выдающийся русский историк П. Г. Виноградов, «отразилась трагическая судьба автора, горячего, смелого искателя правды, никогда не умевшего соизмерять цели и средства, всегда стремившегося к высшему и недостижимому, растратившего блестящий талант, кипучую энергию на бесстрашную и бесплодную борьбу с исторической судьбой...».
В последней работе умиравшего человека, отмечает Виноградов, «чувствуется какая-то необыкновенная молодость и жизненность»14.
Действительно, интеллектуальный и методологический потенциал трудов Мечникова до сих пор не исчерпан, многие его концептуальные положения и выводы не утратили актуальность и в наши дни. Весьма злободневно звучит ныне мысль Мечникова, высказанная им в беседе с Э. Реклю: «Что нужно делать, чтобы победить все враждебные человеку условия и сделать возможной на Земле счастливую жизнь? Каким образом можно обосновать действительно научную мораль, выполнение которой способно наполнить нас чувством радости и удовлетворения? Единственный путь, который открывается перед человеком - это объединить свои усилия с усилиями других людей, чтобы совместно победить силы природы и направить их на служение новому обществу, построенному на принципах справедливости и взаимного уважения»15.
Эти и другие идеи выдающегося ученого заслуживают дальнейшего глубокого и всестороннего изучения.
УДК 316.6
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Л. В. Яикова
Институт социологии РАН, Москва E-mail: lyaikova@yandex.ru
В статье анализируются проблемы, связанные с социологическим осмыслением феномена предпринимательства, подчеркивается значимость конкретного деятельностно-активистского подхода в зарубежной и отечественной социологии.
Ключевые слова: предпринимательство, предприниматель, инновативность.
The Sociological Interpretation of the Enterprise Phenomenon
L. V. Yaikova
The article is devoted to the analyses of the problems connected with the sociological interpretation of the enterprise phenomenon. The importance of the activity approach in foreign and Russian sociology is stressed.
Key words: enterprising, enterpriser, innovative activity.
Среди множества подходов, применяемых теоретиками социологии к анализу изменяющейся
Примечания
Плеханов Г. В. Сочинения. М.; Пг., 1923. Т. VII. С. 329, 331.
Карташова К. С. Дороги Льва Мечникова. М., 1981. С. 8.
Гродецкий М. Л. И. Мечников (биографический очерк) // Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки: Географическая теория развития современного общества. СПб., 1898. С.У Евдокимов В. И. Предисловие // Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. Статьи. М., 1995. С. 27-28.
Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. Статьи. М., 1995. С. 232.
Там же. С. 235.
Там же. С. 323.
Реклю Э. Предисловие // Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. Статьи. М., 1995. С. 227. Мечников Л. И. Цивилизация... М., 1995. С. 262.
Там же. С. 355.
Там же. С. 356.
Там же. С. 357-358.
Там же. С. 358-359.
Виноградов П. Г. Влияние рек на происхождение цивилизаций // Северный вестник. 1892. № 6. С. 34, 44.
15 Реклю Э. Указ. соч. С. 221.
социальной реальности, все большее распространение получает деятельностно-активистский подход. Основной принцип, развиваемый в рамках данного типа методологической ориентации, восходит к формуле К. Маркса «о том, что люди, рождаясь при одних условиях, своей практической деятельностью их изменяют, изменяясь, сами»1. Развитие такого подхода в зарубежной социологии связывают с именами Дж. Александера (проект культурной социологии), М. Арчер (концепция двойного морфогенеза), П. Бурдье (конструктивистский структурализм), Э. Гидденса (теория структурации), А. Турена (модель активистской социологии), П. Штомпки (теории становления общества), Н. Элиаса (теория фигураций) и др. Положения активистской социологии в России развивают Т.И. Заславская, С.А. Кравченко,
В.А. Ядов и др. Сторонники указанного подхода в своих работах основное внимание сосредота-
© Л.В. Япкова, 2008
Л. В. Яикова. Социологическое осмысление феномена предпринимательства
чивают на активности субъектов деятельности, способных изменять социальные структуры: «решающую роль играют социальные субъекты (agency), включая научно-технические открытия, социальные движения, легитимных лидеров, массы обычных граждан»2.
Изменения, претерпеваемые российским обществом вот уже на протяжении двух десятков лет, привлекают внимание социологов, которые, с одной стороны, используя наработанный категориальный аппарат и инструментарий исследований, описывают происходящие изменения; с другой - анализируя социальную реальность, привносят новое видение старых проблем и обозначают новые проблемные (в том числе и теоретические) поля.
Одной из базовых российских трансформаций последних десятилетий являются изменения в формах собственности3, а основной субъект преобразований в данной сфере - предпринимательство. Официально начало предпринимательской деятельности в нашей стране оформлено законами «О кооперации в СССР» и «О государственном предприятии» от 1987 г. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ на 1 января 2006 г., около 80% всех предприятий и организаций в нашей стране находятся в частной собственности. При этом за последнее десятилетие доля частных предприятий возросла с 63 до 80% (рост почти в 1.25 раз)4.
С момента появления и до настоящего времени социологическая наука уделяет предпринимательству значительное внимание. Исследовательские акценты в изучении предпринимательства постоянно меняются: от анализа социального состава нового слоя в начале 90-х гг. до постепенного смещения внимания в сторону анализа механизмов взаимодействия предпринимателей и социального окружения (в частности, взаимодействия с государственными структурами), барьеров в развитии бизнеса на современном этапе. Однако до сих пор остается актуальной дискуссия о сущности предпринимательства и его социальных функциях в трансформирующемся обществе, что, по сути, есть вопрос его социологического осмысления.
Для начала обратимся к анализу самого слова «предприниматель» и его иностранных аналогов. В литературе часто упоминается синонимичный термин «антрепренёр» (фр. entrepreneur - предприниматель) - лицо, принимающее на себя риск основания нового дела (компании)5. Этот термин появился в Западной Европе в Средние века и обозначал организаторов крупных музыкальных представлений и парадов, а также строительных и производственных проектов. Начиная с XVII в. так называли лиц, которые заключали с государством контракт на выполнение определенных работ или поставку продукции и выступали посредниками между заказчиком и исполнителями. Стоимость выполнения работ оговаривалась заранее, предприниматель распоряжался прибылью
и нес ответственность за убытки от реализации контракта.
С. И. Ожегов в «Словаре русского языка» дает следующее определение: «предприниматель - капиталист, владелец предприятия, крупный деятель; предприимчивый и практичный человек»6. По В. Далю, «предпринимать» означает: затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного7.
Г.К. Гинс считает, что «предприимчивость -добавочное свойство, которое появляется в результате работы сознания, когда требуется обеспечить удовлетворение основных потребностей живого существа, приспособляясь к новой обстановке»8. При этом предприимчивость удачна при наличии двух свойств: ума, который выражается в находчивости и приспособляемости, и решительности, состоящей в осуществлении задуманного и готовности к риску. Предприимчивость «была всегда источником накопления новых полезных навыков и способом приспособления к новым условиям существования»9. Предприимчивость выступает одной из черт личности, способной достигать конкретных целей в разных сферах общественной жизни за счет своей активности, инициативности, изобретательности, готовности пойти на риск и нести ответственность за результаты. Гинс считает, что «предприимчивость в области хозяйства, выражающаяся в осуществлении плана и организации, носит название предпринимательства»10.
Таким образом, в смысл слова «предпринимать» изначально вкладывается понятие внедрения новшеств, активность, готовность совершить действие.
Предпринимательство - объект анализа экономической науки, поэтому первую и базовую интерпретацию феномен получил в рамках экономики. Исследователями11 проведен подробный анализ работ зарубежных и отечественных теоретиков начиная с XVIII в., когда Р. Кантильон в книге «Эссе о природе торговли вообще» впервые ввел термин в экономику. Охарактеризуем взгляды на феномен предпринимательства (таблица).
Таким образом, ключевыми терминами в описании феномена предпринимательства выступают (в комплексном или единичном проявлении):
• инновационный характер деятельности;
• несение бремени риска или неопределенности;
• получение прибыли или работа с капиталом.
О творческом, новаторском характере предпринимателя говорят практически все исследователи. Предприниматель - «особый тип новатора в хозяйстве»14. Ключевой точкой в данном понимании предпринимательства является позиция Й. Шумпетера: «предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых
Примеры определений терминов «предпринимательство» и «предприниматель»
Автор Определение13
Концепции западных теоретиков
Р. Кантильон Предприниматель - это человек, действующий в условиях риска; индивид, который обладает предвидением и желанием принять на себя риск, устремлен в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получить доход, и готовностью к потерям
Ж.Бодо Предприниматель - лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием
Ж.-Б. Сэй Доход на капитал отличается от предпринимательского дохода. Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и низких доходов в область более высокой производительности и прибыльности
А. Смит Рассматривая рынок как саморегулирующуюся систему, считал предпринимателей ключевыми фигурами в поле конкуренции - их соперничество ведет к снижению издержек и пр. Являются субъектами прогресса системы. Предпринимательство - деятельность собственника капитала по управлению последним
Д. Рикардо Капиталист, ищущий прибыльного применения своих средств
И.Г. фон Тюнен Предприниматель - изобретатель и исследователь в своей области
Ф. А. Уокер Следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям (предпринимателям)
Ф. Х. Найт Предприниматель - человек, берущий на себя бремя подлинной неопределенности и избавляющий от нее своих поставщиков
Й. Шумпетер Предприниматель - тот хозяин, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации: 1) создание нового еще не знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами; 2) введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства; 3) завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего; 4) использование нового вида сырья или полуфабрикатов, безразлично известных или неизвестных ранее; 5) введение новой организации дела
Л. Мизес Рассматривает рынок и конкуренцию, в первую очередь, как предпринимательский процесс. Подчеркивает, что в реальной экономике предпринимателем, т.е. человеком, действующим в условиях неопределенности, является каждый. Для «более инициативных, предприимчивых и зорких, чем средний уровень толпы», предложил термин «учредитель»
Д. Маклелланд Предприниматель - это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска
Ф. фон Хайек Свобода предпринимательства является предпосылкой для формирования человека нового типа, отличительными чертами которого выступают инновационная восприимчивость, толерантность и индивидуализм
П. Друкер Предприниматель - это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой. Предпринимательская ориентация отличается от консервативной ориентацией на динамический рост
И. Кирцнер Предпринимательство - арбитраж, или деятельность, ведущая к равновесию. Поскольку реальная рыночная экономика находится в неравновесии, то человек, обладающий повышенной «чуткостью» к возможностям извлечения прибыли (т.е. предприниматель), может заработать на «арбитражных» сделках
М. Вебер Западное предпринимательство является производным от религиозной этики протестантизма. Дух капитализма - строй мышления, для которого характерно систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии
В. Зомбарт Капитализм предстает в фигуре буржуа, которая представляет совокупность личностей. Предпринимательский дух воплощается в трех типах - типе завоевателя, организатора и торговца
К. Веспер Предприниматель с точки зрения экономиста соединяет средства, труд, материалы и т. д. таким образом, что их совокупная стоимость возрастает. При этом он вносит изменения, осуществляет инновации и преобразует заведенный порядок
Р. Хизрич, М. Питерс Предпринимательство - процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым
Л. В. Яикова. Социологическое осмысление феномена предпринимательства
Окончание таблицы
Автор Определение
Концепции западных теоретиков
М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури Предприниматель (entrepreneur) - человек, который идет на риск при создании новой организации или при внедрении новой идеи, продукта или услуги
Концепции российских теоретиков
Н. Д. Кондратьев Анализируя концепцию Й. Шумпетера, отмечал, что в соответствии с ней фактически выделяются два типа экономических субъектов, действующих в рыночной системе. Первый тип - пассивный агент рынка, который имеет минимальный доход или, в крайнем случае, лишь покрывает свои издержки. Второй тип - активный агент, создающий новые хозяйственные комбинации, собственно предприниматель
Т. И. Заславская В работах социоструктурного направления предприниматели рассматриваются в первую очередь как слой, которому предстоит сыграть важную роль в преобразовании российского общества. Социальный генезис этого слоя, его внутренняя структура, положение в системах власти и собственности, динамика социального статуса здесь более существенны, чем творческий, инновационный тип личности. Поэтому в рамках данного направления предпринимательство понимается как социальный слой, конституирующими признаками которого служат: инициативная деятельность в целях получения прибыли; свобода и автономность экономических решений, личный риск и личная ответственность за результаты хозяйствования
В. В. Радаев Следуя за Й. Шумпетером, формулирует общее определение предпринимательства: это осуществление организационной инновации в целях извлечения прибыли (другого дополнительного дохода) и выводит для предпринимательства три необходимых элемента: организационное действие; инициирование изменений; денежный доход как цель и критерий успеха
А. И. Агеев Предпринимательство как экономическое явление возникает при наличии двух взаимосвязанных обстоятельств: организационно-хозяйственного новаторства и экономической свободы
B.И. Верховин, C.Б. Логинов Инновационный эффект предпринимательского поведения складывается как минимум из трех составляющих: 1) уникальных личностных качеств; 2) рыночной среды, являющейся многоальтернативным полем предпринимательского выбора; 3) предпринимательской культуры, включающей в себя инструментальные и терминальные ценности, стандарты и образцы поведения, которые инициируют венчурный модус социальных действий
А.В. Безгодов Предпринимательство - это активная систематическая, самостоятельная и ответственная инновационная деятельность по управлению капиталом, направленная на извлечение прибыли, осуществляемая на условиях риска неопределенности в рамках общепринятых в конкретной исторической ситуации норм ведения бизнеса
комбинаций и которые выступают как его активный элемент»15.
При этом характеристики новаторства и принятия риска зафиксированы не только в теоретических построениях, но и в результатах эмпирических исследований. Так, например, анализируя результаты массового опроса, З. Т. Голенкова и Е. Д. Игитханян в качестве конституирующих черт предпринимательства выделяют следующие16. Во-первых, предприниматель - человек, для которого жизнь - непрерывная борьба за существование, стремление всеми силами преодолеть сопротивление и противодействие окружающей среды: коррупцию, бюрократический произвол, рэкет. Это социально деятельная фигура, для которой основной смысл жизни - утверждение собственного «Я» во всех жизненных аспектах. Во-вторых, предприниматель - рисковая натура,
для которой риск не просто «благородное дело», но элементарная необходимость.
Следует заметить, что именно инноватив-ность как конституирующая черта предпринимательства порождает особый статус предпринимательства в обществе. Исходным моментом анализа является идея стабильности социума («порядок», «вопроизводимость») как условия его существования. Стабильность поддерживается с помощью общепринятых норм и правил, закрепленных в соответствующих институтах. Как писали П. Бергер и Т. Лукман, производство общественного порядка не является ни случайным, ни запланированным: через посредство хабитуализации (опривычивания) «любое действие часто повторяется, становится образцом, впоследствии оно может быть воспроизведено с экономией усилий и ipso facto осознанно как образец его исполнителем»17.
Появление института это обязательно разработка специальных механизмов социального контроля. Нарушение существующего нормативного порядка карается применением санкций. Одной из угроз стабильности внутри социума являются «отклонения», выступающие в каждом отдельном случае как несоответствие стандартам. В хозяйственной сфере речь идет о предпринимательстве - деятельности по сознательному внесению возмущений в хозяйственную среду в расчете на получение конкурентного преимущества и, как следствие, высокого дохода.
Как и всякая система, экономическая система стремится к стабильности и в определенной мере «инерционна» (в терминологии Шумпетера). Специфическая же роль предпринимателей состоит в преодолении инерционности экономической системы и стремлений хозяйственных субъектов действовать согласно установившимся практикам. Любая инновация в хозяйственной сфере сопряжена с определенным риском, которого традиционные экономические субъекты пытаются избежать. Предприниматель постоянно нарушает стабильность системы, находя новые модели хозяйствования и новые стратегии поведения.
Таким образом, характеристикой социальной практики предпринимателей выступает не-типичность, которая может быть рассмотрена как одно из измерений маргинальности. Нети-пичность - еще не само отклонение, не девиантное поле, но уже угроза стабильности. Нетипич-ность как измерение маргинальности - «это то, что не поддается определению, типизации. Она характеризует явления или группы (индивидов), для которых не предусмотрено места в существующих институтах. В отличие от девиации, они еще не представляют прямой угрозы обществу, но представляются непредсказуемыми и потому являются фактором беспокойства. Поэтому общество стремится либо возвратить эти группы «в нормальное состояние», либо изолировать их»18 (в данном контексте речь идет не о пространственной изоляции, а об осуждении, препятствиях в деятельности и др.).
По мнению В.В. Радаева, «особая трудность предпринимательской деятельности связана с тем, что она почти неизбежно сталкивается с сопротивлением нововведениям. Любое общество строится на более или менее стабильной системе структур и институтов. В качестве первой реакции ему свойственно не принятие, а отторжение нововведений»19.
В итоге в социальной системе возникает уникальный субъект экономической жизни: рискующий во имя вознаграждения, спорящий с окружающим миром за право его изменения, оценивающий возможности комбинаций факторов производства. Здесь инновативность как конституирующая черта предпринимательства позволяет определить тип личности предпринимательства. Этот тип - маргинальная личность.
Маргинальная личность подробно описана в работах Р. Парка и Э. Стоунквиста20. Гиперчувствительность и комплекс неполноценности маргинальных индивидов вызывает компенсаторные реакции - чрезмерный эгоцентризм, рациональность, агрессивность, сильное стремление продвинуться вперед, несмотря на трудности. Реакции на маргинальность могут принимать форму аномийных адаптаций (по Р. Мертону), в том числе в форме инновативной и мятежной вариаций.
Маргинальность как раз является той социологической категорией, которая отражает специфику (нацеленность на инновацию) статусных позиций предпринимательства. К тому же, учитывая современные российские условия, использование именно этой категории позволяет зафиксировать особенности предпринимательского слоя в структуре российского общества.
В связи с инновационным характером предпринимательства важным вопросом его рассмотрения в рамках деятельностно-активистского подхода является вопрос о том, как наличие субъекта с такими характеристиками влияет на структуры социума. В данном случае речь идет прежде всего о предпринимательстве как источнике социального творчества и изменения. В современных российских условиях предпринимательство играет роль группы, реализующей инновационные стратегии, способной осуществить «выход за пределы статуса»21. Терминология, предложенная Э. Хагеном, работает в тех случаях, когда в период изменений рушатся предписанные статусы, характерные для закрытого общества.
Таким образом, социологический подход к анализу предпринимательства предполагает не просто учет сущностных характеристик предпринимательской деятельности, хоть и концептуализированных в терминах социологической науки («маргинальность», «институционализация» и др.), но и анализ их влияния на социальные структуры более высокого порядка, а также взаимодействия с этими структурами.
Примечания
1 Цит. по: Ядов В. А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: Курс лекций. СПб., 2006. С. 7.
2 Там же.
3 См.: Голенкова З. Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Социс. 1998. № 10. С. 77-84.
4 См.: Россия в цифрах. 2006: Краткий стат. сб. M., 2006. С. 164-167.
5 См.: Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха: В 5 вып. М., 1993.
6 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка // http:// www.ozhegov.ru
М. А. Филимонова. Особенности развития сельских домохозяйств в Саратовском регионе
7 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка // http://vidahl.agava.ru/
8 Гинс Г. К. Предприниматель. М., 1992. С. 31.
9 Там же.
10 Там же. С. 32.
11 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. 720 с.; Филинкова Е. Б. Психология российского предпринимательства. М., 2007. 288 с.; История экономических учений / В. С. Автономов, О. И. Ананьин, Н. А. Макашева и др. / Под ред. В. С. Автономова и др. М., 2002. 783 с.; Радаев В. В. Экономическая социология. М., 2005. 603 с.; Лапуста М. Г. Предпринимательство. М., 2008. 608 с.
12 Сост. на основе: Генералов В. В., Лычагин М. В. Предпринимательство: проблемы и методы систематизации знаний / Отв. ред. Г. М. Мкртчян. Новосибирск, 2003. 52 с. (http://econom.nsu.ru/kaf-finance_credit/0-main-books/GenLy=Predprinimatel/G+L=Predprin.pdf). - с изменениями. - Л.Я.
13 При формировании определений использованы материалы: Россия в цифрах. 2006; Блауг М. Указ. соч.; Филинкова Е.Б. Указ. соч. История экономических
учений; Радаев В.В. Указ. соч.; Лапуста М.Г. Указ. соч.; Психология предпринимательства: Хрестоматия. Самара, 2007. 786 с.
14 Гинс Г.К. Указ. соч. С. 224-225.
15 Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982. 455 с.
16 Голенкова З.Т., Игитханян Е. Д. Российский предприниматель: некоторые аспекты современной жизни // Социс. 2006. № 11. С. 29-37.
17 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.,1995. С.89-90.
18 Маргинальность в современной России / Е. С. Балабанова, М. Г. Бурлуцкая, А. Н. Демин и др. М., 2000. // http://www.auditorium.ru/books/45/.
19 Радаев В.В. Указ. соч. С. 224-225.
20 Феофанов К. А. Социальная маргинальность: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии // Общественные науки за рубежом (РЖ). Сер. 11. Социология. 1992. № 2. С. 70-83.
21 Лапин Н. И. Общая социология. М., 2006. С. 68-70.
УДК 316. 334.2
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ДОМОХОЗЯЙСТВ В САРАТОВСКОМ РЕГИОНЕ
М. А. Филимонова
Саратовский государственный университет, кафедра прикладной социологии E-mail: FilimonovaManyna@yandex.ru
В статье на основе результатов региональных социологических исследований и данных всероссийской статистики анализируются особенности социально-экономического развития сельских домохозяйств в постсоветский и современный период. Выявлены тенденции к урбанистическому складу домохозяйств на селе с частичным сохранением элементов архаичности.
Ключевые слова: домохозяйство, регион, семья.
Features of Development Rural Household in the Saratov Region M.A. Filimonova
In article, on the basis of results of regional sociological researches and the data of the All-Russia statistics, features of social and economic development rural household during the postSoviet and modern period are analyzed. Tendencies to an urbanistic household constitution on village with partial preservation of archaism elements are revealed.
Key words: household, region, family.
За последнее десятилетие значение семьи как транслятора культурного наследия, национальных традиций и этических норм в современных
российских условиях значительно возросло. Общечеловеческая ценность семьи на сегодняшний день не является темой дискуссий. В то же время современными исследователями отмечаются новые тенденции в изменении социального института семьи и усилении ее экономической функции. Именно в рамках семьи активизируются все социальные ресурсы выживания индивидов, их взаимопомощь в решении финансовых и других проблем. Усиливается роль подсобного хозяйства не только в сельской местности, но и в городах (дачные участки). Появляются семейные предприятия, фирмы. Иными словами, семья все чаще начинает выступать как экономическая структура. Данный ракурс семьи принято называть домохозяйством.
В условиях командной экономики благосостояние домохозяйств определялось местом индивида в общественной иерархии, принадлежностью к партийно-государственным структурам, которые в советское время предоставляли возможность доступа к дефицитным товарам. Не имеющие подобных связей были ограничены в возможности потребительского выбора.
Положение усугублялось вмешательством государства в деятельность домохозяйств путем запрета самостоятельной экономической деятельности (частного бизнеса, спекуляции), контроля досуговой деятельности и «уравнительной политики коллективизма», что привело к кризису
© М.А. Филимонова, 2008