СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
УДК 316.422
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.В. Шмарион
Д-р соц. наук, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
Статья посвящена социологическому анализу влияния жилищно-коммунальных услуг на условия здорового образа жизни населения муниципальных образований. Показана возможность и необходимость использования для оценки качества услуг наряду с традиционными интервальными оценками случайных величин такие показатели как асимметрия, эксцесс, которые позволяют получить более полную характеристику конкретной услуги ЖКХ.
Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, здоровый образ жизни, асимметрия, эксцесс.
SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF HOUSING CONDITIONS ON THE HEALTHY MEANS OF THE LIFE OF THE POPULATION OF THE MUNICIPAL FORMATION
YU.V. Shmarion
Dr. Sci (Sociology), Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University
The article is dedicated to the sociological analysis of the influence of housing and utilities services on the conditions of healthy lifestyle of the population of municipal formations. The article also shows the possibility and need for the use for evaluating the quality of services together with the traditional interval estimations of random variables, such indices as asymmetry, excess, which make it possible to obtain a more complete characteristic of concrete service ZhKKh.
The keywords: housing and utilities services, healthy lifestyle, asymmetry, excess.
Жилищные условия оказывают большое влияние на состояние здоровья населения. Недостаточная благоустроенность жилища, неудовлетворительные условия быта не только не соответствуют представлениям о ЗОЖ,
но и могут являться причинами ряда заболеваний (туберкулез, ринит и др.), конфликтов и нервно-психических расстройств. Основную часть времени человек проводит в быту, находясь при этом в жилье и на природе. Поэтому
комфортность и благоустроенность жилья имеют большое значение для восстановления работоспособности после трудового дня, поддержания здоровья на должном уровне, повышения культурного и образовательного уровня и т.п. Особенно неблагоприятное влияние оказывает низкая температура жилья, запылённость, загазованность. Отрицательно сказывается на здоровье низкая механизация бытовых условий (домашнего труда). Вследствие этого граждане и прежде всего женщины затрачивают большое количество времени, сил и здоровья на выполнение домашней работы. Уменьшается или совсем не остаётся времени для отдыха, повышения образовательного уровня, занятий физической культурой, для выполнения других элементов здорового образа жизни [5].
Проблемы обеспечения эффективного функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства являются важной составляющей деятельности органов местного самоуправления и региональных властей, так как снабжение теплом, газом, водой, электроэнергией и т.п. должно находиться в совместном ведении нижнего (муниципального) и следующего (регионального) уровня управления. Благоустроенное жилье и комфортная среда обитания человека -это не только важнейшее условие воспроизводства и качества рабочей силы и человеческого потенциала в целом, но и условие и предпосылка социальной активности человека, полноты выражения его интеллектуальных, духовных и физических сил. Поэтому проблемы взаимодействия системы ЖКХ и жителя конкретного поселения требуют системного рассмотрения, что
может быть достигнуто посредством изучения общественного мнения различных социальных групп, которые занимают основные позиции в разрешении проблем ЖКХ. Активное использование в муниципальной практике социального управления оперативных данных общественного мнения об условиях жизнедеятельности населения - это один из ведущих факторов эффективности региональной и муниципальной социальной политики и одновременно мощный стимул инновационной, деловой и общественно-политической активности населения. Изучение общественного мнения и предоставление данных о нем всем заинтересованным социальным группам местного сообщества создают необходимое условие для конструктивного социального партнерства органов региональной власти, местного самоуправления, общественных и предпринимательских структур, научных и образовательных организаций и граждан для разработки согласованных решений по совершенствованию функционирования системы ЖКХ и их внедрению, а также эффективной борьбы с безразличием, отсутствием хозяйского отношения каждого гражданина к своему домовому хозяйству, распространение которых в современном обществе приобрело достаточно большие масштабы.
Критерии социальной оценки состояния жилищно-коммунального хозяйства зависят от степени удовлетворения требований населения. Такая оценка осуществляется при помощи социологических опросов жителей, однако до настоящего времени ЖКХ не является популярным объектом специального социологического изучения. Понятие "уровень удовлетво-
ренности жилищно-коммунальным обслуживанием" является обобщающей характеристикой восприятия происходящих изменений. Он включает в себя не только успешность работы управляющей компании, но и всю совокупность внешних условий: состояние жилищного фонда, реформирование всей жилищной сферы (политика квартплаты, изменение запросов жильцов, связанных с приватизацией жилья и др.) [1].
Оценку качества услуг ЖКХ целесообразно осуществлять количественными методами сбора информации, а с помощью качественных методов выяснять причины отклонения качества услуг от желаемого уровня услуг, удовлетворяющих потребителя. При этом величина оценки услуги будет отражать, насколько удовлетворены личные ожидания потребителя, и зависеть от влияния на человека системной совокупности субъективных и объективных факторов, которая в конечном итоге сформирует не только удовлетворенность качеством услуги, но и определит, насколько эта услуга соответствует своему назначению в полном объеме.
При этом к каждому конкретному виду услуг ЖКХ потребитель предъявляет свои определенные требования. Среди них можно выделить как общие, так и специфические требования. К общим требованиям услуг ЖКХ можно отнести своевременность оказания услуги (время начала и окончания услуги и бесперебойность этой услуги), доступность услуги (показатель, характеризующий удобство обслуживания и оперативность предоставления услуг потребителю), безопасность оказания услуги (показатель качества результата
и процесса оказания услуги, характеризующий степень опасности и недопустимых изменений для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды), приемлемость для домашних хозяйств тарифов услуг ЖКХ. Интегральным показателем общих требований к конкретной услуге ЖКХ может выступать обобщенный показатель - качество услуг данного вида, который аккумулирует в себе системную оценку, характеризующую общие требования во взаимодействии.
Количественная информация о качестве конкретной услуги, раскрывающая сущность этой услуги для потребителя и характеризующая соответствие конкретной услуги ЖКХ ожиданиям и удовлетворенности потребителей уровнем обслуживания, может быть получена посредством изучения общественного мнения местного сообщества с помощью социологического опроса [2].
Общественное мнение - это специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках и характеризующее явное или скрытое отношение социальных групп, общностей и общества в целом к актуальным проблемам действительности. Общественное мнение представляет собой сложное духовное образование и включает в себя ряд компонентов, которые, несомненно, важны для анализа количественных и качественных характеристик качества услуг ЖКХ.
В настоящее время исследователи выделяют следующие компоненты общественного мнения:
1. Объект и субъект общественного мнения. Объектом общественного мнения являются общественно значи-
мые факты социальной действительности (конкретные явления, темы, проблемы и т.п.), по которым высказываются суждения и точки зрения , по поводу чего складывается общественное мнение [4, с. 24]. Объект общественного мнения необходимо изучать, обращая внимание на анализ общей способности суждения общественного мнения отражать действительность, выделяя при этом те критерии, в силу которых явления жизни становятся объектом общественного мнения [3, с. 87].
2. Когнитивный (познавательный) компонент - знание субъекта об объекте.
3. Оценочный компонент - это ценностный элемент общественного мнения, результат взаимодействия рационального и эмоционального, выражающий определенное эмоциональное отношение к тем или иным актуальным общественным проблемам. Содержание общественного мнения - это те оценки и суждения, которые разделяются большинством. Соотношение истинного и ложного в общественном мнении должно учитываться при определении его практической значимости.
4. Волевой (поведенческий) компонент - это активное начало общественного мнения, проявление позиции по отношению к объекту, готовность действовать определенным образом в связи с имеющимся отношением к проблеме [4, с. 26].
Для использования результатов общественного мнения в оценке качества услуг ЖКХ необходимо отметить тот факт, что общественное мнение появ-
ляется тогда, когда возникающая проблема в сфере ЖКХ приобретает практическое значение и затрагивает интересы потребителей услуг ЖКХ. Это является необходимым, но недостаточным условием формирования общественного мнения о качестве услуг ЖКХ. Кроме того, в местном сообществе должны быть различия в суждениях и оценках этой сферы услуг. Поэтому для получения информации об общественном мнении мы должны обратиться к тем представителям местного сообщества, которые обладают необходимым уровнем компетенции в конкретном изучаемом вопросе ЖКХ, что позволит правильно оценить генеральную и выборочную совокупность при проведении социологического исследования. И, в конечном счете, получить репрезентативные эмпирические данные.
В исследовании влияния жилищных условий на здоровый образ жизни человека мы опирались на социологию общественного мнения, а полученные оценки интегральных качеств различных услуг ЖКХ анализировали с использованием аппарата математической статистики, что позволило декомпозировать полученную обобщенную информацию на составляющие, отражающие основные требования, предъявляемые к качеству услуг отдельных видов услуг ЖКХ.
В таблице представлены оценки граждан Чаплыгинского района их жилищных условий по пятибалльной шкале в виде, упорядоченном по среднему значению соответствующего вида услуг.
Таблица
Оценка качеств жилищных условий гражданами Чаплыгинского района
Вид жилищно-коммунальных услуг S ДS ст О A ДА Э ДЭ
1 Газоснабжение 4,486 0,037 0,964 0,928 -2,171 0,094 4,359 0,188
2 Отопление 4,351 0,047 1,057 1,116 -1,731 0,108 2,340 0,216
3 Электроснабжение 4,108 0,045 1,174 1,379 -1,281 0,093 0,754 0,185
4 Горячее водоснабжение 4,090 0,058 1,220 1,489 -1,184 0,117 0,338 0,233
5 Водоотведение 3,927 0,062 1,322 1,747 -1,021 0,115 -0,164 0,230
6 Холодное водоснабжение 3,899 0,052 1,309 1,713 -1,018 0,097 -0,122 0,194
7 Вывоз мусора 3,508 0,060 1,417 2,008 -0,512 0,104 -1,018 0,208
8 Содержание и ремонт жилья 3,300 0,072 1,495 2,236 -0,326 0,117 -1,292 0,233
S - математическое ожидание исследуемой величины (среднее значение);
ДS - стандартное отклонение математического ожидания исследуемой величины;
ст - среднее квадратическое отклонение исследуемой величины;
О - дисперсия исследуемой величины;
А - асимметрия, третий центральный момент случайной величины, служит для характеристики асимметрии ("скошенности") распределения. Если А<0 , то среднее значение смещено в сторону максимальных значений исследуемой величины, если А>0, то среднее значение смещено в сторону минимальных значе-ниий исследуемой величины [5, с. 97];
ДА - стандартное отклонение асимметрии исследуемой величины;
Э - эксцесс, четвертый центральный момент случайной величины, служит для характеристики так называемой "крутости", т.е. островершинности (Э>0) или плосковершинности распределения (Э<0), для нормального распределения; четвертый центральный момент случайной величины равен нулю (Э=0) [5, с.98],
ДЭ - стандартное отклонение асимметрии исследуемой величины,
Для корректного статистического анализа эмпирических данных необходимо помнить, что математическое ожидание, мода, медиана, начальные и центральные моменты случайной величины и в частности дисперсия, среднее квадратическое отклонение, ассиметрия, эксцесс представляют собой наиболее употребительные числовые характеристики случайных величин. Во многих задачах практики полная характеристика случайной величины - закон распределения - или не нужен, или не может быть получена. В этих случаях ограничиваются приблизительным описанием случайной величины с помощью числовых характеристик, каждая из которых выражает какое-либо свойство распределения [5, с. 98].
Из таблицы следует, что, по мнению граждан, на хорошем уровне налажено обслуживание населения газом (5=4.49), отоплением (5=4,35), электроэнергией (5=4,108), горячей водой (5=4,090), о чем свидетельствуют:
• положительные значения эксцессов у соответствующих видов услуг - от максимального у газоснабжения Э=4,359 (этот вид услуг ЖКХ большинство потребителей услуг оценивают как услугу, удовлетворяющую требованием бесперебойности, безопасности и доступности), до минимального положительного значения Э=0,338 - у горячего водоснабжения (этот вид услуг, несмотря на достаточно высокое среднее значение качества 5=4,090, предоставляется, для определенной части населения с перебоями, с нарушениями своевременности подачи тепла в дома, что может инициировать заболевания наиболее уязвимой части населения в холодное время года);
• наибольшие отрицательные значения асимметрии отмечается от А=-2,171 у услуги ЖКХ, связанной с газоснабжением ( этот вид услуг имеет минимальное количество отрицательных оценок потребителей, так как скошенность распределения этой случайной величины направлено в сторону максимальных оценок качества газоснабжения) до А=-1,184 - горячее водоснабжение (для этого вида услуг асимметрия примерно в два раза меньше, чем для газоснабжения, что свидетельствует о том, что для горячего водоснабжения характерно достаточно большое количество как высоких, так низких оценок качества этой услуги).
Следовательно, для объективной оценки деятельности соответствующих коммунальных служб по данным опроса граждан с использованием интервальной шкалы достаточно знать средний уровень оценки (должно быть максимально возможное среднее), уровень отрицательной асимметрии (максимальный отрицательный уровень свидетельствует о минимальном количестве низких оценок гражданами работы этой службы) и значение эксцесса (максимальное положительное значение свидетельствует о минимальном разбросе мнений о работе данной службы).
Самые низкие оценки получили службы, которые обеспечивают содержание и ремонт жилья (5=3.3, Э=-1,292, А=-0,326), вывоз мусора (5=3.508, Э=-1,018, А=-0,512), холодное водоснабжение (5=3.899, Э=-0,122, А=-1,018) и водоотведение (5=3.927, Э=-1,021, А=-0,164), и которые, в целом, отвечают за создание в поселении необходимых санитарно-гигиенических условий в каждом до-
ме, в отдельной квартире и на площадях и улицах поселения.
Как следует из таблицы, почти половина услуг ЖКХ в Чаплыгинском районе оценивается жителями на уровне немного больше, чем три балла с небольшим.
Анализ отношения населения к уровню существующих тарифов на услуги ЖКХ показал, что большинство
граждан Чаплыгинского района (72,2%), считают что тарифы ЖКХ являются слишком высокими и только для 26,0% населения такие тарифы ЖКХ являются приемлемыми, и как горькую шутку можно рассматривать мнение 1,8% населения по поводу низких значений тарифов ЖКХ (см. рис.).
Мнения граждан Чаплыгинского района о тарифах ЖКХ
Слишком высокие.
Приемлемые.
Низкие.
1 72,2%
%
1)26,0
и 1,8%
,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0
Рис. Мнения граждан Чаплыгинского района о тарифах ЖКХ
Таким образом, на базе теории среднего уровня - социологии общественного мнения - разработан подход к количественной оценке качества различных видов услуг ЖКХ.
Для корректного статистического анализа эмпирических данных общественного мнения об услугах ЖКХ и разработки на базе этих результатов конкретных управляющих воздействий доказаны возможность и необходимость применения помимо традиционных интервальных оценок случайных величин, также показателей асимметрии, эксцесса, которые позво-
ляют получить более полную характеристику конкретной услуги ЖКХ. Полученные количественные интервальные статистические характеристики могут быть использованы:
• для комплексной оценки качества услуг ЖКХ;
• объективного информирования населения о качестве услуг ЖКХ;
• разработки управленческих решений производителем услуг;
• оценки органами муниципального управления деятельности управляющих компаний.
Список литературы
1. Вахрушев С.Н. Проблемы удовлетворенности населения качеством услуг на предприятиях в сфере ЖКХ // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 1166-1168.
2. Музафаров А.А. Применение маркетинговых исследований на рынке общественных благ и жилищно-коммунальных услуг муниципального образования // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. - 2014. - № 18. - С. 34-40.
3. Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. - М.: Политиздат, 1967. - 267 с.
4. Морозова Т.И., Реутова М.Н., Шавырина И.В. Социология общественного мнения. -Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2011. - 96 с.
5. Венцель Е.С. Теория вероятностей. - М.: Наука, 1969. - 576 с.
6. Шмарион Ю.В., Благинин В.С., Дуспаев Б.Т., Кузьмина Е.Е. Здоровый образ жизни населения муниципального образования: социологический анализ (на примере Чаплыгинского муниципального района Липецкой области). - Липецк: ЛГПУ, 2013.- 203 с.
List of references
1. Vahrushev S.N. Problemy udovletvorennosti naseleniya kachestvom uslug na predpriyati-yah v sfere ZHKH // Molodoj uchenyj. - 2016. - №12. - S. 1166-1168.
2. Muzafarov A.A. Primenenie marketingovyh issledovanij na rynke obshchestvennyh blag i zhilishchno-kommunal'nyh uslug municipal'nogo obrazovaniya // Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. - 2014. - № 18. - S. 34-40.
3. Grushin B.A. Mnenie o mire i mir mnenij. - M.: Politizdat, 1967. - 267 s.
4. Morozova T.I., Reutova M.N., SHavyrina I.V. Sociologiya obshchestvennogo mneniya. - Belgorod: IPK NIU "BelGU", 2011. - 96 s.
5. Vencel' E.S. Teoriya veroyatnostej. - M.: Nauka, 1969. - 576 s.
6. SHmarion YU.V., Blaginin V.S., Duspaev B.T., Kuz'mina E.E. Zdorovyj obraz zhizni naseleniya municipal'nogo obrazovaniya: sociologicheskij analiz (na primere CHaplyginskogo municipal'nogo rajona Lipeckoj oblasti). - Lipeck: LGPU, 2013. - 203 s.