Хайруллина Ю.Р., Хизбуллина Р.Р.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЭНЕРГООТРАСЛИ
В данной статье приводятся результаты социологического исследования особенности практической подготовки молодых специалистов в современной системе образования на примере организации производственной практики студентов Казанского государственного энергетического университета.
Ключевые слова: производственная практика, профессиональная социализация, молодые специалисты, энергопромышленный кластер, высшая школа.
Трансформация системы образования начинается, прежде всего, с изменения места и роли образования в социальных процессах. Любая трансформация системы образования означает ее приведение в соответствие с требованиями сегодняшнего дня и является ответом на цивилизационные вызовы, с которыми встречается наше общество в период кризисных изменений. Как отмечают исследователи [1], она происходит на фоне глубокого социально - экономического кризиса, изменения системы жизненных и трудовых ценностей, спада производства, осознания непрестижности и «низкооплачиваемости» инженерной специальности, нарастания массовой безработицы. В этих условиях, практическое значение приобретает проблема подготовки молодых инженерных кадров, содержание и ориентация учебных программ. Сегодня предприятия нуждаются в специалистах не только с узкопрофильными, но и системными знаниями в области интеллектуальной собственности, стратегии выполнения различного рода информационных, экономических и технических программ.
В отечественной научной литературе есть работы, посвященные вопросам профессионально-технического образования (С.А. Владимирский, П.К. Энгельмейер) и др. [2], в которых рассматривается профессиональная компетентность, её механизмы и сущность формирования, связанные с качественной подготовкой молодых специалистов в процессе обучения. Особенности развития личности молодых специалистов, механизмы их профессиональной социализации, особенности профессиональноориентированного развития анализируются в трудах отечественных ученых: Н.Ш. Валеевой, В.И. Жуковой, Е.А. Климова, А.К. Марковой
Н.М. Платоновой, О.В. Ромашова, Н.А. Ручковой, В.Д. Шадриковой и др. Однако, в современных условиях недостаточно выявлен механизм формирования теоретических и практических навыков, а также процесс формирования профессиональных компетенций молодых специалистов технического профиля в рамках социально - профессиональной социализации в Республике Татарстан в современных социально-экономических условиях.
В условиях сложившегося в настоящее время социальноэкономического положения выпускников технических специальностей на рынке труда Республика Татарстан должна взять курс на проведение активной политики в отношении интеграции выпускников вузов как будущих молодых специалистов в инновационную стратегию Республики Татарстан. Сегодня основная национальная идея республики - это политика активного развития и высокой конкурентоспособности.
Как показывают проведенные исследования, модель качественно подготовленного молодого специалиста должна сочетать в себе хорошие теоретические и практические навыки. Важной частью практической подготовки в условиях новой образовательной среды является организация производственной практики. На выявление места и роли производственной практики в подготовке молодых специалистов было направлено авторское социологическое исследование, проводимое по авторской анкете. КСИ было проведено в 2009-2010 гг. Выборочную совокупность составили студенты старших курсов КГЭУ (п=800). Пропорции внутри выборочной совокупности соответствуют социально-демографическим характеристикам генеральной совокупности. Рассмотрим некоторые результаты данного исследования.
Условия труда как объективные факторы, влияющие на содержание производственной практики, респонденты оценивают следующим образом. Полностью удовлетворены освещенностью (69%); наличием системы отопления (67%); соблюдением всех необходимых санитарных условий (53%); наличием необходимого оборудования (54%) (см. рис.№1). Несколько ниже оценивается наличие систем кондиционирования (45%) и удобное расположение предприятия (43%). Относительно низко студенты-практиканты оценивают наличие высокотехнологичного оборудования рабочего места (39%). В целом, в иерархии объективных факторов условия труда, техническо-экологические факторы высоко оцениваются респондентами. Однако, полученная более низкая оценка уровня использования высокотехнологичного оборудования заслуживает особого вни-
мания, т.к. работа с современным инновационным оборудованием могла бы стать хорошей квалификационной составляющей для приращения навыков в работе будущих специалистов предприятий энергоотрасли.
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
да скорее да, чем нет нет скорее нет, чем да
□ Достаточная степень освещенности
□ Наличие систем кондиционирования (было комфортно работать, было не душно)
□ Наличие системы отопления (было тепло)
□ Удобное расположение предприятия (легко добраться)
□ Комфортное здание, помещение
□ Высокотехнологичное оборудование рабочего места
□ Соблюдение всех необходимых санитарных условий
□ Наличие необходимого оборудования
Рис. 1. Распределение ответов респондентов об удовлетворенности условиями труда на предприятиях
Другим объективным фактором, влияющим на содержание производственной практики, выступает взаимодействие практикантов и руководства предприятий в ходе практики. Согласно мнению респондентов, в целом руководство проявляло интерес к их работе в процессе производственной практики (рис. 2). Наибольший интерес руководство проявляло к работе студентов-практикантов факультета энергомашиностроения (ЭМФ) - (32%). Несколько ниже оценивают заинтересованность руководства практикантами института теплоэнергетики (ИТЭ) - (26%) и института электроэнергетики (ИЭЭ) - (25%). В целом, целесообразно усиление взаимодействие специалистов предприятий со студентами-практикантами по всем направлениям подготовки специалистов, т.к. это способствует мотивации на перспективу работы на энергетических предприятиях.
60% -50% -40% -30% -20% -10% -0% -
□ Ваш институт/факультет ЭМФ □ Ваш институт/факультет ИТЭ
□ Ваш институт/факультет ИЭЭ □ Ваш институт/факультет ИЭСТ
50%
38%39%38%
32% 29%
26%25% 23%91% 17%
% 9 %1 0 2
10% 14%
і
да скорее да. чем нет скорее нет. чем да нет
Рис. 2. Распределение ответов респондентов о заинтересованности руководства работой практикантов
В рамках исследования анализировалась роль производственной практики в учебном процессе. Оценивая значение знаний, полученных в ходе обучения в вузе по общепрофильным и специальным дисциплинам для работы по специальности, респонденты отметили следующее. Полностью удалось понять связь специальных дисциплин с профессией - 26,9% опрошенных; связь общепрофессиональных дисциплин с профессией несколько ниже - 22,4%; совсем не поняли связи общепрофессиональных дисциплин - 22,9% респондентов (рис. 3).
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
>54,(
26 9%
22,4%
13,3%
16 9%
6,0%
полностью удалось скорее да, чем нет скорее нет, чем да нет, не удалось
□ СД% СЮПД%
3
Рис. 3. Понимание студентами связи преподаваемых дисциплин цикла ОПД и ДС
В рамках полученных данных авторы считают целесообразным проведение коррекции циклов общепрофессиональных и специальных дисциплин с учетом производственного заказа с целью формирования устойчивого представления и понимания их связи у студентов-практикантов с будущей профессиональной деятельностью. Это значит, что необходимо более тесно увязывать связь преподаваемых дисциплин с реальными задачами производства и на более ранних сроках обучения в рамках профессионализации. Это подтверждается ответами респондентов о необходимости введения производственной практики, начиная со второго курса обучения - 46% (4 курс), 46% (5 курс) (рис. 4).
50%
45%
40%
35%
30%
25%
20%
15%
10%
5%
0%
46%
46%
29%
26%
33%
21%
4 курс
I □ Полностью согласен
Курс обучения:
□ Частично согласен
5 курс
□ Не согласен
Рис. 4. Мнение респондентов о необходимости введения производственной практики в учебный план со 2-го курса обучения
Итак, проблема повышения конкурентоспособности выпускников Казанского государственного энергетического университета неразрывно связана с переходом от процесса получения знаний и навыков в ходе обучения к применению знаний и реализации компетенций в рамках индивидуальной и коллективной трудовой деятельности в реальных условиях предприятия, функционирующего по жестким экономикоконкурирующим законам. Поэтому, в рамках дальнейшей работы по построению согласованной образовательной модели должно быть предусмотрено максимально тесное сотрудничество высшей школы с предприятиями энергоотрасли.
Однако производственная практика нацелена не только на формирование профессиональных практических навыков студента. Процесс профессиональной социализации, желание и способность к усвоению опыта, норм и обязанностей зависит не только от того, насколько будет практикант заинтересован в работе на данном предприятии, но и насколь-
ко «хорошо» будущего молодого специалиста «примет» организация. Как известно, ядро любой организации составляют «полностью идентифицированные сотрудники» [3]. Чем раньше молодой специалист соизмерит себя с членством в организации, тем быстрее он перейдет из частично идентифицированных сотрудников в заключительную интеграционную стадию. В данной связи профессионально-адаптационный период молодого сотрудника также может быть существенно сокращен в случае, если молодой специалист рано, будучи практикантом, идентифицирует себя с коллективом и с предприятием в целом.
Повышение качества практического обучения в ходе профессиональной подготовки студентов, будущих молодых специалистов становится актуальной проблемой для высшей школы в целом и отраслевых вузов в частности. Выявлено, что чем ниже заинтересованность студента в организации практического обучения, уровня получения качественных профессиональных знаний, навыков и умений, тем меньше желание проходить практику в реальных производственных условиях. При этом, если выпускник высшей школы слабо подготовлен в теоретическом, а особенно в практическом плане, он, несомненно, проигрывает в современных рыночных условиях из-за отсутствия должного уровня конкурентоспособности. В конечном итоге, проигрывают все участники рынка: и сами молодые специалисты, и предприятия энергоотрасли, и государство в целом.
Производственная практика студентов на предприятиях является тем самым индикатором, которая, с одной стороны, выявляет перспективы молодого специалиста, а с другой стороны показывает готовность предприятия к инновационному развитию за счет подготовки кадров новой формации.
Источники
1. Опенков М. Ю. Ценность незаменимого специалиста и трансформация системы образования // Ценности современного образования: региональный аспект / Сев.-зап. отд-е РАО, ПГУ. Архангельск: ПГУ, 2004. С. 12-14.
2. http://www.eduhmao.ru/mfo/1/3812/24324 - [Электронный ресурс]
3. Высшее техническое образование. Мировые тенденции развития, образовательные программы, качество подготовки специалистов, инженерная педагогика // Под ред. В.М. Жураковского. М.: Высшая школа, 1998. 300 с.
Зарегистрирована 28.02.2011 г