Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ КОНЦЕПЦИИ ВЗГЛЯДОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ КОНЦЕПЦИИ ВЗГЛЯДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ОПТИМИЗАЦИЯ / РЕИНЖИНИРИНГ / МОДИФИКАЦИЯ / ИНЖИНИРИНГ / БЕНЧМАРКИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ / РЫНОК / BUSINESS PROCESS / OPTIMIZATION / REENGINEERING / MODIFICATION / ENGINEERING / BENCHMARKING / EFFICIENCY / NEW TECHNOLOGIES / RECONSTRUCTION / STATISTICAL ANALYSIS / COMPETITIVE POSITION / MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьев Николай Николаевич, Журавлева Анастасия Игоревна

Содержание статьи представляет собой авторский взгляд на суть различного рода подходов к совершенствованию бизнес-процессов в компании с точки зрения инновации в современных реалиях рыночных отношений. В статье предпринята попытка определения стадий жизненного цикла бизнес-процесса, а также самых действенных и используемых методов реализации бизнес-процесса как в целом, так и в частном порядке, применительно к определенной компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the company's business processes based on the assessment of the concept of views

The content of this article is an author's view of the essence of various approaches to improving business processes in a company, from the point of view of innovation in the modern realities of market relations. The article attempts to isolate the stage of the business process life cycle, as well as to determine the most effective and used methods for implementing the business process both in general and in private, as applied to a particular company.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ КОНЦЕПЦИИ ВЗГЛЯДОВ»

15. Конкурентное преимущество: Как достичь вы- 1б.Черник, Д.Г. Теория и история налогообложе-

сокого результата и обеспечить его устойчивость ния: учебник для академического бакалавриата /

/ пер. с англ. Е. Калининой. - М.: Альпина Пабли- Д.Г.Черник,Ю.Д.Шмелев.-Люберцы:ЮРАЙТ,201б.

шер, 2008. - 720 с. -364 с.

1-H

o

IMPROVING THE COMPANY'S BUSINESS PROCESSES BASED ON THE ASSESSMENT OF THE CONCEPT OF VIEWS Vorobiev Nikoiay Nikolaevich, DSc of Economics, Professor, Department of Economics and Management, Q-Nevinnomyssk State Humanitarian Technical institute, Nevinnomyssk ^

Zhuravleva Anastasia Igorevna, Undergraduate student, Technological Institute of Service (branch), Don State Technical University, Stavropol ^

The content of this article is an author's view of the essence of various approaches to improving business processes ^ in a company, from the point of view of innovation in the modern realities of market relations. The article attempts to isolate the stage of the business process life cycle, as well as to determine the most effective and used methods for implementing the business process both in general and in private, as applied to a particular company.

Keywords: business process; optimization; reengineering; modification; engineering; benchmarking; efficiency; new technologies; reconstruction; statistical analysis; competitive position; market.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КОМПАНИИ удк 336.221.14 НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ КОНЦЕПЦИИ ВЗГЛЯДОВ ВАК РФ 08.00.05

Содержание статьи представляет собой авторский взгляд на суть различного © Воробьев H.H., 2019

СО =г

г

©Журавлева А.И., 2019

К,

;дмт С

рода подходов к совершенствованию бизнес-процессов в компании с точки зрения инновации в современных реалиях рыночных отношений. В статье предпринята попытка определения стадий жизненного цикла бизнес-процесса, а также самых действенных и используемых методов реализации бизнес-процесса как в целом, так и в частном порядке, применительно к определенной компании. 33 Ключевые слова: бизнес-процесс; оптимизация;реинжиниринг;модификация; инжиниринг; бенчмаркинг; эффективность; новые технологии; реконструкция; статистический анализ; конкурентная позиция; рынок.

S

На сегодняшний день в современных экономических условиях для создания финансового равновесия в среднесрочных и долгосрочных перспективах каждой компании необходимо повышать свои конкурентные преимущества.

Направление на закрепление полученных точек оборота конкурентности и его совершенствования влечет за собой требование регулярного улучшения работы компании, как в управленческом потенциале, так и в производственном.

За последние несколько лет все чаще компания воспринимается как комплекс регулируемых между собой бизнес-процессов, которые по своей сути являются процессами по планированию и управлению, ресурсными процессами, процессами совершенствования и так далее.

По мнению В.В. Репина, бизнес-процессы являются горизонтальными иерархиями внутреннего и зависимого между собой функционального действия, результатом чего есть выпуск продукта или отдельного его компонента [1].

Дж. Чампи и М. Хаммер выделяют бизнес-процесс как "комплекс разновидностей деятельности (activities), имеющей один или более видов входящих потоков и выход, который имеет ценность для клиента" [2].

Е.Г. Ойхманом и Э.В. Поповым дополняется высказывание М. Хамме-ра и Дж. Чампи: "Бизнес-процессом - это такое множество внутренних шагов работы, которые начинаются с одного или более входов и заканчиваются получением продукта, необходимого клиенту" [3].

ВОРОБЬЕВ Николай Николаевич, доктор экономических наук, профессор кафедры Экономики и управления, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Невинномысск

ЖУРАВЛЕВА Анастасия Игоревна, магистрант, Технологический институт сервиса (филиал), Донской государственный технический университет, Ставрополь

Преобразование внешнего и внутреннего условия функционирования компании обычно является источником снижения производительности, имеющейся в ней системы бизнес-процесса, затем следует целенаправленная реорганизация данной системы, базисного изменения сущности бизнес-процесса организации, то есть происходит оптимизация.

В процессе оптимизации бизнес-процесса используются два основных методических концепта:

- постепенная (пошаговая) процедура - непрерывное усовершенствование процесса в границе имеющегося организационного корня управления, что влечет за собой незначительное капиталовложение или вообще не требует его;

- кардинальная процедура, ведет к значительным модификациям процесса и возможного преобразования организационного корня управления [4].

Главное концептуальное различие в месте проводимого изменения проявляется в начальных точках, частоте и охвате изменений, времени, необходимых для проведения преображений, а также в рисках их проведения.

Следует выделить, что использование любых методов, согласно одному из вышеуказанного концептуального подхода, подразумевается точное и полное изучение имеющегося процесса для поиска возможных решений его улучшения или преобразования.

Методом совершенствования бизнес-процесса предполагается ввдение определенных изменений, которые направлены на повышение качества работы уже имеющегося бизнес-процесса.

Необходимость в улучшении проявляется тогда, когда общие параметры бизнес-процесса функционируют в нормальном режиме, и не проявляют больших затруднений, не влекут убытка и потерь, а именно отсутвует угроза потери стабильности работы компании.

Так, следует отметить, что в фундаменте улучшения бизнес-процесса в компании лежит плавное и сосредоточенное совершенствование уже имеющегося. В исключении самого изменения, очевидным знаком улучшения представляются малые изменения и высокая скорость результата.

Подбор метода усовершенствования процесса в компании представляет собой сложную работу, в связи с чем нужно определить критерии, по которым можно выбирать актуальные методы для совершенствования процесса. Подобным критерием могут служить

жизненные циклы бизнесс-процессов, которые предъявляют определенные требования к методу улучшения и определяют главные условия работы процессов.

В жизненные циклы бизнес-процесса включаются такие стадии, как:

1. Выбор процесса - выявление входа, выхода, ресурса, взаимодействия с иными процессами, работа по его страндарту и регламенту. Основной целью является достижение новой цели и решения задач.

2. Развитие процесса - приспособление процесса к запросам клиентов.

3. Устойчивая работа процесса.

4. Понижение эффективности процесса, то есть понижение показателя резльтатов и продуктивности процесса, в связи с неудовлетво-ренностями клиентов, что представляет причину его аннулирования, либо полного изменения.

5. Реорганизация процессов - создание новых процессов.

Оптимизация бизнес процесса вырабатывается методом, который влечет за собой определенные изменения, данный метод трактуется как "реинжиниринг", что в переводе с английского (геепдтееппд) означает -"перестройка", на сегодняшний день приобретает новый виток актуальности, ранее считалось: расцветом реинжиниринга были 90-е гг. XX века во время экономических спадов в США.

Огромную лепту в становление проекта реинжиниринга было внесено М. Хаммером и Дж. Чампи. По их мнению, "реинжиниринг является принципиальным переосмыслением и радикальным перестроением бизнес-процессов в целях получения кардинального улучшения критического современного показателя продкетивности: стоимости, качества, сервиса и оперативности" [5].

Ключевым понятием в термине реинжиниринга является понятие "радикальный", что в переводе с латинского имеет значение "корня", тем самым для радикального преобразования нужно выявление корня проблемы, избавление от всего устаревшего, ненужного и начало нового, с нуля. Неосновательные из-мнения и улучшения, исправление и изменение существующих процедур и структур не является актуальным и не принесет ожидаемого результата.

Отклонение имеющейся структуры, создание совершенно нового приема и метода управления бизнеса является основой реинжиниринга. Процедура реинжиниринга должна проходить в сосредоточенности внимания

руководителя на том, каким должен быть конечный результат в компании, что необходимо сделать, нынешнее положение компании не должно браться во внимание.

Конечно, кардинальная модификация должна проводиться за определенное количество времени, это имеет свое объяснение в том, что широта и межфункциональность проводимого изменения обладают характеристикой достаточно высокого риска их осуществления.

Изучая реинжиниринг бизнес-процессов, стоит отметить, инжиниринг процесса - один из метода оптимизации бизнес-процессов. Так, термин "инжиниринг" позаимствован из инженерного дела, в переводе с английского "engineering" означает "проектирование", "изобретение". Так, А. Большаков и В. Михайлов считают, что инжиниринг - это новый способ мышления, формирующий новый взгляд на строение организации как на инженерную деятельность [6].

По мнению М. Гиматова, методы инжиниринга позволяют изучение деятельности каждой компании в алгоритмической последовательности, выделяя отдельную бизнес-процедуру в командные "процедуры"и "функции", тем самым определяя работу компании, в дальнейшем представляя ее в виде "программы" со своими входными и выходными данными [7].

Инжиниринг бизнес-процессов есть форма представления деятельности организации как алгоритмической схемы. Суть инжиниринга заключена в построении оптимального алгоритма работы любого бизнес-процесса на основе анализа и структурирования входной информации. Таким образом, инжиниринг позволяет проектировать бизнес-процессы "с нуля", в данном случае речь идет и о бизнес-процессах вновь создаваемых организаций, и о бизнес-процессах новых видов деятельности действующих организаций.

По нашему мнению, инжиниринг можно отнести к кардинальным методам оптимизации процессов, поскольку создание новых бизнес-процессов в существующей организации однозначно приведет к изменениям всей бизнес-системы как совокупности взаимосвязанных процессов.

Бенчмаркинг является не менее действенным методом, чем реинжиниринг, находится в постоянном измерении и сравнении определенного бизнес-процесса совершенным процессом ведущей компании с целью сбора данных, помогающей компании в определении цели своего улучшения и проведения мероприятия по совершенствованию деятельности.

В бизнес-процессах производится сравнение, конечный итог, что ложится в фундамент обучения и улучшения. Для работы с бенчмаркин-гом сущестуют следующие причины:

1) мотив к улучшению и обучению;

2) причина инновационной идеи и примера подражания;

3) критическое отношение к имеющимся процессам.

Таким образом, целью этого метода является усвоение лучшего достижения в сфере бизнес-процессов на рынке и дальнейшее улучшение.

Другим действенным методом анализа и усовершенствования процесса является статистический анализ. Сущность метода заключена в выделении среднего значения показателя процесса, границ колебаний показателя процесса (вариации) и реализации действий для исключения выхода показателей за допус-. тимые границы. Другими словами, если откло-" нение принимает значение больше стандартного, то появляется необходимость его корректировки через поиск факторов, повлиявших на данное отклонение.

Если процесс протекает в заданных пределах, то вмешательства не требуется. Ввиду того, что основные параметры процесса являются постоянными и стабильными, целесообразно применять метод статистического анализа на стадии стабильного функционирования бизнес-процесса. Это позволит владельцу процесса обеспечивать заданный уровень функционирования его ключевых параметров и выявлять факторы, отрицательно воздействующие на эффективность протекания процесса.

В любой компании наступает такой период, когда показатель эффективности и продуктивности деятельности указывает на упадок. Этап упадка более часто возникает, когда компания не производит периодическую реконструкцию бизнес-процессов.

Появление новых технологий, растущая конкуренция, сводятся к тому, что бизнес-процессы становятся менее удовлетворительными в запросах клиентов. Период упадка эффективности процесса является наиболее болезненной процедурой для компании, поэтому здесь нужно использовать методы совершенствования процессов, способных к увеличению их эффективности на 10% или даже на 20%, а минимально на 80% [8].

Полная реконструкция преобразования процесса способна вдохнуть новую жизнь в компанию и предоставить ей дополнительное конкурентное преимущество на рынке. Поэто-

оэ

1-Н

о си

-0 Q-

LQ <

СО СО

г

S

35

¥ >

<

LH £

и

LU 3-

s о

X

о

CO

36

му данный этап жизненного этапа бизнес-процесса обусловлен применением реинжиниринга, который нуобходимо использовать вместе с бенчмаркингом, так как взаимствование продуктивных методов управления организацией у конкурентов может значительно увеличить работу преобразования, что на сегодняшний день является важным моментом в управлении изменениями.

Таким образом, актуальность и продуктивность в использовании того или иного метода совершенствования бизнес-процессов зачастую имеет свою зависимость от точного определения стадий жизненных этапов бизнес-процесса в организации. Метод должен быть выбран по условиям и факторам, влияющим на работу процесса. Неправильное решение управленческого характера имеет последствие в виде потерь конкурентного преимущества и позиций компании.

Подводя итог нашего исследования, следует отметить, что на сегодняшний день большинство компаний в процесс оптимизации вкладывают одноразовую характеристику: улучшение и модификация бизнес-процессов осуществляется только в тех случаях, когда иного выхода просто нет и принимается это в качестве необходимой меры.

Однако плавные, равномерные и стабильные переходы в развитии компании возможны только в том случае, если процессы оптимизации органично "встроены" в обычную деятельность организации. Непрерывное и постоянное совершенствование уже существующих бизнес-процессов необходимо для сохранения достигнутой конкурентной пози-

ции на рынке. Когда же нужен "прорыв" и возникает необходимость изменения структуры и внедрения новых способов организации деятельности, помочь может реинжиниринг, а моделирование новых бизнес-процессов, необходимых для дальнейшего развития организации, возможно с помощью инжиниринга.

Очевидно, что только комбинация различных методов и инструментов оптимизации бизнес-процессов при правильном подходе и умении применить их в нужное время и в нужном месте позволит организации не только выжить в сложных ситуациях, но и в условиях нестабильности повысить эффективность деятельности.

Примечание:

1. Елифоров В.Н., Репин В.А. Бизнес-процесс. - М.: Вече, 2017.-С. 11-14.

2. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпораций. Революция в бизнесе. - М.: Астра, 2017. - С. 32-35.

3. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринге организациях и информационные технологии. - М .: Москва, 2017.-С. 41-42.

4. Козаченко A.B. Практический подход к соверш-щенствованию бизнес-процессов. URL: http:// www.elitarium.ru/2017/11/24/ uluchshenije_biznes_ processov.html (дата обращения: 27.11.2017).

5. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / науч. ред. Ю.П. Адлер. - М.: Стандарты и качество, 2016.-С. 124-127.

6. Большаков A.C., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. - СПб., 2015. -С. 76-78.

7. Гиматов М. Пирамида сущностей реинжиниринга. URL: http://www.e-xecutive.ru/publications/ aspects/article_1601/ (дата обращения: 27.11.2017).

8. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - С. 36-40.

THE PROBLEM OF THE RELATIONSHIP OF THE REGIONAL LABOR MARKET WITH VOCATIONAL EDUCATION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vorobiev NikolayNikolaevich, DSc ofEconomics, Professor

Kushtova Marina Khizirovna, PhD of Economics, Associate Professor

Khalilov Temirkhan Magomedovich, Postgraduate student

Nevinnomyssk State Humanitarian Technical Institute, Nevinnomyssk

The article discusses the issues and problems of the regional labor market at present, analyzes the current state of the field of vocational education, the level of demand for graduates of vocational educational institutions in the region, measures of responsibility for the quality of training of qualified workers, and considers the relationship between vocational education and training, as well as their retraining for industries and the needs of employers in the region.

Keywords: region; economy; labor resources; professional education; mechanism; regulation; labor market.

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

В статье рассмотрены вопросы и проблемы регионального рынка труда в настоящее время, проведен анализ современного состояния сферы профессионального образования, уровня востребованности выпускников професси-

УДК 336.221.4 ВАК РФ 08.00.05

© Воробьев H.H., 2019 © Куштова М.Х., 2019 ©Халилов Т.М., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.