социология родительства как отдельная предметная область социологии семьи
УДК 316.2
Ирина петровна Лотова,
д.психол.н., профессор кафедры социальной психологии Московского областного университета, руководитель Центра семьи и семейной политики ФГБНУ «Институт изучения детей, семьи и воспитания Российской академии образования» Тел.: 8 (965) 218-18-22 Эл. почта: [email protected]
В статье дана характеристика такого феномена, как «семья», анализируется формирование в социологии семьи нового направления - социологии родительства, а также взгляд на эту проблему ведущих отечественных и зарубежных ученых.
Ключевые слова: социология, семья, родительство, супружество.
Irina P. L
psych Psych| Unive and fa' of stud education Education"
Tel.: 8 (965) 218-18-22 E-mailjiaiiVae@mi
Существуют различные определения понятия «семья», представленные как зарубежными (Дж. Мердок, Дж. Масионис, Э. Гидденс), так и отечественными учеными (А.Г. Харчев, С.И. Голод, Г.В. Осипов, А.И. Антонов).
Родоначальник советской социологии семьи А.Г. Харчев считал, что «семью можно определить, как исторически конкретную форму взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [11, с.75].
Близкое, по сути, определение семьи, предполагающее наличие всех трех типов отношений - супружества, родительства, родства, формулирует и А.И. Антонов. Все другие структурные типы он называет - «осколочными» [1, с.66].
Главный признак «семьи» в этом определении - наличие обоих биологических родителей и детей. С.И. Голод рассматривает семью «как совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства» [5, с. 112].
cademy
it вниманиеда ис-альный ин(Титут, сторонУвсоци-енов сарьи как
In the article the characteristics of such phenomenon, as «family», analyzes the formation in sociology of the family new directions - the sociology of parenthood, and look at the problem of leading domestic and foreign scientists.
Keywords: sociology, family, parenthood, marriage.
сслед уч атер ет ет
Суммируя эти определения, можно обозначить следующие основные признаки, присущие семье: ведение совместного хозяйства; брачное и/или одственное родство; взаимная ответственность чл
семья, в традиционном понимании, - это базовая ячейка более человек, связанных между собой и/или родственными, и/или родительскими отношениями, исклю-ирующих себя с семьей, имеющих общий быт, а также взаимную моральную, правовую и социальную ответственность.
Из этого определения явствует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений: супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками). Отметим, что отсутствие компонента родительства не может служить основанием для определения семьи как «семейной группы». Дети в семье являются одной из главных целей, соответственно, к их появлению у супругов уже должна сформироваться полноценная семья, которая, в свою очередь, будет крепким фундаментом для дальнейшей реализации репродуктивной, экзистенциональной функций и социализации детей.
В середине 1990-х годов впервые, исследователем Гурко Т.А., было выделено родительство как отдельная предметная область. Были проанализированы зарубежные теоретические подходы, упорядочен понятийный аппарат, обосновано направление изучения родительства в рамках социологии семьи, реализован ряд проектов по изучению родительства в России.
Родительство подразумевает не только идентичность «буквальных» отцов и матерей, но и принципы, определяющие отношение взрослых к детям в целом и тесно связанные с гражданским самосознанием, так как отношение к «чужим» детям в проблемных ситуациях болезни детей и/или их биологического сиротства с неизбежностью вызывает вопрос о распределении ответственности и обязанностей между индивидом, обществом и государством.
И.С. Коном родительство определяется как «система взаимосвязанных явлений: а) родительские чувства, любовь, привязанность к детям; б) специфические социальные роли и нормативные предписания культуры; в)
№2, 2016
2
обусловленное тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям, стиль воспитания и т.д.»
[7, с. 12].
В англоязычной научной литературе используются два термина «родительства» [5, с. 14]:
- «parenthood» применяют при анализе институциональных характеристик родительства (нормы, ценности) и юридических статусов (например, установление отцовства, отказ от материнства, усыновление и т.д.);
- «parenting» употребляется для раскрытия содержания родительских ролей и отношения к детям, включая отклонения от одобряемых в данной культуре моделей обращения с детьми: пренебрежение основными потребностями детей (neglect), злоупотребления (abuse), насилие (violence). Во втором смысле роди-тельства (parenting) можно говор о «ир^тШ^оШИШ,» кольку в русском языке нет др терми
под
Retracted
С.И. Голод использует исторический подход, в частности, для анализа трансформации взаимоотношений родителей и детей на протяжении последнего столетия, и, в частности, эволюции «детоцентризма» [5, с. 65].
До революции в России «целью воспитания являлось развитие страха Божьего, покорности родителям, церкви и властям» [9, с. 238]. Нормативно семье предписывалось быть малой церковью, в которой основным авторитетом является отец, транслятор религиозной морали и дисциплины. Родительские обязанности в отношении детей были сформулированы религией, в том числе православием. Основными из них были забота о здоровье детей, нравственном воспитании и образовании. Как отмечают историки, в целом, в отношениях родителей и детей в России господствовал дух рабства, переходила Однако, по остомарова
'прЦ
либеральные идеи ценности личности, любви, эмансипации женщин и детей. Дворянство отказывалось и от традиционных русских обрядов, перенимая европейские ритуалы семейной жизни. Роль отца как транслятора религиозной нравственности и православных семейных ценностей меняется.
Концепция формирования «нового человека» на первых этапах после революции предполагала незначительную роль родителей. Женщинам по сути предписывалось физическое воспроизводство населения, а функции воспитания передавались общественным институтам - детским яслям и садам, школам, общественным детским организациям и движениям и т. д.
Массовая гибель цвета нации, в основном мужчин, в годы гражданской войны привели к большому чис-детей-беспоизорников. На_рож-емость детей, брачно-семейные ния в стране, отрицательно казаЦвь яЕимащОтечесЛенная
эйна ПоЩдуюЖ диспропорция
бенку, заботиться о его личностном становлении, насыщать его жизнь важными впечатлениями, развивающими характер [10].
Таким образом, понимание учеными родительства как исторически и социально вариативного комплекса установок и практик, связанных с планированием семьи, отношением к детям, самоотношением взрослых к себе как к родителям, в последнее время определяется, в том числе, и политическими установками в конкретном обществе.
На стыке демографии и социологии семьи А.И. Антоновым разработано направление «социологии рождаемости». Он ввел понятие «потребность в детях» и посвящает свои исследования анализу динамики этой потребности [2]. Вначале 1990-х им используется и термин родительство, прежде всего в институциональном его понимании [3].
ранич права.
Семейные отношения крестьян несколько гуманизировались только в конце XIX - начале XX века под воздействием городских нравов, отходничества, коммерциализации хозяйства, более активного вовлечения женщин в хозяйственную деятельность. В городских семьях купцов, мещан, ремесленников дети находились в полном подчинении у родителей, с раннего детства помогали им по хозяйству, а когда вырастали, то включались в семейное дело отца. Родительские роли в этой среде были практически такими же, как и у крестьян.
В дворянских семьях эмоциональные связи между супругами обычно отсутствовали, так как брак, как правило, являлся соглашением семей их родителей. Во второй четверти XIX века в русском образованном обществе распространяются
матерей. а» ска-
ась и на формировании дальней-й кул|тГры~отнош|ний мужчин и щпЛЪцщнсЦЬмизнп. Эта культура затем транслировалась из поколения в поколение. Мальчики, выросшие без отцов, часто сами не испытывали привязанности к своим детям, а девочки были вынуждены смириться с моделью одинокого материнства.
В советский период собственно одна из важнейших функций роди-тельства - нравственное воспитание, формирование системы моральных ценностей - была сфокусирована на социальных институтах, а роль семьи в вопросах воспитания была не первоочередной.
В 1989 г. был принят закон об увеличении отпуска по уходу за ребенком и одновременно о возможности использования этого отпуска любым из родителей. Впервые дискурс отцовства был вынесен на законодательный уровень. Однако в условиях 90-х годов двадцатого столетия отцовству, впрочем, также,
как и материнству, в нашем обществе стало уделяться внимая значительно меньше. Ситуация стала меняться в основном с 2001 года, когда государство осознало недостаток воспроизводства рабочей силы, обострились различные проблемы родительства. В результате резко возросла детская беспризорность, детская преступность, а также увеличилось число детей-сирот при живых родителях. В начале 90-х годов прошлого века в России наблюдалось резкое снижение рождаемости, возросли показатели смертности, особенно мужчин, что привело к депопуляции населения. Эта проблема получила отражение не только в демографической и социологической литературе.
Современная рыночная модель российского общества создает новый тип семьи, соответствующий новому социальному укладу. В обществе лучают распрост
семьиКастётНислоНраждаврких браков, появляются экзотические типы моногамной семьи, как бное супружество», а также различные формы полигамных семей
родительской семьи), что в значительной степени препятствует усвоению подрастающим поколениям как семейных, так и общественных ценностных ориентаций.
По-прежнему и даже чаще, чем прежде, семья формируется еще задолго до заключения брака. Этот факт свидетельствует и о возрастании числа сожительств и просто сексуальных связей среди молодых, и об изменении традиционной модели создания семьи - ухаживание, брак, планирование и рождение детей.
В отношении желаемого числа детей, возможно, наметилась новая тенденция. В советское время почти все исследования репродуктивных установок свидетельствовали о том, что мужья хотят иметь несколько больше детей, чем жены. Эта тенденция сохраняется и до сих пор в отдельных регионах, в частности, в Новгородской области [4, с. 66].
Происходит расширение вариативности в реализации супружескими парами репродуктивной потребности. Официальных данных о вариативности отцовства в России не существует. Известно, что многие мужчины фактически являются многодетными не только будучи отцами в многодетных семьях, но и участвуя в воспитании и содержании внебрачных детей или детей от предыдущих браков. Другие же не становятся ни биологическими, ни фактическими отцами.
В стране наметилась тенденция расширения вариативности возраста первородящих матерей. Ранние рождения, чаще всего, являются вынужденными. С другой стороны, потребность как состоящих, так и не состоящих в браке женщин в профессиональном росте и экономической независимости
динамике роста «раннего» и «позднего» материнства невозможно Статистика о возрасте первого и последующих утствует с 1999 г. в связи ение■■|Ч|lPpсTKyАГ( ¿вероятно,,пкВШме-
тилась только в крупных городах и пока не распространена так, как на Западе, где более широко применяются и новые репродуктивные технологии. Можно лишь утверждать, что «средний возраст» рождения детей в настоящее время имеет тенденцию к повышению.
Существенная особенность последних десятилетий, отмеченная еще А.Г. Харчевым, - «разделение родительства и семьи» [10, с. 125], а точнее разделение родительства и супружества. Выражается это в увеличении числа супружеских пар (зарегистрированных и незарегистрированных), которые с одной стороны сознательно отказываются иметь детей. С другой стороны, широкое распространение получили семьи с одним родителем (обычно с матерью). Эта тенденция характерна для большинства западных стран, а также и России.
Одна из тенденций, связанная с трансформацией института ро-дительства, его отделение от биологической основы. Многие отцы (реже матери) не проживают вместе с детьми, причем некоторые из них являются «эпизодическими» родителями (детей, например, воспитывает бабушка), а другие, не поддерживая никаких контактов с ребенком, так и остаются только биологическими родителями. Одновременно растет число фактических родителей, не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами. В России это происходит за счет распространения сводных семей и соответствующего увеличения числа отчимов и мачех, расширения практики усыновления (удочерения) детей, в том числе не родственниками, увеличения числа родителей, лишенных родительских прав, а также количества приемных .емей Г6, с. 125-126].
В временной России прпсхо-тани»вариативно стироди-
льского поведения и норм в данной ере. Сокращение рождаемости, уменьшение числа детей в семьях привело к тому, что родители часто
тирующих уверенность в отцовстве (например, «медовый месяц»), либерализация сексуальных отношений приводит некоторую часть мужчин к неуверенности в своем отцовстве, что, вероятно, негативно сказывается и на «отцовской ответственности».
Происходит увеличение сводных, приемных, т.е. небиологических родителей, профессиональных, патронатных родителей-воспитателей. Рождение и воспитание детей, чадолюбие перестает быть нормативом, становится скорее проявлением индивидуального предпочтения как женщин, так и мужчин настолько, насколько они способны рационально управлять этим процессом.
Анализ зарубежных и российских исследований свидетельствует, что изучение родительства в социологии - это формирующееся
№2, 2016
направление, которое может стать самостоятельным. В России исследований родительства непропорционально мало в сравнении с высокой потребностью в них не только в связи с трансформацией брака и дальнейшим развитием отрасли социологии семьи, но и исходя из практических задач разработки федерального и регионального законодательства, совершенствования государственной социальной политики.
Родительство - это динамический процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Важно, хотя и условно, разделение на родительство в отношении несовершеннолетних детей (которые считаются зависимыми в данном конкретном обществе, в России до 18 лет) и родительство в отношении взрослых детей (теоретически такие отношения должны качественно меняться
В
резул соци расту
и небрачных моделей организации частной жизни, нарастает внутри-
институциональная вариативность родительства, появляются новые институты и социально-нормативные родительские статусы. В этой связи, в социологии семьи крайне актуально развитие исследований института родительства с точки зрения прогноза последствий трансформации института семьи, определения качественных характеристик воспроизводства населения и приоритетных направлений государственной семейной политики.
Литература
1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, 1996.
2. Антонов А.И. Социология рождаемости. М.: Статистика, 1980.
3. Антонов А.И. Кризис семьи и родительства // Проблемы роди-тельства и планирования семьи / Отвпед А.И. Антонов. - М. ИС
М. «Грааль»,
5. Голод С.И. Семья и брак: ис-
торико-социологический анализ. -СПб.: «Петрополис», 1998.
6. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социол. исслед. - 2007. -№ 1; Гурко Т. А. Брак и родительство в России. - М.: Институт социологии РАН, 2008. - С. 125-126.
7. Кон И.С. Отец как воспитатель. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции «Семья у народов СССР в условиях развитого социалистического общества». Махачкала. 1985.
8. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. - М.: «Республика», 1992.
9. Миронов Б.Н. Социальная история России периода Империи (XVIII - начало ХХ в.). - Т. 1. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 1999.
10. Харчев А.Г. Брак и семья в ССР. - М.: Мысль. 1979; Харчев .Г. СЦиол<оИя воспитания. М.:
ат,
tpjjEwdlOnd-detyim.ro -
емья и родительство в современной оссии / Отчет о результатах исследования. - М., 2009.
RETRACTED