3. Иодель Ф. Этика и политическая экономия. Спб., 1968. С. 4.
4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Ин-т экономики РАН. М: Наука, 1962. С. 173.
5. Смит А. Теория нравственных чувств или опыт исследования о законах, управляющих суждениями, естественно составляемые нами, сначала о поступках прочих людей, а затем о наших собственных. С письмами М. Кондорсе к Кобанису о симпатии. Ин-т экономики РАН. М: Наука, 1993. С. 37.
6. Смит А. Теория нравственных чувств или опыт исследования о законах, управляющих суждениями, естественно составляемые нами, сначала о поступках прочих людей, а затем о наших собственных. С письмами М. Кондорсе к Кобанису о симпатии. Ин-т экономики РАН. М: Наука, 1993. С. 72.
7. Boulding K. Towords the development of cultural of a culturaleconomis // Cocial science quarterly. Vol. 53. № 2. P. 267.
8. EtzioniA. The mordl dimention: Toword a new economic. New Yourk, 1988. P. 63.
9. HayekF. The fatel cousept. Theerrorsofsocialism. London, 1988. P. 6.
10. KeynesG. M. Collected writingsof Gohn Maynard Keynes. Vol. 1—30. Vol. 29.
11. KeynesG. M. Collected writingsof Gohn Maynard Keynes. Vol. 113.
12. O. Donnell. K.M. Op. Cit. P. 113.
13. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М: Прогресс, 1978.
14. Кейнс Дж. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993. С. 541.
15. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. Новое измерение успеха. М: Экономика, 1992.
16. Сэмюэлс Дж. Идеология в экономическом анализе // Современная экономическая мысль. М: Прогресс, 1991.
17. Шумпетер И. Теория экономического развития. М: Экономика, 1992.
УДК 336. 22. 338. 46
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИХ КОЛЛЕКТИВОВ
Качурина Майя Михайловна, доктор экономических наук, профессор, [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва.
The authors consider the basic aspects of tax administration and information support; also analyze the existing methodology for assessing the effectiveness of the territorial bodies of the Federal Tax Service of Russia with a view to distribute of material incentives for civil servants FTS Russia. The article gives the recommendations for its improvement.
Рассматриваются основные аспекты налогового администрирования и его информационной поддержки. Анализируются существующие методики оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России в целях распределения средств материального стимулирования государственных гражданских служащих ФНС России, даются рекомендации по ее совершенствованию.
Keywords: finance, taxpayers, administration, taxes
Ключевые слова: финансы, налогоплательщики, администрирование, налоги
Для максимальной реализации налогового потенциала страны налоговые органы должны не только строго контролировать исполнение налогового законодательства, но и эффективно выполнять функции администрирования, что во многом зависит от внутренней организации налоговых органов.
Администрирование налогов может быть организовано по функциональному принципу или по принципу специализации (по видам налогов). При функциональном подходе различаются так называемые нормативные функции, которые обычно реализуются на общенациональном уровне, и оперативные функции, непосредственно связанные с работой с налогоплательщиками. При специализированном подходе в системе налоговых органов выделяются отдельные подразделения, которые занимаются различными видами налогов. В России организация работы налоговых органов осуществляется по функциональному типу. Функции налогового администрирования делятся на нормативные, оперативные, основные и вспомогательные.
Нормативные функции осуществляются в рамках деятельности, связанных с применением законов и иных правовых актов, и обеспечивают исполнение оперативных функций и эффективность оперативной системы.
Оперативные функции относятся к деятельности, связанной со сбором налогов. Эти функции способствуют установлению взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Основные функции включают учет и регистрацию налогоплательщиков, текущий налоговый контроль и налоговые проверки. С помощью функции учета и регистрации налогоплательщиков ведется постоянный и правильный учет всех налогоплательщиков, которые зарегистрировались должным образом. Функция текущего контроля определяет выполнение всех налоговых обязательств налогоплательщика в полном объеме и в установленные сроки. Налоговая проверка объединяет все виды деятельности, направленные на проверку правильности заполнения налоговых деклараций налогоплательщиком или на определение сумм налогов, скрытых от налогообложения.
Вспомогательные функции составляют основу для выполнения основных функций. К вспомогательным функциям относятся: правовая, управление кадрами, информирование
налогоплательщиков, организационно-административная, информационное обеспечение.
Правовая функция обеспечивает правильное применение нормативных налоговых актов налоговыми органами и налогоплательщиками.
Управление кадрами (одна из ключевых функций любой организации) чрезвычайно важна для налогового администрирования, а также для обучения и переподготовки сотрудников налоговых органов.
Функция информирования налогоплательщиков подразумевает, что налоговые органы обязаны распространять нормативные налоговые документы, доводить их до сведения налогоплательщиков и оказывать помощь в правильном заполнении необходимых форм налогового учета.
Организационно-административную функцию осуществляют службы внутреннего бухгалтерского учета и административные службы, отвечающие за материально-техническое снабжение и эксплуатацию рабочего оборудования.
Функция информационного обеспечения основывается на использовании соответствующей информационной системы. Информационная система представляет собой базовый элемент, обеспечивающий основу для осуществления важнейших функций налоговых органов и принятия решений на всех уровнях. Информационная система должна иметь базу данных для осуществления функций контроля за налогоплательщиками.
Все функции, выполняемые налоговыми службами, направлены на обеспечение доходной части бюджета и повышение эффективности функционирования налогового механизма.
Эффективность работы Федеральной налоговой службы России во многом характеризуется степенью автоматизации технологического процесса налоговых органов.
В начальном периоде формирования налоговой системы в России (1991—1994 годы) отсутствовали типовые организационные структуры, был низок уровень налоговой дисциплины и технической оснащенности. В 1994 году начался переход на функциональные организационные структуры, это сопровождалось внедрением средств компьютерной обработки данных с целью автоматизации технологических процессов работы налоговых инспекций. Основой информационной сис-
темы стал программный комплекс «Система ЭОД». Основными направлениями развития этой системы являются:
— совершенствование системы представления налоговой отчетности в электронном виде;
— реализация эффективного межведомственного обмена данными;
— организация бесперебойного информационного взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Решение этих проблем должно быть направлено на эффективное использование бюджетных средств, предназначенных для информационно-технического развития структуры налоговых органов Российской Федерации. Этой эффективности можно достигать за счет централизации обработки налоговых деклараций и объектов налогообложения. В настоящее время осуществляется процесс переноса всех основных информационных ресурсов ФНС России в Федеральный центр обработки данных (ФЦОД) в г. Москве.
Автоматизация такой функции налоговых органов как отбор налогоплательщиков для дальнейшего проведения выездных и углубленных камеральных проверок требует совершенствования, потому что эффективность налоговых проверок остается довольно низкой. В течение года налоговые органы осуществляют примерно 500 тыс. выездных проверок, каждая из которых требует участия 8—10 специалистов на 20—30 дней. В экономически развитых зарубежных странах необходимость проведения углубленной камеральной проверки определяется с помощью компьютерной программы, что позволяет избежать влияния человеческого фактора на процесс отбора.
Обработку налоговых деклараций возможно автоматизировать в налоговой службе только при сдаче налоговой отчетности в электронном виде. В России согласно Налоговому кодексу РФ с 1 января 2007 года обязанность представления отчетности в электронной форме вменяется налогоплательщикам со среднестатистической численностью от 100 человек. В экономически развитых странах законодательно устанавливаются требования сдачи всеми налогоплательщиками налоговых деклараций только в электронном виде. Сдача деклараций в электронной форме взаимовыгодна и налогоплательщику и налоговой службе, поскольку позволяет сократить
трудозатраты на представление отчетности и последующую обработку данных.
Повышение эффективности работы налоговых органов достигается за счет оптимизации работы по трем направлениям их деятельности по следующим показателям: финансы:
— оптимизация затрат на содержание аппарата налоговой службы;
— повышение и стабилизация объемов добровольно уплачиваемых налогов; налогоплательщики:
— повышение качества обслуживания налогоплательщиков;
— сокращение числа жалоб налогоплательщиков;
процессы:
— сокращение времени на ввод данных и документов;
— сокращение времени на прием документов. Средства материального стимулирования государственных гражданских служащих ФНС России в настоящее время распределяются по результатам деятельности налоговых органов.
В 2007 году разработана и утверждена приказом ФНС России № ММ-4-25/31 ДСП@ методика оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств Федерального бюджета, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. В указанной методике показатели, используемые для оценки эффективности деятельности налоговых органов, подразделяются на показатели оценки качества деятельности ФНС России и показатели эффективности деятельности управлений ФНС России по субъектам РФ, инспекций ФНС России, межрегиональных инспекций ФНС России, инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
Для оценки качества деятельности ФНС России используются следующие показатели:
— собираемость налогов и средств;
— процентное соотношение сумм требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов, относительно общих сумм по судебным спорам с налогоплательщиками;
— доля количества решений налоговых органов, признанных судом недействительны-
ми, в числе решений налоговых органов, вынесенных по результатам налогового контроля;
— снижение задолженностей по налогам и сборам в бюджетную систему РФ;
— количество граждан и организаций, получающих информацию из ЕГРЮЛ и ЕГРИП с использованием Интернет-технологий;
— доля налогоплательщиков, имеющих возможность доступа по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации о состоянии расчета с бюджетом;
— соотношение числа жалоб по налоговым спорам, рассмотренных в досудебном порядке (вышестоящими органами), к числу заявлений по налоговым спорам, предъявленных к налоговым органам и рассмотренных судами;
— увеличение доли налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов.
Показатели оценки эффективности деятельности управления ФНС по субъектам РФ, инспекций ФНС России, межрегиональных инспекций и ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам следующие:
— собираемость налогов и сборов;
— уровень отклонений фактических поступлений в Федеральный бюджет относительно прогноза поступлений (за квартал);
— динамика удельного веса количества проверок организаций, отобранных для проведения выездных проверок по результатам камерального анализа, в общем количестве проведенных выездных проверок по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года;
— отклонение отношения сумм уменьшенных платежей по результатам выездных проверок к общей сумме доначисленных платежей по выездным проверкам от значения указанного в целом по УФНС России за соответствующий отчетный период;
— процентное соотношение сумм требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов, относительно общих сумм по судебным спорам с налогоплательщиками;
— отклонение отношения сумм уменьшенных платежей по решениям судебных и вышестоящих налоговых органов к общей сумме доначисленных платежей по выездным проверкам от значения ука-
занного показателя в целом по УФНС России за соответствующий отчетный период;
— доля количества решений налоговых органов, признанных судом недействительными, в числе решений налоговых органов, вынесенных по результатам налогового контроля;
— снижение задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ;
— превышение эффективности погашения задолженности на всех стадиях взыскания, включая процедуры банкротства;
— удельный вес налоговых деклараций (расчетов), введенных в установленные сроки к общему количеству принятых налоговых деклараций;
— удельный вес количества налоговых деклараций, введенных с превышением срока ввода более чем на один месяц;
— динамика удельного веса невыясненных платежей к общему поступлению администрируемых доходов по сравнению с предыдущим отчетным периодом;
— удельный вес налогоплательщиков-органи-заций, представляющих налоговую отчетность по ТКС, к общему количеству нало-гоплательщиков-организаций, фактически отчитывающихся и ведущих финансовохозяйственную деятельность;
— соотношение числа жалоб, рассмотренных в досудебном порядке (вышестоящими налоговыми органами), к числу заявлений, предъявленных к налоговым органам и рассмотренных судами.
Анализ названных показателей показывает, что указанная методика не дает адекватного представления об экономической эффективности и не содержит затратной составляющей. Экономическая эффективность — это соотношение затрат и результатов внедряемых проектов в денежной форме. Однако показатели оценки эффективности деятельности органов ФНС России отражают только результаты от внедряемых технологических процессов, хотя на внедрение новых технологических процессов и программных продуктов расходуются определенные средства. Эта затратная составляющая должна учитываться при оценке эффективности деятельности органов ФНС России.
В настоящее время показателям качества обслуживания налогоплательщиков уделяется недостаточное внимание, хотя некоторые шаги
по созданию полноценной системы обработки заявлений налогоплательщиков сделаны. На региональных интернет-сайтах созданы подсистемы опросов налогоплательщиков. Однако требуется создание программного продукта (в рамках «Система ЭОД»), предназначенного для обработки базы данных вопросов, заявлений, предложений налогоплательщиков по работе контролирующих их территориальных налоговых органов.
База данных должна исполняться служащими налоговых инспекций при приеме телефонных звонков от граждан, заявлений граждан, их жалоб и из других источников. Для усиления оценки качества обслуживания налогоплательщиков необходимо проводить периодические опросы качества обслуживания налогоплательщиков. В опросный лист можно включать такие вопросы:
1) Высокая/невысокая скорость обслуживания;
2) вежливы/невежливы инспекторы в общении с налогоплательщиками;
3) профессионально компетентны/некомпетентны инспекторы;
4) профессионально честны/нечестны инспекторы;
5) отзывчивы / неотзывчивы инспекторы к проблемам налогоплательщиков. Обработку опросов можно автоматизировать в программном продукте. Рассылку и обработку опросных листов целесообразно проводить с периодичностью один раз в квартал, что соответствует сдаче основной массы отчетности налогоплательщиков и совпадает с подведением итогов и оценкой работы инспекций.
Результаты обработанных опросных листов налогоплательщиков должны включаться в систему показателей материального стимулирования работников налоговых инспекций Федеральной налоговой службы.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (текст с изменениями и дополнениями на 2009 год). М.: ЭКСМО, 2009.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (текст с изменениями и дополнениями на 2009 год). М.: ЭКСМО, 2009.
3. Ермасова Н.Б. Бюджетная система. М.: Высшее образование, 2009.
4. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение. М.: Магистр, 2007.
5. ЖуковаЛ.Е. О подходе к оценке социально-экономической эффективности использования информационных технологий в налоговых органах // Аудит и финансовый анализ. 2003. № 3/1.