Научная статья на тему 'Совершенство числа в философии Пифагора'

Совершенство числа в философии Пифагора Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1550
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Колтунов Н. Ю., Лысенко И. С.

Раскрываются диалектические основания философии Пифагора на примере идеи совершенства числа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенство числа в философии Пифагора»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 1 (075.8)

Н. Ю. Колтунов Научный руководитель - И. С. Лысенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОВЕРШЕНСТВО ЧИСЛА В ФИЛОСОФИИ ПИФАГОРА

Раскрываются диалектические основания философии Пифагора на примере идеи совершенства числа.

Теорему Пифагора (VI в. до н. э.) о соотношении длин катетов и длины гипотенузы прямоугольного треугольника мы учим в школе. И мало кто знает, что Пифагор, прежде всего, выдающийся древнегреческий философ. Основу его математических открытий составляет именно философия и стремление ответить на её основной вопрос - что есть первооснова бытия, из чего всё состоит.

В философии Пифагор нередко изображается убеждённым идеалистом. Однако в его трудах существенную роль играет идея гармонии, совершенства, упорядоченности, в которой прослеживаются диалектические основания. Между тем идея упорядоченности, системности, единства мира в настоящее время представляет собой немалую актуальность. Нашей целью будет рассмотрение идеи совершенства числа в философии Пифагора, а задачей - рассмотрение диалектических оснований учения Пифагора о совершенстве числа.

Идея гармонии встречается ещё в текстах «Илиады» и «Одиссеи». Но только в древней Греции она подвергается философскому анализу. Гармония употребляется для обозначения мирового порядка. Это своего рода всеобщий закон, в соответствии с которым всё устроено. Так, Демокрит понимает гармонию как счастье, которое возможно благодаря правильному разграничению удовольствий. В образном виде представляет творение мира греческий философ Ну-мений. Он полагает, в основе существования материи гармония, дабы она не смогла «разболтаться и заблудиться».

В основе открытий великого Пифагора такие философские понятия как число, космос, гармония. Пифагорейцы исходили из своего главного тезиса о том, что «порядок и симметрия прекрасны и полезны, а беспорядок и асимметрия безобразны и вредны». «Все есть число» - его исходная позиция. [1, с. 26]. Следовательно, субстанцией является число, и оно же есть источник гармонии. Всё в космосе и на Земле подчинено числовой симметрии: день, ночь, времена года, всё циклично и при этом параметры любого небесного тела можно выразить в числах. Например, Земля обращается вокруг центрального огня в течение суток, солнечные затмения обусловлены прохождением Луны между Солнцем и Землей, а времен года объясняются наклоном земной орбиты по отношению к солнечной. Все на свете гармонично и, значит, симметрично. Другими словами космос есть абсолютно согласованное единое и нераздельное целое.

В основе совершенства числа концепции Пифагора диалектическая идея единства и борьбы противоположностей. Так, Пифагор выделяет нечетное и чет-

ное, четырехугольное и разностороннее, предел и беспредельное, единое и многое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, светлое и темное, хорошее и дурное. Говоря о Пифагоре, его последователь Ямв-лих приписывал ему мысль о том, что все смешано, и с землею огонь, и огонь с водой, и воздух с ними, и они с воздухом, и даже прекрасное с безобразным, и справедливое с несправедливым. Таким образом, Пифагор одним из первых развивает мысль о всеобщей связи явлений, о единстве мира.

Идея всеобщей связи, единства мира распространяли и на жизнь отдельного человека. Так Алкмеон-Кротонский, представитель пифагорейской медицины, считал, что «здоровье - есть соразмерное смешение противоположных сил». Он считал, что сохраняет здоровье именно равновесие сил влажного, сухого, холодного, теплого, горького, сладкого и пр., а господство одного из них есть причина болезни.

Именно при Пифагоре появилась мысль, что от числа зависит не только характер и свойства вещей, но и все без исключения человеческие дела, слова, искусство и даже музыка. В этой связи существенное место в философии Пифагора занимала концепция единства макро- и микрокосмоса. Он считал, что есть постоянное взаимодействие между Большим Человеком (Вселенной) и человеком (малой Вселенной). Красота макрокосмоса - Вселенной, считали пифагорейцы, открывается лишь тому, кто ведет правильный, прекрасно устроенный образ жизни, т. е. кто в своем микрокосмосе поддерживает порядок и красоту. Число управляет и человеческими отношениями. Интересны размышления Пифагора о семье, мужчинах и женщинах с точки зрения совершенства числа. Пифагорейцы считали четные числа женскими, а нечетные мужскими. Нечетное число является оплодотворяющим и, если его сочетать с четным, оно всегда будет преобладать. Символ брака у пифагорейцев состоял из суммы мужского, нечетного числа три и женского, четного числа два. Брак - это пятерка, равная трем плюс два.

Идея совершенства числа хорошо выражена у Пифагора в его необыкновенно красивом учении о музыке Вселенной. Он занимался поисками музыкальной гармонии, поскольку верил в то, что музыкальная гармония необходима для очищения души и врачевания тела и способна помочь разгадать любую тайну. Пифагор полагал, что каждая планета, двигаясь с постоянной скоростью, проходит определенное расстояние, создавая звук. По мере того как расстояние планет от центра увеличивается, а вращение планет ускоряется, звук становится выше. Именно так Пифагор представлял себе музыку, которая звучит по всей

Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»

Вселенной. Пифагор считал планеты волшебными божествами, достойными поклонения и уважения человека. По его мнению, у каждого человека, как и у всех планет в космосе, есть собственная музыка - музыка его сфер.

Число «10» для выдающегося античного философа Пифагора символизировало гармонию Вселенной, «считалось совершенным числом. Десятка, будучи суммой первых четырех чисел (1 + 2 + 3 + 4 = 10), рассматривалась как символ полноты космоса. Единица есть выражение точки, двойка - линии и одномерного образа, тройка - плоскости и двумерного образа (плоских фигур), четверка - пирамиды, т. е. трехмерного образа (пространственных фигур). По убеждению Пифагора Вселенная состоит из 10 планет. Однако на тот момент были известны лишь 8 небесных тел, включая Солнце, которое рассматривалось Пифагором как планета, так же как и Луна. [2, с. 58] Для того чтобы дополнить до совершенного числа

количество небесных тел Пифагор вводит ещё 2 объекта: Антиземлю и Божественный Огонь, которые нельзя наблюдать с Земли.

Таким образом, в основе философии Пифагора такие диалектические идеи как идея всеобщей связи, идея единства мира, идея единства и борьбы противоположностей, благодаря которым создана концепция совершенства и гармонии числа, числовой симметрии Вселенной.

Библиографические ссылки

1. Спиркин А. Г. Философия : учебник. М. : Гарда-рики, 2001. 816 с.

2. Татаркевич В. История философии: первый этап античной философии. Пермь : Пермский ун-т, 2000. 482 с.

© Колтунов Н. Ю., 2013

УДК 323:355.01

Б. А. Литвинский Научный руководитель - Н. А. Сигида Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВОЕННЫЙ ГУМАНИЗМ И КОСМОС: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Рассмотрены проблемы толкования понятия «военный гуманизм», а также предложено значение, под которым следует понимать сущность этого термина. Выявлена и рассмотрена его непосредственная связь с политической сферой жизнедеятельности общества. На основе анализа военно-политической деятельности и технической оснащенности некоторых стран в космическом пространстве автор делает вывод о космосе, как о возможной арене боевых действий и сфере осуществления политических целей.

Мы живем в мире, где научно-технический прогресс достиг небывалых высот: мы смогли расщепить атом, управлять погодно-климатическими изменениями, полетели в космос, изобрели интернет и многое другое. Также подвергся изменению и военный сектор: были изобретены боевые ракеты разного радиуса действия, зенитные установки, биолого-химическое и ядерное оружие и т. п. И совершенно очевидно, что такая сила, направленная на человека, может без труда его уничтожить. Более того, на сегодняшний день в мире с новой силой вспыхнула бесконечная гонка вооружений, усилилась борьба принципов и мировоззрений запада и востока. Отсюда вытекает, что «свежий» термин «военный гуманизм» как никогда актуален в наше время. К тому же, малое количество научных трудов в этой области, говорит о недостаточной проработанности этой темы. Цель моей научной статьи: доказать значимость и актуальность данного термина, а также привнести некую «новизну» в вопрос о кризисе военного гуманизма, то есть показать несостоятельность «нового военного гуманизма» под которым понимается бесчеловечность. Одной из моих задач является показать непосредственную связь военно-политической сферы с космическим пространством, а также возможность переноса театра военных действий в космос.

Прежде всего, хотелось бы сказать, что военный гуманизм возможен в обществе коллективистского типа, потому что военный гуманизм соответствует своей сути тогда, когда свобода в ходе боевой деятельности предполагает ответственность перед обществом за свой поступок, а ответственность присуща совершенной личности общества коллективистского типа. Однако сейчас военный гуманизм - это принцип жизнедеятельности западного индивидуалистического общества, где личные интересы, такие как личное обогащение, политическая власть, воинская слава, ставятся превыше общественных. Но в этом случае военный гуманизм переходит в качественно иное содержание именуемое военной добродетелью. Сущность этого понятия рассмотрим на примере рыцарства. Рыцарское движение, как пример военного гуманизма западноевропейского средневековья, исследовал в своей монографии «Рыцарство» французский ученый Филипп дю Пюи де Кленшан. Излагая различные виды рыцарского кодекса чести, который он сводит к религиозным, мирским и личным обязательствам, исследователь выделяет пять основных принципов, выдвинутых Г. Коэном: «Повиновение Церкви и забота о ней; уважение ко всем и верность своим предводителям; щедрость по отношению к беднякам; смелость и сострадание в бою; помощь и содействие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.