Научная статья на тему 'Социум и политика в постмодернистском Зазеркалье: взгляды, подходы, анализ'

Социум и политика в постмодернистском Зазеркалье: взгляды, подходы, анализ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1210
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ирхин Юрий Васильевич

The author associates the concept of «postmodern» which has been widely used since the late seventies with large scale quality changes in the society, the crisis of modern Western civilization. The object of Youri Irkhin's thorough investigation is postmodernism as one of the important postmodern weltanschauung tendency. The author carries out the comparative analysis of modernism and postmodernism. In his opinion in the framework of postmodernist tendencies there are different approaches and fields of research. However, they all are characterized by some similarity of principles and research methods of the present. On the whole it is quite legitimate to talk about current postmodern methodology and appropriate concepts. The article covers the review of postmodern approaches in the political science and world politics and sociology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социум и политика в постмодернистском Зазеркалье: взгляды, подходы, анализ»

См.: TurnerB.S. Theories of Modernity and Postmodernity. L, 1995. P. 3-6.

Ю.В.Ирхин СОЦИУМ И ПОЛИТИКА В ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ ЗАЗЕРКАЛЬЕ: ВЗГЛЯДЫ, ПОДХОДЫ, АНАЛИЗ

«Постмодерн» - одно из основных понятий современной теории, обозначающее отрезок исторического времени, хронологически начавшийся с кризиса индустриального общества и простирающийся в будущее.

Исторически понятие «постмодерн» возникло для обозначения периода, открывающегося с преодолением прежнего социального порядка. Последним неоднократно обозначали самые различные исторические эпохи. Впервые термин «modernus» был использован христианскими теологами V в. для противопоставления новой исторической эпохи языческим сообществам Средиземноморья.

Вторично понятие «модернити» было использовано в эпоху Просвещения для подчеркивания различий между формирующимся индустриальным (буржуазным) строем и феодальными отношениями и порядками. В этом смысле эпоха «модернити» характеризует качественные характеристики сложившихся с XVV-XVIII вв. европейских и североамериканских обществ1. В философской культуре XX в. распространено отождествление «модернити» с утверждением и торжеством научной рациональности, индустриального разума, «проекта» Просвещения.

Соответственно понятие «постмодерн» применяется для подчеркивания разрыва человечества со ставшей традиционной эпохой («У каждой эпохи есть собственный постмодернизм» -У.Эко). В научный оборот термин «постмодерн» вошел в середине 50-х гг. прошлого века. В 1939 г. А.Тойнби обозначил им этап, открытый окончанием 1-й мировой войны, а в 1946 г. отодвинул его границы далее в XIX в., назвав переломным моментом середины 70-х гг. этого века. В 50-е гг. XX в. Ч.Райт Миллс и П.Дракер предпочли обозначить новое формирующееся социальное состояние Запада как постмодернистский порядок.

Понятие «постмодерна» стало широко использоваться с конца 70-х гг. для обозначения периода вступления и развития человечества в эпоху постиндустриализма. Именно качественные изменения и сдвиги в обществе привели к формированию постмодерна как нового общественного явления и, соответственно, постмодернизма как одной из его мировоззренческих тенденций.

В этом смысле «постмодерн» представляет собой интегральную характеристику современного

постиндустриального, информационного общества. Акцент делается на цивилизационные характеристики и

См.: Постмодерн //Аберкромби П., Хила С., Тернер Б. С. Социологический словарь / Пер. с англ. М.: «Экономика», 2004. С. 341-342

3 Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge, 1995. P. 1-2.

изменения или соответствующие тенденции развития. Среди них: постиндустриальное, информационное производство,

возникновение обширного сектора «интегрированных коммуникаций» и его воздействие на общество, переход от массового к специализированному производству,

фрагментированная («кластерная») социальная структура, повышение роли постматериальных ценностей, эстетизация повседневной жизни, конструирование идентичности на основании индивидуального выбора, различный опыт времени и пространства, возрастание ценности самостоятельности, конкуренции, уменьшение социальной роли государства и т. д.2. Вместо прежних представлений о единой культуре общества, о прогрессивном развитии культуры мира, о восходящей линии от одной фазы к другой пришло ее понимание как многообразного фрагментарного феномена.

исследователи (Э.Гидденс), для характеристики буржуазной эпохи используют понятие модернити», а постиндустриальной - «зрелой целях сохранения единой основы исследуемого феномена. По временным границам «зрелая модернити» в основном совпадает с эпохой «постмодерна». В целом в понятии «постмодерн» фокусируется внимание на цивилизационных свойствах, чертах и проблемах развития общества.

Отдельные классической «ограниченной модернити»3 в

Мир модерна и постмодерна

Модерн Постмодерн

Однолинейность развития мира Многовариантность развития мира

Иерархия культур с выделением эталонных. Стремление к культурной универсализации, ассимиляции и т. д. Равноценность культур, сомнение в превосходстве культур, считавшихся эталонными. Идея культурного плюрализма как основы общества.

Вера в светлое будущее, безусловный оптимизм Сомнение в том, что завтра будет лучше, чем сегодня, «Потерял силу любимый призыв государства: терпеть сегодня во имя счастливого будущего» (З.Бауман)

Безоговорочная вера в прогресс. Отрицание прогресса, особенно морального. «Люди не ожидают от будущего чего-то абсолютно иного по сравнению с настоящим» (З.Бауман).

Вера в познаваемость мира, во всесилие науки. Сомнение в возможностях естественных и общественных наук, резкое сужение круга их функций.

Доверие государству как руке прогресса, опирающейся на достижения науки Недоверие к государству и власти, отказ ему в праве вторгаться во многие сферы жизни общества, стремление к разгосударствлению общества.

Идея единой культуры общества.

Массовое производство одинаковых вещей

Производство - базис общества.

Основа экономики -

национальный

рынок.

Каждая страна - это особая культурная реальность. Чтобы познакомиться даже с отдельными ее частями, надо отправиться в путешествие._

Потребление - это прежде всего инструментальная деятельность, направленная на удовлетворение природных потребностей человека.

Идея фрагментарности культуры.

Переход от массового производства к гибким и замещение массового рынка микрорынками, рыночными нишами.

Общество постмодерна - это общество потребления._

Формирование глобального рынка, охватывающего весь мир. В этих условиях производство, рассчитанное на узкий круг потребителей, специфический и даже экстравагантный вкус, может быть массовым, дешевым и прибыльным.

Возникновение гиперреальности. По всему миру возникают участки иной культурной реальности: «Диснейленды», «Макдональдсы» и т. п,

В обществе постмодерна потребление это прежде всего потребление символов, а не инструментальная деятельность.

Россия и мир в 2020 г. / Ред. и послесловие А.Шубина. М.: Европа, 2005. С.

202.

Понятия модернизм и постмодернизм в большей степени используются для характеристики искусства, культуры, состояний общественного сознания, научных направлений и т. п. Считается, что модернизм (в искусстве и др.) охватывает конец XIX - первую половину XX вв. «Постмодернизм» возник как рефлексия на некоторые тенденции, проявившиеся в инновационной культурной практике, живописи, литературе, кино, телевидении и в искусстве в целом, а также самосознании Запада, как продолжение или (чаще) противопоставление модернизму. В рамках постмодернизма речь идет о пересмотре кардинальных предпосылок европейской культурной традиции, связанных с прогрессом как идеалом и схемой истории, разумом, организующим вокруг себя весь познаваемый мир. Постмодернизм представляет собой своеобразную эпоху не столько в развитии социального мира, сколько его сознания. «В условиях позднеиндустриального общества преобладает культурный процесс постмодерна, предполагающий разрушение целостности мировоззренческих систем, что затрудняет их диалог и ведет не к синтезу, а к хаотическому смешению, чреватому мировоззренческой дезорганизацией и социально-политической непрочностью»4.

Профессор Т.А.Алексеева справедливо полагает, что «Рождение постмодернизма связано с кризисом Современности. Глубокое разочарование в ценностях "проекта Просвещения", падение любых авторитетов сопровождается (по крайней мере, на Западе) параллельным про-

5 Алексеева Т.А. цессом нового "околдовывания" общества идолообразующей, Лики гедонистической культурой потребления»5. российского Автором понятия «постмодернизм» является Федерико де Ониз. постмодернизма Он использовал термин «post-modernismo» в 1934 г. для // «Вестник характеристики испанской и латиноамериканской поэзии начала XX Московского в., стремившейся порвать с канонами прошлого6. В 60-70-е гг. университета. феномен «постмодернизма» исследовался в культурологических Сер. 18. Социо- статьях Л.Фидлера, Л.Мейера, работах по искусству и архитектуре логия и политоло- И.Хассана, Ч.Дженкса и др. Тогда постмодернизм ассоциировался гия». 2003. № 4. С. по преимуществу с архитектурными экспериментами, основанными 23. на новом образе пространства и стиля.

Впервые статус философского понятия «постмодернизм» полу-6 Rose M.A. The чил в книге Ж.-Ф.Лиотара «Состояние постмодерна» (1979 г.), где Post-Modern and the был использован применительно к выражению «духа времени»7. Post-Industrial. Определяя задачу, поставленную в своём сочинении, Лиотар A Critical Analysis. говорил: «Предметом этого исследования является состояние знания Cambridge. 1991. в современных наиболее развитых обществах. Мы решили назвать P. 22-24. его "постмодерн". Это слово ... обозначает состояние культуры после трансформаций, которым подверглись правила игры в науке, 7 См.: Lyotard J.-F. литературе и искусстве, в конце XIX века». Таким образом, Лиотар La condition post- связывал постмодернизм с ощущением изжитости основных moderne: Rapport принципов, на которых базировалась западная цивилизация. sur le savoir. Характеризуя эпоху постмодерна, он рассматривал ее как P., 1979. сложившийся факт и констатировал тенденции, которые уже утвердились в обществе. Вхождение постмодернистской эпохи в свои 8 См.: Ильин И.П. права представляет собой постепенный, незаметный процесс, и, в Постмодернизм: отличие от революций Нового времени, переход к эпохе словарь «постмодерна» не является каким-то радикальным, четко терминов. обозначенным хронологически событием. Растянутое во времени, М, 2001. С. 206. начиная с конца шестидесятых годов, оно продолжается вплоть до сегодняшних дней.

В трудах ряда известных исследователей (Р.Барт, З.Бауман, Ж.Бодрийяр, М.Бланщо, Ф.Гваттари, Г.Дебор, Ж.Делез, Ж.Деррида, Ж.Лакан, Ж.-Ф.Лиотар, М. де Серто, М.Фуко и др.) разработаны общие принципы постмодернистской методологии изучения культуры, психологии, языка, символов, агентов и элементов социума, политики. Идеи и принципы постмодернизма используются в ряде культурологических, философских, социологических и политологических концепциях (подходах), посвященных анализу феноменов постиндустриализма, информационной эпохи и др.8

Полезно использовать дихотомии «модерн-постмодерн» и «модернизм-постмодернизм», обращать внимание на соотношение цивилизационных и культурологических факторов. Так, по Ф.Джеймсону, С.Лэшу и Дж.Урри культура реализма соответствовала рыночному капитализму, культура модернизма (сюрреализм и т. д.) - монополистическому капиталу, а постмодернизм демонстрирует свое близкое родство с капитализмом эпохи потребления. Постмодернистской стиль связан с возникновением «сервис-класса» - прослойки образованных,

9 См.: Jameson Fr. ориентированных на карьеру и высокую мобильность людей с Postmodernism or индивидуальной системой ценностей и слабыми связями с

the Cultural Logic of «общиной»9.

Late Capitalism. В современной литературе ведутся дискуссии о соотношении

Verco, 1991. таких аспектов содержания понятия постмодерна, как собственно философский, социологический (З.Бауман, Р.Виллиамс, К.Кумар, С.Лаш, Д.Лион, Дж.Урри, Ф.Фехер, А.Хеллер), культурологический (С.Бест, Д.Келлнер, Э.Дгеллнер, М.Постер, Б.С.Тэрнер, Б.Смарт), литературно- и архитектурно-художественный (Ч.Дженкс, И.Хассан) и др. Среди российских исследователей - Т.А.Алексеева, Л.К.Зыбайлов, И.П.Ильин, М.В.Ильин, С.А.Кравченко, В.О.Рукавишников и др.

Постмодер- В рамках постмодернистских теорий наблюдаются различные

нистское подходы и направления исследований. В то же время их отличает и

мышление и некоторая схожесть ряда принципов и методов исследования

подходы современности. В целом можно говорить о сложившейся постмодернистской методологии и соответствующих концепциях.

10 См.: ДерридаЖ. В постмодернизме широко используются идеи и Страсти // Socio- терминологический аппарат структурализма и особенно

Logos '96. постструктурализма (труды Л.Альтюссера, Р.Барта, Ж.Деррида, Альманах М.Фуко и др.), которые как бы взаимообусловливают друг друга.

Российско-фран- Постструктурализм - широко распространенное с 1960-х гг. цузского центра интеллектуальное движение во Франции, происходящее от социологических структурализма (Соссюр Ф. де, К.Леви-Стросс), но пересмотревшее исследований его основные постулаты о языке и обществе как знаковых системах. РАН. М, 1996; его Постструктуралисты настаивают на деконструкции прежней же Письмо и лингвистической теории по таким направлениям как структурность, различие. М., 2000, знаковость, коммуникативность и целостность субъекта. Вместо Фуко М. Воля к централизованной или определенной структуры ими предлагается истине: по ту «ризома» (отсутствие центра); «текст» противопоставляется речи и сторону власти и диктует свои правила; самопознание субъекта представляется сексуальности. М., возможным лишь через «текст» («смерть субъекта»); они заявляют о 1996; его же принципиальной невозможности объективной интерпретации текста Надзирать и нака- и существовании его бесчисленных интерпретаций («смысловая зывать. М., 1999 неразрешимость»); указывают на господство любых ментальных и др. структур, способных выступать в качестве самостоятельной силы, манипулирующей сознанием людей10. В трудах Л.Альтюссера (1918-1990 гг.) индивиды рассматриваются в качестве носителей или агентов структур социальных отношений, а идеология - как реальное социальное отношение (практики). Э.Гидденс показывает, что структуры являются как результатом, так и средством социального действия («двойная структурация, двойственность структуры»); критично относится к «отстраненности» ряда постмодернистов от предшествущей эпохи, классических социологических школ.

Взгляды постмодернистов различаются в зависимости от их позиций, имеет значение и специфика дисциплины (дискурса): культурологии, искусствоведения, теории познания, социальной теории, политоло-

См.: Бодрийяр Ж.

Прозрачность зла.

М, 2000 и др.

12 ЛиотарЖ.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн // Ad Ыа^твт '93. Ежегодник. М. С. 320; Он же. Состояние постмодерна. СПб., 1998; Он же. Предпосылки постмодерна. СПб., 1999.

13 См.: Ритцер Дж. Современные, социологические теории / Пер. с англ.

СПб.,- 2002. С. 538539.

ги, мировой политики и др. В целом в постмодернизме выделяют три направления (позиции).

Согласно первому (радикальному) акцент делается на происшедшей замене современного общества постсовременным и изучении его культуры вне связи с историей, разрыве с прошлым (Ж.Бодрийяр, Ж.Делез, Ф. Гваттари)11.

Согласно второму, хотя такое изменение и имело место, постмодернизм вырастает из модернизма (модерна) и неразрывен с ним (Фр.Джеймсон, Э.Лаклуа, Ш.Муффе, а также представительницы постмодернистского феминизма Н. Фрезер и Л. Николсон). Ряд авторов в рамках этой позиции рассматривает постмодернизм как продолжение предыдущих подходов -анамнесис (пересмотр), «редактируемый» модерн (А.Б.Зелигмен, А.Гидденс, Ж.-Ф.Лиотар)12.

Согласно третьей, - модернизм и постмодернизм можно рассматривать не как отдельные эпохи, а как участников длительных и непрерывных отношений, причем постмодернизм постоянно указывает на ограниченность модернизма (Б.Смарт). В рамках постмодерна существует его критика (Ж.Липовецки), выделяется также «социология постмодерна» или постсовременности (З.Бауман)13. Постмодернизм как отдельное направление исследуется в теории мировой политики, глобалистике и т. д.

В парадигмальной эволюции постмодернизма могут быть выделены два этапа. К первому относят постмодернистскую классику деконструктивизма, характеризующуюся крайним радикализмом дистанцирования от презумпций как классической, так и от неклассической философии. Ко второму - after-postmodernism - оформляющуюся ныне парадигмальную модификацию постмодернизма, представляющую некий поворот к пересмотру исходных презумпций, связанный во многом с социально-коммуникационным поворотом в развитии обществоведения. В этом случае постмодернизм уделяет больше внимания коммуникативной реальности, ее аксиологии и т. д. (Дж.Уард, М.Готдинер и др.).

Специфика распространенного «классического»

постмодернистского дискурса состоит в том, что он разрывает с классической философией и теорией познания, вводит новые способы и правила интеллектуальной деятельности. Этот дискурс включает в себя рефлексию о новой исторической эпохе, новых произведениях культуры и новый тип теоретизирования о социальном мире. Как течение мысли постмодернизм характеризуется прежде всего тем, что он противопоставляет себя той интеллектуальной традиции, которую принято называть Просвещением. Если Просвещение всегда видело свою задачу в том, чтобы найти рациональные основы социальных процессов и поведения отдельного человека, то постмодернизм с большим подозрением относится к любым попыткам классического научного объяснения изменений в обществе и деятельности людей.

Ш.Бодлер по сути сформулировал стратегию культуры постмодерна, порывающей с прошлым, сомневающейся в настоящем и ориен-

14 Foucault M. Power/Knowledge: Selected Interviews and Other Writings. 1972-19 77. Brighton, 1980. P. 131-132.

тирующейся на «инаковость». За новизной гнался, например, и авангард. Но он признавал ценностную иерархию, хотя и в извращенной форме: новое всегда лучше, выше старого, т. е. новое как бы сравнивало себя со старым. Постмодернизм отказался от иерархии, от оценок и сравнения с прошлым.

Постмодернисты не приемлют того, что они называют тотальными объяснениями («великими повествованиями», или «метанарративами» - Ж.-Ф.Лиотар). По его словам, ведущие классические теории, главные идеи человечества: идея прогресса, эмансипации личности, увеличение свободы и ответственности, развитие разума... (метанарративы) утратили свою легитимирующую силу. Выбор самих категорий, в которых осуществляется описание, утверждают постмодернисты, искажен предвзятым отношением наблюдателя, происходит субъективное или заданное «конструирование» знания. Выводы и рекомендации из них неявно должны придать ходу событий определенное направление.

«Ничего не гарантировано» - главный пафос сознания постмодерна, практикующего интерпретативный разум. «Бог умер», разуму законодательному отказано в доверии, все «священное» и «высокое» воспринимается как самообман людей, иерархия «тело-душа-дух» разрушена, человек больше ни во что не верит... Постмодернисты следуют линии на отказ от таких понятий, как «исток», «причина». Взамен вводится термин «след», как то единственное, что нам остается вместо прежней претензии знать точную причину. Постмодернисты полагают, -писал М.Фуко, - что «в каждом обществе есть свое представление об истине, свойственная ему «общая политика» правды, т. е. в обществе существуют типы дискурса, которые приемлемы для него и выполняют функцию правды»14.

По мнению постмодернистов, лишь микронарративы (повествования, рассказы, посредством которых вымысел живет в культуре) продолжают плести ткань повседневной жизни. Ими переоценивается роль описательного плана, значения самой полемики, связанной с переосмыслением ценностей. Карта предшествует территории, телевизор и Интернет формируют общество.

Ж.-Ф.Лиотар выдвинул положение о «постмодернистском состоянии», для которого характерны открытость, отсутствие жестких иерархий, асимметричных оппозиционных пар (высокое -низкое, реальное -воображаемое, субъект - объект, поверхность -глубина, внутреннее -внешнее). Постмодернизм сторонится «тотализующих моделей», место субъекта занимают разнообразные безличные структуры, будь то потоки желания или интенсивности (Ж.Делез, Ф.Гваттари), соблазн в его гиперреальном измерении («реклама - это спектакль, и он возбуждает» -Ж.Бодрийар), пульсации, связанные с либидо (Ж.Лакан) и т. п. Особое внимание уделяется игре, оригинальности поступка, жеста и др.

Характерна «деконструктивная критика» Ж.Деррида существующих реалий, «метафизики присутствия». Отличие деконструкции от многообразных вариантов критики классической философии в том, что

она представляет собой художественную транскрипцию философии на основе данных эстетики, искусства, гуманитарных наук. Разрушая привычные ожидания, изменяя статус традиционных ценностей, деконструкция выявляет понятия и артефакты, уже существующие в скрытом виде. Она ориентирует не столько на новизну, связанную с амнезией, сколько на инакость, опирающуюся на память. Основные объекты деконструкции - знак, письмо, речь, текст, контекст, чтение, метафора, видеоролик, бессознательное, виртуальные структуры: гипертексты и др. В результате событие перестает соотноситься с универсальной истиной бытия. В постмодерне происходит также деконструкция классических идеологий, трансформация их в прикладные разноцветные идеологические потребительские коктейли: соединение консервативного курса с левой политической риторикой.

Неприятие постмодернистами категории «сущность», ориентирующей исследователя на поиск глубин, корней явлений приводит к появлению понятия «поверхность» (ризома), В такой ситуации остаются невостребованными термины «цель», «замысел»: предпочтительными становятся «игра», «случай». В принципе постмодернизм нацелен не на созидание, синтез, творчество, а на «деконструкцию» и «деструкцию», т. е. перестройку и расшатывание прежней структуры интеллектуальной практики и культуры вообще. Хотя в целом постмодернизм не отрицает значения малых культур, национальных традиций и т. п.

Если модернизм стремился к «определенности», то постмодернизм тяготеет к «неопределенности», делая это понятие одним из центральных в своей интеллектуальной практике. На смену терминам «жанр», «граница» текста приходят «текст» или «интертекст», что дает мыслителю свободу творить, пренебрегая требованиями традиции.

С точки зрения постструктуралистов и ряда постмодернистов представления «говорящего субъекта» о независимости и автономности своего сознания и самоценности своего «я» не более как иллюзия. Используя эту иллюзию как право управления текстом, навязывания тексту смыслов или формы, субъект предполагает, что сам он свободен, не подчиняется никаким законам. Но поскольку «ничего не существует вне текста» (Деррида), то и субъект с необходимостью находится «внутри текста», в рамках господствующих норм, в границах определенного исторического сознания. Самосознание субъекта есть лишь совокупность различных текстов, воспроизводящих мир культуры. Индивид становится «фрагментированным» - стирается граница реального и символического, увеличивается фиктивная, фабрикуемая деятельность; он существует в мире фантазмов и становится легко манипулируемым.

Идея о «смерти автора» получила второе рождение в связи с развитием Интернета. Постмодернисты делают акцент на исторической исчерпанности феномена авторства и традиции герменевтического («смыслового») толкования текстов, основанного на нем. Разнообразие знаков потрясает человека, он чувствует себя сбитым с толку и более ни

15 См.: Lyotard J.-F. в чем не уверенным. Возникают условия «изменчивости, Political Writings. дезориентации и игры» (Дж. Ваттимо).

UCL Press, 1993. На этапе электронного обмена сообщениями знаки в значитель-P. 51. ной степени симулируют, подделывают действительность и теряют свой репрезентирующий характер. Многообразие знаков парадоксальным образом подрывает их способность что-либо значить, и люди расходятся после спектакля, не разобравшись в его смысле, но и свободные, по логике постмодернистов, от необходимости искать истину. Личность в таком обществе децентрализована, вовлечена в процессы одновременного становления многих идентичностей. Она теряет связь межу знаком и стоящей за ним вещью, событием. Постмодернисты полагают, что мы переходим от общества, где господствовал способ производства, к обществу, контролируемому кодом производства. Цель сдвинулась от эксплуатации и получения прибыли к достижению господства с помощью знаков и производящих их систем (Ж.Бодрийяр). Благодаря экспансии СМИ доступ к ним получили разные регионы и различные группы, что ведет к известной дифференциации взглядов и потоков информации, но не отменяет засилья англо-саксонской культуры в мировом информационном обмене.

Ж.-Ф.Лиотар полагал, что знание и информация претерпели глубокие взаимосвязанные изменения в двух направлениях. Так, их производство все чаще ограничивается ситуациями, когда известно, что они востребованы определенными структурами и эффективны (перформативны) для них. Кроме того, информация становится товаром. Это, с одной стороны, приводит к снижению уровня (востребованности) неактуальных видов знания (например, философия не отвечает критерию перформативности, в отличие от менеджмента). С другой - «добыча нового знания» перемещается в специальные центры с узко-корпоративными целями. В период постсовременности умение работать с терминалом, иметь навыки поиска информации приходит на смену традиционным знаниям. Поэтому студентов все чаще обучают именно «навыкам», работе в команде15.

Характерной чертой постмодернистов является их оппозиционность ко всему, от чего исходит власть в обществе: бюрократии, политикам, организациям, жестко заданному планированию и проектированию, стереотипам мышления и мыслительных форм. Так, например, М.Фуко описал «микрофизику власти» с «бесчисленными точками конфронтации» и сопротивления. Он выделял три инструмента дисциплинарной власти. Первый -иерархическое наблюдение, или способность чиновников наблюдать все, что ими контролируется, одним пристальным взглядом. Второй инструмент - способность выносить нормализующие приговоры и наказывать тех, кто нарушает нормы. Так, человека могут негативно оценить и наказать в категориях времени (за опоздание), деятельности (невнимание) и поведения (за невежливость). Третий инструмент - использование исследования для наблюдения за людьми и вынесения относительно их нормализующих пригово-

16 Foucalt M. Discipline and Punish: The Birth of the Prison. N.Y., 1979. P. 26-27.

17 Бегдебер Ф. 99 франков. М, 2002. С. 18.

ров. Этот инструмент дисциплинарной власти включает в себя два остальных16.

В своей генеалогии власти М.Фуко обсуждал, как люди управляют собой и другими посредством знаний. Среди прочего, он анализировал, как знание порождает власть, определяя людей в качестве объектов влияния и затем управляя этими объектами с помощью знания. Он полагал, что история колеблется от одной системы господства (основанной на знании) к другой. Кроме того, М.Фуко показал взаимосвязь между знанием и властью в гуманитарных науках и их практиками, касающимися руководства людьми. Фуко интересовали условия, которые в конкретный момент времени отвечали за «выражение истины» в гуманитарных науках. В самых общих чертах управление для Фуко связано с руководством поведением.

Дискурс и дискурс-формирование - «научный» язык, терминология специалистов, а также выражаемые идеи и социальные результаты, которые, согласно Фуко, должны считаться главным явлением социальной власти, а не просто способом описания мира. В соответствии с фукоистской диспозицией возможность индивидуализации политики в постиндустриальном обществе, установления доверительных двухсторонних отношений по линии «государство-индивид» блокируется предопределенностью выбора, навязываемого обществу властными структурами и дискурсами. Так, опросы общественного мнения определяют политику, тесты - стиль рекламы, анкетирование -выбор музыки для радио, результаты пробных просмотров -развязку фильма, режиссируемые кастинги - выбор «звезд» и вкусов, телеметрия - содержание программ телевидения и т. д. «Свободный выбор» в обществе потребления во многом

17

предопределен» . В соответствии с идеями известного французского психоаналитика Ж.Лакана (1901-1981 гг.), сознательный субъект - это семиотический продукт, вовлеченный в дискурсы, которыми он не управляет, и которые не могут с легкостью проникать в сознание. «Хвост (дискурсивный) руководит собакой».

Соответственно, постмодернизм тяготеет к дискурс-анализу, нацеленному на раскрытие структуры дискурса и дискурс-формирования; определение роли читателя или зрителя в чтении и анализе значения «текста», а не просто в «поглощении» текстов, как смыслов.

Радикальный постмодернистский интеллектуальный настрой на отказ от истины, от сущности, от признания закономерности исторического процесса и т.д. породил скептическое отношение к возможности теоретического обоснования путей развития общества, составления всякого рода долгосрочных прогнозов, проектов быстрого изменения общества. Понятно, что культура постмодерна не дает санкций на революционное или качественное переустройство общества: она ориентирована на поверхностные, «косметические» общественные изменения.

Культура постмодерна противоречива. С одной стороны, она сформировала установку на неприятие резких социальных изменений,

18 Уэбстер Ф. Тео- но, с другой стороны, находясь в пространстве и времени рии «цивилизации молодых», она жаждет ускорения, изменения жизни, информационного ее темпов. Тяга к быстрому и резкому изменению жизненных общества. М.: событий и процессов нашла выход в тех сферах бытия, которые не Аспект-Пресс, имеют прямого отношения к социальному устройству. Это, 2004. С. 330-331. например, индустрия моды, спорта, музыки, технологии «body building»: культуристика, пластическая, хирургия, с помощью 19 Harvey D. The которой изменяют фигуру, цвет глаз, кожу и даже пол. Condition of Post- Можно выделить некоторые черты и особенности, modernity: An постмодернизма как интеллектуального направления и социального Enquiry into the явления. Среди них: неприятие образа мыслей, свойственному Origins of Cultural Новому времени, его ценностей и обычаев; отказ от любых Change. Oxford, претензий на установление истины, так как существуют только ее 1989. P. 156. версии; стремления к аутентичности, поскольку все неаутентично;

уход от стремления к уточнению смысла, поскольку смыслов 20 Habermas J. бесконечное множество, и это делает безнадежным сам поиск The Theory of смысла. Отмечаются: удовлетворение от самой констатации Communicative различий между субъектами: в интерпретациях, ценностях и стилях; Action. Vol. I. особое внимание к получению удовольствия, Boston. 1994. неотрефлексированного жизненного опыта; удовольствие от P. 107. поверхностного, видимости, разнообразия, изменений, пародий и стилизаций; признание, существования творческого начала и игры воображения у обычного человека и основанное на этом пренебрежение детерминистскими теориями человеческого поведения18.

Д.Харви справедливо отмечал, что по мере развития общества «на смену относительно устойчивой эстетике фордистского модернизма приходят нестабильность, брожение, мимолетность эстетики постмодернизма, которая высоко ценит оттенки, эфемерность, броскость, моду и товарность всех форм культуры»19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постмодернизм остро критикуется рядом известных философов и социологов за свои слабые места. Ю.Хабермас обращает внимание на то, что постмодернисты обычно отказываются использовать институционально учрежденную лексику и прибегают к своей -часто малодоказательной, носящей скорее литературно-описательный, чем научный характер. Далее, справедливо критикуя

многие недостатки современного общества, они умалчивают о своих

20

нормативных установках и рецептах его оптимизации .

Постмодернизм, критически относясь к либеральной (западной) демократии, не только не выдвигает альтернативный «проект будущего», но в целом, несмотря на поиски «Другого», полагает дальнейшее развитие в ее пределах неизбежным. Выдвигаются идеи о совершенствовании (реализации незавершенного) в либеральной демократии, снятии конфликтов в ее рамках, преимуществах развитых стран на фоне «третьего мира», признании резко отличных от Запада вариантов развития - общей антинормой.

Критика постмодернизма содержится и в трудах ряда российских исследователей. По их мнению, главная иллюзия постмодернистов заключается в вере в то, что «отказ от универсальных критериев, которые

21 Мартьянов B.C. скрепляют любой значимый диалог культур, способен обеспечить Постмодерн — ре- мирное сосуществование систем ценностей. При этом ванш «проклятой постмодернизм не дает практического решения поставляемых им же

стороны модер- самим дилемм и парадоксов, не порождает нового политического на» // «Полис». № 2. субъекта. Отсутствие политической нормы приводит в реальной 2005. С. 154. политике только к борьбе различий, к войне всех против всех, партикуляризму»21. При таком подходе мультикультурализм, как

22 LyotardJ.-F. The ценность и постмодерна, легко перерождается в свою

Postmodern противоположность - этнонационализм, сепаратизм, культурную Condition. Minnea- замкнутость; толерантность рано или поздно «взрывается» от polis, 1984. P. XXV. накапливаемой энергии обостряющихся конфликтных ситуаций,

что и показали, например, культурно-этнические конфликты во Франции в 2005 г.

В то же время было бы несправедливо не замечать вклад постмодернистов в анализ ряда важных аспектов информационного общества и его культуры, роли знания и коммуникационно-информационных систем, поведенческих аспектов, возрождение в их среде внимания к либерализму и гуманизму, обогащение ими понятийно-категориального аппарата культурологии и социальной теории, использование их идей в виде лозунгов различными неформальными социальными движениями и др. Фактически постмодернистская теория стала торжеством различных теоретических подходов. Ж.-Ф.Лиотар замечал: «Постмодернистское знание не является просто орудием авторитетов; оно совершенствует нашу восприимчивость к различиям и усиливает нашу способность допускать несоразмерное»22.

Постмодернизм вырабатывает собственную модель видения реальности, исходя из допущения ее хаотичности, семиотической артикулированности. Он формирует специфические способы и нормы описания мира, рефлексивно осмысленные в своеобразном калейдоскопичном восприятии, в программном плюрализме, в повороте к стратегии mutuality (взаимности, ее поиску).

Со времен Ф. де Соссюра и Р.Барта в постмодерне ведущее место занимает семиотика, применяемая ко всем сферам социальной жизни. Не только язык, но также социальное поведение, телевизионные шоу и мода, с точки зрения постмодернистов, представляют собой репрезентации, или знаки, являются означающими практиками. Соответствующий анализ имеет позитивное значение. Внимание, которое уделяют модернисты знакам и значению, симуляции и неаутентичности, влиянию критериев перформативности, если они применяются к распространению информации, - представляют интерес для изучения явления информационной революции.

Постмодернистские теории раскрывают связь между современной эстетизацией общества и характером производства. Эстетическое производство становится частью товарного - которое требует все больше эстетических новшеств и экспериментов. В силу этого они выполняют все более значимую структурную функцию и занимают важное положение в обществе и власти.

Ритцер Дж. В рамках умеренной постмодернистской теории некоторые Современные исследователи (Дж.Джеймсон, Э.Мандел) осуществляют социологические критический анализ американской массовой культуры. Она теории. С.109 выступает, по их мнению, фактором господства по отношению к другим культурам, проявлением новой волны американского военного и экономического господства во всем мире.

Идеология постмодернизма, отражая сущность социально-культурных тупиков, в которых оказалось общество на этапе перехода в постиндустриальную стадию развития, во многих случаях указывает и на опасности, которые ждут человечество на этом пути. Так, в ней достаточно точно определяются основные источники постмодернистских настроений скепсиса и нигилизма -потребительство и формирование им «выбрасывающего общества», когда вещи покупаются и затем выбрасываются с тем, чтобы вместе с приобретением новых менять привычки, поведение, стиль жизни, отношения в обществе, и так со все учащающейся периодичностью.

В постмодернизме справедливо указываются и парадоксы работы с компьютером: ими невозможно пользоваться без особых программ, отчего обращаться с «компьютерной реальностью» как с реальной действительностью означало бы впадать во власть иллюзий. Идеологи постмодернизма констатировали опасность возникновения в новом обществе феномена «компьютерного отчуждения» людей, разъединения столь естественных и необходимых человеку социальных уз, ослабления солидаристских отношений. Средства электронной информации создают тот мир «виртуальной реальности» - имиджей, подобий, симулякров, -который зачастую вытесняет из сознания людей саму действительность, превращая человека в объект и продукт манипулирования.

Концепции постмодернизма достаточно адекватно описывают современное состояние общества, передают распространённое умонастроение не только интеллигенции, но и части массы населения. Наша реальность и жизненный мир стали «постмодерными». В этом смысле под постмодернизмом следует понимать специфическое мировоззрение, получившее распространение в конце XX века, отличительной чертой которого является плюрализм, недоверие к существующим институтам власти и экспертным оценкам, выработка новых методов познания реальности. В целом, постмодернистские концепции важны не только сами по себе, - писал известный аналитик и историк социологии Дж.Ритцер, - но и постольку, поскольку они стимулируют реакцию против себя же23.

Краткий постмодернистский тезаурус

Нарратив - повествование, главная форма, посредством которой вымысел живет в культуре.

Перформанс - (performance - англ. - представление) публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и не-

искусства, не требующее специальных профессиональных навыков.

Симулякр - (стереотип, псевдовещь, пустая форма) - образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, гиперреалистический объект, за которым не стоит какой-либо реальности, идентичная копия, за которой никогда не было оригинала. «Мы живем в век притворства» (Ж.Бодрийяр).

Деконструкция - (языка, социальных институтов) - выявление скрытых артефактов и понятий, неожиданная, оригинальная трактовка, переосмысливание текста, разложение единого с целью выявления скрытых различий, выяснения значения контекстов для придания смысловой нагрузки

Гиперманьеризм - авторская интерпретация искусства прошлого, его пародирование, попытки вписать в мозаичный контекст постмодернистской культуры.

Трансавангард - неоэкспрессионизм, свободная фигуративность и др.

Ослабление аффектов - восприятие отдельных элементов распадающегося, несвязанного мира, аномии, отчуждения, эмоций, оторванных от источника.

Сжатие, дедиффе- ренциация - эффект воздействия новых технологий на общество (единые образовательные, развлекательные и иные системы, воздействующие на людей по особым правилам).

Гиперпростра нство - эффект воздействия на людей пространств, зданий и т. п., в которых они сами не могут ориентироваться.

Подражание - создание индустрии имитаций, «делание» их более зрелищными, чем оригиналы, навязывание другим обществам.

Другой - понятие, представляющее собой персонально-субъектную артикуляцию феномена, обозначенного классической традицией как «свое иное» (Гегель) и обретающее статус базового в рамках постмодернизма - идеи о так называемом «коммуникативном существовании»: «бытие-с» у Хайдеггера, «со-бытие с Другим» у Сартра -«мне нужен другой, чтобы целостно постичь все структуры своего бытия». Способ бытия есть «быть увиденным».

Перформатив-ность - эффективность и востребованность знаний и информации

Постмодернис тская чувствительн ость - установка на восприятие реальности в качестве хаотически фрагментированной и семиотизированной, вплоть до постулирования знаково-артикулированного способа существования как единственно возможного.

Дискурс в постмодерне - вербально артикулированная форма объективации содержания сознания, регулируемая постмодернистской философией языка, семиотикой, лингвистикой (включая структурную и психолингвистику), социоло-

гией знания и когнитивной антропологией. Предметом «археологии знания» выступает «не автор, не лингвистический код, не читатель или индивидуальный текст, а ограниченный набор текстов, образующих регламентированный Дискурс» (Фуко).

Интрадискурс - феномен конституирования семантически значимой дискурсивной целостности посредством интериоризации и имманентизации исходно внешних по отношению к ней дискурсивных элементов.

Интердискурс - обозначения внешних по отношению к дискурсивной практике невербальных процессов, которые, выступая в качестве социокультурного и языкового контекста дискурсивных актов, обусловливают семантические и иные характеристики последних.

Постмодер- Анализ проблем постмодерна, начавшийся еще в 70-е гг. XX в., нистские подходы вначале больше осуществлялся в рамках социальной философии. В в политологии и дискурсе политической науки этот вопрос - уже как проблема мировой политике политического постмодерна, - стал обсуждаться несколько позже,

хотя временем отсчета начала эпохи постмодерна в политике ряд 24 Ваитап Z. исследователей считает демократические студенческие движения и Postmodernity and волнения 1968 г. во Франции.

Its Discontents. В социально-политическом и мировоззренческом отношении

Cambridge, 1997. постмодерн означает утверждение плюралистической парадигмы, P. 12. отказ от европоцентризма и этноцентризма, провозглашение принципа множественности, фрагментации культурного единства, внимания к личности и ее внутреннему миру, самоуправляющимся структурам, проблемам идентичности и др. Возникло, говоря словами французского философа Ж.-Ф.Лиотара, тотальное недоверие к «метанарративам», обосновывающим устойчивую целостность реального мира.

Известный социолог постмодерна З.Бауман обращал внимание на то, что «Постсовременность отличается нестабильностью и ощущением ненадежности, свертыванием роли государства и торжеством глобального рынка, который обещает свободу выбора, но заставляет людей опасаться за свое будущее, подозрительно относиться ко всему рациональному, особенно к экспертам, которые утверждают, что они лучше, чем кто-либо, понимают происходящее. Для постсовременности характерна тенденция к замене контроля государства контролем потребителя, испытывающего при этом все соблазны консьюмеризма; характерна необходимость жить в мире полном двусмысленностей и неопреде-

24

ленности» .

Вместо общества рационального знания, выдвинутого эпохой Модерна, постсовременность все шире использует электронно-развлекательно-потребительские продукты низкого качества. Политика в XXI веке все больше превращается в подбор и ранжировку символического

комплекта идентичностей, а возможный выбор состоит в следовании за понятными, популярными или модными символами, продуцируемыми СМИ, как музыка из дудочки сказочного крысолова, увлекающими за собой «привороженных» сладкими звуками и заманчивыми образами. Партии и средства массовой информации становятся конструкторами идентичностей, стремятся к «захвату символов» и управлению через их посредство обществом.

Реалистический постмодернистский подход в сфере политической науки означает внимание к возрастанию значения культурного и политического многообразия и разнообразия (расцвета политических субкультур, мезо- и микро-культур); к диверсификации политических ценностей; к проблемам идентичности в политике в целом и в политическом управлении в частности; к повышению роли личностных черт политики; к социальной политике, идущей снизу; к возрастанию роли низовых демократических структур, самоуправляющихся сетей, горизонтальному взаимодействию, как на уровне гражданского общества, так и на низших и средних «этажах» государственного управления и др.

В рамках постмодерна в качестве «потенциального Другого» рассматриваются антиглобалистские движения, эпистемные сообщества, феминистские группы, роль которых обычно несколько идеализируется. В политике постмодернизм определяет себя и как развитие на базе собственных культурных оснований. Обычно приводят примеры Японии, Южной Кореи, Таиланда. Успех обеспечивается отказом от разрушения собственных особенностей, прежде казавшихся препятствием развитию.

В рамках постмодернистского дискурса к исследованию политики применяются такие правила, как игровая теоретизация, активное включение в политическую игру, преодоление сверхдетерминированности социальной жизни при помощи семиотического обращения к «неназываемому», бессознательному, поиск новых смыслов и значений в устоявшихся понятиях, практиках, оппозициях. Речь идет о реконцептуализации политического. Постмодернистские подходы основываются на дискурсивных, лингвистических, психологических и игровых моментах политического действия. В этом смысле политика предстает как нечто процедурное, герменевтическое,

эстетизированное.

Проблеме постмодерна была посвящена работа одной из пяти основных тематических секций XVIII Всемирного конгресса политологов - «Постмодернизм, технология и политика». В ней, в частности, дискуссировалась работа Дж.Гиббинса (Вольсоновский колледж Кембриджа) и Б.Реймера (Университет Готенбурга, Швеция) «Политика постмодернизма», опубликованная в Великобритании, США и Индии. В этом труде, в частности, показана тенденция перехода от индустриальной модели государства, труд-государство-капитал в эпоху Модерна, к новой, постмодернистской модели: потребитель-государство-

производитель в развитых странах. Эта модель предполагает наличие «умного», инновационного, публичного и в то же время минимально необходимого

25 Gibbins J., государственного управления при максимально возможной передаче Reimer Во. The полномочий на нижние этажи управления и расширении в целом

Politics of сфе-Postmodernity/ SAGE Publica tions. London -Thousands Oaks -New Delhi. 2000. P. 132.

26 The Politics of Postmodernity. Ed. by J. Good, I. Velody. Cambridge, 1988. P. 211.

Государственное управление в условиях постмодерна

Черты традиционного государства (в реальности) Черты государства постмодерна (в тенденции)

Суверенное Размывание суверенитета

Территориальное Смягчение пограничных режимов

Военное (важная роль армии) Немилитаризованное

Единовластное правление Мягкое, ограниченное правление

Единый закон Стимулирующие законы в интересах гражданского общества

Единственное гражданство Частичное гражданство (или несколько)

Национальное Многокультурное

Централизованное Децентрализованное

Бюрократическое Небюрократическое

Унитарное Неунитарное

Автономия государственной власти Возрастание транснациональной власти

В рамках постмодерна обсуждаются также идеи «хорошего» управления; повышения роли в политике низовых структур; развития горизонтальных самоуправляющихся сетей; возрастающего значения идентичности в общественно-политической и культурной жизни различных стран и др. Ряд постмодернистов выступает в русле принципов и ценностей «совещательной демократии», разработанной Ю.Хаберма-сом. Преподаватель Бристольского университета Дж.Сквайре отмечал, что подобные подходы представляют наиболее эффективный способ

реализации политических идей постмодернизма, их применения на

26

институциональном уровне «политики признания» .

Известный британский исследователь З.Бауман ярко описал особенности мира «постмодерна» по линии «власть - рынок -потребитель». «Всеобщность, универсальность проекта требует власти с универсальными претензиями, - отмечал он. - Такой власти пока что-то не видно. Эрозия и ослабление государственной власти, когда-то увлекавшейся мировоззренческой миссией, углубляются изо дня в день. Меры для установления и поддержания искусственного порядка, опирающегося на законодательство и государственную монополию на средства принуждения, лояльность обывателей и нормирование их поведения, ныне не кажутся такими первоочередными и обязательными, как в начальной фазе процесса «осовременивания» (модернизации), когда надо было заполнить нормативную пустоту после распада местных общин, ломки механизмов соседского контроля и осмеяния традиций. Регулярность человеческих поступков, сохранение и воспроизводство рутины

152

27 Бауман 3. Спор о постмодернизме //

«Социологический журнал». 1994. № 4. С. 73-74.

28 The Politics of Postmodernity. Ed. by J. Good, I. Velody. Cambridge, 1988. P. 229.

29 Ринген С. Демократия: куда теперь? // «Логос», №

2. 2004. С. 54-55.

30 Rinno J. Postmodern Politics and

Phenomenology of the Life-Word Capitalism, Governance and Community // World Capitalism, Governance and Community: Toward a Corporate Millenium. Abstracts of Paper Presented at the XVII! World Congress of the International Political Science Association // Ed. by J. Coakley., J. Laponce. Canada, 2000. P. 119.

31 Давыдов Ю.Н. Социальная философия

постмодернизма и ее садомазохистские импликации?? История теоретической социологии / Отв. ред. Ю.Н.Давыдов. В 4-х т. Т. 4. М, с. 710.

современной жизни превосходно обходятся сегодня без мелочного вмешательства государства. С насущными нуждами, которые некогда требовали трудоемкого обеспечения общего согласия с помощью устрашения вперемежку с идеологической индоктринацией, теперь справляется рынок, который ничего так не боится, как единообразия склонностей, вкусов и верований. Вместо нормативного регулирования поведения обывателя - соблазнение потребителя; вместо насаждения идеологии - реклама; вместо легитимации власти - пресс-центры и пресс-бюро»27.

Исследователь из Кэмбриджского университета Мэрилин Стро-зэрс придерживается структурно-функционального подхода к анализу постмодерна. Она полагает, что модернистская и постмодернистская политика действуют как бы параллельно. Первая оправдывает себя с помощью тезиса о существовании неразрывной связи между природой, обществом и культурой. Вторая существует в такой социальной структуре, где доминирующим отношением является связь «продавец-потребитель»28.

Политология постмодерна хорошо улавливает, что в современности происходит смещение от традиционных форм политического участия к иным формам, отличным от привычных и категориально новым по сравнению с теми, которые предлагаются сегодняшней демократической данностью. На смену традиционному политическому участию -голосованию, переживающему спад, приходят прямые действия граждан, петиции, манифестации, политические мероприятия и открытые дискуссии, особенно на местном уровне. В них преобладают представители среднего класса и молодежи. Норвежский политолог С.Ринген справедливо замечает, что «Демократическая цепочка управления, благодаря которой правительство находилось под контролем избирателей, разорвалась»29. Это ведет к апробации и активизации прямых форм демократического волеизъявления, массовым протестам.

Финский исследователь Дж.Ринно (Университет г. Тампере) также отмечал возрастающую роль новых социальных движений в условиях постмодерна. Это связано, по его мнению, с возникновением нового постмодернистского стиля жизни, системы новых постмодернистских ценностей и возрастающей ролью индивидуального выбора личностью характера своей деятельности в политике. Именно новые социальные и местные движения открывают широкие возможности для самореализации политических и иных потребностей и интересов личности в условиях постмодерна30.

Постмодернизм находится в соответствии с реальным поведением самых разнообразных меньшинств в политике, сексе и языке. Видно, не случайно он «так стремительно стал идеологией сексуальных меньшинств, обнаруживших растушую озабоченность не просто самосохранением, но и политической властью»31.

Политические акторы постмодерна признают свободу выражения мнения, принципы правового государства, значение альтернативных

Лощилов П. Г. выборов. Однако одновременно они полагают, что общественное Демократия мнение и народное участие представляют непредсказуемую угрозу постмодерна: существующему Строю, которой нужно противостоять при помощи

истоки и институционально-правовых средств и твердого «управления». проявления // Имея в своем арсенале универсальный ценностный эрзац - «вы-«Власть», № 10. сокий уровень личного благосостояния», который ассоциируется с 2005. С. 29. западным образом жизни и, соответственно, демократией, постмодерн демонстрирует широкое распространение вполне 33 Brzezinski Z. легальных, активных политтехнологий. Однако эти технологии Between Two -Ages. делегитимизируют и подрывают такие принципы демократии, как America's Role in народное волеизъявление и публичность политики. the Technotronic «Демократическое мнение, институты и про-цессуальность Era. N.Y., 1976. становятся фикцией, и в зависимости от того, на какой почве P. 252. проявляются эти миражи (развитом Западе или модернизирующемся Юге и Востоке), по-разному проявляет себя химера «управ-34 По Тоффлеру ляемой демократии», возникая как сочетание демократической шир-после мы и реально действующих механизмов либо олигархии, либо индустриальной авторитаризма»32.

наступает волна В постдемократической системе власть народного научно-тех- представительства вытесняется властью иерархии, происходит нических, постепенное формирование все более контролируемого и информационных, направляемого общества, в котором будет господствовать элита, коммуникационных, тесно связанная с олигархическими, «офшорными» группировками.

экологических, «Освобожденная от сдерживающего влияния традиционных демократических и либеральных ценностей, эта элита не будет колебаться при иных достижении своих политических целей, применяя новейшие преобразований. достижения современных технологий для воздействия на поведение См.: Тоффлер Э. общества и удержания его под строгим надзором и контролем»33. Третья волна /Пер. Современная эпоха, с одной стороны, открывает новые с англ. М, 1999. перспективы для развития, но с другой, - создаются предпосылки для элитарно-информационного и корпоративистского отчуждения

35

Бурлацкий Ф.М. человека от политики. В условиях сохранения нищеты, роста Новое мышление. неравенства и нестабильности мировых рынков и финансовых М, 1989. С. 23.. потоков многие сомневаются в том, что «радужные возможности» глобализации будут реализованы. Другие же озабочены тем, что открытые рынки поставят под угрозу как целостность культур, так и суверенитет государств.

Интересен подход российского ученого Ф.Бурлацкого к оценке эпохи постмодерна (или эпохи «третьей волны»34) для культуры народов различных стран и народов. В этой связи он писал: «Каждая культура, будь то вест-индская, алжирская, кубинская, корейская и т. д., подходит к «третьей волне» (постиндустриальному обществу) со своей психологией, со своим собственным социальным характером, развившимся на протяжении веков. «Третья волна» будет содержать в себе много культур, и это базис для морали, для взаимопонимания людей, для формирования моральных ценностей

35

в отношениях между людьми» .

Постмодернистский подход в теории международных отношений возник в 1980-е гг.: с одной стороны, как реакция на классические теории (неолиберализм и прежде всего неореализм), с другой - под влиянием

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

неомарксизма в поисках иной теоретической альтернативы. В целом Лебедева М.М. своей задачей постмодернисты считали уменьшение пропасти: с Мировая политика. одной стороны, между философскими представлениями, с другой -М2003. С. 43. наблюдениями социальной практики, с третьей - данными социальной практики как таковой.

Наследие постмодернистов-международников включает в себя как работы, выдержанные в духе «деконструктивизма» и зачастую откровенно направленные на эпатаж научной общественности, так и труды, представляющие действительно научные интерес и ценность. К последним относятся работы Дж.Дериана, М.Шапиро, Р.Эшли, Дж.Уокера, Б.Бузана, К.Стэбайла и др.

В области теории международных отношений постмодернизм сыграл в целом позитивную роль, стимулировав сначала теоретическую дискуссию по важнейшим проблемам международной безопасности, а затем обеспечив сдвиг политической мысли и официальных доктрин Запада в сторону неконфронтационного, «диалогового мышления». Выразителем подобного подхода к безопасности являются социальные движения, не признающие границ и озабоченные проблемами мира, демократии, экологии, прав человека, а не военно-политической безопасностью тех государств, в которых им довелось родиться и жить.

Подхватив идею о возникновении «глобального гражданского общества», постмодернисты принимаются активно развивать тему об исчезновении суверенного, территориально определенного государства и о передаче его функций транснациональным институтам, регионам и общественным движениям. В свою очередь, изучение данной проблемы стимулировало обсуждение таких важных вопросов, как «новый мировой порядок», федерализм и регионализм, национальное самосознание и национализм, новые типы гражданства и т. д. Постмодернисты пытались также выйти за пределы противопоставления теории международных отношений путем обращения к таким, более общим, философским категориям, как справедливость, ценности и т. п.

Постмодернисты критикуют политический реализм, заявляя о невозможности неким объективным образом выявить государственные интересы. Более того, универсальных интересов вообще не существует. «Критика классических подходов, - пишет профессор МГИМО М.М.Лебедева, - вообще одно из важнейших направлений в постмодернизме (оно получило название критической теории), но не исчерпывает его»36. Представители постмодернизма выступают с идеями «деконструкции» ключевых понятий в международных отношениях (таких, как «государство», «международная система» и др.) через анализ текстов и выявление скрытого в них содержания.

Постмодернисты положительно рассматривают эффект «сжатия времени-пространства» в условиях глобализации. Элементы всемирного информационно-кибернетического пространства, по мнению П.Вирилио, - «лишены пространственных измерений, но вписаны в единую

Verilio Р. Пв Lost Dimension. Nвw York, 1991. Р. 13-14.

темпоральность моментального распространения. С этого момента людей нельзя разделить физическими препятствиями или временными расстояниями. Опосредованное компьютерными терминалами и видеомониторами различие между здесь и там

37

теряет всякий смысл» .

Вместе с тем в постмодернизме не всегда обращается внимание на то, что соединение «интерфейсами компьютерных терминалов» оказало различное воздействие на положение разных категорий людей и целых народов - многие из них по-прежнему разделены физическими препятствиями, временными расстояниями, социальными статусами и др., причем это разделение стало безжалостнее, чем когда-либо.

Применительно к современному этапу глобализации общественных отношений в обороте постмодернистов появились образные понятия: «Паноптикон» (М.Фуко) - «Синоптикой» (Т.Матисен). В условиях реализации модели «Паноптикона» меньшинство, контролируя СМИ, наблюдает и следит за большинством. Модель «Синоптикона» предполагает обратное -большинство постоянно наблюдает за внешним образом, стилем жизни и потребления избранной элиты (избранных стран), которые ему навязываются. Те немногие, что становятся объектом наблюдения («глобалисты» и «звезды» СМИ), выражают идею эрзаца тотального образа жизни, индоктринируемого наблюдателям всего мира. По сути, речь идет о власти, которая как бы открыто не приказывает, а через постоянное дискурсивное воздействие на различные структуры и уровни сознания навязывает желаемые ей стили, идеологии и практики.

У многих представителей постмодерна возникает сомнение: примут ли грядущие мировые перемены форму «аутентичного универсального сообщества человечества» или они будут означать «гегемонистское навязывание избранных ценностей в виде мировой империи». В этой связи они видят основную причину агрессивности США в их стремлении унифицировать весь мир по своему образцу.

Постмодернистские подходы в социологии

Концепции постмодернизма в большинстве случаев не являются собственно социологическими. Они вбирают в себя достижения целого ряда дисциплин - лингвистики, математики, семиотики, антропологии, этики, культурологии и т. д. Во многих из них отсутствуют границы между реальностью и виртуальной реальностью, предметами и их образами, между наукой и фантастикой, детерминизмом и индетерминизмом, словами и их значением.

Однако влияние концепций постмодернизма на современную социологическую мысль все же заметно. Эти концепции имеют дело с социально значимыми проблемами, признаются и применяются рядом представителей социальных наук, выдержали определенное испытание временем и пространством. Важен понятийный аппарат как постмодернизма, так и некоторых теорий, объясняющих по-новому роль ментальных структур, нормативных регуляторов социальных практик людей, значение текстов, мифов, религиозных обрядов и т. д.

38 Кравченко С.А. В целом сосуществование модернистских и постмодернистских

Социология: подходов, их взаимовлияние в известном смысле полезно. Можно

парадигмы через сказать, что модернисты стремятся понять мир преимущественно с

призму социологи- помощью привычного «рационального» инструментария.

ческого Постмодернисты часто используют новые, «иррациональные»

воображения, М., понятия, пытаются воспринимать явления, которые пока не

2001. С. 305-306 получили объяснения, и стремятся их осознать, остро критикуют проблемные стороны постиндустриализма. В постмодернистской

39

Ваитап Z. Inti- социологии особое значение приобретает искусство свободного

mations of Postmo- воображения, чувствования, сопереживания, интерпретации

dernity. London: социальных кодов, смыслов, практик.

Routledge, 1992. Российский социолог С.А.Кравченко считает, что «социологи-

P. 27. ческая теория постмодерна должна освоить неодетерминистский

38

характер новых социальных реалий» . З.Бауман полагает, что в 40 См. : Бодрийяр Ж. своем развитии «социология постмодерна должна принять В тени молчаливого специфику постмодернистской конфигурации, вместо того, чтобы большинства, или рассматривать ее как больную или деградированную форму Конец социального. современного общества»39.

Екатеринбург, Базовым принципом, задающим социетальную конфигурацию 2000; Ваи-drillard постмодерна, выступает «двойное кодирование». В общем виде код J. Selected Writings. представляет собой определенную структуру правил, имеющих

Stanford, 1988. свою историю (т. е. отсылающих к перво-текстам) и конституирующих, в зависимости от интерпретации, определенную поливероятностную конфигурацию содержания. В парадигме «двойного кодирования» историческое (если оно признается) и социальное, ставшие предметом индивидуального потребления, должны описываться как симуляционные модели социального. По Ж.Бодрийяру, развитие коммуникации формирует явление массы, которая «не обладает ни атрибутом, ни предикатом, ни качеством, ни референцией». «Массы не ... выражают себя - их зондируют. Они не рефлектируют - их подвергают тестированию... Однако зондирование, тесты, референдум, средства массовой информации выступают в качестве механизмов, которые действуют уже в плане симуляции, а не репрезентации». В такой ситуации репрезентация масс - молчаливого большинства - оказывается не более чем очередной симуляцией, исходящей из «полагания надежности» -наивной веры во всесилие рекламы, техники, политики, науки -смысла вообще. Масса не приемлет смысла и «интересуется лишь знаковос-тью», коммуникация для нее - беспрерывное поглощение знаков, обусловленное жаждой зрелища40.

По М.Маффесоли, «молчание масс» - естественная защитная реакция на тотализирующие дискурсы. Он отмечал трансформацию «индивида» в «персону», обладающую полифункциональными характеристиками - «масками», а «группы» или «организации» - в «племя» и массу. Племя же он понимал как микрообщность со свободным членством, а интерсубъективность основывал на аффекте, обращая внимание на спонтанную, неустойчивую консолидацию социальности. В соответствии с этими подходами акцент делался на сенсуализации, мифологизации, зрелищности, физиологичности, которые обозначают

41 См.: ФукоМ. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.

1996.

регрессию к архаике и конституируют «расплывчатую», пеструю, изменяющуюся социальность как повседневность, постоянный и всеохватывающий общество маскарад.

З.Бауман справедливо определял «постмодернистскую социологию» как комментарий к повседневности. Такой комментарий выступает как принцип контроля над производством дискурса. Комментарий, даже как вторичный текст, не сводится к репродуцированию оригинального смысла и имеет конструктивистскую составляющую: его роль, какие бы технические способы и методы при этом ни были пущены в ход, заключается лишь в том, чтобы сказать наконец то, что безмолвно там уже присутствовало. По Фуко, комментирование предполагает, что «невысказанное спит в речи». Речь идет о «двойной избыточности» комментария - со стороны означающих и со стороны означаемых - в контексте его понимания как социального текста. «Комментарий покоится на постулате, что речь - это акт «перевода», что она имеет опасную привилегию показывать изображения, скрывая их, и что она может бесконечно подменяться

41

ею же самой в открытой серии дискурсивных повторов» .

Понимание «постмодернистской социологии» как комментария к социальной повседневности в конечном итоге переопределяет социологию как особую практику означивания социальности. Однако парадоксы, изначально заложенные в основание «постмодернистской социологии» - недоверие к «метанарративам», дисциплинарная неопределенность, ориентация на плюральность, слабость эмпирико-операционалистской базы и т. п. - создают известные проблемы в ее развитии.

В современных условиях сложилось два подхода в «социологическом постмодернизме»: «постмодернистская социология» (на основе концептуального аппарата радикальных постмодернистов) и «социология изучения постмодерна» (Э.Гидденс, Ю.Хабермас), которая широко использует, достижения классической социологической теории и постмодернистские новации для объяснения явлений информационной эпохи («распад организованного модерна» и переход к «рефлексивной современности» и «посттрадиционному порядку»). У каждого из них есть свои достижения и неопределенности.

К числу отличительных и в целом уже признанных особенностей постмодернистского анализа в социологии можно отнести следующие диспозиции.

1) Предметом постмодернистского политико-социологического анализа выступает сложная непредсказуемая социальная система, прежде всего в виде потребительского, массового и индивидуализированного, видоизменяющегося общества; исследователями акцентируется внимание на изучении разнообразных субъектов, институтов, которые мало зависят друг от друга и в целях достижения своих свободно выбираемых целей стремятся преодолеть централизованный контроль. Изучаются плюрализм культур, рас-

пространяющийся на все формы жизни, многообразные социальные практики, традиции, идеологи и т. д.; исследуется хаотическое пространство и хроническая неопределенность, состояние беспокойства, в котором существуют интеллектуалы-интерпретаторы. Обращается внимание на идентичность агентов, которая постоянно изменяется, но не развивается в определенном ясном направлении. Исследуются временные выборы, объединения, распады связей разнообразных агентов, мало зависящих друг от друга, посредством анализа символических признаков в качестве принципиального предмета изучения. Эти признаки в условиях неопределенности выражают определенную значимость для неких категорий агентов. Рассматривается габитус - слепок объективных структур, воспринятых индивидом, глубоко укоренившихся в его сознании и «забытых», недоступных реальному осмыслению. Показывается, что развитие человеческой цивилизации идет в направлении утверждения мира симуляций и симулякров, которые буквально распространились на все сферы общественной жизни.

2) Рассматривается, как в глобализирующемся обществе постмодерна потребительская стоимость заменяется символической: индивиды начинают приобретать товары, потому что они являются символами престижа и власти. Эти символы не только удовлетворяют конкретные потребности, но и служат отличительными знаками, свидетельствующими о принадлежности к конкретной группе, потребляемые товары, «символьный язык общения» (сила кода, матрица дискурса и т. д.) рассказывают практически все об их владельцах, принадлежащих к определенной потребительской массе42. Анализируется доминирование средств массовой информации и их продуктов, подмена символами основной реальности, возрастающий контроль со стороны кода сигнификации, его эффективность (в сравнении с ранее известными социальными движениями), контроль над самим кодом, прежде всего средствами массовой информации. Причем современные СМИ практически тотально манипулируют кодом.

3) Особую значимость имеет исследование знания как социально-политического дискурса, которое в условиях постмодерна знаменует свободу доступа к жизненным ресурсам и возможность их выбора. Рассматривается эпистема знания, являющегося одним из основных источников конфликта, нацеленного на перераспределение ресурсов среди агентов, роль эпистемных организаций в политике и др. Обращается внимание на роль дискурс-анализа; повышение значимости продукции интеллектуалов, ее универсальной валидности, права интеллектуалов выносить заключения о значимости локальных идей, их моральной ценности и др.

Вместе с тем методологические подходы постмодернистских «социологии» различны: одни полностью отрицают классические подходы

42 См.: Baudrillard J, Selected Writings. Stanford: Stanford University Press, 1988. P. 20-22.

к изучению социума, другие используют рациональные аспекты 43 См.: ОсиПов Г.В. постмодернизма и классицизма для исследования феноменов Российская постиндустриальной (информационной) эпохи. Используется социология в XXI концептуальный аппарат постструктурализма, иногда с добавлением веке // «Соцж». № некоторых элементов эмпирико-операционалистской

2, 2004. С. 10. направленности, при «недоверии» радикальных представителей постмодернизма к общепринятой теоретической, философской и социологической терминологии эпохи модерна. Постмодернистами разрабатывается особая амбивалентная толерантная модель.

Постмодернистские концепции дискуссионны. В них много яркого, эмоционально окрашенного материала и умозаключений; ими заслуженно критикуется консьюмеристская демократия, ставятся острые проблемы общественного развития в XXI в. «Постмодернистское мышление» оказало влияние на множество областей: искусство, архитектуру, социальные науки. Одновременно очевидны его недостатки и слабые стороны. Некоторые теоретики пытаются объяснить постмодернизмом весь современный мир, вместо того чтобы из своеобразия этого мира вывести постмодернизм как одну из его тенденций, возможностей и надежд.

В целом различные подходы в русле постмодернистской парадигмы исследования общества состоялись, их необходимо знать и критически применять, наряду с признанными социологическими подходами к осмыслению современности. Академик РАН Г.В.Осипов справедливо отмечал, что среди теорий, «бросающих вызов академической социологии», находятся и теории постмодерна43.

160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.