Научная статья на тему 'Социолого-педагогическое проектирование готовности специалиста к самостоятельной управленческой деятельности'

Социолого-педагогическое проектирование готовности специалиста к самостоятельной управленческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СПЕЦИАЛИСТ / ПОДЧИНЕННЫЕ / ГОТОВНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забуга Евгений Владимирович, Кармацкая Элина Валерьевна, Коваль Олег Иванович, Какухин Александр Дмитриевич, Коваль Иван Васильевич

Многочисленные исследования менеджмента устанавливают наличие в нем имманентного управленческо-педагогического компонента. Однако основное внимание социальных институтов сосредоточено на подготовке специалистов к маркетинговой деятельности, при полной или низком уровне готовности к реализации управленческо-педагогической функции специалиста. Устранение этих недостатков для обеспечения качественной подготовки специалистов является условием реализации концепции «Опережающее образование». В условиях действия закона конкуренции социальные институты образования и науки призваны внести коррективы в подготовку разного профиля специалистов. Важнейшие направления этих изменений находятся в центре внимания подготовки специалистов. Это обусловлено тем, что они должны иметь способности и готовность действовать в управленческо-педагогическом контактном взаимодействии с подчиненными работниками. В современных условиях приобретает большое значение опыт целевого использования социологической информации в подготовке специалистов к самостоятельной управленческо-педагогической деятельности, которое выступает одной из детерминантов реализации концепции «Опережающее образование». Это первый опыт совершенствования деятельности института физкультуры, спорта и туризма в данном аспекте. На основе осуществляемой модели становится возможным обеспечивать в вузе подготовку специалистов к самостоятельной управленческо-педагогической деятельности, ориентированной на создание и применение конкурентных преимуществ в обеспечении эффективности предприятий (организаций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забуга Евгений Владимирович, Кармацкая Элина Валерьевна, Коваль Олег Иванович, Какухин Александр Дмитриевич, Коваль Иван Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological and pedagogical projection of readiness of the expert for independent administrative activity

Numerous researches of management establish existence in it of the imminent administrative and pedagogical component. However, the main attention of the social institutes is concentrated on training of the specialists to the marketing activity, at full or the low level of readiness for realization of the administrative and pedagogical function of the expert. Elimination of these shortcomings for ensuring high-quality training of the specialists is a condition for the implementation of the concept "The advancing education". In the conditions of the competition law effect the social institutes of the science and education are urged to introduce the amendments in preparation of the different profile experts. The most important directions of these changes are in the center of attention of the training of specialists. It is caused by the fact that they have to show the abilities and readiness to work in the administrative and pedagogical contact interaction with the subordinated workers. In the modern conditions the importance is given to the experience of the target use of the sociological information in training of the specialists to the independent administrative and pedagogical activity, which acts as one of the determinant for implementation of the concept "The advancing education". It is the first experience in improvement of the activity of the institute of physical culture, sports and tourism in this aspect. On the basis of the carried-out model it becomes possible to provide the training of the specialists to the independent administrative and pedagogical activity in the higher educational establishments focused on the creation and use of the competitive advantages in ensuring the efficiency of the enterprises (organizations).

Текст научной работы на тему «Социолого-педагогическое проектирование готовности специалиста к самостоятельной управленческой деятельности»

УДК 378

СОЦИОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Евгений Владимирович Забуга, первый проректор, Элина Валерьевна Кармацкая, директор колледжа, Сибирский институт бизнеса, управления и психологии (АНО ВО СИБУП), Красноярск; Олег Иванович Коваль, ведущий инструктор, Международная организация «Искусство жизни», Москва; Александр Дмитриевич Какухин, кандидат педагогических наук, профессор, Институт физкультуры, спорта и здоровья им. И. С. Ярыгина, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (ИФКСиЗ им. И. С. Ярыгина КГПУ им. В.П. Астафьева), Красноярск; Иван Васильевич Коваль, доктор социологических наук, профессор, Сибирский институт бизнеса, управления и психологии (АНО ВО СИБУП), Красноярск

Аннотация

Многочисленные исследования менеджмента устанавливают наличие в нем имманентного управленческо-педагогического компонента. Однако основное внимание социальных институтов сосредоточено на подготовке специалистов к маркетинговой деятельности, при полной или низком уровне готовности к реализации управленческо-педагогической функции специалиста. Устранение этих недостатков для обеспечения качественной подготовки специалистов является условием реализации концепции «Опережающее образование». В условиях действия закона конкуренции социальные институты образования и науки призваны внести коррективы в подготовку разного профиля специалистов. Важнейшие направления этих изменений находятся в центре внимания подготовки специалистов. Это обусловлено тем, что они должны иметь способности и готовность действовать в управленческо-педагогическом контактном взаимодействии с подчиненными работниками. В современных условиях приобретает большое значение опыт целевого использования социологической информации в подготовке специалистов к самостоятельной управленческо-педагогической деятельности, которое выступает одной из детерминантов реализации концепции «Опережающее образование». Это первый опыт совершенствования деятельности института физкультуры, спорта и туризма в данном аспекте. На основе осуществляемой модели становится возможным обеспечивать в вузе подготовку специалистов к самостоятельной управленческо-педагогической деятельности, ориентированной на создание и применение конкурентных преимуществ в обеспечении эффективности предприятий (организаций).

Ключевые слова: социологическая информация; формирование; социальный институт; управленческо-педагогический потенциал; специалист; подчиненные; готовность к самостоятельной управленческо-педагогической деятельности; концепция.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p83-87

SOCIOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROJECTION OF READINESS OF THE EXPERT FOR INDEPENDENT ADMINISTRATIVE ACTIVITY

Evgeniy Vladimirovich Zabuga, the first vice rector, Elina Valeryevna Karmatskaya, the principal, Siberian Institute of Business, Management and Psychology, Krasnoyarsk; Oleg Iva-novich Koval, the leading instructor, International organization "Art of Life", Moscow; Alexander Dmitrievich Kakukhin, the candidate of pedagogical sciences, professor, Institute of Physical Culture, Sport and Health of I.S. Yarygin, The Astafyev Krasnoyarsk State Pedagogical University, Krasnoyarsk; Ivan Vasilyevich Koval, the doctor of sociological sciences, professor, Siberian Institute of Business, Management and Psychology, Krasnoyarsk

Annotation

Numerous researches of management establish existence in it of the imminent administrative and pedagogical component. However, the main attention of the social institutes is concentrated on training of the specialists to the marketing activity, at full or the low level of readiness for realization of the adminis-

trative and pedagogical function of the expert. Elimination of these shortcomings for ensuring high-quality training of the specialists is a condition for the implementation of the concept "The advancing education". In the conditions of the competition law effect the social institutes of the science and education are urged to introduce the amendments in preparation of the different profile experts. The most important directions of these changes are in the center of attention of the training of specialists. It is caused by the fact that they have to show the abilities and readiness to work in the administrative and pedagogical contact interaction with the subordinated workers. In the modern conditions the importance is given to the experience of the target use of the sociological information in training of the specialists to the independent administrative and pedagogical activity, which acts as one of the determinant for implementation of the concept "The advancing education". It is the first experience in improvement of the activity of the institute of physical culture, sports and tourism in this aspect. On the basis of the carried-out model it becomes possible to provide the training of the specialists to the independent administrative and pedagogical activity in the higher educational establishments focused on the creation and use of the competitive advantages in ensuring the efficiency of the enterprises (organizations).

Keywords: sociological information, formation, social institute, administrative and pedagogical potential, expert, subordinates, readiness for independent administrative and pedagogical activity, concept.

ВВЕДЕНИЕ

В Послании Президента РФ В.В. Путина 3 декабря 2015 года отмечены существенные недостатки процессов социализации [12]. Одним из способов их преодоления выступает управленческо-педагогическое проектирование специалиста физкультурно-спортивного профиля. За последнее десятилетие в спортивно-физкультурной сфере и системе подготовки специалистов физкультурно-спортивного профиля, в качественном аспекте происходят существенные изменения. Начавшийся процесс модернизации социальных институтов образования и науки в России, во-первых, не может не учитывать, что реально существует социальный заказ «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом»; во-вторых, одной из важнейших целей модернизация социальных институтов образования и науки является подготовка конкурентоспособных специалистов, готовых к выполнению социального заказа.

Достижение основной цели - физкультурно-спортивного обеспечения реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом» возможно на основе Проекта «Применение непосредственной производительной силы личностно ориентированной социологической науки в подготовке конкурентоспособных специалистов физкультурно-спортивного профиля». Для достижения поставленной цели осуществляется адаптация авторских изобретений и полезных моделей.

Впервые рассматривается актуальные теоретико-методологические и методические компоненты физкультурно-спортивного обеспечения реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности России», в котором ведущую роль выполняет социологическое проектирование формирования управленческо-педагогического потенциала - определяющей детерминанты готовности специалиста к самостоятельной управленческой деятельности.

Предметом исследования является изучение особенностей формируемых специалистов, их готовности к самостоятельной управленческой деятельности, роли компонентов проекта «Применение непосредственной производительной силы личностно ориентированной социологической науки в подготовке конкурентоспособных специалистов физкультурно-спортивного профиля».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящее время большинство вузов страны имеет концепции и модели своего развития. Одновременно с этим исследователи ведут поиски возможностей их совершенствования. В ряде социологических исследований ведется анализ состояния социализа-ционного вузовского процесса. Например, Е.Е. Грязнова, Н.М. Глебова представляют ре-

зультаты социологического исследования, отражающего состояние социализационного процесса в вузе [4]. Санкт-Петербургский университет на вооружении своей деятельности имеет «Компетентностную модель выпускника» и модель «Обучение личности на протяжении всей жизнедеятельности» [3]; в Белоруссии разработана и реализуется «Теория и практика компетентностного подхода в образовательной управленческой деятельности» [7]. Важно, что в настоящее время широкий круг преподавателей и исследователей включен в решение проблем модернизации. Они действуют в различных аспектах. Например, Галустов А.Р. исследует возможности совершенствования внеаудиторной деятельности студентов [2]. Е.А. Макарова утверждает, что модернизация профессионального образования приводит учреждения профессионального образования к новым формам передачи знаний, новым способам управления кадровыми ресурсами и новым решениям проблем, стоящих перед экономикой различных стран [11]. Е.В. Демкина осуществляет анализ состояния социализационных процессов в различных вузах [5].

В настоящее время другая группа исследователей, в том числе Ж.В. Пузанова, И.С. Вялов констатируют, что в исследованиях, проведенных в России, доказана необходимость разработки специальных мер по сохранению и укреплению здоровья студенческой молодежи, созданию здоровьесберегающих условий в процессе обучения [13]. Авторы, ссылаясь на Федеральную целевую программу развития образования на 2011-2015 гг., указывают на необходимость создания условий для повышения качества образования во взаимосвязи с созданием в образовательных организациях условий для сохранения и укрепления здоровья [10]. Также следует отметить, что существует «Модель качеств менеджера «Умение управлять самим собой», разработанная д.э.н., профессором С.Д. Резником [8].

В итоге, как видно, авторы не определяют уровень готовности формируемых студентов к самостоятельной управленческой деятельности, ни модели, ни проектирование специалистов на основе 7 компонентного подхода, проводимые социологические исследования за пределами своего внимания оставляют проблему подготовки формируемых специалистов к самостоятельной управленческой деятельности. В то же время, как свидетельствуют социологические данные, вполне возможно решение этой проблемы в со-циализационном вузовском процессе (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительные данные об изменениях в готовности студентов потока 15-03 ИФК-СиТ СФУ к заинтересованному взаимодействию с подчиненными на предприятии

Характеристика деловых качеств формируемого конкурентоспособного специалиста Поток 15-03 ИФКСТ, %

Выбранный и проектируемый социальный статус

Юноши Девушки

Директор Директор Не директор

Результат на начальном этапе/ промежуточном этапе Результат на начальном этапе/ промежуточном этапе Результат на начальном этапе/ промежуточном этапе

1. Как Вы относитесь к другим людям? A) мне нравятся люди. Я могу сойтись почти с каждым; Б) у меня много друзей больше мне никто не нужен: B) большинство людей раздражает меня. 83,3/85,7 16,7/14,3 75,0/71,4 25,0/14,3 -/14,3 100,0/-

Примечание. При проведении исследования и обработке данных учитывались рекомендации А. Браймена и Э. Белла [1].

Согласно социологическим данным, в социализационном процессе на 15-03 потоке, во-первых, количество юношей - «директоров» выросло на 3,0%, а число девушек -«директоров» уменьшилось - на 5,0%; в третьих, существенно возросла группа девушек - «директоров» за счет числа девушек - «не директоров»15-03 потока, принявших решение «стать директорами предприятий».

ВЫВОДЫ

Согласно социологическим данным, студенты потока 15-03, получив необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков и умений, смогли принять решение «стать директорами» [6]. В итоге можно констатировать, что, во-первых, социализа-ционный вузовский позволяет обеспечивать готовность студентов к самостоятельной управленческой деятельности; во-вторых, в результате применения положений социоло-го-изобретательского способа вузовский социализационный процесс отвечает требованиям концепции «Опережающее образование» [9, 14]. Как показывают результаты, эффект качественной подготовки формируемых специалистов неотделим от применения непосредственной производительной силы личностно ориентированной социологической науки в подготовке конкурентоспособных специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Браймен, А. Методы социальных исследований. Группы. Организации и бизнес / А. Браймен, Э. Белл. - Харьков : Гуманитарный центр, 2012. - 776 с.

2. Галустов, А.Р. Готовность студентов к самообразовательной деятельности / А.Р. Галустов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. -2011. - № 1. - С. 19-27.

3. Гневко, В.А. Формирование условий развития профессиональных компетенций участников образовательного процесса / В.А. Гневко, Е.С. Ивлева // Экономика и управление. - 2010. -№ 12. - С. 6-12.

4. Грязнова, Е.Е. Изучение особенностей профессионального выбора молодежи / Е.Е. Грязнова, Н.М. Глебова // Экономика и управление в современных условиях : материалы международной (заочной) научно-практической конференции / НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии». - Красноярск : [б.и.], 2014. - С. 17.

5. Дёмкина, Е.В. Современные подходы к профессиональному воспитанию личности будущего специалиста в условиях образовательного процесса / Е.В. Демкина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. -2011. - № 3. - С. 35-41.

6. Коваль, И.В. Социологические эссе: идеологемы, теории, концепции, способы формирования основ социально-взрывного типа жизнедеятельности россиян. - Том 1. / И.В. Коваль. -Красноярск : «Литера-принт», 2015. - 570 с.

7. Коваль, И. В. Социологические эссе: угрозы России и обеспечение её безопасности на основе проекта «Применение непосредственной производительной силы личностно ориентированной социологической науки в подготовке конкурентоспособных специалистов» - Том 2. / И. В. Коваль.- Красноярск : «Литера-принт», 2015. - 618 с.

8. Коваль, И.В. Социологические эссе: теория и практика применения непосредственной производительной силы науки в социолого-изобретательском способе реализации национальной идеи развития России: опыт, проблемы. - Том 3. / И.В. Коваль.- Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2015 - 696 с.

9. Коваль, И. В. Применение непосредственной производительной силы личностно ориентированной социологической науки на экономическом факультете СИБУПа для подготовки конкурентоспособных специалистов / И.В. Коваль. - Красноярск : «Литера-принт», 2015. - С. 394 с.

10. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утв. распоряжением от 7 февраля 2011 года № 163-р) [электронный ресурс] // URL : http://ww.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/. - Дата обращения 26.03.2016.

11. Макарова, Е.Л. Инновационные информационно-коммуникационные технологии как средство организации учебного процесса / Е.Л. Макарова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - № 4. - С. 83-90.

12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015 «Послание Президента Российской Федерации» [электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189898/. - Дата обращения 26.03.2016.

13. Пузанова, Ж.В., Вялов, И.С. Управление здоровьем: научные подходы к исследованию здоровья / Ж.В. Пузанова, И.С. Вялов // Вестник РУДН, серия Социология. - 2013. - № 4 - С. 94103.

14. Социологические аспекты подготовки конкурентоспособных специалистов на экономическом факультете СИБУПа : монография / И.В. Коваль, Е. В. Забуга, Э.В. Кармацкая, О.И. Коваль. - Красноярск : НОУ ВПО СИБУП, 2014. - 206 с.

REFERENCES

1. Braymen, A. and Bell, E. (2012), Methods of social researches. Groups. The organizations and the business, Humanitarian Center, Kharkov.

2. Galustov, A.R. (2011), "Readiness of students for self-educational activity" // Bulletin of the Adygea state university. Series 3: "Pedagogics and psychology", No. 1, pp. 19-27.

3. Gnevko, V.A. and Ivleva, E.S. (2010), "Formation of conditions of development of professional competences of the participants of educational process", Economy and management, No. 12, pp. 612.

4. Gryaznova, E.E. and Glebova, H.M. (2014), "Studying the features of the professional choice of youth", Economy and management in the modern conditions: the materials of the international (correspondence) scientific and practical conference, Siberian Institute of Business, Management and Psychology, Krasnoyarsk, pp. 17.

5. Dyomkina, E.V. (2011), "Modern approaches to the professional education of the identity of future expert in the conditions of the educational process", the Bulletin of the Adygea state university. Series 3: "Pedagogics and psychology", No. 3, pp. 35-41.

6. Koval, I.V. (2015), Sociological essays: ideologems, theories, concepts, ways of formation of bases of social and explosive type of activity of Russians, Vol. 1, "Letter print", Krasnoyarsk.

7. Koval, I.V. (2015), Sociological essays: threats of Russia and ensuring its safety on the basis of the "Use of Direct Productive Force of Personally Focused Sociological Science in Training of Competitive Experts"project", Vol. 2, "Letter print", Krasnoyarsk.

8. Koval, I.V. (2015), Sociological essays: the theory and practice of use of direct productive force of science in sociological-inventive way of realization of national idea of development of Russia: experience, problems, Vol. 3, SFU, Krasnoyarsk.

9. Koval, I.V. (2015), Use of direct productive force of personally focused sociological science in economics department SIBUPa for training of the competitive experts, "Letter print", Krasnoyarsk.

10. Koval, I.V., Zabuga, E.V., Karmatskaya, E.V. and Koval, O.I. (2014), Sociological aspects of the training of the competitive experts in economics department SIBUPa, SIBUP, Krasnoyarsk.

11. The concept of the Federal target program for development of the education for 2011-2015 (2011), available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/ (accessed 26 March 2016).

12. Makarova, E.L. (2011), "Innovative information and communication technologies as means of the organization of educational process", the Bulletin of the Adygea state university. Series 3: "Pedagogics and psychology", No. 4, pp. 83-90.

13. The message of the Russian President to Federal Assembly (2015), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189898/ (accessed 26 March 2016).

14. Puzanova, Zh.V. and Vyalov, I.S. (2013), "Management of health: scientific approaches to research of health", RUDNBulletin, Sociology series, No. 4, pp. 94-103.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.05.2016

УДК 796.922.093.642

СПОСОБЫ УХОДА С ОГНЕВОГО РУБЕЖА В БИАТЛОНЕ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ

ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ ЛЕЖА

Роман Алексеевич Зубрилов, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер

Украины, тренер по биатлону, Государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр спортивной подготовки и проведения спортивных мероприятий» (ГАУ ТО «ЦСП»), г. Тюмень

Аннотация

Время преодоления огневого рубежа в биатлоне, наряду со временем преодоления дистанции и качеством стрельбы, является одним из трех составляющих спортивного результата. И хотя,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.