УДК 316.4
Ю.Ю. Лекторова
СОЦИОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
В рамках исследования предпринята попытка проанализировать практику государственного управления в процессе электронной трансформации. При государственном управлении, поддерживаемом интернет-технологиями сетевого ландшафта, возникают новые виртуальные ресурсы и дополнительные стратегии коммуникативного действия, возникающие по поводу власти. На основе анализа эмпирических данных предлагается интерпретировать государственное управление в условиях информатизации через анализ каналов политической коммуникации и инструментов политического участия для граждан.
Ключевые слова: государственное управление, сетевой ландшафт, политическая коммуникация, политическое участие.
Общемировая тенденция внедрения информационно-коммуникационных технологий в повседневную жизнь современного общества является условием и основанием наблюдаемых трансформационных изменений в социально-политической сфере. Применительно к государственному управлению появляются новые возможности для целенаправленного взаимодействия субъектов и объектов управления, т.е. власти и общества с целью достижения социально значимых результатов.
В институционально-правовом дизайне система государственного управления определяется деятельностью органов государственной власти: механизмами взаимодействия с населением и совокупностью предоставляемых государственных услуг. В процессе электронной трансформации общество высоких технологий получает доступ к «электронному правительству», «российской общественной инициативе», «выборам через Интернет». В этом случае процесс политико-коммуникативного взаимодействия власти и населения «становится более доступным для общественности, что автоматически приводит к привлечению простых граждан к участию в политическом процессе, т.е. начинается формирование нового обширного канала политической коммуникации, динамика развития которого может изменить представления как о системе обеспечения политической деятельности, так и о традиционных инструментах политического участия» [1, с. 16].
© Лекторова Ю.Ю., 2016
Лекторова Юлия Юрьевна - канд. полит. наук, доцент кафедры иностранных языков и связей с общественностью ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: Lektorova2015@yandex.ru.
В рамках исследования предпринята попытка проанализировать практику государственного управления в процессе электронной трансформации. Выполненная работа базируется на сочетании двух подходов: политико-коммуникативного и политико-управленческого. Подобное сочетание методологических подходов обусловлено исследовательскими задачами. С одной стороны, изучаются закономерности политических коммуникаций в онлайн-пространстве. С другой стороны, анализируются виртуальные инструменты политического участия. На основе анализа эмпирических данных предлагается интерпретировать государственное управление в условиях информатизации через анализ каналов политической коммуникации и инструментов политического участия для граждан.
По мере развития телекоммуникационной инфраструктуры и внедрения информационных технологий в социально-политическую сферу происходит постепенное формирование особого онлайн-пространства государственного управления, состоящего из виртуальных ресурсов (блогов, сайтов, социальных сетей) и приложений («электронное правительство», «электронный бюджет», «открытый регион» и т.д.). В результате обновления информационного контента появляются новые сетевые акторы и дополнительные стратегии коммуникативного действия, возникающие по поводу власти. Сумма государственных виртуальных ресурсов и онлайн-инструментов политического участия структурирует особый сетевой ландшафт [2, с. 7] политико-коммуникативного взаимодействия, являющийся ключевой категорией социологии государственного управления в условиях информатизации современного общества. Сетевой ландшафт характеризуется, с одной стороны, взаимодействием слагающих его компонентов, а с другой - инфраструктурным комплексом, определяющим доступность информационных технологий для доступа к информации. Связи между компонентами выражаются в круговороте информационного потока, циркулирующего в недрах Интернета, определяя относительную подвижность сетевого ландшафта.
Отбор эмпирических данных осуществлялся по следующим критериям: при анализе каналов виртуальной политической коммуникации исследовались интернет-ресурсы органов исполнительной и законодательной власти, Контрольно-счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, Избирательной комиссии. Исключение составили судебные органы власти и прокуратура, анализ виртуализации коммуникации которых не входит в поле исследовательских задач, в силу специфики деятельности. Для изучения он-лайн-инструментов политического участия населения проанализирован интернет-портал «Открытый регион. Пермский край» [3] и портал правительства Пермского края [4]. В процессе исследования проанализировано 41 официальный сайт органов власти, 17 персональных блогов, три страницы органов власти в социальной сети ВКонтакте.
Выбор Пермского края в качестве эмпирической базы исследования объясняется высокими показателями информатизации населения региона и уверенной тенденцией вовлечения граждан в процесс виртуальной коммуникации с представителями власти. По расчетному количеству интернет-пользователей (как процент от всего населения) Пермский край демонстрирует тенденцию роста числа пользователей, выходящих в Интернет со всех возможных гадже-тов. На заседании Окружного координационного совета по развитию информационного общества в Приволжском федеральном округе [5] по итогам I квартала 2013 года был озвучен рейтинг регионов округа по уровню развития информационного общества за 2012 год и I квартал 2013 года. Пермский край согласно представленной информации занял 2-е место среди субъектов Приволжского федерального округа. По итогам работы комиссии было отмечено, что Пермский край имеет значительный потенциал в области информационно-телекоммуникационных технологий, позволяющий рассчитывать на ускоренный прогресс в этой области и на эффективное использование информационно-телекоммуникационных технологий в решении задач социально-экономического развития. Для сравнения в процентном соотношении количество населения, имеющего доступ к Интернету на Фолклендских островах составляет 96,9 %, в Российской Федерации - 61,4 %, Эфиопии - 1,5 % [6].
Общероссийские тенденции информатизации сферы государственного управления задают, прежде всего, документы стратегического уровня: федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [7] и госпрограмма «Информационное общество (2011-2020 годы)». Эти документы ориентированы на рост качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышение оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания населения. В первом документе цель программы заключалась в развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также переходу на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде. В действующей программе цель сводится к радикальному повышению эффективности государственного управления и открытости органов власти при обеспечении информационной безопасности, путем равного доступа к информационным ресурсам, сервисам электронного государства, цифровому контенту и инновационным технологиям.
На территории Пермского края также действует государственная программа «Развитие информационного общества», определяющая тенденции информатизации сферы государственного управления. По результатам исследования Пермского сетевого ландшафта государственного управления доля органов государственной власти региона, использовавших официальный сайт в процессе виртуальной политической коммуникации, в общем числе органов
государственной власти в регионе в 2015 году достигала 92 %, доля органов государственной власти, использовавших персональные блоги, составила 28 % и, наконец, доля органов государственной власти, представленных в социальной сети ВКонтакте немногим превысила 21 %. Официальный сайт органа власти является наиболее востребованным форматом политической коммуникации в условиях виртуализации пермского общества (табл. 1).
Таблица 1
Каналы политической коммуникации региональных органов власти
Орган государственной власти Пермского края Наличие официального сайта Наличие блога руководителя Наличие органа власти в социальной сети ВКонтакте
Губернатор Пермского края http://gubernator-59.ru http://blog.permkrai.ru/blog/ уЬа8а^т/ https://vk.com/ gubernator59
Администрация губернатора Пермского края http://admin.perm-krai.ru http://blog.permkrai.ru/blog/ атакЬоткоу/ (блог руководителя администрации губернатора Пермского края Махови-кова Анатолия Юрьевича) -
Правительство Пермского края http://www.perm-krai.ru http://blog.permkrai.ru/blog/gtu shnolobov/ (блог председателя правительства Пермского края Тушнолобова Геннадия Петровича) -
Законодательное собрание Пермского края http://zsperm.ru http://vasukhikh.com/ (блог председателя Законодательного собрания Пермского края Валерия Сухих) -
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае http://ombudsman. perm.ru - -
Главный федеральный инспектор по Пермскому краю http://www.gfi59. pfo.ru - -
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю http://59.rospotreb-nadzor.ru - -
Управление Росреестра по Пермскому краю http://www.to59. rosreestr.ru (не доступен) - -
Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю http://www.pfrf.ru/ branches/perm/ news - https://vk.com/ pfr_perm
Пермьстат http://perm-stat.gks.ru - https://vk.com/ public68425935
Пермская избирательная комиссия http://www.perm-krai.izbirkom.ru - -
Представительство Пермского края при Правительстве Российской Федерации - - -
Окончание табл. 1
Орган государственной власти Пермского края Наличие официального сайта Наличие блога руководителя Наличие органа власти в социальной сети Вконтакте
Контрольно-счетная палата Пермского края http://ksppk.ru - -
Управление по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов Пермского края Шр://тер.регтесо-logy.ru - -
Интерпретируя полученные результаты, можно предположить, что качественный и количественный рост официальных сайтов органов власти связан с требованиями федерального законодательства в части обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления [8]. Наличие и наполнение официального сайта является непременным условием, обеспечивающим открытость и прозрачность властных институтов. И если до 2009 года в большинстве случаев официальные сайты отсутствовали либо представляли собой общую информацию об органе власти, то на сегодняшний день сайт органа государственной власти -это интегрированный виртуально-административный ресурс с разветвленной системой баз данных и механизмами обратной связи.
Ведение персонального блога и интеграция в социальные сети не является обязательным требованием ни федерального, ни регионального законодательства, что объясняет столь низкие результаты исследования. Вместе с тем блоги и социальные сети можно рассматривать как перспективные направления виртуализации коммуникативного взаимодействия власти и общества и связано это, прежде всего, со всплеском интереса современных пользователей к новым каналам коммуникации.
Социальная сеть - это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Он представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время. Наибольшей популярностью в региональном сетевом ландшафте пользуются сети, поддерживающие связи различных социальных групп и возрастов, ориентированные на виртуальные форматы общения с функциями просмотра фотографий и назначения реальных встреч (ВКонтакте, Мой мир, Одноклассники, Фейсбук, Твиттер). При этом огромное число пользователей обращаются к сервисам, предназначенным для просмотра и размещения созданного пользователями видео со всего мира в Интернете, среди которых фильмы, клипы, любительские видеозаписи, а также видеоблоги (Ютьюб). Для сравнения аудитория российских пользователей социальной сети ВКонтакте имеет 54,6 млн активных
пользователей (данные за январь 2015 года), Одноклассники - 40 млн пользователей, Мой Мир - 25,1 млн, Фейсбук - 24,2 млн, LiveJournal - 16,6 млн, Instagram -13,3 млн и Twitter - 8,4 млн пользователей [9].
Публичный дневник в Интернете (блог) представляется удобной структурой сайта, на котором люди обычно разговаривают о том, что представляет для них интерес и к чему у них есть личное отношение. В проекции на систему государственного управления этот ресурс имеет существенный имиджевый потенциал, ориентированный на выстраивание межличностной доверительной коммуникации между руководителем органа государственной власти и отдельным гражданином, который может оставить комментарий к записям чиновников и политиков.
Применительно к органам исполнительной власти Пермского края наблюдается тенденция постепенной интеграции в особый виртуальный формат политической коммуникации с населением региона (табл. 2). По результатам исследования электронная почта остается по-прежнему доминирующим каналом виртуальной коммуникации - 85 % руководителей исполнительных органов власти региона имеют адреса электронной почты. К авторам блогов относятся меньше половины пермских чиновников - 48 %.
Таблица 2
Процесс интеграции руководителей региональных органов исполнительной власти в сетевой ландшафт
Руководители органов власти Наличие блога Наличие электронной почты
Губернатор Пермского края В. Басаргин http://blog.permkrai.ru/blog/ vbasargin/ secretary@ag.permkrai.ru
Руководитель администрации губернатора Пермского края А. Маховиков http://blog.permkrai.ru/blog/ amakhovikov/ secretary@ag.permkrai.ru
Председатель правительства Пермского края Г. Тушнолобов http://blog.permkrai.ru/blog/ gtushnolobov/ obladm@permkrai.ru
Заместитель председателя правительства Пермского края Е. Абузярова - obladm@permkrai.ru
Заместитель председателя правительства Пермского края О. Демченко - obladm@permkrai.ru
Заместитель председателя правительства Пермского края И. Ивенских - obladm@permkrai.ru
Заместитель председателя правительства Пермского края О. Ковтун - info@minzdrav.permkrai.ru
Заместитель председателя правительства Пермского края А. Чибисов http://blog.permkrai.ru/blog/ achibisov/ mintorg@permkray.ru
Заместитель председателя правительства Пермского края Р. Кокшаров - minter@minter.permkrai.ru
Окончание табл. 2
Руководители органов власти Наличие блога Наличие электронной почты
Министр здравоохранения Пермского края - info@minzdrav.permkrai.ru
Министр информационного развития и связи Е. Балуев https://eebaluev59.wordpress.com/ -
Министр культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций И. Гладнев http://blog.permkrai.ru/blog/ igladnev/ priem@mk.permkrai.ru
Министр образования и науки Пермского края Р. Кассина http://blog.permkrai.ru/blog/ rkassina/ minobr@minobr.permkrai.ru
Министр общественной безопасности И. Орлов - -
Министр по делам Коми-Пермяцкого округа В. Рычков http://blog.permkrai.ru/blog/ vrychkov/ -
Министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края С. Пономарев - info@mrks.permkrai.ru
Министр по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края Н. Гончаров - mizo@permkrai.ru
Министр природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края К. Черемушкин - min2@priroda.permkrai.ru, krailes@les.permkrai.ru
Министр промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края В. Чибисов http://blog.permkrai.ru/blog/ achibisov/ mailto: evdegtyareva@min-promtorg.permkrai.ru
Министр сельского хозяйства и продовольствия Пермского края И. Огородов - -
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края В. Федоровский - info@msa.permkrai.ru
Министр территориального развития Пермского края Р. Кокшаров - rakoksharov@minter.perm-krai.ru
Министр транспорта А. Закиев - arzakiev@mintrans.perm-krai.ru
Министр физической культуры, спорта и туризма Пермского края П. Лях http://blog.permkrai.ru/blog/ plyakh mfkst@sport.permkrai.ru
Министр финансов Пермского края О. Антипина https://antipina.wordpress.com/ antov@fin.permregion.ru
Министр экономического развития Пермского края Л. Морозов http://blog.permkrai.ru/blog/ lmorozov/ lyumorozov@econo-my.permkrai.ru
Министр социального развития Пермского края Т. Абдуллина http://blog.permkrai.ru/blog/ tabdullina/ msr@social.permkrai.ru
В качестве вывода необходимо отметить, что помимо использования таких форм виртуальной коммуникации региональной власти и пермского населения, как официальные сайты, блоги, социальные сети и электронная почта, в крае был апробирован проект интернет-приемной [10], направленный на расширение возможностей жителей края обращаться в органы государственного управления.
Анализ онлайн-инструментов политического участия в системе государственного управления в сетевом ландшафте осуществлялся на базе портала «Открытый регион. Пермский край» [3] и «Портал правительства Пермского края» [4]. По мнению разработчиков основная задача создания портала заключается в повышении качества предоставляемых услуг и эффективности управленческих решений, путем вовлечения жителей в диалог с властью, свободного обмена информацией и создания системы учета мнений и предложений жителей региона. С этой целью разработано несколько приложений: «Открытый регион. Понятный бюджет» [11], «Открытый регион. Решаем вместе» [12], «Открытый регион. Блоги» [13], «Портал открытых данных» [14]. На этом основании каждый житель Пермского края потенциально имеет возможность определить приоритетность расходования бюджетных средств, участвовать в управлении городом, контролировать своевременность и качество проводимых работ в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства, а также напрямую обратиться к губернатору, краевым министрам и депутатам через персональные блоги или интернет-приемную. В самое ближайшее время в тестовом варианте запланировано размещение информации о работе государственных органов в регионе и достижениях по выполнению «майских указов», находящихся на особом контроле у Президента РФ.
В условиях информатизации общества происходит «виртуализация государственного управления», при котором политическая коммуникация и политическое участие перемещается в сетевой ландшафт интернет-сервисов и приложений. На практике процесс внедрения особой виртуальной управленческой модели осложняется такими явлениями, как отсутствие необходимой инфраструктуры доступа к Интернету и неразвитость электронной культуры коммуникации региональной общности и представителей власти. Последовательное преодоление трудностей означает начало не просто широкого применения информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, а существенную трансформацию управления в государственном секторе. Интернет становится не просто средством связи, а механизмом модернизации государственного управления: появляется возможность автоматизировать процесс предоставления государственных услуг, расширить перечень оказания инновационных услуг, повысить скорость информирования населения в процессе принятия политических решений, выстроить «адресный» подход в сфере государственного управления, а также внедрить систе-
му «общественной экспертизы» государственных решений. Таким образом, современный сетевой ландшафт создает возможность выработки и принятия управленческих решений на основе обмена достоверной оперативной информацией между властью и населением. На этом основании возможно повышение эффективности государственного управления, измеряемого «качеством социальных связей общества и государства» [15, с. 3]. Социология государственного управления в условиях информатизации общества имеет все основания претендовать на достижение положительных социально-экономических результатов не только в виртуальном сегменте, но и на практике.
Список литературы
1. Баева Л.В. Исследовательские мегатренды в условиях информационного общества и проблемы социокультурной безопасности // Информационное общество. - 2015. - № 2-3. - С. 13-24.
2. Лекторова Ю.Ю. Политические коммуникации в сетевом ландшафте: акторы модели взаимодействия: автореф. дис. ... канд. полит. наук. - Пермь, 2011. - 22 с.
3. Открытый регион. Пермский край [Электронный ресурс]. - URL: http://open.permkrai.ru/ (дата обращения: 01.02.2016).
4. Портал Правительства Пермского края [Электронный ресурс]. - URL: http://www.permkrai.ru/ (дата обращения: 01.02.2016).
5. Государственная программа Пермского края «Развитие информационного общества» [Электронный ресурс]. - URL: http://mirs.permkrai.ru/ up-load/iblock/c68/gos_programma.pdf (дата обращения: 01.02.2016).
6. Атлас мировых данных [Электронный ресурс]. - URL: http://knoema.ru/ atlas/topics (дата обращения: 01.02.2016).
7. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 (с изм. и доп.). - URL: http://base.ga-rant.ru/184120/#ixzz3yS0yXWp7 (дата обращения: 01.02.2016).
8. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс]: Федер. закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014). - URL: http://www.rg.ru/2009/02/13/dostup-dok.html (дата обращения: 01.02.2016).
9. Каким соцсетям отдают предпочтение россияне? [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pro-smm.com/populyarnye-socialnye-seti-v-rossii-2015/ (дата обращения: 01.02.2016).
10. Интернет-приемная Пермского края [Электронный ресурс]. - URL: https://reception.permkrai.ru/ (дата обращения: 01.02.2016).
11. Открытый регион. Понятный бюджет [Электронный ресурс]. - URL: http://budget.permkrai.ru/ (дата обращения: 01.02.2016).
12. Открытый регион. Решаем вместе [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gorodperm.ru/social/reportproblem (дата обращения: 01.02.2016).
13. Открытый регион. Блоги [Электронный ресурс]. - URL: http://blog.perm-krai.ru/ (дата обращения: 01.02.2016).
14. Портал открытых данных [Электронный ресурс]. - URL: http://open-data.permkrai.ru/opendata/ (дата обращения: 01.02.2016).
15. Основы социального управления: учеб. пособие / под ред. Н. Иванова. - М.: Высшая школа, 2001. - 271 с.
References
1. Baeva L.V. Issledovatel'skie megatrendy v usloviiakh informatsionnogo obshchestva i problemy sotsiokul'turnoi bezopasnosti [Research megatrends in the information society and the social and cultural security issues]. Informatsionnoe obshchestvo, 2015, no. 2-3, pp. 13-24.
2. Lektorova Iu.Iu. Politicheskie kommunikatsii v setevom landshafte: aktory modeli vzaimodeistviia [Political communication in the network landscape: actors of the interaction model]. Abstract of the thesis of the Candidate of Politics. Perm, 2011. 22 p.
3. Otkrytyi region. Permskii krai [Open region. Perm krai]. Available at: http://open.permkrai.ru/ (accessed: 01.02.2016).
4. Portal Pravitel'stva Permskogo kraia [The portal of the Perm krai Government]. Available at: http ://www.permkrai.ru/ (accessed: 01.02.2016).
5. Gosudarstvennaia programma Permskogo kraia «Razvitie informatsionnogo obshchestva» [Perm krai state program "Development of the Information Society"]. Available at: http://mirs.permkrai.ru/upload/iblock/c68/gos_programma.pdf (accessed: 01.02.2016).
6. Atlas mirovykh dannykh [Atlas of the world data]. Available at: http://kno-ema.ru/atlas/topics (accessed: 01.02.2016).
7. O federal'noi tselevoi programme «Elektronnaia Rossiia (2002-2010 gody)» [On the federal target program "Electronic Russia (2002-2010)"]. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28 ianvaria 2002 g. № 65 (s izm. i dop.). Available at: http://base.ga-rant.ru/184120/#ixzz3yS0yXWp7 (accessed: 01.02.2016).
8. Ob obespechenii dostupa k informatsii o deiatel'nosti gosudarstvennykh organov i organov mestnogo samoupravleniia [Elektronnyi resurs]: Feder. zakon ot 09.02.2009 № 8-FZ (red. ot 04.11.2014, s izm. ot 01.12.2014) [On providing access to information about activity of governmental bodies and local self-government: Feder. Law of 09.02.2009 no. 8-FZ (vers. of 11.4.2014, amend. 01.12.2014). Available at: http://www.rg.ru/2009/02/13/dostup-dok.html (accessed: 01.02.2016).
9. Kakim sotssetiam otdaiut predpochtenie rossiiane? [What social networks do the Russians prefer?]. Available at: http://www.pro-smm.com/populyarnye-socialnye-seti-v-rossii-2015/ (accessed: 01.02.2016).
10. Internet-priemnaia Permskogo kraia [Web-reception of Perm krai]. Available at: https://reception.permkrai.ru/ (accessed: 01.02.2016).
11. Otkrytyi region. Poniatnyi biudzhet [Open region. A clear budget]. Available at: http://budget.permkrai.ru/ (accessed: 01.02.2016).
12. Otkrytyi region. Reshaem vmeste [Open region. We decide together] Available at: http://www.gorodperm.ru/social/reportproblem (accessed: 01.02.2016).
13. Otkrytyi region. Blogi [Open region. Blogs]. Available at: http://blog.perm-krai.ru/ (accessed: 01.02.2016).
14. Portal otkrytykh dannykh [Open Data Portal]. Available at: http://open-data.permkrai.ru/opendata/ (accessed: 01.02.2016).
15. Osnovy sotsial'nogo upravleniia [Foundations of social management]. Ed. by N. Ivanov. Moscow: Vysshaia shkola Publ., 2001. 271 p.
Получено 25.02.2016
Yu.Yu. Lektorova
SOCIOLOGY OF GOVERNANCE IN INFORMATION SOCIETY: REGIONAL EXPERIENCE
The study aims to analyze the practice of governance in the process of e-transformation. In the process of governance supported by the Internet technology of network landscape, there appear new virtual resources and complementary strategies of communicative action connected with the power. Based on the analysis of empirical data it is proposed to interpret governance in the era of informatization through the analysis of political communication channels and tools of political participation for citizens.
Keywords: governance, network landscape, political communication, political participation.
Lektorova Yulia Yurievna - Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Dept. of Foreign languages and Public Relations, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: Lektoro-va2015@yandex.ru.