© Н.Ф. Павлова, 2005
УДК 65.012.6.001.83 Н. Ф.Павлова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИССЛЕДОВАНИИ ПОТЕНЦИАЛА ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
А ктуальность именно социологическо-./л. го аспекта в рассмотрении и анализе трансформационных процессов, причин затяжного экономического кризиса и его влияния на состояние отраслевых территориальных образований определяется необходимостью поиска новых подходов в управлении. Осуществляемое в последние десятилетия управление с позиции «человека экономического» [1] пагубно повлияло на «человека социального», то есть непосредственно на людей и их сообщества. Экономический детерминизм в управлении приводит к потере смысла человеческой деятельности, так как не могут быть ценностным смыслом этой деятельности «капитализация» или «прибыль», наращивание которых происходит за счет недовыплаты заработной платы, ухудшения условий труда и в конечном счете условий всей жизнедеятельности значительной части населения. Непосредственно человек выпал из фокуса целеполагания. Это снижает потенциал его жизнеспособности, а также социальных систем производственного и территориального харайрершема заключается в том, что образовался разрыв между богатством имеющихся в стране ресурсов и бедностью значительной части населения, между имеющимися в мировой науке и практике знаниями в сфере социального управления и их реальным использованием в управлении, в том числе и в территориальных образованиях. Следовательно, имеет место социальный заказ на научное осмысление и выработку методологии разрешения данного противоречия.
Кардинальное реформирование системы государственного управления и экономического хозяйствования, радикальное изменение социальной природы общества, получившее в социологии название социетальной трансформации [2], оказали негативное влияние на потенциал жизнеспособности отраслевых территориальных образований, напрямую зависящих от отраслевой принадлежности и экономического состояния
градообразующих предприятий. Особенно это проявилось в угольной промышленности, долгое время находившейся на дотации государства, и испытавшей резкое снижение емкости угольного рынка в период кризиса экономики.
Отраслевые территориальные образования возникли в процессе общественного разделения труда. Социальная и управленческая подсистемы адаптировались под решение производственноэкономических задач. В случае кризиса в отрасли, такое территориальное образование подвержено депрессии в большей степени, нежели имеющее многопрофильную производственно--
экономическую базу.
Отраслевое территориальное образование (ОТО) — один из видов территориального социального образования (ТСО), это территориальное социальное образование, деформированное принадлежностью к отрасли. С социологической точки зрения, территориальное социальное образование — исторически сформировавшееся сообщество, коллективная форма сохранения и воспроизводства жизни людей и социальных отношений на базе использования природных и социальных ресурсов, возможностей экономики соответствующего этапа цивилизации и технологического уклада. Это локальная социально-экономическая система, включающая территориальносоциальную общность, экономическую систему и систему управления. Управление — функция территориального социального образования, обеспечивающая его целостность и сохранение. Оно часть мировой социально-экономической системы, часть социально-экономической системы страны, региона.
Социетальная трансформация российского общества, изменившая его социальные, политические, экономические основы, привела страну к потере 5 млн. кв. км территории [3] в период распада Советского Союза. Обезлюдение российских провинций вследствие оттока населения в мегаполисы и экономически благополучные ре-
гионы приводит к потере статуса городских поселений, таит в себе угрозу новых территориальных потерь.
Отраслевые территориальные образования угольной промышленности, являющиеся объектом социологического анализа автора, — это шахтерские города и поселки, созданные на территориях разработки угольных месторождений и испытавшие последствия закрытия шахт.
В начале 1990-х годов непосредственно с угледобычей в Российской Федерации были тесно связаны 142 административных образования (64 города, 78 поселков городского типа), а также сотни мелких поселков вблизи угольных предприятий. Угольная промышленность обеспечивала работу и сравнительно высокий уровень благосостояния более 1,2 млн. работников, около 4-5 млн. человек, включая членов семей [4]. К 2002 году в стране осталось 81 административное образование: шахтерский поселок, район или город, а несколько десятков отраслевых территориальных образований угольной промышленности перестали существовать в этом статусе в связи с закрытием более 170 шахт в 90-е годы прошлого столетия. Отраслевые территориальные образования, перестав быть частью системы отраслевого управления, должны стать жизнеспособной социально-экономичес-кой территориальной системой.
Применяя системный социологический подход к рассмотрению территориального социального образования (ТСО), проходя путь от общего к частному, автор определил ТСО как подсистему региональной, национальной и мировой социальных систем. Такой подход обусловлен процессами глобализации, современными средствами коммуникации, которые в той или иной мере влияют на состояние социальных систем разного уровня, в конечном итоге, - на каждого жителя Земли, усиливая его зависимость от экологической, экономической и политической обстановки в различных регионах мира.
В то же время национальные границы, в рамках которых осуществляется социальное управление, определенная социальная политика столь мощно влияют на состояние социума страны, территориальных социальных образований, что основные тенденции развития мировой социальной системы и отдельного государства часто не совпадают или даже прямо противоположны. Так, противоположна мировой по знаку демографическая ситуация в России в целом и в ТСО угольной промышленности, характеризующаяся депопуляцией населения в мирное время. Еже-
годный прирост населения в 2000 - 2005 гг. в развитых странах мира составит + 0,20%, в развивающихся +1,44 %, в России - убытие в размере -0,19 % [5]. Этот значимый показатель состояния социальной системы России, результат узко экономического подхода в управлении. Так, при профицитном бюджете страны сохраняется мизерный уровень детских пособий, в то время как 73% семей [6], имеющих детей, живут за чертой бедности. Это самым непосредственным образом влияет на потенциал жизнеспособности населения, социальных систем.
Сложилось явное противоречие между имеющимся природным, территориальным, интеллектуальным потенциалом страны и его использованием на благо населения. На местном уровне это противоречие между имеющимся потенциалом жизнеспособности территориальных образований и способностями управляющих по его реализации. На взгляд автора, это является следствием низкого уровня социального управления. Сущность сложившегося противоречия: социальная бедность [7], в первую очередь неразвитость социальных установок, недостаточный уровень социальной ответственности и управленческого профессионализма порождают в стране материальную бедность больших групп населения, снижают потенциал жизнеспособности и территориальных образований.
Главы местного самоуправления, избранные населением данной территории, не могут пассивно ждать изменения социальной политики в стране, так как ежедневно решают вопросы обеспечения текущей жизнедеятельности людей, сохранения потенциала жизнеспособности ТСО. Требуется разработать научную методологию и социальные технологии сохранения, реализации и развития потенциала жизнеспособности территориальных образований на основе имеющегося мирового и отечественного опыта решения таких проблем. В то же время, требуется определенная осторожность и сдержанность при переносе западного опыта на российскую почву. Много управленческих ошибок, дорого обошедшихся населению страны, было совершено по советам известных западных консультантов и ученых, которые не разобравшись в российских особенностях, легко давали советы. Примечательно признание нобелевского лауреата по экономике Милтона Фридмана, который, глядя на Россию 2001 г. вынужден был пересмотреть свои взгляды: «После краха коммунизма я говорил: приватизация, приватизация, приватизация. Я был не прав. Чтобы построить рыночную эко-
Уголь Нефть Газ
Страна Доля в добыче Доля в потреблении Доля в добыче Доля в потреблении Доля в добыче Доля в потреблении
Россия 15,0 17,0 36,8 34,0 48,2 49,0
США 42,0 26,5 28,2 46,6 29,8 26,9
КНР 78,3 82,6 19,7 15,2 2,0 2,2
ФРГ 81,3 31,0 4,1 44,0 14,6 25,0
номику, этого недостаточно. Приватизация лишена смысла, если нет правового государства [8]».
Ученые МГСУ в коллективной монографии [9] делают вывод, что проводившаяся в годы реформ социально-экономическая политика государства усиливает тенденции обесценения человеческого капитала и интеллектуального потенциала.
Общество, в котором преобладают бедность и нищета, не может стать процветающим, если его экономическая стратегия не имеет четко выраженного социального вектора развития, считают авторы монографии.
В Российском обществе также реализуется мировая тенденция несправедливого распределения доходов: в мире - между странами, в России
- между различными слоями населения. Курс реформ на становление в стране рыночной экономики осуществляется в интересах узкого социального слоя, ориентированного на форсированное накопление частного капитала [9].
Однако, нельзя всю ответственность возложить только на политическую элиту настоящего времени. Необходимо анализировать влияние прошлых управленческих решений, прошлого управленческого труда на состояние социальной системы страны, отраслевых территориальных образований. Еще в 1958 г. было принято управленческое решение, которое в настоящее время во многом определяет положение угольной отрасли, ее предприятий и территориальных образований. Имеется в виду решение 20 съезда КПСС [11] об опережающем развитии отраслей более эффективных видов топлива: нефти и газа. А.К. Харченко в своей работе [12], выполненной в 1962 г. указывал экономическое обоснование данного решения: в среднем по СССР добыча нефти обходилась в 3 раза, а газа в 11 раз дешевле, чем добыча угля. На месте потребления, с учетом транспортировки всех видов топлива, стоимость угля была в 2-3 раза дороже газа и мазута. Поэтому в 20-летнем плане развития народного хозяйства страны при общем увеличении
топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) почти в 4 раза, добычу угля намечалось увеличить только в 2,3 раза, нефти - в 4,7-4,8 раза, а природного газа - в 14,4-15,2 раза.
В результате, как и планировалось, произошли коренные изменения в структуре баланса добычи ТЭР и в балансе их потребления. Планом предусматривалось снижение удельного веса угля в балансе потребления ТЭР с 74,4 % в 1958 г. до 57 % - в 1965 г. и до 30 % - в 1980 г. Потребление нефти увеличивалось с 10,2 до 14,8 и 20,2 %, а газа - с 6,2 до 26,2 и 39,3 % соответственно. В 7080-е годы угольное топливо интенсивно вытеснялось нефтегазовым. В настоящее время доля угля в ТЭБ России составляет лишь 12-13 %, а в топливном балансе электростанций - 25 % (в США -60 %).
На начало 1990-х годов в структуре баланса потребления ТЭР в России произошло дальнейшее уменьшение доли угля, в отличия от других стран (таблица).
Таким образом, принятое сорок лет назад решение о приоритетном развитии нефти и газа самым прямым образом влияет на емкость внутреннего угольного рынка России и положение работников угледобывающих предприятий в настоящее время. При сохранении доли угля в структуре топливно-энергетического баланса страны на уровне 45-50%, социально-
экономическое положение предприятий отрасли было бы не столь драматично. Следовательно, одна из коревых проблем отрасли обусловлена прежними управленческими решениями. Руководители и трудовые коллективы отрасли конца 90х годов, в некотором роде, оказались заложниками решений конца 50-х годов.
В чем же заключается социологический подход к повышению потенциала жизнеспособности отраслевых территориальных образований? Основная идея - преодоление экономического детерминизма в управлении, обращение к «социальному» в широком смысле этого слова.
Ключевыми, общенаучными понятиями, содержание которых обуславливает исходные по-
зиции в формировании социологической концепции сохранения, реализации и развития потенциала жизнеспособности территориального социального образования являются понятия: «потенциал», «жизнеспособность», «жизнедеятель-
ность», «жизненные силы», «территориальное социальное образование».
Территориальное социальное образование -первичная социальная общность людей. Обосновывая первичность «социального» над «экономическим», нами разделяется взгляд Т. Парсонса и Н. Смелзера с позиций системного подхода, что «экономика представляет собой подсистему общества, выделяемую прежде всего на основе адаптивной функции общества как целого» [14], а также высказывание К. Поланьи «Экономический порядок обычно бывает функцией от социального, причем второй обеспечивает первый» [15]. Пригожин А.И. подчеркивает, что «бедность материальная определяется бедностью социальной, то есть теми нормами, обычаями, правилами, которые характеризуют данное сообщество, его деловую культуру. Эти сообщества не могут умело управлять теми ресурсами, которыми обладают» [16]. Близкую по смыслу мысль высказывает признанный авторитет в вопросах управления П. Дру-кер, считая, что слаборазвитыми страны и предприятия являются по причине неэффективного управления ими [17].
Потенциал жизнеспособности территориального образования — интегральное понятие, отражающее способность данной социальнотерриториальной системы сохраниться и обеспечить свое воспроизводство в будущем; это — совокупность запасов, ресурсов и резервов системы, находящихся в проявленном и в непроявленном виде; это — жизненная сила социальнотерриториальной системы, позволяющие ей осуществлять жизнедеятельность, воспроизводство населения и социальных отношений.
Потенциал жизнеспособности территориального образования имеет реализуемую в настоящее время, действительную, проявленную часть и возможности, которые пока скрыты, не используются или создаются в процессе деятельности населения.
Для выявления имеющегося потенциала жизнеспособности территориального социального образования необходимо проводить комплексную социальную диагностику состояния основных подсистем территориального образования: социальной, экономической, управленческой. На основании результатов проведенной диагностики, методология которой будет описана в
отдельной статье, необходимо применять социальные технологии планирования будущего данного территориального образования. Автор строит концептуальную модель развития отраслевого образования на основе идеи необходимости объединения общественного интеллекта и воли, формирования и активизации местного сообщества как социального субъекта в процессе социального планирования и управления.
Система методологических принципов сохранения, реализации и развития потенциала жизнеспособности отраслевого территориального образования включает:
- соподчиненность и учет интересов субъектов территориального образования;
- целесообразность деятельности хозяйствующих субъектов с позиции эффективности использования и развития потенциала жизнеспособности;
- комплексность решения проблем при приоритете сохранения социоприродной среды — жизненных сил населения и живой природы;
- обязательность социальной диагностики состояния отраслевого территориального образования и социологического мониторинга реализации управленческих решений;
- лидерство в стратегическом управлении деятельностью отраслевого территориального образования.
Таким образом, социетальная трансформация российского общества и влияние прошлых управленческих решений негативно сказались на потенциале жизнеспособности значительной доли отраслевых территориальных образований страны.
Плановое закрытие угледобывающих предприятий в рамках реализации программы реструктуризации угольной промышленности снизило потенциал жизнеспособности практически всех территориальных социальных образований угольной промышленности (ТСО УП). Особенно негативно это сказалось на населении ТСО УП, удаленных от центра и мегаполисов регионов Пермской, Сахалинской областей, Приморского края, Республики Коми, маятниковая трудовая миграция из которых затруднена.
Приватизация усилила дифференциацию в экономическом положении территориальных социальных образований угольной промышленности различных регионов. Наиболее перспективные угольные месторождения в настоящее время являются частными. Там, где действует эффективный собственник, там работники вовремя получают заработную плату, что благоприятно ска-
зывается на трудовом потенциале ТСО УП. В то же время частный собственник стремится минимизировать налоговые платежи, увести финансовые потоки из региона. Нахождение баланса интересов собственника капитала и собственника труда позволяет содействовать сохранению и развитию потенциала жизнеспособности территориальных социальных образований угольной промышленности. Механизмом нахождения баланса интересов служит трехстороннее региональное соглашение между работодателями, работниками и органами власти, инициируемое, как правило, профсоюзами или органами местного самоуправления.
Программы местного развития, реализуемые в последние годы через Государственное Учреждение «Соцуголь», - реальный шанс по-
1. Радаев В.В. Экономическая социология. Учеб. Пособие. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 368 с.
2. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структур-ная концепция. - М.: Дело, 2002. - С.445.
3. Бабурин В.Л., Мазуров Ю.Л. Географические основы управления: Курс лекций по экономической и политической географии. — М.: Дело, 2000. — 288 с.
4. Малышев Ю.Н. и др. Реструктуризация угольной промышленности (Теория. Опыт. Программы. Прогноз). — М.: 1996. — 897 с.
5. Жуков В.И. Проблема народонаселения в современной сравнительной социологии: Доклад на 10 международных социологических чтениях. - М.: МГСУ, 2003.- С.26.
6. Из выступления Г.Н. Кареловой в 2003 году на заседании Правительства РФ / Газета.ги.
7. Пригожин А.И. Методы развития организаций. — М.: МЦФЭР, 2003. — С. 692.
8. Кудашкина Е. Россия еще несвободна. В экономическом смысле.//Ведомости. 27.07.02.
9. Социальная сфера России: социологический анализ (1990-2000): Коллективная монография / Под ред. Жукова В.И. - М.: Изд-во МГСУ, 2002. - 284 с.
вышения потенциала жизнеспособности территориальных социальных образований угольной промышленности. Его смогли эффективно использовать органы местного самоуправления многих шахтерских городов: Копейска и Еман-желинска в Челябинской области, Киселевска и Прокопьевска в Кемеровской области, Венева в Тульской, Кизела в Пермской, Новошахтинска и Белой Калитвы - в Ростовской области. Использовав инвестиционные ресурсы, предоставленные в рамках
программ местного развития, эти территориальные социальные образования угольной промышленности сделали реальные шаги в преодолении монопромышленной направленности экономики, развитии предпринимательства, диверсификации промышленности.
----------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
10. Социальная сфера России: социологический анализ (1990-2000): Коллективная монография / Под ред. Жукова В.И. - М.: Изд-во МГСУ, 2002. - C. 30.
11. Материалы 20 съезда КПСС, - М.Л Политиздат, 1960. - С. 46-49.
12. Харченко А.К. Исследование факторов, влияющих на производительность труда в угольной промышленности. Дисс. на соискание учен. степени докт. техн. наук, 1962. - 625 с.
13. Положение на рынке энергоресурсов // Кокс и химия, 1997, №3, С. 37-38.
14. Parsons T., Smelser N. Economy and Society -London 1966 (Цит. по Радаев В.В. Экономическая социо-логия.Курс лекций: Учеб.пособие. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 386 с.
15. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб.пособие. -М.: Аспект Пресс, 1997. - 386.
16. Пригожин А.И. Методы развития организаций. — М.: МЦФЭР, 2003. — С. 692.
17. Друкер П. Менеджмент 21 века. - М.: Дело,
2002
— Коротко об авторах ------------------------------------------------------------------------
Павлова Нина Федоровна - кандидат экономических наук, консультант по управлению и организационному развитию, заведующая лабораторией социологии ФГУП Научно-технический центр угольной промышленности - Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по добыче полезных ископаемых открытым способом (НТЦ - НИИОГР).
lO2