ББК 60.021
М.В. Бекарюков
Социокультурные предпосылки усиления интереса
А
к эзотерическим учениям
M.V. Bekaryukov
Socio-Cultural Pre-Requisites to Strengthen Interest in the Esoteric Teachings
Рассматриваются социальные и психологические предпосылки, приводящие к возрастанию интереса к эзотерическим учениям и увеличению числа эзотерических обществ в социальном пространстве. В исследовании использован комплексный подход с применением социологических, психологических, культурологических и религиоведческих разработок. Ключевые слова: эзотерика, оккультизм, тайные общества.
The article deals with social and psychological pre-requisites that lead to strengthen interest in the esoteric teachings and increase the number of esoteric societies in the social space. The study applied a complex approach using psychological, sociological, culturological and religious studies.
Key words: esotericism, occultism, secret societies.
Рассматривая историю западной эзотерики, можно выделить несколько периодов, когда она переживала особый расцвет и когда интерес к ней заметно снижался [1, с. 34-73; 2, с. 21-30]. В данной статье будет предпринята попытка определить причины периодического возрастания интереса к эзотерике.
Под эзотерикой мы будем понимать специфический аспект западной культуры, получивший в современной науке название «западный эзотеризм», корни которого лежат в синкретизме эпохи Возрождения. В этом аспекте культуры нашли свое выражение и в известной мере синтез различные явления предыдущих эпох, такие как каббала, алхимия, гнозис, астрология, герметизм [3].
Усиление интереса к эзотерике как особой форме духовной культуры способствует появлению различных эзотерических обществ, которые институционализируют эзотерические учения. Поскольку любой социальный институт выполняет определенные функции и его существование определяется востребованностью этих функций со стороны общества [4], для того, чтобы определить причины усиления интереса к эзотерике, необходимо рассмотреть функции, которые выполняет эзотерическая группа в социальной структуре.
Любая эзотерическая группа, институционализируясь в социальной структуре, стремится выполнить следующие функции (см. подробнее: [5]): 1) интегративную - определяет место и роль человека в обществе, а также те ценности, с помощью которых человек
ориентируется в жизни и формирует свое окружение; 2) воспроизводства образца - путем социализации новых членов группы и передачи знаний и определенных ритуалов внутри цепочки взаимодействия «Учитель -Ученик»; 3) объясняющую и адаптивную - путем конструирования собственной Картины Мира; 4) обеспечения чувства онтологической безопасности -путем высокой солидаризации между членами группы, а также структурированием и опривычиванием потенциально нестабильных сфер жизни.
Здесь важно отметить, что подобные функции выполняют и традиционные религиозные институты. Социологи отмечают, что религия способствует укреплению солидаризации членов социальных групп, она помогает человеку обрести чувство онтологической безопасности (см. например: [4, с. 498]). Таким образом, мы получаем две социальные структуры, выполняющие схожие функции. Это становится возможным вследствие того, что эзотерика, наука и онтологические подсистемы религии рядоположны друг другу, в силу чего они иногда пересекаются [6, с. 72]. Однако следует помнить, что эзотерические группы не замещают собой институт церкви, они лишь выполняют сходные с ним функции и имеют общие точки пересечения. Как замечает Т. Парсонс, «наука, прикладная наука, философия и идеология, а также религиозные убеждения обязательно связаны друг с другом и в каком-то отношении всегда друг с другом перекрещиваются» [4, с. 496]. То же самое можно сказать и в отношении эзотерики.
* Издание статьи осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект №10-03-00-884м/Мл.
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Если существует несколько рядоположных социальных институтов, выполняющих схожие функции, то логично будет предположить, что ослабление и кризис одного из них повлечет за собой усиление другого, что мы и можем наблюдать при рассмотрении истории западной цивилизации. Эзотерические группы заявляют об обладании древним сокровенным знанием, утраченным современным обществом, которое хранилось в среде посвященных и с помощью которого можно восстановить утраченное равновесие. Факт усиления эзотерических, мистических и эсхатологических настроений в кризисные, переломные моменты отмечают многие исследователи эзотерики [7, с. 3; 1, с. 63].
Кроме внутренних причин (кризиса мировоззрения), усилению интереса к эзотерике часто способствуют причины внешние. Так, например, в эпоху Возрождения такой причиной был перевод герметического корпуса.
В XIX в. роль такого внешнего фактора, повлиявшего на новое массовое увлечение эзотеризмом, играли индийские религиозные тексты, интерес к которым был сформирован как учеными-востоковедами, так и эзотериками - Е.П. Блаватской, А.П. Синнетом, Е.И. и Н.К. Рерихами и др.
Внешняя причина, рассмотренная нами, тесно связана с внутренней. Перевод герметических текстов не оказал бы такого влияния на общество, если бы не было кризиса церкви и культуры в целом, который заставил искать некие утерянные ценности в прошлом. С другой стороны, если бы не были переведены герметические тексты, то, вероятнее всего, эзотеризм не привлек бы к себе внимания и не рассматривался бы как возможный путь выхода из сложившейся ситуации. Указанные причины возрастания интереса к эзотерике характерны не только для эпохи Возрождения, взятой в качестве примера, эти причины носят универсальный характер. Далее охарактеризуем три причины, обусловливающие привлекательность эзотерических учений.
1. Поскольку рост интереса к эзотерике сопровождается культурными и социальными кризисами, можно говорить о том, что эзотерическая группа может явиться механизмом, реализующим потребность человека, названную Э. Фроммом «бегством от свободы». Как отмечает исследователь, потребность в «бегстве» обусловлена тем, что человек не в силах вынести то, что он предоставлен собственным силам, и то, что он сам должен придать смысл своей жизни, а не получить его от некоей высшей силы [8, с. 11]. Тенденция бегства свойственна не всем людям, однако она усиливается в кризисные моменты.
В своем исследовании Э. Фромм выделяет три основных механизма бегства [8, с. 115-166]: 1) авторитаризм; 2) разрушительность; 3) автоматизирующий конформизм. Нас интересует первый механизм
бегства, поскольку зачастую именно он реализуется в эзотерических группах.
Авторитаризм включает в себя садистские и мазохистские тенденции. Садистские тенденции связаны со стремлением к власти и управлению другими, что создает иллюзию могущества и безопасности. В таком случае «жажда власти коренится не в силе, а в слабости» [8, с. 134]. Мазохистские тенденции, в свою очередь, связаны со стремлением подчиняться силе и снять, таким образом, ответственность за принимаемые решения. «Став частью силы, которую человек считает непоколебимой, вечной и прекрасной, он становится причастным к ее мощи и славе» [8, с. 129-130].
Любая эзотерическая группа предлагает своим последователям стабильное положение в обществе, не зависимое от случайностей. Другими словами, эзотерическое посвящение предполагает передачу определенной сакральной власти адепту. Таким образом может реализовываться первый авторитарный (т.е. садистский) механизм бегства.
Помимо этого, эзотерический институт определяет место и роль человека в обществе, а также те ценности, с помощью которых человек ориентируется в жизни и формирует свое окружение. Адепты подчиняются определенным правилам, расписывающим поведение соответственно их новой социальной роли, и выполняют особые ритуальные практики.
Следовательно, эзотерическая группа способствует сохранению чувства онтологической безопасности у своих последователей посредством встраивания их в определенную иерархическую систему, а также рутинизации и опривычивания повседневной жизни с помощью соблюдения особых предписаний и выполнения ритуальных практик. Подобным образом может реализовываться второй авторитарный механизм бегства, заключающийся в подчинении власти, встраивании в определенную структуру (мазохистский).
Важно, однако, отметить, что члены эзотерических групп необязательно реализуют в них подобные механизмы бегства. Бегство от свободы ни в коем случае не должно восприниматься как их основная цель.
2. Стремление к власти, рассмотренное нами выше как один из механизмов бегства от свободы, часто может являться лишь частным проявлением более мощного стремления к власти и подчинению, названного Ф. Ницше «волей к власти». Ф. Ницше рассматривал волю к власти как основную движущую силу человеческой деятельности [9, с. 881-892]. Одно из наиболее ярких выражений стремления к власти можно найти в таком практическом выражении эзотерических учений, как магия, движущей силой которой зачастую является жажда власти [10, с. 3].
Таким образом, перспектива реализации воли к власти может выступать вторым важным элементом,
побуждающим индивида вступить в эзотерическую группу. Как и в предыдущем случае, здесь следует оговориться, что реализация «воли к власти» не является основной целью большинства эзотериков.
3. Наиболее важной причиной будет выступать стремление, которое, вслед за Н.А. Хреновым, можно назвать «волей к сакральному». Стремление к сакральному обычно ассоциируется с религией и религиозными институтами, однако это не обязательно так. Как отмечает Н.А. Хренов, «религиозный смысл явно не исчерпывает смысла воли к сакральному, которая с кризисом религии в мире не только не угасает, но, наоборот, получает вторую, не менее интенсивную жизнь» [11, с. 7]. Воля к сакральному может выступать также в секулярных, партийных и идеологических формах [11, с. 6]. Можно говорить о том, что все эзотерические учения так или иначе направлены на познание некоей сакральной реальности (как бы она в конкретном случае ни описывалась и ни называлась). При этом познание этой реальности, ее законов и устройства является необходимой целью адептов эзотерических обществ. Оно может выступать как: 1) самоцель - приобщение к сакральному, встраивание личности в божественный миропорядок посредством ее трансформации в теургических и мистических практиках; 2) средство - для управления Вселенной, подчинения духов, изменения существующей имманентной, профанной реальности в интересах адепта. В любом случае для достижения этих целей необходимо овла-
дение сакральными знаниями, приобщение к миру сакрального.
Таким образом, мы можем говорить о том, что рост интереса к эзотерическим учениям обусловлен двумя видами причин - внутренними и внешними. Внутренние причины связаны с кризисом, происходящим в культуре. Интерес к эзотерике усиливается в моменты социокультурной нестабильности - когда теряется чувство онтологической безопасности, уверенности в будущем и нарушается привычный уклад жизни. Внешние причины усиления интереса к эзотерике связаны, как правило, с открытием текстов иных культурных и религиозных традиций, которые в эзотерических учениях получают особое альтернативное толкование.
Эзотерические учения и эзотерические группы являются привлекательными за счет того, что предлагают своим последователям реализацию трех психологических потребностей: 1) потребности в безопасности, которая может реализоваться посредством авторитарного (садистского или мазохистского) механизма бегства от свободы; 2) стремления к власти -посредством уверенности в том, что адепт обладает властью над силами природы, судьбой, ангелами и прочим, а также посредством реальной социальной власти над собратьями по эзотерической группе, стоящими ниже по иерархической лестнице; 3) воли к сакральному - посредством посвящения в тайные знания и ритуального приобщения к сакральной реальности.
Библиографический список
1. Золотухина-Аболина Е.В. Эзотерика для непосвященных, или Нерасколдованный мир. - Пенза, 2009.
2. Кинг Ф. Современная ритуальная магия. - М., 1999.
3. Hanegraaff W. Some Remarks on the Study of Western Esotericism [Электронный ресурс]. - URL: http://www. esoteric.msu.edu/Hanegraaff.html.
4. Парсонс Т. О социальных системах. - М., 2002.
5. Бекарюков М.В. Функции эзотерических групп в социальном пространстве // Актуальные проблемы развития социально-политического и религиозного пространства России : сб. ст. / под ред. П.К. Дашковского, Е.В. Притчиной. -Вып. 4. - Барнаул, 2008.
6. Копылов Г.Г. Эзотерика, наука, экстрасенсорика: как не быть «лженаукой» // Дискурсы эзотерики (философский анализ) : сб. ст. - М., 2001.
7. Балагушкин Е.Г Предисловие // Мистицизм: теория и история / под ред. Е.Г. Балагушкина, А.Р. Фокина. - М., 2008.
8. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 2008.
9. Ницше Ф. Воля к власти // Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы. - Минск, 2009.
10. Кавендиш Р. Магия Запада. - М. ; СПб., 2006.
11. Хренов Н.А. Воля к сакральному. - СПб., 2006.