Научная статья на тему 'Социопсихологическое обеспечение законотворчества'

Социопсихологическое обеспечение законотворчества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
301
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ПАРЛАМЕНТ / ЗАКОНОПРОЕКТ / ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДЕПУТАТ / SOCIOLOGIST / FORECAST / PUBLIC OPINION / PARLIAMENT / BILL / LAWMAKING / EFFECTIVENESS / DEPUTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кибак Иван Алексеевич

Раскрывается участие социолога в прогнозировании потребности в правовом регулировании законотворческой деятельности. Обозначена целесообразность включения в теорию и практику социологии и психологии законотворчества идеи законопроекта. Приводятся ситуации, когда нормативно-правовое регулирование законотворческой деятельности целесообразно осуществлять только в форме закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Psychological Provision of Lawmaking

The researcher reveals the sociologist’s involvement in forecasting the need for the legal regulation of lawmaking. The article outlines the expedience of including the idea of a bill into theory and practice of sociology and psychology of lawmaking. The examples are given where it is reasonable to conduct legal regulation of lawmaking only in the form of a law.

Текст научной работы на тему «Социопсихологическое обеспечение законотворчества»

части направлена на поиск возможностей к установлению контактов с окружающим миром (молодые люди открыты окружению, не противопоставляют себя ему). Главной целью этих контактов является получение эмоционального удовлетворения. Между тем явно выраженной склонности к риску у курсантов не установлено. К автономным действиям они готовы только в тех ситуациях, где им, хотя бы приблизительно, известен алгоритм действий. От взаимодействия в ситуациях, инициирующих конкуренцию и соревнование, курсанты, если имеется возможность выбора, отказываются, в силу преобладания у них мнения о собственной «неподготовленности». При этом значимого дискомфорта по данному поводу у курсантов не обнаружено: они открыты разнообразным воздействиям и готовы «тренироваться» во имя формирования новых возможностей.

Подводя итоги, можно констатировать перспективность данного подхода (связанного с основополагающим значением установления исходных личностных потенциалов) к формированию имиджа правоохранительной системы. Известно, что в общей сложности свое мнение об органах внутренних дел люди формируют на основе личного опыта восприятия конкретных представителей органов правопорядка. Как следствие, для повышения уровня доверия населения к полиции необходимо, чтобы граждане на соб-

ственном опыте увидели в сотрудниках МВД защитников интересов общества и государства. Активизировать этот процесс возможно, как представляется, через персонализацию работы по формированию позитивного имиджа, где ключевое значение во имя оптимизации данного процесса будет отдано установлению исходных личностных потенциалов.

1 Сёмик А. А. Психологическая характеристика имиджа сотрудников органов внутренних дел (90-е годы ХХ века): монография, 2001. 192 с.

2 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. М., 1997. 344 с.

3 Панасюк А. Ю. Имидж: энциклопедический словарь. М., 2007. 768 с.

4 Кузин Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М., 2002. 512 с.

5 Некрасов С. И., Некрасова У. С. Основные модели создания имиджа // Фундаментальные исследования. 2007. № 10. С. 32-35.

6 Кузнецов А. В., Гончаренко А. А. Роль руководящего состава ОВД в формировании общественного мнения о полиции. С. 14-16.

7 Дубнякова А. И. Образ сотрудника полиции в сознании граждан // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 4. С. 19-22.

8 Браун Л. Имидж — путь к успеху. СПб., 2005. 192 с.

УДК 342.53:316.653

I СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА

И. А. Кибак

Раскрывается участие социолога в прогнозировании потребности в правовом регулировании законотворческой деятельности. Обозначена целесообразность включения в теорию и практику социологии и психологии законотворчества идеи законопроекта. Приводятся ситуации, когда нормативно-правовое регулирование законотворческой деятельности целесообразно осуществлять только в форме закона.

Ключевые слова: социолог, прогнозирование, общественное мнение, парламент, законопроект, законотворческая деятельность, эффективность, депутат.

Среди задач, стоящих перед отечественной социологией в условиях осуществляемых преобразований, одно из главных мест занимает социологическое обеспечение законов, правовых решений, принимаемых законодателем.

Целесообразность включения в теорию и практику социологии и психологии законотворчества идеи законопроекта обусловливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, это требуется для формирования более точного общетеоретического представления о структуре, механизме и процессе «запуска» начального этапа законотворчества. Идея законопроекта позволяет конкретизировать этап законодательной инициативы

и «высветить» новые содержательные психологические и технико-юридические ее линии (идеи законопроекта), взаимосвязи с концепцией законопроекта. Идея законопроекта нередко отождествляется с его концепцией. Так, В. Б. Исаков дает следующее наименование первой стадии подготовки проектов законов — «формирование идеи (концепции) законопроекта» '. Этот же подход развивается им в статье «Приемы юридической техники на начальных стадиях законодательного процесса» 2. Идея законопроекта предшествует его концепции. Концепция законопроекта — гораздо более поздняя стадия законотворческой деятельности, т. е. когда идея уже оценена и принято решение «развивать» ее в законопроект 3. Различение идеи и концепции законопроекта желательно и по практическим обстоятельствам. Уровень социологической и психолого-юридической подготовки нашего депутатского корпуса таков, что очень немногие из депутатов могут сами подготовить полноценную концепцию законопроекта, объективно и своевременно оценить качество подготовленной кем-то концепции. Но оценить четко сформулированную идею законопроекта в состоянии почти все депутаты.

Во-вторых, признание в качестве начального этапа идеи законопроекта может способствовать усовершенствованию психологического прогнозирования и планирования законотворческой деятельности. Однако нужно несколько изменить правовой режим работы компетентных органов с поступающими идеями законопроектов. Сроки рассмотрения и оценки выдвинутых идей законопроектов должны быть значитель-

но увеличены и различаться в зависимости от масштаба предлагаемого законодательного нововведения. От трех месяцев до одного года — такие временные интервалы целесообразны для объективной оценки идей законопроектов. Кроме того, возможно составление двух-, трехлетних планов законопроектных работ, так как финансово-экономическое обеспечение законопроектов не может находиться в отрыве от государственного бюджета и его временных характеристик.

В-третьих, четкое юридическое оформление идеи законопроекта и последующая тщательная психологическая и аналитическая работа субъектов права, участников законотворческого процесса позволяют сэкономить интеллектуальные, организационные и материальные ресурсы при вынужденном рассмотрении Палатой представителей разных, порой совершенно необдуманных, законопроектов.

Социально-психологическая обусловленность законотворчества должна отражаться всесторонне и объективно. При подготовке правовых норм, законопроектов следует учитывать, как они будут восприняты теми, кому адресуются, какой эмоциональный отклик вызовут, а также способы конкретного воздействия и влияния на людей. Так, В. Н. Синюков отмечает, что «законы не должны слишком забегать вперед. Прогрессивность законов работает против них, так как этим законам не корреспондируют наличные социально-экономические отношения» 4.

Исследование процесса социально-психологической обусловленности при формировании законопроектов (правовых норм) необходимо в первую очередь для того, чтобы свести к минимуму возможное психическое и иное негативное действие законопроекта; всесторонне изучить социально-психологические условия жизни граждан, влияние принятого закона на причинно-следственные связи; увидеть задачу в выяснении того, какое отражение норма права получит в сознании людей, совпадет ли это отражение с тем, что хочет законодатель заложить в норму; преодолеть у граждан негативизм по отношению к праву и закону; определить его истинность; показать, какое влияние окажет закон на судьбы людей; проанализировать реакцию общества на принятый закон.

Здесь полезно обратиться к зарубежному опыту. В Канаде решение о том, нужно ли разрабатывать закон или регулирующий акт, принимается Кабинетом на основе информации, подготовленной чиновниками из соответствующего министерства. Информация должна быть точной, своевременной и полной. В соответствии с директивой Кабинета о законотворческой деятельности для ее предоставления необходимо: проанализировать проблему и альтернативные варианты ее решения; провести консультации с заинтересованными лицами, на которых может оказать влияние предлагаемый вариант решения; проанализировать последствия предлагаемого варианта решения; оценить ресурсы, необходимые для использования предлагаемого варианта решения, включая ресурсы для введения его в действие и исполнения 5. Вся-

кий раз, когда решается вопрос об издании законопроекта, правотворческий орган должен иметь доказательства необходимости принятия такого проекта закона. Правовое регулирование должно использоваться только тогда, когда это действительно надо. Вопрос о выборе надлежащего средства должен быть рассмотрен на ранней стадии выработки концепции законопроекта. Решение о целесообразности принятия закона должно приниматься только после оценки всего спектра возможных средств достижения социальных, политических и иных целей.

Необходимость изменения законодательства внешне может проявляться:

— в спонтанном появлении большого числа новых законопроектов, обычно разрабатываемых разного рода инициативными группами;

— в усилении критики старого закона заинтересованными лицами о целесообразности внесения изменений и дополнений в закон;

— в общественной законодательной инициативе, т. е. разработке группами граждан и гражданскими объединениями инициативных законопроектов и доведение их до сведения депутатов и граждан. Процедура реализации этого права может применяться, например, если депутаты не замечают какой-то важной общественной проблемы, не принимают необходимых решений, не реагируют на обращения граждан и т. п. В этих случаях достаточно большое число граждан, например сто тысяч, должны иметь право, поставив свои подписи под проектом закона, заставить депутатов парламента его рассмотреть, внеся его в парламент. Депутаты, в свою очередь, могут принять или не принять этот законопроект, но не имеют права его не рассматривать;

— в дискуссии среди ученых, практиков, должностных лиц, СМИ об обязательности внесения изменений и дополнений в законодательство и так далее.

На первом этапе выявляются объективные (социальные, политические, экономические, психологические) причины, обусловливающие необходимость создания новой правовой нормы: потребность общества в установлении (изменении) законодательного регулирования общественных отношений в той или иной сфере; различие интересов социальных групп, заинтересованных в данном законе; устойчивость общественных отношений, подлежащих правовому регулированию; зрелость установления нормативного материала для урегулированности общественных отношений; возможность выявления общих аспектов, единой основы правового регулирования; возможность применения данной нормы в конкретных социальных условиях. На втором этапе важны субъективные факторы, требующие разработки законопроекта, когда выбор субъектом права законодательной инициативы может быть обусловлен: сферой профессиональных интересов парламентариев; сферой личных интересов парламентариев. Наиболее важной функцией социологии законотворчества является установление соответствия данной нормы и фактически сущест-

вующей социальной реальности. На данном этапе делается вывод о целесообразности или неадекватности введения правовой нормы в конкретных исторических условиях.

Важно знать ситуации, когда нормативно-правовое регулирование законотворческой деятельности целесообразно осуществлять только в форме закона: основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, способы их охраны, юридическая ответственность и иные меры принуждения по отношению к гражданам; порядок выборов президента, депутатов Палаты представителей, формирование Совета республики, их правовой статус; порядок ратификации и денонсации международных договоров Республики Беларусь и ратификация и денонсация таких договоров; правовые основы экономического, социального и экологического развития страны; правовое положение партий и иных общественных объединений; правовой статус СМИ; порядок формирования и расходования государственного бюджета, налоги и сборы; общие вопросы национальной безопасности Республики Беларусь; порядок введения режима чрезвычайного, военного положения; уголовная ответственность и уголовный процесс, порядок исполнения уголовных наказаний; судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура.

Приступая к работе над законопроектом, важно всесторонне оценить необходимость издания закона:

— уяснить, имеется ли в действительности проблема, требующая принятия законодательных решений, и каков при этом должен быть объем правового регулирования;

— определить, является ли правовое регулирование соразмерным преследуемым целям;

— четко уяснить существо предполагаемого правового регулирования и цели, которые имеется в виду достичь изданием нового закона;

— установить место будущего закона в системе законодательства, отрасли, подотрасли законодательства и т. п.;

— обозначить сферу общественных отношений, которая регулируется рассматриваемым законопроектом;

— определить круг правоприменителей и их полномочий по применению норм права, установленных данным законопроектом;

— выявить нормативные правовые акты (НПА), принятые в развитие рассматриваемого законопроекта;

— определить НПА, которые должны и могут быть приняты в развитие законопроекта;

— если требуется принятие именно закона, надо определить содержание его положений, т. е. какие правила поведения (отношения) следует предписать, разрешить или запретить и какие санкции ввести в случае нарушения закона;

— изучить действующие НПА по теме проекта либо решающие близкие по содержанию вопросы;

— ознакомиться с практикой применения действующих НПА;

— проанализировать предложения ученых, результаты опроса общественного мнения и соответствующие статистические данные.

Возможные негативные психолого-социальные или иные последствия (вероятность наступления тех или иных событий) действия будущего закона (отдельных правовых норм) для развития общества и экономики: не прогнозируются финансовые последствия (возможные последствия для государственного бюджета и бюджетов органов управления); последствия для охраны здоровья и безопасности; нездоровый морально-психологический климат и напряженность в обществе; массовое пьянство; растущая безработица; конфликты в обществе; рост преступности, количества лиц, употребляющих наркотики, и т. п.; расслоение либо раскол общества на нищих, бедных и богатых; экологические последствия; рост цен; последствия для устойчивого развития; необоснованное доминирование интересов отдельных социальных групп; ущемление личных и имущественных прав человека; усиление социальной и межнациональной напряженности; падение духовного уровня, недовольство и протест граждан, трудноразрешимые противоречия (социальная раздражительность), массовые настроения (неравенство реалий жизни, ощущение неполноценности), повод для противоправных действий; возникновение клановых, корпоративных ценностей; резкое падение престижа законов, правовая десоциализация общества; распространенность в массовом сознании культа вседозволенности и психического насилия; формирование чувства безнаказанности; утрата морально-нравственных ценностей; макроэкономические последствия; последствия для бизнеса и упрощения взаимоотношений с административными органами; возможны последствия разного характера.

Последствия воздействия законопроекта на уровень жизни людей могут быть прямые (социальные группы — многодетные семьи, безработные, пенсионеры, родители-одиночки и др.) и косвенные.

Планировать нужно не только деятельность по разработке законопроектов, поскольку не всегда сразу очевидно, принятие какого именно акта требуется (закона, постановления правительства, указа президента), его название и т. д. Надо планировать и мероприятия по законопроектной работе: научные исследования и раз работки, психолого-правовые эксперименты, психотехнологии, мероприятия по систематизации и совершенствованию действующего законодательства, подготовку концепций законов. В планах законодательной деятельности важно учитывать обязательность принятия НПА, при отсутствии которых закон не может быть реализован.

Планирование, основанное на научном и психологическом подходе, позволит предотвратить принятие законов, регулирующих отношения, не входящие в предмет закона. Планирование сделает эффективной и своевременной работу по упорядочению и «расчистке» законодательства: устранению множественности НПА, ликвидации устаревших или дублирующих друг

друга НПА, систематизации законодательства. С нашей точки зрения представляется оправданным, чтобы планирование принятия законопроектов осуществлялось непосредственно субъектами права (депутатами) на этапе разработки государственных программ и ежегодных планов подготовки законопроектов.

Необходимость совершенствования законодательства требует планирования, психологического прогнозирования и осуществления не только законотворческих задач, но и других, связанных с ними мероприятий. Конечно, реальная жизнь требует от депутата при определенных обстоятельствах высокой оперативности в законотворческом урегулировании возникших проблем. Но это ни в коей мере не означает, что процесс законотворчества протекает стихийно. Он планируется, и этим достигается согласованность в подготовке законопроектов всех субъектов права законодательной инициативы, устраняется дублирование в правовом регулировании. Планирование законотворческой деятельности эффективно, если оно вносит определенный порядок в большой поток законодательных инициатив; определяет приоритетность сфер общественных отношений, требующих создания или обновления правовых регуляторов; упорядочивает взаимоотношения всех ветвей государственной власти в процессе законотворчества; закладывает полезные национальные парламентские традиции.

Для предупреждения издания несогласованных законов большое значение имеют планирование и психологическое прогнозирование законотворческой деятельности, ознакомление широкой общественности с законопроектами и хорошо налаженная информационно-психологическая служба в системе государственных учреждений и общественных организаций. Все это дает возможность приостановить зарождение конфликта или пресечь его в самом начале.

В связи с этим одним из важнейших факторов является тесное взаимодействие законотворчества и психологической науки. Несмотря на принимаемые в этом направлении меры, проблема научного и социопсихологического обеспечения законотворчества еще не решена. У субъектов права недостаточно психолого-правовых и организационных возможностей существенно влиять на планирование исследований в стране и их проведение. Одним из способов решения обозначенной проблемы может стать отражение в новой государственной программе тем научных исследований, непосредственно связанных с наиболее сложными и значимыми законопроектами, подготовка которых будет предусмотрена этой программой. Закрепление конкретных тем, а также научных учреждений, ответственных за их изучение, и сроков предоставления результатов исследований субъектам права явится организационно-правовым механизмом взаимодействия психолого-юридической науки и законотворчества на перспективу.

Надо предвидеть и прогнозировать социально-правовые и психологические последствия принятия

закона, здесь нужны четкие расчеты и достоверная экспериментальная, статистическая и иная информация. Следует возобновить интерес науки к социальной и психологической информации, это позволит наполнить правовые нормы конкретным жизненным и психологическим содержанием, предвидеть риски и возможные социальные отклонения, которые может вызвать принятие того или иного законопроекта.

Таким образом, в целях разрешения обозначенной проблемы целесообразно: введение института прогнозирования социально-экономических, психологических и иных последствий в отношении проектов закона, регулирующих наиболее важные и комплексные правоотношения. Для оценки подготовленного субъектом права прогноза важно, чтобы действовал и внедрялся поэтапно независимый институт оценки прогнозирования последствий принятия закона, что будет способствовать более тщательному подходу при выборе концепции правового регулирования законотворческой деятельности и конструкции конкретной правовой нормы. Кроме того, без функции психологичексого прогноза невозможно разработать современную, отвечающую потребностям сегодняшнего дня концепцию законопроекта, подготовить качественный по содержанию и форме проект закона и содействовать его прохождению (обсуждению, согласования, принятию); создать систему мониторинга законотворчества, который будет содействовать целенаправленному планированию законотворческой деятельности и ее координации. Помимо этого она должна выступить важнейшим элементом психолого-правового информирования, определенной функцией «канала обратной связи», содействовать совершенствованию практики применения законодательства и своевременному внесению требуемых изменений и дополнений в законы. Создание системы мониторинга законов будет способствовать формированию новой современной психолого-правовой культуры не только субъектов права, но и государственных служащих, а также всего общества. Изучение ее теоретических положений, несомненно, обогатит знаниями субъектов права (депутатов) и других участников, обеспечивающих различные этапы законотворческого процесса.

1 Исаков В. Б. Стадии подготовки проекта закона // Законодательная техника : науч.-практ. пособие / под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2000. С. 59-60.

2 Исаков В. Б. Приемы юридической техники на начальных стадиях законодательного процесса // Юридическая техника / под ред. Ю. А. Тихомирова. 2007. № 1. С. 172.

3 Баранов В. М. Концепция законопроекта : учеб. пособ. Н. Новгород, 2003. 190 с.

4 Синюков В. Н. Исполнение законов: круглый стол /

B. Н. Синюков // Советское государство и право. 1991. № 7.

C. 11.

5 Законотворчество в Канаде / отв. ред. С. В. Кабышев (пер. с англ.). М., 2006. С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.