Научная статья на тему 'Социология социальных проблем: традиции и перспективы'

Социология социальных проблем: традиции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5489
495
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ / МУЛЬТИПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ / ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА / ТЕОРИЯ СТИГМАТИЗАЦИИ / SOCIOLOGY OF SOCIAL PROBLEMS / MULTIPARADIGMAL APPROACH / SYMBOLIC INTERACTUALISM / SOCIAL CONSTRUCTIVISM / THE THEORY OF CONFLICT / THE THEORY OF STIGMATIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Симонова Татьяна Михайловна

Прослеживаются возникновение и развитие социологии социальных проблем как частной социологической теории, анализируются ее основные школы и направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociology of social problems: traditions and prospects

Formation and development of Sociology of social problems as particular sociological problem is observed in the article, its main teachings and branches are analyzed.

Текст научной работы на тему «Социология социальных проблем: традиции и перспективы»

социология

Т.М. СИМОНОВА (Санкт-Петербург)

социология СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Прослеживаются возникновение и развитие социологии социальных проблем как частной социологической теории, анализируются ее основные школы и направления.

Ключевые слова: социология социальных проблем, мультипарадигмальный подход, символический интеракционизм, социальный конструктивизм, теория конфликта, теория стигматизации.

Социальные проблемы относятся к числу актуальных явлений современной социальной жизни. Поэтому не удивительно, что у отечественных социологов растет интерес к социологии социальных проблем [2; 5; 9], основные подходы и школы которой сформировались в течение прошлого века [3; 10].

Понятие социальной проблемы впервые появилось в дискурсе социальных наук в середине XIX в. Такие социальные явления, как бедность, нищета, болезни, вызванные хронической нуждой, и т. п. впервые были осознаны социальной мыслью как несправедливые и требующие внимания со стороны общества. Социология социальных проблем начала развиваться вместе с развитием социологии как науки. Она вбирала в себя различные трактовки определения социальных проблем и соответствующие подходы к их изучению, оформившиеся к середине XX в. в две основные парадигмы: объективистскую и субъективистскую.

Объективистский подход восходил к позитивистской традиции в социологии XIX в. и трактовал социальную проблему почти исключительно как объективное условие вне зависимости от того, осознается это условие как проблема индивидами, которых она касается, или нет. Исторически первым объективистским под-

ходом был подход социальной патологии. К социальной патологии относили действия (преступность, хулиганство, алкоголизм, наркомания т.д.), разрушающие здоровый организм общества (Ч. Ломбро-зо, Г. Спенсер, Д. Ферреро и др.). Специальному изучению подвергались личности преступника, алкоголика, проститутки, которые и своей личностью, и своим поведением были проблемой для общества. В рамках этого подхода социальные проблемы отождествлялись с проявлениями социальной патологии у отдельных личностей, которые были наследственно обречены на социальную неполноценность. Постепенно для обозначения аналогичных явлений социальную патологию заменяют другие термины: «аномия», «социальная дезорганизация» и «девиация».

Понятия аномии и социальной дезорганизации связаны с трудами Э. Дюрк-гейма. Под социальной дезорганизацией Э. Дюркгейм понимал такое состояние общества, при котором социальные ценности и нормы становятся неустойчивыми, противоречивыми или даже отсутствуют. В результате возникает состояние аномии -безнормности, которое вызывает у людей мучительное состояние социальной дезориентации. Таким образом, источником социальных проблем являются действующие или бездействующие социальные институты и социальные организации, которые в состоянии социальной дезорганизации не удовлетворяют потребности людей в социальном порядке.

Новый теоретический подход к анализу социальных проблем в границах объективистской традиции предложил в середине XX в. структурный функционализм, который опирался на консенсусную модель общества. Исходя из системного анализа общества, структурные функционалисты внесли свое понимание в объяснение процессов социальной дезорганизации и девиации (Т. Парсонс, Р. Мертон). Возникновение социальных проблем связывалось ими со сбоями в функционировании социальных систем или социальных

© Симонова Т.М., 2009

институтов, которые вызывали девиации. По мысли функционалистов, девиация -это нарушение равновесия системы взаимодействия, которое создает социальные проблемы и требует вмешательства средств социального контроля. Социальные проблемы существуют в обществе как дисфункции социальной системы. Под социальной проблемой Р. Мертон и Р. Нисбет понимали такую модель поведения индивида или группы, которая по оценкам значительной части общества отрицает общепризнанные или одобряемые нормы [10: 24]. Социальная проблема определялась ими путем сравнения поведения или состояния реально функционирующего объекта с существующей нормативной моделью. Таким образом, социальные проблемы в контексте функционального подхода - это результат либо неудавшейся индивидуальной социализации, либо дисфункции социальной системы или ее части, либо результат структурного напряжения системы как следствия неких объективных условий в обществе.

В рамках объективистской традиции функциональному подходу к социальным проблемам, в известной степени, противостоит конфликтологический подход. Он восходит к работам К. Маркса и рассматривает социальный конфликт не только как неотъемлемую часть социальной жизни, но и как источник развития общества. В настоящее время конфликтологический подход к трактовке социальных проблем представлен несколькими, часто взаимодополняющими направлениями: неомарксизмом, фокусирующим внимание на классах, феминизмом - на эксплуатации по признаку пола, национализмом - фокусирующим внимание на расовой или этнической эксплуатации, критической концепцией общества - на антидемократическом государственном авторитаризме. Все перечисленные школы сближает то, что корни социальных проблем они связывают с объективно существующими конфликтами между различными социальными группами, а решение социальных проблем видят в радикальном преобразовании общества [5: 84 - 85].

Таким образом, обе основные современные объективистские концепции - и консенсусная, и конфликтологическая -связывают появление социальных проблем с объективно существующими в обществе условиями. Задачу социологов они видят

в изучении и объяснении причин возникновения социальных проблем. Среди достоинств этого подхода можно отметить использование при анализе социальных проблем системного подхода и ориентацию на количественные закономерности при их описании, а также введение представления о норме в качестве меры для оценки объективных ситуаций как неблагоприятных. В то же время основным недостатком объективистского подхода является его известное безразличие к процессу со-циетального определения проблемы, признания ее как таковой общественным сознанием. Указанный недостаток пытались преодолеть сторонники субъективистского подхода, который также сложился к середине XX в.

Согласно субъективистской традиции, без субъективного определения проблемы социальная проблема как таковая в общественном сознании не существует, причем независимо от того, присутствуют в реальности некие объективные предпосылки социальной проблемы или нет. Субъективистская традиция восходит к трудам представителей чикагской школы социологии, которые в 30-е годы XX в. актив -но исследовали социальную дезорганизацию и ценностный конфликт в обществе (К. Кейс, Л. Франк, У. Уоллер).

В своем наиболее полном и разработанном виде субъективистский подход к социальным проблемам был представлен в работах Р. Фуллера и Р. Майерса, которые исходили из посылки, что каждая социальная проблема состоит из объективного условия и субъективного определения. Под объективным условием они понимали верифицируемую ситуацию, существование и масштабы которой могут быть проверены непредвзятым и квалифицированным наблюдателем (например, тенденции уровней рождаемости, безработицы и т. д.) Субъективное определение -это осознание определенными индивидами, что данное условие угрожает определенным значимым для них ценностям. Объективное условие, по их мнению, необходимо, но само по себе недостаточно для того, чтобы составить социальную проблему. Социальная проблема - это то, что люди считают таковой. Если условия не определяются как социальная проблема теми людьми, которых она касается, она не является проблемой для них, хотя может быть таковой для посторонних или

ученых. Р. Фуллер и Р. Майерс не только дали определение социальной проблемы, обозначили ее структуру и указали на связь с ценностными конфликтами в обществе. Они также впервые проследили процесс проблематизации (или «жизненного цикла» проблемы), в котором выделили следующие основные фазы: осознание проблемы в обществе, определение политики в ее отношении и осуществление реформ для ее разрешения [8: 138 - 141].

Дальнейшее развитие субъективистской традиции в исследовании социальных проблем связано с символическим интер-акционизмом. Г. Беккер продолжил изучение субъекта определения ситуации и процесса, посредством которого общество признает свои проблемы. Среди людей, затронутых проблемной ситуацией, им были выделены группы причастных к ситуации, т. е. тех, чья жизнь зависит от возникшей социальной проблемы, и группы вовлеченных в нее, т. е. тех, кто вынужден заниматься проблемой либо добровольно, либо в силу служебных обязанностей. Были подробно разработаны пять стадий процесса проблематизации: возникновение социальной проблемы, ее легитимация, мобилизация социального действия в отношении проблемы, формирование официального плана действий и его трансформация в ходе эмпирического осуществления. Исследовалась борьба, которую ведут различные социальные группы в процессе социетального признания проблемы, в частности, стратегии, которые они применяют для достижения своих целей [1: 150 - 159].

Кроме символических интеракциони-стов, на развитие субъективистской традиции в исследовании социальных проблем оказали влияние последователи теории стигматизации, считавшие, что девиант - это тот, на кого удалось «наклеить ярлык» девианта (А. Мосс, Г. Беккер, Э. Ле-мерт). Они исследовали процессы, посредством которых люди с отклонениями начинают восприниматься как девианты в общественном сознании.

Но своей крайней точки субъективистская традиция в исследовании социальных проблем достигла у социальных конструктивистов (М. Спектор, Дж. Китсь-юз, Дж. Бест и др.). Социальные проблемы понимались ими как деятельность индивидов или групп, выражающих недо-

вольство сложившейся ситуацией и выдвигающих утверждения-требования относительно ее изменения. «Социальная проблема - это деятельность тех, кто утверждает, что (объективное) условие существует, и определяет его как проблему». Они называли эту деятельность «социальнопроблемной» и считали, что центральной проблемой для теории социальных проблем является объяснение возникновения, характера и поддержания деятельности по выдвижению утверждений-требований и ответной деятельности социальных институтов и организаций. Относительно объективного условия возникновения социальных проблем М. Спектор, Дж. Китсьюз и их последователи занимали крайне субъективистскую позицию и фактически игнорировали объективную составляющую социальной проблемы. [6: 160 - 162].

Таковы основные направления субъективистского подхода к анализу социальных проблем. Среди несомненных его достоинств следует указать на то, что его сторонники обратили внимание исследователей на релятивность ценностно-нормативной системы как критерия для придания статуса социальной проблемы какому-либо социальному явлению. Кроме того, они не только поставили вопрос о жизненном цикле проблемы, но и подробно его разработали. Именно субъективисты дали представление о множественности субъекта определения социальной проблемы, о роли различных групп на каждом этапе ее жизненного цикла, что оказалось чрезвычайно полезным для анализа социальных проблем прикладными науками. Основным недостатком рассматриваемого подхода выступает известная недооценка или даже игнорирование негативных условий, которые, как указывали объективисты, являются реальными социальными проблемами.

Оба похода - и объективистский, и субъективистский - внесли много нового в исследование социальных проблем. Несмотря на взаимную критику, связанную с теоретической ограниченностью и однобокостью каждого подхода в отдельности, у них по-прежнему есть сторонники. Прикладные социальные науки, опирающиеся на социологическую теорию, стараются использовать оба подхода, исходя из обстоятельств, отдают предпочтение тому или другому. Так, в 60 - 80-е годы прошлого столетия среди социологов, в том числе и отечественных, был широко рас-

пространен функциональный подход к социальным проблемам. В конце XX - начале XXI в. наиболее востребованным социотехнологами оказался субъективистский подход, особенно социальный конструктивизм - как теоретическая основа для ведения информационных войн и осуществления «бархатных революций». Отечественные социологи также успешно применяют его для анализа деятельности средств массовых коммуникаций [9]. В последние годы особое внимание не только зарубежных, но и отечественных социологов стал привлекать мультипарадигмальный подход, стремящийся совместить достоинства обеих теоретических парадигм социологии социальных проблем в рамках одного исследования. Подобный подход наиболее близок социальным практикам, которые заинтересованы в максимально всестороннем анализе существующих социальных проблем, необходимом для их адекватного решения [3; 6]. Таким образом, социология социальных проблем сохраняет свою актуальность для современной социологической теории и практики, а ее освоение способствует расширению профессиональной компетенции социологов, социальных работников и социальных политиков.

Литература

1. Блумер Г. Социальная проблема как коллективное поведение / Г. Блумер // Контексты современности-2: хрестоматия / сост. и ред. С.А. Ерофеев; пер. с англ. 2-е изд. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. С. 150 - 159.

2. Иванов О.И. Введение в социологию социальных проблем / О.И. Иванов. СПб.: Соци-ол. о-во им. М.М.Ковалевского, 2003.

3. Социология социальных проблем // Контексты современности-2: хрестоматия / сост. и ред. С.А. Ерофеев; пер. с англ. 2-е изд. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001.

4. Концептуализация социальных проблем // Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / под ред. Е.Р. Ярской-Смир-новой, П.В.Романова. М., 2002. С. 28 - 37.

5. Минина В.Н. Социология социальных проблем: аналитический обзор основных концепций / В.Н. Минина // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. №4. С. 145 - 149.

6. Спектор М. Конструирование социальных проблем / М. Спектор, Дж. Китсьюз // Контексты современности-2: хрестоматия / сост. и ред. С.А. Ерофеев; пер. с англ. 2-е изд. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. С. 160 - 163.

7. Симонова Т.М. Социальные проблемы в социологии и в социальной работе: определение, анализ, решение / Т.М. Симонова. СПб.: Роза мира, 2005. 241с.

8. Фуллер Р. История социальной проблемы / Р. Фуллер, Р. Майерс // Контексты современности-2: хрестоматия / сост. и ред. С.А. Ерофеев; пер. с англ. 2-е изд. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. С.138 - 141.

9. Ясавеев И.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации / И.Г. Ясавеев. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004.

10. Merton R.K. Contemporary Social Problems / R.K. Merton, R. Nisbet. 2nd ed. N.Y.: Harcourt, Brace and World, 1966.

11. Rubington E. The Study of Social Problems: Seven Perspectives / E. Rubington, M.S. Weinberg. N.Y.: Oxford University Press, 2003.

Sociology of social problems: traditions and prospects

Formation and development of Sociology of social problems as particular sociological problem is observed in the article, its main teachings and branches are analyzed.

Key words: Sociology of social problems, multiparadigmal approach, symbolic interactualism, social constructivism, the theory of conflict, the theory of stigmatization.

Е.И. ЮРЧЕНКО

(Москва)

концепция создания убедительной коммуникации

Рассматривается концепция создания убедительной коммуникации К. Ховланда, изложенная в его книге «Коммуникация и убеждение». Выявляются важные факторы, влияющие на мнение аудитории.

Ключевые слова: убедительная коммуникация,

К. Ховланд, воздействие на целевую аудиторию, влияние группы, принятие решений.

В современном мире проблема создания убедительной коммуникации является весьма актуальной. Уровень развития информационных технологий диктует необходимость уметь не только информи-

© Юрченко Е.И., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.