УДК 378.172
С. С. Гордеева, В. Д. Паначев, С. Л. Панченко
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЦЕИСТОВ
Аннотация. В работе приводится анализ отношения лицеистов к физической культуре и здоровому образу жизни. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения здоровье детей ухудшается в 4-5 раз. Существующая система физического воспитания не обеспечивает должного уровня здоровья, не позволяет в полной мере реализовать огромный культурный потенциал этой деятельности.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, здоровый образ жизни, лицеисты, социологический анализ.
Abstract. The article analyzes the attitudes of lyceum pupils towards physical culture and healthy way of life. Physical examination data indicate 4-5fold health aggravations among pupils over the period of tuition. The existing system of physical education does not provide the due level of health and does not allow to fulfill the enormous cultural potential of this activity.
Key words: physical culture, physical education, healthy way of life, lyceum pupils, sociological analysis
В современном обществе здоровье рассматривается как социальное свойство личности, качественный и количественный уровень которого обеспечивает человеку конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональный рост. В настоящее время существуют различные многочисленные определения и ракурсы рассмотрения феномена здоровья и культуры здоровья. С этим связана сложность разработки программ по формированию культуры здоровья у населения, и в частности у молодежи.
Выделяют, например, некоторые наиболее известные подходы к пониманию сущности здоровья: медицинский, гигиенический, психологический, религиозный, биолого-информационный. В зависимости от этих подходов оздоровительная деятельность также понимается по-разному. С точки зрения аксиологического подхода здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии. Доминирование тех или иных ценностей, так же как и их переоценка в условиях кризиса, рассматриваются в качестве факторов, определяющих здоровье индивида или негативно влияющих на него. Результаты опросов взрослого населения и студентов показывают, что подавляющее большинство респондентов в системе ценностей помещает здоровье на 1-2-е ранговое место. Причем родители особо выделяют здоровье своих детей среди остальных слагаемых благополучия. Однако более глубокий социологический анализ обнаружил: для граждан собственное здоровье и здоровье своих детей ценно не само по себе, а как средство достижения жизненных целей, т.е. инструментально. Представляется, соответственно, что физическое и психическое здоровье современного студента важно не само по себе, а как средство для достижения успехов в учебе, приобретения более высокого рейтинга в вузе.
Исследование проводилось в 2009-2011 гг. по квотной выборке с охватом 5500 респондентов (школьников и лицеистов), 100 родителей и 50 учителей трех лицеев и 15 школ. По данным социологических опросов, проведенных нами в лицеях и школах г. Перми, среди важнейших приоритетов первые-вторые места респонденты отдают сохранению здоровья. Однако это было обусловлено дороговизной лечения, а не осознанным стремлением к здоровому образу жизни. На вопрос анкеты «Ниже перечислены некоторые жизненные ценности, к которым может стремиться взрослый человек. Выберите пять «самых-самых» важных для Вас» нами были получены следующие ответы респондентов из четырех групп (табл. 1).
Таблица 1
Жизненные ценности лицеистов и их родителей, учителей трех лицеев (процент от общего числа опрошенных по каждой группе, п = 5500)
Жизненные ценности Лицеисты Родители Учителя
10 класс 11 класс
Хорошая семья и дети 87 88 86 91
Хорошее здоровье 68 70 80 76
Любимая работа, успешная деловая карьера 68 67 72 62
Материальное благополучие, экономическая независимость, самостоятельность 58 46 65 79
Хорошие жилищные условия 42 46 27 52
Сознание того, что приносишь пользу людям 23 25 16 11
Содержательный, интересный досуг, возможность заниматься любимыми увлечениями в свободное время 27 20 23 11
Порядочность, совестливость, доброе имя 23 23 40 17
Хорошие товарищи, верные друзья 66 54 47 37
Чувство безопасности от насилия, грабежа, разбоя, воровства 21 16 22 13
Другие 1,6 1,5 2,1 0,5
Затруднились ответить 1,4 1,9 0,7 0,7
Нетрудно видеть, что здоровье занимает «вторую «твердую» позицию как у лицеистов, так и их родителей. Иерархия жизненных ценностей юношей и девушек, молодых людей, учащихся лицеев и школ, практически идентична (табл. 2).
Естественно, преобладающая мотивация ответа связана с низким уровнем доходов большей части населения страны. Нельзя забывать, что здоровый человек обладает высокой работоспособностью и, следовательно, может выполнить больше работы и получить более высокую оплату. Таким образом, через укрепление здоровья можно повысить и уровень благосостояния. Замеченная тенденция, когда здоровье выступает средством для других целей, просматривается и через следующие вопросы. Так, если бы респондентам предложили поехать работать в страну, климат которой вреден для здоровья, менее половины отказались бы от поездки; четверть поехала бы, предвари-
тельно подлечившись; пятая часть респондентов не знала, как бы они поступили, а 12 % поехали бы «несмотря ни на что». На вопрос о том, при каких условиях респонденты пошли бы работать на вредное производство, только 27 % заявили, что «ни при каких», а 70 % пошли бы работать. Социальноэкономические преобразования, произошедшие в последние 10-15 лет в России, и недостаточная эффективность отечественной системы здравоохранения обусловливают системное ухудшение состояния здоровья, рост заболеваемости и смертности населения России, в том числе детей и подростков. Современная социальная политика в сфере здравоохранения ориентирована в основном на улучшение качества медицинского обслуживания, а не на формирование основ санитарно-гигиенической и физической культуры, здорового стиля жизни, здоровьесберегающего поведения. Как отмечают зарубежные и российские исследователи, изучению состояния здоровья и образа жизни детей школьного возраста до недавнего времени не уделялось должного внимания. Это объясняется тем, что школьники рассматривались как социальная группа, которая характеризуется наименьшим риском смертности и заболеваемости, с одной стороны, и относительно низким (по сравнению с другими группами населения) уровнем социальной и политической активности -с другой. Выраженное ухудшение здоровья школьников в разных странах мира, объясняющееся негативным влиянием различных факторов, возникновение и распространение таких явлений и болезней, как детская преступность, токсикомания, наркомания, ВИЧ-инфицированность и другие, способствуют изменению отношения членов правительства, руководящих работников системы здравоохранения, образования и других ведомств к проблемам детей и подростков.
Таблица 2
Жизненные ценности лицеистов и школьников трех лицеев и 15 школ (процент от общего числа опрошенных по каждой группе)
Жизненные ценности Лицеисты Школьники
Юноши Девушки
Хорошая семья и дети 89 87 88
Хорошее здоровье 66 72 70
Любимая работа, успешная деловая карьера 69 70 67
Материальное благополучие, экономическая независимость, самостоятельность 58 61 46
Сознание того, что приносишь пользу людям 26 21 25
Хорошие жилищные условия 41 44 46
Содержательный, интересный досуг, возможность заниматься любимыми увлечениями в свободное время 31 24 20
Сохраняется сравнительно высокий уровень смертности в детском и подростковом возрасте. При этом основной причиной смерти являются несчастные случаи, отравления и травмы. Данные, подтверждающие это, представлены в табл. 3.
Результаты комплексных медицинских осмотров детей и подростков России свидетельствуют о том, что только 15 % детей считаются полностью здоровыми. Заболеваемость детей в последние годы составляет около 1400-
1500, а подростков - 2500 и более болезней на каждые 1000 человек, прошедших медицинский осмотр. Всероссийская диспансеризация детей в возрасте до 18 лет проводилась по всей стране с 15 апреля 2002 г. Осмотру подлежали все дети, включая тех, кто воспитывался в детских домах и домах ребенка, а также беспризорников. Поэтому полученные данные можно считать достаточно представительными. На вопрос анкеты «Сколько примерно дней Вы пропустили по болезни с января этого года?» нами были получены следующие ответы (табл. 4).
Таблица 3
Уровень смертности в детском и подростковом возрасте в субъектах РФ (в расчете на 100 тыс. подростков)
Субъекты РФ Умерли в 2009 г.:
всего в том числе от несчастных случаев, отравлений, травм
Курганская обл. 151 109
Свердловская обл. 164 120
Челябинская обл. 169 140
Тюменская обл. 149 121
в том числе:
Ханты-Мансийский АО 123 105
Ямало-Ненецкий АО 148 128
Таблица 4
Пропуски уроков по болезни лицеистов и школьников (процент от общего числа опрошенных по каждой группе)
Пропустил по болезни Лицеисты Учащиеся школ
10 класс 11 класс Юноши Девушки
Не более трех дней 17 21 18 16
4-5 дней 12 14 13 12
6-10 дней 16 14 14 18
11-15 дней 11 9 12 11
16-20 дней 6 5 5 7
Более 20 дней 8 9 8 8
Ни одного 30 27 31 29
Затруднились ответить 0,8 2,0 - -
Самосохранительное отношение и поведение индивида вытекает из знания и принятия им основных социальных ценностей человека: индивидуального смысла жизни, направленного на самореализацию духовных и физических способностей и потенциальных возможностей в здоровье, любви, красоте, материальном благополучии, общении с людьми и т.п. Основой здесь выступает биологический инстинкт самосохранения человека, осознанный применительно к социально-культурным условиям существования. Важную роль в процессе осознания и принятия в качестве цели самосохранительного поведения играют знания о природе, сущности человека, его здоровье и факторах, его сохраняющих.
В отличие от этого, содержание саморазрушительного поведения индивида характеризуется нежеланием считаться с нормами здорового образа
жизни, питания, режима работы и отдыха, оздоровительными рекомендациями валеологии, предписаниями медицины, санитарии и гигиены. Занятия гигиенической гимнастикой не исключают ее превращения в тренировочную. Тогда к ней добавляют специальные упражнения на гибкость, силу, прыгучесть, равновесие, ловкость, выносливость. Это бег, прыжки в длину и высоту и пр. На вопрос анкеты нашим респондентам «Каково Ваше участие в физической культуре и спорте?» нами были получены следующие ответы (табл. 5).
Таблица 5
Виды занятий физической культурой и спортом лицеистов и их родителей, учителей (процент от общего числа опрошенных по каждой группе, п = 5500)
Виды занятий Лицеисты Родители Учителя
10 класс 11 класс
Делаю физзарядку более или менее регулярно 14 14 14 6
от случая к случаю 19 19 29 22
Занимаюсь в спортивной секции 24 31 2,7 4,1
Иногда участвую в соревнованиях 13 18 3,3 6
Хожу в тренажерный зал 9 9 9 14
Сам индивидуально: занимаюсь бегом 10 11 2,7 3,6
хожу на лыжах 11 7 13 11
люблю плавать 24 17 20 15
занимаюсь гирями, гантелями 7 3,3 2,5 8
занимаюсь сноубордом 6 1,5 - 0,4
катаюсь на коньках 15 10 8 10
Хожу в турпоходы 7 8 5 8
Езжу на мотоцикле, велосипеде 15 16 3 6
Играю в шахматы 7 4 5 4
Другие варианты 9 4 41 6
В настоящее время спортом не занимаюсь, к сожалению, нет времени и условий 8 9 - 31
Затруднились ответить 2,2 2,8 0,7 2,0
В современной науке существует несколько подходов к исследованию состояния здоровья детей и подростков: медико-биологический, экологический, социальный и др. [1, с. 224; 2, с. 141-144; 3, с. 62; 4, с. 43; 5, с. 139-141; 6, с. 10]. Многочисленные исследования с применением в первую очередь медико-биологических методов позволяют определить конкретные количественные показатели, характеризующие состояние здоровья людей. Однако констатация фактов снижения уровня здоровья лишь способствует привлечению огромных средств в производство различных лекарственных препаратов и не позволяет разработать и тем более реализовать комплексные программы оздоровления населения. Медицина оказывается все более бессильной в решении проблем выраженного снижения уровня физического компонента здоровья и психофизического потенциала людей еще и потому, что, как многократно было показано исследователями разных стран, среди факторов, влияющих на здоровье, здравоохранению принадлежит лишь около 10-12 %, наследственность определяет 15-20 %, экология - 10-15 % и 50 % - образ жизни, в изучении которого ведущее место занимает педагогика и социология.
Список литературы
1. Миллман, Д. Совершенное владение телом и разумом. Как добиться успеха в спорте и жизни / Д. Миллман. - СПб. : Изд. группа «Весь», 2010.
2. Гринберг, Р. С. Системный анализ российской трансформации / Р. С. Гринберг // Социс. - 2010. - № 9. - С. 141-144.
3. Жигунова, Г. В. Образование детей с инвалидностью как фактор их социальной адаптации и интеграции / Г. В. Жигунова // Социология образования. - 2010. -№ 3. - С. 62.
4. Зборовский, Г. Модернизация образования сквозь призму социальной политики / Г. Зборовский // Журнал исследований социальной политики. - 2010. -Т. 8, № 1. - С. 43.
5. Шклярук, В. Я. Сохранение здоровья как фактора социального самочувствия производственного персонала / В. Я. Шклярук // Социс. - 2009. - № 2. - С. 139-141.
6. Кочетков, В. Мои уроки физкультуры / В. Кочетков // Физкультура и спорт. -2009. - № 10. - С. 10.
Гордеева Светлана Сергеевна старший преподаватель, кафедра физической культуры, Пермский государственный технический университет
E-mail: panachev@pstu.ru
Панченко Сергей Львович мастер спорта, старший преподаватель, кафедра физической культуры, Пермский государственный технический университет
E-mail: panachev@pstu.ru
Паначев Валерий Дмитриевич доктор социологических наук, заведующий кафедрой физической культуры, Пермский государственный технический университет, академик Международной академии наук педагогического образования, мастер спорта, председатель Президиума Олимпийской академии Прикамья
E-mail: panachev@pstu.ru
Gordeeva Svetlana Sergeevna Senior lecturer, sub-department of physical training, Perm State Technical University
Panchenko Sergey Lvovich
Applicant, master of sports, senior lecturer,
sub-department of physical training,
Perm State Technical Univeristy
Panachev Valery Dmitrievich Doctor of sociological sciences, head of sub-department of physical training, Perm State Technical University, academician of the International Academy of Sciences of pedagogical education, master of sports, chairman of the Prikamye Olympic Academy committee
УДК 378.172 Гордеева, С. С.
Социологический анализ физической культуры и здорового образа жизни лицеистов / С. С. Гордеева, В. Д. Паначев, С. Л. Панченко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2011. - № 1 (17). - С. 85-90.