Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИСЛАМСКОЙ СЕМЬИ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИСЛАМСКОЙ СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКАЯ СЕМЬЯ / ISLAMIC FAMILY / КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ / CULTURAL TRADITION / ЛЮБОВЬ / ОБРАЩЁННАЯ В ПЕЧАЛЬ / LOVE TURNED INTO SADNESS / ДОМ КАК СИМВОЛ ЦЕЛОСТНОСТИ / THE HOUSE AS A SYMBOL OF INTEGRITY / БОРЬБА С ЧУВСТВЕННОСТЬЮ / THE STRUGGLE AGAINST SENSUALITY / КОНСЕРВАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР ИСЛАМСКОЙ СЕМЬИ / THE CONSERVATIVE NATURE OF THE ISLAMIC FAMILY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Агзамова Лилия Мавлявиевна

В статье исследуется сложный душевный и духовный мир исламской семьи, который, в свою очередь, составляет предпосылку её формирования. Автор обосновывает ту мысль, согласно которой исламская семья, как и всякая иная, основана на любви как сущностной силе человека. Но эта любовь, зачастую, обращена в печаль, метафизическое страдание, которое связано с домом как символом художественно-религиозной и нравственной целостности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural preconditions for the formation of an Islamic family

The article explores the complex spiritual and spiritual world of the Islamic family, which in turn is the prerequisite for its formation. The author justifies the idea that the Islamic family, like any other, is based on love as the essential power of man. But this love is often turned into sadness, metaphysical suffering, which is connected with the house as a symbol of artistic, religious and moral integrity.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИСЛАМСКОЙ СЕМЬИ»

Дискуссионная трибуна

Л.М. АГЗАМОВА аспирант факультета философии и социологии БашГУ

Социокультурные предпосылки формирования

исламской семьи

Социально-философский анализ различных социальных институтов сопряжён с поиском современным российским обществом своей духовной и культурной идентичности. В данном отношении институты семьи и религии требуют своего дальнейшего осмысления. При этом, сама взаимосвязь семьи и религии раскрывается в традиции, где мы наблюдаем передачу ценностей, включая и духовные, от поколения к поколению; на культурной традиции, как известно, основана сама культурная жизнь. Этот вывод требует обоснования значимости социальных аспектов художественно-религиозной целостности семьи, включая и исламскую, исследования эстетических, нравственных и религиозных доминант семьи, эстетического своеобразия исламской семьи, её религиозного символа.

Исламская семья, конечно, как и всякая иная семья, основана на любви. Но эта любовь (в отличие от христианской), зачастую, обращается в печаль, в метафизическое страдание по миру никогда ещё не бывшему, в печаль по поводу того, что всё хорошее не явится снова, в печаль, связанную с утратой тех прекрасных мгновений, которые сопряжены с домом как символом художественно-религиозной и нравственной целостности.

Исламские поэты, особенно относящиеся к суфизму, избегают «покорности судьбе ради мечты о некоей свободе, почти божественной», но сам поэт «не пытается ею воспользоваться, когда она ему ниспослана...»'

В данном отношении представляет неподдельный интерес обратиться к тем аспектам исследования мусульманского брака, которые связаны с социокультурной формой его реализации. «Одного согласия мужчины и женщины недостаточно для бракосочетания. До заключения брачного договора жениху и невесте запрещается видеть друг друга, даже тайно»2. Это видимо, объясня-

Агзамова Лилия Мавлявиевна, e-mail: [email protected].

1 Масиньон, Л. Методы художественного выражения у мусульманских народов // Арабская средневековая культура и литература. М., 1978, с. 57-59.

Керимов, Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978, с. 92.

ется тем, что семья как естественный и нравственный союз двух лиц есть ступень перехода человека в эпоху духовной и социальной зрелости, которая характеризуется наличием противоречия между трансцендентной устремлённостью человека к миру «всечеловеческих» ценностей и в то же время желанием человека достичь жизненного и творческого благополучия, а в конечном счёте, общественной стабильности, которой подчинена семья.

Социокультурными предпосылками формирования исламской семьи является прежде всего письменное слово и, главным образом, прозаическое, которое запечатлено в Коране.

В Средние века Коран рассматривался мусульманами, как шедевр художественного мастерства, он являл собою истинный шедевр художественного слова. Коран, в принципе, можно перевести и как некую уникальность, т.е. «неподражаемое совершенст-

о

во»3. Мы находим в Коране образы высокоразвитого образного мышления.

Семья (особенно, исламская!) постоянно связана с добром, причём, на вечные времена. Мусульман ждут «сады с виноградниками». Но исламское письмо, осуществлённое в глубоко прочувствованных эмоциональных формах, сравнимо с объектами красоты и эмоциональной привлекательности.

В данном исследовании социокультурных предпосылок формирования исламской семьи содержится вывод о том, что такая семья как бы ни ориентировалась на соблюдение обрядов, на само соблюдение принципа единства свободы и ответственности, тем не менее, слияние религии и искусства в исламской семье становится реальностью, поскольку сама каллиграфия и искусство слова, в целом, выходят за пределы строгой догматики исламской религии в мир человеческой жизни.

Исламская семья, как уникальная духовная и культурная целостность, обращена к знанию, которое, в принципе, находится «вне досягаемости человека, но во власти всеведущего божест-ва»4. Любящие друг друга супруги не должны скрывать от Бога, что у них на уме. В этом плане, сама «рациональная организация институтов семьи и религии, осуществляемая не в ущерб другим институтам, часто деформируется под влиянием сословных, профессиональных и иных групповых интересов»5.

К социокультурным предпосылкам исламской семьи относятся следующие: 1) стремление к абстракции, лишённой материальной чувственной оболочки; 2) борьба с чувственностью и челове-

"3

Фильштинский, И.М. Арабская литература в Средние века. М., 1977, с. 138.

4 Роузентал, Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М., 1978, с. 34.

5 Мингазова, Н.Р. Социально-философские аспекты взаимосвязи семьи и религии: Автореферат диссертации кандидата философских наук. Уфа, 2005, с. 9.

ческими страстями; 3) борьба с западным рациональным искусством и аскетизм; 4) застывшество и окаменелость мусульманского искусства, которые не только соотносятся с консервативным характером семьи, но в то же время связаны с идеей изменчивости, «неопределённости всего реального, всех предметов и явлений, существующих в дискретном пространстве и времени»6.

Социокультурные предпосылки формирования исламской семьи связаны с чувством декоративности, ритма, орнаментально-сти. Дом исламской семьи - это не просто конкретный образ, а целый эмоциональный мир, как некое настроение. Мужчина и женщина в исламе подвержены передаче всех изгибов эмоционального строя их любви, устремлённой к тоскующей, восторженной личности. Исламская семья, в этом плане, характеризуется глубокой заинтересованностью во внутреннем мире душевных и духовных переживаний. Такая семья воссоединяет европейское мышление с глубоким пониманием неповторимости восточной культуры. Она своеобразно сочетает чувство изящного и подлинно народные, глубинные основы мысли мусульманских народов.

В литературе достаточно хорошо исследованы мусульманский брак и его формы, предписания шариата, которые относятся к прекращению брака, способы определения совершеннолетия, запреты ислама в сфере искусства и запреты в семейно-брачных отношениях, имущественное и наследственное право мусульман7, однако современное исламоведение недостаточно обращает внимание на метафизические, социокультурные основания формирования исламской семьи. Да и в самом вопросе о предпосылках

~ о

происхождения ислама и исламской семьи «многое ещё не ясно»8 .

Агзамова Л.М. Социокультурные предпосылки формирования исламской семьи. В статье исследуется сложный душевный и духовный мир исламской семьи, который, в свою очередь, составляет предпосылку её формирования. Автор обосновывает ту мысль, согласно которой исламская семья, как и всякая иная, основана на любви как сущностной силе человека. Но эта любовь, зачастую, обращена в печаль, метафизическое страдание, которое связано с домом как символом художественно-религиозной и нравственной целостности.

6 Яковлев, Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1977 (2-е изд.), с. 188.

у

Исламская культура в мировой цивилизации и новые идеи в философии / Под ред. Б.С. Галимова, ДА. Гущина, Ю.Н. Солонина. СПб.:Издательство Санкт-Петербургского ун-та, 2001, с. 92-106, 117-121, 150, 156.

Сергеев, М.С. Современное исламоведение и социокультурные предпосылки принятия ислама // Исламская культура в мировой цивилизации и новые идеи в философии. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001, с. 167.

Ключевые слова: исламская семья, социокультурные предпосылки формирования исламской семьи, культурная традиция, любовь, обращённая в печаль, дом как символ художественно-религиозной и нравственной целостности, борьба с чувственностью, консервативный характер исламской семьи и в то же время её подверженность чувству ритма и дома.

Agzamova L.M. Sociocultural preconditions for the formation of an Islamic family. The article explores the complex spiritual and spiritual world of the Islamic family, which in turn is the prerequisite for its formation. The author justifies the idea that the Islamic family, like any other, is based on love as the essential power of man. But this love is often turned into sadness, metaphysical suffering, which is connected with the house as a symbol of artistic, religious and moral integrity.

Keywords: Islamic family, sociocultural preconditions for the formation of an Islamic family, cultural tradition, love turned into sadness, the house as a symbol of artistic, religious and moral integrity, the struggle against sensuality, the conservative nature of the Islamic family and at the same time its susceptibility to a sense of rhythm and home.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.