Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР РЕКРЕАЦИОННОГО ОСВОЕНИЯ ЮГА РОССИИ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР РЕКРЕАЦИОННОГО ОСВОЕНИЯ ЮГА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
201
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ / РЕКРЕАЦИОННОЕ ОСВОЕНИЕ / ЮГ РОССИИ / КУЛЬТУРНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ / СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / СОБЫТИЙНЫЙ И ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / SOCIO-CULTURAL RESOURCES / RECREATIONAL DEVELOPMENT / SOUTH OF RUSSIA / CULTURAL TOURISM / ETHNOGRAPHIC TOURISM / RELIGIOUS TOURISM / RURAL TOURISM / EVENT AND FESTIVAL TOURISM / BUSINESS TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Яковенко И. М.

Проанализированы особенности процесса рекреационного освоения Юга России, выявлена резкая дифференциация субрегионов в функциональной и территориальной структуре туристско- рекреационного комплекса. Систематизирована информация о потенциале субъектов Южного федерального округа для развития социокультурных видов туризма, в т.ч. культурно-познавательного, этнографического, религиозного, аграрного (сельского), событийного и фестивального, делового. Дано описание современного состояния специализированных видов туризма в регионе, выявлены актуальные проблемы и приоритетные направления актуализации социокультурных ресурсов в процессе рекреационного освоения Юга России. Особое внимание уделено роли межрайонного кооперирования в развитии культурного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL RESOURCES AS A FACTOR OF RECREATIONAL DEVELOPMENT IN THE SOUTH OF RUSSIA

The process of modern recreational development in the South of Russia is characterized by sharp disproportions in the functional structure of tourist and recreational complexes of individual subregions. Natural recreational resources are well developed on the territory of the majority of subjects of the Southern Federal district of the Russian Federation and medical and recreational specialization has been achieved. The potential of socio-cultural resources h as not been fully explored and realized. There is still a significant gap between the subjects of the Southern Federal district in the level of recreational development and the level of tourism activity. In terms of the number of places in collective accommodation facilities per 1000 people, the Krasnodar territory and the Republic of Crimea are leading, while the average level is demonstrated by the Volgograd, Astrakhan regions and Sevastopol. The availability of accommodation facilities in the Republic of Adygea and the Republic of Kalmykia is 8-10 times less.Actualization of the potential of socio-cultural resources can play an important role in solving the problem of eliminating the sharp differentiation of the regions of the South of Russia by the level of recreational development. The potential of socio-cultural resources includes material and non-material manifestations and results of the entire set of socio- cultural processes occurring in the region. Its main components are a huge cultural heritage, ethnic and religious diversity of the population, and a high level of economic activity.The priority directions of using socio-cultural resources to optimize the process of recreational development in the South of Russia are the development of cultural, ethnographic, religious (including pilgrimage), agricultural (rural), wine and gastronomic, event and festival, and business tourism. The priority tasks of updating social and cultural resources are:A systematization of all types of socio-cultural resources of the region and a detailed assessment of the prospects for their comprehensive exploitation.The development and implementation of projects to create new resources in areas with poor socio-cultural potential.The development of inter-district cooperation projects based on the socio-cultural resource potential of the sub-regions of the South of Russia.The development of a special infrastructure for socio-cultural types of tourism.The development of a common portal of socio-cultural types of tourism in the Southern Federal district.A creation of an inter-district coordination center for providing information to consumers, strategic planning and management of socio-cultural tourism in the South of Russia.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР РЕКРЕАЦИОННОГО ОСВОЕНИЯ ЮГА РОССИИ»

Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 6 (72). № 2. 2020 г. С. 140-154.

УДК 911.3-027.21 [911.3:316]-027.21

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР РЕКРЕАЦИОННОГО

ОСВОЕНИЯ ЮГА РОССИИ

Яковенко И. М.

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского", г Симферополь, Российская Федерация

E-mail: yakovenko-tnu@ya.ru

Проанализированы особенности процесса рекреационного освоения Юга России, выявлена резкая дифференциация субрегионов в функциональной и территориальной структуре туристско-рекреационного комплекса. Систематизирована информация о потенциале субъектов Южного федерального округа для развития социокультурных видов туризма, в т.ч. культурно-познавательного, этнографического, религиозного, аграрного (сельского), событийного и фестивального, делового. Дано описание современного состояния специализированных видов туризма в регионе, выявлены актуальные проблемы и приоритетные направления актуализации социокультурных ресурсов в процессе рекреационного освоения Юга России. Особое внимание уделено роли межрайонного кооперирования в развитии культурного туризма.

Ключевые слова: социокультурные ресурсы, рекреационное освоение, Юг России, культурно-познавательный туризм, этнографический туризм, религиозный туризм, сельский туризм, событийный и фестивальный туризм, деловой туризм.

ВВЕДЕНИЕ

Юг России, административно расположенный в границах Южного федерального округа (ЮФО), имеет исторически сложившуюся специализацию на развитии лечебно-оздоровительного туризма, основным фактором становления которой явился богатый и разнообразный природно-ресурсный потенциал. Согласно данным Мониторинга Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2020 г., ЮФО занимает первое место в России по концентрации специализированных средств размещения, на него приходится 24,8% всех санаторно-курортных предприятий страны [1]. Длительный процесс наращивания рекреационных функций территории ознаменовался появлением многочисленных городов-курортов и рекреационных агломераций, представляющих собой систему городских населенных пунктов с градообразующей функцией рекреации, объединенных производственными, материально-техническими, организационно-управленческими связями и потоками рекреантов [2,3]. Крупнейшие курортные агломерации сформировались в приморской зоне Краснодарского края (Б. Сочи) и Р. Крым (Б. Ялта, Б. Алушта). Вместе с тем, процесс рекреационного освоения Юга России имеет неравномерный характер, что проявляется как в функциональном, так и в территориальном аспектах. Приоритетом рекреационного освоения в большинстве регионов ЮФО в течение длительного времени оставалось обеспечение массового спроса населения в отдыхе, в то время как сравнительно меньшее внимание уделялось развитию социокультурных видов туризма. Сохраняется значительный

140

разрыв между субъектами ЮФО в уровне рекреационной освоенности и уровне развития туризма.

Сглаживанию территориальных диспропорций и диверсификации регионального туристского продукта может способствовать актуализация огромного потенциала социокультурных ресурсов Юга России. В узком смысле слова под социокультурными ресурсами понимается культурное наследие определенной нации или территории, в широком смысле - материальные и нематериальные проявления и результаты социокультурных процессов, протекающих в регионе. Социокультурные процессы проявляются в целостном эволюционном развитии взаимосвязанных подпроцессов: геополитических, социально-политических, геодемографических, этно-конфессиональных, социально-экономических и собственно социокультурных [4]. Таким образом, социокультурные ресурсы охватывают всю совокупность культуры народа или нации, ее язык, кухню, обычаи и традиции [5]. Потенциал социокультурных ресурсов обеспечивает широкий спектр социо-ориентированных видов туризма, начиная от культурно-познавательного туризма и заканчивая специализированными видами - этнографическим, религиозным (в т.ч. паломническим), деловым, сельским, событийным и фестивальным, археологическим, техногенным и многими другими.

Исследование особенностей развития туристско-рекреационного комплекса Юга России имеет обширную научную библиографию, однако подавляющее большинство работ посвящено оценке состояния, проблем и перспектив санаторно-курортного сектора хозяйства рассматриваемого региона и его субрегионов [6-9]. Изучение социокультурного ресурсного потенциала нередко имеет не целевой, а сопутствующий характер. Например, в статье краснодарских ученых, оценивающей сравнительные преимущества Краснодарского края и в Республики Крым в развитии туризма, упоминается безусловное первенство Р. Крым в объеме культурно-исторического потенциала, а также подчеркивается, что образ Крымского полуострова как места с культурно-историческим наследием ярче в силу разведанных и обустроенных территорий музейного уровня [6]. В статье С.А. Морозова детально рассмотрено современное состояние развития культурного туризма в субъектах ЮФО и в Ставропольском крае в контексте решения задач политики модернизации Юга России [10]. Изучив многочисленные документы стратегического планирования развития туризма в регионе (стратегии, целевые программы и др.), автор констатировал отсутствие или декларативный характер разделов, посвященных задачам культурного туризма. Ряд работ последних лет характеризует потенциал развития на территории субъектов ЮФО отдельных направлений специализированного туризма, в т.ч. этнографического и событийного [11], эногастрономического [12], делового [13].

Целью данной статьи является выявление перспективных направлений использования социокультурных ресурсов Юга России в целях оптимизации процесса рекреационного освоения территории.

141

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Анализ основных показателей развития туристско-рекреационного комплекса ЮФО свидетельствует о значительных диспропорциях в уровне рекреационной освоенности. По числу мест в КСР в расчете на 1000 чел. населения лидируют Краснодарский край и Р. Крым, в то же время соответствующие показатели в Р. Калмыкия, Р. Адыгея и Ростовская обл. почти в 10 раз меньше (табл.1). Аналогичная картина наблюдается в распределении коечного фонда по территории. Наибольшей плотностью отличается г. Севастополь, где на 1 кв. км приходится более 12 мест.

Таблица 1.

Показатели рекреационной освоенности регионов Южного федерального

округа

Субъект Число коллективных средств размещения (КСР), 2018 г. Число размещенных в КСР лиц, тыс. чел., 2019 г. Число мест на 1000 чел. населения, 2018 г. Число мест на 1 кв. км, 2018 г.

Республика Адыгея 84 131,1 9,4 0,56

Республика Калмыкия 48 43,7 6,57 0,02

Республика Крым 1312 2175,7 79,48 5,83

Краснодарский край 5883 8173,9 80,54 6,06

Астраханская область 331 235,1 15,19 0,31

Волгоградская область 459 650,9 12,50 0,28

Ростовская область 633 963,9 8,76 0,36

Город Севастополь 121 201,9 24,03 12,48

Всего по ЮФО 8871 12576,3 43,08 1,58

Источник: [14;15]

142

Интенсивность туризма в разрезе субъектов ЮФО также имеет высокую амплитуду колебаний (табл.2). По результатам Национального туристического рейтинга-2019 (ежегодного исследования Центра информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнала «Отдых в России»), в первую двадцатку регионов России по уровню развития туризма и туристской привлекательности вошли Краснодарский край (4 позиция) и Р. Крым (5 позиция) [16]. Далее с большим отрывом следуют Волгоградская область (27 позиция), Волгоградская область (37 позиция),

Таблица 2.

Основные показатели развития туризма в субъектах Южного федерального округа,

2018 г.

Число турфирм Число турпакетов, Число

Субъект реализованных населению, млн. руб. посещений музеев на 1000 чел. населения

Республика Адыгея 21 4,3 231

Республика Калмыкия 14 2,1 132

Республика Крым 204 77,5 1847

Краснодарский 595 168,1 343

край

Астраханская область 133 42,3 238

Волгоградская область 186 31,8 1223

Ростовская область 322 85,0 360

Город Севастополь 79 25,1 4736

Всего по ЮФО 1554 436,1 761

Источник: [14; 15]

Астраханская область (45 позиция) и г. Севастополь (47 позиция); в группу рейтинга «Начальный уровень» включены Республика Адыгея (75 позиция) и Республика Калмыкия (80 позиция). Краснодарский край признан одним из наиболее посещаемых регионов России (в 2019 г. поток составил около 17 млн. чел.), в топ-пятерку входит также Р. Крым (7,5 млн. чел.). Краснодарский край является лидером по доходам от туризма в стране - более 90 млрд. руб. [17].

Важную роль в решении проблемы устранения резкой дифференциации регионов Юга России по уровню рекреационной освоенности и интенсивности туризма может сыграть актуализация нереализованного потенциала социокультурных ресурсов. Их перспективное использование можно обозначить

143

следующими направлениями:

1. Ресурсы познавательно-культурного (экскурсионного) туризма. Согласно Единому государственному реестру объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в границах ЮФО насчитывается 15235 объектов федерального значения и 9730 объектов регионального значения (рис.1). Безусловно, число зарегистрированных объектов не является единственным критерием оценки потенциала культурного наследия, важен общепризнанный статус объекта, его аутентичность и степень сохранности.

Рис. 1. Распределение объектов культурного наследия по территории субъектов Южного федерального округа. Источник: [18]

Следует заметить, что в Едином реестре зафиксировано отсутствие памятников истории и культуры из Списка ЮНЕСКО на территории ЮФО, а к особо важным объектам отнесен лишь монумент «Родина-Мать зовет» комплекса Мамаева кургана в Волгоградской области. С этим нельзя согласиться, т.к. в каждом регионе можно выделить ряд объектов, имеющих большое имиджелогическое значение, в т.ч. в Р. Крым - Воронцовский и Ливадийский дворцы, Бахчисарайский Ханский дворец, Никитский ботанический сад, пещерные города и др.; в Краснодарском крае -Олимпийский комплекс в Сочи; В Астраханской области - Астраханский кремль, Белая мечеть и др.; в Ростовской области - Парамоновские склады, церковь Сурб-Хач; в Волгоградской области - Мемориал Сталинградской битвы, Свято-Вознесенский Спасо-Преображенский монастырь и др.; в Р. Калмыкия - Золотая обитель Будды Шакьямуни, Золотые ворота «Алнт Босх», Цаган Аманский хурул; в г. Севастополь - историко-культурный заповедник Херсонес Таврический; Панорама

144

обороны Севастополя, Памятник затопленным кораблям, 35 батарея и др.

Богатство и разнообразие культурно-исторических ресурсов Юга России позволяет строить многоплановые маршруты, объединять объекты в специализированные тематические коридоры, в т.ч. межрегиональные, использовать объекты наследия как базовые в проведении событийных и фестивальных мероприятиях, в исторических реконструкциях. Лучшим примером многопланового маршрута в Крыму признан маршрут «Крымская кругосветка» фирмы «Кандагар». в Ростовской области на роль бренда претендует туристский маршрут «Серебряная подкова Дона», хотя некоторые из экспертов считают, что, несмотря на значительные бюджетные вливания, проект не оправдал возложенных на него надежд и остался в виртуальном пространстве [12]. Пионером межрегионального сотрудничества в сфере культурного туризма стал проект «Золотое кольцо Боспорского царства», соглашение о реализации которого подписан руководителями профильных ведомств Краснодарского края, Р. Крым, города Севастополь и Ростовской области и Русского географического общества. Маршрут объединит связанные с античной историей Боспора памятники, расположенные в 15 городах южных регионов России. Непосредственными участниками этого глобального проекта станет ряд музеев (в т.ч. археологический музей «Горгиппия», Таманский музейный комплекс, музей-заповедник «Фанагория» в Краснодарском крае; Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник, Феодосийский музей древностей, историко-археологический музей Неаполь Скифский в Р. Крым, историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», крепости Чембало и Каламита в Севастополе; Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник в Ростовской обл.) [19].

Дальнейшее использование социокультурных ресурсов Юга России для целей культурно-познавательного туризма нуждается в решении следующих задач:

— уточнение региональных реестров объектов культурного наследия, обеспечение памятников навигацией и охраной;

— проведение реставрационных работ на пострадавших объектах с использованием современных экологичных технологий;

— инициирование включения объектов с высокой исторической ценностью в Список ЮНЕСКО (в Крыму в составе Украины подготовительная работа проводилась в отношении Херсонеса, Бахчисарайского Ханского дворца и пещерных городов);

— искусственное наращивание потенциала социокультурных ресурсов в районах, не располагающих аутентичными объектами культурного наследия. Удачными туристскими практиками представляется использование оставшихся после съемок фильмов декораций для исторических реконструкций и экскурсионного показа (город-музей «Сарай-Бату», построенный для фильма «Орда» в Астраханской области, и кинопарк «Викинг» в Р. Крым); создание парков миниатюр в Алуште и Бахчисарае. К сожалению, ни в одном из субъектов ЮФО пока не реализован проект крупного тематического парка.

145

2. Ресурсы этнографического туризма. Высокая этническая мозаичность населения Юга России выступает несомненным социокультурным ресурсом для развития туризма. 82% населения округа составляют русские, однако на его территории проживают многие народы, сохранившие своеобразие народных традиций, обрядов, быта, фольклора и художественных промыслов (в т.ч. армяне (3,3% населения), украинцы (1,54%), казахи (1,48%), калмыки (1,24%), адыгейцы (0,88%), крымские татары (0,92%), немцы, греки и многие другие). Наиболее распространенной формой актуализации этнографических объектов выступает их включение в маршруты культурного туризма. Большой опыт накоплен в продвижении программ музейного туризма. В каждом из субъектов ЮФО работают этнографические музеи и экспозиции, к числу самых известных можно отнести Этнографический музей в Симферополе, Крымский исторический музей «Ларишес» в Бахчисарае, посвященный истории и традициям крымско-татарского этноса, Раздорский этнографический музей-заповедник (подворье торгового казака) в Ростовской обл., Иловлинский музей казачьего быта в Волгоградской обл., Музей ойрат-монгольской кочевой культуры в Р. Калмыкия. В большинстве регионов распространенной формой этнографического туризма является проведение фестивалей, праздников, народных гуляний, например, в Р. Адыгея они выступают основой этнографического сегмента регионального турпродукта (фестиваль «Адыгейский сыр», День национального адыгского (черкесского) костюма, этнофестиваль «Адыгея-лето», праздничный день «Халюж», межрегиональный фестиваль казачьей культуры) [11]. В Р. Крым проводятся этнографические праздники (греческий праздник Панаир, фольклорный русский праздник в с. Мазанка, праздник Воздвижения Креста, организуемый армянской общиной в Старом Крыму), однако большинство событийных мероприятий имеет локальный характер.

На территории субъектов ЮФО не получили массового развития специализированные культурно-этнографические центры. В частности, на территории Краснодарского края действует только пять этнокомплексов (среди них самый известный - «Атамань» в Темрюкском районе). В Крыму многие из открытых в 2000-2012 г. 14 культурно-этнографических центров прекратили функционировать как туристские объекты. Основными причинами являются слабая местная инициатива, отсутствие четкой коммерческой программы развития, недостаточная государственная поддержка. Ни в одном из субъектов ЮФО не созданы крупные инновационные парки с этнографической тематикой, способные стать фокусами туристского интереса.

3. Ресурсы религиозного туризма. Религиозный, в т.ч. паломнический, туризм имеет хорошие перспективы и опирается на многочисленные культовые объекты разной конфессиональной принадлежности. Выраженную специализацию в данном направлении туризма демонстрирует Р. Калмыкия, позиционируя себя как самый северный регион распространения буддийской религии. Местом паломничества буддистов также является гора Большое Богдо в Астраханской области. Главные

146

центры паломничества христиан сосредоточены в Краснодарском крае (Свято-Духов мужской монастырь (Тимашевск), Монастырь Иконы Божьей Матери «Нерушимая стена» (Апшеронск), пустынь Феодосия Кавказского и др.), в Р. Крым (Свято-Успенский пещерный монастырь (Бахчисарай), Топловский Свято-Троице Параскевиевский монастырь (с. Тополевка), в Севастополе (Владимирский кафедральный собор в Херсонесе), в Волгоградской области (Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь, Дубовский Свято-Вознесенский женский монастырь, Каменно-Бродский Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь). Наиболее посещаемыми мусульманскими религиозными объектами являются мечеть Джума-Джами (Евпатория) и Белая мечеть в Астраханской области.

Перспективными формами паломнического туризма являются программы, сочетающие паломничество и отдых, в т.ч. детей, и межконфессиональные туристско-экскурсионные программы (первый такой маршрут «Малый Иерусалим» действует в старом городе Евпатории, Р. Крым).

5. Ресурсы аграрного (сельского) туризма. В предлагаемых на туристском рынке Юга России программах сельского туризма часто используются этнокультурный и природный потенциалы региона, а проживание туристов в сельской местности сочетается с формами экологического, культурного и промыслового (охота, рыбалка, сбор грибов и ягод) туризма. Лидирующие позиции в развитии сельского туризма традиционно занимает Краснодарский край, что вытекает из центрального положения региона среди ведущих сельскохозяйственных районов России. Основными направлениями сельского туризма на Кубани является посещение чайных домиков, пасек, страусиных ферм (около 10), охота, рыбалка, участие в винных турах [20]. Как центры агротуризма позиционируют себя многие фермы и усадьбы (агрокомплекс Покровский, Чумацкий шлях). В Астраханской области получила известность агротуристическая деревня «Гусь Лапчатый» на о. Станья в дельте Волги, в Волгоградской области - ряд рыболовных баз и дачный клуб в казачьем стиле «Усадьба Репино», в Ростовской области на казачьих усадьбах популяризируются традиционные занятия (выпас лошадей, заготовка и стогование сена, ловля раков, сбор урожая и др.) [21]. В Крыму насчитывается около 50 усадеб, предлагающих услуги сельского туризма, большинство из них сосредоточено в приморской и горно-лесной зоне [22]. К числу нерешенных проблем многих сел Юга России относятся острая нехватка воды, неудовлетворительное состояние благоустройства, низкий уровень комфорта сельских усадеб, отсутствие аутентичности и стилевого единства в архитектурно-планировочных решениях, проблемы с транспортной доступностью.

4. Ресурсы винного и гастрономического туризма. Винный и гастрономический виды туризма часто практикуют в симбиозе с этнографическим и сельским туризмом, но они также развиваются и как самостоятельные направления. Юг России имеет значительный потенциал, базирующийся на традиционной культуре виноделия и разнообразии национальной кухни различных этносов. Характерной тенденцией последних лет является продвижение винных туров от известных

147

«столиц» российского виноделия («Массандра», «Солнечная долина», «Новый Свет», «Коктебель», Р. Крым; «Золотая балка», «Инкерман», г. Севастополь; «Абрау-Дюрсо», «Фанагория», «Мысхако», Краснодарский край, «Винодельня Ведерников», Ростовская обл.) в новые районы, как реализующие инновационные подходы к производству вина, так и, наоборот, делающие ставку на автохтонные сорта винограда и аутентичные технологии. В Краснодарском крае на 9 из 60 винных заводах проводятся экскурсии и дегустации [20], новыми очагами винного туризма стали хозяйства «Винный дом «Лефкадия», «Шато ле Гранд Восток», «Шато Бюрнье», «Усадьба Семигорье» и др. С.Г. Горяйнов отмечает большой потенциал частных винодельческих хозяйств Ростовской обл. («Вилла «Звезда», «Станица Цимлянская», «Вина Бани», «Шато Эльбузд», «Шато Саркел», Пухляковское винодельческое хозяйство) [12]. В рамках проекта «Золотое кольцо Боспорского царства» разрабатывается дорожная карта маршрута «Винные дороги Боспорского царства» [19]. Гастрономические ресурсы Юга России частично используются в организации событийного туризма, однако брендовая ресторанная культура пока находится в стадии становления.

6. Ресурсы событийного и фестивального туризма. Их потенциал определяется общим уровнем социально-экономической активности в регионе, его социокультурной спецификой, наличием имиджелогических объектов и дестинаций. В каждом из регионов Юга России ежегодно проводится от 100 до 450 фестивалей, праздников, исторических реконструкций, спортивных мероприятий международного, национального и регионального уровня. Масштабы и структуру событийных мероприятий можно наблюдать на примере Краснодарского края и Р. Крым (рис. 2). Обращает на себя внимание большой отрыв Краснодарского края по числу событий (450 против 161 в Р. Крым). Событийные календари других субъектов ЮФО в полном объеме в информационных ресурсах не представлены.

Рис. 2. Структура запланированных на 2020 г. событийных мероприятий в Краснодарском крае и Р. Крым. Источник: [23;24]

148

Событийный и фестивальный туризм Юга России недостаточно эффективно продвигается в российском рекламно-информационном пространстве. В частности, в Национальном календаре событий на 2020 г. отражены только 32 фестиваля и 19 праздников, а мероприятия, запланированные в Р. Адыгея и Р. Калмыкия, вообще не упоминаются. Далеко не полон список событий, которые могут быть удостоены звания «Национальное событие года» (в 2020 г. в Топ-200 вошли 3 мероприятия в Ростовской обл., 3 - в Р. Крым, 2 - в г. Севастополь и 1 - в Астраханской области [23]. Ситуация с коронавирусом этого года продолжает оказывать разрушительное воздействие на проведение всех общественно значимых мероприятий в стране, и многие запланированные фестивали и праздники отменяются или переносятся на неопределенное время.

7. Ресурсы делового туризма. Важнейшими факторами развития сегментов MICE-индустрии являются размах деловой активности в регионе, его инвестиционная привлекательность и наличие соответствующей инфраструктуры. В настоящее время лучшими условиями для проведения деловых встреч, конгрессных мероприятий, ярмарок и выставок располагает Сочи, у которого работает инфраструктура, созданная в преддверии Олимпиады-2014. Вклад MICE в доходы турфирм города составляет не менее 35%, а в целом по Краснодарскому краю этот сегмент превышает 11% туристского потока [26]. Однако ряд экспертов полагает, что качество сервиса, которые предлагают конгрессные площадки Сочи, все еще уступает Москве и Санкт-Петербургу, следует также реструктуризировать систему ценообразования [13]. Крупными центрами бизнес-туризма являются Ростов-на-Дону (более 500 деловых мероприятий и свыше 100 специализированных выставок) и Краснодар, где открылся ряд представительств иностранных компаний; местами проведения бизнес-поездок, переговоров и форумов становятся приморские южные города (Анапа, Геленджик, Ялта, Алушта, Севастополь). Во многих городах Юга созданы крупные выставочные центры («КубаньЭКСПОЦЕНТР, Краснодар; конгресс-зал «Премьер» Сочи; КВЦ «ВертолЭкспо» и «Мегацентр «Горизонт», конгресс-центр отеля «Don-Plaza», Ростов-на-Дону). Развитию делового туризма в Крыму препятствует, помимо политических санкций, нехватка гостиниц с фондом более 500 мест и отсутствие специализированных конференц-залов и выставочных центров.

ВЫВОДЫ

Процесс современного рекреационного освоения Юга России характеризуется резкими диспропорциями в функциональной и пространственной структуре туристско-рекреационных комплексов отдельных регионов. На территории большинства субъектов Южного федерального округа Российской Федерации хорошо освоены природные рекреационные ресурсы и достигнута лечебно-оздоровительная и оздоровительная рекреационная специализация. Потенциал социокультурных ресурсов изучен и реализован не в полной мере.

149

Социокультурные ресурсы включают материальные и нематериальные проявления и результаты всей совокупности социокультурных процессов, протекающих в регионе. Важнейшими составляющими выступают огромное культурное наследие, этноконфессиональное разнообразие народонаселения, высокий уровень экономической активности.

Приоритетными направлениями использования социокультурных ресурсов для оптимизации процесса рекреационного освоения Юга России являются развитие познавательно-культурного, этнографического, религиозного (в т.ч. паломнического), аграрного (сельского), винного и гастрономического, событийного и фестивального, делового видов туризма.

Первоочередными задачами актуализации социокультурных ресурсов выступают:

— систематизация всех видов социокультурных ресурсов региона и детальная оценка перспектив их комплексной эксплуатации;

— разработка и реализация проектов создания неогенетических ресурсов в районах с бедным социокультурным потенциалом;

— разработка проектов межрайонного кооперирования на основе социокультурного ресурсного потенциала субрегионов Юга России;

— развитие специальной инфраструктуры для социокультурных видов туризма;

— разработка единого портала социокультурных видов туризма в Южном федеральном округе;

— создание межрайонного координационного центра для предоставления информации потребителям, стратегического планирования и управления социокультурными видами туризма на Юге России.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №20-05-00725 А «Пространственные модели и эффекты социокультурных процессов в Крыму в условиях интеграции региона в социально-экономическое пространство России»

Список литературы

1. Доклад о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации в 2017 году / Минкультуры, М., 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mkrf.ru/. Дата обращения 17.04.2020.

2. Оборин М.С., Кожушкина И.В., Гварлиани Т.Е. Исторические и социально-экономические предпосылки устойчивого развития курортных агломераций Юга России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-i-sotsialno-ekonomicheskie-predposylki-ustoychivogo-razvitiya-kurortnyh-aglomeratsiy-yuga-rossii. Дата обращения 18.04.2020.

3. Яковенко И.М., Войтеховский Д.В. Структурно-динамические особенности рекреационной агломерации // Геополитика и экодинамика регионов. 2018. Т.4 (14). №1. С. 5-15.

150

4. Яковенко И.М. Подходы к обоснованию структуры и содержания Атласа социокультурных процессов Крыму //Ученые записки КФУ имени В.И. Вернадского. География. Геология. 2019. Том 5 (71). №1. С.63-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Коржанова А.А. Туризм как ресурс. Социокультурные туристские ресурсы // Молодой ученый. 2010. №11 (22). Т. 1. С. 140-142. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шр8: //то1иЬ.га./агсЫуе/22/26260/. Дата обращения 18.04.2020.

6. Беликов М.Ю., Волкова Т.А., Мищенко А.А., Сидорова Д.В. Проблемы и перспективы развития туризма на юге России: Республика Крым и Краснодарский край // Геополитика и патриотическое воспитание. 2016. №18. С. 28-34.

7. Камбарова Е.А., Чайка И.Г. Современное состояние и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса муниципальных образований Краснодарского края / Вопросы географии. Сб. 139. Теория и практика туризма. М.: Кодекс, 2014. С. 247-268.

8. Тен С.Б. Перспективы использования механизмов государственно-частного партнерства для развития туризма на юге России // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 88(04) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/04/pdf/42.pdf. Дата обращения 18.04.2020.

9. Теунаева З.Н. Развитие сферы туристско-рекреационных услуг Юга России на основе межрегиональной интеграции. Автореф. дис... канд-та экон. наук: Ростов-на-Дону, 2009. 31 с.

10. Морозов С.А. Культурное наследие Юга России, культурно-познавательный туризм и проблемы модернизации российского общества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sbricur.com/wp-content/up1oads/2015/01/9_Morozov.pdf. Дата обращения 18.04.2020.

11. Карпова Ю.И., Рыживалова Э.А., Дымова М.Ю. Развитие туризма в Республике Адыгея / Туристско-рекреационный комплекс в системе регионального развития: материалы VI Междунар. науч.-практ.конфер. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2018. С. 127-130.

12. Горяйнов С.Г. Инновационные технологии развития внутреннего туризма на юге России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uecs.ru/uecs-112-62018/item/4948-2018-05-29-09-46-52. Дата обращения 18.04.2020.

13. Деловых туристов зовут на Юг [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3559460. Дата обращения 18.04.2020.

14. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Р32 . Стат. сб. / Росстат. М., 2019. 1204 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/region/reg-pok18.pdf. Дата обращения 18.04.2020.

15. Федеральное агентство по туризму. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2/. Дата обращения 21.04.2020.

16. Национальный туристический рейтинг-2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rustur.ru/naciona1nyj-turisticheskij-rejting-2019. Дата обращения 18.04.2020.

17. Богданов Д. Туризм на Юге России: Цифры, факты, тенденции...[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zm-sochi.ru/pub1ikatsii-2/411-turizm-na-yuge-rossii-tsifry-fakty-tendentsii. Дата обращения 18.04.2020.

18. Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn/. Дата обращения 18.04.2020.

19. Министерства по туризму южных регионов России начали развивать проект «Золотое кольцо Боспорского царства» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.russian-bospor.ru/ministerstvo-po-turizmu-yuzhnih-regionov-rossii-i-rgo-nacha1i-razvivat-proekt. Дата обращения 18.04.2020.

20. Антошкина В.В, Остапенко В., Фоменко Е.В. Проблемы и современное состояние сельского (аграрного) туризма / Развитие аграрного (сельского) туризма на территории Краснодарского края: поиски, проблемы, решения / Под ред. А.А. Самойленко, И.М. Фединой. Материалы Первой Межрегиональной молодежной науч.-практ. конференции. Краснодар: КСЭИ, 2016. С. 17-23.

151

21. Старостина Л. Современное состояние агротуризма в областях РФ: пароли и явки. 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.agroxxi.ru/zhurnal-agromir-xxi/stati-rastenievodstvo/sovremennoe-sostojanie-agroturizma-v-oblastjah-rf-paroli-i-javki.html. Дата обращения 23.04.2020.

22. Яковенко И.М., Лозова Д.В. Сельский туризм как фактор социально-экономического развития Равнинного Крыма // Ученые записки КФУ имени В.И. Вернадского. 2018. Том 4 (70). №1. С.80-95.

23. События и мероприятия Краснодарского края 2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--80abgt2arj5e3aj.xn--. Дата обращения 24.04.2020.

24. Календарь событий Республики Крым 2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://travelcrimea.com/i/Calendar2020.pdf?2. Дата обращения 24.04.2020.

25. Национальный календарь событий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eventsinrussia. Дата обращения 24.04.2020.

26. MICE на юге: в ожидании праздника [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bt-magazine.ru/journal_article/285.html. Дата обращения 18.04.2020.

SOCIO-CULTURAL RESOURCES AS A FACTOR OF RECREATIONAL DEVELOPMENT IN THE SOUTH OF RUSSIA Yakovenko I.M.

V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation E-mail: yakovenko-tnu@ya.ru

The process of modern recreational development in the South of Russia is characterized by sharp disproportions in the functional structure of tourist and recreational complexes of individual subregions. Natural recreational resources are well developed on the territory of the majority of subjects of the Southern Federal district of the Russian Federation and medical and recreational specialization has been achieved. The potential of socio-cultural resources h as not been fully explored and realized. There is still a significant gap between the subjects of the Southern Federal district in the level of recreational development and the level of tourism activity. In terms of the number of places in collective accommodation facilities per 1000 people, the Krasnodar territory and the Republic of Crimea are leading, while the average level is demonstrated by the Volgograd, Astrakhan regions and Sevastopol. The availability of accommodation facilities in the Republic of Adygea and the Republic of Kalmykia is 8-10 times less. Actualization of the potential of socio-cultural resources can play an important role in solving the problem of eliminating the sharp differentiation of the regions of the South of Russia by the level of recreational development. The potential of socio-cultural resources includes material and non-material manifestations and results of the entire set of socio-cultural processes occurring in the region. Its main components are a huge cultural heritage, ethnic and religious diversity of the population, and a high level of economic activity.

The priority directions of using socio-cultural resources to optimize the process of recreational development in the South of Russia are the development of cultural, ethnographic, religious (including pilgrimage), agricultural (rural), wine and gastronomic,

152

event and festival, and business tourism. The priority tasks of updating social and cultural resources are:

— A systematization of all types of socio-cultural resources of the region and a detailed assessment of the prospects for their comprehensive exploitation.

— The development and implementation of projects to create new resources in areas with poor socio-cultural potential.

— The development of inter-district cooperation projects based on the socio-cultural resource potential of the sub-regions of the South of Russia.

— The development of a special infrastructure for socio-cultural types of tourism.

— The development of a common portal of socio-cultural types of tourism in the Southern Federal district.

— A creation of an inter-district coordination center for providing information to consumers, strategic planning and management of socio-cultural tourism in the South of Russia.

Keywords: socio-cultural resources, recreational development, South of Russia, cultural tourism, ethnographic tourism, religious tourism, rural tourism, event and festival tourism, business tourism.

References

1. Doklad o sostoyanii i razvitii turizma v Rossijskoj Federacii v 2017 godu /Minkul'tury, M., 2018. URL: https://www.mkrf.ru/. (accessed 17.04.2020). (in Russian)

2. Oborin M.S., Kozhushkina I.V., Gvarliani T.E. Istoricheskie i social'no-ekonomicheskie predposylki ustojchivogo razvitiya kurortnyh aglomeracij YUga Rossii. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-i-sotsialno-ekonomicheskie-predposylki-ustoychivogo-razvitiya-kurortnyh-aglomeratsiy-yuga-rossii. (accessed 18.04.2020). (in Russian)

3. Yakovenko I.M., Vojtekhovskij D.V. Strukturno-dinamicheskie osobennosti rekreacionnoj aglomeracii. Geopolitika i ekodinamika regionov, 2018, V.4 (14), no 1, pp. 5-15. (in Russian)

4. Yakovenko I.M. Podhody k obosnovaniyu struktury i soderzhaniya Atlasa sociokul'turnyh processov Krymu. Uchenye zapiski KFU imeni V.I. Vernadskogo. Geografiya. Geologiya, 201, V. 5 (71), no 1, pp.63-72.

5. Korzhanova A.A. Turizm kak resurs. Sociokul'turnye turistskie resursy. Molodoj uchenyj, 2010, no 11 (22), V. 1, pp. 140-142. URL: https: //moluh.ru./archive/22/26260/. (accessed 18.04.2020). (in Russian)

6. Belikov M.YU., Volkova T.A., Mishchenko A.A., Sidorova D.V. Problemy i perspektivy razvitiya turizma na yuge Rossii: Respublika Krym i Krasnodarskij kraj. Geopolitika i patrioticheskoe vospitanie, 2016, no 18, pp. 28-34. (in Russian)

7. Kambarova E.A., CHajka I.G. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya turistsko-rekreacionnogo kompleksa municipal'nyh obrazovanij Krasnodarskogo kraya. Voprosy geografii. Sb. 139. Teoriya i praktika turizma. M.: Kodeks, 2014. pp. 247-268. (in Russian)

8. Ten C.B. Perspektivy ispol'zovaniya mekhanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva dlya razvitiya turizma na yuge Rossii. Nauchnyj zhumal KubGAU. 2013. № 88(04) URL: http://ej.kubagro.ru/2013/04/pdf/42.pdf. (accessed 18.04.2020). (in Russian)

9. Teunaeva Z.N. Razvitie sfery turistsko-rekreacionnyh uslug YUga Rossii na osnove mezhregional'noj integracii. PhD Thesis: Rostov-na-Donu, 2009. 31 p. (in Russian)

10. Morozov S.A. Kul'turnoe nasledie YUga Rossii, kul'turno-poznavatel'nyj turizm i problemy modernizacii rossijskogo obshchestva URL: http://sbricur.com/wp-content/uploads/2015/01/9_Morozov.pdf. (accessed 18.04.2020). (in Russian)

11. Karpova YU.I., Ryzhivalova E.A., Dymova M.YU. Razvitie turizma v Respublike Adygeya. Turistsko-

153

rekreacionnyj kompleks v sisteme regional'nogo razvitiya: materialy VI Mezhdunar. nauch.-prakt.konfer. Krasnodar: Kubanskij gos. un-t, 2018. p. 127-130. (in Russian)

12. Goryajnov S.G. Innovacionnye tekhnologii razvitiya vnutrennego turizma na yuge Rossii URL: http://uecs.ru/uecs-112-62018/item/4948-2018-05-29-09-46-52. (accessed 18.04.2020). (in Russian)

13. Delovyh turistov zovut na YUg [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.kommersant.ru/doc/3559460. Data obrashcheniya 18.04.2020.

14. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli. 2019: R32 . Stat. sb. / Rosstat. M., 2019. 1204 p. URL:https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/region/reg-pok18.pdf. (accessed 18.04.2020). (in Russian)

15. Federal'noe agentstvo po turizmu. Oficial'nyj sajt URL:https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2/. (accessed 21.04.2020). (in Russian)

16. Nacional'nyj turisticheskij rejting-2019. URL: https://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting-2019. (accessed 18.04.2020). (in Russian)

17. Bogdanov D. Turizm na YUge Rossii: Cifry, fakty, tendencii. URL: https://zm-sochi.ru/publikatsii-2/411-turizm-na-yuge-rossii-tsifry-fakty-tendentsii. (axxessed 18.04.2020). (in Russian)

18. Svedeniya iz Edinogo gosudarstvennogo reestra ob"ektov kul'turnogo naslediya (pamyatnikov istorii i kul'tury) narodov Rossijskoj Federacii. URL: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn/. (accessed 18.04.2020). (in Russian)

19. Ministerstva po turizmu yuzhnyh regionov Rossii nachali razvivat' proekt «Zolotoe kol'co Bosporskogo carstva» URL: https://www.russian-bospor.ru/ministerstvo-po-turizmu-yuzhnih-regionov-rossii-i-rgo-nachali-razvivat-proekt. (accessed 18.04.2020). (in Russian)

20. Antoshkina V.V, Ostapenko V., Fomenko E.V. Problemy i sovremennoe sostoyanie sel'skogo (agrarnogo) turizma. Razvitie agrarnogo (sel'skogo) turizma na territorii Krasnodarskogo kraya: poiski, problemy, resheniya / Pod red. A.A. Samojlenko, I.M. Fedinoj. Materialy Pervoj Mezhregional'noj molodezhnoj nauch.-prakt. konferencii. Krasnodar: KSEI, 2016. pp. 17-23. (in Russian)

21. Starostina L. Sovremennoe sostoyanie agroturizma v oblastyah RF: paroli i yavki. 2012. URL: https://www.agroxxi.ru/zhurnal-agromir-xxi/stati-rastenievodstvo/sovremennoe-sostojanie-agroturizma-v-oblastjah-rf-paroli-i-javki.html. (accessed 23.04.2020). (in Russian)

22. Yakovenko I.M., Lozova D.V. Sel'skij turizm kak faktor social'no-ekonomicheskogo razvitiya Ravninnogo Kryma. Uchenye zapiski KFU imeni V.I. Vernadskogo, 2018, V. 4 (70), no 1, pp. 80-95. (in Russian)

23. Sobytiya i meropriyatiya Krasnodarskogo kraya 2020. URL: https://xn--80abgt2arj5e3aj.xn--. (accwssed 24.04.2020). (in Russian)

24. Kalendar' sobytij Respubliki Krym 2020. URL: https://travelcrimea.com/i/Calendar2020.pdf?2. (accessed 24.04.2020). (in Russian)

25. Nacional'nyj kalendar' sobytij. URL: http://eventsinrussia. (accessed 24.04.2020). (in Russian)

26. MICE yna yuge: v ozhidanii prazdnika URL: http://bt-magazine.ru/journal_article/285.html. (accessed 18.04.2020). (in Russian)

Поступила в редакцию 11.06.2020 г.

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.