ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И
СПОРТА
EDUCATIONAL SPACE OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS
УДК 37.037.1
ББК 74.200.54
О 74 Р.З. Османов
Старший преподаватель кафедры теоретических основ физического воспитания института «Юждаг»; E-mail: [email protected], [email protected]
СОУПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой совершенствования физического воспитания подрастающего поколения в условиях средних общеобразовательных учреждений. Совместное управление физкультурно-спортивной деятельности педагогами, учащимися и их родителями в рамках физического воспитания в общеобразовательной школе позволяет эффективно решать задачи, связанные с формированием физической культуры личности учащихся. Автором разработана и представлена модель соуправления физическим воспитанием в общеобразовательной школе, намечены пути реализации данной модели в практике физического воспитания детей школьного возраста.
Ключевые слова: физическое воспитание в средних общеобразовательных учреждениях, целевые установки физического воспитания, физическая культура личности, соуправление физическим воспитанием, модель соуправления физическим воспитанием в общеобразовательной школе.
R.Z. Osmanov
Senior Lecturer of the Department of Theoretical Bases of Physical Training, the Institute “Yuzhdag”; E-mail: [email protected], [email protected]
A JOINT CONTROL OF PHYSICAL TRAINING AT COMPREHENSIVE SCHOOL
Abstract. The paper examines the questions related to perfection of physical training of rising generation in the conditions of secondary educational institutions. The joint control of physical training and sports activity by teachers, pupils and their parents within the limits of physical training at comprehensive school allows an effective solution of the problems related to physical training of the person of pupils. The author develops and presents a model of joint control of physical training at comprehensive school and describes the ways of realization of the given model in practice of physical training of children of school age.
Keywords: physical training at secondary comprehensive educational institutions, target installations of physical training, physical training of the person, a joint control of physical training, a model of joint control of physical training at comprehensive school.
На общем фоне реформирования образования в России одной из наиболее острых, трудно разрешаемых является проблема реформирования образования в сфере физической культуры. Об этом свидетельствуют исследования последних лет, посвященные совершенствованию физического воспитания учащихся общеобразовательных школ (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 2003; Г.Г. Наталов, 2003; В.П. Лукьяненко, 2005; Н.Х.Хакунов, 2007).
Система физического воспитания, сложившаяся в общеобразовательных
учреждениях во второй половине прошлого века, до настоящего времени занимает доминирующее положение в большинстве регионов и муниципалитетах. Традиционная система физического воспитания не обеспечивает в современных условиях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач (В.П. Копаев, 2003; В.К. Спирин, 2007, 2008). В этой связи актуальной на сегодняшний день является проблема, связанная с определением ценностных ориентиров физического воспитания подрастающего поколения, поиском новых способов планирования, организации и контроля за физическим воспитанием учащихся.
Необходимость перехода к развивающей и развивающейся, открытой, демократической и гуманистической системе воспитания системе, в которой учащийся являлся бы не только пассивным объектом воспитания, требует, чтобы высшей ценностью являлся не усредненный ученик, а конкретная личность с ее индивидуальными особенностями и задатками, имеющая возможность принимать активное участие в управлении этой системой. Совместное управление деятельностью в практике физического воспитания позволяет реализовать идеи самоопределения, саморазвития, самовоспитания в коллективе детско-взрослого сообщества.
Пересмотр ценностных ориентиров физического воспитания подрастающего поколения позволяет по иному подойти к формированию цели этого процесса. В современных условиях целью физического воспитания необходимо считать не достижение абстрактного физического совершенства, по сути, сводящегося к физической подготовке, а формирование физической культуры личности. Проблема формирования физической культуры личности связана с изменением целевых установок физического воспитания, а именно, переориентации с концепции оздоровления населения за счет повышения уровня физического развития и физической подготовленности на формирование убежденности и потребности в физкультурной деятельности, формирование теоретических и конкретнопрактических знаний, использование информационных и практических подходов к формированию здорового образа жизни (Н.Х. Хакунов, 2008). Все это, на наш взгляд, диктует необходимость переноса акцентов на следующие принципы построения физического воспитания:
- принцип единства мировоззренческого и двигательного компонентов;
- принцип воспитывающего характера обучения;
- принцип личностно-ориентированного образования;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода в обучении;
- принцип региональности;
- принцип соответствия содержания образования материально-техническим, финансовым, кадровым условиям образовательного учреждения.
Формирование личности происходит в деятельности. Эффективность физкультурно-спортивной деятельности во многом обеспечивается ее качественным планированием, организацией, контролем и т.д. Реализация принципов физического воспитания, решение задач, связанных с формированием физической культуры личности, возможно на основе соуправления процессом физического воспитания педагогами, учащимися и их родителями.
Соуправление - это совместное управление, при котором объект управления (учащиеся) одновременно является и субъектом управления, представленным в органах управления, учитывающимся всеми другими субъектами при принятии решений.
Реализация функций соуправления (планирования, организации, контроля, координации) подразумевает сотрудничество, сотворчество, совместное принятие решений администрацией, педагогами, учащимися, родителями.
Разработанная модель соуправления физическим воспитанием представляет собой такую систему управления, которая обеспечивает:
- реальную возможность соуправления учащимися, родителями и педагогами физкультурно-спортивной деятельностью;
- планирование и организацию физкультурно-спортивной деятельности в условиях общеобразовательного учреждения на основе интересов, потребностей учащихся и их родителей, учета национальных и региональных особенностей, особенностей
менталитета, а также возможностей общеобразовательного учреждения;
- формирование теоретических и конкретно-практических знаний в сфере физической культуры, интереса к различным видам физкультурно-спортивной деятельности;
- формирование потребности в систематических самостоятельных занятиях физическими упражнениями, ведении здорового образа жизни и реализация этой потребности в повседневной жизни.
Графическое изображение модели представлено на рисунке №1.
Соуправление физическим воспитанием учащихся общеобразовательных школ в соответствии с разработанной моделью предусматривает следующую этапную реализацию функций соуправления (планирование, организацию, контроль, координацию):
Предварительный этап. Включает три взаимосвязанных направления работы:
а) пропаганда, агитация, реклама с целью создания коллектива единомышленников среди администрации, педагогов, учащихся и их родителей, объединенных для решения общих задач;
б) изучение интересов, потребностей, особенностей менталитета учащихся и их родителей как субъективные факторы эффективности физкультурно-спортивной деятельности;
в) изучение состояния здоровья, уровня физического развития, физической подготовленности, объема двигательной активности учащихся.
Этап планирования. Направлен на планирование учебно-воспитательного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, профориентационной работы в области физической культуры на основе учета интересов потребностей, национально-региональных особенностей контингента при определении содержания вариативного компонента общеобразовательной программы.
Организационный этап. Предполагает организацию учебно-воспитательного процесса и физкультурно-оздоровительной деятельности на основе интересов и потребностей учащихся с акцентом на повышение уровня физкультурной образованности и формирование установки на физическое самосовершенствование.
Формирующий этап. Предполагает формирование у учащихся общетеоретических и конкретно-практических знаний в сфере физической культуры, переориентацию потребностно-мотивационной сферы на систематические самостоятельные занятия физическими упражнениями и здоровый образ жизни.
На рисунке 2 представлена схема этапной реализации модели соуправления физическим воспитанием в условиях общеобразовательного учреждения.
Мы предполагаем, что организация физического воспитания на основе соуправления в соответствии с разработанной моделью будет способствовать эффективному формированию физической культуры личности подростков. Экспериментальное обоснование действенности предложенной модели в условиях общеобразовательной школы является содержанием наших дальнейших исследований.
Объекты соуправления
Субъекты соуправления: администрация, педагоги, учащиеся, родители
Процесс физического воспитания
V 1
Учащиеся ▼
Функции соуправления Школьный совет
Цель: формирование физической культуры личности
сотрудничества
Ценностные ориентиры:
- создание атмосферы совместного бытия;
- создание ситуации успеха для ребенка и взрослого;
- свобода выбора физкультурно-спортивной деятельности;
- создание условий для проявления себя в созидательном творчестве.
I
Основополагающие принципы:
- воспитывающего характера обучения;
- личностно-ориентированного образования;
- индивидуальнодифференцированного подхода в обучении;
- региональности;
- соответствия.
Конечный результат:
Физическая культура личности
Задачи:
■ повышение физкультурной образованности;
■ обучение самостоятельным занятиям и формирование установки на самосовершенствование;
■ обучение принципам самоконтроля и контроля за физической нагрузкой во время занятий;
■ достижение оптимального уровня физической подготовленности.
Рис. 1. Модель соуправления физическим воспитанием в общеобразовательной школе
Рис. 2. Схема этапной реализации модели соуправления физическим воспитанием в условиях общеобразовательного учреждения
1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Концепция информационно-образовательной компании по развертыванию национальной системы спортивно-ориентированного воспитания обучающихся в общеобразовательных школах РФ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М., 2003. № 1. С. 11-17.
2. Копаев В.П. Комплексное планирование физического воспитания школьников (обоснование подхода, технология разработки и обучение): учеб. пособие. Великие Луки: ВЛГИФК, 2003. 65 с.
3. Лукьяненко В.П. К проблеме модернизации системы общего физкультурного образования в России // Физическая культура и спорт: здоровье, воспитание, тренировка: материалы 50-й науч.-метод. конф. преподавателей и студентов «Университетская наука - региону». Ставрополь, 2005. С. 108-110.
4. Наталов Г.Г. С чего начинать модернизацию образования? // Теория и практика физической культуры. 2003. № 12. С. 2-12.
5. Спирин В.К., Вязанко М.В., Макарова Н.А. Индивидуальный подход как один из важнейших принципов модернизации базового курса физического воспитания в общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. № 1. С. 11-13.
6. Спирин В.К. Организационно-методические условия неэффективного построения уроков физической культуры в рамках традиционной системы физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 6. С. 11-14.
7. Хакунов Н.Х. Формирование базовой физической культуры личности в учебных заведениях. Майкоп: Изд-во АГУ, 2007. 152 с.
8. Хакунов Н.Х., Ахтаов Р.А. Физическая культура и спорт в современном мире -социальные аспекты: учеб.-метод. пособие для студентов и аспирантов. Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. 168 с.
References:
1. Balsevich V. K., Lubysheva L.I. The concept of the information-educational company on expansion of national system of the sports-oriented education of students going to RF comprehensive schools // Physical culture: upbringing, education, training. М., 2003. № 1. P. 11-17.
2. Kopaev V.P. Comprehensive planning of schoolchildren’s physical education (an approach substantiation, work technique and training): manual. Velikie Luki: VLGIFK, 2003. 65 pp.
3. Lukjyanenko V.P. On the problem of modernization of the general sports education system in Russia // Physical culture and sports: health, education, training: the materials of the 50th scientific-methodical conference of teachers and students «University science to region». Stavropol, 2005. P.108-110.
4. Natalov G.G. What to begin the modernization of education with? // Theory and practice of physical culture. 2003. № 12. P. 2-12.
5. Spirin V. K, Vyazanko M.V., Makarova N.A. The individual approach as one of the major principles of modernization of a base course of physical training at comprehensive school // Physical culture: upbringing, education, training. 2007. № 1. P. 11-13.
6. Spirin V. K. Organizational amd methodical conditions of inefficient planning of physical culture lessons within the traditional system of physical training // Physical culture: upbringing, education, training. 2008. № 6. P. 11-14.
7. Khakunov N.Kh. The formation of the person’s basic physical culture in educational institutions of Maikop: ASU Publishing house, 2007. 152 PP.
8. Khakunov N.Kh., Akhtaov R.A. Physical culture and sports in the modern world - social aspects: manual for students and post-graduate students. Maikop: ASU Publishing house, 2008. 168 pp.