Бюджетная политика
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
И. Н. ФЕДОРЕНКО, кандидат экономических наук Институт менеджмента и информационных технологий (филиал) ФГБОУВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» в г. Череповце
О. Н. КРАВЕЦ, ведущий специалист отдела общего, финансового и хозяйственного обеспечения Филиал Федерального казенного учреждения «Налог-Сервис»
Федеральной налоговой службы в Чукотском автономном округе
Система налогов и сборов в России играет главенствующую роль при формировании бюджетной системы. Обязанность по уплате налогов возложена на налогоплательщиков. При этом обязанность должна быть исполнена самостоятельно. Обязывая налогоплательщика осуществлять уплату налогов, государство допускает, что налоги могут быть несвоевременно внесены в бюджетную систему, в связи с чем разработаны способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (гл. 11 «Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов» Налогового кодекса РФ). Такими мерами являются:
— залог имущества;
— поручительство;
— уплата пени;
— приостановление операций по счетам в банках;
— наложение ареста на имущество налогоплательщика.
Понятие «собираемость налогов» появилось в 1993 — 1994 гг. в связи с резким падением налоговых доходов бюджетов всех уровней, кризисом в платежно-расчетной системе и развитием надежных форм расчетов (взаимозачеты, бартер). Собираемость налогов можно рассматривать как фактическое поступление платежей по налогам и сборам в бюджетную систему в течение финансового года.
Показатель собираемости налогов определяется на федеральном уровне, на уровне субъекта РФ и муниципального образования в соотношении с бюджетными назначениями как по всей совокупности налогов и сборов, так и по каждому из них в отдельности.
По мнению авторов, показатель собираемости налогов имеет большое практическое применение.
По нему оценивают работу налоговых органов. Данные по собираемости налогов за финансовый год используются Минфином России и финансовыми органами исполнительной власти в субъектах РФ при расчете прогнозных налоговых поступлений в процессе формирования прогнозных показателей бюджетов.
В целях совершенствования организационно-технического и информационного обеспечения деятельности ФНС России и ее территориальных органов на основании распоряжения Правительства РФ от 21.12.2011 № 2293-р было создано федеральное казенное учреждение «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы (Москва). Приказом Федеральной налоговой службы от 13.01.2012 № ММВ-7-1/5@ «Об утверждении Устава федерального казенного учреждения «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы (Москва)» был утвержден Устав ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России.
Приказом ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России от 20.11.2012 № 0390 был создан филиал Федерального казенного учреждения «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы в Чукотском автономном округе (далее — Филиал ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Чукотском автономном округе). Организационная структура Филиала ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Чукотском автономном округе представлена на рисунке.
Филиал ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Чукотском автономном округе возглавляет директор, назначенный на должность и освобождаемый от должности генеральным директоров ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России. Директор Филиала ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Чукотском автономном округе несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Филиал ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Чукотском автономном округе задач и функций.
В целях повышения эффективности плана реализации организационно-структурных преобразований должны осуществляться следующие мероприятия:
1) передача функции приема, обработки и передачи в ИФНС России сведений, поступающих от регистрирующих органов в соответствии со ст. 85 НК РФ, в электронном виде и на бумажных носителях (срок: 01.01.2014 — 01.09.2014);
2) передача функции центральной обработки документов, представляемых в налоговые органы при государственной регистрации юридических
Организационная структура Филиала ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Чукотском автономном округе
лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, из УФНС России по субъектам РФ в соответствующие филиалы ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (срок: 01.07.2014 — 20.12.2014);
3) передача функций массовой обработки документов, образующихся в результате процедуры истребования налоговыми органами из УФНС России по субъектам РФ в соответствующие филиалы ФКУ «Налог-Сервис» (срок: 01.07.2014 — 30.12.2014);
4) передача функции централизованного архивного хранения в бумажном и электроном виде документов, образующихся в процессе работы налоговых органов, из УФНС России по субъектам РФ в соответствующие филиалы ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (срок: по отдельным графикам в течение 2014 — 2016 гг.);
5) передача функций центральной подготовки, обработки, ввода данных и архивного хранения документов налогового администрирования в регионах — участниках пилотного проекта четвертой очереди, реализованного в соответствии с приказом ФНС России от 05.12.2012 № ММВ-7-1/926@.
Отметим, что исследование особенностей технологического процесса в Филиале ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Чукотском автономном
округе, проводимые в рамках комплексной модернизации ФНС России, а именно реинжиниринг бизнес-центров выявил необходимость избавления налоговых органов от функций массовой обработки данных документов как непроизводительных и требующих больших временных затрат. Именно эти трудоемкие функции были переданы ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России.
К таким сервисным функциям относятся:
— регистрация документов;
— сканирование документов;
— перевод документов в цифровой вид;
— обработка документов из внешних источников;
— массовая печать документов;
— управление архивами документов;
— услуги контакт-центра;
— эксплуатация центров обработки данных (далее — ЦОД).
Очевидно, что снижение трудозатрат при массовой обработке документов и массовой печати налоговых уведомлений на 40 % обернется повышением эффективности бюджетных расходов. Кроме того, передача всех названных функций в «одни руки» положительно скажется на качестве налогового администрирования.
Модель организационной структуры учреждения включает в себя 10 полнофункциональных филиалов, 72 сетевых филиала и 350 отделений, которые покроют всю территорию России. Полнофункциональные филиалы обеспечивают полный комплекс сервисов, сетевые филиалы выполняют широкий спектр подготовительных работ.
В настоящее время структурные подразделения ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России созданы в 63 субъектах РФ. В учреждении трудятся 3 000 специалистов. Технология массового ввода налоговой и бухгалтерской отчетности применяется в 42 регионах, еще в 21 субъекте РФ осуществляются пилотные проекты по ее внедрению. В декабре 2012 г. были открыты филиалы в оставшихся 20 субъектах. Таким образом, к концу 2012 г. филиальная сеть была построена с тем, чтобы в I кв. 2013 г. внедрить технологию массового ввода налоговой и бухгалтерской отчетности на всей территории страны.
Второе направление деятельности учреждения — создание единого интегрированного контакт-центра ФНС России, базой которого будет являться московский контакт-центр. В настоящее время (почти через 6 мес. после начала работы) обслуживание налогоплательщиков осуществляется в
пяти точках: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижегородской, Волгоградской и Кемеровской областях. В конце 2012 г. пилотные проекты были запущены еще в трех областях — Астраханской, Пензенской и Томской. Планируется, что в 2013 — 2014 гг. на звонки, поступающие со всей территории России, будут отвечать специалисты семи базовых контакт-центров.
Массовая печать документов (прежде всего, речь идет о налоговых уведомлениях) — еще один из функционалов ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России. В 2011 г. по этой технологии работали пять ЦОД, которые обслуживал 21 субъект РФ. В 2012 г. в зону обслуживания было включено еще 10 регионов. Постепенно она будет расширяться. Так, с 01.01.2013 учреждение обеспечивает массовую печать налоговых уведомлений для 67 субъектов, а в течение 2014 — 2015 гг. перейдет на обслуживание всех регионов.
Что касается массового ввода истребуемых и регистрационных документов, то сейчас на базе филиалов в Уфе, Туле, Смоленске, Ижевске и Нижнем Новгороде в рамках пилотных проектов такие технологии проходят апробацию. Также ведутся работы по централизованному вводу сведений, представляемых органами юстиции, адвокатскими палатами, органами МВД России, ЗАГС и другими в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ. С начала 2013 г. этот функционал внедряется по всей филиальной сети.
Последнее направление — эксплуатация ЦОД. Исходя из целей и задач, которые стоят перед системой ЦОД, очевидно, что служба эксплуатации должны быть единой и при этом работать в интересах различных ведомств. Поэтому Правительством РФ принято решение об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и строительство ЦОД.
В соответствии с уставом ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России является организацией, осуществляющей администрирование технического, программного и информационного обеспечения автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы. Поэтому признано целесообразным поручить учреждению также эксплуатацию и системы ЦОД. В настоящее время в учреждении создана дирекция проекта, которая координирует мероприятия по созданию системы ЦОД, а также ведет разработку процессов эксплуатации, регламентов межведомственного взаимодействия, планирует подготовку кадров. Все это
позволит без проволочек принять систему ЦОД в эксплуатацию, как только потребуется1.
В соответствии с планом мероприятий налоговыми органами Чукотского автономного округа должны:
1) создаваться условия для развития доходной базы:
— обеспечение полного комплекса мер по принудительному взысканию задолженности по налогам и сборам в соответствии с действующим законодательством (срок — постоянно);
— направление в адрес исполнительных органов государственной власти сведений о налогоплательщиках, допустивших нарушение налогового законодательства, выразившееся в несвоевременной уплате налогов, сборов, взносов на территории Чукотского автономного округа (срок — ежемесячно);
— заслушивание налогоплательщиков, допустивших нарушение налогового законодательства, выразившееся в несвоевременной уплате налогов (сборов), по рассмотрению вопроса полноты и своевременности налогов, сборов и обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами (срок — ежеквартально);
2) налог на прибыль организаций:
— проведение анализа (в разрезе налогоплательщиков и налогов) уточненных деклараций, в соответствии с которыми уменьшаются налоговые обязательства, увеличиваются убытки по прошлым налоговым периодам, и проведение предусмотренных законодательством мероприятий налогового контроля по проверке обоснованности сумм, заявленных к уменьшению (срок — ежемесячно);
— своевременное информирование Правительства Чукотского автономного округа о фактах значительного снижения поступлений налога на прибыль организаций в целях своевременного принятия мер реагирования со стороны Правительства Чукотского автономного округа. Подготовка соответствующих предложений (срок — в течение календарного года);
— обеспечение работы с убыточными организациями в целях пресечения случаев неполного отражения в учете хозяйственных операций, своевременного выявления случаев фальсификации бухгалтерской и налоговой отчетности, схем ухода
1 Филимошин Р. В. Сервисных функций много — исполнитель один // Налоговая политика и практика. 2012. № 11 (119). Ноябрь.
от налогообложения и недопущения необоснованного заявления налоговых убытков (срок — постоянно);
— осуществление мероприятий налогового контроля по проверке полноты включения в налогооблагаемую базу сумм доходов, полученных по государственным и муниципальным контрактам, субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также за счет субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства Чукотского автономного округа (срок — ежегодно);
3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ):
— осуществление работы по легализации оплаты труда, повышению ее уровня всеми работодателями не ниже среднеотраслевых значений по округу по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу и обеспечению полноты поступления в бюджет НДФЛ (срок — постоянно);
— осуществление мероприятий налогового контроля по проверке включения сумм доходов, полученных по государственным и муниципальным контрактам, бюджетным ассигнованиям, перечисленным департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа организациям и индивидуальным предпринимателя, а также в налогооблагаемую базу (срок — ежегодно);
— осуществление мониторинга поступлений НДФЛ в разрезе организаций, допустивших снижение поступлений более чем на 50 тыс. руб. в сравнении с соответствующим периодом прошлого года (срок — постоянно);
— осуществление мероприятий по дополнительному привлечению физических лиц к декларированию доходов и уплаты НДФЛ (срок постоянно);
4) прочие налоговые и неналоговые платежи:
— осуществление мероприятий по выявлению и пресечению незаконной предпринимательской деятельности на территории Чукотского автономного округа (срок — постоянно);
— осуществление мероприятий по вопросам повышения налоговой дисциплины в сфере экономики округа и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в окружной и местные бюджеты Чукотского автономного округа (срок — постоянно).
При формировании прогноза налоговых поступлений в консолидированный бюджет Чукотского автономного округа были учтены экономические параметры Стратегии развития Чукотского автономного округа на период до 2020 г. и общероссийские сценарные условия функционирования экономики и социальной сферы.
В структуру промышленного производства округа входят:
— добыча полезных ископаемых;
— обрабатывающие производства;
— производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Задача интенсивного развития экономики округа и повышения эффективности местного производства обусловливает необходимость привлечения инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования.
Рассмотрим и обоснуем направления совершенствования методики собираемости налогов. В налоговых органах по Чукотскому автономному округу оценку собираемости налогов и сборов осуществляют по формуле: Р
Б =-100,
N + N1
где Б — уровень собираемости налогов и сборов;
Р — сумма поступлений;
N — сумма начислений;
N1 — сумма поступлений по налогам и сборам,
по которым отсутствуют начисления.
Оценка собираемости налогов по данной методике представлена в табл. 1.
Используемая методика не является совершенной. В соответствии с данным подходом в 2012 г. показатель собираемости не превысил 100 %-ного значения. То есть получается, что поступило налогов в бюджет меньше, чем начислено.
В связи с этим использование данных только налоговой отчетности по ф. 1-НМ «О начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ» не совсем корректно, так как в составе фактических нало-
говых поступлений за отчетный финансовый год отражаются поступления в результате погашения задолженности прошлых лет и уплаты авансовых платежей в счет будущих периодов. В результате в расчет оценки собираемости текущего года включаются поступления прошлых лет.
Представление уточненных налоговых деклараций также оказывает влияние на исчисление собираемости налогов. Если декларация подана на уменьшение налогов, то это приведет к снижению текущих начислений и повышению показателя собираемости. В результате этого показатель собираемости налогов может сильно искажаться и превысить 100 %.
При подаче уточненной декларации на доплату налога ситуация меняется на противоположную: текущие начисления возрастают, и коэффициент собираемости снижается.
Таким образом, методика ФНС России позволяет получать условную оценку собираемости, которая не дает точных данных. Из нее также нельзя понять, налоговые обязательства оплачены полностью или нет. Так, поступающие платежи в счет задолженности прошлых лет рассматриваются как платежи текущего года.
Кроме того, методика не позволяет провести оценку собираемости налогов в разрезе конкретного налога. Максимум, что можно определить, так это собираемость в разрезе федеральных, региональных и местных налогов.
Также предлагается вариант расчета уровня собираемости налогов как отношение общей суммы фактических поступлений налогов и других обязательных платежей в отчетном финансовом году не только с бюджетными назначениями, но и с расчетным максимальным налоговым потенциалом.
В данном случае речь идет об оценке, которая может быть использована при планировании бюджетов на предстоящие периоды. По такой методике работу налоговых органов можно оценивать весьма условно, так как она больше зависит от экономической ситуации в стране. Налоговый фактор тоже, безусловно, присутствует, но не является решающим.
Таблица 1
Расчет уровня собираемости налогов по методике налоговых органов
№ п/п Наименование показателя 2010 г. 2011 г. 2012 г.
1 Б — уровень собираемости налогов и сборов, % 101,1 107,4 92,4
2 Р — сумма поступлений, тыс. руб. 9 337,3 13 065,1 9 343,6
3 N — сумма начислений, тыс. руб. 6 538,9 8 763 6 432,1
4 N1 — сумма поступлений по налогам и сборам, по которым отсутствуют начисления, тыс. руб. 2 697,4 3 403,8 3 681
Показатель собираемости налогов может быть рассчитан и как процентное отношение фактических налоговых поступлений к его значению, утвержденному в качестве налогового дохода соответствующего бюджета. В этом случае уровень собираемости конкретного налога отражает степень выполнения бюджетных назначений по данному источнику налогового дохода.
Использование такой оценки не совсем корректно, так, в течение года налоговые органы постоянно проводят корректировку бюджетных назначений — в результате уровень собираемости практически всегда стремится к 100 %.
Такая методика во многом зависит от качества прогнозирования. В ходе работы налоговых органов по Чукотскому автономному округу было выявлено, что на проведение качественного прогноза оказывают трудности с планированием поступлений налога на прибыль организаций, полученного в виде дивидендов, а также налога на добавленную стоимость (НДС) с агентов и возмещения НДС. То есть, по сути, речь идет об основных налогах, формирующих бюджет.
Таким образом, для того чтобы получить объективный показатель собираемости налогов, необходимо поступившие налоговые платежи уменьшить на сумму погашения в текущем году задолженности по налогам прошлых лет в соответствии со следующей формулой:
У.. =-
Сф - С
ф.н.п п.з
С
100%,
ф.о
где Усн — уменьшение сумм налога;
Сф н п — фактические налоговые поступления за отчетный финансовый год; Сп з — поступления в счет погашения задолженности прошлых лет и по перерасчетам по отмененным налогам;
Сф о — сумма налоговых обязательств (начислений) в отчетном финансовом году. Данные о суммах начисленных к уплате в текущем году налогов (равно как и сумме фактических поступлений текущего года) отражаются в налоговой отчетности по ф. № 1-НМ «Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации», утвержденной приказом МНС России от 19.10.2001 № БГ-3-10/431. Отчеты по ф. № 1-НМ составляются нарастающим итогом с начала года по состоянию на 1-е число каждого месяца и представляются Управлениями ФНС России по субъектам РФ 9-го
числа месяца, следующего за отчетным периодом, в адрес ФНС России.
Управления ФНС России по субъектам РФ формируют отчет в целом по субъекту РФ, включая данные по крупнейшим налогоплательщикам, уплачивающим налоги (сборы) на территории данного субъекта, но состоящим на учете в Межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам представляют в ФНС России по субъекту РФ информацию о начисленных суммах налогов (сборов) по крупнейшим налогоплательщикам, уплачиваемым на территории соответствующего субъекта РФ. Графа 1 «Начислено к уплате в текущем году» формируется на основании данных информационного ресурса «Расчеты с бюджетом», переданных с местного уровня на уровень региона, дополненных информацией, поступившей из Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, и отражает:
а) начисленные к уплате в текущем году суммы налогов, сборов и иных обязательных платежей по налоговым декларациям (расчетам) текущего года, деклараций (расчетов) за декабрь и IV кв. текущего года и за текущей год в целом со сроком представления в следующем году, с учетом доначисленных (уменьшенных) сумм по уточненным декларациям за предыдущие годы, представленным в текущем году;
б) суммы отсроченной (рассроченной) задолженности, срок уплаты которых приходится на отчетный период;
в) суммы реструктурированной задолженности, подлежащей погашению в соответствии с утвержденными графиками уплаты в отчетном периоде;
г) инвестиционные налоговые кредиты, срок уплаты которых приходится на отчетный период.
Таким образом, общая сумма начисленных налогов формируется в следующем порядке:
Начислено к уплате в текущем году + Подлежит уплате (по дате погашения отсрочки, рассрочки и графику реструктуризации) — Уменьшено начислений.
Суммы поступлений налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы федерального бюджета, консолидированного бюджета субъекта РФ, а также местных бюджетов формируются на основании сведений, предоставляемых органами Федерального казначейства в «Справке о перечислении поступлений в бюджеты».
К сожалению, сумма списанной недоимки и задолженности по пеням и штрафам в форме налоговой отчетности № 4-НМ «О задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ» приводится в разрезе федеральных, региональных и местных налогов и сборов без разбивки по каждому из налогов. Это означает, что практическое применение данной методики для расчета уровня собираемости налогов представляется возможным в целом по налоговым доходам и по федеральным, региональным и местным налогам и сборам.
По логике, если идти от обратного, уровень несобираемости налогов отражает наличие недоимки по текущим платежам и иных непоступлений, предусмотренных НК РФ и связанных с изменением срока уплаты налогов. Поэтому было бы правильнее в этом случае рассчитывать собираемость налогов по следующей формуле:
Сф - С
У =-^-100%,
сн С — С + Н
^ф.н.п Чъз
где Усн — уменьшение сумм налога;
Сфн п — фактические налоговые поступления за отчетный финансовый год; Сп з — поступления в счет погашения задолженности прошлых лет и по перерасчетам по отмененным налогам;
Н — недоимка по текущим налоговым платежам.
В составе суммы недоимки выделяется задолженность со сроками образования:
— до 3 мес.;
— от 3 до 6 мес.;
— от 6 до 12 мес.
— от 12 до 36 мес. и более 36 мес. (ф. № 4-Т «Сведения о структуре задолженности по срокам образования»).
Таким образом, представляется возможным рассчитать сумму недоимки по текущим налоговым платежам, т. е. со сроком образования до 12 мес.
Полученные результаты дают объективный результат уровня собираемости налогов (табл. 2).
Таким образом, исследование показало, что методика налоговых органов необъективна, так как в ней учитываются погашения задолженности прошлых лет и уплата авансовых платежей в счет будущих периодов, и имеет непостоянный характер. В методике же, предложенной авторами, идет реальное отражение собираемости за счет учета недоимки. Так, в 2011 г. недоимка выросла на 132 586 тыс. руб. по сравнению с 2010 г. за счет проведения контрольных мероприятий в отношении бюджетных организаций, что отразилось на собираемости налогов.
Уровень собираемости налогов зависит от различных условий и факторов, в числе которых:
— платежеспособность налогоплательщика;
— изменение срока уплаты налога;
— налоговая дисциплина и законопослушность налогоплательщиков.
Если в отношении понятия «собираемость налогов» среди ученых и экономистов наблюдается единство, то в отношении методики ее расчета такого единства нет.
Минфин России предлагает рассчитывать показатель как процентное отношение суммы поступлений платежей в бюджет по соответствующему виду налога к сумме налога, исчисленного от налогооблагаемой базы в соответствии с налоговыми ставками, установленными законодательством.
Еще один метод расчета собираемости налогов заключается в том, чтобы отношение общей суммы фактических поступлений налогов и других обязательных платежей соотносить в отчетном финансовом году не только с бюджетными назначениями, но и с расчетным максимальным налоговым потенциалом.
Показатель собираемости налогов может быть рассчитан и как процентное отношение фактических налоговых поступлений к его значению, утвержденному в качестве налогового дохода соответствующего бюджета. Каждая методика имеет свои плюсы и минусы.
Проведенный анализ администрирования поступлений налогов в налоговые органы Чукотского
Таблица 2
Расчет уровня собираемости налогов по предлагаемой методике
№ п/п Наименование показателя 2010 г. 2011 г. 2012 г.
1 Нн — недоимка до 12 мес., тыс. руб. 5 831 138 417 80 042
2 Сфн п — фактические налоговые поступления за отчетный финансовый год, тыс. руб. 9 337 300 13 065 100 9 343 600
3 Сп з — поступления в счет погашения задолженности прошлых лет и по перерасчетам по отмененным налогам, тыс. руб. 1 193 408 254
4 Уровень собираемости, % 99 98 99
24 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
автономного округа дал следующие результаты. Так, налоговые органы Чукотского автономного округа обеспечивают поступление налогов и сборов по нескольким бюджетам:
— федеральному бюджету;
— окружному бюджету;
— местным бюджетам;
— внебюджетным бюджетам.
При этом максимальное поступление налогов было обеспечено в 2012 г. Наибольшая доля налогов поступает в окружной бюджет. Основными налогами, обеспечившими формирование консолидированного бюджета округа в 2012 г., являлись:
— налог на прибыль организаций;
— налог на доходы физических лиц;
— налог на добычу полезных ископаемых;
— налог на имущество организаций.
Основную долю налоговых поступлений обеспечивает добыча полезных ископаемых. В течение 2010 — 2012 гг. по Чукотскому автономному округу наблюдалась положительная динамика в части снижения задолженности по налоговым обязательствам, включая пени и штрафные санкции.
Анализ собираемости налоговых платежей в налоговые органы Чукотского автономного округа показал, что исполнение индикативных показателей в 2010 — 2012 гг. превышало 100 %.
Оценка уровня собираемости налогов проводилась на основании отчета (ф. № 1-НМ). В 2011 г. собираемость налогов была самой высокой и составила 107 %. В 2012 г., наоборот, собираемость оказалась минимальной — всего 92 %. Уровень собираемости по налогам и сборам за 2010 г., по данным отчета ф. № 1-НМ, составил 101 %.
Методика ФНС России позволяет получать условную оценку собираемости, которая не дает
точных данных. Из нее также нельзя понять — налоговые обязательства оплачены полностью или нет. Так, поступающие платежи в счет задолженности прошлых лет рассматриваются как платежи текущего года.
Таким образом, чтобы получить объективный показатель собираемости налогов, необходимо поступившие налоговые платежи уменьшить на сумму погашения в текущем году задолженности по налогам прошлых лет. Проведенное исследование позволило получить более объективные данные.
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
3. О создании федерального казенного учреждения «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы (г. Москва): распоряжение Правительства РФ от 21.12.2011 № 2293-р.
4. Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и строительство объектов капитального строительства — центров обработки данных, подведомственных Федеральной налоговой службе: постановление Правительства РФ от 05.12.2011 № 995 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50, ст. 7384.
5. Об утверждении Устава федерального казенного учреждения «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы (г. Москва): приказ ФНС России от 13.01.2012 № ММВ-7-1/5@.
6. Филимошин Р. В. Сервисных функций много — исполнитель один // Налоговая политика и практика. 2012. № 11 (119). Ноябрь.
Публикация годовой и квартальной Г f отчетности В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы формата А4.
/ / ......................................................................... Тел.: (495) 989-9610, e-mail: [email protected]