Научная статья на тему 'Социологические исследования по организации призводственной практики при подготовке молодых специалистов в энергоотрасли'

Социологические исследования по организации призводственной практики при подготовке молодых специалистов в энергоотрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ЭНЕРГОПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / ВЫСШАЯ ШКОЛА / INDUSTRIAL PRACTICE / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / YOUNG EXPERTS / POWER BRANCH / THE HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайруллина Юлдуз Ракибовна, Хизбуллина Радмила Радиковна

В данной статье приводятся результаты социологического исследования особенности практической подготовки молодых специалистов в современной системе образования на примере организации производственной практики студентов Казанского государственного энергетического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайруллина Юлдуз Ракибовна, Хизбуллина Радмила Радиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL RESEARCHES ON ORGANIZATION OF INDUSTRIAL PRACTICE OF YOUNG EXPERTS IN POWER BRANCH

In the given article the results of sociological research of feature of practical preparation of young experts in a modern education system on an example of the organization of an industrial practice of students of the Kazan state power engineering university is resulted.

Текст научной работы на тему «Социологические исследования по организации призводственной практики при подготовке молодых специалистов в энергоотрасли»

Хайруллина Ю.Р., Хизбуллина Р.Р.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЭНЕРГООТРАСЛИ

В данной статье приводятся результаты социологического исследования особенности практической подготовки молодых специалистов в современной системе образования на примере организации производственной практики студентов Казанского государственного энергетического университета.

Ключевые слова: производственная практика, профессиональная социализация, молодые специалисты, энергопромышленный кластер, высшая школа.

Трансформация системы образования начинается, прежде всего, с изменения места и роли образования в социальных процессах. Любая трансформация системы образования означает ее приведение в соответствие с требованиями сегодняшнего дня и является ответом на цивилизационные вызовы, с которыми встречается наше общество в период кризисных изменений. Как отмечают исследователи [1], она происходит на фоне глубокого социально - экономического кризиса, изменения системы жизненных и трудовых ценностей, спада производства, осознания непрестижности и «низкооплачиваемости» инженерной специальности, нарастания массовой безработицы. В этих условиях, практическое значение приобретает проблема подготовки молодых инженерных кадров, содержание и ориентация учебных программ. Сегодня предприятия нуждаются в специалистах не только с узкопрофильными, но и системными знаниями в области интеллектуальной собственности, стратегии выполнения различного рода информационных, экономических и технических программ.

В отечественной научной литературе есть работы, посвященные вопросам профессионально-технического образования (С.А. Владимирский, П.К. Энгельмейер) и др. [2], в которых рассматривается профессиональная компетентность, её механизмы и сущность формирования, связанные с качественной подготовкой молодых специалистов в процессе обучения. Особенности развития личности молодых специалистов, механизмы их профессиональной социализации, особенности профессиональноориентированного развития анализируются в трудах отечественных ученых: Н.Ш. Валеевой, В.И. Жуковой, Е.А. Климова, А.К. Марковой

Н.М. Платоновой, О.В. Ромашова, Н.А. Ручковой, В.Д. Шадриковой и др. Однако, в современных условиях недостаточно выявлен механизм формирования теоретических и практических навыков, а также процесс формирования профессиональных компетенций молодых специалистов технического профиля в рамках социально - профессиональной социализации в Республике Татарстан в современных социально-экономических условиях.

В условиях сложившегося в настоящее время социальноэкономического положения выпускников технических специальностей на рынке труда Республика Татарстан должна взять курс на проведение активной политики в отношении интеграции выпускников вузов как будущих молодых специалистов в инновационную стратегию Республики Татарстан. Сегодня основная национальная идея республики - это политика активного развития и высокой конкурентоспособности.

Как показывают проведенные исследования, модель качественно подготовленного молодого специалиста должна сочетать в себе хорошие теоретические и практические навыки. Важной частью практической подготовки в условиях новой образовательной среды является организация производственной практики. На выявление места и роли производственной практики в подготовке молодых специалистов было направлено авторское социологическое исследование, проводимое по авторской анкете. КСИ было проведено в 2009-2010 гг. Выборочную совокупность составили студенты старших курсов КГЭУ (п=800). Пропорции внутри выборочной совокупности соответствуют социально-демографическим характеристикам генеральной совокупности. Рассмотрим некоторые результаты данного исследования.

Условия труда как объективные факторы, влияющие на содержание производственной практики, респонденты оценивают следующим образом. Полностью удовлетворены освещенностью (69%); наличием системы отопления (67%); соблюдением всех необходимых санитарных условий (53%); наличием необходимого оборудования (54%) (см. рис.№1). Несколько ниже оценивается наличие систем кондиционирования (45%) и удобное расположение предприятия (43%). Относительно низко студенты-практиканты оценивают наличие высокотехнологичного оборудования рабочего места (39%). В целом, в иерархии объективных факторов условия труда, техническо-экологические факторы высоко оцениваются респондентами. Однако, полученная более низкая оценка уровня использования высокотехнологичного оборудования заслуживает особого вни-

мания, т.к. работа с современным инновационным оборудованием могла бы стать хорошей квалификационной составляющей для приращения навыков в работе будущих специалистов предприятий энергоотрасли.

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

да скорее да, чем нет нет скорее нет, чем да

□ Достаточная степень освещенности

□ Наличие систем кондиционирования (было комфортно работать, было не душно)

□ Наличие системы отопления (было тепло)

□ Удобное расположение предприятия (легко добраться)

□ Комфортное здание, помещение

□ Высокотехнологичное оборудование рабочего места

□ Соблюдение всех необходимых санитарных условий

□ Наличие необходимого оборудования

Рис. 1. Распределение ответов респондентов об удовлетворенности условиями труда на предприятиях

Другим объективным фактором, влияющим на содержание производственной практики, выступает взаимодействие практикантов и руководства предприятий в ходе практики. Согласно мнению респондентов, в целом руководство проявляло интерес к их работе в процессе производственной практики (рис. 2). Наибольший интерес руководство проявляло к работе студентов-практикантов факультета энергомашиностроения (ЭМФ) - (32%). Несколько ниже оценивают заинтересованность руководства практикантами института теплоэнергетики (ИТЭ) - (26%) и института электроэнергетики (ИЭЭ) - (25%). В целом, целесообразно усиление взаимодействие специалистов предприятий со студентами-практикантами по всем направлениям подготовки специалистов, т.к. это способствует мотивации на перспективу работы на энергетических предприятиях.

60% -50% -40% -30% -20% -10% -0% -

□ Ваш институт/факультет ЭМФ □ Ваш институт/факультет ИТЭ

□ Ваш институт/факультет ИЭЭ □ Ваш институт/факультет ИЭСТ

50%

38%39%38%

32% 29%

26%25% 23%91% 17%

% 9 %1 0 2

10% 14%

і

да скорее да. чем нет скорее нет. чем да нет

Рис. 2. Распределение ответов респондентов о заинтересованности руководства работой практикантов

В рамках исследования анализировалась роль производственной практики в учебном процессе. Оценивая значение знаний, полученных в ходе обучения в вузе по общепрофильным и специальным дисциплинам для работы по специальности, респонденты отметили следующее. Полностью удалось понять связь специальных дисциплин с профессией - 26,9% опрошенных; связь общепрофессиональных дисциплин с профессией несколько ниже - 22,4%; совсем не поняли связи общепрофессиональных дисциплин - 22,9% респондентов (рис. 3).

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

>54,(

26 9%

22,4%

13,3%

16 9%

6,0%

полностью удалось скорее да, чем нет скорее нет, чем да нет, не удалось

□ СД% СЮПД%

3

Рис. 3. Понимание студентами связи преподаваемых дисциплин цикла ОПД и ДС

В рамках полученных данных авторы считают целесообразным проведение коррекции циклов общепрофессиональных и специальных дисциплин с учетом производственного заказа с целью формирования устойчивого представления и понимания их связи у студентов-практикантов с будущей профессиональной деятельностью. Это значит, что необходимо более тесно увязывать связь преподаваемых дисциплин с реальными задачами производства и на более ранних сроках обучения в рамках профессионализации. Это подтверждается ответами респондентов о необходимости введения производственной практики, начиная со второго курса обучения - 46% (4 курс), 46% (5 курс) (рис. 4).

50%

45%

40%

35%

30%

25%

20%

15%

10%

5%

0%

46%

46%

29%

26%

33%

21%

4 курс

I □ Полностью согласен

Курс обучения:

□ Частично согласен

5 курс

□ Не согласен

Рис. 4. Мнение респондентов о необходимости введения производственной практики в учебный план со 2-го курса обучения

Итак, проблема повышения конкурентоспособности выпускников Казанского государственного энергетического университета неразрывно связана с переходом от процесса получения знаний и навыков в ходе обучения к применению знаний и реализации компетенций в рамках индивидуальной и коллективной трудовой деятельности в реальных условиях предприятия, функционирующего по жестким экономикоконкурирующим законам. Поэтому, в рамках дальнейшей работы по построению согласованной образовательной модели должно быть предусмотрено максимально тесное сотрудничество высшей школы с предприятиями энергоотрасли.

Однако производственная практика нацелена не только на формирование профессиональных практических навыков студента. Процесс профессиональной социализации, желание и способность к усвоению опыта, норм и обязанностей зависит не только от того, насколько будет практикант заинтересован в работе на данном предприятии, но и насколь-

ко «хорошо» будущего молодого специалиста «примет» организация. Как известно, ядро любой организации составляют «полностью идентифицированные сотрудники» [3]. Чем раньше молодой специалист соизмерит себя с членством в организации, тем быстрее он перейдет из частично идентифицированных сотрудников в заключительную интеграционную стадию. В данной связи профессионально-адаптационный период молодого сотрудника также может быть существенно сокращен в случае, если молодой специалист рано, будучи практикантом, идентифицирует себя с коллективом и с предприятием в целом.

Повышение качества практического обучения в ходе профессиональной подготовки студентов, будущих молодых специалистов становится актуальной проблемой для высшей школы в целом и отраслевых вузов в частности. Выявлено, что чем ниже заинтересованность студента в организации практического обучения, уровня получения качественных профессиональных знаний, навыков и умений, тем меньше желание проходить практику в реальных производственных условиях. При этом, если выпускник высшей школы слабо подготовлен в теоретическом, а особенно в практическом плане, он, несомненно, проигрывает в современных рыночных условиях из-за отсутствия должного уровня конкурентоспособности. В конечном итоге, проигрывают все участники рынка: и сами молодые специалисты, и предприятия энергоотрасли, и государство в целом.

Производственная практика студентов на предприятиях является тем самым индикатором, которая, с одной стороны, выявляет перспективы молодого специалиста, а с другой стороны показывает готовность предприятия к инновационному развитию за счет подготовки кадров новой формации.

Источники

1. Опенков М. Ю. Ценность незаменимого специалиста и трансформация системы образования // Ценности современного образования: региональный аспект / Сев.-зап. отд-е РАО, ПГУ. Архангельск: ПГУ, 2004. С. 12-14.

2. http://www.eduhmao.ru/mfo/1/3812/24324 - [Электронный ресурс]

3. Высшее техническое образование. Мировые тенденции развития, образовательные программы, качество подготовки специалистов, инженерная педагогика // Под ред. В.М. Жураковского. М.: Высшая школа, 1998. 300 с.

Зарегистрирована 28.02.2011 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.