Научная статья на тему 'Социология профессий'

Социология профессий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
4033
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономическая социология
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социология профессий»

Учебные программы

СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ1 Абрамов Роман Николаевич

к. социол. н., доцент кафедры анализа социальных институтов ГУ-ВШЭ

Email: [email protected]

2002

Требования к студентам

«Социология профессий» относится к числу социологических учебных дисциплин сочетающих в себе элементы теоретического, социально-исторического и институционального анализа. Для адекватного восприятия курса необходимо наличие базовых знаний в области социальной теории, методов анализа социологических данных и истории. Формат учебного курса, глубина изложения материала и содержание практических заданий варьируются в зависимости от конкретных характеристик предполагаемой аудитории слушателей (студенты бакалавриата, будущие специалисты, студенты магистратуры) и требований учебного процесса.

Аннотация

Цель курса - познакомить слушателей с развитием концепций профессионализма в классической и современной социологии. В курсе рассматриваются основные исторические и социальные определения профессии, проводится социально-историографический анализ развития профессионализма в западном обществе. Важное место в курсе отводится теориям, моделям и характеристикам профессионализма в социальных науках: обозначается различие в подходах к исследованию и описанию феномена профессии, демонстрируется связь концепций профессионализма с общесоциологическими парадигмами. Также обращается внимание на исследования профессиональных практик и роль профессионалов в социальной структуре индустриального и постиндустриального общества. Рассматриваются символические аспекты социального конструирования профессиональных сообществ: профессиональная идеология, этика, ритуалистика и т.п. Особое внимание уделяется социальным и институциональным аспектам становления профессиональных сообществ в России и СССР. При этом дается детальная характеристика академической профессии в России и СССР, в трансформациях которой в наиболее ясной форме отразились особенности социального института профессий в российском контексте.

Курс ориентирован на развитие теоретических знаний и практических навыков у студентов-социологов, а также способствует успешной профессиональной социализации будущих специалистов.

1 Автор признателен к. социол. н., зав. кафедрой анализа социальных институтов ГУ-ВШЭ, профессору И.Ф. Девятко за неоценимую помощь, оказанную на всех этапах подготовки программы данного курса. Также автор благодарит д. э. н., зав.кафедрой экономической социологии ГУ-ВШЭ, первого проректора ГУ-ВШЭ В.В. Радаева за ценные замечания, высказанные им в процессе обсуждения программы курса на семинаре «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» (УМЦ «Голицыно», 13-16 марта 2003 г.).

Во-первых, курс предоставляет возможность изучения и применения основных классических и современных социологических теорий к анализу важнейшего института социетального общества - института профессий. В связи с этим необходимо отметить высокий интерес большинства крупнейших социологов-классиков (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс) к проблематике профессионализма. Кроме того, социология профессий имеет длительную самостоятельную теоретическую традицию, представленную работами Миллерсона, Абрахамсона, Карр-Саундерса, Виленски, Бравермана и др. Данная теоретическая традиция, к сожалению, довольно слабо представлена в российском контексте, что делает курс «социология профессий» новаторским по своему содержанию.

Во-вторых, знание основных характеристик профессии как социального института позволяет будущим специалистам-социологам формировать автономное эффективное профессиональное сообщество на принципах профессиональной этики и солидарности.

В-третьих, в процессе будущей профессиональной деятельности специалисты-социологи будут решать ряд практических задач (прикладные исследования, развитие общественных связей и т.д.) во взаимодействии с различными профессиональными сообществами. Владение аналитическими навыками таких задач позволит решать их наилучшим образом.

Содержание программы Блок I. История концепций профессионализма в социологии Тема 1. Вводная лекция

Понятие профессии. Место исследований профессий в социологии. Обыденное и научное определение профессии. Профессии как социальный институт. Профессионал как социальная роль. Профессионалы как социальная группа. Социологические подходы к различению профессий (professions) и занятий (occupations).

Литература2

* Джордж Р.Т. Де. Деловая этика. В 2-х тт., Т.2. СПб: Экономическая школа, М.:

Издательская группа «Прогресс», 2001. С. 819-822 (Профессионализм и свободные профессии). С. 841-845 (Свободные профессии как бизнес).

Carr-Saunders A.M., Wilson P.A. The Professions. Oxford: Clarendon Press, 1933. Тема 2. Социологическая классика о профессионализме

Интерес социологов к институту профессий. Место профессионалов в общественном разделении труда. (Э. Дюркгейм). Профессия ученого и политика (М. Вебер). «Чиновник» А. Вебера. Профессиональный этос (Т. Парсонс). Профессионал как социальный тип.

Литература

Вебер А. Чиновник // Социологические исследования. 1988. № 6.

* Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения / Пер. с

нем. М.: Прогресс, 1990.

* Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения / Пер.

с нем. М.: Прогресс, 1990.

2 Звездочкой «*» помечены обязательные источники.

* Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: КАНОН, 1996. C. 5-39 (Предисловие

ко второму изданию).

* Parsons T. The Professions and Social Structure (1939), in: Parsons, T. Essays in Sociological

Theory (Revised Edition). N.Y.: The Free Press, 1966. P. 34-46.

Тема 3. Современные социологические концепции профессионализма

Современная социологическая теория и подходы к изучению профессионализма. Теория черт [trait model] и структурно-функционалистский подход к определению профессии. Англоамериканская и континентальная модель профессионализма. Различение занятия [occupation] и профессии [profession]: критерии профессионализма. «Полные профессионалы», «полупрофессионалы» и «новые профессионалы».

Литература

* Батыгин Г.С. Профессионалы в расколдованном мире // Этика успеха: вестник

исследователей, консультантов и ЛИР. Вып. 3. Тюмень-Москва, 1994. C. 9-19.

* Беккер Г. Природа профессии // Этика успеха: вестник исследователей, консультантов и

ЛИР. Вып. 3/94. Тюмень-Москва, 1994. C. 82-90.

* Лукша О.В. Социология профессиональных групп: определение понятий //

Профессиональные группы интеллигенции / Отв. ред. В.А. Мансуров. М.: Институт социологии РАН, 2003. C. 61-79.

Millerson, G. The Qualifying Associations: A Study in Professionalisation. L.: Routlege & Kegan Paul, 1964.

* Parsons T. Professions, in: International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y.: The

Macmillan Company & The Free Press., 1968. P. 536-547.

Тема 4. Корректировка моделей профессионализма: профессиональный и менеджериальный проект

Потребность в корректировке «классических» теорий профессионализма. Концепция профессионального проекта и менеджериального проекта (Лейта и Феннелл). Новый взгляд на социальный институт профессии.

Литература

* Абрамов Р.Н. Профессионализм менеджеров как ресурс легитимации власти //

Профессиональные группы интеллигенции / Отв. ред. В. А. Мансуров. М.: Институт социологии РАН, 2003. C. 212-233.

Morgan, G. Organizations in Society. N.Y.: Macmillan, 1991. P. 94-119. (Rational Calculation, Professional Power and the Managerial Division of Labour).

Murphy, R. Proletarization or bureaucratization: the fall of the professional?, in: Torstendahl, Rolf, and Michael Burrage (eds.) Professions in Theory and History: Rethinking the Study of the Professions. L., Newbury Park: Sage Publications, 1990.

* Leiht, K.T., and M.L. Fennell. Professional Work. A Sociological Approach. Malden: Blackwell

Publishers, 2001.

Freidson, E. The Changing Nature of Professional Control, Annual Review Sociology (1984). Vol. 10. P. 1-20.

Блок 2. Профессиональные проекты: социальная история и современность Тема 5. «Профессия» в историческом контексте

Появление профессий в средневековой Европе. Внутренняя организация средневековой профессиональной корпорации: цеховая система. «Классические» профессии в средневековую эпоху: юристы, врачи, «академики». Появление профессии бюрократа. Связь профессиональной практики с теоретической подготовкой в университетах: начала символической легитимации профессионализма.

Литература

Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.4 / Городская жизнь и деятельность горожан. М.: Наука, 1998.

* Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада. Екатеринбург: Изд-во

Уральского университета, 2000.

* Parsons, T. Professions, International Encyclopaedia of the Social Sciences. N.Y.: The Macmillan

Company & The Free Press, 1968. P. 536-547.

Тема 6. Академическая профессия

Научное сообщество как профессиональная корпорация. Иерархия научных дисциплин. Исследования профессиональных практик в научном сообществе. «Человек академический» (Homo academicus). Трансформации университета в современном обществе. Университетская докса. Профессиональный этос ученого. Социология как академическая и практическая профессия.

Литература

* Вебер М. Свобода от «оценочных суждений» в социологической и экономической науке //

Вебер М. Исследования по методологии науки. Часть 1. М.: ИНИОН АН СССР, 1980.

Еще раз о гипотезе Ортеги. (Сводный реферат) / Проблемы эффективности научных исследований. М.: ИНИОН РАН, 1991. С. 69-76.

Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983.

Bourdieu, P. Homo Academicus. Transl. by P. Collier. Cambridge: Polity press, 1996.

King, M. D. Science and the Professional Dilemma, in: Could, Julius (ed.) Penguin Social Sciences Survey, 1968.

Merton R. The Sociology of Science. Ed. by Norman W. Storer. Chicago: University of Chicago Press, 1973.

Parsons T. Some Problems Conforming Sociology as a Profession, American Sociological Review, Vol. 24 (1959). P. 547-59.

* Parsons T., Platt G. The American University. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1973

Тема 7. Академическая профессия в России и СССР: незавершенный профессиональный проект.

Табель о рангах и жесткий государственный контроль за деятельностью профессионалов. Российский профессионал как чиновник. Появление и структурные особенности системы высшего образования в России: русский университет - несостоявшийся институт производства профессионалов. Либерализация высшего образования во второй половине Х1Х в. и зарождение протопрофессиональных групп. «Интеллигенция» как несостоявшиеся профессионалы. Иерархизация и контроль за деятельностью научного сообщества в 1930-1950-е гг.

Литература

* Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Социология и власть: эпизоды советской истории /

Тоталитаризм и посттоталитаризм (статьи и подготовительные материалы). Кн. 2. М.: Институт социологии РАН, 1994. С. 174-201.

* Ковалева М.С. Социальные науки в условиях тоталитарного режима: взаимоотношение

науки, политики и мифа / Тоталитаризм и посттоталитаризм (статьи и подготовительные материалы). Кн. 2. М.: Институт социологии РАН, 1994. С. 201216.

Университет для России. Т. 2. Московский университет в александровскую эпоху. М.: Русское слово-РС, 2001.

Шепелёв Л.Е. Чиновный мир России: XVIII - начало ХХ в. СПб: Искусство-СПБ, 2001.

* Эйсмонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох. М., 1985.

Тема 8. Профессиональные практики и медицинская профессия как пример «классической» профессии

Медицинская профессия как пример «классической» профессии. Альтруистические ценности профессионального служения. Самоорганизация профессионалов и контроль в профессиональных сообществах. Профессионалы и дилетанты. Социальная роль профессионалов. Социальная политика в области медицины и изменение статуса врача.

Литература

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-ПРЕСС, 2000.

* Сакс М., Оллсоп Дж. Социология профессий: государство, медицина и рынок в

Великобритании // Профессиональные группы интеллигенции / Отв. ред. В. А. Мансуров. М.: Институт социологии РАН, 2003. С. 79-104.

Фуко М. Рождение клиники. М.: 1998.

* Parsons, T. Sociology of Health and Illness and Related Topics, in: Action Theory and the Human

Condition. N.Y.: The Free Press, 1978. P. 11-82.

Elston, M.A. The politics of professional power: medicine in a changing health service, in: Gabe, J., M. Calman, and M. Bury (eds.) The Sociology of the Health Service. L.: Routledge, 1991. P. 58-89.

Turner B.C. Medical Power and Social Knowledge. L.: Sage Publications, 1978.

Блок 3. Позиции профессионалов в социальной структуре: стратификационный, экономический и организационный контексты

Тема 9. Позиции профессионалов в социальной структуре

Рост значения знания в современном обществе. Место профессионалов в концепциях технократического, постиндустриального и информационного общества (Т. Веблен, Д. Белл, Д. Гелбрейт, П. Дракер, А. Тоффлер, М. Кастельс). Профессиональный статус и другие критерии стратификации. Вероятные трансформации профессионализма. Стратификационный анализ профессионализма.

Литература

* Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.:

Academia, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.

Дракер П. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении М.: Book Chamber International, 1996.

* Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ,

2000.

Leiht, K.T., and M.L. Fennell. Professional Work. A Sociological Approach. Maiden: Blackwell Publishers, 2001.

Тема 10. Профессионалы в современной организации: борьба за автономию

Определение современной организации. Профессионалы и менеджеры: конфликт интересов и поиск компромисса. «Человек организации» (У. Уайт). Претензии менеджеров на профессиональный статус и специфика менеджериального проекта. Типы организаций («профессиональная», «полупрофессиональная», «непрофессиональная») (Е. Гросс и А. Этциони). Процессы «деквалификации» (Г. Браверман) и депрофессионализации.

Литература

* Блау П. Исследования формальных организаций / Американская социология: перспективы,

проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972.

Хьюз Э. Исследование занятий // Социология сегодня: проблемы и перспективы. М.: Прогресс, 1965. C. 499-501.

Abrahamson M. The Professional in the Organisation. Chicago: Ran McNally, 1967.

Benson J. Kenneth. The Analysis of Bureaucratic-Professional Conflict: Functional versus Dialectical Approaches, The Sociological Quartely (1973). Vol. 14. P. 376-394.

* Braverman, H. Labor and Monopoly Capitalism: the Degradation of Work in the Twentieth

Century. N.Y.: Monthly Review Press, 1974.

Freidson E. The Changing Nature of Professional Control, Annual Review Sociology (1984). Vol. 10. P. 1-20.

Gross, Edward, and Amitai Etzioni. Organizations in Society. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1985.

Whyte, W. F. The Organization Man. N.Y.: Simon & Shuster, 1956. Тема 11. Социальное конструирование профессии

Легитимация профессиональной власти. Экспертное знание и власть дискурса (М. Фуко, А. Макинтайр). Использование символических средств борьбы за монополию на профессиональное знание. Профессиональные идеологии как средство борьбы за легитимацию экспертной власти профессионалов. Процесс профессионализации. Производство и воспроизводство профессионалов. Тенденции онаучивания [«сантификация» - scientification] и академизации [academization] профессии.

Литература

Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999.

* Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. М.: Академический

Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

* Фуко М. Порядок дискурса / Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности.

М.: Магистериум, Касталь, 1996. С. 47-97.

Wilenski H. The Professionalisation of Everyone, American Journal of Sociology (September 1964).

Botein S. «What We Shall Meet Aftewards in Heaven»: Judgeship as a Symbol for Modern Lawyers, in: Geison, Gerald L. (ed.) Professional and Professional Ideologies in America. Chapel Hill and L.: The University of North Carolina Press, 1983. P. 49-70.

Блок 4. Исследования профессиональных занятий в СССР и России Тема 12. Социальные исследования профессий в СССР и России

П. Сорокин о профессионализме. Опыт изучения советской социальной структуры. Номенклатура как «новый бюрократический класс». (М. Джилас). Статус и воспроизводство специалистов в Советском Союзе: инженерно-технические работники (ИТР) и рабочие (О.И. Шкаратан). Профессия инженера в СССР: социальный статус, содержание работы и удовлетворенность профессией. (В.А. Ядов, О.В. Крыштановская). Тусобщество как модель функционирования профессионалов в современной России (А.Ю. Согомонов). Специалисты и профессионалы в постсоветском пространстве (В .И. Ильин).

Литература

Джилас М. Лицо тоталитаризма / Пер. с сербо-хорв. М.: Новости, 1992.

* Ильин В.И. «Белые воротнички» в современной России: новые средние слои или

конторский пролетариат? // Рубеж (Альманах социальных исследований). 1996. № 89. С. 98-121.

* Крыштановская О.В. Инженеры: становление и развитие профессиональной группы М.:

Наука, 1989.

Рабочий и инженер: социальные факторы эффективности труда / Под ред. О.И. Шкаратана. М.: Мысль, 1985. С. 51-62 (Классификация профессий и типология групп по характеру труда); С. 141-147 (Социально-экономические факторы повышения качества работы ИТР).

* Согомонов А.Ю. Тусобщество / Аспекты социальной теории и современного общества. М.: Центр социологического образования при Институте социологии РАН, 2000. С. 53-71.

Социально-психологический портрет инженера. По материалам обследования инженеров ленинградских проектно-конструкторских организаций / Под ред. В.А. Ядова. М.: Мысль, 1977. C. 8-44 (Глава I. Профессия инженера).

Сорокин П.А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп // Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 1994. С. 333-356.

Тематика заданий по различным формам текущего контроля

В рамках курса могут быть выполнены практические и теоретические задания. Задание 1. Case-study: Предлагается провести исследование в рамках тематики курса. Возможные направления исследования**

- Презентация профессиональных сообществ в публичном дискурсе.

- Профессиональная этика: нормы и альтруистическое начало профессиональной деятельности, профессиональные ценности.

- Профессиональная идеология.

- Притязания и позиция профессионалов в экономическом и общественном пространствах.

- Профессиональное знание как экспертное знание.

- Уровень профессионализации, процессы депрофессионализации и деквалификации.

- Позиции профессионалов на рынке труда, профессиональные сообщества как корпоративные акторы.

- Способы легитимации профессиональной власти.

- Организационные формы, степень и возможности влияния профессиональных сообществ (союзы, ассоциации и т. п.).

- Закрепление профессиональной автономии посредством системы специального профессионального образования.

- Взаимодействие профессиональных сообществ с государством - проблема профессиональной автономии и регулирование деятельности профессионалов.

- Коммуникация в профессиональном сообществе.

- Профессионалы в контексте бизнес-организаций: конфликты и компромиссы.

- Принципы взаимодействия профессионалов и клиентов.

- Профессиональные субкультуры: язык, традиции, ритуалы, герои и антигерои.

** Из перечисленных направлений выбираются 2-3 основных, на которых будет сосредоточено главное внимание в ходе подготовки исследовательского отчета.

Рекомендуемые этапы подготовки проекта

1. Формирование исследовательской группы (3-4 человека).

2. Выбор направлений исследования и работа над теоретической базой исследования.

3. Поиск и сбор эмпирической информации.

4. Анализ первичной эмпирической информации с использованием теоретических знаний.

5. Подготовка итогового исследовательского отчета по проекту и презентация на семинаре.

Возможные источники эмпирической информации

- публикации в печатных СМИ (газеты и журналы, прежде всего профессиональные издания и бюллетени);

- материалы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет (сайты профессиональных ассоциаций, союзов, обществ);

- книги и материалы профессиональных ассоциаций;

- результаты социологических исследований;

- интервью с представителями профессиональной группы.

Профессии - объекты исследования. Каждая исследовательская группа выбирает одну из профессий/занятий в качестве объекта исследования. Выбор согласуется с преподавателем.

Методическая литература для выполнения задания и подготовки отчета

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1998.

Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1999.

Пенто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1972. С. 306-486.

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001.

Романов П.В. Социальная антропология организаций. Учебное пособие. Саратов: 1999. С.109-127.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в качественную социологию. М.: Добросвет, 1998. С. 81-142, 175-220.

Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, Книжный дом «Университет», 1998.

Задание 2. Написание итогового эссе. Эссе представляет собой развернутый научный очерк с использованием теоретического или теоретико-эмпирического материала. Тема эссе предлагается преподавателем либо выбирается самостоятельно и согласовывается с преподавателем. Объем итогового эссе 3-5 тыс. слов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.