Научная статья на тему 'Социология туризма: социально-культурный аспект'

Социология туризма: социально-культурный аспект Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
7024
783
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
СФЕРА ТУРИЗМА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / TOURISM / SOCIO-CULTURAL DIMENSION / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дусенко Светлана Викторовна

В статье рассматриваются социальные и культурные факторы развития современного туризма. Особое внимание уделено вопросам потребности индивида в туристских услугах, определен социальный характер потребности туриста, проанализированы особенности удовлетворения потребностей в туристских услугах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with social and cultural factors in development of modern tourism. Particular attention is paid to the needs of the individual in travel services. The author defined the social character of the needs of tourists and considered the features of the needs of tourist services.

Текст научной работы на тему «Социология туризма: социально-культурный аспект»

контаминация, тавтология, амбилогия, сти- количестве фактического материала трени-листическая интерференция. Затем на прак- ровать студентов находить и исправлять ре-тических занятиях необходимо на большом чевые недочеты.

Литература

1. СкворцовЛ.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — СПб.: ДИЛЯ, 2006.

2. Ошибки в рекламе, http://pribalt.info/arhiv. php? month=11&news=164. (дата обращения: 20.10.2011)

3. Парадоксальные ошибки в рекламе. http ://www.adme.ru/ creativity/paradoksalnye-oshibki-v-reklame-1586/. (дата обращения: 20.10.2011)

УДК 378:662; 008

I СОЦИОЛОГИЯ ТУРИЗМА: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ | АСПЕКТ

Дусенко Светлана Викторовна, кандидат социологических наук, зав. кафедрой «Организация и технологии в гостиничном бизнесе», [email protected] Институт туризма и гостеприимства, филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The article deals with social and cultural factors in development of modern tourism. Particular attention is paid to the needs of the individual in travel services. The author defined the social character of the needs of tourists and considered the features of the needs of tourist services.

В статье рассматриваются социальные и культурные факторы развития современного туризма. Особое внимание уделено вопросам потребности индивида в туристских услугах, определен социальный характер потребности туриста, проанализированы особенности удовлетворения потребностей в туристских услугах.

Keywords: tourism, socio-cultural dimension, quality of life

Ключевые слова: сфера туризма, социально-культурный аспект, качество жизни

Туризм (фр. tourisme < tour — прогулка, поездка) — вид активного отдыха — путешествия (поездки, походы), совершаемые организованно или самодеятельно, для отдыха с разными целями, — имеющий временные и пространственные ограничения. Понятие «туризм» используется в двух значениях: 1) это массовый вид путешествий с определенными целями туризма, совершаемых собственно туристами; 2) организация и сопровождение таких путешествий, которые осуществляются различными предприятиями индустрии туризма. Современный туризм — особая социальная сфера экономики, мощная индустрия, произ-

водящая до 10% мирового валового продукта, в которой заняты миллионы сотрудников, основных средств и привлечены огромные капиталы. По прогнозам ЮНВТО, к 2020 году количество въезжающих в нашу страну будет в 1,54 раза больше, чем выезжающих, а среднегодовое увеличение количества туристов составит 6,7%. Больше всего туристов будет принимать Москва: в 2020 году как минимум 9 млн человек [1].

Туризм, в отличие от путешествий, — это массовое перемещение людей в довольно короткие промежутки времени, но не менее суток и не более шести месяцев. Длительные пу-

тешествия были, есть и будут уделом отдельных индивидов (например, многолетняя поездка на велосипедах супругов по берегам континентов, омываемых Тихим океаном или плавание в одиночку через океан).

Отличительной чертой современного туризма является его социальная направленность. Развитие туриндустрии в последние годы происходит быстрыми темпами. Человек, путешествуя по стране и миру, познает новое. Развитие и обогащение человеческого интеллекта, мировоззрения, совершенствование духовно-нравственных отношений становятся необходимым условием воспроизводства общества. Это приводит к перестройке механизмов социокультурной идентификации личности. Разрушается психологическая привязанность к традиционным социально-групповым структурам, происходит отрыв человека от коллектива, сопровождающийся не только осознанием личной свободы и независимости, но иногда и дискомфортом, тоской по коллективу, в котором человек был раньше. Такой распад систем внешней детерминации жизнедеятельности личности не просто ослабляет ее зависимость от социокультурной среды, но приводит к возникновению обратных линий детерминации: зависимости социальных структур от состояния души человека, его мироощущения. Каждый человек, отправляясь в путешествие, стремится получить положительные эмоции, снять стресс, восстановить духовные и физические силы, познать новое, углубить знания о природе, истории и культуре других стран и народов. Следовательно, человеку надо дать возможность организовать свой отдых, восстановить силы и здоровье. Статья 1 «Хартии Туризма» (1985 год, ЮНВТО) гласит: «Право каждого человека на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск, а также право свободно передвигаться без ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, признается во всем мире» [2].

Современный туризм способствует познанию мира туристами, ознакомлению их с культурой разных стран и народов. Стремление к познанию — мощный стимул человеческой деятельности.

Отправляясь в путешествие, человек стремится расширить свой кругозор, составить представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, тех-

нике, культуре быта. Именно стремление к познанию мира становится основным способом саморазвития, социализации личности. Познавательная деятельность туриста приводит к тому, что он целенаправленно воспринимает факты внутреннего и внешнего мира, систематизирует, анализирует, сравнивает и находит закономерности, которые определяют последовательность явлений. В результате такой интеллектуальной деятельности возникает целостная модель явления, которая позволяет туристу сознательно подходить к реальной действительности и разумно использовать ее в своих целях.

Сравнение культуры своего народа с культурными традициями других стран способствует осмыслению позитивных и негативных сторон жизненного уклада каждого, возможности для более полной реализации своих способностей. Многие путешественники стремились использовать культурные достижения других народов для улучшения своего быта. Личное восприятие образа жизни других народов дает богатый эмпирический материал для теоретического осмысления фактов и составляет содержание научной деятельности многих ученых. Смыслом жизни многих людей становится не только достижение определенного материального благополучия, но и познание мировой культуры.

С целью познания, например, архитектуры и городского ландшафта, образа жизни других народов совершают поездки миллионы людей. Такие города, как Нью-Йорк, Париж, Рим, Афины, Сингапур, Санкт-Петербург, привлекают туристов достопримечательностями, архитектурными ансамблями, музеями, парками.

Современный туризм находится под влиянием многих факторов: социальных, культурных, экономических, политических. Как только человек решил проблему выживания, у него появилась потребность в путешествиях с целью познания мира и самого себя. Потребление туристских услуг как вид деятельности человека носит ярко выраженный социальный характер: 1) в процессе получения услуг каждый человек взаимодействует с обществом; 2) потребление является признаком социальной стратификации.

Новая жизнь порождает новые механизмы социального взаимодействия и потребления, принципиально изменяет взаимоотношения личности и социума и требует новых методов социального познания. Современная наука рассматривает целостность общества

как целостность самоорганизации, которая во многом идет от индивидуальных проявлений человеческого сознания и поведения и потому разнообразна, непредсказуема. Такая целостность самоорганизации не всегда отвечает стабильным интересам индивидов и социальных групп. Поэтому особый интерес социального познания вызывают личностно-индивидуальные явления. Идея о том, что вся социальная вселенная вращается вокруг человека, признает приоритет интересов, прав и свобод не наций, не государства, а суверенной человеческой личности, вошла в современное социально-правовое и политическое мышление потому, что она отражает глубокие изменения в социальной жизни. Социальное познание вынуждено серьезно пересмотреть методический инструментарий, потому что образ «человека-винтика» безвозвратно уходит в прошлое. Человека во всем его многообразии, сложных взаимодействиях можно отождествлять с его социальной позицией. Человек, обладающий на социальном уровне множеством разнообразных и разнокачественных признаков, можно охарактеризовать набором количественных признаков, с той или иной точностью отражающих его положение в различных социальных составляющих. Примером указанной подборки характеристик являются исследования по качеству жизни нации, одна из категорий которых отражает творческий смысл жизни человека и социума.

Современный туризм как сложная социально-экономическая система призвана удовлетворять потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция туризма — обеспечить человека полноценным и качественным отдыхом. Туризм превратился в глобальную мировую индустрию, включающую огромное количество гостиниц и других средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения, организаций, осуществляющих туристскую деятельность, предоставляющих услуги гидов-переводчиков. Туристический продукт — это комплекс туристических услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста во время его путешествия. Среди основных явлений, влияющих на развитие современного туризма, следует назвать глобализацию экономики, возраста-

ние роли информации и превращение научных знаний в основной фактор мировой экономики, становление нового общества, опирающегося на знания, коренное изменение отношения социума к человеку.

«Цивилизация качества жизни» по-новому рассматривает знания как стратегический ресурс общества. Развитие современного туризма невозможно без базовых, фундаментальных знаний, поэтому нужны знания о гуманистических и культурных ценностях человека. Анализ благосостояния населения не всегда отражает удовлетворенность человека своей жизнью, которая зависит не столько от уровня материальных благ, сколько духовных, внутренних потребностей человека, а именно: уровня образования, профессиональной квалификации, творческих способностей, востребованности человека как специалиста. Человеческий капитал, который сегодня особенно нужен обществу, связан с самим человеком, его умением приобретать знания, перерабатывать и использовать их рационально. Современный туризм ориентируется на удовлетворение потребностей как определенных социальных групп, так и отдельного человека. Эта перемена ориентаций связана с ростом качества жизни, созданием с помощью рекламы новых потребностей. Поэтому специалисты современного туризма должны быть тонкими психологами, понимать туриста и стараться найти способ качественного его обслуживания. Персонал сферы туризма работает в обществе, поэтому от него требуется понимание морального долга перед каждым туристом. Психологическая культура современного туризма требует глубоких знаний внутреннего мира человека, большого опыта и умения работников сферы для тактичного обслуживания туристов.

Труд работников сферы туризма становится информационно насыщенным, что ведет к изменению его содержания и характера. В этих условиях повышаются требования к интеллектуальным способностям человека, его психофизическим данным, сокращается доля тяжелого неквалифицированного труда, увеличивается доля умственного труда. Все это требует новой модели работника, проявляющего своеобразие человеческой личности, а это, в свою очередь, расширяет социальную свободу.

Информационное общество порождает новые качества работника сферы туризма —

стремление к максимальному саморазвитию. Социальный статус человека определяется его уровнем образования, способностью трансформировать информацию в знания, а знания самостоятельно применять на практике. Как показывает жизнь, интеллектуальное развитие человека имеет два аспекта: 1) врожденные способности получают дальнейшее развитие особенно быстро в отраслях социально-культурной сферы (образование, культура, искусство, физическая культура, туризм); 2) полученные знания и умения человек реализует в процессе профессиональной деятельности и постоянно работает над повышением своей квалификации. Интеллектуальное развитие человека идет тем интенсивнее, чем быстрее формируются знания, а эти знания находят применение на практике. Хорошим стимулом для такого темпа интеллектуального развития является возможность продвижения по социальной лестнице. Для успешной работы каждый человек должен заботиться и о своем здоровье.

Каковы основные принципы социально-культурной направленности современного туризма? Предоставление фундаментальных прав (экономических, социальных, культурных, политических и др.) является основой создания качественной жизни и потенциального развития каждого человека. Поэтому общими принципами в рамках социокультурной направленности туризма, на наш взгляд, являются:

1) предоставление каждому равных возможностей получения туристских услуг, реализации своих потенциальных данных в процессе деятельности в этой сфере;

2) стабильное и продуманное развитие туризма, ответственное использование природных и человеческих ресурсов с целью повышения качества жизни, устранение бедствий и нищеты;

3) создание и обеспечение достаточно высокого уровня развития сферы туризма, чтобы каждый человек имел возможность выбирать из множества предложенных вариантов услуг;

4) создание условий для получения инвестиций в развитие современного туризма и полной их реализации в данной сфере. При этом инвестиции в развитие человеческих ресурсов сферы туризма будут направлены на повышение квалификации, накопление опыта, умений, знаний, реализацию

своих способностей, охрану здоровья и повышения качества работы. Инвестиции в образование направлены на повышение профессионального уровня специалиста, а инвестиции в здоровье способствуют продлению жизни и плодотворной работе. В сфере современного туризма должны работать люди, обладающие хорошим здоровьем, именно этот показатель является основным для качественной профессиональной работы и интеллектуального развития. Всемирная организация здравоохранения определяет, что здоровье — это состояние полного физического и душевного благополучия, результат здорового образа жизни, хороших условий быта и физической, профессиональной культуры. Социокультурная направленность современного туризма проявляется и в подготовке специалистов для этой сферы. Социологические исследования подтверждают, что чем выше уровень образования, тем меньше уровень безработицы (хотя в стране с нестабильной экономикой это не всегда так). Высококвалифицированный человек имеет высокие способности к адаптации, мобильности, быстро усваивает новое, стремится к постоянному освоению и использованию нужной информации, занимается самообразованием. Сфере современного туризма, как уже говорилось выше, нужны высокообразованные люди с широким кругозором, воспитанные и тактичные личности. На современном этапе развития сферы туризма основным фактором является образование, которое благоприятно сказывается не только на развитии экономики туризма, но и на удовлетворении духовных запросов работника, его социального и профессионального статуса. Именно знания, необходимая и своевременно полученная информация сегодня являются движущей силой сферы туризма, которая сама предлагает услуги для ощущения полноты человеческой жизни, развития духовных и физических сил личности.

Реализация потребностей личности, таким образом, полностью зависит от социокультурных основ как всего общества в целом, так и сферы туризма в частности. Повышение качества жизни человека определяется такими факторами, как социальная культура, образование, здравоохранение, туризм. Обеспечение качественной жизни людей становится целью социально-экономического развития России,

а формирование системы обеспечения высокого качества услуг — приоритетным направлением деятельности современных предприятий туризма. Многие модели социально-культурной деятельности туристских организаций направлены на улучшение качества жизни людей, которое является основным критерием деятельности любой организации. Сфера туризма, кроме того, должна служить устойчивому развитию социально-культурных составляющих жизни населения, сохранению историко-культурной среды и творческих способностей личности.

Решение задач по повышению качества жизни населения страны на основе устойчивого развития туризма и его социально-культурной составляющей обеспечивает следующие преимущества: активно удовлетворяются потребности в путешествиях и во всестороннем познании мира; социально-культурная деятельность направлена на человека, при этом он ориентирован на активную позицию при решении жизненно важных задач, приобщен к здоровому образу жизни, творческой деятельности, повышению культуры и самореализации.

Как говорилось выше, в сфере туризма на современном этапе особое внимание уделяется повышению качества услуг, обновлению содержания образования, обеспечению инновационного характера образования для будущих специалистов, совершенствованию управленческого и ресурсного обеспечения развития туризма, обеспечению социального эффекта туристических услуг как фактора роста конкурентоспособности турфирм, повышению социально-культурного уровня туристических экскурсий, развитию конкурентной среды в сфере туризма, контролю качества предоставляемых туристических услуг, привлечению государственных и частных инвестиций в развитие туризма. В сферу деятельности современного туризма вовлекаются новые регионы, создаются новые туристские продукты.

Глобальность процессов в развитии современного туризма формирует новые условия для диалога различных культур и национальных традиций в системе мировых взаимоотношений. Диалог культур, в свою очередь, ставит проблему поиска общечеловеческих ценностей для плодотворного позитивного сотрудничества и взаимопонимания. Ориентация на общечеловеческие ценности — естественный ответ современного туризма на вызов времени.

Вместе с тем в современном мире мы наблюдаем процессы всплеска национального самосознания, проявляющегося в самых разных формах: от стремления к автономии до сепаратизма. Как в таких случаях вести себя туристам? Известно, что право на самоопределение имеет любая нация, туристам в любом случае следует придерживаться нейтралитета.

Каждая этническая общность стремится к определенной самодостаточности, которая проявляется через систему самых различных факторов: социально-культурных, экономических, политических, религиозных, бытовых, мировоззренческих и т.д. В каждом этносе комбинации этих факторов уникальны, что позволяет человеку, относящемуся к этому этносу, осуществлять свою самоидентификацию в окружающем его пространстве. При встрече с представителями других народов национальная самобытность проявляется наиболее отчетливо.

Большинство этнических общностей, активно участвующих в единой системе мирохозяйственных, культурных, туристских связей, активно культивируют в своем пространстве нормы общечеловеческих ценностей. В некоторых наиболее развитых странах эта система ценностей даже доминирует над национальным мировоззрением, но нигде не вытесняет его полностью. Причин такого явления несколько: 1) наднациональная общечеловеческая культура нигде не существует в чистом виде, а обязательно окрашена в национальный колорит; 2) национальная культура определяет, прежде всего, материальные формы бытия, а в области духовной, мировоззренческой дает лишь самые общие установки; 3) даже в своей материальной части национальная культура всегда выделяла лучшие достижения нации в духовной сфере. Вот почему каждый этнос, достигший определенного уровня развития, стремится выйти на уровень самодостаточности, стать независимой нацией. При этом одним из важнейших факторов развития является национальная идея.

В самом общем понимании национальная идея — это совокупность мировоззренческих установок, консолидирующих нацию и дающих ей импульс к дальнейшему развитию. Это доминанта, вектор направленности, в русле которого развиваются все сферы общества, в том числе национальный туризм.

Безусловно, национальная идея, обладая определенной структурной жесткостью, в иных

условиях способна видоизменяться, развиваться по мере развития общества, но стержневая основа ее, как правило, почти не меняется. Подобно тому, как существует преемственность между этапами культурно-исторического развития, есть неразрывная связь между формами проявления национальной идеи по мере развития общества.

Русская отечественная национальная идея как совокупность черт национального самосознания, касающихся понимания места и роли России во всемирной истории, присуща русской культуре на протяжении всей истории, начиная с дипломатических встреч Руси с Византией. С этого момента с незначительными изменениями эта концепция определяла весь ход развития Руси, затем и России. Система жизненных ценностей, бытовой уклад, общественная структура, власть, культура, геополитика, — все общественные формы бытия преломлялись сквозь призму предначертанности национальной идеи. Основными составляющими ее были: 1) промежуточное положение между Востоком и Западом; 2) имперское величие; 3) единство самодержавия, православия, народности, соборности.

Русская национальная идея успешно определяла ход исторического развития России вплоть до начала XX века, и, пройдя через цепь мощных социальных потрясений, трансформировалась в советскую национальную идею, которую определяли примерно те же факторы: неприятие Запада и снисходительное отношение к Востоку, то же имперское (союзное) величие, та же власть (партийно-государственного лидера), коммунистическая идеология (вместо православия), та же народность (единство коллектива), та же мессианская идея (экспорт социализма и методов его построения).

Распад СССР разрушил не только государственно-политическую систему, но в корне изменил устоявшееся мировоззрение людей, стереотипы поведения, саму систему мышления. Это не могло не сказаться на национальной идее. Современная Россия, вынужденная определить свое место и свою значимость в новых условиях социально-исторического бытия, остро нуждается в национальной идее. Безусловно, с нуля ее не создать, поэтому мы должны знать свое прошлое и бережно относиться к культурно-историческому наследию своей Отчизны, учитывая это в развитии современного туризма. Национальная идея должна фор-

мироваться в сознании нации, она не может быть привнесена из-за рубежа или спущена сверху, а должна выкристаллизоваться на базе самосознания общества. Этот процесс, видимо, займет немало времени, потому что Россия является многонациональным государством. Национальная идея современной России должна учитывать интересы всей совокупности этносоциальных факторов развития общества, она должна стать идеей реального равноправия союза истинно свободных и в национальном, и в социально-экономическом плане народов, готовых искренне и дальше продолжать линию единого плодотворного сотрудничества в рамках российского государства.

Российская национальная идея должна стать идеей цивилизованного общества, уверенно развивающегося по пути демократии, гражданского общества, а национальная культура — развиваться и обогащаться богатством и многообразием культур народов, населяющих Россию. Значительную роль в этом играет современный туризм, предоставляя туристу возможность ознакомиться с культурой того или иного народа.

Туризм — явление общечеловеческое, и никто не может быть ограничен в возможности его осуществления. Этот принцип был закреплен конференцией по туризму ООН в 1954 году. В соответствии с международными нормами, для туриста абсолютно ничего не должны значить ни его национальность и расовая принадлежность, ни пол и возраст, язык и религия. Главное, чтобы он исправно платил деньги за использование туристических ресурсов и не нарушал местные законы, обычаи и традиции, уважал государственное устройство посещаемой страны и непременно выехал из этой страны в указанные сроки.

Но в реальной жизни не все так. Некоторые страны ограничивают въезд одиноких молодых женщин по миграционным нормам. Учет клиентов при размещении в гостиницы производится по признаку пола. Этот принцип действует и на железных дорогах, где имеются женские и мужские купе. На религиозные ограничения обращают внимание при организации туризма, учитывая нормы одежды, стиль поведения туристов, питания, соблюдения особых правил при культовых обрядах, постов. Туристы, прибывающие в страну, ни поведением, ни одеждой не должны оскорблять религиозные традиции и чувства верующих. Это особенно важно

при посещении исламских стран, культовых объектов, причем в таких случаях ограничения в отношении женщин более жесткие.

Туристам, пребывающим в других странах, Генеральное управление европейских стран по туризму предлагает придерживаться следующих правил:

— не забывайте, что в своей стране вы всего лишь один обыкновенный гражданин среди миллионов, в то время как за границей вы представляете свою страну. От ваших слов и поступков зависит мнение о вашей стране;

— если вам покажется, что за границей все хуже, чем на родине, оставайтесь всегда дома. А если покажется, что все лучше, не возвращайтесь на родину, у вас ее нет;

— за границей не шумите, ведите себя спокойно;

— не привлекайте внимание своей одеждой, одеваться надо скромно, согласно принятым в этой стране стандартам;

— петь можно лишь тогда, когда вас об этом просят;

— не старайтесь отличиться там, где заведомо известно, что Вы проиграете. А выиграв, не выражайте свою радость бурно;

— помните, что красочные выражения вашего языка не всегда в прямом переводе совпадают с иностранным;

— старайтесь разобраться в том, что вам незнакомо, что видите впервые;

— не пытайтесь поучать, лучше учитесь сами [3]. Особое значение имеет переживание человеком опыта различных социокультурных систем, хотя в центре развития различных форм культуры (религии, искусства, туризма, науки и др.) находится человек, поскольку гуманистический принцип — одна из сторон реального бытия истинной человеческой сущности. Другой стороной человеческой природы является его стремление к познанию мира, науки, культуры разных народов. Познать различные формы культуры, раскрыть рациональную и иррациональную сущность человека, проанализировать перспективы развития человечества в целом позволяет современный туризм.

Вместе с тем функционирование туризма как специфического вида деятельности человека не исключает его единства с природой и требует учета природных факторов. Сейчас усиливается процесс космизации туризма, об-

условленный выходом человечества в бесконечные просторы Вселенной, что, несомненно, радикально изменит наши представления о причинности и времени, смысле человеческой жизни, ее длительности, смерти и бессмертии и заложит фундамент новой этики туриста.

Современный туризм и познание человеком окружающего мира привели к новым представлениям о природе и месте человека в ней, что оказывает влияние на развитие современной культуры: появилось новое отношение к природе, заключающееся в том, что зарождается новое чувство общности человека и других живых существ, биосферы в целом. Поэтому экологическая проблема выдвигается на передний план в процессе организации современного туризма. В мировоззренческом и методологическом аспекте значимость экологии состоит в том, что именно она формирует самосознание культуры, составляет исходный пункт ответственного отношения человека к природе. Современные научные исследования подтверждают, что человек нарушил экологическое равновесие земной природы, введя в нее элементы небиологического происхождения. Ученые считают, что для преодоления глобального экологического кризиса необходимо обратиться к древневосточным культурам с их учениями о единстве человека и природы, тем более, что в современной экологии складываются представления об окружающей природе как едином целом и необходимости учитывать взаимодействие человека с природой. Обострение экологической ситуации в мире давно вышло за рамки отдельных стран и регионов, а принимаемые меры неадекватны характеру и масштабам угрозы.

На современном этапе развития человеческого общества для всех регионов мира основной задачей является разработка новых подходов к решению проблемы сохранения окружающей природы. Названная проблема должна быть разрешена в комплексе сложных социально-экономических, экологических систем. Немалое значение в этой связи принадлежит современному туризму: во-первых, он развивается интенсивно и динамично, как один из секторов мировой экономики составляет определенную долю мирового валового национального продукта, привлекает около 7% мировых инвестиций, создает значительное количество рабочих мест, является прибыльной

сферой экономики многих стран. Во-вторых, современный туризм влияет на все основные звенья экономики страны и социальные слои общества. Туризм требует мирного, стабильного развития государств, регионов и всего человечества, потому что в неспокойных регионах (локальные военные действия, религиозные и этнические конфликты) туризма почти нет. Туризм способствует структурной перестройке экономики, смене приоритетов социально-культурного развития общества. В-третьих, современный туризм выполняет серьезную социальную функцию, решая конкретные социальные задачи:

— предоставляет человеку широкий спектр услуг как нематериальных благ;

— формирует мировоззренческий, культурный уровень человека;

— способствует расширению межнациональных, международных и межличностных отношений;

— организует отдых, восстановление жизненных сил и здоровья человека;

— сочетает интересы отдельных социальных групп с интересами всего общества;

— сохраняет благоприятную экологическую и социально-культурную среду.

Решить проблемы экологического кризиса сможет только человек, освоивший все достижения мировой культуры и обладающий высокой нравственностью. Таким образом, процессы экологизации и космизации туризма способствуют сближению представлений о внешнем и внутреннем мире человека, что приводит к пониманию целостного характера современной культуры, формированию глобального взгляда на мир.

Для осуществления путешествия человеку необходимы свободное время, достаточное количество денег и, как уже было отмечено, нужна стабильность политики и экономики, чтобы обеспечить свободное перемещение туристов из региона в регион и сохранение всех прав человека.

Туризм всегда был очень чувствительным к различного рода социальным переменам. Революции, войны, кризисы приводят к резкому спаду платежеспособности населения на туристские услуги, хотя туризм как социальное явление находится в постоянном развитии. В связи с этим изучаются поведение и мотивация людей, решившихся участвовать в путешествии, возраст, социальное положение,

образование, место проживания, культурные и религиозные устои.

Современный туризм требует изучения условий, определяющих массовость туризма, формирования целых туристских потоков на основе их социальной принадлежности. Социологические исследования проводятся с привлечением методов психологии и антропологии и охватывают различные социальные группы в разных ситуациях, при этом разрабатываются различные формы анкет, проводится анкетирование работников сферы туризма и собственно туристов.

Таким образом, развитие современного туризма подчиняется тем же основным законам, что и общество с его производительными силами. Это проявляется в следующем:

— обеспечение полноценной жизнью человека как главной составляющей производства всех сфер жизнедеятельности общества;

— использование человека в свободное от работы время, которое действительно является бесценным капиталом;

— расширение мировоззрения в ходе турпоездки как необходимого процесса социализации личности в целом.

В США, Германии, Италии, Испании Франции современный туризм занимает ведущие позиции в формировании национального дохода, служит одним из решающих факторов развития экономики этих стран. Много туристов выезжает из Германии, США, Японии, Великобритании, Франции, а принимают больше всех туристов Китай, США, Франция, Испания. Спрос на туристические услуги во многом зависит от источника доходов. Доказано, что интенсивность потребления различных услуг в сфере туризма прямо пропорциональна доле заработной платы в общем доходе семьи, включающем поступления от дивидендов, облигаций, предпринимательской деятельности, продажи продукции с подсобных участков и т.п.

С одной стороны, туризм развивается как определенная самостоятельная система, с другой стороны, на его развитие влияют ключевые отрасли национальной экономики (энергетика, транспорт, связь, жилищное и коммунальное хозяйство), на состояние которых туризм тоже оказывает влияние. В обеспечении бесперебойной работы этих отраслей состоит главная роль государства в развитии современного туризма.

Таким образом, в российском обществе сформирована новая идеология путешествий: если в традиционном российском сознании путешествие воспринималось как возможность почувствовать мир духовных

ценностей, и туризм в большей степени носил развивающую функцию, то для современных туристов путешествие — это «поиск себя» и определение своей социальной роли в обществе.

Литература

1. http://t4r.biz/rest_abroad/vsemimyi_den_tuiizma. html (дата обращения: 09.07.2011).

2. http://www.scross.ru/guide/law/etika/^ara обращения: 09.07.2011).

3. http://ug.ru/old/01.32/ps6.htm (датаобращения: 09.07.2011).

УДК 316.334.2 (07)

| КОМПОНЕНТНАЯ СИСТЕМА ИМИДЖА ОРГАНИЗАЦИИ

Ежова Татьяна Николаевна, преподаватель кафедры «Общеобразовательные и гуманитарные дисциплины», [email protected]

Институт сервиса, филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

During the last decade, interest to the image of the organization, particularly those of the sphere of service is still relatively high, both by theorists and practitioners of science. The interest of practitioners is connected with the production. This interest manifests itself much stronger in some industries, the sphere of service, liable to innovations, focused on the intensification of knowledge. For example, creation and maintenance of certain forms of image are often financed by many companies that operate in new, young branches of the sphere of service.

В течение последнего десятилетия интерес к имиджу организации, особенно организаций сферы сервиса, остается относительно высоким как со стороны ученых-теоретиков, так и со стороны ученых-практиков. Среди практиков этот интерес связан с производством. В некоторых отраслях сферы сервиса, в которых применяются инновации и ориентированных на интенсификацию знания, этот интерес проявляется гораздо сильнее. Например, создание и поддержку определенных форм имиджа часто финансируют многие предприятия, которые работают в новых, молодых отраслях сферы сервиса.

Keywords: image of the organization, social perception, the philosophy of the firm, organizational values

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: имидж организации, социальная перцепция, философия фирмы, организационные ценности

Слово имидж (от фр. или англ. image) на русский язык переводится в буквальном смысле как образ или облик.

Под образом в широком смысле слова понимается субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других

людей, пространственное окружение и временную последовательность событий [3].

Важная характеристика имиджа — его функциональность. Иными словами, имидж не является самоцелью. Когда кто-то занимается созданием или улучшением своего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.