УДК 78.05 + 37.03
Сотворчество в музыкальном восприятии: эстетический и личностный аспект
С. Н. Лифинцева
Егорьевский филиал Московского...............•государственного
университета (г. Егорьевск)
Подчеркивается значимость эстетических ориентиров для личностного развития подростка. Музыкальное искусство рассматривается как источник формирования эстетических потребностей личности. Анализируется процесс восприятия музыкального произведения; особое значение придается условиям, при которых оно становится результатом сотворчества композитора и слушателя. Раскрываются особенности музыкального восприятия (субъективность и богатство). Обосновывается роль музыкального сотворчества в решении психологических проблем, характерных для подросткового возраста.
Ключевые слова: личностный рост; восприятие музыки; эстетическое содержание произведения искусства; подросток; музыкальное развитие.
Проблема становления личности подростка, изучение личностного роста всегда были в центре внимания гуманистической педагогики и психологии. Подрастающий человек нуждается в определенных духовно-нравственных устоях и эстетических ориентирах, которые часто несовместимы с тем, что он встречает в реальной действительности и средствах массовой информации.
Искусство, в частности музыкальное, несет в себе устойчивое представление его творцов о духовных идеалах и ценностях, обладает огромным потенциалом в формировании высоких эстетических вкусов и потребностей.
Слушатель, воспринимая музыкальные произведения, благодаря воображению создает на основе сложившихся у него представлений о музыке образ конкретного произведения, слушаемого в данный момент. Воображение слушателя порождает при восприятии собственный, субъективно окрашенный вариант
© Лифинцева С. Н.
созданного композитором образа. Это дает основание считать процесс восприятия музыки — сопровождение и внутреннее воссоздание слушателем содержания произведения; сопереживание, обогащенное собственным жизненным опытом и чувствами, — сотворчеством слушателя и композитора. Способность к творческому восприятию музыки играет здесь роль ведущего компонента.
Сотворчество может быть непроизвольным (слушание музыки) и произвольным (исполнительство). Любой творец, создавая художественное произведение, стремится перевоплотиться в своих героев. Но этот же механизм срабатывает и в деятельности слушателя: уметь перевоплощаться должен не только композитор, но и исполнитель и слушатель. Процесс постижения музыкального произведения в некотором смысле оказывается сродни состоянию трансцендентальной медитации, когда оба — и исполнитель, и слушатель — оставляют
Педагогическая система координат: образование, воспитание, развитие человека
мир привычных чувств и обыденных представлений и переносятся в своем воображении в иную реальность. Достижение таких предельных переживаний в процессе восприятия искусства требует соответствующего уровня развития нервно-психической организации человека, опыта и, конечно, воображения. Как неоднократно подчеркивал Л. С. Выготский, для ребенка, лишенного воображения, восприятие искусства, а значит и достижение «пиковых состояний», недоступно. Следовательно, для развития восприятия произведений искусства, в том числе и музыки, важно иметь богатое воображение, которое позволяет подниматься над повседневностью и приобщаться к духовному опыту человечества [1].
Процесс сотворчества в музыкальном восприятии довольно подробно рассматривается в исследованиях В. Д. Остроменского. Он считает, что «музыкальное восприятие как способность эстетического познания окружающей действительности, воплощенной в музыкальной образности, неотделимо от творчества» [2, с. 64].
Аналитический подход к субъективному слушательскому образу показывает, что в основе его лежат непосредственные впечатления от воспринимаемой музыки и субъективные представления, возникающие при ее восприятии. Определенная мера обобщенности свойственна и ассоциативным представлениям, но в значительно меньшей степени, ибо она носит более ограниченный, эпизодический характер и лишена той итоговой эмоционально-мыслительной завершенности, какой характеризуется субъективное отношение к воспринятому произведению. Сохраняя в себе качества эмоционально-познавательного акта, слушательский образ по сравнению с ассоциативными
представлениями более осознан и обоснован, благодаря рациональным элементам. Как отмечал В. Ф. Асмус, исследуя специфику восприятия художественного произведения, «...к осознанию содержания, данного объективно в самом художественном произведении <...> нет и не может быть другого пути, кроме активности самого читателя, зрителя, слушателя. Оно [содержание] воспроизводится, воссоздается самим читателем по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя. Деятельность эта есть творчество» [3, с. 62].
В основе субъективного постижения музыкальных образов, по мнению Остроменского, лежит непосредственная заинтересованность субъекта восприятия. Слушателю необходимо сосуществовать с эстетическим содержанием воспринимаемого произведения, которое должно непосредственно его касаться. Сотворчество возможно лишь в том случае, когда переживания создателя музыки сочетаются с переживаниями слушателя, когда эти переживания он может перенести на себя [2].
Неизбежная субъективность музыкального восприятия слушателя потенциально заложена в объективном содержании музыкальных образов, поскольку музыка во многом предопределяет характер своего восприятия. Несмотря на кажущуюся неконкретность языка, она представляет собой целостную художественную структуру, характеризующуюся богатством и разнообразием содержательного наполнения. Она предрешает силу, глубину, насыщенность и особенности эмоциональной реакции и одновременно стимулирует формирование индивидуально-личностного отношения к воспринятому.
Лифинцева С. Н.
С первых дней пробуждения музыкального восприятия возникает такая его особенность, как богатство. Она сохраняется на всем протяжении музыкального развития личности и не является свидетельством высоты его уровня. Тем не менее уровень музыкального развития сказывается на качестве субъективности. Субъективное отношение к произведениям развивается и обогащается по мере развития музыкального восприятия. Чем интенсивнее эстетическое воздействие музыки, чем лучше развита способность к оперированию присущими музыке категориями, тем богаче, оправданнее и разнообразнее объективный отклик слушателя.
Сотворчество в процессе музыкального восприятия выполняет помимо эстетической и своего рода диагностическую функцию: позволяет проникнуть во внутренний личностный мир, часто закрытый и интимный, особенно если мы имеем дело с подростком. Музыкальное произведение в данном случае играет роль проективного психологического материала, который активизирует субъективно значимые ассоциативные связи личности. В подтверждение этого приведем отрывки из сочинений учащихся 8—9 классов, написанных после прослушивания произведений М. П. Мусоргского (цикл «Картинки с выставки», «Старый замок»).
«Я думаю, это произведение нужно слушать потому, что оно передает все сострадание одиночества осени...»
«Это произведение <...> заставляет меня вспомнить о смерти и о моих родных — живых и мертвых. Я очень люблю их, но о смерти нельзя думать, а тем более бояться, ведь смерть предстоит нам всем и я ее не боюсь.»
«Мелодия может объяснить что-то, что даже нельзя передать словами. Музыка успокаивает, и когда ее слушаешь, становится легче».
Как видим, сотворчество в музыкальном восприятии позволяет подростку обратиться к важным для него темам внутреннего мира человека, эмоций, смысла жизни и смерти.
Совместное прослушивание музыки с последующим устным или письменным размышлением о ней открывает педагогу редкую возможность прикоснуться к самым непростым вопросам, возникающим у растущей личности, попытаться разделить ее переживания и помочь найти ответы. В связи с этим подчеркнем важность сохранения наиболее естественных условий восприятия музыки, создания максимально благоприятной для проявления личностного аспекта атмосферы, располагающей к сотворчеству.
Литература
1. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. 341 с.
2. Остроменский В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев: Музыкальная Украина, 1975. 199 с.
3. Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики: сб. статей / В. Ф. Асмус. М.: Искусство, 1968. С. 55-68.
4. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1973. 144 с., 1 л. ил.
5. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 383 с.: черт., нот. ил.
Лифинцева Светлана Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и логопедии Егорьевского филиала Московского педагогического государственного университета. E-mail: [email protected]