Научная статья на тему 'Социокультурные технологии формирования социального и индивидуального толерантного поведения'

Социокультурные технологии формирования социального и индивидуального толерантного поведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
927
469
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ОБЩЕПЛАНЕТАРНОЕ СОЗНАНИЕ / НАВЫКИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипкина Татьяна Петровна, Карабанова Ольга Александровна

Рассмотрены идеи поликультурного образования, позволяющего осуществить переход от культуры насилия и ксенофобии к культуре толерантности. Показаны особенности, основные принципы и задачи социокультурных технологий, обеспечивающих принятие толерантности как нормы поведения в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурные технологии формирования социального и индивидуального толерантного поведения»

УДК 316.734; 316.647.5; 37.01; 316.72; 316.455

Социокультурные технологии формирования социального и индивидуального толерантного поведения

Скрипкина Татьяна Петровна

доктор психологических наук, профессор, декан психологического факультета Университета Российской академии образования, Заслуженный деятель науки республики Ингушетия.

Карабанова Ольга Александровна

доктор психологических наук, зам. декана по науке, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Т.

Актуальность проблем достижения социального согласия, обеспечения целостности и безопасности государства и личности в условиях современного поликультурного российского общества требует разработки и внедрения системы технологий конструирования индивидуального и группового социального толерантного поведения на междисциплинарной основе. Методология социокультурного конструк-ционизма [1] открывает новые возможности создания таких технологий, включая коммуникационные, сетевые, социокультурные, психологические, педагогические.

Социокультурные технологии, как система практик сотрудничества и кооперации лиц различных культурных, этнических, конфессиональных групп, обеспечивают основу принятия толерантности в качестве цивилизационной нормы отношений между людьми, социальными группами и сообществами. Они открывают новые возможности управления рисками проявления ксенофобии.

Социокультурные технологии основаны на включении человека в сотрудничество на основе совместной продуктивной деятельности, имеющей социальную значимость и признание. Психологическим условием возникновения смысловых установок

П. Скрипкина, О. А. Карабанова

толерантности является смена социальной позиции каждого из участников совместной деятельности, обеспечивающая децентрацию — расширение границ восприятия и понимания ситуации совместных действий. Реализуя новую социальную роль в партнерстве с Другим, человек получает возможность увидеть ситуацию «глазами партнера» и лучше разобраться в ее «плюсах и минусах». Благодаря заинтересованности в общем результате партнеры оказываются способны не только лучше понять друг друга, но и принять совместные решения, обрести общие взгляды, ценности, убедиться в преимуществах толерантного поведения, познать смысл следования нормам толерантности. Создание и поддержка открытых и доступных для участия каждого социальных практик, будь то общественные акции, занятия спортом, искусством, совместная профессиональная или учебная деятельность, являются необходимыми условиями внедрения социокультурных технологий. Однако их эффективность будет высокой лишь при соблюдении двух условий. Во-первых, социальное действие должно быть важным, общественно значимым, получить признание и, во-вторых, человек обязан принять ответственность за его результаты. Вовлечение человека в различные

формы гражданской активности является оптимальной формой воспитания толерантности.

Создание социальных, экономических, правовых, психологических условий для включения всех групп населения в творческую созидательную деятельность на благо многонационального российского государства, обеспечивающую самореализацию каждого гражданина, — основополагающее условие воспитания толерантности.

Необходимо уделить особое внимание молодежи и подросткам как потенциальным группам риска, обеспечить трудовую занятость населения, особенно в «проблемных регионах», предоставить широкие возможности доступного качественного образования, включая среднее специальное профессиональное образование, посещение спортивных секций, домов творчества, а также участие в общественных движениях и организациях.

Социокультурные технологии — это технологии образования в широком смысле, не ограниченном узкими рамками специально организованных учебных занятий. Применительно к проблеме профилактики ксенофобии и формирования толерантности в межэтнических отношениях используется термин «поликультурное образование» (мультикультурное образование). Это термин, возникший в связи с миграционными процессами, широко распространившимися с начала второй половины прошлого века. Поликультурное образование, как альтернатива «плавильному котлу», направлено на поиск средств и способов сохранения и развития всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном обществе, и бази-

руется на принципах диалога и взаимодействия различных культур.

Анализ литературы показывает, что идея поликультурного образования возникла не случайно, а является частью определенной идеологии, поскольку отношения между культурами могут быть различными. Авторами выделяются следующие типы отношений между культурами:

а) отношения одной культуры к другой как к некоему объекту, в результате чего наблюдается чисто утилитарное отношение одной культуры к другой;

б) отношения неприятия одной культуры другой;

в) отношения взаимодействия и вза-имообогащения, т. е. отношения культур друг к другу как равноценным субъектам [3].

Идея поликультурного образования выступает как «культурный монизм» или «культурный плюрализм». Другими словами, речь идет о том, как понимается бытие культуры: как един-

ство, как многообразие или как единство многообразия.

До середины ХХ века в основе культурно-образовательной практики лежала преимущественно идея культурного монизма. Во второй половине прошлого века данная образовательная стратегия вступила в полосу кризиса. После второй мировой войны в связи с глобальным переделом мира и началом холодной войны возникли новые социальные реалии, которые обострили противоречия, имеющиеся не только между отдельными социальными общностями, национальными культурами, но и между государствами. Стало очевидно, что человеческий мир — многополярное образование, которое характеризуется постоянными противоречиями и напряженностью, поэтому для выжива-

ния ему необходимо искать способы обретения согласия. В это же время в мировую практику вошли процессы глобализации, что также потребовало поиска особых способов и видов социализации людей, изучения специфики социализации, вырастающей из национальных, социокультурных и субкультурных традиций.

Все названные процессы вступили в противоречие с парадигмой культурного монизма. Возникла необходимость искать иные подходы в образовании, которые, с одной стороны, сохраняли бы особые культурные традиции, формировали собственную культурную идентичность, а с другой — способствовали пониманию и принятию других культур как равноценных и равнозначимых. Монокультурным подходам в образовании стали противопоставляться поликультурные.

Реакцией на возникновение новых социокультурных реалий со стороны мировой педагогической науки стала разработка соответствующих образовательных стратегий, что нашло отражение в документах ООН, Совета Европы, ЮНЕСКО и др. Наиболее полно данная проблема рассматривается в зарубежных концепциях мультикуль-турного образования (Д. Бэнкс и др.), межкультурного образования (П. Бате-лаан, Г. Ауернхаймер, В. Нике и др), глобального образования (Р. Хенви).

В российской педагогической науке также активизировались теоретические поиски в данном направлении. Сформировались концепции «Воспитание культуры межнационального общения» З.Т. Гасанова [5] и «Многокультурное образование» Г.Д. Дмитриева [6]; начала складываться традиция поликультурного образования под влиянием исследований В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой; ведутся научные разработки в области мультикультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова и др.).

С методологической точки зрения, наиболее яркое выражение тенденция поликультурного (мультикультурного) подхода находит в философии постмодерна. Именно постмодернистский дискурс является тем лингвистическим полем, на котором прорастает термин «мультикультурализм». В самом общем виде под ним обычно понимают комплекс идей и действий различных социальных субъектов (государ-

Психологическим условием возникновения смысловых установок толерантности является смена социальной позиции каждого из участников совместной деятельности, обеспечивающая децентрацию - расширение границ восприятия и понимания ситуации совместных действий.

ственных или иных организаций), направленных на равноправное развитие различных культур, преодоление дискриминации различных групп населения во всех сферах общественной жизни, обеспечение равных шансов при трудоустройстве и получении образования и т. п.

Обоснованием поликультурного образования является культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, согласно которой источником формирования высших форм психической деятельности человека (высших психических функций) является присвоение социокультурного опыта в процессе общения и сотрудничества. Поликуль-турализм в образовании означает признание равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, недопустимость дискриминации людей по национальной или религиозной принадлежности, полу или возрасту. Основными принципами поликультурно-го образования являются:

— принцип диалога и взаимодействия культур;

— контрастный принцип овладения содержанием поликультурного образования;

— принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей. Образование, с одной стороны,

должно способствовать осознанию человеком своих корней и определению места, которое он занимает в мире, а с другой, привить ему уважение к другим культурам. Оптимальная образовательная стратегия возможна лишь при условии объединения принципов монокультурности и поликультурности, их равновесия. Такой стратегией является диалог, выступающий не как простое наложение двух противоположных идеалов — единства и отдельности, монокультурализма и мульти-культурализма, — а как поиск «срединной культуры». Для успешного разрешения столь сложного противоречия необходим особый, диалогический способ мышления.

Важной предпосылкой поликультурного образования в России является становление и развитие гражданского демократического общества, в котором ведется борьба с шовинизмом, расизмом, этническим эгоизмом и, в то же время, проявляется открытость по отношению к другим странам,

народам и культурам, осуществляется воспитание в духе мира и взаимопонимания. Поликультурное образование в нашей стране связано с решением проблемы национальной нетерпимости и разобщенности.

Изучение культуры сопредельных народов должно способствовать формированию чувств равенства, достоинства, культуры межнациональных отношений, обеспечивать культурный диалог представителей различных национальностей [2].

На образовательные учреждения возлагается огромная ответственность

— воспитание этнически идентичной и поликультурной личности. Нарушения этнической идентичности могут обуславливать появление напряженности между этническими группами, что проявляется в возникновении национальной розни, межэтнических конфликтах [7, 8, 9].

В настоящее время в мировой практике не существует единого мнения о том, как оптимально решать проблему поликультурного образования. В педагогике сложилось несколько подходов к пониманию его сущности и стратегии реализации.

1. Моноэтническое образование, имеющее следующие направления:

— аккультурационное, возникшее в западной культуре. Его основная идея сводится к тому, что поликультурное образование должно ориентироваться на культуру переселенцев. В рамках данного подхода центральное место занимает вопрос о культурной идентичности (наборе культурных форм, черт, характеристик) человека. Поликультурное образование базируется на экзистенциалистских идеях свободного выбора и трансцендентальности восприятия человека человеком;

— бикультурное образование. В его основе — становление «билингваль-

но-бикультурной» идентичности с постоянным сравнением двух культур. Данный подход предполагает развитие способности выделять и критически осмысливать ценности каждой культуры, а также формировать свою собственную культурную идентичность.

2. Диалоговый подход, включающий несколько парадигм:

— концепция диалога культур, которая предполагает развитие идеи открытости, культурного плюрализма.

Основная идея его сводится к приобщению развивающегося человека к различным культурам, формирование общепланетарного сознания, позволяющего тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое и общеевропейское культурно-образовательное пространство;

— деятельностная концепция, провозглашающая воспитание подрастающего поколения в духе мира и разрешения межкультурных конфликтов. Данный подход пронизан идеей признания индивидуальных особенностей каждой личности, идеей «переформулирования» чуждой культуры в терминах собственного лингвокультурного опыта;

— концепция мультиперспективного образования, которая провозглашает необходимость развития способности к межкультурной коммуникации, формирования представлений о происходящих в мире разносторонних культурных обменных процессах и многоуровневой структуре каждой культуры. В основе данного подхода лежит идея преодоления монокультурной ориентации, идея переориентации процесса обучения от событийной истории к социальной.

Идея поликультурного образования выступает как «культурный монизм» или «культурный плюрализм». Другими словами, речь идет о том, как понимается бытие культуры: как единство, как многообразие или как единство многообразия.

3. Социально-психологический подход, в который входят:

— концепция антирасистского воспитания, основными принципами которой являются идеи равенства и справедливости, задающие вектор формирования активной позиции по отношению к неравенству; развитие способности критически воспринимать стереотипы, относящиеся к другим людям и их культуре;

— концепция социального научения, ориентированная на развитие эмпатии, солидарности, способности решать конфликты [7].

Анализ основных подходов и концептуальных идей поликультурного образования показывает, что они не противоречат, а содержательно дополняют друг друга, а цели, сформулированные в рамках отдельных концепций, могут рассматриваться как направления образовательной деятельности на различных этапах реализации поликультурного образования.

Таким образом, поликультурное образование можно рассматривать как особый вид целенаправленной социализации, обеспечивающий:

— на когнитивном уровне — освоение образцов и ценностей мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов;

— на ценностно-мотивационном уровне — формирование социально-установочных и ценностноориентационных предрасположенностей к межкультурной коммуникации и обмену, а также развитие толерантности по отношению к другим странам, народам, культурам и социальным группам;

— на деятельностно-поведенческом уровне — активное социальное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной культурной идентичности.

Стратегия поликультурного образования позволяет найти «мосты» и переходы от культуры насилия и ксенофобии к культуре толерантности. Более того, оптимально разработанные стратегия и тактика поликультурного образования позволяют моделировать способы управления рисками ксенофобии и терроризма в молодежной среде. В отечественной науке в рамках диалогового подхода, основанного на

идеях открытости, культурного плюрализма, диалога культур, поликультур-ное образование рассматривается как способ приобщения к различным культурам с целью формирования общепланетарного сознания.

Тема диалога по отношению к культуре впервые возникла в начале XX века в работах К. Ясперса, О. Шпенглера, М. Бубера, М. Бахтина. Позднее проблема «диалога культур» поднималась в трудах Л. Баткина, М. Кагана, на рубеже 80-90-х гг. прошлого века — в работах П. Гайденко, В. Библера и др. Диалог, осознаваемый как фундаментальный принцип жизнедеятельности культур, указывает на существенную потребность одной культуры в другой. Поликультурное образование призвано помочь в преодолении национальных предрассудков и способствовать межкультурному взаимопониманию между различными народами.

Социально-психологический подход к поликультурному образованию раскрывает его содержание как особого способа формирования определенных социально-установочных и ценностно-ориентационных образований, коммуникативных и эмпатических умений, позволяющих осуществлять интенсивное межкультурное взаимодействие и проявлять понимание других культур, а также толерантность по отношению к их носителям.

В традициях социально-психологического подхода выдержана концепция так называемых «культурных различий». Сторонники рассматриваемой концепции формулируют следующие педагогические цели поликуль-турного образования:

— развитие терпимости по отношению к чужому образу жизни и стилю поведения, основанной на понимании различий в культурном облике человека, которые могут привести к конфликтам между представителями различных социальных слоев;

— осознание того, что культурные различия и чужие культуры в целом влияют на эмоциональную сферу человека, становясь источником его переживаний и потребностей;

— развитие способности дифференциации внутри чужой культуры, умения оценивать системы ценностей и норм по степени их истори-чески-конкретной важности для определенных видов деятельности;

— формирование способности интегрировать элементы других культур

в собственную систему мышления

и ценностей [7, 9].

Наиболее отчетливо особенности социально-психологического подхода отражаются в концепции социального обучения, получившей широкое распространение в Германии. В качестве основных целей поликультурного образования авторы этой концепции выделяют эмпатию, солидарность и способность решать конфликты. Согласно Х. Эссингер и Д. Граф, воспитанию эмпатии, в первую очередь, способствует стимулирование открытости индивидов, их готовности заниматься другими людьми, их проблемами и признавать их инаковость» [10].

Наиболее серьезным в научном плане исследованием, рассматривающим поликультурное образование как социальное воспитание и обучение, являются, на наш взгляд, работы Р. Шмитта [11]. Им сформулировано два основополагающих принципа социального воспитания. Первый — принцип избегания нормативных различий. Необходимо очень осторожно обходиться с инаковостью и чуждостью другой культуры и ее представителей. Второй — принцип «социальной близости». Целесообразно включать в обсуждение с обучаемыми актуальные, реальные проблемы и ситуации, которые легче соотнести с их собственным опытом.

В условиях непростой этнокультурной ситуации, в которой находится сегодня и Россия, особое значение приобретает сама возможность поликуль-турных диалогов с Другим, который не должен ощущаться как Чужой. Поли-культурный аспект современной цивилизации может стать мощной гуманистической парадигмой межкультурного диалога, не подверженного ненависти и культурной вражде, формирующей установки толерантности в условиях многополярной цивилизации.

Анализ состояния проблемы в практике обычных российских школ показывает, что межкультурное образование

— не данность, а необходимость. Оно должно быть материально обеспечено как на уровне учителя, так и на уровне образовательного учреждения. Необходимо методическое оснащение, в том числе, соответствующие по содержанию учебники гуманитарного цикла. Но этого недостаточно. Социализация

не сводится только к процессу обучения. Необходимой составляющей по-ликультурного образования и воспитания является разработка технологий, интегрированной целью которых является формирование установок толерантного сознания, навыков и умений жить вместе в культуре разнообразия, не подавляя друг друга, обеспечивая право каждого быть другим, независимо от вероисповедания, национальности или этнической принадлежности.

Еще одной актуальной проблемой поликультурного образования является подготовка учителя, развитие у него навыков межкультурных компетенций. Как показывает опыт, проблемой здесь является недостаточное осознание учителями школ важности специальных усилий по воспитанию терпимости к культурным различиям и отсутствие необходимых методических умений. В связи с этим встает проблема формирования у педагогов таких навыков межкультурной компетенции, как: чувствительность к культурным различиям, уважение уникальности культуры каждого народа, терпимость к необычному поведению, желание позитивно относиться ко всему неожиданному, готовность реагировать на изменения, гибкость в принятии альтернативных решений, отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур. Эти навыки и умения позволят учителям и всем другим субъектам образовательного процесса научиться управлять рисками нетерпимости, ксенофобии и ненависти. Они являются основой для межнационального и межэтнического общения граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за его пределами.

Проблема воспитания толерантности в поликультурном обществе обусловлена существованием, по крайней мере, двух различных стратегий муль-тикультурализма. Помимо понимания мультикультурализма как интеграции при сохранении культурного своеобразия, достаточное распространение получило понимание мультикультура-лизма как сохранения самостоятельности многих культур в общества без должного их объединения и согласования. Ложно понятая идея поликультурного общества не обеспечивает необходимого согласия и консолидации общества, сохраняя разобщенность,

риск возникновения предубеждений, негативных социальных установок в отношении этнокультурных групп, мифов о собственном превосходстве и ущербности других культурных групп. Исследования межкультурного взаимодействия в поликультурных обществах обнаружили ярко выраженную тенденцию к этноцентризму, который характеризуется более высокой оценкой собственной группы, нежели других групп; высокой степенью общности мнений в отношении места, занимаемого каждой из этнокультурных групп в плюралистическом обществе, и умеренно выраженной степенью согласованности во взаимных оценках.

Интеграция общества должна быть основана на некоторых общих идентичностях. Такая идентичность должна быть предельно «тонкой», максимально ценностно-нейтральной и при этом достаточно сильной для того, чтобы удержать единство плюралистического мультикультурного общества. Такова гражданская идентичность, которая, в отличие от национальной, государственной и, тем более, этнической идентичности, не подразумевает исторической общности, единой культуры, одной ценностной ориентации или мифической национальной территории. Поликультурное образование предполагает интегрирующее начало в форме существования общих и разделяемых всеми ценностей, объединяющих различные этнические группы, составляющие нацию, и выступающие основой их объединения в полиэтническом обществе. Именно гражданская идентичность личности позволяет обеспечить приоритетность

общего по сравнению со специфическим. Она является компонентом социальной идентичности, то есть индивидуального знания о том, что «персона» принадлежит некоторой социальной группе вместе с эмоциональным и ценностным персональным смыслом группового членства (Г. Тэджфел). Гражданская идентичность в этом случае выступает как одна из многих категорий, наряду с половой, возрастной, этнической, религиозной и другими идентичностями. Функция гражданской идентичности заключается в реализации базисной потребности личности в принадлежности к группе. Чувство «Мы», объединяющее

человека с общностью, позволяет ему преодолеть страх и тревогу, чувствовать себя более уверенно в новых социальных условиях, фиксирует единство интересов индивида с данной социальной общностью. Таким образом, гражданская идентичность выполняет как защитную функцию, так и функцию самореализации и самовыражения, которая проявляется в политической и гражданской активности.

Многие социологические исследования последнего времени показывают усиление государственной или национальной идентичности населения различных областей и республик России, но не фиксируют сколько-нибудь заметного роста идентичности гражданской. Между тем, если развитие именно такой гражданской общности не станет целью сознательно проводимой политики, Россия рискует превратиться в зону перманентного конфликта идентичностей, который отнюдь не всегда проходит в форме толерант-

Важной предпосылкой поликультурного образования в России является становление и развитие гражданского демократического общества, в котором ведется борьба с шовинизмом, расизмом, этническим эгоизмом и, в то же время, проявляется открытость по отношению к другим странам, народам и культурам, осуществляется воспитание в духе мира и взаимопонимания.

ных дискуссий. Угроза экстремизма и терроризма требует, на наш взгляд, не столько усиления структур национальной безопасности, сколько изменения политики в отношении различных групп и, прежде всего, максимального содействия развитию гражданской российской идентичности. Задача построения гражданской идентичности является приоритетной для нынешнего этапа развития российского общества.

Коммуникационные технологии (в том числе, средства массовой коммуникации) обеспечивают развитие, сохранение единства и общности в современном обществе. В то же время, они порождают риски применения манипулятивных технологий управления сознанием личности и общества, являются причиной ее деформаций, возникновения стрессогенных ситуаций, падения толерантности и нарастания враждебности между этническими группами.

Информационная безопасность есть состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций, государства, тех интересах, которые обеспечивают прогрессивное развитие человека. Нарушение информационной безопасности может возникнуть в двух случаях: во-первых, в случае недостоверного, манипулятивного информационного воздействия; во-вторых, в случае отсутствия необходимой информации. Основным способом обеспечения информационной безопасности является предоставление достоверной информации СМИ.

Необходимо также создание психологических ресурсов обеспечения информационной безопасности респондентов. Формирование социально-критического мышления является мощным средством предупреждения возможностей манипулирования сознанием человека. Такие международные организации, как Совет Европы и ЮНЕСКО, в качестве актуальной задачи ставят просвещение и образование молодежи в области СМИ. Поскольку СМИ являются конкурирующим институтом социализации детей, подростков, молодежи, необходимо формировать известную компетентность в этой сфере. Родители и школа все меньше могут контролировать дос-

туп детей к электронным СМИ. Сегодня произошел поворот от тезиса защитить пользователя от недобросовестных СМИ с помощью различного рода контроля и ограничений к идее развития компетентности пользователей СМИ. В настоящее время разработаны программы медиаобразования, позволяющие обеспечить формирование критического творческого отношения к информационному пространству СМИ [4]. Оптимальной технологией формирования умения личности уверенно противостоять различным видам манипулятивного социального и индивидуального давления является психологический тренинг, основанный на принципах добровольности, конфиденциальности, уважения личности и признания свободы и ответственности как неотъемлемых прав человека. Технологии медиаобразования обеспечивают необходимый уровень культуры пользования информационными и другими возможностями СМИ, содействуют формированию толерантности и снижению рисков возникновения ксенофобии.

Итак, социокультурная ситуация развития российского общества на современном этапе диктует необходимость осуществления следующих шагов.

1. Разработка проектов, направленных на развитие современного общества и их реализация в государственных программах различного уровня. Фокусом этих целевых программ должно стать образовательное пространство как социальная сеть, включающая образование наряду с другими институтами социализации (семья, СМИ, религия, социально-экономические институты) и определяющая социальные эффекты их взаимодействия.

2. Целенаправленное формирование гражданской идентичности в качестве предпосылки укрепления общества как «единства разнообразия» и солидарности в сфере социальных и межличностных отношений граждан России. Без решения этой задачи кризис идентичности, наблюдающийся в различных регионах и национальных республиках, будет нарастать, порождая политические и социальные риски на пути развития страны.

3. Создание программ поликуль-турного образования, в первую очередь, программ дошкольного и школьного образования, обеспечивающих

формирование социальных норм толерантности и доверия как условия диалога культур в многонациональном российском обществе.

4. Компенсация потенциальных рисков социализации подрастающих поколений, возникающих в других институтах социализации. Организация партнерства с институтами СМИ, религии и семьи в целях успешной социализации детей, подростков и молодежи и использование этих связей для уменьшения риска социальных конфликтов и напряженности в обществе.

5. Развитие «компетентности к обновлению компетенций» как ценностной целевой установки при проектировании программ разного уровня, позволяющей представителям подрастающих поколений в условиях стремительного роста информационных потоков и темпа социальных изменений при одновременном росте социальной неопределенности справляться с различными профессиональными и жизненными проблемами.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М., 1996.

2. Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. — 2001.

- Вып. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Берри Дж. Кросс-культурная психология.

- М., 2006.

4. Вартанова Е.Л., Ясурский Я.Н. Медиаобразование как средство формирования информационной безопасности молодежи // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Телевизионные и рекламные коммуникации / Под ред. А.И. Донцова, Я.Н. Засурского и др. — В 2 т. — Т. 1. — М., 2002.

5. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межна-

ционального общения: методология, теория, практика: Дисс..докт. пед. наук.

- М., 1998.

6. Дмитриев ГД. Многокультурное образование. — М., 1999.

7. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефанен-ко Т.Г., Мартынова М.Ю. Тренинг этнокультурной компетентности. — М., 2003.

8. Солдатова Г.У. Толерантность и интоле-рантность — две грани межэтнического взаимодействия // Век толерантности. — М., 2001.

9. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. — М., 2003.

10. Essinger H., Graf J. Interkulturelle Erziehung als Friedenserziehung. — 1984.

11. Schmidt U. Interkulturelle Kommunikation und interkulturelles Lernen // Jahrbuch “Pedagogik: Dritte Welt”. Kulturelle Identity und Universality. — Frankfurt a. M., 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.