Учебные программы
VR Мы предлагаем очередную учебную программу. На этот раз речь идет об одном из основных курсов экономической социологии - социологии потребления. Особенность данной программы состоит в том, что в отличие от программ культурологической ориентации - доминирующей ныне в социологии - это достаточно редкий вариант экономически ориентированного курса.
СОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Рощина Яна Михайловна
к.э.н., доцент кафедры экономической социологии Государственного университета - Высшей школы экономики E-mail: [email protected]
Характер курса - обязательный.
Продолжительность - 18 недель, 72 часа (36 ч. лекции + 36 часов семинары). Отчетность - эссе и письменная экзаменационная работа.
Аннотация. Курс «Социология потребления» предназначен для студентов 3-4 курсов социологического факультета и предполагает знание студентами основ микроэкономики и макроэкономики, социологии, экономической социологии.
Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам представление об основных подходах к изучению потребления. В рамках курса рассматривается место социологии потребления как специальной области экономической социологии, сравниваются концептуальные подходы к изучению потребительского поведения в экономике, социологии и экономической психологии, соответствующие модели и инструментарий. Задачей курса является также изучение применения основных достижений и подходов социологического анализа потребления в экономических дисциплинах (микроэкономика, маркетинг) и возможности их прикладного использования.
Базовая учебная литература:
Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1997.
Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М.Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993.
Энджел Д.Ф., Блэкуэл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 1999.
Corrigan P. The Sociology of Consumption. L.: Sage, 1997.
Frenzen J., Hirssh P.M., Zerillo P.C. Consumption, Preferences, and Changing Lifestyles // The Handbook of Economic Sociology / Ed. by N.Smelser, R.Swedberg. Princeton: Princeton University Press, 1994.
Featherstone M. Consumer Culture and Postmodernism. L.: Sage, 1994.
Miller D. Acknowledging Consumption. L.: Routledge, 1995.
The Sociology of Consumption. An Antology / Ed. by Per Otnes. Oslo: Solum Forlag A/S, 1988.
The Consumer Society / Ed. by N.R.Goodvin, F. Akerman, D. Kiron. Washington, D.C.: Island press, 1997.
Содержание программы
Раздел 1. Введение
Тема 1. Предмет курса. Различия экономического и социологического подходов к изучению потребления
Предмет курса. Понятие потребления. Потребительское поведение как деятельность. Характеристики процесса потребления. Подходы к изучению потребления и различие моделей поведения потребителя в экономике и социологии. Мотивация потребления. Потребности и подходы к их классификации.
Основная литература
Радаев В.В. Экономическая социология. М.: Аспект Пресс, 1997. С. 14-79.
Энджел Д.Ф., Блэкуэл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 1999. С. 336-338.
Дополнительная литература
Лезурн Ж. Основные элементы теории полезности // THESIS, 1993, № 3.
Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998. С. 9-56, 125-205.
Скитовски Т. Суверенитет и рациональность потребителя // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993.
Frenzen J., Hirssh P.M., Zerillo P.C. Consumption, Preferences, and Changing Lifestyles // The Handbook of Economic Sociology / Ed. by N.Smelser, R.Swedberg. Princeton: Princeton University Press, 1 994.
Aldridge A. Rational Consumption in 'Which?' // Sociology 1994, Vol. 28 (4).
Keat R., Abercrombie N., Whiteley N. The Authority of the Consumer. L.: Routledge, 1994. Ch. 1, 2, 3.
Раздел 2. Экономическая теория потребления Тема 2. Экономическая модель поведения потребителя
Эволюция взглядов на потребление в основных экономических теориях. Аксиомы и основные понятия микроэкономического анализа потребительского поведения. Оптимум и бюджетные ограничения потребителя. Спрос на различные виды товаров. Эффект дохода и эффект замещения. Цена и спрос. Кривые Энгеля. Рыночный спрос. Понятие эластичности. Ограниченность модели потребления в экономической теории.
Основная литература
Frenzen J., Hirssh P.M., Zerillo P.C. Consumption, Preferences, and Changing Lifestyles. // The Handbook of Economic Sociology / Ed. by N.Smelser, R.Swedberg. Princeton: Princeton University Press, 1994. P. 403-425.
Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т. 1. СПб.: Экономическая школа, 1994. Гл. 3-5. С. 101-244.
Дополнительная литература
Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Теория поведения потребителей и рыночный спрос. М.: Теис, 1 996.
Розанова Н.М., Шаститко А.Е. Основы экономического выбора. М.: Теис, 1996.
Теория потребительского поведения // Экономика: микро- и макроанализ. М.: Дело, 1999.
Долан Э.Д. Микроэкономика. СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1994. С. 104-127.
Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993.
Скитовски Т. Суверенитет и рациональность потребителя // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993.
Тема 3. Анализ функции потребления: эволюция гипотез
Понятие функции потребления. Мотивы сбережений (Дж.Кейнс). Переменные запаса и потока. Модель потребительского поведения в условиях межвременного выбора. Обзор моделей функции потребления: теории абсолютного дохода, относительного дохода, перманентного дохода, жизненного цикла, рациональных ожиданий, портфельного выбора и др. (Дж.Кейнс, Дж.Дьюзенберри, М.Фридмен, Ф.Модильяни, А.Дитон).
Основная литература
Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. М.: МГУ, 1994. Гл. 15 «Потребление». С. 571-613.
Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег // Кейнс Дж. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993. C. 260-329.
Дополнительная литература
Smyth D.J. Toward a Theory of Saving // The economics of saving / Ed. by J.H.Gapinski.
Boston, : Kluwer Academic Publishers, 1993.
Friedman M. A Theory of Consumption Function. Princeton, N.J.: National Bureau of Economic Research, 1957.
Browning M., Lusardi A. Household Saving: Micro Theories and Micro Facts // Journal of Economics Literature, Vol. XXXIV, Dec. 1996. Р. 1797-1855.
Тема 4. Использование социологических концепций и предпосылок в экономических моделях потребления
Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса (Х.Лейбенстайн). Технологии потребления (К.Ланкастер). Неполнота информации и проблемы оппортунистического поведения покупателей и продавцов (Дж.Акерлоф). Потребление в условиях риска и страхование. Потребление общественных и бесплатных благ. Потребление в неоинституциональной теории (Д.Норт). Внешние эффекты в потреблении. Модель потребления в условиях дефицита (Я.Корнаи).
Основная литература
Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS, 1994, № 5. С. 91-104.
Ланкастер К. Перемены и новаторство в технологии потребления // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993. С. 326336.
Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993. С. 304-325.
Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.: Наука, 1995. Гл. 2 «Общественные блага». С. 29-53.
Дополнительная литература
Долан Э.Д. Микроэкономика. СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1994. С. 305-314.
Корнаи Я. Дефицит. М.: Наука, 1990. С. 433-531.
Олсон М. Логика коллективных действий: общественные блага и теория групп. М.: Фонд экономической инициативы, 1995.
Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Экономика, Дело, 1992. Гл. 17.3 «Общественные блага». С. 504-510. Гл. 5 «Выбор в случае неопределенного результата». С. 125-156.
Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики, 1995, № 5. С. 98-107.
Раздел 3. Социологические теории потребления
Тема 5. Потребление как предмет социологического анализа
Недостаточность экономического подхода к моделированию потребления.
Психологические и философские подходы к анализу потребительского поведения
(Т.Скитовски, А.Этциони, Э.Фромм, Б. Скинер, Дж.Катона). Типы личности
потребителя. Потребление как социологическая категория.
Основная литература
Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998. С. 9-56, 125-205.
Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителей в маркетинге. СПб.: Питер, 2001. С. 202-229.
Katona G. Psychological Economics. N.Y., Oxford, Amsterdam: Elsevier, 1977. P. 19-40, 192-228.
Дополнительная литература
Лезурн Ж. Основные элементы теории полезности // THESIS, 1993, № 3. C. 10-16.
Скитовски Т. Суверенитет и рациональность потребителя // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993. C. 370-376.
Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. С. 32-34, 74-92.
Хейзинга Й. Homo Ludens. М.: Прогресс, 1992. С. 206-239.
Тема 6. Потребление в историческом и этическом контексте
Потребление в историческом контексте. «Потребительская революция» XIX в. (Г. Мак-Кракен). Структуры повседневности и история материальной культуры (Ф.Бродель). Антропологический подход к изучению потребления (М.Дуглас, Б.Ишервуд). Общественные формации, потребление и производство, товарный фетишизм (К.Маркс). Этика потребления: рациональность и романтизм (К.Кэмпбел). Традиционное и современное потребление. Гедонизм. Деньги как символ и инструмент человеческих отношений (Г.Зиммель).
Основная литература
Corrigan P. The Sociology of Consumption. L.: Sage, 1997. P. 2-16.
McCracken G. Culture and Consumption. New Approaches to the Symbolic Character of Consumer Goods and Activities. Bloomington: Indiana University Press, 1988. P. 3-30.
Miller D. Material Culture and Mass Consumption. Oxford: Basil Blackwell. 1987. Р. 34-49.
Дополнительная литература
Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс, 1986. Т.1. Гл. 2, 3, 4.
Веселов Ю.В. Экономическая социология: история идей. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1995. С. 64-73.
Campbell C. Romanticism and The Consumer Ethic: Intimations of a Weber-style Thesis // Sociological Analysis, 1983. 44 (4). Р. 279-96.
Campbell C. The Romantic Ethic and the Spirit of Modern Consumerism. Oxford: Basil Blackwell, 1987.
Douglas, M., Isherwood, B. The World of Goods. Towards an Anthropology of Consumption. L.: Alien Lane, 1979.
Тема 7. Концепция стиля жизни в теории потребления
Потребление как важнейшая составляющая стиля жизни. Различные подходы к определению понятия «стиль жизни». Концепция «стиля жизни» П. Бурдье: габитус, социальное пространство, вкусы, практики, экономический и культурный капитал. Типологии стилей жизни.
Основная литература
Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // THESIS, 1993, № 2. C. 137-150.
Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 2. С. 44 - 60.
Дополнительная литература
Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии, 1994. Вып. №5. С. 50 - 62.
Bourdieu P. Distinction. A Social Critique of the Judgment of Taste / Translated by Richard Nice. L.: Routledge & Kegan Paul, 1984 [1979].
Zabloski B.D., Kanter R.S. The differentiation of life-styles // Annual Reviews of Sociology, 1976. Vol. 2. P. 269-298.
Тема 8. Потребление в теориях социальной стратификации
Потребление и социальная включенность. Место стиля жизни и потребления в основных стратификационных теориях (К.Маркс, М.Вебер, Т.Парсонс, К.Дэвис, У.Мур). Демонстративное потребление и теория праздного класса (Т.Веблен). «Патина» как стратегия демонстрации статуса (Г.Мак-Кракен).
Основная литература
Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. С. 83-133, 184-199.
Вебер М. Основные понятия стратификации // А.И.Кравченко. Социология Макса Вебера. Труд и экономика. М.: На Воробьевых, 1997. С. 162-180.
Дополнительная литература
Парсонс Т. Аналитический подход к теории социальной стратификации // Социальная стратификация. Вып.1. М.: ИНП РАН, 1992.
McCracken G. Culture and Consumption. New Approaches to the Symbolic Character of Consumer Goods and Activities. Bloomington: Indiana University Press, 1988.
Sombart W. Luxury and Capitalism. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1967.
Fine B., Leopold E. World of Goods. L.: Routledge, 1993.
Тема 9. Потребление и культура
Культура потребления. Мода (Г.Зиммель, В.Зомбарт). Стереотипы потребления. Потребление как обмен. Дарение. Сакральное, ритуальное и вынужденное потребление. Коллективное потребление и общественные услуги. (К.Доудинг, П. Данлеви).
Иерархия культуры: «высокое искусство» и «народная культура». Потребление эстетических благ и массовая культура.
Основная литература
Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Сочинения в 2-х тт., M.: 1999. Т. 1. Lury C. Consumer Culture. Cambridge: Polity. 1996. P. 10-78, 226-256. Дополнительная литература
Appadurai A. The Social Life of Things: Commodities in Cultural Perspective. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.
Davis J. Exchange. Buckingham: Open University Press, 1992.
Dowding K., Dunleavy P. Production, Disbursement and Consumption: The Modes and Modalities of Goods and Services // The Sociological Review. Cambridge: Blackwell Publishers, 1996.
Lunt P., Livingstone S. Mass Consumption and Personal Identity. Bucks: Open University Press, 1992.
Mort F. Cultures of consumption. L.: Routledge, 1996.
McCracken G. Culture and Consumption. Bloomington: Indiana University Press, 1988. Reddy W.M. The Rise of Market Culture. Cambridge: Cambridge University Press, 1984. Slater D. Consumer Culture and Modernity. Cambridge: Polity, 1996.
Тема 10. Глобализация и массовое потребление
Неомарксизм и Франкфуртская школа о массовом потреблении. Общество массового потребления (А. Турен). Общество изобилия, потребление и контроль за производительными силами (Ж.Бодрийяр). Теории постиндустриальных обществ как обществ потребления (Дж.Гэлбрейт, Э.Тоффлер). Глобализация потребления и «макдональдизация общества» (Г.Ритцер).
Основная литература
Ritzer G. Exploration in the Sociology of Consumption. L.: Sage, 2001. P. 23-57. Дополнительная литература
Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969. C. 24-56. Тоффлер А. Третья волна. М.: АСТ, 1999. C. 298-340, 429-464.
Baudrillard J. La societé de consommation. Paris: Gallimard, 1970. P. 85-148 (Baudrillard J. The Consumer Society. L.: Sage, 1995).
Katona J. La societé de consommation de masse. Paris: Ed. Hommes et Technique, 1969.
Marcuse H. One-Dimensional Man. L.: Sphere, 1968.
McKendrick N., Brewer J., Plumb J.H. The Birth of a Consumer Society. L. : Europa, 1982. Ritzer G. The McDonaldization of Society. Thousand Oaks, CA: Pine Forge, 1 996. Touraine А. La societé post-industrielle. Paris, 1969. Touren A. Critique de la modernité. P., 1 992.
Тема 11. Потребление как знаковая субстанция
Человек в мире вещей. Система вещей (Ж.Бодрийяр). Вещи, знаки и коды. Пространство и знаки (С.Лэш, С.Урри). Символ и семиотика потребления в теории потребления Ж.Бодрийяра. Производство знаков и символы власти. «Эффект Дидро».
Реклама как средство коммуникации. Реклама и создание символического имиджа благ. Массовые коммуникации.
Основная литература
Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999. C. 82-119, 177-218. Corrigan P. The Sociology of Consumption. L.: Sage, 1997. Р. 66-80.
Goldman R. Marketing Fragrances: Advertising and the Production of Commodity Signs // Theory, Culture & Society, 1987, 4 (4). Р. 691-725.
Дополнительная литература
Фуко М. Слова и вещи. СПб.: A-Cad, 1994.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. ТОО ТК «Петрополис», 1998. С. 33-55, 157-160, 180-202, 401, 405-409.
Baudrillard J. L'autre par lui-meme. Paris: Editions Galilee, 1987.
Baudrillard J. For a Critique of the Political Economy of the Sign. St. Louis: Teclos Press, 1981.
Culler J. Semiotics of Tourism // American Journal of Semiotics, 1981. № 1.
Davis F. Clothing and Fashion as Communication // The Psychology of Fashion / Ed. by Michael R. Solomon. Lexington, Mass.: D.C. Heath, 1985.
Dyer G. Advertising as Communication. L.: Routledge, 1988 [1982].
Ervin-Tripp S. On Sociolinguistic Rules: Alternation and Co-Occurrence // Directions in Sociolinguistics. The Ethnography of Communication / Ed. by John J. Gumperz and Dell Hymes. Oxford: Basil Blackwell, 1986 [1972].
Fiddes N. Meat. A Natural Symbol. L.: Routledge, 1991.
Gottdiener M. Postmodern Semiotics. Material Culture and the Forms of Postmodern Life. Oxford: Blackwell, 1995.
Kopytoff I. The Cultural Biography of Things: Commoditization as Process // The Social Life of Things. Commodities in Cultural Perspective / Ed. by A.Appadurai. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. P. 64-91.
Lash S., Urry S. Economies of Sign and Space. L.: Sage, 1987.
Leiss W., Kline S., Jhally S. Social Communication in Advertising. N.Y.: Macmillan, 1986.
Millet B. Symbol. Desire and Power // Theory, Culture & Society, 1988, 5(4).
Parmentier R. Signs in Society. Studies in Semiotic Anthropology. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press, 1994.
Williamson J. Decoding Advertisements. Ideology and Meaning in Advertising. L. : Marion Boyars, 1978.
Тема 12. Потребление в социологии постмодерна
Понятие культуры постмодернизма (З.Бауман). Постмодернизм и новые концепции
потребления, эстетизация повседневного потребления (М.Физерстоун). Фрагментация
тождественности в потреблении эпохи постмодерна. «Мозаичность» стилей жизни.
Трансформации желаний и потребностей. Социология повседневности (А.Лефевр,
М.Маффесоли, И.Гоффман).
Основная литература
Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителей в маркетинге. СПб: Питер, 2001. С. 295-314.
Featherstone M. Consumer Culture and Postmodernism. L.: Sage, 1994. P. 1-13, 65-82, 95111.
Дополнительная литература
Алиева Д.Я. Парадигматические сдвиги в социологии повседневности: концепция Мишеля Маффесоли // Социологический журнал, 1995. № 1. C. 110-121.
Веселов Ю.В. Экономическая социология постмодерна // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. № 1. С. 72-81.
Jameson F. Postmodernism and the consumer Society // Postmodern Culture / Ed. by H. Foster. L.: Pluto Press, 1985.
Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. Harmondsworth: Penguin, 1972 [1959].
Kumar K. From Post-Industrial to Post-Modern Society. New Theories of the Contemporary World. Oxford: Basil Blackwell, 1995.
Savage M, Barlow J., Dickrens, P. Fielding T. Property, Bureaucracy and Culture. L., N.Y., 1992. Ch. 6. Р. 99-218.
Barthel D. Modernism and Marketing // Theory, Culture & Society, 1989. Vol. 6 (3).
Edgell S. Consumption Matters. Oxford: Blackwell, 1996.
Gabriel Y., Lang T. The Unmanageable Consumer. L.: Sage, 1995.
Gottdiener M. Postmodern Semiotics. Oxford: Blackwell, 1995.
Millot B. Symbol, Desire and Power // Theory, Culture & Society, 1988. Vol. 5. P. 675-694.
Тема 13. Потребление и его институты
Институты потребления. Сообщества потребителей: унификация одежды, универмаги,
шоппинг, реклама, торговые марки (Д.Бурстин). Потребление и социальная
идентичность. Эстетика шоппинга. Торговля. Магазин как форма культуры.
Потребители как общность. Движение потребителей.
Современные тенденции в потреблении на Западе. Развитие кредита. Принцип
"работай-и-трать", «новый консьюмеризм» и движение "самоограничения" (Шор Ж.).
Электронный маркетинг и продажа через сеть интернет.
Основная литература
Бурстин Д. Сообщества потребления // THESIS, 1993, № 3.
The shopping experience / Ed. by P.Falk, C.Campbell. L.: Sage, 1997. P. 93-110, 142-165.
Chaney, D. The Department Store as a Cultural Form. // Theory, Culture & Society, 1983, 1(3): 22-31.
Schor J.B. The Overspent American. Why We Want What We Don't Need. N.Y.: HaperCollins Publisher, 1998. P. 1-23, 145-167.
Дополнительная литература
Городецкая И. Движение потребителей в России // Мировая экономика и международные отношения, 1995. № 10. С. 116-129.
Потребительское движение. Информационный бюллетень Международной конфедерации обществ потребителей. 1993. Вып. 4.
Alien J.S. The Romance of Commerce and Culture. Chicago: Chicago University Press, 1983.
Bauman Z. Work, Consumerism and the New Poor. Bucks: Open University Press, 1998.
Corrigan P. The Sociology of Consumption. L.: Sage, 1997. Р. 51-65.
Davis D. A History of Shopping. L.: Routledge & Kegan Paul, 1966.
Falk P., Campbell C. The Shopping Experience. L.: Sage, 1997.
Laermans R. Learning to Consume: Early Department Stores and the Shaping of the Modern Consumer Culture (1860-1914) // Theory, Culture & Society, 1993, 10(4). P. 79-102.
Langman L. Neon Cages. Shopping for Subjectivity // Life-Style Shopping. The Subject of Consumption / Ed. by R.Shields. L.: Routledge, 1992. P. 40-82.
Leiss, W. The Icons of the Marketplace. // Theory, Culture & Society. 1983, 1 (3).
Life-style Shopping. The Subject of Consumption. L.: Routledge. Rob Shields (ed.). 1992.
Lofgren, O. Consuming Interests. //J. Friedman (ed.) Consumption and Identity. Chur, Switzerland: Harwood Academic Publishers, 1994. pp. 47-70.
Miller D. The Dialectic of Shopping. Chicago, Ill.: Institute of Chicago Press, 2001.
Miller M.B. The Bon Marche. Bourgeois Culture and the Department Store, 1869-1920. L.: Alien & Unwin, 1981.
Reekie G. Temptations: Sex, Selling and the Department Store. St. Leonards: Alien & Unwin, 1993.
Тема 14. Сферы потребления
Особенности потребления в различных сферах: питание, одежда, дом, досуг,
информация, туризм (Ж.Бодрийяр, П.Корриган, С.Урри). «Цивилизация аппетита»
(С.Меннел). СМИ, тело, досуг как объекты потребления (Ж.Бодрийяр).
Потребление медицинской и социальной помощи. Образование как предмет
потребления.
Основная литература
Corrigan P. The Sociology of Consumption. L.: Sage, 1997. Р. 28-66.
Mennell S. On The Civilizing of Appetite // Theory, Culture & Society, 1987, 4(2-3). P. 373403.
Дополнительная литература
Davis F. Of Maids Uniforms and Blue Jeans: The Drama of Status Ambivalences in Clothing and Fashion // Qualitative Sociology, 1989, 12(4). P. 337-55.
Davis F. Clothing and Fashion as Communication // The Psychology of Fashion / Ed. by Michael R. Solomon. Lexington, Mass.: D C. Heath, 1985. P. 15-27.
Davis F. Fashion, Culture and Identity. Chicago: University of Chicago Press, 1992.
Devleeshouwer R. Costume et societe // Revue de l'Institut de Sociologie, 1977. P. 167-185.
Dumazedier J. Sociologie empirique du loisir. Critique et contre-critique de la civilisation du loisir. P.: Gallimard, 1974.
Falk P. The Consuming Body. L.: Sage, 1994.
Herpin N. Comment les gens qualifient-ils les tenues vestimentaires // Economiе et Statistique, 1984, 168: 374.
Homes and Living Renovations. Perth, WA: HB Management, 1996.
Lash S., Urry J. Economies of Signs and Space. L.: Sage, 1994. P. 252-278.
MacCannell D. The Tourist. A New Theory of the Leisure Class. N.Y.: Schocken Books, 1976.
Mennell S. All Manners of Food. Eating and Taste in England and France from the Middle Ages to the Present. Oxford: Basil Blackwell, 1985.
Parker S. The Sociology of Leisure. N.Y., 1976.
Pearce Ph.L. The Social Psychology of Tourist Behaviour. Oxford: Pergamon Press, 1982. Rojek C. Capitalism and Leisure Theory. L.: Tavistock, 1985. Shilling C. The Body and Social Theory. L.: Sage, 1993.
The National Diet. The Social Science of Food Choice. L., N.Y.: Longman, 1998.
The politics of Domestic Consumption. Critical Readings / Ed. by S.Jackson, S.Moores. L., N.Y.: Prentice Hall, 1995.
Urry J. The Tourist Gaze. Leisure and Travel in Contemporary Societies. L.: Sage, 1990.
Warde A. Consumption, Food and Taste. L.: Sage, 1997.
Тема 15. Потребление различных социально-демографических групп. Классификация социологических теорий потребления
Гендерные аспекты потребления (реклама, шоппинг, потребительский кредит). Потребление и жизненный цикл. Смена и конфликты поколений. Потребительские субкультуры. Национальные особенности потребления.
Классификация социологических теорий потребления: производство потребления, способы потребления, образы потребления (П.ДиМаджио, М.Физерстоун, Д.Миллер). Подходы к созданию единой теории потребления.
Основная литература
DiMaggio P. Culture and Economy // The Handbook of Economic Sociology / Ed. by N.Smelser, R.Swedberg. Princeton: Princeton University Press, 1994. P. 25-57.
Featherstone M. Perspectives on consumer culture // Sociology. Vol. 24. No 1. P. 5 -22.
The shopping experience. Ed. by P.Falk, C.Campbell. Sage, 1997. P. 56-91.
Дополнительная литература
Miller D. Material Culture and Mass Consumption. Oxford: Basil Blackwell, 1987. Р. 17821 7
Раздел 4. Анализ поведения потребителя в теории маркетинга
Тема 16. Потребление как процесс принятия решений. Влияние различных факторов
Потребление и покупка. Модель покупательского поведения. Модель процесса принятия решения: осознание потребности, поиск информации, оценка вариантов, акт покупки, потребление, оценка альтернатив после покупки, освобождение. Типы
процессов принятия решений. Влияние на потребительское поведение различий в доходах, семейных ролей, гендерных аспектов, ценностей и образа жизни.
Основная литература
Энджел Д.Ф., Блэкуэл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 1999. С. 131-234, 334-350, 496-559.
Алешина И.В. Поведение потребителей. М.: Гранд, 1999. С. 271 -336.
Дополнительная литература
Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1992. С. 179-219.
Тема 17. Маркетинг и продвижение товаров на потребительском рынке
Знания и отношение потребителей к товару и его изучение. Понятие маркетинга и продвижение товаров. Психология покупателя. Воздействие на потребителя: стимулы, информация, реклама. Организация торговли. Формы торговли. Консьюмеризм и права потребителей.
Основная литература
Энджел Д.Ф., Блэкуэл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 1999. С. 264-281, 363-438, 579-625, 626-703.
Алешина И.В. Поведение потребителей. М.: Гранд, 1999. С. 29-271, 336-366.
Дополнительная литература
Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1992. С. 179-219
Раздел 5. Реальные процессы в потребительской сфере и их эмпирический анализ Тема 18. Статистика потребления. Социальная политика
Основные показатели доходов и потребления (номинальный и реальный доход, индекс цен, уровень бедности). Потребительские расходы. Индекс потребительских цен. Индекс потребительских настроений (Дж.Катона).
Плановая экономика и моделирование потребления. Динамика и основные тенденции в сфере доходов и потребления в СССР и в России. Социальная политика и воздействие на доходы и потребление.
Основная литература
Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. М.: МГУ, 1994. С. 77.
Осокина Е. За фасадом «сталинского изобилия». М.: РОССПЭН, 1997. С. 37-46, 89-113, 183-194, 235-238.
Дополнительная литература
Рутгайзер В.М. Социальная сфера: проблемы планирования. М.: Экономика, 1989. С. 177-235.
Социальное положение населения России. М.: Госкомстат РФ, 1999.
Социальные ресурсы и социальная политика. М.: Наука, 1990.
Стоимость жизни и ее измерение. М.: Финансы и статистика, 1991. С. 108-137.
Тема 19. Эмпирические исследования поведения потребителей
Методы изучения потребления. Типологический подход. Типологическая модель.
Факторы, влияющие на потребление: доходы, профессия, пол, возраст, образование,
семья и дети, национальные и региональные особенности, религия. Поколения и
жизненный цикл. Исследования потребления в СССР и в России.
Основная литература
Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителей в маркетинге. СПб.: Питер, 2001. С. 267-294.
Овсянников А.А., Петтай И.И., Римашевская Н.М. Типология потребительского поведения. М.: Наука, 1989.
Дополнительная литература
Благосостояние городского населения Сибири: проблемы дифференциации. Новосибирск, 1 990.
Бондаренко H. Анализ структуры потребительских запросов // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1997. №5 (31). С. 19-24.
Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы: социальные проблемы быта и внерабочего времени. М.: Мысль, 1972.
Ковалева Н.В. Территориальные различия условий потребления в оценках населения // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1993. № 8. С. 22-27.
Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1992. С. 179-219.
Красильникова М. Склонность к сбережениям и потреблению // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1997. № 3 (29). С. 25-30.
Красильникова М.Д. Потребители: новаторы и консерваторы // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1996. № 1 (21). С. 50-56.
Чернявский У.Г. Потребности, товарооборот, потребление материальных благ. М.: Наука, 1981.
Примерная тематика письменных работ (эссе)
1. Очередь как институт дефицита.
2. Психологические типы потребителей.
3. Динамика потребления в России в 1990-е годы (по материалам Госкомстата).
4. На какие «эмоции» рассчитывает реклама (контент-анализ рекламы на телевидении и в масс-медиа).
5. Индекс потребительских настроений и его динамика в России.
6. Развитие взглядов на потребление в социологических теориях.
7. Различия экономического и социологического подходов к анализу потребления.
8. Неоинституционализм и развитие теории потребления.
9. Факторы, влияющие на потребительское поведение семьи.
10. Существует ли в современном мире демонстрационное потребление?
11. Взаимосвязь потребления и информации.
12. Применима ли концепция постмодерна к потреблению в современной России?
13. Потребление как игра.
14. Вещи, знаки и коды.
15. Шопинг как вид досуга.
16. Джинсы и их символическое значение.
17. Мода и идентификация.
18. Туризм и «новый праздный класс» в России.
19. Аскетизм и гедонизм: два полюса потребления.
20. Имидж товара и имидж человека.
21. Кредитная карта: от виртуальных денег к виртуальному потреблению?
22. Информационные технологии в шоппинге (Интернет, телевидение).
23. Повседневность и праздник в потреблении.
24. Реклама и навязывание стереотипов потребления.
25. Нужно ли спорить о вкусах?
26. «Новые русские» и демонстративное потребление.
27. Изменение стиля жизни в России 1 990-х гг.
28. Существует ли «культура потребления»?
29. Эстрада как массовая культура.
30. Применимо ли к современной России понятие «общество массового потребления»? Вопросы для оценки качества освоения курса
1. Характеристики процесса потребления. Различие моделей поведения потребителя в экономике и социологии.
2. Эволюция взглядов на потребление в основных экономических теориях.
3. Оптимум и бюджетные ограничения потребителя. Эффект дохода и эффект замещения. Кривые Энгеля. Ограниченность модели потребления в экономической теории.
4. Понятие функции потребления. Мотивы сбережений (Дж.Кейнс). Переменные запаса и потока.
5. Модель потребительского поведения в условиях межвременного выбора.
6. Основные гипотезы о функции потребления.
7. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса.
8. Технологии потребления. Неполнота информации и проблемы оппортунистического поведения покупателей и продавцов.
9. Потребление в неоинституциональной теории. Внешние эффекты в потреблении. Модель потребления в условиях дефицита.
10. Психологические и философские подходы к анализу потребительского поведения.
11. Потребление в историческом контексте.
12. «Потребительская революция» в XIX веке.
13. Структуры повседневности и история материальной культуры (Ф.Бродель).
14. Антропологический подход к изучению потребления (М.Дуглас, Б.Ишервуд).
15. Этика потребления: рациональность и романтизм (К.Кэмпбел).
16. Концепция «стиля жизни» П.Бурдье: габитус, социальное пространство, вкусы, практики, экономический и культурный капитал.
17. Место стиля жизни и потребления в основных стратификационных теориях (К.Маркс, М.Вебер, Т.Парсонс, К.Дэвис, У.Мур).
18. Демонстративное потребление и теория праздного класса (Т.Веблен).
19. «Патина» как стратегия демонстрации статуса (Г.Мак-Кракен).
20. Мода (Г.Зиммель, В.Зомбарт).
21. Коллективное потребление и общественные услуги (К.Доудинг, П. Данлеви).
22. Общество массового потребления (А.Турен). Общество изобилия, потребление и контроль за производительными силами (Ж.Бодрийяр).
23. Теории постиндустриальных обществ как обществ потребления (Дж.Гэлбрейт, Э.Тоффлер).
24. Глобализация потребления и «макдональдизация общества» (Г.Ритцер).
25. Система вещей (Ж.Бодрийяр). Символ и семиотика потребления в теории потребления Ж.Бодрийяра.
26. Постмодернизм и новые концепции потребления, эстетизация повседневного потребления (М.Физерстоун).
27. Социология повседневности (А.Лефевр, М.Маффесоли, И.Гоффман).
28. Сообщества потребителей: унификация одежды, универмаги, шоппинг, реклама, торговые марки (Д.Бурстин).
29. Эстетика шоппинга. Торговля. Магазин как форма культуры.
30. Консьюмеризм, движение и защита прав потребителей.
31. Развитие кредита. Принцип «работай-и-трать», «новый консьюмеризм» и движение «самоограничения» (Ж.Шор).
32. «Цивилизация аппетита» (С.Меннел).
33. Модель процесса принятия решения: осознание потребности, поиск информации, оценка вариантов, акт покупки, потребление, оценка альтернатив после покупки, освобождение.
34. Влияние на потребительское поведение различий в доходах, семейных ролей, гендерных аспектов, ценностей и образа жизни.
35. Знания и отношение потребителей к товару и его изучение.
36. Понятие маркетинга и продвижение товаров. Формы торговли.
37. Основные показатели доходов и потребления (номинальный и реальный доход, индекс цен, уровень бедности). Потребительские расходы. Индекс потребительских цен. Индекс потребительских настроений.
38. Методы изучения потребления. Типологический подход. Типологическая модель.