2012
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 12
Вып. 3
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316.334.3 О. В. Халлисте
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Изучению политической культуры России посвящено огромное количество работ, перечислению и обзору всех исследований, в той или иной степени затрагивающих тему российской политической культуры, можно было бы посвятить отдельный научный труд. Однако политическая культура не представляет собой статичное явление, ведь общество сегодня меняется даже не ежегодно, а ежеминутно, в силу чего устаревают и традиционные подходы к анализу политико-культурных явлений. Постиндустриальное общество диктует свои новые образцы и нормы поведения, новые установки и т. д. Поэтому изменение всех форм организации социальной жизни, интенсификация политических отношений в современном мире обусловливают актуальность дальнейшего осмысления феномена политической культуры в целом и политической культуры России в частности.
Существует множество определений феномена политической культуры, однако, как указывал Н. М. Кейзеров, «обилие определений объекта научного исследования еще не может рассматриваться как свидетельство адекватного и многогранного раскрытия его содержания» [1]. Каждый автор, интересующийся данной проблемой, вносит что-то новое в изучаемый феномен. Политическую культуру рассматривают и как часть общей культуры, в качестве индикатора развития человечества (политическая культура = политическая культивация просвещения) (И.-Г. Гердер), и как дух народа, в качестве индикатора развития народа, нации (Ш.-Л. Монтескье), и как поведенческий аспект отдельных социальных групп (Платон). В данной статье под политической культурой понимается совокупность типичных для данного конкретного общества или социальных групп политических представлений, ценностных ориентаций1, уста-
1 Термин «ориентация» (от французского слова «orientation») буквально означает определение своего положения в пространстве, умение разобраться в окружающей обстановке, осведомленность в чем-либо, направленность деятельности на что-либо или кого-либо. В данной статье под политическими ориентациями понимаются представления людей о соответствующих их потребностям целях политической деятельности и о приемлемых для них средствах достижения этих целей.
© О. В. Халлисте, 2012
новок и политического поведения, обусловленных историческим опытом, исторической памятью общества (социальной памятью)2.
На основе обзора наиболее распространенных подходов к определению и анализу изучаемого феномена, эстонскими исследователями предлагается классификация, представленная в табл. 1 [2]. Здесь довольно наглядно отражены основные направления изучения политической культуры для дальнейшего выделения ее специфических социологических показателей.
Таблица 1. Подходы к анализу политической культуры3
Уровни анализа политической культуры Модернистский подход Постмодернистский подход
Демократический характер (макроуровень) Уважение человеческой личности (концепция авторитарной личности) [3]. Уровень развития страны, как экономический, так и характеристика в целом [4]. Право на участие. Ценностные изменения, связанные с демократией, а также государственным несоответствием [5]. Постматериальные ценности общества [5-7]. Право не участвовать (подход с точки зрения «критических граждан») [8].
Гражданские институты (микроуровень) Гражданская культура — участие в политической жизни в целом [9]. Сконструированное с помощью связей-мостиков общее доверие, базирующееся на участии общества в политической жизни [10, 11]. Субкультуры — совокупность множества различных взглядов и мнений, многие формы участия [12]. Сетевые организации и участие в них [13], с одной стороны, и терпимость и признание, равно как и конструирование общего доверия, с другой [14].
Культура (этническая принадлежность, религия, традиции) (макроуровень) Влияние политической культуры через призму развития [4]. Национальность как инклюзивная основа идентичности, этап демократизации [15]. Влияние политической культуры через призму мультикультурализма [16]. Национальность как эксклюзивная основа идентичности, упор на которую ведет к фрагментации общества [15].
Политическая система (мезоуровень) Участие людей влияет на функционирование политической системы и стиль управления [17]. Участие людей влияет на их идентичность [18], хотя общественные мероприятия и стиль управления разрабатывают реактивную идентичность [19].
Концепция политической культуры получила первоначальное обобщение в статье известного американского исследователя Г. Алмонда «Сравнительные политические системы» [20], и окончательно сформулирована в классической работе Г. Алмон-
2 Социальная память в этом аспекте выполняет чрезвычайно важную функцию межпоколенной трансляции. Социальная память — это вид коллективной исторической памяти определенной общности, существующий наряду с индивидуальной памятью и выступающий механизмом передачи социального опыта.
3 Перевод О. В. Халлисте.
да и С. Вербы «Гражданская культура: политические отношения и демократия в пяти нациях», впервые опубликованной в 1963 г. Интересно отметить, что Алмонд поначалу отверг в определении понятия такие термины, как «установка на политику», «политические ценности», «национальный характер» и «культурный этнос», которые он считал «неустойчивыми и накладывающимися друг на друга». Ведь в дальнейшем именно «установки», «ценности» и т. п. стали стандартными элементами последующих дефиниций политической культуры и до сих пор таковыми остаются. В дальнейшем концепция разрабатывалась целой плеядой политологов, социологов, антропологов, культурологов и т. д., в связи с чем данная теория на сегодняшний день носит междисциплинарный характер. Каждый подход к изучению культуры имеет свою специфику, свою предметную область и задачи исследования. Если говорить непосредственно о социологическом понимании изучаемого феномена, то здесь политическая культура определяется как свойство общества, выявляемое на уровне социума в целом. Таким образом, особенность социологического подхода к анализу политической культуры и ее составных элементов, в отличие от культурологического и политологического, заключается в рассмотрении ее с точки зрения социальной структуры, социальных институтов и социальных процессов. В связи с этим социологическое понимание политической культуры как раз и предполагает определение ее как процесса создания, хранения и распространения политических ценностей, закрепления и передачи исторического опыта политической жизни общества.
В данной статье предлагается классификация современных политических субкультур, разработанная на основе классической типологии Алмонда и Вербы (см. рис. 1). Рассматриваются политические субкультуры активистской (культуры участия) и пассивной политической культуры (куда входят традиционная и подданическая политические культуры).
Политическая культура западного общества
Политическая культура восточного общества
ценности индивидуализма закон
Культура участия
ценности коллективизма обычай
Пассивная политическая культура
1. Идеалистски-реформаторская ■*■
2. Радикально-экстремистская А—
3. Протестно-активистская _
5. Спекулятивная(целерациональная)
6. Рыночная (индивидуалистическая)
1. Культура наблюдателей
2. Протестно-отстраненная
3. Пессимистическая
5. Бюрократически-техницистская 7. Адаптационная
Рис. 1. Классификация политических субкультур.
Итак, для западного общества преимущественно характерна политическая культура участия, где можно выделить шесть основных субкультур, основанных на специфических политических ценностях и поведенческих ориентациях населения:
1. Идеалистски-реформаторская субкультура характеризуется оптимистическим настроем по отношению к проводимым реформам, стремлением участвовать в гражданских и политических инициативах, высоким уровнем самооценки политической компетентности, политической активностью.
2. Радикально-экстремистская субкультура также предполагает высокий уровень политической компетентности и политической активности, но, в противовес идеа-листски-реформаторской, отличается антилегитимностью мышления, склонностью к активному социально-политическому протесту, направленностью на упразднение официальных управленческих структур насильственными методами, поддержанию постоянной напряженности в обществе.
3. Протестно-активистская (оппозиционная) субкультура отличается ориентацией на сознательный открытый протест против существующего режима, партийной структуры, функционирования основных политических институтов и т. д. Такой протест может быть осуществлен различными способами, в зависимости от которых можно выделить следующие подвиды протестно-активистской политической субкультуры:
— Абсентеистская субкультура. Под абсентеизмом понимается сознательное уклонение от участия в жизни общества по политическим причинам. Для данной субкультуры характерно недоверие к основным политическим институтам, отчуждение граждан от власти. Абсентеистская политическая субкультура может со временем перерасти в радикально-экстремистскую, так как среди форм абсентеизма выделяют как конформистские, так и радикальные, склонные к активному политическому протесту.
— Анархическая — маргинальная индивидуалистическая субкультура, склонная рассматривать любое государство как первопричину всех социальных проблем и несправедливостей. Отрицание всякой государственной власти и ориентация на свободу каждой личности и добровольное участие в политической деятельности. Может быть отчасти отнесена и к идеалистски-реформаторской субкультуре.
4. Этноцентристская политическая культура как раз характерна для политической культуры эстонского общества, хотя и не только для него. Здесь политика осуществляется исходя из интересов и ценностных ориентаций конкретного этноса, другие этнические общности воспринимаются как сегмент, мешающий прогрессивному развитию. Соответственно низка толерантность к другим этносам, негативно воспринимается иммиграция.
5. Спекулятивную субкультуру отличает стремление к получению максимальной выгоды от занимаемой должности, партийной принадлежности и политической деятельности. С такой позиции вступление в партию рассматривается как ступень карьерной лестницы (коммерциализация политики). Также сюда можно отнести и политическую активность не только ради материальной, но и социальной выгоды — с целью получить социальную защиту и гарантии со стороны государства. Данную субкультуру вслед за М. Вебером можно также обозначить как целерациональную.
6. Рыночная политическая культура уже упоминалась выше: это культура индивидуализма, для которой высшей целью являются частные интересы. Государство
и другие политические структуры выступают так называемым «ночным сторожем», рассматриваются и оцениваются как средство реализации этих интересов. Основной постулат: каждый сам за себя. Безусловно, это либеральная модель государственного устройства.
Если говорить о пассивных политических субкультурах, то здесь можно выделить субкультуры на основе причин сознательного или неосознанного отказа людей от участия в политической жизни общества:
1. Культура наблюдателей, как определяли еще Ф. Хьюнкс и Ф. Хикспурс, характеризуется политической апатией, индифферентностью, хотя и отличается довольно высоким уровнем интереса к политике. Политическая образованность и компетентность здесь соседствует с низкой политической активностью.
2. Протестно-отстраненной субкультуре, в отличие от протестно-активистской, свойственна ориентация на пассивный протест, причем не только сознательный, но и неосознанный. Здесь также можно выделить абсентеистскую (конформистскую) и анархическую субкультуры.
3. Для пессимистической субкультуры характерно разочарование в своей политической компетентности, в возможности что-либо изменить, негативное восприятие любых действий структур государственного управления, уверенность в предрешенно-сти исходов голосования, в коррумпированности и неэффективности политических институтов. Возможно также отсутствие всякого интереса к политическим событиям, обусловленного мнением, что «меня это не касается» и «в новостях все врут». В отличие от протестно-отстраненной субкультуры зачастую здесь уровень интереса к политике минимален, а отказ от участия в общественно-политической жизни может быть и неосознанным.
4. Консервативная политическая субкультура основывается на примате идеологии, ориентации на традиционные ценности и порядки, критике демократии, неприятии радикальных реформ.
5. В бюрократически-техницистской политической субкультуре наблюдается господство чиновничьего аппарата, на который опирается политическая элита для удержания собственных привилегий, что, в свою очередь, определяет бюрократический характер руководства делами. Интересы государства формально признаются преобладающими над частными интересами, однако фактически за счет населения реализуются интересы государственных чиновников.
6. Этатистская политическая субкультура предполагает отношение граждан к главе государства как детей к заботливому отцу. Здесь характерно послушание и следование указаниям властей, в то время как противодействие государству является моральным проступком и вызывает негодование всего общества, ориентация на личность правителя и сложившиеся устои.
7. Адаптационная политическая субкультура характеризуется дестабилизацией и дезориентацией определенных социальных групп, поиском новой или обновленной единой консолидирующей системы политических ценностей. Характеризуется низким уровнем политической активности населения, политической индифферентностью в силу несформированности определенных политических убеждений. Данный тип политической культуры должен быть кратковременным, так как отсутствие определенных единых ценностных ориентаций ведет, как показал исторический пример распада Советского Союза, к кризису идентичности, самоидентификации и т. д.
Согласно результатам социологических исследований, проведенных автором4, и вторичному анализу социологических данных, политическая культура россиян чрезвычайно фрагментирована и содержит в себе как культуру наблюдателей, так и черты рыночной (индивидуалистической), этатистской и консервативной политических субкультур. В то время как политическую культуру западного общества скорее можно охарактеризовать как индивидуалистическую, этноцентристскую и материалистическую.
Политическая культура также может быть рассмотрена в двух аспектах: массовая политическая культура и элитарная, хотя, согласно данным исследований, чаще всего показатели этих субкультур совпадают. Следуя логике структурного анализа Г. Алмон-да и С. Вербы, которые вслед за Парсонсом и Шилсом выделяли когнитивные (знания о политической системе в целом, об аспектах ее «входа» и «выхода», политических ролях и их носителях), аффективные (чувства, эмоции, вызываемые политической системой) и оценочные (суждения о политических объектах, связанные с ценностными критериями) ориентации, представляется возможным выделить следующие эмпирические показатели изучения указанных составляющих политической культуры, представленные в табл. 2.
Интересным представляется индикатор политического искусства, так как современные тенденции оценки политического искусства четко фиксируют нравственный аспект и зрелость политической культуры общества. Например, чрезвычайно показательна в данном аспекте присужденная в начале апреля 2011 г. премия Министерства культуры РФ скандально известной арт-группе «Война» на всероссийском конкурсе визуальных искусств «Инновация» за то, что в общепризнанном понимании называется хулиганством.
Изучая факторы, непосредственно влияющие на формирование того или иного типа политической культуры общества [21], важно указать на некие субъективные и объективные показатели в оценочных суждениях респондентов.
К субъективным факторам можно отнести: интерес к политике, личный опыт, систему политических ценностей, религиозный фактор, в то время как к субъективным — социализирующие факторы (система образования и воспитания, семья, деятельность партий и общественных организаций, СМИ), государственную политику, политическую обстановку в стране, геополитический, а также этнополитический фактор. Следует выделить и материальный фактор, который может быть как объективным, так и субъективным. Среди наиболее значимых факторов лидирует система образования и воспитания, второе место занимает семья, далее — личный интерес к политике, государственная политика, СМИ, деятельность партий и общественных организаций, личный позитивный или негативный опыт, положение государства в мире (геополитический фактор), материальное благополучие (материальный фактор), национальные традиции (этнополитический фактор), исторический опыт и глобальные исторические события (фактор социальной памяти) и религиозное учение (религиозный фактор).
4 Опрос 1200 респондентов методом раздаточного анкетирования в 2007-2010 гг. Основные результаты исследований опубликованы в статье автора «Участие молодых эстонцев и русских в политической жизни республики» // Социологические исследования. М., 2011. № 3. С. 139-144.
Таблица 2. Индикаторы социологического анализа политических культур
Структурный компонент Массовая политическая культура Культура политических элит
Когнитивные ориентации Политическая образованность (способность к политическому мышлению)
Политическая компетентность (оценка собственных ресурсов, своих возможностей участвовать в выработке и принятии политических решений)
Интерес к политике
Свобода в распространении политической информации
Аффективные ориентации Оценка действий правительства, вызывающих общественный резонанс Оценка исторических событий как индикатор нравственной основы политической культуры элиты
Уровень доверия основным политическим институтам Открытость и доступность политической элиты, доступность социальных лифтов к мобильности в данную страту
Степень удовлетворенности существующей политической системой Степень гражданственности политической элиты, выражающейся в сочетании патриотических ориентаций, правовой культуры и чувстве ответственности перед обществом
Степень уверенности в завтрашнем дне
Политическое искусство как специфическая форма политического сознания, как показатель нравственной основы политической культуры элиты и общества в целом.
Поведенческие ориентации Электоральная активность Согласованность целей населения и политической элиты
Степень взаимодействия с политическими партиями, политическими и общественными организациями Наличие обратной связи у правительства с населением: существование отчетности политических деятелей за проделанную работу, координация действий в соответствии с предвыборными обещаниями, возможность отзыва депутатов.
Уровень протестного поведения как показатель удовлетворенности политической ситуацией, сложившейся в обществе Наличие реальной межпартийной конкуренции
* * *
Таким образом, политическая культура может быть условно разделена на политические субкультуры (культуры участия либо пассивной культуры) в силу своей неоднородности, и представляет собой в социологическом понимании глубинные ценностные структуры, политические установки и ориентации, нормы политического поведения, которые формируются, главным образом, под влиянием основных социализирующих факторов (системы образования и воспитания, семьи, СМИ и пр.), и хранятся в социальной памяти.
Литература
1. Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы. М.: Юридическая литература, 1983. С. 11.
2. Kalev L., Saarts T., Jakobson M.-L. Eesti poliitiline kultuur: alusvддrtused // Riigikogu Toimetised 18, 2008. lk. 94-106.
3. Adorno T., Frenkel-Brunswick E., Levinson D., Sanford R. The authoritarian personality. New York: Harper & Row, 1950. 990 p.
4. Lipset S. M. Political Man: The Social Bases of Politics. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1981. 608 p.
5. Zakaria F. The Future of Freedom: Illiberal Democracy at Home and Abroad. New York, London: W. W. Norton & Co., 2003. 286 p.
6. Инглхарт Р. Культура и демократия // Хариссон Л., Хантингтон С. (ред.). Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. М.: Московская школа политических исследований. 2002. С. 106-128.
7. Inglehart R. The Renaissance of Political Culture / H. J. Wiarda (ed). Comparative Politics: Critical Concepts in Political Science. London; New York: Routledge, 2005. P. 324-356.
8. NorrisP. The Bridging and Bonding Role of Online Communities / P. Howard, S. Jones (eds). Society Online: The Internet in Context. Thousand Oaks, New Delfi, London: Sage, 2004. P. 31-43.
9. Almond G. A., Verba S. The Civic Culture Revisited. Newbury Park, London, New Delhi: Sage, 1989. 432 p.
10. Putnam R. D., Leonardi R., Nanetti R. Y. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. Princeton: Princeton University Press, 1994. 280 p.
11. Skocpol T., Fiorina M. P. Civic Engagement in American Democracy. Washington D. C.: Brook-ings Institution Press, 1999. 548 p.
12. Habermas J. The Theory of Communicative Action. Cambridge: Polity Press, 1986. 465 p.
13. Castells M. Informationalism, Networks, and the Network Society: A Theoretical Blueprint / M. Castells (ed). The Network Society: A Cross-Cultural Perspective. Cheltenham, UK; Northampton, MA: Edward Elgar, 2004. P. 3-45.
14. Taylor C. The Politics of Recognition / A. Heble, D. P. Pennee, T. R. (Tim) Struthers (eds). New Contexts of Canadian Criticism. Peterborough: Broadview Press, 1997. P. 98-131.
15. Smith A. D. Nationalism and Modernism: A Critical Survey of Recent Theories of Nations and Nationalism. London; New York: Routledge, 1998. 272 p.
16. Kymlicka W. Multicultural Citizenship: A Liberal Theory of Minority Rights. Oxford: Clarendon Press, 1995. 296 p.
17. Diamond L. Developing Democracy: Toward Consolidation. Baltimore; London: Johns Hopkins University Press, 1999. 362 p.
18. Giddens A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge: Polity, 2004. 264 p.
19. Vetik R., Nimmerfelft G., Taru M. Reactive Identity Versus the EU Integration // Journal of Common Market Studies. 2006. Vol. 44, № 5. P. 1079-1102.
20. Almond G. Comparative Political Systems // Journal of Politics. 1956. Vol. 18, № 3. P. 391-409.
21. Халлисте О. В. Основные факторы формирования политической культуры современной российской молодежи // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМО-Н0С0В-2010» / отв. ред. И. А. Алешковский, П. Н. Костылев, А. И. Андреев, А. В. Андриянов. М.: МАКС Пресс, 2010. URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2010/21.pdf (дата обращения: 19.02.2012).
Статья поступила в редакцию 7 марта 2012 г.