И. С. Романычев, канд. социол. наук, доцент, кафедра теории
и технологии социальной работы, Институт повышения квалификации Департамента социальной зашиты населения Москвы, г. Москва, Россия, [email protected]
СОЦИОЛОГИЧЕСКИМ АНАЛИЗ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
Исследования профессиональных сфер с позиций структурного функционализма по-прежнему остаются востребованными, несмотря на кризис этой парадигмы и ее весьма относительную применимость. Традиции структурного функционализма подразумевают рассмотрение функционального набора системы как необходимого условия не просто реализации ею определенных полномочий, но и сохранения адаптивных способностей системы, что очень важно в условиях взаимодействия с иными, более ресурсо-содержащими и более функционально емкими системами. Любые сферы человеческой жизнедеятельности, в особенности обрамленные наличием профильных организаций с четким функциональным набором, могут столкнуться с необходимостью наращивать свою ресурсообеспеченность с целью роста адаптивного потенциала. Система социальной защиты населения, выполняющая в качестве основной функцию снижения социальной напряженности через распределение социальных благ между наиболее уязвимыми социальными слоями, сегодня рассматривается как область стратегически нацеленного вложения средств и сил в дело инновационного развития, что необходимо для своевременного и адекватного реагирования на возникновение
Социальные работники испытывают недостаток методических разработок по оценке качества социальных услуг.
Модернизация социальной защиты населения предусматривает совершенствование процесса оказания социальных услуг, усиление инновационного характера социальной работы, повышение качества и доступности социального обслуживания. Но за официальными заявлениями и переменами в законодательстве необходимо увидеть и проанализировать проблему своеобразной «перенастройки» потенциала рядовых социальных работников на включенность в процессы модернизации. Социологически актуальным становится вопрос соответствия осознания социальными работниками смысла и направления модернизации официально предначертанным путям перемен в системе социальной защиты населения. Вводимый в сферу подготовки социальных работников компетентност-ный подход призван способствовать формированию наиболее востребованных компетенций социальных работников. Наряду с теоретической подготовкой речь идет о развитии социально-технологических, исследовательских, социально-проектных компетенций, первые из которых призваны сформировать способность выстраивать процесс социальной работы в технологически выверенную последовательность, вторые — проводить исследовательски-
новых социальных проблем и на обновляемые требования клиентов.
аналитическую работу по социальной проблематике, третьи — проектировать процесс
т
дискуссия
журнал научных публикаций
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
внедрения инновационных методик работы, разрабатывать новые формы и методы социального обслуживания населения1.
Ответ на вопрос об -
особенностях индивидуальных конструирований путей профессионального развития социальных работников представляется весьма востребованным для формирования конкретных социальных практик подготовки специалистов данной сферы. Мысли социальных работников по поводу востребованности тех или иных аспектов компетенций являются своеобразным отражением профессионального видения путей роста адаптивного потенциала системы социальной защиты населения, хотя и не всегда могут соответствовать декларируемым целям социального развития. В этом видении — учет многих тонких аспектов сферы взаимодействия социального работника и клиента, не всегда знакомых тем, кто не сталкивался с практикой социального обслуживания.
Социологическое исследование, проводимое весной 2012 г. на базе центра социального обслуживания «Строгино» (г. Москва), было нацелено на выявление компетентностных предпочтений социальных работников, задействованных в надомном социальном обслуживании пожилых граждан. Данное направление социальной защиты населения является одним из самых массовых, в нем задействовано около 200 000 социальных работников по всей России, предоставляющих социальные услуги более 1,5 млн. клиентов2. В опросе, проведенном методом анкетирования, приняли участие респонденты, имеющие квалификацию «социальный работник». Им
Инновационные проекты в сфере
предоставления медицинских и психологических услуг являются самыми востребованными в области социального обслуживания пожилых граждан.
предлагалось оценить по степени значимости различные аспекты профессиональных компетенций, исходя из их предполагаемой востребованности в практике социального обслуживания. Полученные результаты, помимо всего прочего, отразили перипетии мысленного конструирования социальными работниками сферы своего профессионального развития в том социальном пространстве, которое содержит как совокупность объективных требований к развивающемуся профессионалу, так и потребность постоянно адаптировать формирующиеся структуры отношений сотрудников и клиентов к требованиям сохранения равновесия в данных системах.
Респондентам предлагалось ответить на 9 вопросов, из которых каждые три были посвящены какой-либо компетенции. Для этого предлагалось проранжировать по степени значимости четыре предложенных варианта ответа (самое значимое — 1 балл, самое малозначимое — 4 балла); отсюда ответ, набравший наименьшее количество баллов, признавался самым популярным. Результаты исследований компетентностных предпочтений респондентов представлены в табл. 1, 2, 3.
Очевидно то, что социальные работники испытывают недостаток методических разработок по оценке качества социальных услуг. Этот вопрос сегодня актуализируется в процессе формирования рынка социальных услуг, что особенно характерно для крупных мегаполисов. Немаловажна значимость умения устанавливать контакт с клиентом (респондентом) в процессе исследовательской работы, что естественно актуализирует потребность в психологических знаниях. Можно предположить, что социальные работники видят основной вектор развития исследовательской деятельности в сфере совершенствования разработок в оценке качества социальных услуг, но в контексте безусловного превалирования социально-психологического аспекта в методологии и методике этой работы.
Возможность технологизации социальной работы (приведения всех действий
Таблица 1
Предпочтения в сфере исследовательских компетенций
№ Вопрос, варианты ответов Степень значимости
1. Какие, на Ваш взгляд, приоритеты исследовательской деятельности в социальной работе наиболее важны?
в сфере качества социальных услуг 1
в сфере решения медико-социальных вопросов 2
в сфере решения психологических проблем 3
в сфере социальной геронтологии 4
2. Какими качествами исследователя должен обладать социальный работник?
умение установить контакт 1
умение прогнозировать 2
аналитическое мышление 3
хорошая память 4
3. Какими знаниями, необходимыми для исследовательской деятельности, должен обладать социальный работник?
в области психологии 1
в области социологии 2
в области медицины 3
в области юриспруденции 4
Таблица 2 Предпочтения в сфере социально-технологических компетенций
№ Вопрос, варианты ответов Степень значимости
1. Что, на Ваш взгляд, является главным в технологичности социального работника при обслуживании клиентов?
своевременность действий 1
упорядоченность действий 2
комплексность действий 3
правовая обеспеченность действий 4
2. Какая технология в социальной работе с пожилыми наиболее востребована сегодня?
социальное обслуживание 1
социальная реабилитация 2
социальная профилактика 3
социальное консультирование 4
3. Может ли, на Ваш взгляд, социальная работа быть технологичной?
да 1
скорее да 2
скорее нет 3
нет 4
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Таблица 3
Предпочтения в сфере социально-проектных компетенций
№ Вопрос, варианты ответов Степень значимости
1. Какими качествами должен обладать социальный проект в сфере социальной работы?
реализуемость 1
финансовое обеспечение 2
эффективность 3
актуальность 4
2. Какими качествами должен обладать социальный работник для реализации проектной деятельности?
организаторские способности 1
теоретическая подготовка 2
инициативность 3
творческие способности 4
3. Какие сферы социального обслуживания пожилых граждан нуждаются во внедрении инновационных проектов?
медико-социальное обслуживание 1
психологическая помощь пожилому человеку 2
социально-бытовое обслуживание 3
расширение коммуникаций клиента 4
к единому порядку и универсальным методикам) является спорным вопросом в научной среде, однако рядовые социальные работники не отрицают потенциальной технологичности социальной работы, и, как представляется, возможностей освоения этих технологий. Определение своевременности действий как прерогативного аспекта практической социальной работы наталкивает на мысль о том, что социальный работник конструирует реальность применения технологий социальной работы в первую очередь с позиций обеспечения живого реагирования на проблемы клиента, а отнюдь не с позиций многообразия применяемых методик (читай — комплексности). Рас -сматривая две важнейшие технологии — социальное обслуживание и социальную реабилитацию — как наиболее востребованные в работе с пожилыми, социальные работники в целом не идут вразрез с социально-тех-
нологической направленностью сегодняшней системы социальной защиты пожилых граждан.
Разработка и внедрение социальных проектов предполагает, по мнению социальных работников, оценку их потенциальной реализуемости и возможностей финансового обеспечения, однако такая важная характеристика, как эффективность проекта, отнюдь не ставится даже на второе место. Это может свидетельствовать не столько о слабой осведомленности соцработников в вопросах эффективности социальных проектов, но и о подспудном осознании относительности любых эффектов в такой сфере, как социальная работа. Организаторские способности, что имеет безусловную практическую значимость, указываются как наиболее предпочтительные для социально-проектной деятельности соцработника. Инновационные проекты в сфере предоставления меди-
Социальная сфера демонстрирует свою инертность в силу того, что многие нововведения пробуксовывают как из-за непонимания их клиентами, так и из-за скрытого недоверия самих социальных работников.
цинских и психологических услуг являются самыми востребованными в области социального обслуживания -пожилых граждан. Всё это свидетельствует о готовности социальных работников работать над теми проектами, которые отвечают требованиям физиологической и психологической = адаптации клиентов и не являются авантюрными по сути.
Внедряемые в работу социальных служб инновации, такие как автоматизированная система доставки заказов клиентам-надомникам, клининговые фирмы по уборке квартир клиентов, скайп-технологии общения с клиентами, распределение соц-работников по степени нуждаемости клиентов и другие, с одной стороны, говорят о безусловных шагах вперед в социальном обслуживании. С другой стороны, любая новая технология работы изменяет сложившуюся структуру восприятия и поддержания отношений между социальной службой и клиентами3. Социальная сфера демонстрирует свою инертность в силу того, что многие нововведения пробуксовывают как из-за непонимания их клиентами, так и из-за скрытого недоверия самих социальных работников. Отчасти это происходит от ощущения низких адаптивных возможностей системы социальной защиты, последствия
Те проблемы социальной работы, на решение которых сегодня настроены простые социальные работники, должны рассматриваться как отправная точка преобразований в данной области.
чего неминуемо должны отразиться на простых сотрудниках. Поэтому только кропотливая работа по формированию компетенций и инновационного мышления социальных работников должна повысить восприимчивость системы социальной защиты к нововведениям = и указать конкретные
пути развития.
Приведенные данные наглядно демонстрируют тот спектр проблематики социальной работы, который необходимо решать с помощью трансформаций в системе подготовки и повышения квалификации социальных работников. Безусловный упор на практику социального обслуживания, выявление самых последних тенденций во взглядах и настроениях социальных работников, а также повышенное внимание к потребностям клиентов социальных служб должны стать залогом роста адаптивности системы социальной защиты населения к общественным переменам. Также немаловажны вопросы стимулирования социальных работников к труду. Те проблемы социальной работы, на решение которых сегодня настроены простые социальные работники, должны рассматриваться как отправная точка преобразований в данной области. Особенности той структуры отношений, которая складывается между клиентом и социальным работником, а также методика ее структурирования в сознании этих субъектов являются источниками ответов на многие вопросы обеспечения эффективности модернизации системы социальной защиты населения. V
1. Технология социальной работы: учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой. — М.: Изд-во Юрайт, 2011.
2. Ерусланова Р. И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие. — М.: «Дашков и К», 2009. С. 14.
3. Энциклопедия социальных практик / Под. ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой — М.: ИТК «Дашков и К», 2011. С. 24.