Научная статья на тему 'Социология образования социологический анализ системы формирования жизненных планов выпускников сельской средней школы'

Социология образования социологический анализ системы формирования жизненных планов выпускников сельской средней школы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
314
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новиков В. Г.

В статье анализируются результаты опросов выпускников сельских общеобразовательных школ в 16 регионах России. Жизненные планы сельской молодежи исследуются с позиций воспроизводства и развития трудового потенциала сельских территорий и кадрового потенциала АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological Analysis of Life-Course Forming System of Rural Secondary Schools Leavers

The article gives the analysis of the results of a survey conducted among rural secondary school seniors in 16 Russian regions. Plans for the life of the village youth are investigated from the position of reproduction and development of work force potential of rural territories and personnel potential of agroindustrial complex.

Текст научной работы на тему «Социология образования социологический анализ системы формирования жизненных планов выпускников сельской средней школы»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ >&ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ^

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ ВЫПУСКНИКОВ СЕЛЬСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

В. Г. Новиков, зав. кафедрой социального управления Российского государственного аграрного заочного университета, руководитель Научно-методического центра по проблемам сельской

молодежи, профессор

В статье анализируются результаты опросов выпускников сельских общеобразовательных школ в 16 регионах России. Жизненные планы сельской молодежи исследуются с позиций воспроизводства и развития трудового потенциала сельских территорий и кадрового потенциала АПК.

Современная жизнь выдвигает новые требования к подготовке сельской молодежи к жизни и выбору профессии. Жизненное самоопределение молодого поколения является необходимым моментом воспроизводства и развития социальной структуры общества. Развитие системы профессионального (как части социального) становления молодежи в ее связи с экономическим, социальным, политическим, духовным развитием представляет собой важнейшее условие развития общества в целом.

Понятие «жизненные планы молодежи» введено в научный оборот в 1960-е гг. М. Н. Руткевич для обозначения суммы планов, желаний, стремлений молодого поколения занять определенные позиции в обществе после завершения общего и специального образования и первых шагов в избранной сфере дея-тельности1.

В такой трактовке это понятие весьма близко к часто употребляемой категории «социально-профессиональная ориентация молодого поколения». Проектирование будущего, каким бы приблизительным оно ни было, имеет в своей основе воспитанное семьей, школой, подростковой и юношеской микросредой стремление войти в тот или иной социальный слой, социальную группу, найти свое место в жизни. Выбор профессии в рамках определенного социального слоя оказывается вторичной проблемой независимо от способностей молодого человека, которые тоже, явно или неявно,

предполагают или воспроизведение социального статуса родителей, или переход в другой, как правило, более престижный или материально лучше обеспеченный социальный слой. Поэтому проблемы сущности и структуры жизненных планов молодежи нами анализируются как более общие в сравнении с вопросами выбора профессиональной ориентации.

Структура и содержание жизненных планов сельской молодежи формируются под влиянием двух обстоятельств: во-первых, общей ситуации в стране и хозяйстве, во-вторых, субъективного настроя личности, обусловленного совокупностью факторов различного порядка. Одним из таких факторов является целенаправленная и грамотно поставленная профориентационная работа с учетом потребностей села в квалифицированных кадрах, от которых зависит не только развитие сельскохозяйственного производства, но и дальнейшая судьба села и самой школы.

Вопросы трудовой направленности личности относятся к сфере социологического анализа социальной культуры, которая в последние годы изучается достаточно активно2.

Имеется прямая связь жизненных ориентаций с содержанием и способами социальной активности личности, ценностной системой. Особенностью современной социокультурной среды российского общества следует признать значительное возрастание различий ценност-

© В. Г. Новиков, 2006

№ 1, 2006

ных систем. В социальной группе молодежи наблюдаются горизонтальная сегментация ценностных систем, динамичное перемещение из одной ценностноориентированной группы в другую.

Для выявления жизненных целей сельской молодежи группой сотрудников Научно-методического центра по проблемам сельской молодежи в 2002 г. были проведены опросы среди выпускников сельских общеобразовательных школ в 16 регионах Российской Федерации (объем выборки 2 535 чел.)3.

Как выяснилось, наиболее важным фактором социальной среды для молодежи школьного возраста в связи с перспективой окончания средней и неполной средней школы является наличие в районе проживания условий для реализации своих потенциальных возможностей.

35 % опрошенных подростков видят для себя новые жизненные возможности, которых не было у их родителей; треть выпускников надеются на удачу, везение; остальные полагают, что их жизненный успех во многом связан с материальными возможностями семьи и поддержкой родителей. В будущее смотрят с надеждой и оптимизмом 35,3 %, спокойно — 42,8, с тревогой и неуверенностью — 16,5, скорее со страхом и отчаянием —

1,8 %. Таким образом, почти 80 % ждут от будущего хорошее, верят в свою судьбу.

Реально достижимыми выпускники полагают работу по душе (51 %), создание дружной семьи (44), получение высшего образования (40), обзаведение собственной квартирой (31 %). Каждому третьему реальным кажется в будущем свобода выбора. Много и тех, кто рассчитывает на высокооплачиваемую работу (40 %) и надеется жить лучше, чем родители (35 %). Последние места по частоте упоминания получили жизненные возможности свободно выбирать место жительства (10 %) и открыто заявлять о своей политической позиции (1 %). Притязания сельских подростков несколько занижены. В благоприятной со-

циально-экономической ситуации эти цели достижимы для большинства, ведь молодежь ориентирована на активный подход к жизни.

Приступая к изучению профессиональных интересов нынешних школьников, мы предполагали, что некоторые профессии (особенно те, которые связаны с работой непосредственно в сельском хозяйстве) не будут пользоваться популярностью. Результаты исследования оказались еще более пессимистичными. Из числа респондентов, определившихся в выборе предпочтительной профессии, всего 1,7 % хотели бы стать механизаторами, 0,2 — животноводами, 1,6 — шоферами, 0,4 % — ремонтными рабочими. Аналогичная картина наблюдалась и с выбором профессии специалиста: зоотехниками выразили желание стать 0,2 % респондентов, агрономами— 1,7, ветврачами— 1,0, механиками — 1,1, автомеханиками — 1,5 %. Эти показатели гораздо ниже аналогичных в предыдущие годы (табл. 1).

Т а б л и ц а 1 Изменение профессиональной ориентации выпускников сельских общеобразовательных школ, %

Профессии 1996 г. 1999 г. 2002 г.

Профессии специалистов:

агронома 5,6 3,2 1,7

зоотехника 4,1 1,8 0,2

ветврача 5,8 3,7 1,0

механика 4,9 3,8 1,1

автомеханика 6,7 2,9 1,5

Рабочие профессии:

механизатора 7,4 1,8 1,7

животновода 3,0 0,4 0,2

ремонтного рабочего 0,6 0,5 0,4

шофера 8,0 3,5 1,6

Определенный интерес для респондентов представляют профессии предпринимательской сферы. Правда, хотели бы стать менеджерами и бизнесменами пока немногие: 6,3 % от числа определившихся с выбором будущей профессии среди учащихся 9-х классов и

4,8 % — 11-х классов. Столь скромное

на о высоких заработках в коммерческой сфере. Ощущается и влияние пропаганды, превозносящей достоинства и широкие перспективы рыночной экономики, основанной на частной собственности.

Тех, кто готов заняться индивидуальной трудовой деятельностью, оказалось немного: 8 % от учащихся 9-х классов и 6 %— 11-х.

На вопрос анкеты «Есть ли у Вас программа жизни, помогающая добиться поставленной цели?» почти 60 % респондентов в среднем по регионам ответили утвердительно. Более 77 % опрошенных знают, какие человеческие качества нужны для выбранной ими профессии (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Степень сформированности жизненных планов выпускников

число не включает всех желающих заняться бизнесом и преуспеть в нем, просто большинство осознают необходимость соответствующих профессиональных знаний (прежде всего в финансовоэкономической и юридической сферах) и, самое главное, некоторого стартового капитала.

Вопреки ожиданиям, школьники неплохо ориентируются в тех формах собственности, с которыми они хотели бы связать свою деятельность. Среди пятнадцатилетних подростков и семнадцатилетних юношей и девушек больше всего оказалось тех, кто желает работать на частных предприятиях и в фирмах (соответственно 38 и 59 % от числа опрошенных). Молодежь хорошо осведомле-

Регион (область) Наличие представлений о качествах, нужных для выбранной профессии Наличие стратегии жизни, помогающей добиться поставленной цели

Белгородская 64,1 70,3

Владимирская 73,1 57,0

Воронежская 78,7 68,9

Ивановская 76,1 67,0

Кировская 83,3 47,9

Курганская 66,0 41,5

Курская 79,4 35,3

Нижегородская 81,9 65,4

Новгородская 87,5 81,3

Орловская 91,7 54,2

Пензенская 81,1 67,4

Пермская 86,7 78,9

Самарская 87,5 62,5

Свердловская 68,2 54,5

Тюменская 67,8 52,2

Ярославская 77,8 48,5

В реальной жизни зависимость между уровнем образования и другими компонентами успеха и благополучия сильно ослабла, ценность образования изменилась, особенно у работающей молодежи. Лишь 19,5 % таких юношей и девушек считают, что обучение и образование помогают ориентироваться в рыночных условиях, 3,5 % признают, что получение образования сегодня не имеет смысла.

В ходе опроса обнаружилось существенное расхождение в оценках учащихся и их родителей предпочтительности форм собственности. Родители более благосклонно смотрят на трудоустройство детей на государственных предприятиях и в организациях (за это высказались 38 % родителей учащихся 11-х классов), более критичны в отношении труда на частных предприятиях (14 % из них поддерживают трудоустройство де-

№ 1, 2006

тей в данной сфере) и занятия бизнесом (только 15 % смотрят на это благосклонно).

Современный этап социально-экономических преобразований в стране оказал (и продолжает оказывать) огромное влияние на формирование профессиональных предпочтений и жизненных ориентаций у подрастающего поколения.

Нами были сформированы модели возможной организации жизни молодых людей со следующими основными параметрами:

— профессиональная деятельность, требующая специального образования, более простые виды деятельности, благополучие за спиной других;

— высокий уровень самооценки и упорства в достижении цели, вера в получение соответствующего образования, готовность пожертвовать бытовыми удобствами и жизнью в родительском доме ради получения профессии в другом населенном пункте;

— преобладание прагматических начал над интеллектуальными и духовными (служба в милиции, работа охранником, выгодное замужество).

На основе данных параметров разработаны три варианта возможной организации жизненного пути.

Первый вариант реализации жизненной перспективы взят на вооружение группой молодежи, которую можно назвать профессионалами. Они склонны овладеть высокоинтеллектуальной специальностью, ориентированы на собственные силы и способности. Исходя из данных нашего исследования таких целеустремленных 21 %.

Второй вариант осуществляет группа молодежи с сильными рыночными ориентациями, для которой жизненная

перспектива связана либо с фермерством, либо с предпринимательством или мелкой коммерцией. Эту группу, составляющую 7 %, отличает стойкость к воздействию фактора неопределенности. Например, то обстоятельство, что, «занимаясь коммерцией, постоянно рискуешь: можно обогатиться, а можно потерять все», 37 % представителей группы не считают препятствием для открытия своего дела. Как показывает статистика, предпринимательство вообще и сельское в частности — молодежное явление. Все рыночные структуры АПК на 75 % заполнены людьми моложе 35 лет.

Третий вариант средний по материальному уровню, но дает достаточно надежное существование. Он характерен для 13 % от общего числа респондентов, которых привлекают: 1) относительно высокооплачиваемая работа; 2) возможность получить блага, не затрачивая силы на труд и образование; 3) возможность уехать в город. Несомненно, данная группа игнорирует ту неопределенность, которую ей сулит рыночная ситуация, и акцентирует внимание на семейно-бытовых сторонах, каких-то неудобствах, связанных с профессией, например ненормированной работой и т. п.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Руткевич М. Н. Социология образования и молодежи : Избранное (1965—2002) / М. Н. Руткевич. М., 2002.

2 См.: Тимченко Н. С. Смысложизненные ориентации как показатель социальной культуры личности (опыт социологического анализа проблемы) : дис. ... канд. социол. наук / Н. С. Тимченко. Барнаул, 2000.

3 См.: Мониторинг ценностных ориентаций сельской молодежи для оценки ее трудового потенциала в условиях переходной экономики / под ред. В. Г. Новикова. М., 2004.

Поступила 11.01.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.