ИССЛЕДОВАНИЯ
Н.В. Зыбуновская А.Н. Покида
социологический эскиз этнических и конфессиональных умонастроений студентов
ЗЫБУНОВСКАЯ Наталья Владимировна - социолог Социологического центра РАГС (e-mail: nzyb@ur.rags.ru); ПОКИДА Андрей Николаевич - кандидат социологических наук, социолог Социологического центра РАГС (e-mail: pokida@ ur.rags.ru)
Аннотация. В статье представлены основные результаты социологического исследования, посвященного анализу современного состояния межэтнических отношений в студенческой среде, а также изучению особенностей этнического самосознания студенчества. Исследование проведено Социологическим центром РАГС по заказу Министерства регионального развития Российской Федерации.
Ключевые слова: гражданская, этническая и религиозная самоидентификация, этническая толерантность.
Этническая, гражданская и религиозная самоидентификация
В последние годы официальные статистические данные Российской Федерации фиксируют рост и активизацию религиозных организаций и национальных движений. Согласно последней переписи населения, в России насчитывается более 180 этносов и входящих в них этнических групп1. Появление новых этнических образований и религиозных течений, процессы глобализации и миграции, протекающие в обществе, влияют на формирование гражданской, этнической и религиозной самоидентификации населения страны.
1 См.: Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Доклад Федеральной службы государственной статистики. - http://www.gks.ru.
Исследование, проведенное Социологическим центром РАГС*, показало, что гражданская самоидентификация является важнейшей формой самоидентификации для российского студенчества. Абсолютное большинство опрошенных считают себя гражданами России.
Диаграмма 1
Распределение ответов на вопрос: «Кем вы себя в большей степени считаете?» (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.)
Русские в большей степени, чем другие этнические группы, считают себя гражданами России (70,7% и 53% соответственно). В то же время представителями своей национальности больше ощущают себя нерусские студенты - 41,7%, в отличие от выбора русских - 25,9%. Что касается религии, то для других национальностей она также несколько важнее, чем для русских - 15% и 10%.
Этническая самоидентификация для российского студенчества имеет большое значение, о чем свидетельствуют следующие данные. Около 3/4 студентов от общего количества опрошенных отметили позиции «очень важна» и «скорее важна». Этот показатель практически идентичен для молодежи в разных этнических группах.
Распределение ответов студентов на вопрос, что больше всего объединяет, роднит людей одной национальности, демонстрирует, что больше половины опрошенных считают общую культуру, традиции, обычаи основ-
* Социологический опрос проведен с 4 по 12 сентября 2008 г. Опрошено 3750 респондентов в пяти крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ставрополе, Екатеринбурге в 35 высших учебных заведениях по выборке, учитывающей пропорциональное распределение студенчества по основным профилям высшего образования, курсам и группам обучения. Средний возраст опрошенных - 20 лет.
ным показателем принадлежности людей к единому народу. Доминирующими критериями этнической принадлежности также являются язык, история и общая земля, территория.
Таблица 1
Распределение ответов студентов на вопрос: «Как вы считаете, что больше всего объединяет, роднит людей одной национальности?»
(Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.)
Варианты ответа Русские Другие национальности Всего
Общая культура, традиции, обычаи 69,7 72,1 69,0
Язык 58,9 57,1 58,0
История 39,9 35,2 38,3
Общая земля, территория 35,7 38,1 35,9
Общая религия 28,7 39,7 29,3
Черты характера и поведение 28,2 25,5 27,5
Политические взгляды 5,9 3,2 6,1
Другое 2,2 4,0 2,4
Следовательно, в современных условиях этническая самоидентификация личности происходит, главным образом, через обычаи, традиции, язык. Это подтверждается и другими данными исследования: большинство студентов хорошо знают историю, культуру своего народа, соблюдают традиции и обычаи.
Существуют некоторые различия в распределении критериев этнично-сти среди студентов русской национальности и представителей других этносов. Религия, как связующее звено, для студентов других национальностей оказывается важнее. Наиболее ярко это выражается у исповедующих ислам (51,2%). Для них религия становится одним из главных символов национальной идентичности. Таким образом, этническая и религиозная самоидентификация для студентов других национальностей более важна, чем для русских студентов.
Одним из показателей религиозной самоидентификации студенчества является конфессиональная ориентированность. По результатам опроса 78,2% опрошенных отнесли себя к сторонникам православия; 3,4 - ислама; 1,4 - буддизма; 1,1 - католицизма; 0,3% - иудаизма. При этом большинство студентов каждой этнической группы считают себя сторонниками традиционной религии своего народа.
Не претендуя на строгую оценку доли истинно верующих в студенческой среде, но основываясь на данных исследования, можно сказать, что
религия вызывает позитивное отношение у большинства опрошенных. 58,5% студентов относят себя к верующим. Причем группа «колеблющихся между верой и неверием» может включать в себя тех, кто ближе к вере, и тех, кто ближе к неверию. Соответственно среди 15,2% «колеблющихся» могут быть студенты, которые, не будучи верующими, все же соотносят свое поведение с традициями и предписаниями религии, исповедуемой их этнокультурной средой.
Однако идентификация себя с приверженцами каких-либо религиозных групп не обязательно подразумевает безукоризненное соблюдение религиозных традиций и исполнение всех заповедей. Возможно, некоторые респонденты относят себя к сторонникам какой-либо определенной религии только лишь потому, что время от времени посещают церковь, иногда отмечают религиозные праздники, носят с собой иконку и т. д. Кроме того, часто встречается инверсная идентификация. В этом случае выбор осуществляется от противного, то есть, например, идентификация «я - православный» может означать, что респондент, не очень хорошо знакомый с основами православия, точно не относит себя к католикам или мусульманам.
Уровень конфликтности
Как показывают результаты социологического исследования, проблема межнациональных взаимоотношений актуальна сегодня для подавляющего большинства студенческой молодежи. Среди опрошенных 62,2% отметили, что в группе, где они обучаются, есть студенты разных национальностей. В числе студентов, обучающихся в вузах крупных городов Российской Федерации, 32,8% приехали из других регионов России, 2,2% - из другой страны.
Приведенные показатели можно дополнить данными государственной статистики, согласно которым в 2007/08 учебном году в высших учебных заведения России обучалось 96 тыс. иностранных студентов (из них 48,2 тыс. из стран СНГ, из Азии - 28,2 тыс., Африки - 6,1 тыс.).
По данным исследования, в большинстве случаев студентам свойственно толерантное отношение к другим национальностям. В целом около половины опрошенных студентов (49,4% и 47,5% соответственно), как правило, с уважением относятся к людям другой национальности, отличной от своей, или другого вероисповедания, в то время как неприязненное отношение характерно только лишь для 5,6% и 4,6% опрошенных. Без особого интереса к людям другой национальности относятся 36,9% студентов, а к людям другого вероисповедания - 39,8% опрошенных.
Однако отсутствие интереса студентов к людям другой национальности можно охарактеризовать как терпимость, но отнюдь не толерантное отношение, предполагающее заинтересованность и позитивный настрой.
Отношение индифферентных студентов, составляющих более трети опрошенных, к представителям других национальностей может быть нестабильным и под влиянием внешних факторов изменяться как в позитивную, так и в негативную сторону.
Для определения уровня толерантности в студенческой среде респондентам также были предложены два противоположных суждения. Толерантное утверждение: «Россия - общий дом для всех ее народов» получило максимум согласий опрошенных студентов (56,2%). Интолерантное суждение: «Россия - для русских» получило поддержку почти одной трети -30,2% опрошенных. Следует отметить довольно большой процент выбравших интолерантное суждение среди студентов русской национальности -33,0%, в отличие от других этнических групп - 8,9%.
Однако несмотря на то, что в большинстве случаев студентам свойственно терпимое отношение к иным национальностям, случаи межнациональной неприязни имеют место. Результаты опроса фиксируют, что для каждого третьего молодого человека все же имеет значение национальность человека при знакомстве с ним. Около 40% учащихся отмечают, что сталкивались с недоброжелательным отношением к себе других людей из-за национальности. Причем негативное отношение к себе из-за национальной принадлежности испытывали в большей степени представители нерусской национальности (табл. 2).
Таблица 2
Личный опыт столкновений студентов с недоброжелательным отношением из-за своей национальности в зависимости от национальной принадлежности
(в % от общего количества опрошенных)
Варианты ответа Русские Другие национальности Всего
Да, часто 2,2 10,5 3,1
Иногда 12,9 32,8 15,1
Крайне редко 18,1 19,4 18,2
Нет 61,5 32,8 58,2
Затруднились ответить 5,3 4,5 5,4
Полученные данные подтверждают другие результаты исследования: как показал опрос, негативно местная молодежь относится к приезду в город на обучение молодых людей, представляющих следующие народы (в %):
Северного Кавказа - Дагестана, Чечни, Осетии и др.
Азербайджана, Армении
Юго-Восточной Азии - Вьетнама, Китая и др.
- 24,9
- 23,3
- 18,5
африканских стран
Средней Азии - Казахстана, Киргизии и т. д Беларуси, Украины Севера - Якутии и др.
Поволжья и Урала - Татарстана, Чувашии и др. Сибири и Дальнего Востока - Бурятии, Тывы и др. русского народа
- 12,1
- 11,3
- 6,8
- 5,1
- 4,0
- 3,6
- 0,6
В целом очевидно преобладание негативного отношения к представителям кавказских этнических групп. Причем оно выражается независимо от гражданства и вероисповедания представителей этих категорий студентов.
Проявлением толерантного-интолерантного поведения является опыт личного участия студентов в конфликтных ситуациях с представителями других национальностей.
За последний год 23,6% студенческой молодежи приходилось вступать в личные конфликтные отношения с представителями других национальностей в своем городе. При этом молодые люди русской национальности чаще вступали в конфликт с людьми, приехавшими на заработки, а представители нерусских национальностей чаще вступали в конфликтные отношения со студентами вузов.
Немаловажным является и тот факт, что, по мнению молодежи, вероятность возникновения массовых конфликтов на национальной основе довольно высока (так заявили 46,1% опрошенных). В большей степени эти негативные тенденции проявляются в регионах, куда направляется активный приток легальных и нелегальных мигрантов.
Данные социологического опроса показывают, что более половины респондентов проявляют интерес к различным телевизионным передачам, а также публикациям в СМИ, связанным с межнациональными отношениями. Но эти острые и одновременно деликатные проблемы в СМИ нередко освещаются негативно, в результате чего в обществе усиливаются ксенофобские настроения.
Что касается регулярности знакомства с информацией скандального характера, связанной с межнациональными отношениями (проявлениями ксенофобии, расизма, шовинизма и др.), на телевидении, радио, в газетах или журналах, то за последний год наибольшая доля респондентов, судя по полученным ответам, знакомилась с ними часто - 57,2% опрошенных.
Как показало исследование, к подобным публикациям в СМИ отношение студентов неоднозначно. Каждый четвертый молодой чело-
Роль СМИ в формировании этнической и религиозной толерантности
век относится негативно к свободному распространению информации скандального характера, хотя в целом доля положительных оценок больше.
Но все же представление о том, что средства массовой информации навязывают аудитории определенную точку зрения, распространено достаточно широко. Как следует из данных опроса (диаграмма 2), студенты, которые сталкивались в СМИ с информацией скандального характера в сфере межнациональных отношений, в два раза чаще оценивают возможность массовых проявлений конфликтов как на национальной, так и на религиозной почве по сравнению со студентами, которые не обладают такой информацией. Однако личный опыт участия в конфликтных ситуациях молодого поколения с представителями других национальностей не зависит от интереса и уровня информированности по проблемам межнациональных отношений.
Диаграмма 2 Мнения студентов относительно возможности массовых проявлений конфликтов на национальной основе
(в % от общего количества опрошенных)
54,8
Да
Нет
Затруднились ответить
□ Знакомились с информацией скандального характера ■ Не знакомились с информацией скандального характера
Скорее всего, такое мнение обусловлено тем, что отдельные факты проявления национализма и шовинизма преувеличиваются с помощью слухов, некоторых скандальных публикаций в СМИ, создавая представление о всеобщности явления.
В этой связи необходимо отметить, что некоторыми участниками социологического опроса выражаются мнения о необходимости установле-
ния определенного контроля над средствами массовой информации в отношении публикаций межнационального характера (диаграмма 3).
Диаграмма 3
Мнения студентов о необходимости общественного или государственного контроля над телепрограммами и публикациями в газетах и журналах
(в % от общего количества опрошенных)
Не нужен 10,3%
Затрудняюсь ответить
12,3%
Скорее не нужен 13,2%
Да, нужен 31,1%
Скорее нужен 33,1%
Следовательно, освещение национальной тематики в прессе должно быть максимально тактичным. Различного рода публикации и передачи должны способствовать взаимопроникновению культур разных народов.
Миграционные процессы и межнациональное взаимодействие
Особое значение среди группы социальных факторов, влияющих на межнациональные отношения, в настоящее время приобретает фактор миграции населения и его этническая составляющая. В процесс миграции вовлечены большие потоки людей. Так, по данным Росстата, ежегодно количество людей, прибывающих на новое место жительства в пределах России и из зарубежных стран, составляет более 2 млн человек. Кроме официально зарегистрированных мигрантов существует большое количество перемещающихся в поисках работы.
Неорганизованный приток мигрантов приводит к деформациям в социальной сфере, возникновению социальной напряженности в отношениях между местным населением и приезжими, к осложнению криминогенной обстановки, оказывает существенное влияние на общественное разделение и уровень оплаты труда.
Несмотря на то что третья часть опрошенных студентов прибыла на обучение в вузы из других регионов России и других стран, большая часть студенческой молодежи воспринимает миграцию негативно. На основании данных социологического опроса можно отметить, что студенты демонстрируют наибольший уровень благожелательности в отношении русских мигрантов из бывших республик СССР. Эти показатели практически идентичны во всех этнических группах (табл. 3).
Таблица 3
Отношение студенческой молодежи к различным группам мигрантов
(в % от общего количества опрошенных)
Группы мигрантов Положи- Безраз- Отрица- Трудно
тельно лично тельно сказать
Представителей кавказских
народов России 15,6 36,1 35,9 12,4
Русских из бывших республик СССР 42,5 41,1 8,2 8,2
Представителей народов
Азербайджана, Армении 7,2 36,2 43,3 13,3
Представителей народов Беларуси,
Украины, Молдовы 17,9 52,6 19,2 10,3
Представителей народов Средней
Азии и Казахстана 9,7 46,2 31,6 12,5
Представителей народов Вьетнама,
Китая и др. 6,6 33,7 44,1 15,6
В отношении представителей народов Беларуси, Украины и Молдовы распределение положительных и отрицательных оценок близко по значению.
Абсолютному большинству студенческой молодежи присуще преобладание отрицательных оценок в отношении представителей неславянских этнических общностей: кавказских этнических групп, народов Вьетнама и Китая, а также Средней Азии. Наиболее негативно всеми этническими группами, входящими в общую совокупность опрошенных, воспринимаются выходцы из Юго-Восточной Азии.
Процент неприятия мигрантов-неславян студентами нерусской национальности, в отличие от этнического большинства, существенно ниже: отрицательно относятся к миграции представителей кавказских народов России - 17,0% молодых людей нерусской национальности в сравнении с 38,8% студентов-русских; из Азербайджана и Армении, соответственно, 24,7% против 46,4%; из Средней Азии - 19,0% и 33,7%.
Таким образом, влияние этнической составляющей на отношение респондентов к мигрантам различных этнических групп очевидно. Сопоставление этих фактов с другими материалами исследования говорит о том, что в сознании студенческой молодежи формируется неприязненное от-
ношение к представителям неславянских этнических общностей. В частности, специфика складывающейся в России и регионах ситуации такова: молодое поколение считает, что беженцы и переселенцы в первую очередь способствуют росту преступности на местах, вызванному вынужденной миграцией, - 43,2%; неуважительно относятся к местным жителям и традициям - 42,2%; являются источниками межнациональных конфликтов - 32,3%; снижают уровень оплаты труда местных жителей - 29,9%.
В людях, приезжающих на заработки, и переселенцах значительное количество студентов находят и позитивные проявления, связанные с компенсацией дефицита рабочей силы, но, к сожалению, низкооплачиваемой и неквалифицированной.
Идентичные оценки зафиксированы в результатах выборочного социологического исследования, посвященного проблемам миграции, проведенного Социологическим центром РАГС в 2007 г. Это свидетельствует о том, что вопросы миграции по-прежнему сохраняют свою остроту.
Анализ миграционной проблемы показывает, что миграционные процессы далеко неоднозначны по характеру и могут как позитивно, так и негативно влиять на развитие регионов. Данные проведенного исследования подтверждают, что для регулирования миграционных потоков и смягчения остроты проблем необходимо учитывать этническую составляющую. В этой связи важным является создание условий для стимулирования притока в город квалифицированных мигрантов, образованных и законопослушных граждан, уважающих культуру и исторические традиции местного населения.
В целом проведенное исследование показало, что современное студенчество обладает достаточно высокой степенью толерантности. Молодому поколению присуще уважение к представителям других национальностей, что делает возможным снижение конфликтного потенциала российского студенчества. Однако нельзя отрицать наличие нерешенных проблем, конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений в студенческой среде, что предполагает принятие дополнительных мер по снижению межэтнического напряжения со стороны органов государственной власти и муниципального управления. В частности, такими мерами могут быть развитие системы учреждений, реализующих программы этнокультурного образования и воспитания, введение в образовательную программу компонентов межэтнических отношений, способствующих изучению культуры и религии других народов. В студенческой среде всеми доступными формами необходимо утверждать культуру межнациональных отношений, воспитывать толерантность.
© Зыбуновская Н.В. © Покида А.Н.
Результаты выборочного социологического опроса студенческой молодежи
«студенчество в многонациональных мегаполисах И крупных городах РОССИИ: ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ И МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»
Опрошены 3750 человек в 5 городах Российской Федерации по выборке, учитывающей пропорциональное распределение студенчества по основным профилям высшего образования, курсам и группам обучения*.
Опрос проведен с 4 по 12 сентября 2008 г.
Формулировки вопросов и варианты ответов изложены в редакции, предложенной респондентам.
Данные приведены в процентах от общего количества опрошенных.
Как вы считаете, что больше всего объединяет, роднит людей одной национальности? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)
Общая культура, традиции, обычаи 69,0
Язык 58,0
История 38,3
Общая земля, территория 35,9
Общая религия 29,3
Черты характера и поведения 27,5
Политические взгляды 6,1
Другое 2,4
Кем вы себя в большей степени считаете? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)
Гражданином России 68,0
Представителем своей национальности 26,7
Жителем своего города 25,8
Гражданином мира 18,5
Представителем своей религии 10,3
Другое 3,5
* Опрос проведен в городах Воронеж, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Ставрополь.
К какой национальности вы себя относите? (Вопрос был открытым. Респонденты сами формулировали ответы. Данные приведены от общего количества опрошенных.)
Русские 83,9
Другая национальность 9,9
Не ответили 6,2
Насколько важна для вас ваша национальность?
Очень важна 37,6
Скорее важна 37,0
Скорее не важна 13,3
Совсем не важна 4,5
Затрудняюсь ответить 7,6
Приходилось ли вам сталкиваться с недоброжелательным отно-
шением к вам из-за национальности?
Да, часто 3,1
Иногда 15,1
Крайне редко 18,2
Нет 58,2
Затрудняюсь ответить 5,4
В целом, как вы относитесь к людям другой национальности или вероисповедания?
Люди Как правило, с уважением Как правило, без особого интереса Как правило, с неприязнью Затрудняюсь ответить
Другой национальности 49,4 36,9 5,6 8,1
Другого
вероисповедания 47,5 39,8 4,6 8,1
Когда вы знакомитесь с человеком, имеет ли для вас значение его национальность?
Да, имеет 12,9
Скорее имеет 26,1
Скорее не имеет 34,8
Совсем не имеет 22,7
Затруднились ответить 3,5
Как вы относитесь к заключению браков с представителями раз-
ных национальностей?
Национальность в браке вообще не имеет значения 20,3
Национальность в браке не имеет значения, если супруги с уважением
относятся к религии и национальной культуре партнера 37,5
Национальность в браке не имеет значения, если супруга (супруг)
принимает обычаи моего народа и религию 7,3
Предпочел(ла) бы супругу (супруга) своей национальности 22,6
Считаю нежелательным 7,4
Затрудняюсь ответить 4,9
Как вы считаете, в нашем обществе влияет ли национальность че-
ловека на его возможность добиться успеха в жизни?
Да 17,8
Скорее да 38,9
Скорее нет 24,0
Нет 12,4
Затрудняюсь ответить 6,9
Есть ли среди ваших друзей представители других национально-
стей?
Да 74,8
Нет 19,9
Затрудняюсь ответить 5,3
Обучаются ли в вашей учебной группе студенты других нацио-
нальностей, отличных от вашей?
Да 62,2
Нет 26,8
Затрудняюсь ответить 11,0
Как вы относитесь к приезду в ваш город на обучение молодежи, представляющей следующие народы?
Народ Как правило, положительно Как правило, безразлично Как правило, отрицательно Трудно сказать
Русский 75,5 21,3 0,6 2,6
Народы Поволжья и Урала 47,9 42,8 4,0 5,3
Народы Сибири и Дальнего
Востока 44,9 45,4 3,6 6,1
Народы Севера 42,4 46,6 5,1 5,9
Народы Северного Кавказа 28,4 37,0 24,9 9,7
Народы Азербайджана,
Армении 26,2 41,3 23,3 9,2
Народы Беларуси, Украины 42,5 45,1 6,8 5,6
Народы Средней Азии 33,0 47,8 11,3 7,9
Народы Юго-Восточной Азии 27,4 43,1 18,5 11,0
Народы африканских стран 34,7 41,6 12,1 11,6
Знаете ли вы историю, культуру, традиции следующих народов, проживающих в России?
Народ Знаю хорошо Знаю, но не очень хорошо Практически не знаю Затрудняюсь ответить
Русский 69,4 25,5 2,6 2,5
Украинский 19,4 44,4 29,5 6,7
Татарский 7,2 27,2 55,2 10,4
Белорусский 11,4 33,6 45,6 9,4
Еврейский 7,4 31,3 51,1 10,2
Народы Поволжья и Урала 11,4 30,8 45,4 12,4
Народы Сибири и Дальнего Востока 8,0 30,9 49,5 11,6
Народы Северного Кавказа 12,0 31,6 46,6 9,8
Народы Закавказья 6,5 22,6 57,8 13,1
Народы Севера 7,0 23,9 55,3 13,8
Соблюдаете ли вы традиции, обычаи народа своей национальности?
Полностью соблюдаю 8,9
Чаще соблюдаю, чем не соблюдаю 52,4
Чаще не соблюдаю, чем соблюдаю 23,0
Не соблюдаю 7,2
Затрудняюсь ответить 8,5
На ваш взгляд, народ вашей национальности лучше или хуже, чем
другие?
Лучше 23,0
Не лучше и не хуже других 69,2
Хуже 1,0
Затрудняюсь ответить 6,8
Отметьте, пожалуйста, объединяет или разъединяет народы России наличие в стране следующих вероисповеданий.
Вероисповедание Объединяет Никак Разъединяет Трудно
не влияет сказать
Буддизм 9,8 47,5 11,5 31,2
Ислам 11,6 29,5 30,6 28,3
Иудаизм 5,8 41,0 19,0 34,2
Католицизм 9,6 42,8 17,6 30,0
Православие 61,3 18,1 2,8 17,8
Протестантизм 6,7 40,2 17,4 35,7
В целом, как вы считаете, представляют ли сегодня опасность для общества новые религиозные движения (религиозные объединения, отличные от традиционных религий, такие как «Церковь сайентологии», «Бахаи», «Свидетели Иеговы», «Анастасия» и др.)?
Да 35,3
Скорее да 32,0
Скорее нет 13,2
Нет 5,0
Затрудняюсь ответить 14,5
Как вы считаете, какие жизненные ценности вам наиболее близки?
(Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)
Семья 81,6
Здоровье 56,0
Друзья 45,5
Материальное благополучие 36,5
Образование 34,1
Интересная работа 25,3
Справедливость 23,2
Религия 10,1
Свободное время 9,6
Национальность 9,1
Другое 4,5
Достаточны ли, на ваш взгляд, меры, принимаемые государством для реализации следующих аспектов национальной политики?
Аспекты национальной политики Да Скорее да, Скорее нет, Нет Трудно
чем нет чем да сказать
Равенство прав и свобод человека
независимо от его национальности 22,3 34,3 23,7 6,6 13,1
Сохранение целостности РФ 29,5 37,3 14,3 5,0 13,9
Гарантия прав малочисленных
народов 17,5 34,1 22,6 6,7 19,1
Содействие развитию национальных
культур и языков народов РФ 18,8 33,4 23,9 6,0 17,9
Профилактика и мирное
разрешение противоречий
и конфликтов 21,4 35,4 18,2 8,7 16,3
Запрещение деятельности,
направленной на возбуждение
национальной и религиозной розни 20,0 29,7 20,9 10,1 19,3
Насколько оправданы надежды на подвижничество православной церкви и других религиозных конфессий в деле укрепления межнационального согласия?
В основном оправданы 31,8
В основном не оправданы 27,4
Затрудняюсь ответить 40,8
Достаточны ли, на ваш взгляд, меры, которые сегодня принимает
государство для сохранения и развития русского языка?
16,0
Скорее да, чем нет 28,9
Скорее нет, чем да 32,8
Нет 12,5
Трудно сказать 9,8
Часто в нашей повседневной жизни вместо русских слов стали
употреблять английские: для названия фирм, в речах политиков
и т. д. Как вы относитесь к этому?
Положительно 16,5
Безразлично 39,3
Отрицательно 36,3
Затрудняюсь ответить 7,9
Какой язык вы считаете для себя родным? (Вопрос был открытым.
Респонденты сами формулировали ответы. Данные приведены в про-
центах от общего количества опрошенных.)
Русский 92,4
Другой язык 5,0
Не ответили 2,6
Как вы относитесь к приезду людей на заработки в ваш город?
Регион Положи- Безраз- Отрица- Трудно
тельно лично тельно сказать
Из других городов (поселений) вашего
региона и других регионов РФ 46,8 40,8 5,4 7,0
Из Азербайджана, Армении 9,0 37,6 41,5 11,9
Из Беларуси, Украины, Молдовы 17,1 52,9 19,9 10,1
Из Казахстана, Киргизии, Таджикистана,
Узбекистана 11,2 41,6 35,2 12,0
Из Вьетнама, Китая и других стран,
не входящих в СНГ 8,7 36,8 40,1 14,4
Как вы относитесь к приезду в ваш город на постоянное жительство следующих групп переселенцев?
Группы переселенцев Положительно Безразлично Отрицательно Трудно сказать
Представители кавказских народов России 15,6 36,1 35,9 12,4
Русские из бывших республик СССР 42,5 41,1 8,2 8,2
Представители Азербайджана, Армении 7,2 36,2 43,3 13,3
Представители Беларуси, Украины, Молдовы 17,9 52,6 19,2 10,3
Представители Средней Азии 9,7 46,2 31,6 12,5
Представители Юго-Восточной Азии 6,6 33,7 44,1 15,6
Видите ли вы что-то положительное для вашего города от людей, приезжающих на заработки, и переселенцев? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)
Являются дешевой рабочей силой 56,5
Работают там, где не хотят работать местные жители 55,5
Уменьшают остроту дефицита рабочей силы в целом 32,5
Приносят доходы местным жителям, сдающим им жилье 17,6
На них держится торговля 11,3
Обеспечивают дачное строительство 10,4
Создают новые рабочие места 9,3
Восполняют уменьшение населения 7,6
Другое 2,8
Затрудняюсь ответить 10,6
Видите ли вы что-то отрицательное для вашего города от людей, приезжающих на заработки, и переселенцев? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)
Способствуют росту преступности 43,2
Неуважительно относятся к местным жителям и традициям 42,2
Являются источниками межнациональных конфликтов 32,3
Снижают уровень оплаты труда местных жителей 29,9
Подмяли под себя торговлю на рынках 28,3
Обостряют безработицу 23,4
Увеличивают перенаселенность 20,6
Создают дополнительные трудности в обеспечении населения жильем, 20,2
транспортными и социальными услугами
Другое 3,1
Затрудняюсь ответить 12,5
Приходилось ли лично вам за последний год вступать в конфликтные отношения с представителями других национальностей в вашем городе? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)
Да, с приехавшими на заработки 11,6
Да, с учащимися вузов 8,4
Да, с переселенцами 7,9
Нет 76,4
Имеют ли место конфликты между людьми разных национальностей в вашем городе и как часто они случаются?
Субъекты конфликта Очень часто Иногда Крайне редко Нет Трудно сказать
Между местными и приехавшими на заработки 15,0 34,8 18,0 13,3 18,9
Между местными и переселенцами 10,4 31,5 19,2 15,7 23,2
Между местными и студентами, приехавшими на учебу 8,4 24,9 25,1 20,5 21,1
Судя по обстановке в вашем городе возможны ли массовые проявления конфликтов?
На национальной основе
Да 46,1
Нет 30,9
Затрудняюсь ответить 23,0
На религиозной основе
21,7
Нет 49,4
Затрудняюсь ответить 28,9
Интересуют ли вас телевизионные передачи, публикации в СМИ,
связанные с межнациональными отношениями?
Интересуют 27,4
Скорее интересуют 29,8
Скорее не интересуют 19,6
Не интересуют 15,8
Затрудняюсь ответить 7,4
Знакомились ли вы за последний год с информацией скандального характера, связанной с межнациональными отношениями (проявлениями ксенофобии, расизма, шовинизма и др.), на телевидении, радио, в газетах или журналах?
Да 63,2
Нет 24,6
Затрудняюсь ответить 12,2
Как вы относитесь к свободному распространению такой инфор-
мации?
Положительно 22,0
Скорее положительно 28,0
Скорее отрицательно 15,0
Отрицательно 10,4
Затрудняюсь ответить 24,6
На ваш взгляд, нужен ли общественный или государственный кон-
троль над телепрограммами и публикациями в газетах и журналах?
Да, нужен 31,1
Скорее нужен 33,1
Скорее не нужен 13,2
Не нужен 10,3
Затрудняюсь ответить 12,3
С каким из следующих суждений вы согласны?
Россия - для русских 30,2
Россия - общий дом для всех ее народов 56,3
С другим 11,3
Не ответили 2,2
Как вы считаете, должны ли иметь преимущества (при поступле-
нии на учебу, занятии руководящих должностей и т. д.) представители
коренного населения в национальных республиках России?
20,0
Скорее да 26,4
Скорее нет 18,7
Нет 21,6
Затрудняюсь ответить 13,3
Как вам кажется, в вашем городе власти что-либо делают для предупреждения противоречий, конфликтов между людьми разных национальностей?
Много делают 3,7
Кое-что делают 30,0
Крайне мало делают 30,4
Совсем ничего не делают 16,6
Затрудняюсь ответить 19,3
Являетесь ли вы участником, активистом следующих организаций
или движений?
Организации и движения Да Нет Затрудняюсь
ответить
Политические партии, движения 4,9 87,9 7,2
Национальные общественные организации 4,9 89,4 5,7
Военно-патриотические организации 3,7 88,3 8,0
Религиозные организации 4,2 89,0 6,8
Согласно статье 15 Конституции РФ, религиозные объединения
отделены от государства. Как вы считаете, исполняют или нет власти
эту норму по отношению к религиозным организациям?
В основном да 28,1
В основном нет 29,4
Затрудняюсь ответить 42,5
Как вы относитесь к землячествам представителей других нацио-
нальных групп, живущих в вашем городе или регионе?
С уважением 24,5
Безразлично 47,9
С раздражением 11,9
Затрудняюсь ответить 15,7
Есть ли, на ваш взгляд, в вашем городе религиозные или нацио-
нальные организации, деятельность которых следует ограничить
или запретить?
Есть 55,1
Нет 15,5
Затрудняюсь ответить 29,4
Какая из политических партий, по вашему мнению, стремится за-
щищать интересы таких людей, как вы?
Аграрная партия России 1,2
«Единая Россия» 32,0
КПРФ 2,8
ЛДПР 6,6
«Справедливая Россия» 3,4
Союз правых сил 0,8
«Яблоко» 1,2
Другая партия 0,6
Ни одна из партий 20,2
Затрудняюсь ответить 31,2
Где вы проживаете?
В общежитии 36,0
В своей квартире 46,4
Снимаю квартиру 13,9
Другое 3,2
Не ответили 0,5
Откуда вы прибыли на учебу?
Проживаю в том же городе, что и обучаюсь 64,5
Приехал из другого региона России 32,8
Приехал из другой страны 2,2
Не ответили 0,5
Ваше отношение к религии?
Верующий и соблюдаю религиозные обряды 11,4
Верующий, хотя не соблюдаю религиозные обряды 47,1
Колеблющийся между верой и неверием 15,2
Отношусь к религии безразлично 12,3
Убежденный атеист 4,8
Затрудняюсь ответить 9,2
Можете ли вы причислить себя к сторонникам какой-либо из ука-
занных религий?
Православие 78,2
Католицизм 1,1
Ислам 3,4
Иудаизм 0,3
Буддизм 1,4
Другая религия 6,4
Не ответили 9,2
Как вы оцениваете уровень своего материального положения?
Высокий, материальных затруднений нет 4,4
Сравнительно высокий, хотя некоторые покупки не по карману 33,2
Средний, денег хватает лишь на основные продукты и одежду 48,4
Денег не хватает на продукты и одежду 4,1
Очень низкий, живу в крайней нужде 0,9
Затрудняюсь ответить 9,0