Научная статья на тему '«Социокультурные трансформации в современной адыгской семье»'

«Социокультурные трансформации в современной адыгской семье» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
230
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / SOCIAL INSTITUTION / IDENTITY / VALUES / SOCIAL STEREOTYPES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калашаова Дариет Аскербиевна, Безрукова Анжела Аслановна

Данная статья посвящена проблеме трансформации современной адыгской семьи и семейных ценностей в условиях реформирующегося общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Калашаова Дариет Аскербиевна, Безрукова Анжела Аслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and cultural transformation in modern adygh family

The article is devoted to the transformation of modern Adygh family and family values in the reforming society.

Текст научной работы на тему ««Социокультурные трансформации в современной адыгской семье»»

УДК [392:316.3] (470.621) ББК 63.5 К 17

Калашаова Дариет Аскербиевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики факультета управления ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», т.:8 (8772) 210266;

Безрукова Анжела Аслановна, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой философии, социологии и педагогики, факультета управления ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет».

«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ АДЫГСКОЙ СЕМЬЕ» (рецензирована)

Данная статья посвящена проблеме трансформации современной адыгской семьи и семейных ценностей в условиях реформирующегося общества.

Ключевые слова: социальный институт, идентичность, ценности, социальные стереотипы.

Kalashaova Dariet Askerbievna, Candidate of Sociology, associate professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy of the Faculty of Management of Maikop State Technological University, tel.: 8 (8772) 210266;

Bezrukova Angela Aslanovna, Candidate of Sociology, associate professor, head of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy of the Faculty of Management of Maikop State Technological University.

SOCIAL AND CULTURAL TRANSFORMATION IN MODERN

ADYGH FAMILY

(Reviewed)

The article is devoted to the transformation of modern Adygh family and family values in the reforming society.

Keywords: social institution, identity, values, social stereotypes.

Современное российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Сегодня, в условиях постиндустриального общества, институт семьи оказался в сложном, кризисном состоянии. Современные реалии способствуют не стабильности семьи, а ее дестабилизации. Ряд отечественных исследователей изучающих и анализирующих семейно-брачные отношения в современных условиях отмечают, что внутри семьи происходят существенные трансформации (Антонов А.И., Сорокин С.А [1]), Карцева Л.В [2].

Научные исследования адыгской семьи, ее изучение с точки зрения социокультурного подхода способствует созданию целостной и динамичной картины воззрений на семью и семейные отношения.

Трансформация современной адыгской семьи проходит весьма быстрыми темпами и достаточно противоречиво. Подвергаясь информационному прессингу, деструктивно влияющему на целостность и однородность этнокультурного пространства, происходит размывание традиционных семейных ценностей и этики внутрисемейных отношений, а также этнопедагогических установок. Все это приводит к расшатыванию основ морально-нравственной базы адыгского общества, которая зиждется на протяжении трех тысячелетий на этнокультурном феномене «адыгагъэ» (адыгство).

«Адыгство - феномен, в котором аккумулируется все самое лучшее, что характеризует адыгов, - совокупность лучших нравственных норм, своего рода нравственный закон адыгов, т.е. предписание относительно того, как человек должен вести себя дома и в обществе. Это самая сущность, имманентно присущая только адыгской нации». [3, с. 79]

Трансформация традиционного адыгства, привела к нарушению межпоколенных связей и изменению характера восприятия семейных отношений и их ценностного содержания.

В традиционной патриархальной адыгской семье характер взаимоотношений и семейный образ жизни, образец поведения родителей оказывали на молодежь большое влияние. Из поколения в поколение передавались образцы и модели поведения, чтобы дети с раннего детства впитывали и

соблюдали традиции семьи. Эти образцы воспроизводились, обогащались и были важным способом включения молодого поколения в культурную традицию семьи.

«Семья, будучи одним из основных институтов социализации, предлагает систему этнических ценностей, которые могут персонифицироваться, то есть выражаться в конкретной практике и сознательном декларировании». [4, с. 88]

В настоящее время наблюдается отход от традиционного воспитания к более демократическим отношениям, претерпели изменения этические нормы в семейных отношениях, дети уже могут сидеть рядом с отцом за общим столом, свободно обращаться к нему и общаться с ним, а также участвовать в обсуждении семейных проблем, возражать родителям. Родители не стесняются при посторонних приласкать своих детей. Проявляющиеся новые тенденции семейного воспитания меняют социально-экономические, духовные и культурные представления современных адыгов.

Обычай избегания, который являлся неотъемлемой частью традиционного воспитания в современной адыгской семье, теперь является практически изжившим, лишь некоторые его элементы все еще сохраняются, в основном в сельской местности.

В традиционной адыгской семье женщина являлась хранительницей семейного очага, играла решающую роль в воспитании детей, но статус главы семьи сохранялся за мужчиной. По характеру отношений современные адыгские семьи постепенно отходят от патриархальной (авторитарной) семьи, где мужчина традиционно лидирует, единолично решает вопросы, а женщина - занимается домашним хозяйством и детьми, не занята профессиональным трудом. Сегодня приходится констатировать, что изменился характер и содержание ролевых функций мужчины и женщины в семье и обществе. В социокультурной реальности XXI века, в связи с изменением роли и места семьи, наметились новые ориентиры в жизни женщин. Трансформация адыгского общества способствовала тому, что внутри подавляющего большинства современных адыгских семей сложилось фактическое равноправие супругов при формальном сохранении статуса главы семьи за мужчиной. Современная женщина имеет больше возможностей для участия в общественной жизни и общественном производстве, что в значительной степени расширило ее экономическую роль. Ей предоставляется право на получение образования, выбор работы, профессиональное и должностное продвижение, сокращение объема домашней работы. Конечно, все это отражается на ее отношении к обществу, семье, мужу и детям. За короткий исторический период произошел переход от семей, занимающихся сельскохозяйственным трудом, в которых обязанности супругов были четко разделены, к семьям, где характер труда вариабелен и профессии, бывшие ранее «мужскими», стали доступны и для женщин. В современных семьях не наблюдается четкого разделения ролей между супругами, когда жена занималась преимущественно домом и детьми, к семье, в которой женщина, помимо домашних обязанностей, реализовывает себя и в профессиональном плане. Произошла трансформация в представлениях о ролевых функциях семьи. Появляется все больше современных семей, где отношения между супругами, строятся на демократических началах. Особенность психологического микроклимата в современных адыгских семьях зависит от образовательного уровня супругов. Формирование современной социокультурной среды способствует изменению типичных представлений о ролях мужчины и женщины в семье, ориентаций и ожиданий, связанных с институтами брака, нормах регламентации брачно-семейных отношений.

Появляется все больше эгалитарных семей, наблюдается демократизация семейных отношений, где супруги и другие члены семьи одинаково принимают участие в решении проблем семейной жизни. Общеадыгская демократичность проявляется в тех семьях, где супруги имеют примерно одинаковый культурный уровень и заняты профессиональным трудом. В таких семьях женщины по своим правам не уступают мужчинам.

Важно отметить, что урбанизированная городская среда накладывает отпечаток на семью. Это делает городскую адыгскую семью специфичной отличной от сельской семьи. Современная городская семья отличается экономической независимостью супругов, стремлением к финансовой самостоятельности и профессиональной самореализации.

Замечено, что фактор сельского происхождения одного из супругов оказывается более значимым для успешности брака, нежели семья, построенная по чисто городскому или сельскому

типу. Семьи, в которых либо оба супруга, либо один из них провели свою молодость в сельской местности, являются более успешными, чем семейные пары, в которых либо оба супруга выросли в городе, либо один из них в селе. Поведение подобного характера в семье больше всего объясняется тем, что городские стереотипы и образ жизни неодобрительно воспринимаются мужчинами, выросшими в сельской местности. Они не всегда готовы уступить требованиям равноправия женщины в семье. Их идеал - семья традиционная. Они не приемлют ценности городской жизни с установкой на равноправие супругов в выполнении семейных обязанностей. На почве несовпадения интересов и взглядов в таких семьях весьма часты конфликты и разводы.

В традиционных адыгских семьях разводы происходили редко, и главной причиной развода могла быть только бездетность женщины, и почти всегда мужчины были инициаторами разводов. Хотя очень редко, но иногда в адыгских семьях встречались и разводы по инициативе жены, которые, как правило, осуждались общественным мнением.

Современный период характеризуется значительными изменениями. Болезненной в Адыгее остается проблема разводов. В сознании молодежи происходит трансформация представлений о семье и браке Молодые супруги нередко излишне поспешно прибегают к разводу, как к способу разрешения любых конфликтов, в том числе и преодолимых. Это свидетельствует о психологической неподготовленности супругов к семейной жизни. В начале супружеской жизни происходит адаптация супругов. Узнавая друг друга больше, у них раскрываются недостатки, которые старались скрывать до свадьбы. Кроме того, на молодых супругов наваливаются бытовые, финансовые проблемы. В случае, если хоть один из супругов не будет удовлетворён совместной жизнью -молодые разводятся. Все это приводит к тому, что развод уже становится обыденным явлением.

Именно «разводный бум» является одной из причин кризиса адыгской семьи. Так, в Республике Адыгея количество зарегистрированных браков неуклонно уменьшается, а число разводов растет: [5]

2013 г. 2014 г. 2015 г.

Количество зарегистрированных браков 1205 1094 2792

Количество разводов 929 728 1581

Из приведенных статистических данных видно, что каждый второй брак распадается. Многие супруги легко идут на развод, но потом очень тяжело переживают его последствия. Родители часто не думают о том, что детям наносится большая психологическая травма и это отражается на ребёнке в его дальнейшей жизни. Развод сокращает воспитательские возможности семьи по отношению к детям.

Основными причинами разводов в современных адыгских семьях являются ослабление контроля над молодежью со стороны общества и существующее легковесное отношение к браку, к добрачным половым связям. На стабильность брака влияет пониженная ответственность молодежи за судьбу создаваемой семьи и нравственная неподготовленность людей, вступивших в брак, к совместной жизни, злоупотребление алкоголем, супружеская неверность, наличие у мужа другой семьи, потребительское отношение к жизни, вмешательство родителей в жизнь молодой семьи, и многое другое. «В сознании современной адыгской молодежи происходит обесценивание прежних культурных традиций в сфере семейно-брачных отношений и дискредитация традиционных морально-нравственных устоев, представлений». [6, 94]

Все чаще инициаторами разводов являются женщины. Многие разведенные обречены на одиночество, так как компенсация разводов повторными браками в республике Адыгея не очень высокая.

Становится нормой так называемые «гражданские браки». «Изменяется традиционная мораль в адыгской среде, и допускается наличие добрачного сексуального опыта женщин». [7, 126] Появляются все больше детей рожденных вне брака. Доля рождений детей у матерей, не состоящих в браке с отцом ребенка, составила 10,1 % от общего числа рождений. Все эти явления неприемлемые в традиционном адыгском обществе для современной адыгской молодежи могут стать нормой.

Возрастает число семей с одним ребенком, которое не обеспечивает простое воспроизводство населения.

2013 г. 2014 г. 2015 г.

количество рождений 5732 5 787 5686

количество смертей 5864 5 956 5858

Прирост/У быль населения -132 -169 -172

Таковы реалии современной жизни в семейно-брачных отношениях адыгов.

Подводя итог, приходится констатировать, что современная эволюция традиционной адыгской семьи происходит под влиянием глобализации и интеграции современного мирового сообщества. Этот процесс приводит к размыванию традиционных семейных ценностей, изменением этики внутрисемейных отношений и распространению новых норм и ценностей. Общество должно сделать все возможное, для того чтобы сохранить основу традиционной семьи, так как семья является главной ценностью в жизни человека. Семья обеспечивает не только воспроизводство населения и воспитание подрастающего поколения, но и сохранение национальной культуры и традиций.

Литература:

1. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века: размышления о семейной политике. О возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. М., 2000.

2. Карцева Л.В. Семья в условиях трансформации российского общества: теоретическая модель и эмпирическая реальность: дис. ... докт. социол. наук. Казань, 2002.

3. Шадже А.Ю. Феномен кавказской идентичности // Очерки кавказской культуры / Под ред. А.В. Дмитриева. Майкоп: Адыг. гос. ун-т, 2001. С. 128-146.

4. Сиюхова А.М. Этническая ментальность как фактор идентичности современных адыгов // Философия и культура. 2012. №5. С. 82-90.

5. Данные Управления записи актов гражданского состояния Республики Адыгея [Электронный ресурс]. Режим доступа: (http://zags-ra.ru/itogi-raboty-24).

6. Калашаова ДА., Безрукова А.А. Современная свадебная обрядность адыгов (социокультурный анализ). Майкоп: Магарин О.Г., 2015.94 с.

7. Безрукова А.А., Калашаова Д.А. Гендерные особенности семейных ценностей молодежи в современном социокультурном пространстве в Республике Адыгея (по материалам социологического исследования) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. Вып. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.