http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2018-20-1-192-197
УДК 614.27:316
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Чупандина Е.Е., Протасова И.В., Куролап М.С., Латышова ЮА.
ФГБОУ ВО Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Российская Федерация
Аннотация. Целью данного исследования является выявление информационных потребностей фармацевтических работников г. Воронежа, занимающихся отпуском лекарственных препаратов населению. Задачи исследования: 1) проанализировать существующие информационные ресурсы для фармацевтических работников; 2) выявить основные информационные потребности, которые возникают у фармацевтических работников в аптечной организации при отпуске лекарственных препаратов населению; 3) выявить уровень владения фармацевтическими работниками информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) и уровень обеспеченности ИКТ аптечной организации; 4) определить наиболее востребованные разделы, которые, по мнению фармацевтических работников, должны присутствовать в информационно-справочной системе, разрабатываемой для аптечной организации. Анализ интернет-ресурсов для фармацевтических работников позволил выявить 6 типов автоматизированных информационных продуктов, которые применяются на фармацевтическом рынке. Социологический опрос фармацевтических работников г. Воронежа позволил выявить их основные информационные потребности и установить уровень владения информационно-коммуникационными технологиями, который свидетельствует о необходимости оптимизации применяемых технологий с учетом информационных потребностей. Предложена основа для разработки программного обеспечения, направленного на оптимизацию работы с информационными ресурсами, востребованными в профессиональной деятельности фармацевтических работников, особенно при адаптации молодых специалистов в аптечной организации. Ключевые слова: информационные технологии в фармации, информационные потребности фармацевтических работников, адаптация фармацевтических работников
Введение. В настоящее время в условиях развитого фармацевтического рынка стремительно возрастает роль информационной деятельности аптечной организации (АО). Она способствует повышению фармацевтической грамотности медицинских, фармацевтических специалистов и населения, рационализации назначений лекарственных препаратов (ЛП), предупреждению самолечения, обеспечению понимания пациентами процесса лекарственной терапии. При этом уровень информационной деятельности, осуществляемой АО, существенно влияет на формирование ее имиджа и является одним из средств повышения конкурентоспособности [1 - 5].
Так как фармацевтические работники используют различные информационные технологии (ИТ) и ресурсы для оптимизации процесса получения объективной, достоверной, систематизированной информации о ЛП, актуальным является исследование информационных потребностей фармацевтических работников, в частности, занимающихся отпуском ЛП и оказывающих фармацевтическое консультирование населения.
Методика эксперимента. Цель работы - выявление информационных потребностей фармацевтических работников г. Воронежа, занимающихся отпуском ЛП населению.
Задачи исследования: 1) проанализировать существующие информационные ресурсы для фармацевтических работников; 2) выявить основные информационные потребности, которые возникают у фармацевтических работников в АО при отпуске ЛП населению;
3) выявить уровень владения фармацевтическими работниками информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) и уровень обеспеченности ИКТ АО;
4) определить наиболее востребованные разделы, которые, по мнению фармацевтических работников, должны присутствовать в информационно-справочной системе, разрабатываемой для аптечной организации.
Информационная база - интернет-ресурсы для фармацевтических работников. Эмпирическая база - 200 анкет очного анонимного и интернет-опроса фармацевтических работников г. Воронежа (период анкетирования - февраль-март 2017 г.). Метод исследования -
очное анонимное и интернет-анкетирование. Обработка полученных данных проводилась с помощью интернет-сервиса testograf.ru [6].
Обсуждение результатов. Анализ интернет-ресурсов для фармацевтических работников и научных публикаций по теме исследования [7,8] позволил выявить, что в огромном количестве существующих сегодня автоматизированных информационных продуктов (АИП), можно выделить 6 типов, которые применяются фармацевтическими работниками: электронные источники фармацевтической информации (ФИ); базы данных (БД); автоматизированные информационные системы (АИС), экспертные системы (ЭС), автоматизированные банки данных, базы знаний; интернет-сайты; программно-аппаратные комплексы (ПАК), к которым относится автоматизированное рабочее место (АРМ), автоматизированная система управления (АСУ) предприятием; другое программное обеспечение (ПО) - прикладные программы или пакеты программ для решения различных практических задач. На российском рынке ИТ также имеются информационные системы (ИС), направленные на автоматизацию маркетинговых исследований в области обращения ЛП.
Стремительное увеличение числа пользователей и явная потребность в информации стимулирует развитие фармацевтического пространства Интернета. В структуре интернет-площадки выделяются сайты фармацевтических производителей, дистрибьюторов, аптечных организаций, а также сайты государственных органов и крупные информационные порталы. Они различаются по целям и задачам и, соответственно, по целевой аудитории и информации, представленной на их страницах.
Для фармацевтических специалистов также востребованы сайты и электронные версии специализированных газет и журналов, среди сайтов можно выделить БД и справочники ЛС, позволяющие осуществлять поиск ЛС в БД, просматривать медицинскую и фармацевтическую информацию, скачивать электронные версии справочников и др.
Все большее внимание среди специалистов привлекают фармацевтические порталы, включающие в себя новости фармацевтического рынка, справочники ЛС и МНН, расчет различных индексов, а также порталы, которые занимаются информационной и рекламной рассылкой и выпуском собственных фармацевтических журналов. Отдельные сайты содержат только сервис поиска ЛС в аптеках. В интернет-пространстве существуют также ресурсы профессиональных ассоциаций. Важное место в массиве сайтов занимают специализированные фармацевтические форумы, включающие разделы, посвященные вопросам продвижения
ЛС, открытия новых АО, трудового, налогового законодательства и проведения тематических семинаров. Для профессионального общения используются также возможности социальных сетей.
К АИП кроме Интернета также относятся программно-аппаратные комплексы (ПАК). В цепочке «производитель-дистрибьютор-аптека» для автоматизации используются как комплексные средства, включающие несколько типов АИП, так и обособленные. Основными задачами данных систем являются мониторинг продаж по отдельным наименованиям товаров, автоматизация процедур регулирования товарных запасов, документооборота АО, а также обмен информацией с отдельными субъектами аптечной сети.
Кроме того, к специфическим бизнес-процессам, отличающим АО от любой розничной точки и нуждающимся в автоматизации, эксперты-разработчики ПО и пользователи относят: расценку отдельных групп товара; отслеживание забракованных серий и фальсификатов; наличие контроля отпуска по льготным и бесплатным рецептам; потребность в персонифицированном учете данного вида отпуска ЛС; контроль наличия обязательного ассортимента; взаимодействие АСУ аптеки с внешними справочными системами и др.
Немаловажной представляется автоматизация в цепочке «аптека-провизор- потребитель». Для этого применяются такие АИС, как информационно-поисковые и информационно-справочные системы, оптимизирующие процесс получения информации о ЛС. На федеральном уровне АИС (информационно-поисковые и информационно-справочные) существуют в виде «Государственного реестра лекарственных средств».
Таким образом, наблюдается активное внедрение ИТ в деятельность АО. Особенно широко представлены АСУ для аптек и интернет-сайты с медицинской и фармацевтической информацией.
Для выявления информационных потребностей фармацевтических работников в феврале-марте 2017 г. было проведено очное анонимное и интернет-анкетирование 200 фармацевтических работников, занимающихся отпуском лекарственных препаратов населению. Анкета состояла из следующих блоков: 1) социально-психологический портрет; 2) аспекты профессиональной деятельности; 3) информационные потребности фармацевтических работников. В анкетировании приняли участие, в основном, женщины (96%) в возрасте до 30 лет (67%) с высшим фармацевтическим образованием (74%), стажем работы до 5 лет (75%), работающие в аптеках и аптечных пунктах г. Воронежа.
Анализ профессиональной деятельности, сопряженной с информационными потребностями и информационными ресурсами разного типа показал, что наиболее часто задаваемыми вопросами, с которыми обращаются потребители аптечных организаций к
фармацевтическим работникам, являются вопросы: о ценах и наличии лекарственных препаратов в других АО (81%); о наличии ЛП в АО и о правилах хранения ЛП (64%); о способе применения ЛП, побочном действии препаратов (54%); о необходимости консультирования и выбора лекарственного препарата для потребителя исходя из его симптомов (43%).
В свою очередь, фармацевтические работники отмечают следующие наиболее частые информационные потребности, возникающие у них в процессе работы: информация о наличии ЛП (52%); информация о местонахождении ЛП в АО (48%); информация о наличии в аптеке воспроизведенных ЛП (44%). Большинство опрошенных (90%) регулярно обращаются к информационным ресурсам в процессе отпуска лекарственных препаратов населению.
Также большинство опрошенных (98%) отметили необходимость в информационной помощи медико-фармацевтического характера (информация о заболеваниях, механизмах действия, особенностях применения ЛП и т.д.) при фармацевтическом консультировании населения. Полученные результаты выявляют требования не только к уровню профессиональной подготовки фармацевтического работника, но и к владению им оперативной информацией об ассортименте своей АО и фармацевтического рынка населенного пункта в целом.
Оперативность и полнота необходимой информации может быть обеспечена путем применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Опрос показал, что фармацевтические работники для осуществления профессиональной деятельности среди ИТ чаще всего используют персональные компьютеры (88%), интернет (83%) и телефон (68%). Эффективность использования таких технологий обеспечивается уровнем владения информационными технологиями фармацевтических работников АО. Проведенный опрос показал, что практически все опрашиваемые (96%) владеют компьютерами на уровне, достаточном для профессиональной деятельности.
Результаты анализа направленности применения ИКТ в АО свидетельствуют о том, что фармацевтические работники ИКТ чаще всего применяют: при отпуске товара для сканирования штрих-кодов (99%); для поиска информации о наличии и ценах на товары аптечного ассортимента (ТАА) (86%); для поиска товаров в других АО (60%); для коммуникации с поставщиками товара (52%) (рисунок 1).
Используемые в АО информационные источники представлены на рисунке 2. Наиболее востребованными являются: интернет-справочники лекарственных средств (ЛС) (71%), медицинские представители (55%), электронные справочники, локально размещенные на компьютере (компьютерах) организации (55%).
Рис. 1. Результаты анализа направленности применения ИКТ фармацевтическими работниками в аптечных
организациях
Периодическая литература. Локальные справочники НД Рекламная продукция фарм.. Справочная литература Интернет-ресурсы НД Медицинские представители Локальные электронные. Ин герн ет-спраз очники ЛС
71%
Рис. 2. Информационные источники, используемые фармацевтическими работниками аптечных организаций
Узкая направленность и разрозненность размещения информационных ресурсов, востребованных в профессиональной деятельности фармацевтических работников, выявляет необходимость разработки комплексного информационного ресурса, позволяющего оперативно удовлетворять большую часть информационных потребностей фармацевтических работников.
Большинство респондентов (98%) заинтересованы в существовании специальной информационно-справочной системы, которая будет представлять собой специальное кроссплатформенное компьютерное приложение размещенное на рабочем месте, в формате поисковой системы, с диалоговым режимом и возможностью обращения к нему по мере возникновения во-
проса. Такая система, по мнению опрошенных фармацевтических работников, должна содержать следующие основные разделы: информацию о заболеваниях (диагностика, симптомы, течение болезни и др.), данные о фармакологии ЛП (механизм действия, показания к применения, противопоказания, побочное действие, совместимость с напитками и пищей и другими ЛП и др.), информацию о регистрации новых ЛП, информацию о местонахождении ЛП в АО, информацию о наличии ЛП в других АО и другие. Распределение разделов по степени важности для респондентов представлено на рисунке 3. Подобный информационный ресурс может быть использован фармацевтическими работниками при оказании фармацевтического консультирования населения.
Правила формирования.. Правила мерчандайзинга в аптеке
Информация о ценообразовании.. Информация о забракованных ЛИ Информация о новых ЛИ Информация о заболеваниях.. Информация о наличии ЛИ в.. Информация о местонахождении.. Данные о фармакологии ЛИ..
87%
Рис. 3. Наиболее востребованные разделы, которые, по мнению фармацевтических работников, должны присутствовать в разрабатываемой для АО информационно-справочной системе
Таким образом, по результатам анкетирования мы считаем целесообразным разработать специальный ин-
формационный ресурс для АО, который будет соответствовать потребностям фармацевтических работников
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Пасечникова М.А. Инновационные подходы к оптимизации информационной деятельности аптеки: дис. ... к. фарм. наук: 14.04.03 / Пасечникова Мария Александровна. - Белгород, 2016. - 231 с.
[2] Куролап М.С. Обзор информационных технологий, используемых в аптечных организациях / М.С. Куролап, Ю.А. Латышова, Е.Е. Чупандина // Пути и формы совершенствования фармацевтического образования. Создание новых физиологически активных веществ: материалы 6 Международной научно-методической конференции "Фармобразование-2016", г. Воронеж, 21-23 апреля 2016 г. — Воронеж, 2016 .— С. 357-360.
[3] Латышова Ю.А. Исследование перспектив в использовании информационных технологий в аптечных организациях / Ю. А. Латышова, М. С. Куролап, Е. Е. Чупандина // Фармацевтическое образование, наука и практика: горизонты развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию фармацевтического факультета КГМУ : 20-21 октября 2016 г. — Курск, 2016 .— С. 142-144.
[4] Протасова И.В. Обзор информационных ресурсов, используемых фармацевтическими работниками / И. В. Протасова, М. С. Куролап, Ю. А. Латышова // Фармация будущего-2017 : сборник материалов студенческой научной сессии и конкурса инновационных идей кафедры управления и экономики фармации и фармакогнозии.— Воронеж, 2017 .— С. 12-17.
[5] Горбунов ВК Бизнес в режиме онлайн / ВК Горбунов // Аптечный бизнес. - 2013. - № 9. - С. 52-53.
[6] Многофункциональный Интернет - сервис для проведения маркетинговых исследований. - URL: https://www.testograf.ru. (дата обращения 1.10.2017).
[7] Ежова, Т.В. Изучение информационных продуктов для фармацевтической отрасли на региональном рынке г. Ярославля / Т.В. Ежова, КЕ. Ставская // Вестник РУДК сер. Медицина. - 2007. - No7. - С. 55-61.
[S] Дрёмова, КБ. Фармацевтическая осведомленность и предпочтения потребителей ЛС / КБ. Дрёмова, С.В. Соломка, О.В. Хорлякова // Экономический вестник фармации. - 2003. - No2(60). - С. 19-26.
SOCIOLOGICAL RESEARCH OF INFORMATION NEEDS OF PHARMACEUTICAL
EMPLOYEES
Chupandina E.E., Protasova I. V., Kurolap M.S., Latyshova Yu.A.
Voronezh State University, Voronezh, Russian Fedration
Annotation. The purpose of this research is to identify the information needs of pharmaceutical workers in Voronezh, engaged in the dispensing of medicines to the public. The objectives of the research are the following: 1) to analyze existing information resources for pharmaceutical workers; 2) to identify the basic information needs of pharmaceutical workers in the pharmacy when drugs are dispensed to the public; 3) to reveal the level of possession of information and communication technologies (ICT) of pharmaceutical workers and the level of ICT provision in the pharmacy; 4) identify the most demanded sections, which, in the opinion of pharmaceutical workers, should be present in the information and reference system developed for the pharmacy. The analysis of Internet resources for pharmaceutical workers made it possible to identify 6 types of automated information products that are used in the pharmaceutical market. The sociological survey of pharmaceutical workers in Voronezh made it possible to identify their basic information needs and establish the level of possession of information and communication technologies, which indicates the need to optimize the technologies used, taking into account information needs. The basis for the development of software aimed at optimizing work with information
resources is proposed, which can be used in the professional work of pharmacists, especially when hiring young professionals.
—---
'Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
при отпуске ЛП и фармацевтическом консультировании населения, и, в частности, будет способствовать адаптации молодых специалистов на новом месте работы.
Выводы:
1. Анализ интернет-ресурсов для фармацевтических работников позволил выявить 6 типов АИП, которые применяются в фармации: электронные источники ФИ; базы данных; автоматизированные информационные системы, экспертные системы, автоматизированные банки данных, базы знаний; интернет-сайты; программно-аппаратные комплексы, автоматизированная система управления предприятием; другое ПО - прикладные программы или пакеты программ для решения различных практических задач.
2. По результатам анкетирования фармацевтических работников выявлены их основные информационные потребности: информация о заболеваниях, данные о ЛП, информация о новых ЛП, информация о местонахождении ЛП в АО, информация о наличии ЛП в других АО.
3. Уровень владения фармацевтическими работниками информационно-коммуникационными технологиями и уровень обеспеченности ИКТ АО отражает необходимость оптимизации применяемых технологий с учетом информационных потребностей фармацевтических работников.
4. Выявленные информационные потребности фармацевтических работников могут быть взяты за основу при разработке программного обеспечения, направленного на оптимизацию работы с информационными ресурсами, востребованными в профессиональной деятельности фармацевтического работника, и которое, в свою очередь, будет способствовать адаптации молодых специалистов на новом месте работы.
Key words: information technology in pharmacy, information needs of pharmacists, adaptation of pharmaceutical personnel
REFERENCES
[1] Pasechnikova M.A. Innovacionnye podhody k optimizacii informacionnoi dejatel'nosti apteki: dis. ... k. farm. nauk: 14.04.03 / Pasechnikova Marija Aleksandrovna. - Belgorod, 2016. - 231 p.
[2] Kurolap M.S. Obzor informacionnyh tehnologij, ispol'zue-myh v aptechnyh organizacijah / M.S. Kurolap, Ju.A. Lat-yshova, E.E. Chupandina // Puti i formy sovershenstvovan-ija farmacevticheskogo obrazovanija. Sozdanie novyh fizi-ologicheski aktivnyh veshhestv: materialy 6 Mezhdunarod-noj nauchno-metodicheskoj konferencii "Farmobra-zovanie-2016", g. Voronezh, 21-23 aprelja 2016 g. — Voronezh, 2016 .— p. 357-360.
[3] Latyshova Ju.A. Issledovanie perspektiv v ispol'zovanii informacionnyh tehnologij v aptechnyh organizacijah / Ju. A. Latyshova, M. S. Kurolap, E. E. Chupandina // Farma-cevticheskoe obrazovanie, nauka i praktika: gorizonty razvitija : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvjashhennoj 50-letiju farmacevticheskogo fakul'teta KGMU : 20-21 ok-tjabrja 2016 g. — Kursk, 2016 .— p. 142-144.
[4] Protasova I.V. Obzor informacionnyh resursov, ispol'zue-myh farmacevticheskimi rabotnikami / I. V. Protasova, M. S. Kurolap, Ju. A. Latyshova // Farmacija budushhego-2017 : sbornik materialov studencheskoj nauchnoj sessii i konkursa innovacionnyh idej kafedry upravlenija i jekonomiki farmacii i farmakognozii.— Voronezh, 2017 .— p. 12-17.
[5] Gorbunov V.N. Biznes v rezhime onlaîn / V.N. Gorbunov // Aptechnyî biznes. - 2013. - № 9. - p. 52-53.
[6] Mnogofunkcional'nyj Internet - servis dlya provedeniya marketingovyh issledovanij. - URL: https://www.tes-tograf.ru. (data obrashcheniya 1.10.2017)
[7] Ezhova, T.V. Izuchenie informacionnyh produktov dlya farmacevticheskoi otrasli na regional'nom rynke g. Yaro-slavlya / T.V. Ezhova, N.E. Stavskaya // Vestnik RUDN, ser. Medicina. - 2007. - No7. - p. 55-61.
[8] Dremova, N.B. Farmacevticheskaya osvedomlennost' i predpochteniya potrebitelei LS / N.B. Dremova, S.V. Sol-omka, O.V. Horlyakova // Ekonomicheskii vestnik farmacii. - 2003. - No2(60). - p. 19-26.