для решения взаимосвязанных задач восстановления, укрепления и расширения финансов.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у каждой организации возникают обязательства по расчетам за полученные материальные ценности, потребленные работы и услуги перед другими организациями и лицами. Все чаще организации сталкиваются с проблемой невозврата долгов со стороны недобросовестных контрагентов.
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов с поставщиками и покупателями способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.
Литература:
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ // Справочная правовая система - Гарант.
2. Ковалева А. М. Финансы в управлении предприятием. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 629 с.
3. Брунгильд С.Г. Управление дебиторской задолженностью. - М.: Изд-во АТС, 2007. - 256 с.
4. Голомазова Л.А. Списание невостребованной дебиторской задолженности. // Голомазо-ва Л.А. - М.: Бухгалтерский учет, 2006. - №6 - С. 24-26.
УДК 336.71
организация банковского регулирования и надзора в республике Казахстан
К.Ж. Савдвокасова, к.э.н., доцент Карагандинского Государственного Университета им. Е.А. Букетова,
Республика Казахстан
Банковский сектор Республики Казахстан был признан самым реформированным и динамично развивающимся среди стран СНГ. Этому, с одной стороны, способствовал устойчивый экономический рост страны, где темпы роста составляли от 8% до 10% в год, вплоть до 2007 года, с другой стороны, отход от прежней идеологии и философии в построении и организации банковского дела в стране, а также постановка новых целей и задач для банков второго уровня в условиях интернационализации и глобализации экономики мира. Значение банковского сектора в экономике Казахстана можно охарактеризовать следующими данными:
Отношение активов к ВВП составило:
- на 01.01.2000 г. - 16,9%;
- на 01.01.2003 г.- 30,6%;
- на 01.01.2006г.-60,6%;
- на 01.01.2008г.-87,7%.
Отношение ссудного портфеля, соответственно:
- на 01.01.2000 г. - 8,3%
- на 01.01.2003 г. - 19,1%
- на 01.01.2006 г. - 41,1%
- на 01.01.2008 г. - 66,6%
Отношение собственного капитала к
ВВП:
- на 01.01.2000 г. - 3,4%
- на 01.01.2003 г. - 4,3%
- на 01.01.2006 г. - 7,9%
- на 01.01.2008 г. - 13,4%
Отношение депозитов клиентов к ВВП:
- на 01.01.2000 г. - 8,9%
- на 01.01.2003 г. - 18,6%
- на 01.01.2006 г. - 33,9%
- на 01.01.2008 г. - 48,2% [1]
Эти данные свидетельствуют об успешном развитии банковского сектора РК, который по многим показателям опередил многие страны СНГ, в том числе и Россию. Однако глобальный экономический кризис к середине 2008 года докатился и до Казахстана. И это неудивительно, так как наша страна включена в мирохозяйственную систему, а наши банки активно осуществляли внешние заимствования на внешних рынках. Доля банков второго уровня во внешнем долге страны составила 50%. Влияние глобального кризиса сказалось на результатах финансовой деятельности банков. По состоянию на 01.01.2009 года снизились все показатели банковского сектора. Так, отношение активов к ВВП составило - 75,1%, отношение ссудного портфеля к ВВП - 58,3%, отношение собственного капитала к ВВП -12,3%, отношение депозитов к ВВП - 26,1% .Поэтому надо отметить, что становление банковской системы РК, равно как и система бан-