10. Фромм Э. Психоанализ и религия. Сумерки богов. М., 1990.
11. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20.
12. Яблоков И.Н. Проблема определения религии // История религии. В 2 т. Т. 1. Учебник / В.В. Винокуров, А.П. Забияко, З.Г. Лапина и др.; Под общей ред. И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 2002.
References
1. Durgkheim E. The Elementary Forms of the Religion Life. L., 1971
2. Weber M. Sociology of Religion (Types of Religious Communities) // Selected Writings. Image of Society. M.: Yurist (Liki Kultury), 1994.
3. Garadzha V.I. //http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00065/87500.htm&stpar1=27.532.1
4. James W. The Varieties of Religious Experience // Mysticism. Religion. Science. Classics of Religious Studies Worldwide. Anthology/ Compiled and ed. By A.N. Krasnikov. M., 1998.
5. World Classics of Religious Studies. Anthology V. 1/ Compiled and ed. by A.N. Krasnikov. M., 1996.
6. Mayorov G.G. Development of Medieval Philosophy // Mayorov G.G. M.: Mysl', 1979.
7. The Nicene Crede. [Online resource]:http://ru.wikipedia.org/wiki/
8. Religion and Society: Reader in Sociology of Religion. M., 1996
9. FicinoMarsilio [Online resource]: http://persona.rin.ru/view/f/0/28538/fichino-marsilio-ficino-marsilio
10. Fromm E. Psychoanalysis and Religion // Fromm E. Gotterdammerung. M., 1990.
11. Elgels F. Dialectics of Nature // Marx K., Engels F. Complete Works, 2-nd Edition, V. 20.
12. Yablokov I.N. Problem of Defining a Religion // History of Religion. In 2 volumes. V. 1/ Ed. by I.N. Yablokov. M.: Vfysshaya Shkola, 2002.
УДК 291.11
UDC 291.11
О.В. ХЛОПКОВА
аспирант кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета E-mail: oksana-hlopkova@mail.ru
O.V. KHLOPKOVA
postgraduate student of Philosophy and Religious Studies Department of Vladimir State University E-mail: oksana-hlopkova@mail.ru
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМА В СВЕТЕ ЗАПАДНЫХ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЙ*
RELIGIOSITY ASPECTS OF CONTEMPORARY TERRORISM IN LIGHT OF WESTERN SOCIO-PHILOSOPHICAL CONCEPTS
В статье рассматриваются вопросы исследования религиозности как фактора террористического поведения. Анализируются основные подходы к исследованию данного явления в западных социально-философских концепциях. Предлагаются пути устранения террористической угрозы.
Ключевые слова: терроризм, религиозность, толерантность, гуманитарная безопасность.
This article reviews the study of religion as a factor in terrorist behavior. It analyzes the main approaches to the study of this phenomenon in Western social and philosophical concepts. It offers solutions for dismissal of terrorist threats.
Keywords: terrorism, religion, tolerance, human security.
Относительно новым явлением, вопиюще противоречащим традиционным представлениям о религии как моральной и интегративной основе общества, стал современный терроризм, выступивший как крайняя форма проявления экстремизма и «конфессионального эксклюзивизма», превратившись в одну из наиболее опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. События, происходящие в мире,
свидетельствуют о том, что межконфессиональные противоречия и фундаменталистские течения придают терроризму особую остроту.
А.Ш. Викторов отмечает, что в социальной науке не выработано единого понятия терроризма и единого подхода к его пониманию. Проанализировав литературу, автор выявил около 200 определений терроризма [14, с. 84]. Исследователи утверждают, что терроризм -сложное явление, в котором тесно переплелись рели-
*Статья публикуется при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.2120
© О.В. Хлопкова © O.V. Khlopkova
гиозный фанатизм, расовая ненависть, национальная нетерпимость, социальный и политический экстремизм, где присутствует весь набор асоциальных целей, нелегальных, нелегитимных и преступных методов их реализации [14, с. 86].
В целом в социально-философской литературе можно выделить две тенденции понимания природы терроризма. Главным отличием этих подходов является выделение первопричины терроризма. Представители первого подхода считают, что такие причины есть и что терроризм - это производное явление, которое является следствием ряда причин: неравенства, культурного или религиозного преследования, экономических лишений и т.п. Этот подход определяют как «исследовательский», или «академический» [13, с. 52]. Главной проблемой, с которой сталкиваются приверженцы названной программы, является невозможность выявить раз и навсегда данные причины, дав всеобъемлющую дефиницию и исчерпывающее описание терроризма [3].
Другая тенденция представлена теми, кто считает, что «поиск первопричин только оправдывает незаконные или противоправные действия террористов» [13, с. 53]. Терроризм вызван злостными намерениями экстремистов, которые, пытаясь повлиять на власть, нарушают существующий порядок. Этот подход можно определить, как «практический». Цель данного направления - непосредственная борьба с терроризмом, когда, однако, отсутствие концептуальных схем и объективных научных исследований зачастую приводит к неправильной трактовке самих непосредственных мер по борьбе с терроризмом.
Некоторые авторы, например Уолтер Лакер(Laquer), Алекс Шмид (Schmid), Пол Вилкинсон (Wilkinson), Ариэль Мерари (Merari) [3], считают, что исследования терроризма развиваются крайне медленно.
Теракты 11 сентября 2001 г. существенно повлияли на аспекты социальной жизни, последовавший информационный взрыв оказал беспрецедентное воздействие на модификацию всего информационного поля. Д. Миллер (Miller) приводит следующие данные относительно Великобритании: после 11 сентября 2001 г. резко выросло число экспертов по терроризму (до 240 в Великобритании), также произошел беспрецедентный рост количества статей на темы, связанные с терроризмом (менее ста научных публикаций в 2000 г. и более пятисот в 2002 г.) [9].
Кроме того, в связи с произошедшими террористическими событиями в средствах массовой информации субъекты террористических событий в газетном дискурсе были подвергнуты конфессиональной категоризации. Вместе с тем, поставить знак равенства между исламом как большой традицией, как системой религиозных смыслов и практик и терроризмом нельзя [7]. Стоит согласиться с А. Кырлежевым в том, что «в данном случае дело не в религии как таковой, а в политике, у которой есть, помимо других, и какой-то религиозный контекст» [7]. То есть политические силы в своих целях используют религиозность населения мусульманских стран, произвольно истолковывая отдельные и часто
вырванные из контекста положения исламской теологии. Здесь проявляется следующая проблема: с одной стороны, социологи, как и теологи, рассматривают знание догматов религии как один из критериев «подлинной религиозности», тогда как, с другой - террориста, одержимого идеей борьбы за «истинную религиозность», многие священнослужители уже отказываются считать «действительно религиозным». Эту апорию хорошо иллюстрирует «теракт в Норвегии 2011 г.» Андерса Брейвика, лично убившего или ранившего около 200 человек, но отрицающего свою вину и не считающего совершенное им «преступлением», поскольку, по его словам, это было необходимо сделать для спасения Европы от «мультикультурализма» и «угрозы исламского господства» [10].Религия всегда выполняла функцию смыслополагания, придавая тот или иной «сакральный» смысл действиям и поступкам индивида и/ или группы, религия может приводить либо к стабильности, либо к деструкции.
Современная наука одним из основных мотивов обращения к терроризму считает сильную потребность в укреплении личностной идентичности, что достигается принадлежностью к группе. Во-вторых, это мотивы самоутверждения. И третье, терроризм чаще всего является результатом идейного абсолютизма, убеждения в обладании высшей истиной, уникальным рецептом спасения своего народа или даже всего человечества.
Американский ученый П. А. Олссон, вводит понятие личной модели выбора террористического поведения и определяет эту модель с помощью четырех элементов: ранняя социализация индивида в насильственной окружающей среде; отрицательная самоидентификация индивида; личные связи индивида с террористическими группами; конверсионный жизненный опыт индивида (эскалация терроризма) [13]. Для террористов религия (юрисдикция, конфессия или даже традиционная культура)выступает как идеология абсолютных противопоставлений, делящих мир на «мы» и «они», проявляющихся в крайней нетерпимости ко всякого рода инакомыслию. Террористы - это религиозные фанатики, обладающие, по их мнению, высшей и единственной истиной. Основная мысль лидеров религиозного терроризма очень проста: против тех, кто не соблюдает законы религии, надо сражаться. Кроме этого, утверждается мысль, что религия находится в смертельной опасности, и источником этой опасности являются «иноверцы», «ученые», «политики», «атеисты» и т.п.. В каждой религии (юрисдикции) есть достаточное количество доктринальных обоснований правомерности фактического террора по отношению к разного рода изгоям, неверным, язычникам и др. Иными словами, при определенных исторических условиях любая религия способна выступить в роли «религии терроризма».
Например, «термин «джихад», как пишет Джон Эспозито (Ебробйо), имеет множество смыслов, включая «призыв вести праведную жизнь, делать общество более моральным и справедливым, распространять ислам проповедью, учением или путем вооруженной борьбы... В самом общем смысле «джихад» обознача-
ет борьбу против зла и дьявола, самодисциплину, при помощи которой верующие стремятся следовать воле Бога, быть лучшими мусульманами» [23, с. 32-33]. Хорошо известно, однако, что все это многообразие смыслов отбрасывается представителями экстремистских и террористические организаций, редуцируясь к оправданию своих преступлений и пропаганде своей исключительности [4, с. 12]. У Лакер (Laquer) подчеркивает, что у современного терроризма много различных причин и проявлений, множество из них зависит от культурных традиций, социальной структуры общества и других особенностей различных стран [3,с. 25].
Каждой исторической эпохе присущ «типичный конфликт», придающий особенность формам террористической активности. В конце XX в. стал актуален «религиозный» терроризм. Пол Пиллар пишет, что за последнее время современный терроризм существенно изменился. Государства все менее активно и охотно поддерживают терроризм. Основная роль в террористической деятельности сегодня принадлежит, с его точки зрения, различным новым группам и группировкам, в которых возросла значимость религиозных организаций (радикальных исламистов). Они кардинально отличаются от «светских» и в значительной степени от «левых» террористических группировок предыдущих десятилетий [15]. Также стоит отметить, что одним из условий развития современного терроризма становится распространение СМИ и Интернета, когда «главное оружие террора - это его медиатехнология, рассчитанная на широкий общественный резонанс» [21].
Актуальным в настоящее время является понятие «гуманитарной безопасности», под которой понимается сетевая надёжная и устойчивая совокупность факторов, т.е. «гуманитарных, социальных, культурных, религиозных взаимодействий, эффективно обеспечивающих: достойную жизнь каждого человека; человеческое в человеке и достойный смысл его жизни; состояние защищённости человека, семьи, народа; их целей, идеалов, ценностей и традиций, образа жизни и культуры; необходимое и достаточное поощрение и развитие прав и обязанностей человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии» [14].
Современная наука выделяет структуру поддержания и развития террористической деятельности. Ключевыми звеньями этой структуры являются: идеология терроризма и экстремизма, ее вдохновители и носители, каналы распространения этой идеологии, а также лица, попадающие под ее влияние [17, с. 100]. В ситуации, когда каналы распространения информации перемещаются в Интернет и становятся неподконтрольными,
исключение фактора появления носителей и вдохновителей идеологии терроризма нереально и фантастично, главным способом достижения «гуманитарной безопасности» терроризму становится формирование антитеррористического мировоззрения населения.
Однако, устранение угрозы терроризма сегодня, к сожалению, все чаще видится достижимым лишь путем применения «силовых методов», хотя очевидно, что использование репрессивных мер против терроризма «может на время сбить температуру, но излечить болезнь оно не в состоянии» [20]. В настоящее время законодательные механизмы борьбы с терроризмом не в достаточной мере развиты и не обеспечивают должной защиты. В международном праве понятия «терроризм» не существует [17, с. 115].
Для исправления сложившейся ситуации необходимо, прежде всего, использовать не насильственные методы, которые могут привести к положительным результатам в борьбе с терроризмом в долгосрочной перспективе, «гармонизировать отношения верующих и неверующих, а также верующих различных конфессий» [22, с. 38]. Только диалог мировоззрений, признание права на существование разных точек зрения может стать основой мира и благополучия. Действенным способом противодействия религиозному терроризму должно стать воспитание духа толерантности. Развитие толерантности, особенно у молодежи, включает культивирование духа открытости, умения конструктивно разрешать возникающие разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к преодолению непониманий и противоречий.
Также необходимо сохранять разнообразие культур и цивилизаций, поощрять реализацию инициатив, направленных на углубление диалога между цивилизациями и религиями. В современном мире около 250 государств, около 5-ти тысяч этносов, находящихся на разных уровнях развития [14, с. 89]. Все это создает «не только неравные возможности безопасного существования разных народов, но и опасную среду обитания» [14, с. 99-100]. Между тем, по мнению П. Тейяра де Шардена (Teilhard de Chardin), «народы и цивилизации достигли такой степени периферического контакта, или экономической взаимозависимости, или психической общности, что дальше они могут расти, лишь взаимопроникая друг в друга» [19]. Поэтому важно понимать, что сохранение человеческой цивилизации связано с формированием новой культуры безопасности: нового мироощущения, миропонимания, мироотношения, т. е. осознания и возможности негативного будущего и практических действий по его предотвращению.
Библиографический список
1. Будницкий О.В. Терроризм: происхождение, типология, этика. Россия в условиях трансформаций: историко-политический семинар. Материалы. М. 2001. Вып. 15 - 16. С. 54 - 59.
2. Вершинин М. Психологический портрет терроризма, как социального явления// Охранная деятельность [Электронный ресурс]. // URL: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=30909 (дата обращения: 04.10.2012).
3. Григорьева К.С. К вопросу о методологии изучения терроризма // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. Секция 01 «Методология социологических исследований». М.: Институт социологии РАН, 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isras.ru/abstract_bank/1207562630.pdf - Загл. с экрана.
4. Дашаев Р.Х. Религиозные аспекты современного исламского терроризма// Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М. 2007.
5. Дробот Г.А. Международный терроризм как объект изучения // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 1. С. 59 - 86.
6. ЖарылгановА. А Терроризм как социально-правовое явление [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mvd.gov.kz/ portal/page/portal/mvd/mvd_page/mvd_ extremzim/mvd_Extremizm_publikacii/ - Загл. с экрана.
7. КырлежевА. Терроризм. Религиозная традиция и религиозная мотивация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.anti-raskol.ru/pages/544 - Загл. с экрана.
8. Лакер У. Новый терроризм //Международные терроризм и право. М.: ИНИОН РАН, 2002. С.7-25.
9. Миллер Д. Нужное мнение о терроризме формируют эксперты. Интервью. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.antiterror.kz/terrorizm/news_2011-06-12-23-54-28-949.html- Загл. с экрана.
10. Мировая пресса обсуждает манифест норвежского террориста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vesti. ru/doc.html?id=518095&cid - Загл. с экрана.
11. Назаретян А. П. Терроризм, религия и задачи современного воспитания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.atheism.ru/library/nazhar_1.phtml- Загл. с экрана.
12. Наматов Н. Религиозный экстремизм в Центральной Азии // Материалы Международной конференции «Конфликты на Кавказе: история, современность и перспективы урегулирования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ca-c.org/ datarus/namatov.shtml- Загл. с экрана.
13. Ожиганов Э.Н. Профиль терроризма: природа, цели и мотивация // Социологические исследования. 2006, № 2. С. 52-57.
14. Основы социологии терроризма. // Коллективная монография под ред. В.Н. Кузнецова: авторы Ефимов Н, .Викторов А., Михайлов А.Соломатина Е. и др. М., 2008.
15. Пилар П. География исламистского терроризма расширилась [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. agentura.ru/press/about/jointprojects/washprofile/pillar/ - Загл. с экрана.
16. Посохова Н.В. Социально-психологический аспект терроризма [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dom-hors. ru/issue/pep/9-2011-2/posokhova.pdf - Загл. с экрана.
17. Роль федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, бизнес-сообщества и СМИ в формировании системы противодействия идеологии терроризма, разработке и осуществлении мероприятий по информационному противодействию терроризму. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Москва, МГУ, 13 - 14 октября 2010. T.I. М.: Университетская книга, 2010. - 504 с.
18. СтивенсонДж. Стратегия «сдерживания и профилактики» терроризма // Международные процессы. 2005. Т.3. № 1. С. 29-32.
19. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: 1987.
20. Терроризм в России // Капитал страны [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.kapital-rus.ru/articles/ article/175472 - Загл. с экрана.
21. ХолмогоровЕ. Террор // Отечественные записки. 2002. № 3(4). [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.strana-oz.ru - Загл. с экрана.
22. ШейновВ.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Мн., 1997.
23. Esposito J.L. The Islamic Threat: Myth or Reality? N.Y., Oxford, 1992.
24. Laquer W. The new terrorism /Fanatism and the arms of mass destruction. New York: Oxford, 1999. Р.226-237.
References
1. Budnitsky O.V. Terrorism: Origin, Typology, Ethics // Russia in Conditions of Transformation: Historical and political seminar. Materials. M. 2001. Issues 15 - 16. P. 54 - 59.
2. Vershinin M. Psychological Portrait of Terrorism as a Social Phenomenon // Okhrannaya deyatelnost' [Online Resource]. // URL: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=30909
3. Grigorieva K.S. On the Issue of Methodology of Studying Terrorism // Materials of the III Russian National Sociologic Congress. Section 01 "Methodology of Sociological Research". M.: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences [Online resource]: http://www.isras.ru/abstract_bank/1207562630.pdf
4. Dashaev R.H. Religious Aspects of Modern Islamic Terrorism // Doctoral dissertation in Law: author's abstract. M. 2007.
5. Drobot G.A. International Terrorism as an Object of Study // Social and Humanities Knowledge. 2008. № 1. - P. 59 - 86.
6. Zharylganov A.A. Terrorism as a Social and Legal Phenomenon [Online resource]: http://mvd.gov.kz/portal/page/portal/mvd/ mvd_page/mvd_extremzim/mvd_Extremizm_publikacii/
7. KyrlezhevA. Terrorism. Religious Tradition and Religious Motivation. [Online resource]: http://www.anti-raskol.ru/pages/544
8. Lucker W. New Terrorism // International Terrorism and Law. M.: UNION RAN, 2002. P. 7-25
9. MillerD. Expert Opinion about Terrorism. Interviews. [Online resource]: http://www.antiterror.kz/terrorizm/news_2011-06-12-23-54-28-949.html
10. The World Press Discussing the Manifesto of Norwegian Terrorist [Online resource]: http://www.vesti.ru/doc. html?id=518095&cid
11. Nazaretyan A.P. Terrorism, Religion and Objectives of Modern Upbringing. [Online resource]: http://www.atheism.ru/library/ nazhar_1.phtml
12. Namatov N. Religious Extremism in Central Asia // Materials of the International Conference "Conflicts in the Caucasus: History, Modernity and Prospects for Settlement." [Online resource]: http://www.ca-c.org/datarus/namatov.shtml
13. OzhiganovE.N. Terrorism Profile: Nature, Objectives, and Motivation // Sociological Studies. 2006, № 2. P. 52-57.
14. Bases of Sociology of Terrorism // Ed. By V.N. Kuznetsov. M., 2008.
15. Pilar P. Geography of Islamist Terrorism has Expanded [Online resource]: http://www.agentura.ru/press/about/jointprojects/ washprofile/pillar/
16. PosokhovaN.V. Social and Psychological Aspect of Terrorism [Online resource]: http://dom-hors.ru/issue/pep/9-2011-2/posok-hova.pdf
17. Role of Federal and Local Authorities, Civil Society Institutions, Business Community and Mass Media in Establishing the System of Prevention of Terrorism Ideology, Development and Implementation of Activities Aimed at Information Resistance to Terrorism. Materials of II All-Russian Conference. Moscow, MSU, October 13-14, 2010. V.1. M., 2010. - 504 p.
18. Stevenson J. Strategy of "Containment and Prevention" of Terrorism // International Processes. 2005. V.3. № 1. P. 29 - 32.
19. Teilhard de Charden. The Phenomenon of Man. M., 1987.
20. Terrorism in Russia // Country's Capital [Online resource]: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/175472
21. Kholmogorov Ye. Terror // Otechestvennyye zapiski. 2002. № 3(4). [Online resource]: http://www.strana-oz.ru
22. Sheinov V.P. Conflicts in Our Life and Their Resolution. Mn., 1997.
23. Esposito J.L. The Islamic Threat: Myth or Reality? N.Y., Oxford, 1992.
24. Laquer W. The new terrorism /Fanatism and the arms of mass destruction. New York: Oxford, 1999. P.226-237.
УДК 1:321 О.М. ХОХЛОВА
старший преподаватель кафедры правоведения Иркутского государственного университета путей сообщения
E-mail: chochlovaolga-17@mail.ru Н. А. НЕКРАСОВА
доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и культурологии Московского государственного университета путей сообщения
UDC 1:321 O.M. HOKHLOVA
senior teacher of chair of jurisprudence Irkutsk state university of means of communication E-mail: chochlovaolga-17@mail.ru N.A. NEKRASOVA
doctor of Philosophy, professor, department chair of philosophy and cultural science of the Moscow state university of means of communication
РУССКАЯ ИДЕЯ В СИСТЕМЕ ТРАНСФОРМИРУЕМОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА RUSSIAN IDEA IN THE TRANSFORMED RUSSIAN SOCIETY
Авторами дается аргументированный анализ двух направлений возрождения современной России, обосновываются существующие концепции: либеральный подход, согражданство, националистическая, западная модель, гражданская концепция, этнонационализм, полиэтничность, исторический подход и другие, приводятся рекомендации по воссозданию русской идеи в трансформирующемся российском обществе.
Ключевые слова: русская идея, национальная идея, идеология, трансформация, российское общество, современный период.
The author provides a reasoned analysis of the two directions of the modern revival of Russia, settle existing concepts: the liberal approach, co-citizenship, the nationalist, the Western model, the civic concept, ethno-nationalism, multi-ethnicity, the historical approach, and others, provides guidance on the reconstruction of the Russian idea in a transformed Russian society.
Keywords: Russian idea, the national idea, ideology, the transformation of the Russian society, the modern period.
Национальная идея становится важным инструментом сохранения цивилизационной самобытности России, является одним из эффективных способов управления, умело используя который можно получить положительный социокультурный эффект. Однако до сих пор не выработана единая, объединяющая все слои населения России национальная идеология.
С начала 90-х годов XX столетия происходит интенсивный поиск возрождения России. Выделяются два направления в развитии страны. Первое представлено сторонниками либерального мировоззрения (Е.Т. Гайдар, А.Б. Чубайс, Г.А. Явлинский, Е.Г. Ясин, В.М. Межуев, В.И. Мильдон, А.С. Ахиезер, В.А. Тишков, американский славист Дж. Скэнлан).
Другой вариант предлагает национально-патриотическая оппозиция, разновекторная в оценках политической реальности: коммунисты (КПРФ), сторонники православно-монархического и царистского типа государственности (А. А. Проханов, М.В. Назаров, А.С. Панарин, Е.С. Троицкий, О.А. Платонов, М.В. Ремизов, Д.О. Рогозин, С.Ю. Глазьев, А.Н. Кольев, С. Лурье и др.). Взгляды оппозиции различаются, но основаны на некоторых идеологических, геополитических и политико-социальных архетипах.
«Русская идея» - один из сложных вопросов, объединяющий и разъединяющий представителей разных направлений. Либералы исследуют национальный вопрос с точки зрения прагматической политологии.
© О.М. Хохлова, Н.А. Некрасова © O.M. Hokhlova, N.A. Nekrasova