ный отчет о НИР/ Рук. темы C.B. Корнеев; № 674/64-06, — Омск.: СибАДИ, 2006. - 98 с.
4. Кожекин A.B., Лашхи В.Л., Виппер А.Б. Влияние воды на протнвоизносные и противозадирные свойства трансмиссионных масел // Нефтепереработка и нефтехимия, 1978. №4, с. 18-20.
5. Трансмиссионные масла. Пластичные смазки / Р. Бал-тенас, A.C. Сафонов, А.И. Ушаков, В. Шергалис. СПб.; ООО «Издательство ДНК», 2001. - 208 с.
6. Романченко Л.В., Романов A.M. Гидролитическая стойкость трансмиссионных масел // ХТТМ, 1989, №12, с.21-22.
7. Кожекин A.B., Лашхи В.Л., Виппер А.Б. и др. Влияние воды на эффективность противоизносных присадок // ХТТМ, 19В0, №4, с. 33-35.
8. Корнеев С.В , Дудкин В.М., Колунин A.B. Обводнение и коллоидная стабильность моторных масел // ХТТМ, 2006, №4, с. 33-34.
ДОРОШЕНКО Николай Владимирович, аспирант кафедры «Теплотехника и тепловые двигатели».
Статья поступила в редакцию 27.09.06. © Дорошенко Н.В.
УДК 628.571.2 Д. с. АЛЕШКОВ
Е. А. СТЕПАНОВА X. Ф. АБДРАХМАНОВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНЫХ МАШИН
Создание комфортных условий труда является одним из направлений повышения уровня безопасности на рабочем месте оператора строительно-дорожных машин. Моделирование на ЭВМ рабочего процесса оператора позволяет выявить его характерные биофизические особенности при управлении строительно-дорожными машинами, учет которых позволяет сделать рабочее место наиболее совместимым по отношению к оператору.
Обеспечение антропометрической совместимости между элементами систем «машина» и «человек» позволяет создать комфортные условия труда на рабочем месте оператора строительно-дорожных машин (СДМ). В результате уровень безопасности существования системы «оператор — СДМ — окружающая среда» и ее производительность значительно возрастают.
Для исследования взаимосвязи между антропометрическими характеристиками оператора и рулевым управлением СДМ на ЭВМ моделировался рабочий процесс взаимодействия оператора с рулевым управлением СДМ (см. рис.1). На экране монитора формировалось изображение рабочего места оператора СДМ, управление рулевым колесом осуществлялось при помощи периферийного устройства «мышь». Перемещение периферийного устройства «мышь» вызывало перемещение рулевого колеса на экране монитора, при этом фиксировались текущие значения расстояния от центра рулевого колеса до положения курсора «мыши» на экране монитора и скорость перемещения курсора при повороте рулевого колеса, осуществляемого периферийным устройством (рис. 2).
Анализ полученных значений показывает, что:
1) при управлении рулевым колесом множество положений руки оператора описывается эллипсом;
2) при приближении к малой оси эллипса скорость перемещения рулевого колеса на экране монитора возрастает.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Рис. 1. Фрагмент реализации на ЭВМ рабочего процесса
оператора строительно-дорожной машины при задании управляющих воздействий пользователем при различных внешних возмущениях.
t 600
-изменения радиуса при повороте
-изменение угловой скорости при повороте
Рис.
1 50 99 148 197 246 295 344 393 442 491 540 589 638 687 736 785 834 883 932 981 1030 1079
2. Фрагмент графика изменения расстояния от центра рулевого колеса до положения курсора «мыши» и скорости изменения курсора при повороте рулевого колеса.
1. Наиболее оптимальной формой рулевого колеса является такая форма, радиус которой при повороте изменяется но эллипсу.
2. Гидроусилитель рулевого управления должен иметь переменную характеристику, зависящую от угла поворота рулевого колеса.
ААЕШКОВ Денис Сергеевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности».
СТЕПАНОВА Елена Андреевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности» .
АБДРАХМАНОВ Хабибрахман Фаизович, старший преподаватель кафедры «Безопасность жизнедеятельности»,
Статья поступила в редакцию 10.08.06. © Алешков Д.С., Степанова Е.А., Абдрахмаиов Х.Ф.
Книжная полка
Вахламов В.К. Автомобили: Конструкция и элементы расчета: учебник / В.К. Вахламов. - М.: ИЦ «Академия», 2006. - 400 с.
В учебнике рассмотрены классификация и конструкция систем, агрегатов, механизмов различных типов автомобилей, их рабочие процессы и предъявляемые к ним требования. Изложены элементы расчета для определения нагрузок, действующих на агрегаты и механизмы.
Для студентов высших учебных заведений.
Нарбут А.Н. Автомобили: Рабочие процессы и расчет механизмов и систем: учебник / А.Н. Нарбут. - М.: ИЦ «Академия», 2006. - 224 с.
В учебнике приведен анализ рабочих процессов механизмов и систем автомобиля, который выполнен с использованием схем действующих сил и расчетов выходных характеристик. Для каждого механизма или системы автомобиля даны классификация, требования и их выполнение, расчетные нагрузки, элементы расчета.
Для студентов высших учебных заведений.
Горев А.Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учеб. пособие / А.Э. Горев, Е.М. Олещенко. - М.: ИЦ «Академия», 2006.- 256 с.
В учебном пособии рассмотрены основы планирования, организации и управления перевозками на автомобильном транспорте и обеспечения безопасности движения. Описаны нормативная и правовая база организации автомобильных перевозок, методы организации движения подвижного состава, организации и выполнения перевозок, основные методы и средства обеспечения безопасного выполнения перевозочного процесса.
Для студентов ВУЗ. Может быть полезен специалистам автомобильного транспорта в их практической деятельности и при повышении квалификации. Допущено УМО.