Научная статья на тему 'Социокультурный анализ мегаполиса как феномена урбанизации'

Социокультурный анализ мегаполиса как феномена урбанизации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
577
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕГАПОЛИС / METROPOLIS / АГЛОМЕРАЦИЯ / AGGLOMERATION / УРБАНИЗАЦИЯ / URBANIZATION / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MULTICULTURAL SPACE / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MUSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зорьян Артем Александрович

В статье охарактеризован современный мегаполис в контексте урбанизационных процессов, когда города из центров власти в Новое время становились центрами промышленного производства. В этом качестве Московский регион можно отнести к городской агломерации мирового масштаба, где производственные и транспортные связи дополняются культурными связями нового типа между городом-ядром и связанными с ним населенными пунктами. Московский регион так же, как и другие крупнейшие современные мегаполисы, обладает сложной структурой культурной жизни, в которой сплелись история города и деревни, традиции и новации. Соответственно, культурная жизнь Москвы предполагает анализ границ и сочетаний ее географического и поликультурного пространства. Социокультурный анализ перспективен с точки зрения диагностики и устранения «опасных» тенденции в области межнациональных и межконфессиональных отношений в культурном пространстве Москвы как мегаполиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SOCIOCULTURAL ANALYSIS OF THE METROPOLIS AS A PHENOMENON OF URBANIZATION

In the article the modern metropolis is characterized within the context of urbanized events, when power center cities became the industrial centers in Modern age. From this point of view, Moscow region can be seen as aglobal urban complex, where industrial and transport links are accompanied with cultural links of new type between the main city and connected living areas. From this point of view, Moscow region can be seen as aglobal urban complex, where industrial and transport links are accompanied with cultural links of new type between the main city and connected living areas. As the others biggest metropolises Moscow region has a complex cultural life structure in which the history of a city and a village, traditions and substitutions got next to each other and it is embodied in its musical life. In accordance, Moscow cultural life is controversial, that assumes an analysis of borders and combinations of its geographical multicultural area. Sociocultural analysis is challenging from the point of view of diagnostics and elimination "dangerous" tendencies in international and interchurch relations in Moscow cultural area as metropolis.

Текст научной работы на тему «Социокультурный анализ мегаполиса как феномена урбанизации»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Примечания

1. Чижиков В. В. Дизайн и культура : монография. Москва : МГУКИ, 2006. 315 с.

2. Чижиков В. М. Современность и традиции: отношение к жизни как проявление культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011.

3. Яковлев Е. Г. Эстетика. Москва : Гардарики, 2003. 256 с.

С

ОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ МЕГАПОЛИСА КАК ФЕНОМЕНА УРБАНИЗАЦИИ

УДК 009 А. А. Зорьян

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье охарактеризован современный мегаполис в контексте урбанизационных процессов, когда города из центров власти в Новое время становились центрами промышленного производства. В этом качестве Московский регион можно отнести к городской агломерации мирового масштаба, где производственные и транспортные связи дополняются культурными связями нового типа между городом-ядром и связанными с ним населенными пунктами. Московский регион так же, как и другие крупнейшие современные мегаполисы, обладает сложной структурой культурной жизни, в которой сплелись история города и деревни, традиции и новации. Соответственно, куль, турная жизнь Москвы предполагает анализ границ и сочетаний ее географического и поликуль- . турного пространства. Социокультурный анализ перспективен с точки зрения диагностики и устранения «опасных» тенденции в области межнациональных и межконфессиональных отношений в культурном пространстве Москвы как мегаполиса.

Ключевые слова: мегаполис, агломерация, урбанизация, глобализация, поликультурное пространство, музыкальная культура.

A. A. Zor'ian

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

A SOCIOCULTURAL ANALYSIS OF THE METROPOLIS AS A PHENOMENON OF URBANIZATION

In the article the modern metropolis is characterized within the context of urbanized events, when power center cities became the industrial centers in Modern age. From this point of view, Moscow region can be seen as aglobal urban complex, where industrial and transport links are accompanied with cultural links of new type between the main city and connected living areas. From this point of view, Moscow region can be seen as aglobal urban complex, where industrial and transport links are accompanied with cultural links of new type between the main city and connected living areas. As the others biggest metropolises Moscow region has a complex cultural life structure in which the history of a city and a village, traditions and substitutions got next to each other and it is embodied in its musical life. In accordance, Moscow cultural life is controversial, that assumes an analysis of borders and combinations of its geographical multicultural area. Sociocultural analysis is challenging from the point of view of diagnostics and elimination "dangerous" tendencies in international and interchurch relations in Moscow cultural area as metropolis. Keywords: metropolis, agglomeration, urbanization, globalization, multicultural space, musical culture.

ЗОРЬЯН АРТЕМ АЛЕКСАНДРОВИЧ — аспирант кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств

ZOR'IAN ARTEM ALEKSANDROVICH — doctoral student of Department of history, cultural history 68 andMuseum studies, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: zart@bk.ru © Зорьян А. А., 2014

^ Теория и история культуры

Ф

Мегаполис как объект исследования привлекает учёных разных областей научного знания. Подобный интерес объясняется тем, что в пространстве мегаполиса наиболее рельефно проявляются актуальные проблемы современного социума.

Изучение вопросов мегаполиса тесно связано с урбанистическими концепциями. В свое время урбанизация стала необходимым этапом в развитии техногенной цивилизации, когда большие города трансформировались в центры промышленного производства. В «Новой философской энциклопедии» даётся несколько общенное понятие урбанизации (от лат. urbanus — городской, urbs — город), которая представляется в качестве исторического процесса «повышения статуса городов в развитии общества, вызывающего изменения в социально-профессиональной и демографической структуре населения, оказывающего влияние на все сферы жизнедеятельности. Один из главных показателей урбанизации — увеличение доли городского населения» [5].

Промышленная революция Нового времени пре вра ти ла города в цен тры про мыш ленного производства, сохраняя за ними роль центров политики и культуры. Исторически города Востока и Запада были одновременно культурными центрами региона, государства. Вспомним, что в античную эпоху наиболее известны ми культурны ми центра ми последовательно становились Афины, Александрия, Рим. Современный исследователь В. А. Еса-ков уточ няет, что цен тро ст ре ми тель ные процессы урбанизации привели к сосредоточению населения в местах, «наиболее удобных для проживания и важных с политико-экономической, военно-стратегической, духовной, культурной и иных точек зрения» [2, с. 58].

Мегаполис — цивилизационное порождение ХХ века, в структуре которого уже нет принципиальных различий Востока и Запада. Исследователь Е. Г. Кривых отмечает, что «мегаполис в некотором смысле является "лицом" техногенной цивилизации, концентрированно выражая противоречия этого способа функционирования социума» [4].

Итак, слово «мегаполис» происходит от двух греческих слов — megas, megalus — боль-

шой и polis — город. Впервые использовал этот термин в 1676 году английский путешественник Томас Герберт, так он называл столицы больших государств. Статус научного понятия «мегаполис» получил в 30-х годах XX века у социолога Льюиса Мэмфорда, который с его помощью обозначил новую фазу кризиса урбанизма. С тех пор мегаполис стал предметом исследования во многих науках, включая социально-гуманитарное знание. При этом на ли цо про ти воре чи вые тен ден ции в его раз ви тии.

Понятие мегаполиса в социальных науках тесно связано с представлением о городской агломерации, а именно срастании городских насе лен ных пунк тов, что харак тер но для стран с раз ви тых ин дуст ри альным и по стин-дустриальным производством. Характерными примерами являются ньюйоркская агломе-ра ция, ско пле ние городов в Рурс ком бас сей не Германии и в районе Токио в Японии. Примером та ко го сра ста ния насе лен ных пунк тов в единый мегаполис является Московский регион, элементы которого объединены производствен ны ми и транспортны ми связями.

Мегаполис на сегодня является наиболее пер спек тив ным и харак тер ным яв ле ни ем процесса урбанизации. Принято считать, что ме-га по лис — это, пре ж де все го, кон цен тра ция про из вод ст вен ных и трудовых ре сур сов вокруг одного города — ядра, каким в данном случае является Москва. С позиций политологии и экономики мегаполисы остаются крупней шими политически ми центра ми мира, тем местом, «где совершается власть», они концентрируют научно-технический и производственный потенциал государства. Мегаполис как сосредоточение финансово-экономических, политических и промышленных струк тур об ла дает все бо лее возрас таю щи ми ресурсами. На территории мегаполисов данные ре сур сы, ум ножа ясь один на дру гой, многократно усиливаются, что позволяет большому городу эф фек тив но функ ционировать в пространстве, «захватывая» всё новые терри тории.

Для обозначения возрастающих функций мегагородов мира используется понятие метрополии, которое означает большой мегапо-

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Ф

лис с прилегающей к нему территорией (обычно в радиусе более 50 км). Иногда для обозначения факта слияния мегаполиса с окружающей его местностью применяют термин «урбанизированные территории». Например, Москву и часть территорий Московской области также можно назвать метрополией, либо «урбанизированной территорией».

На современном этапе в качестве жизненной среды человека мегаполис является инте гра тив ным яв ле ни ем, включаю щим в се бя не только экономические, политические, производственные, но и социально-культурные процессы. В широком смысле мегаполис является целостной пространственно-организационной формой жизнедеятельности населения, включая эколого-биологическую среду, а также сферы профессионально-трудовой, общественно-политической, культурно-досу-говой и социально-бытовой деятельности [1, с. 243]. Характеризуя понятие «мегаполис» с культурологической точки зрения, исследователь В. А. Есаков пишет: «Мегаполис в первую очередь является показателем развития культуры, складывающейся веками. В этой связи все достижения цивилизации, её культурный слой (светский, духовный, демократический), в первую очередь связаны с городом, его наи бо лее круп ны ми цен тра ми, яв ляю-щимися определяющими для всей остальной территории» [2, с. 58—59].

Такого рода явления, как мегаполисы, на современном этапе урбанизации формируют ся сти хий но. В совре мен ных ме га по ли сах про ис хо дят мно го образ ные культур ные связи, включая культуру повседневности города, складывается иная структура общения, специфические способы становления личности, внут ри груп повых от но ше ний и т.д., все это требует специального исследования.

Если говорить о перспективах развития мегаполисов, то необходимо рассматривать про бле мы боль ших городов через приз му концепций глобалистики. Так, ещё в 1915 году П. Геддес ввёл термин «мировой центр», обозначающий те города, которые играют главную роль в глобальном развитии (работа «Cities in evolution», вышла в 1915 году в Лондоне). Со второй половины XX века в научный

обиход входит понятие «мировой город», что связано с возрастающим послевоенным влиянием Нью-Йорка, Токио и ряда других городов. Разрабатывали данное понятие в своих трудах учёные П. Холл и Г. Рид (в концепции «столиц капиталов»). В теориях исследователей Дж. Фридмана и С. Сассена раскрывается термин «глобальный город» в качестве феномена XX века. Он характеризуется доминированием финансовой сферы и сферы услуг в экономической системе.

Перспективной в анализе будущего мегаполисов является позиция М.Кастельса, который считает основой для развития крупнейших мегаполисов, вернее их деловых центров, информацию. Это означает, что через важнейшие глобальные города-центры проходят мощные потоки информации, людей, товаров, знаков, символов и образцов. Так, по мнению М.Кастельса, формируется новая городская форма — «информациональный город» [3]. П.Маркузе и Р. ван Кемпена предлагают понимать «мировой город» не просто в качестве ста туса, а как ос нов ную тен ден цию разви тия всех крупных городов мира [7].

Человек мегаполиса обрабатывает и получает огромное количество разного рода ин-форма ции, стре мит ся к об нов ле нию и интенсификации общественных и личных кон-так тов, мо би лен в сме не со ци аль ной сре ды и пространственной локализации. Но, концентрируя политическую и культурную жизнь, мегаполис в то лее время отличается избытком населения. Интеграция главного города с окружающими его поселениями или агломе-ра ция ми, ве дет к дис про порци ям в раз ви тии отдельных сторон город ской ин фра струк туры и управ ле ния, что на хо дит свое вы ра же ние и в противоречиях духовной культуры.

Изучение противоречий и проблем мегаполиса дает результат с точки зрения процессов урбанизации и глобализации. Но существует необходимость в осмыслении противоречий мегаполиса именно в аспекте культурной жизни. Изучение проблем современного мегаполиса должно происходить не только в рамках решения утилитарных задач, но и с позиций гуманистических идеалов, понимания города в качестве центра, где совместное

Ф

^ Теория и история культуры

Ф

проживание людей способствует воспроизводству и сохранению культурных ценностей.

В этом смысле культурологический анализ перспективен с точки зрения корректировки и устранения «опасных» тенденции в межнациональных и межконфессиональных отношениях в пространстве мегаполиса, в его многообразной культурной жизни. Но и сама культура мегаполиса, на наш взгляд, обладает взрывным и, в определенном смысле, агрессивным, захватническим потенциалом. Известно, что идеи, символы, знаки культуры и искусства мегагородов транслируются на территории небольших городов и сельскую местность в качестве непререкаемых идеалов и образцов для подражания.

Соответственно, изучение мегаполиса со стороны его культурной жизни предполагает уточнение гра ниц культурного про стран-ства мегаполиса, его внутренней организации и способов воздействия на города меньшего масштаба и сельскую местность. Изучение и преобразование городского социокультурного пространства, невозможно без «определения границ» мегаполиса как внешних, так и

внут рен них, с точ ки зре ния соче та ния и про-ти во стоя ния раз лич ных ду хов ных тен ден ций. Ведь в самом мегаполисе культурные границы предполагают как взаимодействие, так и про-ти водей ст вие.

Многонациональное социокультурное пространство большого города, весь спектр взаимоотношений между населяющими его людьми, их образы, типажи и способы самовыражения, культура повседневности и материальная среда — всё это представляет современный мир как бы в уменьшенной копии. По мнению исследователя И. В. Федяки-на, «будущее регионов и даже целых частей света формируется и развивается в крупных городах-мегаполисах. Они представляются своеобразными "лабораториями будущего" и факторами прогресса» [6]. Городская жизнь усложняется, и ее характер, противоречия и перспективы определяют облик не только страны, но и эпохи. Поэтому, анализируя сложные взаимоотношения в культуре мегаполиса, ученые закладывают основы для решения принципиальных задач глобального будущего человечества.

Примечания

1. Демографический энциклопедический словарь. Москва, 1985.

2. Есаков В. А. Мегаполис в зеркале социальной философии. Москва : Голден Би, 2001.

3. Кастельс М. Трансформация городской формы: информациональный город [Электронный ресурс] // Информационная эпоха: экономика, общество, культура. Москва: ГУ-ВШЭ, 2000. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Polit/kastel/06.php

4. Кривых Е. Г. Философско-методологические проблемы мегаполиса [Электронный ресурс] // Вестник Российского философского общества. 2011. № 4. URL: http://www.intelros.ru/readroom/vestnik-rossijskogo-filosofskogo-obshhestva/vestnik-4-60-201l/l3182-filosofsko-metodologicheskie-problemy-megapolisa.html

5. Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://iph.ras.ru/elib/3123.html (дата обращения: 21.12.13.).

6. Федякин И. В. Мегаполис как объект политологического исследования / И.В. Федякин // Мир и политика. 2013. Октябрь. URL: http://www.intelros.ru/pdf/Sientist/2013_10/11.pdf (дата обращения 23.03.14)

7. Marcuse P. Globalizing Cities: A New Spatial Order? / P. Marcuse, R. van Kempen. — Oxford: Blackwell Publishers Ltd., 2000.

Ф

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.